Научная статья на тему 'Преподобный серафим Вырицкий - духовный приемник гефсиманского старчества'

Преподобный серафим Вырицкий - духовный приемник гефсиманского старчества Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
115
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕФСИМАНСКИЙ СКИТ / СТАРЧЕСТВО / ШКОЛА СТАРЧЕСТВА / ДУХОВНАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ПРП. СЕРАФИМ ВЫРИЦКИЙ / ПРП. ВАРНАВА ГЕФСИМАНСКИЙ / GETHSEMANE SKETE / ELDERS / THE SCHOOL OF ELDERSHIP / SPIRITUAL CONTINUITY / SAINT ST SERAPHIM OF VYRITSA / ST. BARNABAS OF GETHSEMANE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Богачев Е.Н.

В докладе изложены итоги исследования духовной преемственности старчества прп. Серафимом Вырицким от своего духовного отца прп. Варнавы Гефсиманского. Выявлена и всесторонне проанализирована возможность преемственности старчества в миру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

St. Seraphim Vyritsky, the spiritual successor of the eldership of gethsemane

The report presents the results of the study of the spiritual continuity of aging by St. Seraphim of Vyritsky from his spiritual father St. Barnabas of Gethsemane. The possibility of succession of ageing in the world is revealed and comprehensively analyzed.

Текст научной работы на тему «Преподобный серафим Вырицкий - духовный приемник гефсиманского старчества»

Humanity space International almanac VOL. 8, No 5, 2019: 655-660

Преподобный Серафим Вырицкий - духовный приемник Гефсиманского старчества

Е.Н. Богачев

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1 Saint Tikhon's Orthodox University of Humanities Likhov side street, 6, building 1, Moscow 127051 Russia e-mail: evgeny-b11@rambler.ru

Ключевые слова: Гефсиманский скит, старчество, школа старчества, духовная преемственность, прп. Серафим Вырицкий, прп. Варнава Гефсиманский. Key words: The Gethsemane skete, the elders, the school of eldership, spiritual continuity, Saint St Seraphim of Vyritsa, St. Barnabas of Gethsemane. Резюме: В докладе изложены итоги исследования духовной преемственности старчества прп. Серафимом Вырицким от своего духовного отца прп. Варнавы Гефсиманского. Выявлена и всесторонне проанализирована возможность преемственности старчества в миру.

Abstract: The report presents the results of the study of the spiritual continuity of aging by St. Seraphim of Vyritsky from his spiritual father St. Barnabas of Gethsemane. The possibility of succession of ageing in the world is revealed and comprehensively analyzed.

[Bogachev E.N. St. Seraphim Vyritsky, the spiritual successor of the eldership of gethsemane]

Старчество стало феноменом, вытекающим из исторического развития аскетики и мистики Вселенского Православия. Оно является неотъемлемой частью истории Русской Православной Церкви.

Необходимо отметить, что старчество не возникало само по себе, но, по словам архиепископа Вологодского и Тотемского Никона (Рождественского, f1919): «...старцы Божии ... Их не создашь одним предписанием: их надобно воспитывать в святых обителях, как нежные цветки в оранжереях ...» (Прибавления к Церковным Ведомостям, 1909, № 20:859). Именно формирование благоприятных условий для возникновения института старчества в обителях стало главной задачей лучших представителей монашества (Богачев, 2018: 153). В центрах старчества формировались самобытные школы, в которых ученики старцев, опытно, при личном общении проходили через

отсечение своей воли и смирение. Старчество не было ограничено стенами обители или какого-либо места. Ученики старцев, направленные священноначалием на новые места, нередко основывали новые центры старчества (Смулов, Богачев, 2015). Именно таким центром стал в 1843-44 гг. Гефсиманский скит Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Скит прославился своими насельниками - старцами. Особый интерес в гефсиманской школе старчества представляет то, что ученики, ставшие старцами, были не только иноки, например, прп. Герман (Гомзин, |1923) - один из основоположников старчества Смоленской Зосимовой пустыни, но и миряне. Случаев прохождения послушания у старцев мирянами, которые впоследствии сами стали опытными наставниками в духовной жизни, крайне мало. Старчество вне монастыря - явление исключительное, и, как правило, в той или иной степени связанное с монашеским образом жизни (Смулов, Богачев, 2015: 42). Одним из ярких примеров формирования старца в миру является прп. Серафим Вырицкий (Муравьев, |1949), который десятилетия живя в миру, проходил школу послушания у гефсиманского старца прп. Варнавы (Меркулова, |1906).

