Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В 2022 ГОДУ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ'

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В 2022 ГОДУ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
единый государственный экзамен (ЕГЭ) по английскому языку / контрольные измерительные материалы (КИМ) / федеральный государственный образовательный стандарт / иноязычная коммуникативная компетенция / уровень сформированности умений и навыков / аудирование / чтение / говорение / письмо / unified state exam (USE) in English / control measuring materials (KIM) / federal state educational standard / foreign language communicative competence / skill level / listening / reading / speaking / writing

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н В. Майзенгер

В статье представлен методический анализ результатов единого государственного экзамена по английскому языку в 2022 году в Алтайском крае, освещены основные итоги выполнения заданий КИМ экзамена. На основе приведенных статистических данных отмечается динамика количества экзаменуемых по данному предмету, описываются характерные изменения в результатах ЕГЭ 2022 года по английскому языку относительно результатов 2020–2021 гг., аргументируется значимость приведенных изменений. Значительное внимание уделяется содержательному анализу выполнения заданий разделов КИМ, проанализированы проблемные области при выполнении заданий участниками ЕГЭ, выделяются недостаточно освоенные умения и приводится анализ возможных причин допущенных ошибок. В статье также рассматривается возможность влияния метапредметных связей на выполнение заданий КИМ, приводятся выводы о значимости содержательных изменений КИМ, которые произошли в 2022 году. В заключение на основе выявленных типичных затруднений даны рекомендации по совершенствованию организации и методики преподавания иностранного языка и подготовки школьников к сдаче ЕГЭ по английскому языку в 2023 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н В. Майзенгер

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE RESULTS OF THE UNIFIED STATE EXAM IN ENGLISH IN 2022 IN ALTAI KRAI

The article presents a methodological analysis of results of the unified state exam (USE) in English in 2022 in Altai Krai (Russia), highlights the main results of the tasks of control measuring materials. Based on the given statistical data, the dynamics of the number of USE participants in the subject is noted, characteristic changes in the results of the USE in 2022 in English relative to the results of 2020–2021 are described, and the significance of the above changes is argued. Considerable attention is paid to a meaningful analysis of the performance of tasks in sections of tasks, problem areas are analyzed in the performance of tasks by USE participants, insufficiently mastered skills an activities are highlighted, and an analysis of the possible reasons for obtaining identified typical erroneous answers is given. The article also discusses meta-subject results that could affect the performance of the exam tasks, draws conclusions about the contribution of meaningful changes in the exam in 2022, relative to the exam tasks of previous years. In conclusion, based on the identified typical difficulties, recommendations are given for improving the organization and methodology of teaching a foreign language and preparing schoolchildren for passing the exam in English in 2023.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В 2022 ГОДУ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ»

Было выявлено, что наиболее комфортная образовательная среда, способствующая эффективному обучению музыке подростков, занимающихся точными науками, формируется при активном и многоаспектном использовании музыкально-компьютерных технологий, а также музыкальных инструментов цифровой эпохи.

Также в процессе проводимого нами исследования на этапе формирующего эксперимента был выявлен ряд положений, раскрывающих существенные элементы научной новизны и теоретической значимости полученных результатов. К ним отнесём следующие:

- научно обосновано и теоретически дополнено понимание продуктивных форм в процессе обучения музыке подростков, занимающихся точными и естественными науками;

- выявлены факторы, влияющие на процесс развития творческого потенциала подростков на музыкальных занятиях;

- выявлены методические подходы и методы обучения, обоснованы педагогические условия, определяющие наиболее продуктивные формы развития творческого потенциала подростков в процессе обучения музыке, которые в значительной мере определяются включением музыкально-компьютерных

Библиографический список

технологий в музыкально-образовательный процесс названной категории обучаемых;

- впервые предметом педагогического исследования явилась разработанная автором многокомпонентная методика обучения музыке, опирающаяся на многоаспектное использование музыкально-компьютерных технологий и творческие формы работы учащихся в классе, когда каждая из используемых предметных областей содержит в своём образовательном контенте элементы другой дисциплины, что позволяет усилить образовательный результат обучения музыке в целом и развивает творческий потенциал подростков, занимающихся точными и естественными науками, в том числе за счёт активного включения компьютерных технологий в образовательный процесс.

Отметим также, что создание благоприятной психологической атмосферы проведения занятий с использованием возможностей высокотехнологичной информационной творческой образовательной среды является одним из определяющих факторов, способствующих развитию коммуникативных навыков между участниками образовательного процесса, что существенным образом влияет не только на общую атмосферу проведения занятий в классе, но и на результат обучения музыке подростков, занимающихся точными и естественными науками в целом.

1. Горбулич Г.В. Музыкальное искусство как средство духовно-нравственного воспитания личности. Музыка и образование в современном мире: сборник научных статей международного симпозиума. Пенза: Издательство ПГУ, 2017: 34-41.

2. Суслов Н.В. Урок музыки в школе: геймификация, цифровые технологии и другие вызовы XXI века. Музыка и образование в современном мире: сборник научных статей международного симпозиума. Пенза: Издательство ПГУ, 2017: 68-77.

3. Маврина В.Ю. Комплекс методов развития творческого потенциала подростков в учреждениях дополнительного образования, специализирующихся на точных науках. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 6 (97): 292-294.

4. Имханицкий М.И. О сущности академического исполнительства в музыкальном искусстве. Художественное образование и наука. 2018; № 4 (17): 37-44.

5. Gorbunova I., Hiner H. Music Computer Technologies and Interactive Systems of Education in Digital Age School. Proceedings of the International Conference Communicative Strategies of Information Society (CSIS 2018). 2019: 124-128.

