материала по математике и подготовке к экзаменационным испытаниям [8; 9], но и для начинающих свою педагогическую деятельность учителей математики [10].
В заключение отметим, что задания, непосредственно связанные с элементами финансовой математики, несомненно, часто встречаются в реальной жизни. Решение таких задач, на наш взгляд, способствует глубокому усвоению учащимися содержания соответствующего раздела математики средней школы, а также повышает интерес обучаемых к заданиям прикладного характера. Ис-
Библиографический список
пользование элементов финансовой математики в учебном процессе позволяет наиболее полно реализовать прикладную направленность обучения. В процессе формирования умений и навыков школьников выполнять задания на «сложные проценты» и решать так называемые «банковские задачи» непосредственно осуществляется практическое применение теоретических знаний. Кроме того, решение таких задач развивает логическое мышление учащихся и позволяет развивать навыки моделирования реальных процессов.
1. Клейн Ф. Элементарная математика с точки зрения высшей. Арифметика. Алгебра. Анализ. Москва: Наука, 1987; Т. 1.
2. Попов Н.И. Фундаментализация университетского математического образования: монография. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2021.
3. Акимов Д.В., Дичева О.В., Щукина Л.Б. Решения задач по экономике: от простых до олимпиадных. Москва: Вита-Пресс, 2010.
4. Попов Н.И., Канева Е.А. Использование электронного курса «Школьный математический практикум» при подготовке будущих педагогов. ВестникМГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. 2022; № 4 (62): 109-118.
5. Попов Н.И. Теоретико-методологические основы обучения решению текстовых алгебраических задач. Образование и наука. Известия УрО РАО. 2009; № 3 (60): 88-96.
6. Попов Н.И., Марасанов А.Н. Задачи на составление уравнений: учебное пособие. Йошкар-Ола, 2003.
7. Сдам ГИА. Решу ЕГЭ. Образовательный портал для подготовки к экзаменам. Available at: math-ege.sdamgia.ru
8. Попов Н.И., Яковлева Е.В. Использование «кривых забывания» и интервальных повторений при обучении математике. Цифровые инструменты в образовании: электронный сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Сургут: СурГПУ 2021: 114-118.
9. Потапов М.К., Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В. Конкурсные задачи по математике: справочное пособие. Москва: Наука, 1992.
10. Шайденко Н.А. Характеристика типичных дидактических затруднений молодых учителей. Национальная ассоциация ученых. 2020; № 51-3 (51): 12-14.
References
1. Klejn F. 'Elementarnaya matematika s tochki zreniya vysshej. Arifmetika. Algebra. Analiz. Moskva: Nauka, 1987; T. 1.
2. Popov N.I. Fundamentalizaciya universitetskogo matematicheskogo obrazovaniya: monografiya. Elec: EGU im. I.A. Bunina, 2021.
3. Akimov D.V., Dicheva O.V., Schukina L.B. Resheniya zadach po 'ekonomike: otprostyh do olimpiadnyh. Moskva: Vita-Press, 2010.
4. Popov N.I., Kaneva E.A. Ispol'zovanie 'elektronnogo kursa «Shkol'nyj matematicheskij praktikum» pri podgotovke buduschih pedagogov. Vestnik MGPU. Seriya: Informatika i informatizaciya obrazovaniya. 2022; № 4 (62): 109-118.
5. Popov N.I. Teoretiko-metodologicheskie osnovy obucheniya resheniyu tekstovyh algebraicheskih zadach. Obrazovanie i nauka. Izvestiya UrO RAO. 2009; № 3 (60): 88-96.
6. Popov N.I., Marasanov A.N. Zadachina sostavlenie uravnenij: uchebnoe posobie. Joshkar-Ola, 2003.
7. Sdam GIA. Reshu EG'E. Obrazovatel'nyjportal dlya podgotovkik 'ekzamenam. Available at: math-ege.sdamgia.ru
8. Popov N.I., Yakovleva E.V. Ispol'zovanie «krivyh zabyvaniya» i interval'nyh povtorenij pri obuchenii matematike. Cifrovye instrumenty vobrazovanii: 'elektronnyj sbornik statej po materialam Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Surgut: SurGPu, 2021: 114-118.
