3) Святитель Тихон (Белавин), патриарх Московский и всея Руси, Послание Святейшего Патриарха Тихона Совету Народных Комиссаров по случаю первой годовщины октябрьской революции.[Электронный ресурс]-URL: https://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/poslanie-patriarha-tihona-po-sluchaju-pervoj -godovshhiny-oktj abrskoj -revoljutsii/ (дата обращения: 18.04.2017).
УДК 27-75
Сторчак Ю.В., студент Курской Духовной семинарии,
Россия, г. Курск
Святоотеческое учение о спасении как богословское основание христианской миссии в XXI веке
Аннотация. В статье рассматривается богословское истолкование спасения как формы миссионерства в современном мире.
Ключевые слова: святые отцы; богословие; учение о спасении; современное богословие.
Storchak J.V.,
student of the Kursk Theological seminary
Russia, Kursk
The patristic doctrine of salvation as a theological basis of Christian mission in
the 21st century
Abstract: In the article theological interpretation of salvation as a form of missionary work in the modern world is examined.
Key words: saint fathers; theology; doctrine of salvation; modern theol-
°gy.
Не идея, не истина, но самый факт воплощения Сына Божия есть тот камень, на котором зиждется Церковь. Церковь - прямое следствие воплощения.
Священномученик Иларион Троицкий
В ХХ веке Русская Православная Церковь столкнулась со множеством проблем, причинами которых стали многие отрицательные факторы. После 70-летней атеистической пропаганды и развала Советского Союза многие люди жаждали найти Истину, стремились к духовности. Но где же искать начатки веры живой? С провозглашением права человека на свободу совести и вероис-
поведания в Россию начали прибывать сектантские миссионеры, представители восточных религий, которые активно насаждали свои лжеучения среди русских людей. Кроме того, в умы молодого поколения начали проникать западные идеи материалистического характера, умерщвляющие духовное начало в человеке. Со временем Церковь стали воспринимать как некую локальную организацию, социальный институт, в котором действуют обычные законы и правила. Часто священнослужители в беседах с неверующими людьми слышат такие рассуждения: «Я порядочный и добрый человек и не совершаю никакого зла»; «Я верю в Бога в душе, зачем же мне ходить в храм»; «Главное - вера, которая в сердце». Такие убеждения являются страшной духовной трагедией нашего народа наравне с распространением различных сектантских ересей. В чем же заключается миссия Русской Церкви в наше время? В первую очередь, в спасении людей. Церковь является не просто нравственным ориентиром, но источником освящения и преображения человека. Неотъемлемой и важной частью миссии можно назвать пояснение современным людям сущности и значения Церкви, что включает в себя раскрытие широких рамок богословских толкований. И здесь необходимо обратиться к святоотеческому наследию, потому что предание церковное передает живой опыт жизни с Богом. Святитель Игнатий Брянчанинов пишет: «Писания святых Отцов все составлены по внушению или под влиянием Святого Духа. Чудное в них согласие, чудное помазание! Руководствующийся ими имеет, без всякого сомнения, руководителем Святого Духа» [1]. Из этого следует, что нужно говорить людям о примерах истинного подражания Господу, дабы они понимали, что святые имели такую же человеческую сущность и достигли общения с Богом. И главный результат - пробуждение нужды в Господе, единство с которым достигается только в Церкви. Данная статья предлагает программу миссионерской проповеди с элементамиантропологического, сотериологиче-ского и экклезеологического учения выдающихся святых отцов. Рассмотрим подробнее предлагаемые аспекты.
1. Назначение человека (Образ и подобие Божье).