6. Беличенко В.В., Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий в обучении музыкантов информатике (в условиях перехода на новые образовательные стандарты). Санкт-Петербург, 2012.

7. Горбунова И.Б. Музыкальные инструменты как синтезаторы музыкального звука. Общество: философия, история, культура. 2016; № 2: 89-93.

8. Горбунова И.Б. Музыкальное образование в цифровом пространстве. Общество: социология, психология, педагогика. 2016; № 1: 69-73.

9. Горбунова И.Б. Новые художественные миры. Интервью профессора РГПУ им. А.И. Герцена И.Б. Горбуновой. Музыка в школе. 2010; № 4: 11-14.

10. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Музыкально-теоретические воззрения Леонарда Эйлера: актуальное значение и перспективы. Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2012; Т. 2, № 4: 164-171.

11. Горбунова И.Б., Маврина В.Ю. Антропологическая дидактика и воспитание. 2022; Т. 5, № 6: 81-92.

References

1. Gorbulich G.V. Muzykal'noe iskusstvo kak sredstvo duhovno-nravstvennogo vospitaniya lichnosti. Muzyka i obrazovanie v sovremennom mire: sbornik nauchnyh statej mezhdunarodnogo simpoziuma. Penza: Izdatel'stvo PGU, 2017: 34-41.

2. Suslov N.V. Urok muzyki v shkole: gejmifikaciya, cifrovye tehnologii i drugie vyzovy XXI veka. Muzyka iobrazovanie vsovremennom mire: sbornik nauchnyh statej mezhdunarodnogo simpoziuma. Penza: Izdatel'stvo PGU, 2017: 68-77.

3. Mavrina V.Yu. Kompleks metodov razvitiya tvorcheskogo potenciala podrostkov v uchrezhdeniyah dopolnitel'nogo obrazovaniya, specializiruyuschihsya na tochnyh naukah. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 6 (97): 292-294.

4. Imhanickij M.I. O suschnosti akademicheskogo ispolnitel'stva v muzykal'nom iskusstve. Hudozhestvennoe obrazovanie inauka. 2018; № 4 (17): 37-44.

5. Gorbunova I., Hiner H. Music Computer Technologies and Interactive Systems of Education in Digital Age School. Proceedings of the International Conference Communicative Strategies of Information Society (CSIS 2018). 2019: 124-128.

6. Belichenko V.V., Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij v obuchenii muzykantov informatike (v usloviyah perehoda na novye obrazovatel'nye standarty). Sankt-Peterburg, 2012.

7. Gorbunova I.B. Muzykal'nye instrumenty kak sintezatory muzykal'nogo zvuka. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kultura. 2016; № 2: 89-93.

8. Gorbunova I.B. Muzykal'noe obrazovanie v cifrovom prostranstve. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; № 1: 69-73.

9. Gorbunova I.B. Novye hudozhestvennye miry. Interv'yu professora RGPU im. A.I. Gercena I.B. Gorbunovoj. Muzyka vshkole. 2010; № 4: 11-14.

10. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. Muzykal'no-teoreticheskie vozzreniya Leonarda 'Ejlera: aktual'noe znachenie i perspektivy. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. 2012; T. 2, № 4: 164-171.

11. Gorbunova I.B., Mavrina V.Yu. Antropologicheskaya didaktika i vospitanie. 2022; T. 5, № 6: 81-92.

Статья поступила в редакцию 31.01.23

УДК 372.881.1

Maizenger N.V., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Altai State Pedagogical University, Chairman of the Regional Commission of the GIA on English in Altai Krai (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

ANALYSIS OF THE RESULTS OF THE UNIFIED STATE EXAM IN ENGLISH IN 2022 IN ALTAI KRAI. The article presents a methodological analysis of results of the unified state exam (USE) in English in 2022 in Altai Krai (Russia), highlights the main results of the tasks of control measuring materials. Based on the given statistical data, the dynamics of the number of USE participants in the subject is noted, characteristic changes in the results of the USE in 2022 in English relative to the results of 2020-2021 are described, and the significance of the above changes is argued. Considerable attention is paid to a meaningful analysis of the performance of tasks in sections of tasks, problem areas are analyzed in the performance of tasks by USE participants, insufficiently mastered skills an activities are highlighted, and an analysis of the possible reasons for obtaining identified typical erroneous answers is given. The article also discusses meta-subject results that could affect the performance of the exam tasks, draws conclusions about the contribution of meaningful changes in the exam in 2022, relative to the exam tasks of previous years. In conclusion, based on the identified typical difficulties, recommendations are given for improving the organization and methodology of teaching a foreign language and preparing schoolchildren for passing the exam in English in 2023.

Key words: unified state exam (USE) in English, control measuring materials (KIM), federal state educational standard, foreign language communicative competence, skill level, listening, reading, speaking, writing.

Н.В. Майзенгер, канд. филол. наук, доц., Алтайский государственный педагогический университет, председатель региональной комиссии ГИА по английскому языку в Алтайском крае, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В 2022 ГОДУ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ

В статье представлен методический анализ результатов единого государственного экзамена по английскому языку в 2022 году в Алтайском крае, освещены основные итоги выполнения заданий КИМ экзамена. На основе приведенных статистических данных отмечается динамика количества экзаменуемых по данному предмету, описываются характерные изменения в результатах ЕГЭ 2022 года по английскому языку относительно результатов 2020—2021 гг, аргументируется значимость приведенных изменений. Значительное внимание уделяется содержательному анализу выполнения заданий разделов КИМ, проанализированы проблемные области при выполнении заданий участниками ЕГЭ, выделяются недостаточно освоенные умения и приводится анализ возможных причин допущенных ошибок. В статье также рассматривается возможность влияния метапредметных связей на выполнение заданий КИМ, приводятся выводы о значимости содержательных изменений КИМ, которые произошли в 2022 году. В заключение на основе выявленных типичных затруднений даны рекомендации по совершенствованию организации и методики преподавания иностранного языка и подготовки школьников к сдаче ЕГЭ по английскому языку в 2023 году.