9. Potapov M.K., Olehnik S.N., Nesterenko Yu.V. Konkursnye zadachi po matematike: spravochnoe posobie. Moskva: Nauka, 1992.
10. Shajdenko N.A. Harakteristika tipichnyh didakticheskih zatrudnenij molodyh uchitelej. Nacional'naya associaciya uchenyh. 2020; № 51-3 (51): 12-14.
Статья поступила в редакцию 15.09.23
УДК 372.881.111.1
Semenchina E.N., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Foreign Languages, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia),
E-mail: e.aspu@mail.ru
Semkina A.V., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of the English Language, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia),
E-mail: alexas.72@mail.ru
DIFFICULTIES OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN USING CAUSE-AND-EFFECT CONSTRUCTIONS IN STATEMENTS WITH ELEMENTS OF REASONING.
The article examines issues related to teaching high school students' critical comprehension of problem-solving tasks during the final foreign language exam in the format of the Unified State Exam. According to modern requirements set for written and oral tasks, students should possess sufficient skills to analyze, predict, and argue their viewpoint when answering the given questions on a wide range of topics which can improve their performance at the exam. Therefore, taking the given conditions into consideration, it is necessary to develop a specific skill that enables students to make an appropriate choice of the form of presenting their ideas in the English language and to justify them using relevant cause-and-effect constructions in the correct way. Learning this language material will allow high school students to formulate written or oral expressions clearly and effectively and demonstrate a high level of proficiency in the English language. The article contains practical solutions to the stated issue which can be efficiently used in class. Thus, introduction of these tasks may compensate for the lack of such exercises in the textbooks used in modern schooling.
Key words: cause-and-effect constructions, critical and logical thinking, connectors, sentence types
Е.Н. Семенчина, канд. филол. наук, доц., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: e.aspu@mail.ru
А.В. Сeмкина, канд. филол. наук, доц., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: alexas.72@mail.ru
ТРУДНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ КОНСТРУКЦИЙ СО ЗНАЧЕНИЕМ ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ В ВЫСКАЗЫВАНИЯХ С ЭЛЕМЕНТАМИ РАССУЖДЕНИЯ
В статье рассматриваются вопросы, связанные с обучением учащихся старшей школы критическому осмыслению предъявляемых проблемных заданий при сдаче итоговой аттестации по иностранному языку в формате единого государственного экзамена. Согласно современным требованиям, выдвигаемым к заданиям по письменной и устной речи, учащиеся должны владеть умениями анализировать, прогнозировать и аргументировать свою точку зрения при ответе на поставленные вопросы. Следовательно, исходя из заданных условий, необходимо сформировать навык, благодаря которому ученики смогут выбрать адекватную форму презентации своих идей на английском языке и обосновать их, используя соответствующие причинно-следственные конструкции. Обучение данному языковому материалу позволит грамотно сформулировать письменное или устное высказывание и продемонстрировать высокий уровень владения английским языком.
Ключевые слова: причинно-следственные конструкции, критическое и логическое мышление, коннекторы, типы предложений
В современном российском обществе ведется длительная дискуссия о целесообразности проведения итоговой аттестации выпускников общеобразовательных школ в формате единого государственного экзамена. Существует мнение, что предлагаемый школьникам формат не позволяет продемонстрировать
глубину имеющихся знаний и умений, помещая учащихся в жесткие рамки предлагаемых тестовых заданий.
С подобным утверждением сложно согласиться, поскольку при более детальном погружении в предъявляемые требования и сами предлагаемые зада-
ния становится очевидным, что часть экзаменационных заданий по английскому языку (письменно и устно) требует от выпускников критического осмысления предоставленного материала, поиска проблемы и её возможного решения, что полностью соответствует требованиям ФГОС, согласно которому выпускник должен овладеть базовыми логическими и исследовательскими действиями, а именно - выявлять причинно-следственные связи и выдвигать гипотезу для решения поставленной задачи, находя аргументы для подтверждения своих мыслей [1].