В чем состоит назначение человека? Какова его роль в мире? Чем он отличается от остальных живых существ, живущих на нашей планете? Для того чтобы дать ответ на эти вопросы, нужно обратиться к моменту человеческих чувств. Почему человек может любить? Известны примеры, когда люди жертвовали своей жизнью ради любимых, друзей. И что-то ведь пробуждает нас совершать поступки во имя любви. Следовательно, существует некая Разумная Личность, которая руководит нашими поступками. И в каждом человеке тоже есть бессмертная сущность, которая стремится к совершенству. Итак, мы носим в себе Образ этой Личности. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему» (Быт.1:27) - говорит нам Священное Писание. Библейские слова говорят, что люди носят в себе образ Бога. Что это значит? Образом Божьим называется способность человека отображать Божественные свойства. Святитель Григорий Богослов писал: «Нужен был, еще зритель Премудрости, матерь всего и благоговейный царь земной и Бог сказал:
241
Пространное небо уже населяют чистые и присноживущие служители, непорочные умы, добрые ангелы, песнословцы, немолчно воспевающие Мою славу. Но земля украшается одними неразумными животными. Потому угодно Мне создать такой род тварей, в котором бы смешивалось то и другое, род тварей средних между смертными и бессмертными, разумного человека, который бы увеселялся Моими делами, был мудрым таинником небесного, великим владыкою земли, новым Ангелом из персти, песнословцем Моего могущества и Моего ума. Сказав это и взяв часть новосозданной земли, бессмертными руками Он составил мой образ и уделил ему часть Своей жизни. Потому что послал в него дух, который есть струя невидимого Божества. Так из персти и дыхания сотворен человек — образ Бессмертного, потому что в обоих царствует естество ума. Поэтому, как земля, привязан я к этой жизни, и, как частица Божества, ношу в груди любовь к жизни будущей» [2]. О какой струе упоминает здесь святой Григорий? Он говорит о бессмертной душе. Душа есть отображение в человеке Божественности. Но как Бог являет Себя в человеке и как образ Господень реализуется в жизни? Мы сотворены еще и по подобию Божьему. Подобие есть мера, в которой Образ Божественный воплощается в нашей жизни. И говорит также святитель Григорий: «Увеселялся делами Моими». Какие дела творит Господь? Бог сотворил мир по Своей неизреченной любви и благости, возвел из небытия в бытие. Следовательно, сущность Божественной любви заключается в творчестве, которым человек призван преображать мир. Каким образом? Творением добрых дел, любовью к близким, любимым, семье, живой природе. Спаситель говорит в Евангелии: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. (Иоан.13:35). Кроме того, мы призваны творить дела во славу Божью по мере данных нам талантов. В Евангелии есть притча о талантах, согласно которой каждому человеку дарованы умственные и физические способности для познания и прославления Бога. Творчество также заключается в создании моральных ценностей и в благочестивой жизни христианской, наполнением их Божественным смыслом. Можно сказать, что человек призван показать в этой земной жизни прообраз будущего Царствия Небесного. Святитель Григорий Палама писал: «Сам этот весь чувственный мир является как бы каким-то зеркалом того, что находится сверх мира, дабы через духовное созерцание сего мира, как бы по некой чудесной лестнице, нам востечь к оному высшему миру» [3]. Достижение современной культуры: литературные произведения, живопись, музыка - это маленькие отображения Божественной Красоты и Славы. Познавая совершенство через искусство, человек восходит на ступень ближе к Господу, потому что Он есть Абсолютное Совершенство. Итак, мы видим, что первоначальная цель сотворения человека состоит в познания Бога, в общении с Ним, а также преображе-ниисозданного мира. Однако произошло событие, которое навеки разорвало союз человечества с Богом, лишило возможности богообщения. Диавол искусил вкушением запретного плода наших прародителей, и таким образом через непослушание Богу в мир вошел грех. Рассмотрим подробнее, в чем заключается его сущность.
2. Грех и его сущность.