Ключевые слова: единый государственный экзамен (ЕГЭ) по английскому языку, контрольные измерительные материалы (КИМ), федеральный государственный образовательный стандарт, иноязычная коммуникативная компетенция, уровень сформированности умений и навыков, аудирование, чтение, говорение, письмо.

В 2022 г завершился переход на федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, что не могло не найти отражения в содержании контрольных измерительных материалов государственной итоговой аттестации по иностранным языкам. В этой связи вопрос о реализации в рамках ГИА всех требований, предъявляемых ФГОС к оценке образовательных достижений, безусловно, представляется актуальным.

Целью данной статьи является представление аналитического обзора итогов выполнения заданий единого государственного экзамена по английскому языку в 2022 году в Алтайском крае с обозначением проблем и путей их решения. Представленная цель реализуется в работе посредством решения взаимосвязанных задач, направленных на анализ количественных и качественных показателей выполнения заданий экзамена, установление степени освоения умений, навыков и видов деятельности, а также обозначение проблемных областей при выполнении заданий участниками экзамена и разработку методических рекомендаций, нацеленных на ликвидацию выявленных дефицитов в подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ. Новизна работы обусловлена её материалом, анализом результатов экзамена текущего года в регионе. Теоретическая значимость статьи объясняется сделанными заключениями и обобщениями по выполнению заданий с выделением проблемных вопросов. Практическая значимость заключается в том, что результаты представленного в ней аналитического обзора могут быть использованы методическими объединениями учителей английского языка при планировании работы и распространении успешного опыта подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации.

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) представляет собой форму государственной итоговой аттестации, «проводимой в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися образовательных программ среднего общего образования соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Для указанных целей используются контрольные измерительные материалы (КИМ), представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы» [1]. Содержание КИМ определяется на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования 2012 г. [2] с учётом примерной основной образовательной программы среднего общего образования [3].

В 2022 году в Алтайском крае экзамен по английскому языку сдавало 753 человека. Отмечается незначительное уменьшение количества сдававших экзамен в сравнении с 2021 годом (с 764 до 753), что можно объяснить меньшим количеством выпускников 11 классов в этом году по сравнению с прошлым, и небольшая динамика в сравнении с количеством участников в 2020 году (увеличение на 57 участников). Доля экзаменуемых в 2022 году в целом соответствует показателям прошлых лет и составила 6,92% от общего количества участников ЕГЭ по всем предметам в регионе.

Из всех сдававших экзамен 712 человек являются выпускниками текущего года, обучающимися по программам среднего общего образования, и их доля от общего количества выпускников составила 94,56%. Большинство участников -выпускники гимназий и лицеев края. Выпускники СОШ занимают вторую позицию по типам ОО, продолжает данный список категория участников СОШ с углубленным изучением отдельных предметов, и завершают данный перечень выпускники

других типов ОО. В 2022 году динамика представленности АТЕ в ЕГЭ по английскому языку практически не изменилась. Как и прежде, практически половина всех участников являются выпускниками учебных заведений г Барнаула - 50,6% (381 человек). Среди образовательных учреждений с большой долей выпускников, сдававших данный экзамен, следует отметить «Гимназию № 69» г Барнаула (38 человек - 47,5% выпускников гимназии сдавали ЕГЭ по английскому языку), «Гимназию № 22» г Барнаула (31 человек - 31% выпускников сдавали ЕГЭ по английскому языку), Краевую образовательную организацию КГБОУ «АКПЛ» (38 человек - 21,71% выпускников сдавали ЕГЭ по английскому языку), «Лицей № 112» г Барнаула (24 человека - 21,24% выпускников сдавали ЕГЭ по английскому языку) и Краевую образовательную организацию КГБОУ «БЛИАК» (23 человека - 17,69% выпускников сдавали ЕГЭ по английскому языку). Большинство сельских школ районов края, выпускники которых приняли решение участвовать в экзамене, представлены минимальным количеством учащихся (1-3 человека).

В целом результаты ЕГЭ по английскому языку в Алтайском крае стабильны, что говорит об эффективности сложившейся в регионе системы подготовки выпускников к государственной итоговой аттестации. Итоги экзамена по предмету за последние 3 года можно представить в виде следующей табл. (табл. 1).

В соответствии с данными табл., положительная динамика в 2022 году наблюдается по следующим параметрам:

1. В 2022 году общий средний балл экзамена составил 74,10, что выше показателей прошлых лет

2. По сравнению с прошлым годом вдвое уменьшилось количество участников экзамена, набравших менее 22 баллов и не преодолевших пороговый уровень. Их количество в 2022 г составило 5 человек (в 2021 г 10 участников не преодолели пороговый уровень, в 2020 г. - также 5 участников не достигли минимального балла). Доля участников группы, не набравших минимально допустимый балл, по-прежнему невелика и составляет 0,66% от всех сдававших экзамен в 2022 году (в 2021 г. процент участников с баллом ниже порогового уровня составил 1,31%, в 2020 г - 0,58%).