Следовательно, обучение этим действиям является одной из задач среднего образования, этим занимаются как учителя начальных классов, так и учителя-предметники среднего и старшего звена. В преломлении к предмету «Иностранный язык» эта задача представляется более сложной в силу того, что существует необходимость научить школьников актуализировать ход и результаты критического осмысления поставленной задачи средствами английского языка. Актуальность предпринимаемого исследования состоит в необходимости создания алгоритма обучения школьников средствам актуализации причинно-следственных отношений. Цель работы - систематизировать способы репрезентации причинно-следственных отношений в английском языке, приемлемых для выполнения письменных заданий в формате ЕГЭ. Поставленная цель предполагает последовательное решение следующих задач: 1) проанализировать возможные нарушения логических цепочек при написании личного письма, эссе и заданий раздела «Говорение»; 2) выявить типичные ошибки старших школьников при выполнении письменных и устных заданий с элементами рассуждения; 3) обозначить типы заданий для отработки изучаемых структур.
Научная новизна работы состоит в том, что в ней предпринимается попытка синтеза лингвистической теории и методики преподавания иностранного в средней школе.
Теоретическая значимость исследования подразумевает, что данными этой работы можно воспользоваться как при разработке теоретических курсов по методике преподавания ИЯ. Практическая значимость состоит в возможности использования полученных результатов на практических уроках иностранного языка в старшей школе.
Методы исследования продиктованы поставленными задачами и включают методы наблюдения, обобщения, систематизации и алгоритмизации. Материалом исследования послужили письменные работы учащихся 10-11 классов, углубленно изучающих английский язык и выбравших экзамен по предмету для итоговой государственной аттестации (уровень В2). Письменные работы школьников были проанализированы на предмет нарушений (логических и структурных) при формулировании причины и следствия в процессе определения существующей проблемы, заданной параметрами установки для написания эссе, и возможными путями её решения.
Проведенный анализ современных УМК по английскому языку продемонстрировал, что в них отсутствуют практические задания на выявление и формулирование причины и следствия, что позволяет говорить о необходимости разработки алгоритма, позволяющего учителю помочь учащемуся успешно справиться с поставленной задачей.
Современные пособия для подготовки к прохождению государственной итоговой аттестации по английскому языку имеют своей целью ознакомить с форматом заданий и содержат некоторое количество вариантов этих заданий для тренировки. В нашем исследовании мы рассмотрим те из них, в которых необходимо не только ответить на поставленные вопросы, но и дать обоснование своей точки зрения. Такие задания присутствуют в письменной и устной частях экзамена.
Примером таких заданий могут быть следующие:
а) в письменном задании №38: Outline a problem that can arise with volunteering and suggest a way of solving it. [2, с. 88];
б) в устном задании №3: Do you think foreign languages are important for making a career today? Why? [3, с. 348].
Предполагается, что экзаменумый должен сформулировать проблему, предложить свои способы ее решения, а также объяснить, почему он считает возможным использовать выбранные им варианты. Это означает, что перед учеником ставится конкретная проблемная ситуация, для разрешения которой ему придется дать ответ на заданный вопрос, при этом построить необходимые причинно-следственные связи, использовав корректные средства их выражения для того, чтобы его ответ был логически верно и аргументированно сформулирован, изложен грамотным языком и обоснован.
Таким образом, для успешного выполнения подобных заданий у учащихся должен быть заранее сформирован навык использования грамматических коннекторов или синтаксических структур, служащих для актуализации причинно-следственных взаимосвязей в английском языке. Не владея указанным умением (компетенцией), в ответе могут иметься значительные нарушения.
Как представляется, проблема с актуализацией причинно-следственных отношений проявляется в двух плоскостях. Во-первых, на этапе обдумывания проблемы учащиеся могут допускать нарушения логики. Это могут быть ошибки в построении аргументации, такие как недостаточное обоснование утверждений или использование неверных предпосылок, например, "The use of social media is the main cause of stress among teenagers" или "Technology has improved our lives in many ways because it allows us to connect with people all over the world".
Во-вторых, учащиеся неверно используют арсенал языковых средств в процессе рассуждения над поставленной проблемой. Примерами таких ошибок
могут быть следующие предложения: «The statistics presented in the table show that the majority of the teenagers do extreme sports because getting some adrenaline" (здесь ошибочно использован союз и форма глагола) или "I think this is so because many older people find it hard to do the gardening, it takes a lot of energy" (отсутствие союза между частями предложения делает высказывание нелогичным).