Для того, чтобы понять смысл и цель пришествия в мир Христа, а с ним и появление Церкви, нужно разобраться в причине разрыва между Богом и человеком. Как упоминалось выше, первые люди согрешили преступлением Божьей заповеди, вкусили плод от древа познания добра и зла. Что соблазнило так Адама и Еву в словах искусителя? «Вы будете как боги!» - говорил им змей. То есть он искушал гордым намерением уподобиться Богу в Его делах без помощи самого Господа, показать, что человек всемогущий. Но это был жесточайший обман. Создатель предупреждал людей: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:16-17). Какая же это смерть? Прежде всего, духовная. Святитель Григорий Нисский пишет: «По падении своем первый человек жил еще многие сотни лет; но не солгал Бог, когда сказал: в день, в который вкусите от него, смертью умрете (Быт. 2:17), - ибо вследствие того, что человек отчуждился от истинной жизни, над ним в тот же день исполнился приговор смерти, а через некоторое время постигла Адама и смерть телесная» [4]. Итак, духовная смерть есть отдаление от Бога, разрыв союза с Ним прекращение богообщения. Какие же последствия вытекают из этого? Первородный грех привнес склонность к пороку и страстности. Люди спрашивают часто: «Почему на земле столько зла, идут войны, процветает разврат?» Ответ на этот вопрос дает святитель Афанасий Великий: «Быв в начале изобретателями зла, и сами на себя призвав смерть и тление, впоследствии же совратившись в неправду, отваживаясь на всякое беззаконие и не останавливаясь на одном худом деле, но непрестанно к новым худым делам примышляя еще новые, люди соделалисьненасытимымивогрехе» [5]. Мы видим, что из-за непослушания и гордости праотцев наших грех распространился на целые поколения и стал противоестественным состоянием человека. Ибо наше естественное состояние заключается в общении с Богом и пребывании с Ним. Грехопадение исказило образ Божий в человеке. Кроме того, в мир вошли смерть и тление. Здесь святой Афанасий говорит о физических последствиях грехопадения. Люди начали болеть различными болезнями, умирать. Какой вывод можно сделать? Святой Ириней Лионский говорит: «И сказал Адам: чрез непослушание я потерял одежду святости, которую имел от Святого Духа» [6]. Что это значит? Человек во всем своем целостном составе лишился Божественной благодати. Душа стала подверженной греховным страстям и порокам, а тело поражено болезнями и смертью. Итак, грех - это болезнь человеческой природы, которая проистекает из нарушения воли Божественной. Однако Человеколюбивый Господь не пожелал гибели Своего возлюбленного творения. Он дал обет прародителем о будущем Спасителе: «Семя жены сотрет главу змия» (Быт.3:15). Из Божьего обетования видно, что люди не обречены на вечную погибель. Ветхозаветный период является подготовительным этапом к пришествию Сына Божьего на Землю. Однако некоторые могут спросить: «Почему Спаситель не воплотился в ближайшем времени?»
Митрополит Макарий (Булгаков) пишет: «Надлежало, чтобы люди, в продолжение веков, опытно дознали и, сколько возможно, сильнее почувствовали всю глубину своего падения и свое нравственное бессилие, и тем охотнее возжелали Божественной помощи, тем усерднее приняли ее, когда она будет подана (Рим. 8:3), ибо Бог не мог спасти людей против их воли и желания» [7]. Таким образом, на протяжении всей ветхозаветной истории люди с пламенной верой ждали обещанного Спасителя и надеялись на освобождение от власти греха и смерти. «И когда настала полнота времен, Бог послал Сына Своего» (Гал. 4:4) - пишет святой апостол Павел. Далее мы раскроем сущность Искупительного подвига Господа нашего Иисуса Христа.
3. Искупление Христом человечества.
В чем заключается краеугольный камень христианства? Что оно дало нашему миру? Мы исповедуем веру в Бога. Однако существуют и другие монотеистические религии, которые имеют в себе учение о едином Божестве. Однако ни одно вероучение на планете не говорит о воплотившемся Боге, Который принял бы человеческое естество и стал людям братом по плоти. Да, мы знаем о древнегреческих богах, которые имели человеческий облик. Но они воплощали страсти и пороки и поэтому вполне справедливо назвать их идолами. Священное Писание говорит: «Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит?» (Чис.23:19). Выше было сказано, что Господь есть Высшее Совершенство и не имеет в себе греха или какого-то недостатка. Более того, Он принимает человеческую природу и приходит на Землю. Для чего? «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16). Выше мы упоминали о том, что первородный грех разрушил союз между Богом и человеком и повредил наше естество. Исходя из понятия греха, как болезни можно сделать вывод, что необходимо было лекарство для ее излечения. Святитель Афанасий Великий пишет: «Если же люди, вследствие предшествовавшего преступления, однажды