3. По-прежнему наибольшую группу сдававших экзамен представляют собой участники, получившие очень высокий балл (в параметре 81-100 баллов). Их доля от всего числа сдававших экзамен составила 45,95% (352 человека), что выше показателя прошлого года на 5,64% и на 3,07% выше 2020 г Следующей по количеству является группа участников, набравшая 61-80 баллов (232 человека с долей в 30,81%). Таким образом, основная часть участников экзамена (77,56%) показали очень хороший результат, набрав 61 балл и выше, что также лучше по сравнению с результатами предыдущих лет (2021 г - 75,3%, 2020 г - 77,12%). К образовательным учреждениям края, продемонстрировавшим наиболее высокие результаты, относятся «Лицей № 124», «СОШ № 128», КГБОУ «АКПЛ», «Гимназия № 69», «Гимназия № 42», «Гимназия № 22»,»СОШ № 125», «Лицей № 112» г Барнаула, КГБОУ «БЛИАК» г Бийска. В данных учебных заведениях доля участников ЕГЭ, получивших от 81 до 99 баллов, является выше по сравнению с другими ОО края.

4. В 2022 году рекордное количество участников сдали ЕГЭ по английскому языку на 100 баллов - 6 человек, в то время как в 2021 году ни один участник не получил 100 баллов за экзамен, а в 2020 году один выпускник впервые в Ал-

Таблица 1

Результаты ЕГЭ по английскому языку в Алтайском крае в 2020-2022 гг.

Год Средний тестовый балл Диапазон тестовых баллов

0-21 % (чел.) 22-60 % 61-80 % 81-99 % 100 (чел.)

2020 73,04 0,58 (5 чел.) 22,16 34,24 43,02 1

2021 72,06 1,31 (10 чел.) 23,99 34,39 40,31 0

2022 74,10 0,66 (5 чел.) 21,58 30,81 45,95 6

тайском крае сдал экзамен по английскому языку на максимальный балл. Шестью ОО, выпускники которых получили 100 баллов за экзамен, являются «Лицей № 124», «СОШ № 126», «Гимназия № 42», «Гимназия № 22», «Гимназия № 123» г Барнаула и КГБОУ «БЛИАК» г Бийска.

Данные высокие результаты можно объяснить тем фактом, что экзамен по английскому языку не является обязательным, и выбирают его в основном те выпускники, которые уверены в конечном результате и целенаправленно готовятся к сдаче ЕГЭ по английскому языку. Большинство из них являются выпускниками гимназий и лицеев (57,63% выпускников данного типа ОО сдали экзамен на 81 балл и выше, 5 участников получили 100 баллов), а также школ с углубленным изучением английского языка текущего года, обучающихся по программам СОО (45,28% учащихся 11 классов набрали выше 80 баллов). Такие результаты закономерны, поскольку именно в гимназиях и лицеях, во-первых, сосредоточены кадрь I № юокой квалификациях о рошейметодической подготовкой™ пред мету, во-вторых, контингент обучающихся нацелен на получение качественного обра-зованйякйкдйбраоовательноОарганизаиии, тик и пми иамйсдояиельиой работе. Кроме того, в течение всего года учителям и выпускникам оказывалась консультационная и методическая поддержка, и, несомненно, большую пользу для выпускников при подготовке к экзамену оказала та работа, которую провели сотрудники ФИПИ, разработчики КИМов, по созданию дополнительных онлайн-ресурсов, а также сорио еедимаров, ррореденныхтлтнамипредметной комисиии Арлаиского края, размещенная на платформе Министерства Алтайского края.

Следует оамеаить, чтомдяйРОООлтааскоголлвянебйюдаетсямааср-мальный процент доли участников с высоким баллом, однако показатель 100% формсллно нлльзй лрмниоато в йайчаороикелдкмито егодостлгелирмтиениык участник экзамена. Результаты могут считаться валидными в тех ОО, в которых количмсадомиаитнрдокткйаьшна ,ыше 1Л четювшк. Оемне мепее иеобседтме отметить данные образовательные организации, так как далеко не все сельские школы Алтайского края выводят учащихся на сдачу экзамена по английскому языку, пока—,вая столь влсозие [мекультирЫ3 К дарюмООотмоляйсриле^ю-щие: «Егорьевская СОШ» (Егорьевский район), КСОШ № 2 (Кулундинский район), «СОШ № 4» (ЛoктeвcуиPpнйон),«Ыоб диоиискаоЫОШн (Реб|зихинскмй район), «Романовская СОШ» (Романовский район), «Угловская СОШ им. А.Т. Масли-кова» (Угловслий ророк), «УстсМалданскаы СОШ»(Усты-Ралманский рамО «Чарышская СОШ» (Чарышский район), «Шипуновская СОШ им. А.В. Луначар-аoо» (Ширлноирки» йаоонЛ оОзе^<^гая СОШ» (Тальменский район). Также вы-

сокие результаты показали выпускники «СОШ № 84», «СОШ № 102», «СОШ № 135», «СОШ № 107», «СОШ № 59», «СОШ № 53», «СОШ № 63», «СОШ № 76» (г. Барнаул, ЧОУ «Барнаульская классическая школа» (г. Барнаул), «СОШ № 3» г. Заринска, «СОШ № 10 г Новоалтайска, «СОШ № 10» г Славгорода, «СОШ № 3» (Каменский район). Особой похвоыы заслуживают те ОО районов края, где количество участников экзамена было больше одного (как правило, это 2-4), и все выпускннки продемонстрировали втличвыеинанияизучаемого иредмета, Это МБОУ «Мамонтовская СОШ» (Мамонтовский район), «Новотырышкинская СОШ» (Смоиенскаййейен),«Тсленцевская ТИК» (Тюмрнуевлой раовн).

