Научная статья на тему 'Сотериология свт. Игнатия (Брянчанинова)'

Сотериология свт. Игнатия (Брянчанинова) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
454
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВТ. ИГНАТИЙ (БРЯНЧАНИНОВ) / ST. IGNATIUS (BRIANCHANINOV) / ХРИСТИАНСТВО / CHRISTIANITY / ПРАВОСЛАВИЕ / ORTHODOXY / СПАСЕНИЕ / SALVATION / ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ / SPIRITUAL LIFE / ГРЕХ / SIN / СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ / HOLY BIBLE / СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ / HOLY TRADITION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Михайленко Александр Сергеевич

В данной статье рассматривается учение о спасении сотериология в трудах свт. Игнатия Брянчанинова. В ней раскрывается осмысление свт. Игнатием таких понятий, как грех, грехопадение, искупление человека Богом, духовная жизнь. В статье указывается и на объективную сторону спасения то, что Бог сделал для спасения человека, и на субъективную то, что человек должен сделать для своего спасения. К основным выводам можно отнести следующее: видение свт. Игнатием необходимости первенства духовной стороны жизни перед душевной и материальной; значимость не только Священного Писания, но и Священного Предания -творений святых отцов Церкви; необходимость самоотверженного следования заповедям Евангелия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Soteriology of St. Ignatiy (Bryanchaninov)

In the article the doctrine of salvation soteriology is examined in the works of St. Ignaty Bryanchaninov. It is revealed comprehension of such concepts as sin, the Fall, the redemption of a man by God, spiritual life. It is also pointed to the objective side of salvation what God did for salvation of a man, and to the subjective one what a man must do for his salvation. The main conclusions are as follows: St. Ignaty considered necessity of primacy of the spiritual side of life before the spiritual and material; the importance not only of Holy Scripture, but also of Sacred Tradition, works of fathers of the Church; the need for the dedication to the commandments of the Gospel.

Текст научной работы на тему «Сотериология свт. Игнатия (Брянчанинова)»

УДК 27-42

МихайленкоАлександр Сергеевич, магистрант Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью), Россия, г. Старый Оскол almih89@inbox.ru Сотериология свт. Игнатия (Брянчанинова)

Аннотация. В данной статье рассматривается учение о спасении - сотериология - в трудах свт. Игнатия Брянчанинова. В ней раскрывается осмысление свт. Игнатием таких понятий, как грех, грехопадение, искупление человека Богом, духовная жизнь. В статье указывается и на объективную сторону спасения - то, что Бог сделал для спасения человека, и на субъективную - то, что человек должен сделать для своего спасения. К основным выводам можно отнести следующее: видение свт. Игнатием необходимости первенства духовной стороны жизни перед душевной и материальной; значимость не только Священного Писания, но и Священного Предания -творений святых отцов Церкви; необходимость самоотверженного следования заповедям Евангелия.

Ключевые слова: свт. Игнатий (Брянчанинов); христианство; Православие; спасение; духовная жизнь; грех; Священное Писание; Священное Предание.

MikhaylenkoAlexander S., undergraduate of the Belgorod Theological seminary (with missionary orientation)

Russia, Stary Oskol almih89@inbox.ru

Soteriology of St. Ignatiy (Bryanchaninov)

Abstract: In the article the doctrine of salvation - soteriology - is examined in the works of St. Ignaty Bryanchaninov. It is revealed comprehension of such concepts as sin, the Fall, the redemption of a man by God, spiritual life. It is also pointed to the objective side of salvation - what God did for salvation of a man, and to the subjective one - what a man must do for his salvation. The main conclusions are as follows: St. Ignaty considered necessity of primacy of the spiritual side of life before the spiritual and material; the importance not only of Holy Scripture, but also of Sacred Tradition, works of fathers of the Church; the need for the dedication to the commandments of the Gospel.

Key words: St. Ignatius (Brianchaninov); Christianity; Orthodoxy; salvation; spiritual life; sin; Holy Bible; Holy Tradition.