сделались подвластными естественному тлению, и утратили благодать Божия образа; то чему иному надлежало совершиться? Или в ком ином была потребность для возвращения таковой благодати и для воззвания человеков, кроме Бога - Слова, из ничего сотворившего вселенную в начале? Ему принадлежало - и тленное привести опять в нетление, и соблюсти, что всего справедливее было для Отца. Поелику Он - Отчее Слово и превыше всех; то естественным образом Он только один мог все воссоздать, Он один довлел к тому, чтобы за всех пострадать и за всех ходатайствовать пред Отцом» [8]. Итак, исцеление человеческой природы есть воссоздание человека по образу Того, Кто его сотворил. Господь, Который есть Любовь, не пожелал гибели высшего творения, но Сам пришел спасти от власти греха путем принятия человеческого естества. Своим Воплощением Он обожествил нашу природу и сделался нам близким по плоти. Однако в чем заключается способ, избранный Богом для воссоздания человечества? И почему никто, кроме Него, не мог со-
вершить спасение наше? Святой апостол Павел пишет: «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евр.4:15). Именно по причине Своей безгрешностиГосподь мог обновить человека. И Он избрал способ восстановления союза с людьми путем Искупительной Жертвы. Но почему именно жертва? Святитель Григорий Нисский приводит понятие «Божественной хитрости»: «Но врагу невозможно было воззреть на непокрытый ничем образ Божий, не увидев в нем какой-либо части той плоти, которую покорил уже себе грехом. Поэтому Божество прикрывает себя плотью, чтобы враг, взирая на знакомое и сродное ему, не ужасался приближения преизбыто-чествующей силы и, приметив, что сила незаметно более и более проявляется в чудесах, признал для себя явившееся более вожделенным, нежели страшным» [9]. Итак, Господь использует наше естество, как приманку для дьявола. Лукавый, сумевший победить чувственную плоть, не знал о Божестве, которое скрывалось под человеческим обликом. Более того, смерть неведома Богу, ибо «Он есть свет и в Нем нет никакой тьмы» (1 Ин.1:5). И здесь мы видим главный способ победы над смертью, в двух ее аспектах: духовном и физическом. Епископ Кассиан (Безобразов) пишет: «Единственный способ победить смерть -это позволит ей проникнуть в Самого Бога, в Котором она не может найти себе место» [10]. Итак, Господь наш Иисус Христос принимает смерть на Кресте и приносит Себя в жертву, чтобы таким образом победить и низвергнуть власть дьявольскую и обновить человеческую природу путем восстановления союза между Богом и людьми и возобновлением богообщения. Человечество искуплено, освобождено Христом от власти греха через древо крестное. Но здесь возникает другой вопрос. Каким образом люди будут восходить к единству с Богом и через какое средство? Святитель Афанасий Великий высказывает такую мысль: «Посему Господу прилично было и крест претерпеть, и распростереть руки, чтобы одною рукою привлечь к Себе ветхий народ, а другою - званных из язычников, тех же и других соединить в Себе. Это и сам Он изрек, давая разуметь, какоюсмертию искупит всех. Ибо говорит, когда «вознесен буду, вся привлеку к Себе» (Иоан. 12:32)» [11]. Господь Своим Крестным распятием прообразовал появление Церкви. Но почему она не могла появиться до Искупительной Жертвы? В Священном Писании сказано: «Ибо не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин. 7:39). И перед тем Господь дал свидетельство: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин.7:38). В этих словах раскрывается идея Церкви, как источника освящения человека. Свой Искупительный подвиг Господь завершает Воскресением и Вознесением на небо. Воскресением Он освободил нас от вечной власти смерти и даровал нам возможность становиться причастниками Его жизни во время нашего земного пути. Митрополит Макарий (Булгаков) пишет: «Чтобы понять, каким образом, вследствие воскресения Христова, воскреснем некогда и все мы и довершится полная победа над смертию, - надобно взять во внимание, что, по учению Слова Божия, мы чрез
веру во Христа и чрез приобщение св. таинствам Его становимся причастниками Христу (Евр. 3:14), едино со Христом (Иоан. 6:26; 15, 4. 5), а в Нем и причастниками Его жизни» [12]. Итак, христианин переживает воскресение в Таинстве Святого Крещения, как в начале духовной жизни, а также все верующие во Христа воскреснут из мертвых для вечного блаженства с Богом перед Вторым Пришествием Спасителя. Вознесением на небо Христос прославил человеческую природу и открыл путь в Царствие Небесное. Итак, Воскресение и Вознесение открывают христианам общение с Богом в Церкви, как орудии нашего спасения. Она является главным следствием Боговоплощения и Крестной Жертвы Христовой. И здесь мы подходим к понятию самой Церкви, ее сущности и назначению. Далее мы рассмотрим экклезеологическое учение духоносных святых отцов.