Структурно и содержательно КИМ по английскому языку проверяет сфор-мировенвосньвсех оиреееоёинсхфодесаоьтвм государственным образова-тельсым свануартож иоепевеи^всоотсеуссвви с обязательным минимумом основных образовательных программ. «Это широкий спектр коммуникативных умений, язывовыхнавыклв, соцноиурьпурных зланой и нленнВ,вомпнйсасониых

и метапредметных умений. Основное внимание при этом уделяется речевой компетенции, т. е. коммуникативным умениям в разных видах речевой деятельности: аудировании, чтении, письменной речи, говорении, а также языковой компетенции т. е. языковым знаниям и навыкам» [4].

Содержательный анализ итогов выполнения заданий экзамена по английскому языку в 2022 году показывает:

- высокий уровень усвоения учащимися умений понимания содержания прослушанного текста (все задания раздела «Аудирования» выполнены лучше заданий остальных разделов КИМ ЕГЭ - 86,58%). Также на высоком уровне сформировано умение понимать основное содержание прочитанного текста (84,23%) и умение понимать и устанавливать структурно-смысловые связи в тексте (88,88%) (задания раздела «Чтение);

- достаточно высокий уровень лингвистической компетенции в написа-лпи элетгрониоволйчного пвсьмв(савенйс0аровогоуйовпя сложности раздела «Письменная речь») (77,41%);

- в сйедиомудовйетвойивемьвыВ ссоврно ^йймиаовйнносйи грамматических навыков (70,98%), лексико-грамматических навыков образования од-нокоренных слов путем добавления суффиксов или приставок (69,9%) и лекси-ко-грамматических навыков употребления лексики в коммуникативно значимом контексте (69,58%). Также можно считать удовлетворительным уровень сфор-

всвус(6о,8с°уо)инеитй диа^с^р^ге^р^х с целью обмена той или иной представленной в задании фактической информацией, дру-нсийловымй, уоанив задавать вйпйййы ^ г^о^^ах .частников

экзамена, получивших низкий балл, уровень сформированности данных умений нидьзя виинамь до^тэлйк

- Хуже всего выполнены задание 3 раздела «Говорение», проверяющее умонии принимать участие в диалоге-интервью (66,18%), и задание 4, проверяющее умение создавать и воспроизводить связный монолог с элементами рассуждения на основе заданной темы (66,05%). Также требуют дальнейшего форми-ровинся ^тни поысостъю рoнаматоуoеeймaнилнисаменнвlеуeий■гflв (66,95% выполнения) и продуцировать письменное развёрнутое высказывание с элементами рассуждения на основе таблицы/диаграммы (66,49% выполнения).

- При общем удовлетворительном уровне требуют совершенствования граюматпч есиидыайыкп yаaoыxcу.

Результаты выполнения заданий КИМ по каждому разделу можно представить в виде следующей диаграммы:

В сравнении с 2021 годом необходимо отметить улучшение сформирован-ности у выпускников текущего года навыков аудирования, чтения, выполнения заданий раздела «Письменная речь», а также более успешное выполнение задания 2 устной части экзамена «Условный диалог-расспрос».

Мас же некстсрае cмивение ну^'^аатов при выпол-

нении задания 1 устной части экзамена «Чтение вслух», более слабая сформи-Мовснто^т^йнмосск^к^свгуам^^тниш длокенкo-гтaмматдчeйкыx навыков.

Изменения, которые произошли в КИМ ЕГЭ, использовавшемся в 2022 году, упеном рм^^т^ижь^о ровоиоли но^е^^^уттаты иОЭ. Мак, алдишилинь иезультаты в следующих заданиях, где произошли модификации:

- задание 39 - результат улучшился по сравнению с 2021 на 1%;

- задание 40 - результат улучшился по сравнению с 2021 на 11,87%;

- задание 2 устной части (диалог-расспрос) - результат улучшился по нрайнению с 2Ы21нааВ4% ;

100 90 85,35 80 60 60 40 40 30 20 " 1 86,58 80,02 ' 76,17 71,1 __ 70,15 71,95 70,74 1Ш11 67,59

Аудир ование Чте ние Грамм лек ■ 2021 1 атика и Пис сика 2022 ьмо Гово| ение ение

Рис.1.Средниерезультатывыполнения заданийразделов КИМЕГЭ по английскому языку в Алтайском крае в 2022 году в сравнении с 2021 г.

- задание 4 устной части (тематическое монологическое высказывание) -результат улучшился по сравнению с 2021 на 1,43%.

Задание 3 устной части («Условный диалог-интервью») ранее не использовалось в формате ЕГЭ, поэтому нет возможности проследить динамику результатов, но процент выполнения этого задания вполне удовлетворительный (69,31%) и не отличается от среднего по разделу.

В целом можно считать результаты ЕГЭ по английскому языку в Алтайском крае вполне удовлетворительными, причем следует отметить, что динамика результатов экзамена за последние 5 лет в целом положительная как по количественным, так и по качественным показателям. Это свидетельствует о высоком уровне мотивации школьников к изучению английского языка, о хорошей подготовке тех выпускников, которые целенаправленно готовились к сдаче экзамена по данному предмету.

Кроме того, анализ итогов выполнения заданий позволяет выделить группы учащихся с различным уровнем подготовки и проанализировать, какие проверяемые элементы содержания, умения и навыки успешно освоены выпускниками, каковы проблемные области и дефициты каждой из этих групп.

Так, в разделе «Аудирование» трудность вызвало задание базового уровня, направленное на проверку понимания основного содержания прослушанного текста для группы участников, не преодолевших минимальный пороговый балл (29,17% выполнения). Аналогично сложным для выполнения для этой же группы участников оказалось задание раздела «Чтение» на понимание основного содержания прочитанного текста (21,43% выполнения). Очевидно, экзаменуемые данной группы не умеют правильно соотносить основные идеи текста с соответствующими им краткими утверждениями, что могло быть вызвано не только недостаточными знаниями языковых явлений, но и слабо сформированными межпредметными навыками.