Как представляется, и те, и другие трудности должны быть сняты на этапе подготовки учащихся к выполнению заданий с элементами рассуждения на английском языке. Было бы ошибочным полагать, что выстраиванием логичных высказываний должен заниматься только учитель иностранного языка. Обучение критическому мышлению является одной из задач каждого предмета, изучаемого в школе. В силу того, что тематика уроков иностранного языка охватывает практически любые сферы жизнедеятельности человека, диапазон проблем, обсуждаемых и анализируемых в рамках этого предмета, требует сформированности базовых навыков критического мышления и предполагает дальнейшее их развитие. Необходимыми умениями критического мышления являются построение логических цепочек аргументации с опорой на факты и доказательства, способность видеть взаимосвязи между элементами проблемы и предвидеть возможные результаты и последствия принимаемых решений.
Рассмотрим возможные приемы, имеющие своей целью развивать критическое мышление учащихся на уроках английского языка. Во-первых, необходимо практиковать анализ, задавая учащимся различные сценарии или проблемы, где они должны будет определить причинно-следственные отношения. Например, можно попросить учащихся ответить на вопрос, предполагающий поиск решения проблемы и прогнозирования результата: "How can we help to save the environment? What can be changed if we do so?" Подобная установка мотивирует говорящего/пишущего полно и аргументированно выражать свои мысли. Возможными вопросами в рамках школьной проблематики могут быть следующие:
- What can be done to make teenagers spend less money? Why do you think it may work?
- Is it good for a teenager to live in a rural area? How can it affect their future
life?
- Should pupils use smartphones at the lessons? What may happen if they are banned?
Во-вторых, групповые обсуждения и дебаты, организованные на уроке, позволят учащимся представить свои точки зрения и аргументировать собственные утверждения о причинно-следственных связях перед участниками дискуссии. Примерами установки для дискуссии могут быть следующие вопросы:
- Should pupils wear a uniform? What are the pros and cons of wearing it?
- Doing the chores: does it help teenagers to become responsible or wastes their time?
- Do modern technologies help us keep up with the hectic life or do they make us lazy?
Учитель, в свою очередь, должен постоянно контролировать логические ошибки, сделанные учащимися, привлекая примеры из различных областей реальной жизни, чтобы школьники могли применить свои знания о причинно-следственных связях на практике.
Необходимо отметить, что работу над развитием навыков критического мышления на уроках английского языка в старшей школе необходимо проводить постоянно, даже в условиях дефицита времени, мотивируя учащихся к рассуждению в каждом высказывании, где это возможно. Эта работа позволит снять трудность того, «что сказать».
С целью решения проблемы выбора наиболее адекватной структуры для выражения своего мнения («как это сказать») рекомендуется обратить внимание на следующий арсенал языковых средств, который позволит корректно сформулировать свою точку зрения на английском языке и обосновать сделанный выбор.
Так, на синтаксическом уровне к средствам выражения причинно-следственных отношений можно отнести сложноподчиненные предложения с придаточными причины (It should be done urgently because the situation is changing), сложносочиненные предложения (School uniforms are mandatory in some schools, so students maintain a sense of equality and discipline), бессоюзные сложные предложения (Volunteering in the local community has a profound impact; it strengthens social bonds), простые предложения с причастным и герундиальным комплексами и оборотами (Having become addicted to social networks, some pupils notice a decline in their productivity at school), простые предложения с предложным оборотом (Because of the human dangerous activity, it's impossible to predict what future many animal and plant species will have) и последовательность самостоятельных предложений с имплицитной причинной связью (The school assigns a significant amount of homework to the students. Their free time and extracurricular activities are limited).
В сложноподчиненных предложениях причинно-следственные связи актуализируются посредством таких маркеров, как because, since, as, for, thus, so, that is why, содержащих в своих дефинициях лексическое значение причины и следствия. Дополнительно можно выделить такие конструкции, как
- because of (Because of the overwhelming workload and constant pressure, people experience a high level of stress at work,
- due to (Species of animals are disappearing due to deforestation),
- for somebody's sake (For the sake of a better career opportunity, people opt for urban life and move to bustling cities), также выражающие причинно-следствен-
ные взаимоотношения. Однако при введении в работу данного грамматического материала необходимо учитывать, что перечисленные причинные конструкции, как правило, носят свернутый характер, т. е. позволяют построить более лаконичное высказывание и свидетельствуют о продвинутом владении языковым материалом [4].