На мировоззрение святителя Игнатия большое влияние оказал его духовный наставник - преподобный Лев Оптинский. Большое влияние также оказала традиция русского старчества, восходящая к преподобному Паисию (Величковскому) [1]. Источниками и средствами обоснования религиозно-богословского учения для Преосвященного Игнатия являются книги Священного Писания, творения святых отцов и аскетов-подвижников православной Церкви, церковно-исторические и богословские сочинения современной ему богословской науки, свидетельства и доводы мирской науки по соприкосновенным вопросам, богатый запас личных наблюдений и внутренний опыт личной подвижнической жизни. Святитель Игнатий опирался по преимуществу на творения отцов, описанных в «Добротолюбии», на творцов «умного делания» - Григория Паламу, преподобного Григория Синаита, патриарха Каллиста II, Игнатия Ксанфопулу, Никифора Уединенника [1]. В тех немногих случаях, когда Епископ Игнатий обращался к опыту древних отцов западной Церкви, таких как преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, Святитель усматривал в нем отображение все того же опыта восточных подвижников [1]. В аскетической литературе Святитель Игнатий видел не только руководство к достижению спасения и духовного совершенства, но он также видел и источник решения вопросов догматического характера, поскольку считал, что только жизнь аскетическая, подвижническая дает деятельное и живое познание человеком Бога [1].

В содержании, цели и условиях христианского подвига спасения души имеет исключительную важность глубокое, искреннее и живое, опытное и ясно сознаваемое убеждение в бытии духовного мира и нашей близости к нему. В возможности постоянного общения с этим миром, в невозможности устраивать даже нашу временную жизнь без всякого соотношения этого устроения к вечности. Этот подвиг спасения души имеет смысл лишь в том случае, когда перед духовным взором христианина постоянно виден Горний Иерусалим. Этот подвиг возможен только при том условии, если принять на веру, что в бытии человеческом нет конца и перерыва, что дух человеческий бессмертен. И что смерть тела есть только начало нового жизненного периода, более сознательного. Вера в Бога, в бытие духовного мира - доброго и злого, в бессмертие души, в духовность и разумную свободу человека, в загробную жизнь и посмертное воздаяние каждому человеку по его делам - составляет необходимые предпосылки православно-христианского подвига спасения души [2, с.30].

Согласно учению Святителя Игнатия, необходимыми условиями духовного возрождения - со стороны объективной - являются Искупительный подвиг Христа Спасителя, учрежденная Господом Иисусом Христом для спасения людей св. Церковь и преподаваемая ею через посредство святых Таинств

спасительная благодать Божия. К условиям субъективным следует отнести: свободное произволение, совесть, веру и несение пожизненного христианского подвига. Благоговейная речь Святителя о Божественном искуплении рода человеческого через воплощение Бога Слова и через страдания, крестную смерть, погребение и воскресение Господа Иисуса Христа раздается во всех творениях Святителя Игнатия. Но наиболее полною, обстоятельною представляется нам речь Епископа в его статье под заглавием: «Изложение учения православной Церкви о Божией Матери» [3]. Спасительная тайна Божественного искупления уясняется Епископом Игнатием в следующих выражениях.

Предвечное Слово - Сын Божий - силою творчества Своего составил себе плоть в утробе Девы: зачался Богочеловек и родился Богочеловек. Сын по Божественному естеству соделался сыном и по естеству человеческому. Родился от Девы Иисус Христос, одно Лицо в двух нераздельных и неслитных естествах, Божеском и человеческом. Божеское естество, несмотря на Свою беспредельность, не уничтожало естества человеческого, и человеческое естество, несмотря на свое неслитное существование, нисколько не стесняло беспредельности естества Божественного. Святитель Игнатий так говорит о Тайне Воплощения: «Вочеловечившийся Господь имел все принадлежности человека: дух, душу и тело. По нераздельности естеств в одном Лице, совершающееся относительно одного естества неизбежно относилось и к другому» [3], «Дева, зачав и родив Бога и человека в одном лице, соделалась материю Бога в точном смысле, потому что рожденный ею был Бог, хотя вместе и был человек» [3]. Богочеловек не имел греха и был вовсе непричастен греху, даже в самых малых его видах. Вот что говорит Святитель Игнатий об Искуплении: «Богочеловек как искупительная Жертва принял на себя все немощи человеческие - последствия падения, - кроме греха, чтоб, искупив человечество, избавить его от бремени этих немощей, явить его в обновленном состоянии, явить его без тех немощей, которые привлечены в естество наше падением [3]», «Сын Божий благоизволил взойти на крест и принести Себя в примирительную жертву за отверженное человечество, чем было совершено не только искупление людей, но и усыновление их Богу» [4]. По Своем Воскресении, Христос вознесся на небо на глазах у своих учеников. Таково учение Святителя Игнатия о спасительной тайне Боговоплощения.