Одними из самых сложных для выполнения оказались задания раздела «Грамматика и лексика», а именно - задания 19-25, проверяющие уровень сформированности грамматических навыков, и задания 26-31 на словообразование, направленные на проверку лексико-грамматических навыков. Как тот, так и другой вид задания относятся к базовому уровню сложности, однако участники, не преодолевшие пороговый уровень, практически не справились с заданиями на проверку грамматических навыков, а с заданиями на проверку навыков словообразования участники данной группы не справились вовсе. Серьезные проблемы при выполнении этих видов заданий испытывали и участники группы 2 (получившие 22-60 баллов), даже некоторые участники группы 3, получившие в целом хороший балл за экзамен (61-80 баллов). Данные проблемы даже привели к понижению среднего процента выполнения одного из заданий на проверку лексико-грамматических навыков до уровня ниже 50 (48,6%).

В разделе «Письменная речь» при написании электронного письма личного характера трудности испытывали участники группы, не преодолевшие минимальный балл, как в плане раскрытия содержания, так и в плане организации текста (12,5% выполнения по обоим критериям). Наибольшие трудности возникли с языковым оформлением электронного личного письма как у участников, получивших низкий балл за экзамен (группы 1 и 2), так и участников группы 3, сдавших экзамен на 61-80 баллов.

В устной части экзамена проблемы возникли также у участников групп 1 и 2. Так, участники группы 1 не продемонстрировали сформированные умения в чтении вслух, умения участвовать в условном диалоге-расспросе и диалоге интервью вовсе (0% выполнения этих заданий), а участники группы 2 показали слабо формированные умения в данных видах деятельности.

В заключение следует подчеркнуть, что в целом участники ЕГЭ продемонстрировали хорошие результаты выполнения заданий, относящихся к базовому уровню сложности -процент выполнения данных заданий составил выше 50. Проблемы в выполнении заданий базового уровня отмечаются у участников со слабой подготовкой, получивших низкий балл за экзамен (группы 1 и 2). Участники группы 3 испытывали трудности при выполнении заданий на проверку лек-сико-грамматических навыков. В 4 группе экзаменуемых, получивших высокий балл, наблюдается достаточно уверенное владение всеми видами речевой деятельности на базовом уровне.

Статистические данные показывают, что задания повышенного и высокого уровней сложности выполнены в целом на достаточно хорошем уровне: все задания исполнены со средним процентом выполнения выше 15 (минимальный процент выполнения составил 41,53). Однако определенные сложности при выполнении данных заданий возникли у участников групп 1 (с баллами от 0 до 21) и 2 (с баллами от 22 до 60). Так, участники группы 1 затруднялись при выполнении задания раздела «Чтение» на проверку полного понимания информации в тексте и не справились вовсе с заданиями разделов «Письменная речь» и «Говорение», относящихся к высокому уровню сложности (0% выполнения). Участники группы 2 продемонстрировали слабое владение грамматическими навыками при написании развернутого высказывания с элементами рассуждения на основе таблицы/диаграммы (2,43% выполнения) и испытывали трудности с языковым оформлением высказывания при продуцировании монолога, включающего элементы рассуждения (7,51% выполнения).

Таким образом, анализ результатов экзамена в Алтайском крае показывает, что у выпускников 11 классов достаточно успешно усвоены все элементы содержания, проверяемые в соответствующих разделах КИМ, - все виды заданий как базового, так и повышенного и высокого уровней сложности выполнены выше, чем на 65%.

В то же время при общем удовлетворительном уровне требуют совершенствования следующие умения и навыки:

- умение полного понимания содержания письменных текстов;

- грамматические навыки;

- лексико-грамматические навыки;

- умение продуцировать письменное высказывание развернутого характера, включающего элементы рассуждения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- умение участвовать в диалоге-расспросе и диалоге-интервью в целях обмена фактической информацией;

- умение создавать монологическое высказывание на определенную заданную тему, включающее элементы рассуждения;

- орфографические и фонетические навыки.

Следует отметить, что задания разделов на демонстрацию сформиро-ванности навыков владения письменной и устной речью остаются наиболее проблемной областью в экзамене, что вполне объяснимо, так как это продуктивные творческие задания, которые проверяют уровень сформированности всего комплекса коммуникативных компетенций. Тем не менее результаты экзамена показали, что в целом выпускники владеют продуктивными видами деятельности на достаточно высоком уровне. Это относится и к заданиям, претерпевшим изменения в 2022 году, результаты выполнения которых можно считать вполне удовлетворительными.

В контрольно-измерительные материалы по английскому языку включены задания, на успешность выполнения которых могла повлиять степень сформиро-ванности метапредметных умений и навыков. Это в первую очередь продуктивные задания с развернутым ответом. Данные задания представлены в разделах КИМ «Письменная речь» и «Говорение».