Преподобный Серафим Вырицкий (в миру Василий Николаевич Муравьев) родился в 1866 г. в семье Николая Ивановича и Хионии Алимпьевны, людей богобоязненных и глубоко верующих, с первых дней прививших сыну любовь к Богу. Семья Муравьевых любила посещать святые места, с особой радостью они приезжали в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру и относящийся к ней Гефсиманский скит. В одной из таких поездок состоялось знакомство юного Василия со своим будущим духовный отцом, старцем-наставником прп. Варнавой Гефсиманским. Однажды духоносный старец наставил отрока: «Что бы ты ни делал, думай о Боге, и Бог поможет тебе» (Филимонов, 2010: 27), и Василий за послушание принял это наставление и исполнял его до конца своих земных дней. Хорошая память мальчика позволила запечатлеть все, чему наставлял его старец и готовить себя в духовные дети и ученики подвижника благочестия. Так начался путь преображения человека, который исполняя свое служение в миру, устремляет

сердце к горнему, всецело следуя Христу.

С ранних лет пришлось Василию трудиться, оказывая помощь овдовевшей матери. Время, свободное от мирских забот, он проводил в храме на богослужениях, либо за чтением Священного Писания и святоотеческих творений. Следуя наставлениям гефсиманского старца, Василий имел постоянное внимание к своим помыслам и желаниям. Прожив благочестиво много лет, подвижник почувствовал острую необходимость в духовном наставнике. Промысел Божий вновь приводит Василия, уже юношу, к отцу Варнаве, который в конце XIX в. стал для православных людей таким же духовным учителем, каким был в начале того века преподобный Серафим Саровский (^ 1833). После продолжительной беседы старец Варнава благословил Василия стать его духовным чадом.

В их личных, нравственных качествах было очень много общего главным, из которых было желание служить Богу и ближним, а духовная близость была крепка, хотя они по многу не видели друг друга лично. Между редкими встречами прилежный послушник исполнял наставления духоносного отца о молитве, чистоте ума, милосердии, а старец советами и святыми молитвами оберегал ученика от соблазнов мира.

По благословению прп. Варнавы Василий Николаевич в 1889 г. венчался с Ольгой Ивановной Нетрониной. С первых шагов супружеской жизни молодая чета Муравьевых была под духовным окормлением старца. По молитвам святого Господь даровал им способность умело совмещать попечения о земном с задачами духовными. Послушные наставлениям о. Варнавы Василий и Ольга смотрели на мир как бы со стороны, не прилагая сердца ни к чему земному. Щедро делился о. Варнава духовным опытом, готовя духовных детей к иночеству и суровым испытаниям. В 1895 г. у Муравьевых родился сын Николай, а позже и дочь Ольга, скончавшаяся в младенчестве. После смерти дочери, благочестивые супруги берут на себя подвиг воздержания и с благословения старца живут как брат и сестра во славу Божию.

Примечателен один случай в отношениях наставника и ученика. Это произошло во время их встречи в Гефсиманском скиту. После продолжительной коленопреклоненной молитвы в

келии старца, о. Варнава трижды благословил своего духовного сына, возложив на него руки. По воспоминаниям самого Василия Николаевича, в душе его и на сердце разлилось какое-то необыкновенное спокойствие до конца его земной жизни, обострилось духовное зрение и окрепла память (Филимонов, 2010: 44).

Многолетнее послушание старцу дало плоды: Василий Николаевич был благодушен и спокоен, просвещаемый умною молитвой Иисусовой опытно познавал действия человеческих страстей и лукавых духов. Многих благодатных даров сподобил Господь благочестивого мирянина, однако, до поры это было сокрыто от мира, лежащего во зле. И вот приблизилось время, когда он должен был выйти на служение людям.

1917 г. коренным образом изменил жизнь России. Руководство страной оказалась в руках безбожной власти. Стать монахом в то время уже было подвигом. В 1920 г. Василий Николаевич становится послушником Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, а через два месяца принимает постриг с наречением имени Варнава в честь св. ап. Варнавы и в память своего духовного отца (Журналы Духовного Собора Александро-Невской Лавры, №24: 29; № 30: 67).

