Научная статья на тему 'О МЕТОДИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ НА «СЛОЖНЫЕ ПРОЦЕНТЫ»'

О МЕТОДИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ НА «СЛОЖНЫЕ ПРОЦЕНТЫ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
задачи на «сложные проценты» / методика обучения математике / обучение школьников / problems on “compound interest” / methods of teaching mathematics / teaching schoolchildren

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.И. Попов

Решение текстовых алгебраических задач позволяет повысить математическую культуру учащихся, способствует формированию логического мышления школьников в процессе проведения небольших самостоятельных исследований. Включение некоторых типов задач по разделу «Финансовая математика» в ГИА и ЕГЭ для учащихся средней школы обусловливает необходимость формирования прочных базовых знаний и умений обучаемых по решению задач на «сложные проценты». При подготовке школьников к государственным итоговым испытаниям серьезное внимание должно уделяться методическим приемам для выполнения таких математических заданий. Глубоко продуманный педагогический подход позволит добиться эффективности усвоения обучаемыми учебного материала и повышения качества математических знаний школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT METHODOLOGICAL FEATURES OF SOLVING PROBLEMS WITH COMPOUND INTEREST

Solving problems on composing equations allow to improve the mathematical culture of students and contributes to the formation of logical thinking in schoolchildren in the process of conducting small independent research. The inclusion of certain types of problems in the “Financial Mathematics” section in the GIA and the Unified State Exam for secondary school students necessitates the formation of strong basic knowledge and skills of students in solving problems involving “compound interest.” When preparing schoolchildren for state final tests, serious attention should be paid to methodological techniques for completing such mathematical tasks. A deeply thought-out pedagogical approach will allow students to effectively master educational material and improve the quality of schoolchildren’s mathematical knowledge.

Текст научной работы на тему «О МЕТОДИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ НА «СЛОЖНЫЕ ПРОЦЕНТЫ»»

References

1. Majkovskaya L.S., Gao T. Sovremennye tendencii v oblasti 'estradnogo ispolnitel'stva i obucheniya v kontekste 'evolyucii zhanra. Bulletin of the International Centre of Art and Education. 2021; № 3: 7-16.

2. Yao V. Kompleksnyj podhod k sovershenstvovaniyu fortepiannogo obrazovaniya v sovremennom Kitae. Gumanitarnoe prostranstvo. 2021; № 7: 1001-1012.

3. ФФЛ%Я9ЯЙЙг№. Available at: https://www.ww.moe.gov.cn

4. Mansurova A.P., Chervatyuk P.A. K voprosu o mezhdisciplinarnosti soderzhaniya pedagogicheskoj professii na sovremennom 'etape razvitiya psihologii, nejronauk i informacionno-kommunikacionnyh tehnologij. Antropologicheskaya didaktika i vospitanie. 2021; T. 4; № 1: 64-73.

5. Mansurova A.P. Suschnost' i specifika universal'noj podgotovki v vuze v kontekste gumanitarnyh nauk. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2014; № 5 (61): 161-167.

6. Majkovskaya L.S., Mansurova A.P. K voprosu o formirovanii u pedagogov-muzykantov novyh professional'nyh kvalifikacij v oblasti 'elektronnyh obrazovatel'nyh resursov. Bulletin of the International Centre of Art and Education. 2016; № 1: 2. Available at: www.art-in-school.ru/bul/1_2016_MAIK0VSKAYA.pdf

7. Mansurova A.P. Konceptual'nye polozheniya model'no-differencirovannoj podgotovki muzykanta-pedagoga v vuze. Vestnik kafedry YuNESKO «Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie». 2015; № 3 (11): 11-24.

8. Majkovskaya L.S. Fenomen 'etnokul'turnoj tolerantnosti v muzykal'nom obrazovanii. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2009.

9. Chzhun S. Formirovanie interpretacionnyh kachestv uchaschihsya-pianistov v muzykal'nyh shkolah Kitaya. Theoria. 2021; № 2 (3): 29-34.

10. Abdullaeva A.M. Znachenie predmeta «Obschee fortepiano» v kompleksnoj professional'noj podgotovke muzykanta-vokalista. Problemy sovremennojnaukiiobrazovaniya. 2020; № 12-1 (157): 52-55.

11. Klimaj E.V. Problema muzykal'nogo myshleniya v fortepiannoj pedagogike. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 1 (86): 171-173.

12. Klimaj E.V. Fenomen «obrascheniya» v strukture intoniruyuschego soznaniya pianista. Iskusstvo iobrazovanie. 2020; № 6 (128): 63-68.

13. Klimaj E.V. Rol' aktivnogo osyazaniya v rabote pianista. Bulletin of the International Centre of Art and Education. 2020; № 4: 7. Available at: www.art-in-school.ru/bul/4_2020_ Klimai.pdf

14. Blok O.A. Sochinitel'stvo kak proyavlenie celostnogo muzykal'no-tvorcheskogo razvitiya yunyh uchaschihsya-instrumentalistov. Iskusstvo i obrazovanie. 2020; № 6 (128): 98--104.