Задания по письменной речи представляют собой упражнения со свободно продуцируемым ответом и направлены на проверку умения писать электронное письмо личного характера в ответ на письмо-стимул (задание 39) и развернутое высказывание с элементами рассуждения (задание 40). Данное задание (задание 40) остается одним из наиболее проблемных в экзамене, о чем свидетельствует средний результат выполнения данного задания - 66,49%, что несколько ниже среднего результата по другим разделам экзамена. Сложность выполнения задания 40 вполне объяснима, так как это продуктивное творческое задание, которое проверяет уровень сформированности всех коммуникативных компетенций, где проверяются не только знания предмета, а именно - английского языка, но и аналитические способности выпускников, их умения мыслить, сопоставлять, рассуждать, выражать и аргументировать своё мнение, строить свое высказывание последовательно и логично, соблюдая особенности функционального стиля данного вида письменного сообщения. Именно поэтому участники со слабым уровнем владения языка либо не приступают к выполнению этого задания вовсе (10,25% всех экзаменуемых не приступили к выполнению этого задания), либо не справляются с его выполнением (4,92% участников экзамена получили 0 баллов за это задание). Тем не менее большинство экзаменуемых, которые занимались систематически и готовились к сдаче ЕГЭ, справились с выполнением этого задания достаточно успешно. Причём лучше всего выпускники продемонстрировали навыки и умения, которые оценивались по критерию 1 «РКЗ», где немаловажную роль играют такие метапредметные умения, как умение сопоставлять, критически оценивать и интерпретировать информацию, представленную в задании. Процент выполнения задания в среднем по этому критерию составил 69,55, более половины экзаменуемых (59,69%) получили по данному критерию максимальный балл. Таким образом, можно утверждать, что такие метапредметные умения, как умение обобщать, определять причинно-следственные связи, рассуждать и строить умозаключения, сформированы у выпускников на достаточно хорошем уровне. Конечно, в группе участников, получивших за экзамен менее 60 баллов, метапредметные умения развиты слабо, что повлияло на результат по экзамену в целом и по разделу «Письменная речь» в частности. К наиболее часто допускаемым ошибкам, которые могли быть вызваны слабыми метапредметными навыками и умениями, относятся неумение давать аргументированные ответы на вопросы воображаемого друга по переписке, содержащиеся в письме-стимуле и задавать вопросы в соответствии с темой задания; нарушения норм вежливости и принципов организации текста. К типичным ошибкам при выполнении задания 40 относятся недостаточно сформированное умение сопоставлять, анализировать информацию и ясно, логично и точно излагать свои умозаключения.

Проблемы такого же характера наблюдаются и при выполнении заданий раздела «Говорения» устной части экзамена. При выполнении этих заданий слабая сформированность метапредметных результатов также приводила к ошибкам, особенно в группе учащихся с низким баллом за ЕГЭ: неполным или неточным ответам на вопросы, неумением аргументировать свой ответ. Следует отметить, однако, что в среднем процент выполнения как задания 3, так и задания 4 вполне удовлетворительный - 66,18 и 66,05 соответственно, что пока-

зывает устойчивую сформированность метапредметных умений у большинства сдававших ЕГЭ в 11 классе.

Кроме того, сформированность метапредметных видов деятельности могла повлиять на успешность выполнения заданий письменной части экзамена, а именно - разделов «Аудирование» и «Чтение», где проблемные области схожи. Основными проблемами, с которыми столкнулись экзаменуемые при выполнении заданий раздела «Аудирование», были невнимательное прочтение задания; ожидание в процессе прослушивания звучания точных фрагментов, приведенных в выборе; незнание синонимов и устойчивых выражений; слабый словарный запас. Проблемной областью при решении заданий раздела «Чтение» остается определение основной идеи текста и умение отличить главную информацию от деталей, а также умение понимать структурно-смысловые связи в тексте. Данные ошибки можно объяснить тем, что у учащихся недостаточно сформирован уровень метапредметных умений и механизмов чтения и аудирования, особенно это касается групп участников экзамена, получивших низкий балл за экзамен. Все вышеперечисленные моменты следует учитывать учителям при обучении школьников и подготовке их к сдаче экзамена. Для того чтобы овладеть устойчивыми навыками аудирования при выполнении заданий подобного рода, учащимся рекомендуется расширять словарный запас, работать с синонимами, антонимами, со словообразовательными моделями, учиться извлекать из прослушанного текста основное содержание с помощью ключевых слов и фраз, отделять основную информацию от второстепенной, а также учиться внимательно читать формулировку утверждений и определять разницу между ними, развивать внимание, память и умение устанавливать причинно-следственные связи и умение мыслить логически.

В целом же можно утверждать, что у большинства выпускников 11 класса, принимавших участие в ЕГЭ по английскому языку, метапредметные умения и навыки сформированы на достаточно хорошем уровне, о чем свидетельствует достаточно высокие показатели: средний балл экзамена в 2022 году составил 74,10.

Однако, несмотря на вполне хорошие результаты по английскому языку в целом, при выполнении всех заданий разделов контрольно-измерительных материалов экзамена участники допускали ошибки, требующие более детального анализа и дальнейшей работы.

Чтобы ликвидировать дефициты, которые были обнаружены на экзамене 2022 г, необходимо совершенствовать организацию и методику преподавания английского языка в учебных организациях. На уроках английского языка следует уделять больше внимания развитию коммуникативных навыков при обучении английскому языку, организовывать работу в парах, командную работу и групповые проекты. В процесс обучения необходимо включать не только репродуктивные, но и творческие проблемные задания, развивающие продуктивные навыки речи - обучать различным формам письма и устного монологического высказывания.

Следует обратить внимание, что при формировании у учащихся навыков построения письменной речи и говорения необходимо развивать аналитические умения и навыки, например, их способность рассуждать, сравнивать, выражать и аргументировать собственную точку зрения, делать выводы, строить свое высказывание последовательно и логично, соблюдая особенности функционального стиля текста.

Библиографический список

Также при формировании умений говорения рекомендуется усилить работу по совершенствованию произносительных навыков учащихся как в плане произношения звуков и слов, так и в плане интонационного оформления речи.