Предложная каузальная связь подразумевает выполнение основной смысловой функции существительным в предложно-именном сочетании, а именно:
- for the reason that (For the reason that space exploration has led to significant advancements in various fields, it should receive substantial support and funding from governments),
- as the cause of it (As the cause of it, their desire to make a positive impact on the community motivate young people to engage in volunteering activities),
- on this account (Many people spend excessive amount of time on social networks, often neglecting real-life interactions on this account),
- on the ground that (On the ground that new technologies are constantly being developed, the future of space exploration looks promising).
Представляется, что на этапе подготовки к итоговой аттестации по английскому языку следует сосредоточиться на обучении эксплицитным средствам актуализации причинно-следственных отношений, т. к. именно в данных структурах указанные компоненты манифестируются при помощи конкретных лексических конструкций, что позволит овладеть изучаемым учебным материалом без значительных затруднений. В свою очередь, сложное предложение с причинно-следственной зависимостью наиболее адекватно отражает общую схему «причина - следствие», т. к. на данном уровне получают эксплицитное выражение все элементы каузальной ситуации, а актуализация исследуемых отношений закреплена за специальными союзами или союзными эквивалентами, в семантической структуре которых имеется значение каузальности.
Еще одним важным фактором, на который следует обратить внимание при работе с причинно-следственными предложениями в английском языке, является порядок их следования в сложноподчиненных предложениях. Позиционное варьирование причины и следствия в конструкциях подразумевает возможность различного расположения его предикативных компонентов. Являясь взаимосвязанными звеньями одного синтаксического единства, причина и следствие могут различаться по степени информативности и коммуникативной значимости в условиях определенного контекста. Таким образом, порядок следования компонентов может быть проспективным - от причины "А" к следствию "В" - в соответствии с логической формой умозаключения, например: Due to the abundance of open space and fresh air in the countryside, people living there experience a healthier and more peaceful lifestyle, и ретроспективным от следствия "В" к причине "А", т. е. People in rural areas experience a healthier and more peaceful lifestyle because of the abundance of open space and fresh air. Выбор одного из указанных способов описания каузальной микроситуации зависит от актуального членения предложения. В своем письменном или устном высказывании учащийся может располагать в начальной позиции либо причинным, либо следственным элементом в зависимости от того, какой из них он считает наиболее значимым в коммуникативном отношении [5].
Отметим, что анализ наиболее популярных УМК для общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка Starlight для 10
Библиографический список
и 11 классов продемонстрировал, что в них не уделяется достаточного внимания обучению грамотной письменной или устной речи с учетом такого важного аспекта, как причинно-следственные отношения. Предлагаемые задания сводятся в основном к изучению союзов, используемых в исследуемом типе конструкций, либо написанию работ с элементами рассуждения по предложенному плану.
Как представляется, залогом успеха в обучении устной и письменной речи, имеющем своей целью продуцирование высказываний, выявляющих и поясняющих поставленную проблему, является систематическая работа как над формулированием мысли, так и над её языковым воплощением. Многолетний опыт работы авторов исследования со старшеклассниками позволяет сформулировать алгоритм для достижения цели. Во-первых, на уроках английского языка необходимо мотивировать учащихся к рассуждению. Параллельно с этим необходимо тренировать правильное употребление лексических средств, используемых для актуализации каузальных отношений, во всем их разнообразии, начиная со сложноподчиненных и сложносочиненных структур, представляющих меньшую сложность для учащихся в силу использования маркеров причины и следствия. Далее можно наращивать сложность высказывания за счет отработки использования последовательности предложений с имплицированной причинной связью.
Примерами заданий для организации работы по предложенному плану могут быть следующие:
1. Заполните пропуски, используя союзы причины и следствия.
2. Подберите правильный вариант развития событий из предложенных.
3. Продолжите историю в цепочке, используя причинно-следственные структуры.