Святитель Игнатий пишет в «Асветической проповеди»: «Когда встанет христианин на тесный путь, тогда усматривает он гибельное обольщение, господствующее на пути широком. Когда он вкусит духовное утешение, которым питает Спаситель шествующих по пути скорбному, как питал Он Израильтян манною в пустыне, тогда возгнушается наслаждением плотским и греховным» [5]. Таков ближайший плод созерцания тайны крестного Искупления. Сущность спасения заключается в возращении общения с Богом. Необходимыми средствами для этого, со стороны объективной, является принадлежность к Св. Православной Церкви, пользование спасительными Таинствами

Церкви и её руководством, потому что, по словам Святителя Игнатия, «в неприкосновенной целости хранится откровенное учение Божие единственно и исключительно в лоне православной Восточной Церкви» [6]. Вполне определенный и совершенно ясный в этом отношении ответ неоднократно преподается в творениях Владыки Игнатия.

Субъективными условиями усвоения человеку спасительной благодати Божией являются вера, совесть, свободное произволение и доброделание. По естественной внутренней взаимной близости этих условий между собою, уяснение их в творениях Епископа Игнатия по большей части идет совместно, тем более что он не ставит себе задач богословской работы, а преследует, главным образом, назидательные цели.

«Два свойства, - говорит Святитель, - две способности насаждены милосердым Богом в человеческое естество, при помощи которых оно, по падении своем и по отчуждении от Бога, может восстать из падения и восстановить общение с Богом. Эти два свойства -свойство покаяния и свойство веры. За покаяние Бог дарует прощение грехов, а вере открывает Себя и дарует Богопо-знание, к какому только способен человек, какого он собственными средствами приобрести никак не может» [7].

Хотя при ближайшем наблюдении своего внутреннего мира, человек и усматривает решительное расстройство своей собственной воли, непокорность её разуму, тем не менее, человек сознает, что его воля свободна в избрании добра и зла. Как произвольно отступил человек от Богообщения, так же произвольно предоставлено человеку принять или отвергнуть спасение. Святитель Игнатий пишет: «Для человеков неизбежны или плен, или борьба. Благочестивый подвиг есть не что иное, как деятельное принятие спасения, как явление нашего произволения, показываемое и доказываемое самым опытом, самою жизнию» [8].

Для борьбы с грехом и для совершения, вообще, душевного спасения человеку нужно глубокое и точное самопознание и, особенно, «зрение греха своего». Для этой цели, для беспристрастного и правильного самопознания, обусловливающего духовный подвиг человека, имеет исключительную важность внимание к своей совести, а сама совесть является книгой самопознания. Совесть, по видению Епископа Игнатия, является «компасною стрелкою, на которую должен постоянно и внимательно смотреть кормчий духовного корабля - ум: пусть этот кормчий стремится неуклонно к блаженной вечности, памятуя, что забвение о вечном блаженстве приводит к вечному бедствию. Пусть присматривается он часто, как бы к компасной стрелке, к совести, чтобы не принять направления, несогласного с направлением, указанным сове-стию» [9].

Подобно своим наставникам - аскетам древности, Святитель Игнатий, классифицируя греховные состояние, указывает восемь главных видов страстей с их подразделениями и отраслями. Основными страстями греховной

души отмечаются: чревообъядение, любодеяние, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость [10]. Как основные, так и производные, и второстепенные греховные состояния человека в суждениях Епископа Игнатия оцениваются с точки зрения необходимости духовного делания для достижения вечного спасения и борьбы с плотским мудрованием, как главным препятствием душевного спасения. Так, рассуждая о преимущественно развитом в иноческой жизни телесном подвиге, он ценит этот подвиг не сам по себе, но по той пользе, какую он приносит преимущественно для ума и сердца. И также во всех страстях Святитель Игнатий видит, прежде всего, урон, наносимый душе и уму человека. Так, по отношению к блудной страсти и связанным с ней греховным состоянием отмечается удаление и отчуждение от Бога, истощение сил ума, сердца и тела, и пустота души, образующаяся от греховной жизни [11]. Особым образом святитель останавливается на страстях тщеславия и гордости, видя в гордости корень для всех других пороков.

Владыка Игнатий дает нам по вопросу о спасении определенный и полный ответ: «Чтоб знать, в чем состоит спасение наше, надо знать наперед, в чем состоит наша погибель, потому что спасение нужно только для погибших. Ищущий спасения, этим самым по необходимости признает себя погибшим: иначе для чего бы ему искать спасения? Погибель наша совершилась чрез уничтожение общения нашего с Богом и чрез вступление в общение с падшими и отверженными духами. Спасение наше заключается в расторжении общения с сатаною и в восстановлении общения с Богом» [12]. Таким образом, в спасении можно различать две стороны: отрицательную - в расторжении общения с началом греха, и положительную - в восстановлении общения с Богом.