Кроме того, в связи с более низким уровнем сформированности лекси-ко-грамматических умений по сравнению с другими умениями у выпускников при обучения иностранному языку необходимо учить школьников не просто заучивать отдельные слова, а работать со словами на уровне словосочетания и предложения, выполнять упражнения на дифференциацию синонимов и их использование в определенном языковом окружении. Особое внимание следует уделять правилам орфографии и пунктуации.

Настоятельно рекомендуется уделять больше внимания обучению грамматике, особенно формированию базовых умений построения видо-временных форм глагола, что является слабым местом в знаниях и умениях участников экзамена. Как подчеркивает М.В. Вербицкая, «уровень сформированности языковой компетенции - знания лексических единиц, морфологических форм и синтаксических конструкций и навыки их использования в связном тексте - влияет самым непосредственным образом на выполнение заданий с развернутым ответом. Успешное выполнение продуктивных заданий со свободно конструируемыми ответами требует не только умений рассуждения, анализа, аргументации, но и хорошей языковой базы: богатого лексического запаса и владения грамматикой» [5, с. 7]. В связи с этим требуется усилить линию формирования устойчивых грамматических навыков, осуществляя анализ грамматических форм в изучаемых текстах. Для повышения уровня языковой компетенции школьников рекомендуется постоянно повторять грамматику и осуществлять контроль, корректируя результаты. Особое внимание следует уделить системе времен, согласованию времен, страдательному залогу, использованию артиклей и предлогов. Ошибки учащихся в использовании данных структур говорят о том, что языковые навыки школьников еще не вполне автоматизированы, и в школах следует отводить больше времени на развитие у учащихся навыков неподготовленной, спонтанной речи. Практика показывает, что развитие коммуникативных навыков при обучении английскому языку, организация работы в парах, творческие проблемные задания, развивающие продуктивные навыки речи, групповые проекты и командная работа способствуют освоению и совершенствованию навыков говорения на иностранном языке и также работают на результат.

При обучении английскому языку не следует забывать, что немаловажную роль играет грамотная организация самостоятельной работы школьников, где учитель должен направлять учащихся, консультировать, помогать им системно и последовательно изучать иностранный язык. Также следует учитывать изменения, которые происходят в последнее время в жизни общества в связи с активным развитием Интернета и внедрением цифровых технологий в нашу жизнь, и быть более гибкими, использовать различные современные технологии, в частности грамотно применять смешанное обучение - дистанционное обучение и традиционное обучение в аудитории, использовать методы ротации и Flex-обучения.

На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод, что ЕГЭ по иностранному языку как форма оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования, доказывает свою целесообразность и состоятельность и является объективным показателем уровня сформированности у учащихся коммуникативных умений и навыков во всех видах речевой деятельности.

1. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2022 году единого государственного экзамена по иностранным языкам (английскому немецкому французскому испанскому языкам). Available at: https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/151883967-11

2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО): утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 № 413. Available at: http://ivo.garant.rU/#/document/70188902/paragraph/2034:0

3. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28.06.2016 N 2/16-з). Available at: https://legalacts.ru/doc/primernaja-osnovnaja-obrazovatelnaja-programma-srednego-obshchego-obrazovanija-odobrena-resheniem/

4. Вербицкая М.В., Трешина И.В. Особенности перспективной модели контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по иностранным языкам (английский, немецкий, французский, испанский). Педагогические измерения. 2021; № 2: 10-19.

5. Вербицкая М.В., Махмурян К.С., Бажанов А.Е., Кузьмина Е.В., Ратникова Е.И., Рахимбекова Л.Ш. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2022 года по иностранным языкам (английский, немецкий, французский, испанский, китайский языки). Москва, 2022. Available at: http://doc.fipi.ru/ege/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy/2022/inyaz_mr_2022.pdf

References

1. Specifikaciya kontrol'nyh izmeritel'nyh materialov dlya provedeniya v 2022 godu edinogo gosudarstvennogo 'ekzamena po inostrannym yazykam (angljskomu, nemeckomu, francuzskomu, ispanskomuyazykam). Available at: https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/151883967-11

2. Federal'nyjgosudarstvennyjobrazovatel'nyjstandart srednego obschego obrazovaniya (FGOS SOO): utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 17 maya 2012 № 413. Available at: http://ivo.garant.ru/#/document/70188902/paragraph/2034:0

3. Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma srednego obschego obrazovaniya (odobrena resheniem federal'nogo uchebno-metodicheskogo ob'edineniya po obschemu obrazovaniyu, protokol ot 28.06.2016 N 2/16-z). Available at: https://legalacts.ru/doc/primernaja-osnovnaja-obrazovatelnaja-programma-srednego-obshchego-obrazovanija-odobrena-resheniem/

4. Verbickaya M.V., Treshina I.V. Osobennosti perspektivnoj modeli kontrol'nyh izmeritel'nyh materialov edinogo gosudarstvennogo 'ekzamena po inostrannym yazykam (anglijskij, nemeckij, francuzskij, ispanskij). Pedagogicheskie izmereniya. 2021; № 2: 10-19.

5. Verbickaya M.V., Mahmuryan K.S., Bazhanov A.E., Kuz'mina E.V., Ratnikova E.I., Rahimbekova L.Sh. Metodicheskie rekomendacii dlya uchitelej, podgotovlennye na osnove analiza tipichnyh oshibok uchastnikov EG'E 2022 goda po inostrannym yazykam (anglijskij, nemeckij, francuzskij, ispanskij, kitajskij yazyki). Moskva, 2022. Available at: http:// doc.fipi.ru/ege/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy/2022/inyaz_mr_2022.pdf

Статья поступила в редакцию 31.01.23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.