4. Церковь - прямое следствие Боговоплощения.
Еще до совершения Искупительной Жертвы Господь наш Иисус Христос дал в Евангелии обетование о создании Церкви. «На сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18). Слово «церковь» переводится с греческого языка как «законное собрание». Когда люди собираются с определенной целью, значит, их что-то объединяет. Однако история человечества показывает нам, что многие объединения, союзы разделялись сами в себе и разрушались. Что же может привести к единству людей с различными интересами, убеждениями? Одними лишь человеческими усилиями этого достичь невозможно. Предвидев это, Благий Господь собирает искупленных Им людей в общество верующих в Него. И самое главное, Он сам становится Источником единства всех христиан. Спаситель говорит: «Я есть истинная виноградная лоза, А Отец Мой - виноградарь» (Ин.15:1). Итак, Господь обновляет человеческую природу, вновь дарует нам возможность восходить к теснейшему единению с Собой. Но каким образом возможно это? Он создает Церковь, как общество верных Своих, и не просто общество, а мистическое Тело. Что это значит? Христос установил Таинство Евхаристии на Тайной Вечере, преподав апостолам Свое Тело и Кровь под видом хлеба и вина. И в другом месте Писания Он свидетельствует: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем» (Ин.6:56). Итак, Сын Божий даровал нам орудие для достижения единства с Богом в лице Церкви, в которой действуют Таинства, как необходимые средства для соединения с Божественной благодатью. Появление Церкви можно назвать одним из главных плодов Искупительного подвига Христова. Священномученик Иларион Троицкий пишет: «Не идея, не истина, но самый факт воплощения Сына Божия есть тот камень, нако-тором зиждется Церковь. Церковь — прямое следствие воплощения» [13]. Итак, благодаря соединению во Христе Божественной и человеческой природы и смерти на Кресте люди собраны в общество, каждый член которого может соединяться с Богом по благодати через Таинства, молитвы и посты. Из этого следует ответ на вопрос наших современников «Почему нельзя верить в душе и спасаться вне Церкви?» Во 2 стихе 15-й главы Евангелия от Иоанна сказано: «Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую,
246
приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода». Эти слова из Евангелия говорят об одном из прообразов духовной взаимосвязи между Богом и людьми. Подобно тому, как гибнет сухая ветвь, отпавшая от дерева, может погибнут духовно и человек, пребывая вне единства с Церковью. Как всякий род искусства не может существовать без мастера творческого дела, так и душа человеческая нуждается в общении с Господом, которое постигается в Церкви. Через Святые Таинства подается благодать Божественная - несотворенная сила, соединяющая нас с Господом Иисусом Христом. Преподобный Иустин Попович писал: «Богочеловек, Владыка Христос Собою как Церковью открыл нам через вечную истину путь в вечную жизнь: в жизнь во Святой Троице. А жизнь в Святой Троице есть не что иное, как благодатно-добродетельный подвиг отроичения: при содействии святых таинств и святых добродетелей христиане живут Богочеловеком, Господом Иисусом Христом, и Им - в Отце иДухе Святом, и через это - со всеми членами Богочеловеческого Тела Церкви» [14]. Что значит жизнь в Святой Троице? Это и есть уподобление Богу в мыслях, желаниях и поступках при содействии Божественной благодати. Лица Святой Троицы, Отец, Сын и Святой Дух, всегда пребывают в любви. К этому же призван каждый из нас. Здесь мы очищаемся от грехов в Таинстве Покаяния и таинственно соединяемся с Господом во время Святого Причащения. Итак, в Церкви человек освящается и преображается. Можно сказать, что Церковь является орудием спасения всех людей, уверовавших во Христа. Путь христианина заключается в совершенствовании в Боге через сотрудничество благодати Божьей и усилий человеческих. Поэтому всякому верующему нужно быть членом Церкви, дабы не лишиться Божественной помощи для достижения богообщения, которое преображает человека изнутри и уподобляет его Господу в отношениях с близкими и окружающими людьми.Ибо, по словам святого апостола Павла, мы призваны: «Отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотяхи облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф.4:22-24). Аминь.