Понимаемое со стороны отрицательной, душевное спасение есть пожизненный процесс борьбы с грехом. В этом отношении душевное спасение есть, по словам Святителя Игнатия, «сознание своей греховности, раскаяние в соделанных грехах, решение отказаться от грехов, исповедать их, извергнуть из себя преступную любовь к греху искренним обличением греха» [7].

По глубокому греховному извращению человеческой природы, отречение от мира и греха, служащее необходимым условием начала новой жизни, мыслится нами как отречение от себя, а по осуществлению своему переносится греховным человеком так же болезненно, как лишение жизни. В этом смысле понимает Преосвященный Игнатий слова Христа Спасителя о погублении и спасении души (Мр. VIII, 34-35). Этими словами, по толкованию Епископа Игнатия, требуется отвержение не бытия, а отвержение падшего естества, его воли, разума, его правды: «Отвержение падшего естества есть неизбежная, осязательная необходимость спасения. Совершает это отвержение тот, кто непрестанно изучает Евангелие и старается оживлять его в себе всею деятельностью своею» [13].

Понимаемое состороны положительной, душевное спасение изображается в творениях Епископа Игнатия как Богообщение: жизнь в Боге, видение

Бога очами веры, ощущение жизни вечной. Усыновление Богу в Таинстве крещения выражается в теснейшем соединении с Богом в таинстве Святого Причащения и жизни по заповедям. Святитель Игнатий пишет: «Исполняй заповеди Господа - и чудным образом увидишь Господа в себе, в своих свойствах. Так видел в себе Господа святой Апостол Павел: он требовал этого видения от христиан; тех, которые его не имели, называл недостигшими состояния, должного христианом» [14].

Отрицательная сторона спасения, т.е. самоотречение, тесно связано с положительной стороной, т.е. с Богообщением. Первая приводит ко второй, как бы подготовляет её. Спасение состоит в Богообщении, но кто хочет достигнуть этого, должен отречься от себя, от самой своей «правды». Епископ Игнатий пишет: «От праведных своею праведностью отрицается Христос, отвергает их» [15]. Отречение человека от греховного начала самости, выражающегося в грехе и видимом добре, являются необходимым условием достижения положительной стороны спасения, т.е. усвоения Христу. Святитель Игнатий пишет: «Смирение и рождающееся из него покаяние - единственное условие, при котором приемлется Христос; смирение и покаяние - единственная цена, которою покупается познание Христа; смирение и покаяние -единственное нравственное состояние, из которого можно приступить ко Христу, усвоиться ему» [15].

В трудах свт. Игнатия видна его точка зрения на жизнь: она есть школа душевного спасения, и никакого мирского выкупа человек не может дать за свою душу. Спасение души есть первая потребность жизни и неотложная обязанность человека. Понимая искупительный подвиг Христа Спасителя как величайшее и непостижимое деяние Божественной любви, Епископ Игнатий понимает весь душеспасительный подвиг как отзвук и приобщение любовью человека к Богу, к Божественной Любви. Сознание свт. Игнатием немощи человеческого естества, глубины его падения и невозможности самостоятельно выбраться из этого падения неотступно указывают для него на необходимость усердного следования голосу Святой Церкви. Отсюда основная идея творений Святителя Игнатия (Брянчанинова) - созидание душевного спасения по разуму Святой Православной Церкви.

Библиография

1. Большакова С.Е. Игнатий Брянчанинов//Православная энциклопедия. [Электронный ресурс] / С. Е. Большакова.- URL: http://www.pravenc.ru/text/293401.html (дата обращения 04.09.2017).

2. Соколов Л. Епископ Игнатий. Его жизнь, личность и морально -аскетические воззрения [Текст]/ Л. Соколов. Репр. изд. 1915 г. - М.: Сретенский монастырь, 2002.

3. Игнатий (Брянчанинов), свт. Изложение учения Православной церкви о Божией Матери [Электронный ресурс] / Игнатий (Брянчанинов), свт.

// Аскетическая проповедь. Т.4. - URL:

http://bryanchaninov.ru/sobranie/tom4_asketicheskaya_propoved.shtml (дата обращения 04.09.2017).

4. Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово в Великий пяток на вечерне [Электронный ресурс] / Игнатий (Брянчанинов), свт. // Аскетическая проповедь. Т.4. - URL: http://bryanchaninov.ru/sobranie/tom4_asketicheskaya_propoved.shtml (дата обращения 04.09.2017).