О духовной высоте инока Варнавы (Муравьева) можно судить уже по тому, что после пострижения в монашество, он вскоре был рукоположен в иеродиакона, а менее чем через год -в иеромонаха (Филимонов, 2010: 90). Ведущую роль в этом сыграло многолетнее окормление у великого старца Варнавы Гефсиманского, которое явилось кратчайшим путем духовного восхождения к старчеству. Не прошло и двух лет с момента поступления в обитель, а за духовным советом к отцу Варнаве (Муравьеву) обращалась миряне, большая часть братии Лавры, маститые богословы и иерархи Церкви. Среди них можно назвать епископа Петергофского Николая (Ярушевича, ^ 1961), свщмч. епископа Ладожского Иннокентия (Тихонова, |1937), братьев архимандрита Гурия (Егорова, ^ 1961, в последствии -митрополит Симферопольский и Крымский), свщмч. иеромонаха Льва (Егорова, |1937), архиепископа Хутынского Алексия (Симанского, |1970, будущего Патриарха). К отцу Варнаве стали обращаться за духовным советом и окормлением,

люди хорошо знакомые с явлением старчества, и ранее встречавшиеся со старцами, то есть старец Варнава (Муравьев) заслуживал их полного доверия. Так проявила себя сила духовной преемственности старчества святой Православной Церкви. Живя в миру под духовным руководством старца, и подчинив, через послушание ему, свою волю воле Божией, о. Варнава был удостоен от Бога плодов старчества - это смиренномудрие, прозорливость, пророческое служение и многие другие.

В 1926-27 гг. о. Варнава избирается на должность духовника Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры (Филимонов, 2010: 131). О высоте такого служения говорит то, что у духовника Лавры по традиции окормлялись епископы Петроградской, Новгородской и Олонецкой епархий. Избранный настоятелем и братией ставропигиальной обители старец, духовник, утверждался Предстоятелем Русской Православной Церкви, таким образом, к кандидату предъявлялись весьма высокие требования. И отец Варнава с честью прошел данный искус, приняв перед назначением на должность постриг в ангельский образ схимника с наречением имени Серафим, в честь великого Саровского чудотворца прп. Серафима. Так старчество стало истинным призванием прп. Серафима Вырицкого, Божиим даром за многолетние подвиги в упорной брани со страстями и врагом рода человеческого в послушании у великого гефсиманского старца Варнавы (Меркулова). Прп. Серафим Вырицкий стал старцем-утешителем, как и его святой наставник, для всех ищущих Спасения в жестокое время безбожной власти и войн. Выводы:

1. Прп. Серафим Вырицкий, через послушание прп. Варнаве Гефсиманскому, в полной мере явился преемником гефсиманской школы старчества.

2. Формирование прп. Серафима Вырицкого как старца проходило на протяжении нескольких десятилетий в миру, что подтверждает возможность существования феномена старчества среди мирян и белого духовенства.

3. Находясь в послушании у старца и живя в миру, тем не менее, прп. Серафим Вырицкий проявил склонность и

расположенность к монашескому образу жизни, что явилось благоприятной почвой для восприятия благодати старчества.

4. Школа старчества Гефсиманского скита не ограничилась монастырскими стенами, и вышла в мир. Духовную преемственность гефсиманского старчества через прп. Серафима Вырицкого еще предстоит изучить.

ЛИТЕРАТУРА

Богачев Е.Н. 2018. Старчество как основа духовно-просветительской деятельности гефсиманского скита. - В сб.: XXVIII Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: Материалы. М.: Изд-во ПСТГУ. Прибавления к Церковным Ведомостям, издаваемым при Святейшем правительствующем Синоде. Санкт-Петербург: Синодальная типография, Г 22 1909, № 20. РГИА. Ф. 815, оп. 14, д. 164. Журналы Духовного Собора Александро-Невской

Лавры. Журнал. № 24. РГИА. Ф. 815, оп. 14, д. 164. Журналы Духовного Собора Александро-Невской

Лавры. Журнал. № 30. Смулов А.М., Богачев Е.Н. 2015. Духовное влияние воспитанников Оптиной пустыни на формирование старчества Гефсиманского скита. -Гуманитарное пространство. Международный альманах. 4 (5): 10021018

Смулов А.М., Богачев Е.Н. 2015. Сущностные черты духовного наставника -старца. - Новый университет. Серия: Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. 5 (50): 38-44. Филимонов В.П. 2010.пСвятой преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа. 3-е изд. СПб.: Изд-во «Сатис». 710 с.

Получена / Received: 14.04.2019 Принята /Accepted: 18.05.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.