Библиография
1. Святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. Т.1. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_ Brjanchaninov/tom1_asketicheskie_opyty/
2. Святитель Григорий Богослов. Песнопения таинственные. Слово 7. О душе. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogoslov/pesnopenija-tainstvennye/7
3. Святитель Григорий Палама. Омилии. Омилия III. На притчу Господню о спасенном блудном сыне. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palama/homilia/3
4. Святитель Григорий Нисский. Опровержение Евномия. Книга 2. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/ оргоуегеЬеше-еупошуа/
5. Святитель Афанасий Великий. Слово о воплощении Бога-Слова, и о пришествии Его к нам во плоти. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velikij/slovo-o-voploshhenii-boga-slova-i-o-prishestvii-ego-k-nam-vo-ploti/
6. Святитель Ириней Лионский. Опровержение лжеименного знания (против ересей). Книга 3. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://azbyka.rU/otechnik/Irinej_Lionskij/protiv-eresej/3
7. Митрополит Макарий (Булгаков). Православно-догматическое богословие. Т.2. Глава I. О Боге, как Спасителе нашем вообще. § 126. Участие всех Лиц пресвятой Троицы в деле искупления, и почему воплотился для сего именно Сын?[Электронный ресурс] - Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/pravoslavno-dogmaticheskoe-bogoslovie-tom2/3_3
8. Святитель Афанасий Великий. Слово о воплощении Бога-Слова и о пришествии Его к нам во плоти. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velikij/slovo-o-voploshhenii-boga-slova-i-o-prishestvii-ego-k-nam-vo-ploti/
9. Святитель Григорий Нисский. Большое огласительное слово. Глава 23. Премудрость домостроительства спасения - в сокрытии Боже-ства.[Электронный ресурс] - Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/bolshoe-oglasitelnoe-slovo/1_23
10. Епископ Кассиан (Безобразов). Христос и первое христианское поколение. Часть IV. Христологический догмат. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobrazov/hristos-i-pervoe-hristianskoe-pokolenie/4
11. Святитель Афанасий Великий. Слово о воплощении Бога-Слова и о пришествии Его к нам во плоти. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velikij/slovo-o-voploshhenii-boga-slova-i-o-prishestvii-ego-k-nam-vo-ploti/
12. Митрополит Макарий (Булгаков). Православно-догматическое богословие. Т.2. Член II. О совершении Господом нашим Иисусом Христом нашего спасения или о Таинстве Искупления. § 160. Воскресение Иисуса Христа и победа над смертью. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/pravoslavno-dogmaticheskoe-bogoslovie-tom2/11_4.
13. Священномученик Иларион Троицкий. Краеугольный камень Церкви. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troitskij/kraeugolnyj-kamen-tserkvi/
14. Преподобный Иустин Попович. Догматика Православной Церкви. Т.4. Пневматология. Эсхатология. Учение о Святом Духе в
Церкви.[Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovich/sobranie-tvorenij-tom4/1_1
УДК 27-75
Пухов Александр Сергеевич, студент Свято-Алексеевской Иваново-ВознесенскойДуховной семинарии,
Россия, г. Иваново [email protected]
Проблема восприятия духовного подвига Царской семьи
Аннотация. В статье рассматривается духовный подвиг Царской семьи, представлено его богословское понимание.
Ключевые слова: события 1917 года; убийство царской семьи; богословие власти.
Pukhov Alexander S., Student of
St. Alexiy Ivanovo-Voznesensk Theological Seminary Russia, Ivanovo [email protected]
The problem of perception of the spiritual feat of the Royal family
Abstract: In the article the spiritual feat of the Royal family is discussed, its theological understanding is represented.
Key words: events of 1917; murder of the Royal family; theology of power.
В 2017 году исполняется сто лет Российской Революции. Страшное событие, принесшее стране и Церкви множество тяжких испытаний. Однако сегодня, в годовщину этой даты, «мы должны своей добродетелью преодолеть свои грехи и грехи наших предков» [12], как считает Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Солидарен с ним и Президент России Владимир Владимирович Путин: «Только так возможно в полной мере понять и осмыслить уроки, которые нам преподносит прошлое» [6].
Ученые, писатели, общественные и политические деятели до сих пор не могут прийти к единому мнению по поводу целого ряда событий начала XX века, положивших начало разрушению Российской империи и строительства империи Советской.