4. Составьте историю по предложенным картинкам, поясняя причину и следствие изображенных событий.
5. Составьте собственную историю, основанную на реальных или вымышленных событиях, раскрывая их причину и последствия.
Предложенный алгоритм действий поможет старшеклассникам освоить использование средств актуализации причинно-следственных отношений в различных контекстах и повысит их понимание того, как построить высказывание с элементами рассуждения грамотно и логически последовательно.
Данное исследование было посвящено выработке возможного подхода к обучению старшеклассников логическому построению устных и письменных высказываний с элементами рассуждения. Основные сложности при обучении корректному изложению мыслей посредством причинно-следственных комплексов состоят в том, что учащиеся могут путать порядок следования причины и следствия, что приводит к искаженному восприятию высказывания, и/или неверно используют средства логической связи. С этой целью в работе нами прописаны возможные приемы для снятия возникающих сложностей. Поскольку критическое мышление представляется как навык, который необходимо развивать всю жизнь, обучение причинно-следственным связям способствует развитию аналитических и критических навыков учащихся, что поможет им принимать более обоснованные и информированные решения в различных сферах жизни.
Перспектива исследования состоит в разработке практических заданий для учащихся средней и старшей ступени обучения и их включением в практику преподавания английского языка.
1. ФГОС. Среднее общее образование. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 11.12.2020). Available at: https://fgos.ru/fgos/fgos-soo
2. Гаджиева М.Н., Меджибовская Е.А., Кумбс Н.В. ЕГЭ Best Resul. Английский язык. Письменная речь. Москва: ИП Тарасова Т.Е., 2022.
3. ЕГЭ. Английский язык: типовые экзаменационные варианты: 20 вариантов. Москва: Национальное образование, 2022.
4. Семенчина Е.Н. Антропологические основания причинности в англоязычном высказывании. Антропологический фактор в актуализации смыслового потенциала иноязычных высказываний. Барнаул: АлтГПУ, 2017; Глава 4: 121-157.
5. Семенчина Е.Н. Способы и средства выражения причинно-следственных отношений. Проблемы межкультурной коммуникации в теории языка и лингводидактике: материалы II Международной научно-практической конференции Барнаул: БГПУ, 2006; Ч. 1: 113-116.
References
1. FGOS. Srednee obschee obrazovanie. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 17.05.2012 N 413 (red. ot 11.12.2020). Available at: https://fgos.ru/fgos/fgos-soo
2. Gadzhieva M.N., Medzhibovskaya E.A., Kumbs N.V. EG'E Best Resul. Anglijskij yazyk. Pis'mennaya rech'. Moskva: IP Tarasova T.E., 2022.
3. EG'E. Anglijskij yazyk: tipovye 'ekzamenacionnye varianty: 20 variantov. Moskva: Nacional'noe obrazovanie, 2022.
4. Semenchina E.N. Antropologicheskie osnovaniya prichinnosti v angloyazychnom vyskazyvanii. Antropologicheskij faktor v aktualizacii smyslovogo potenciala inoyazychnyh vyskazyvanij. Barnaul: AltGPU, 2017; Glava 4: 121-157.
5. Semenchina E.N. Sposoby i sredstva vyrazheniya prichinno-sledstvennyh otnoshenij. Problemy mezhkul'turnoj kommunikacii v teorii yazyka i lingvodidaktike: materialy II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii Barnaul: BGPU, 2006; Ch. 1: 113-116.
Статья поступила в редакцию 15.09.23
УДК 37.014.53
Kenispaev ZhM., Doctor of Sciences (Philosophy), Omsk State Agrarian University (Omsk, Russia), E-mail: kenispaev@mail.ru Serova N.S., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: nsg03@mail.ru Faleeva N.V., senior teacher, Altai State Technical University n.a. I.I. Polzunov (Barnaul, Russia), E-mail: faleeva1709@mail.ru
THE PRINCIPLE OF RELATIVISM IN EDUCATION. The article analyzes the philosophical foundations of pedagogical activity. The authors argue that in order for the education system to work effectively, it must rely on pedagogical technologies that meet the modern requirements of society for a person. But there is an imbalance between the formal and increasingly increasing reporting requirements of education officials and the real practice of a teacher who finds himself between two models