5. Игнатий (Брянчанинов), свт. Поучение в двадцать девятую неделю. О благодарении и славословии Бога [Электронный ресурс] / Игнатий (Брянчанинов), свт. // Аскетическая проповедь. Т.4. - URL: http://bryanchaninov.ru/sobranie/tom4_asketicheskaya_propoved.shtml (дата обращения 04.09.2017).

6. Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово в первую неделю Великого поста. О Православии [Электронный ресурс] / Игнатий (Брянчанинов), свт. // Аскетическая проповедь. Т.4. - URL: http://bryanchaninov.ru/sobranie/tom4_asketicheskaya_propoved.shtml (дата обращения 04.09.2017).

7. Игнатий (Брянчанинов), свт. Поучение 2-е в неделю по Богоявлении. О покаянии [Электронный ресурс] / Игнатий (Брянчанинов), свт. // Аскетическая проповедь. Т.4. - URL: http://bryanchaninov.ru/sobranie/tom4_asketicheskaya_propoved.shtml (дата обращения 04.09.2017).

8. Игнатий (Брянчанинов), свт. О чувственном видении духов [Электронный ресурс] / Игнатий (Брянчанинов), свт. // Слово о чувственном и о духовном видении духов. Слово о смерти. Т.3. - URL: http://xn--80abexxbbim5e6d.xn--p 1ai/sobranie/tom3_slova.shtml (дата обращения 04.09.2017).

9. Игнатий (Брянчанинов), свт. Житейское море [Электронный ресурс] / Игнатий (Брянчанинов), свт. // Аскетические опыты. Т.1. -URL: http://xn--80abexxbbim5e6d.xn--p1ai/sobranie/tom1_asketicheskie_opyty. shtml (дата обращения 04.09.2017).

10. Игнатий (Брянчанинов), свт. Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями [Электронный ресурс] / Игнатий (Брянчанинов), свт. // Аскетические опыты. Т.1. - URL: http://xn--80abexxbbim5e6d.xn--p1ai/sobranie/tom1_asketicheskie_opyty.shtml (дата обращения 04.09.2017).

11. Игнатий (Брянчанинов), свт. Поучение в неделю блудного сына. О покаянии [Электронный ресурс] / Игнатий (Брянчанинов), свт. // Аскетическая проповедь. Т.4. - URL: http://bryanchaninov.ru/sobranie/tom4_asketicheskaya_propoved.shtml (дата обращения 04.09.2017).

12. Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о спасении и о христианском совершенстве [Электронный ресурс] / Игнатий (Брянчанинов), свт. // Аскетические опыты. Т.2. - URL: http://bryanchaninov.ru/sobranie/tom2_asketicheskie_opyty.shtml (дата обращения 04.09.2017).

13. Игнатий (Брянчанинов), свт. О состоянии по искуплении человека [Электронный ресурс] / Игнатий (Брянчанинов), свт. // Аскетические опыты. Т.2.- URL: http://bryanchaninov.ru/sobranie/tom2_asketicheskie_opyty.shtml (дата обращения 04.09.2017).

14. Игнатий (Брянчанинов), свт. Видение Христа [Электронный ресурс] / Игнатий (Брянчанинов), свт. // Аскетическая проповедь. Т.1. - URL: http://xn--80abexxbbim5e6d.xn--p1ai/sobranie/tom1_asketicheskie_opyty. shtml (дата обращения 04.09.2017).

15. Игнатий (Брянчанинов), свт. Поучение в субботу четвертой недели. Условие усвоения Христу [Электронный ресурс] / Игнатий (Брянчанинов), свт. // Аскетическая проповедь. Т.4. - URL: http://bryanchaninov.ru/sobranie/tom4_asketicheskaya_propoved.shtml (дата обращения 04.09.2017).

УДК 27-75

Степанов Андрей Валерьевич, выпускник Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью), Россия, г. Белгород Standstos@mail. ru

Poль политической составляющей в истории Украинской Греко-Католической Церкви

Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос о соотношении политической и религиозной составляющих в жизни человеческого социума, их взаимовлияния, на примере истории Украинской Греко-Католической Церкви от подписания Брестской Унии до настоящего времени. Описываются проблемы взаимоотношения униатства и Православного христианства, даётся фиксация тех исторических эпизодов, которые раскрывают ключевые факторы формирования облика данной конфессии. К основным выводам можно отнести следующие: тесная связь между политическими задачами и церковной деятельностью УГКЦ; воздействие внешних по отношению к униатству сил на его возникновение, обусловленность его исторических судеб геополитическими проблемами взаимоотношений России и Западной Европы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.