15. Majkovskaya L.S., Akisov V.R. Opyt osmysleniya potenciala muzyki i sovremennoj kul'tury v formirovanii gendernyh stereotipov novogo pokoleniya shkol'nikov. Iskusstvo i obrazovanie. 2021; № 6 (134): 170-176.

16. Zagvyazinskij V.I. Teoriya obucheniya. Sovremennaya interpretaciya. Moskva: Academia, 2004.

17. Bezrukova V.S. Integracionnye processy v pedagogicheskoj teorii i prakiike. Ekaterinburg: UGPPU, 1994.

18. Stepanec R.V. Integraciya kak gnoseologo-pedagogicheskij fenomen. Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014; № 1: 95-99.

19. Chapaev N.K. Pedagogicheskaya integraciya: metodologiya, teoriya, tehnologiya. Ekaterinburg: Izdatel'stvo RGPPU, 2019.

20. Chuhina E.V. Integraciya obrazovaniya: suschnost', sovremennye integrativno-pedagogicheskie koncepcii. Pedagogicheskaya nauka ipraktika. 2015; № 1 (7): 58-63.

21. Blok O.A., Tan' Yu. Obuchayuschijsya instrumentalist kak garmoniya v dushe ili disgarmoniya. Antropologicheskaya didaktika i vospitanie. 2022; T. 5, № 6: 93-102.

22. Blok O.A. Ispolnitel'skaya kul'tura muzykanta: aspekty analiza. Teoriya i metodika professional'nogo obrazovaniya v social'no-kul'turnoj i muzykal'no-pedagogicheskoj deyatel'nosti: kollektivnaya monografiya. Moskva: MGIK. 2018: 149-158.

Статья поступила в редакцию 07.07.23

УДК 37.013.75

Popov N.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), Senior Lecturer, Head of Department of Physico-Mathematical

and Information Education, Pitirim Sorokin Syktyvkar State University (Syktyvkar, Russia), E-mail: popovnikolay65@mail.ru

ABOUT METHODOLOGICAL FEATURES OF SOLVING PROBLEMS WITH COMPOUND INTEREST. Solving problems on composing equations allow to improve the mathematical culture of students and contributes to the formation of logical thinking in schoolchildren in the process of conducting small independent research. The inclusion of certain types of problems in the "Financial Mathematics" section in the GIA and the Unified State Exam for secondary school students necessitates the formation of strong basic knowledge and skills of students in solving problems involving "compound interest." When preparing schoolchildren for state final tests, serious attention should be paid to methodological techniques for completing such mathematical tasks. A deeply thought-out pedagogical approach will allow students to effectively master educational material and improve the quality of schoolchildren's mathematical knowledge.

Key words: problems on "compound interest", methods of teaching mathematics, teaching schoolchildren

Н.И. Попов, д-р пед. наук, канд. физ.-мат. наук, доц., зав. каф. физико-математического и информационного образования

Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина, г. Сыктывкар, E-mail: popovnikolay65@mail.ru

О МЕТОДИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ НА «СЛОЖНЫЕ ПРОЦЕНТЫ»

Решение текстовых алгебраических задач позволяет повысить математическую культуру учащихся, способствует формированию логического мышления школьников в процессе проведения небольших самостоятельных исследований. Включение некоторых типов задач по разделу «Финансовая математика» в ГИА и ЕГЭ для учащихся средней школы обусловливает необходимость формирования прочных базовых знаний и умений обучаемых по решению задач на «сложные проценты». При подготовке школьников к государственным итоговым испытаниям серьезное внимание должно уделяться методическим приемам для выполнения таких математических заданий. Глубоко продуманный педагогический подход позволит добиться эффективности усвоения обучаемыми учебного материала и повышения качества математических знаний школьников.

Ключевые слова: задачи на «сложные проценты», методика обучения математике, обучение школьников

Различные публикации, посвященные исследованиям проблемы использования технологий и методик обучения математике школьников, отражают направление деятельности, связанное с внедрением в образовательный процесс средних учебных заведений задач прикладного характера. Источником таких заданий, по мнению разных исследователей, может быть вузовское математическое образование, в целом отражающее современные направления развития математической науки. Вклад вузовских ученых в педагогическую составляющую школьной математики выражается, в частности, в выявлении и выделении для учащихся интересных задач в математических исследованиях, которые являются доступными для понимания школьников и в определенной степени провоцируют их интерес к исследовательской деятельности [1; 2; 3].

Решение школьных текстовых алгебраических задач, относящихся к разделу элементарной математики, позволяет повышать вычислительную культуру учащихся, способствует формированию умений школьников моделировать реальные процессы, проводить небольшие самостоятельные исследования и, в конечном счете, оказывает значимое влияние на развитие логического мышления.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью формирования умений и навыков школьников для успешного выполнения заданий на «сложные проценты» в связи с тем, что такие задачи включены в контрольно-измерительные материалы (КИМ) государственной итоговой аттестации учащихся 9-х и 11-х классов средних учебных заведений.

Целью данной работы является иллюстрация методических приемов при решении задач на «сложные проценты», которые целесообразно, на наш взгляд, использовать в учебном процессе средней школы [4; 5].

Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:

- выделение методических особенностей решения задач на «сложные проценты» и так называемых «банковских задач»;

- акцентирование внимания на специфике вычислительных операций при выполнении таких заданий.

Научная новизна исследования связана с анализом методических особенностей и способов решения различных типов задач на «сложные проценты» и «банковских задач», используемых на основе педагогического опыта и изучения

трудов исследователей, значимых для применения в учебном процессе средних учебных заведений.

Понятие «сложных процентов», как правило, в курсе математики средней школы встречается в таких случаях, когда какая-то рассматриваемая в задаче величина подвергается поэтапному изменению в течение определенного временного периода, в частности квартала, года.

Задача 1. В начал) года - часть суммы своих денег учитель математики положил в банк «С5B5р», а остальные - в банк «Юг»» с таким расч5том, чтобы получить в конце п)рвого года 180000 рубл)й. 3сли бы п)дагог-мат)матик одну ч)тв)ртую часть суммы поместил в банк «Юг» а остальные - в банк «С5B5р», то мог бы рассчитывать на получение только 140000 рубл5й. К сожал5Вию, учр5жд5ни5 «Юг» стало банкротом, во, тем не м5H55, досстрах в5рнул (б5з проц5нтов) д5ньги учит5лю мат5матики, что вместе с изменившимся вкладом в банк5 «С5в5р» составило в сумм5 60000 рубл5й в конц5 года. 3сли бы учр5-жд5ни5 «Юг» не стало банкротом, то на какую сумму д5н5г мог бы рассчитывать п5дагог-математик ч5р5з два года?

р5ш5ни5. Обозначим ч5р5з 50 в5личину вклада школьного учит5ля и, со-отв5тств5нно, и р2 - годовы5 проц5нтны5 ставки банков «С5в5р» и «Юг». С уч5том условий задания составим следующую систему уравн5ний:

(1+— V 100/ 4 0

1 + —) = 180000, * 100/ '

1 +

Л (1 + 3

Р2'

1

|45»

3 I р1 \ 1 1

В 4 "V 100^ 4 -

[Величина вклада школьного учителя ч5р5з два года опр5д5ля5тся число-

= 140000,

100 4 100

р1 \ 3 -— ) + -"„ = 60000.

вым значением выраж5ния - "0 (1 ++- Б,

1 + .

100/

Для простоты р5Ш5ния системы умножим об5 части второго уравн5ния на число 3 и вычтем из него соответствующие части п5рвого уравн5ния. Получим следующие рав5нства

| 2"о(1+100)=240000'

14"о(1+1Ж)+45О= 60000.

Исполь3уя П5рво5 уравн5ни5 Посл5дн5й CИCT5MЫ, им55м "о (1 + Юк)) =

1 3

120000' поэтому легко упрощается второе уравнение - ^120000+-^5о = 60000.

Дал55, 30000 +-Б) = 60000, откуда 5о = 40000. Сл5доват5льво, н5трудно опр5д5лить значение суммы 1 +Ю0 = 3. Воспользовавшись п5рвым уравнени-5м исходной CИCT5MЫ, Получа5м рав5нство -40000 • 3 + -40000 (1 +100) = 180000. Таким образом, значение суммы 1 + Ю) = 5. Т5П5рь можно легко найти ответ исходной задачи: - • 40000 • 32 + - • 40000 • 52 = 840000 рубл5й.

Замечание. При обучении школьников ц5л5сообразно обращать внимание обучаемых на сл5дующий м5тодич5ский аспект. В начале р5ш5ния системы уравн5ний попытка опр5д5лить в отд5льности значения величин р и р2 приводить к лишним вычисл5ниям, поэтому прощ5 найти значения сумм 1 + р1 ЛЮ и

1 + р2 /100, которы5 удобно использовать в проц5сс5 р5ш5ния задачи.

Сл5дующи5 два задания н5трудно выполнить н5поср5дств5нным применением известных формул для начисления «сложных проц5нтов».

Задача 2. учащийся д5вятого класса Максим мечтает купить красивый костюм на выпускной школьный бал. у него на т5кущий момент в наличии имеется 2900 рубл5й. Звая, что сб5ркасса выплачивает 4% годовых, он хочет удвоить свою сумму. Сколько лет Максиму нужно буд5т ждать?

р5ш5ни5. По условию задания начальная сумма вклада 5о равна 2900 рубл5й, а годовая проц5нтная ставка р = 4%. yчт5M, что окончательная сумма 5„ должна быть в два раза больш5 исходвой, то есть "„ = 2Sо, и, дал55, вос-

пользу5мся формулой 5„ = 5) (1 +100) (см., нап^ [6, С. 12]. Получаем

! 4

2 • 2900 = 2900 (1 +—) , отсюда 2 = (1,04)". Окончательно имеем

П = ^у,-2 ~ 18.

Ответ: около 18 лет Максиму нужно подождать чтобы сумма его вклада

удвоилась.

Задача 3 Сильным телефон стоил 20000 рубл5й. В течение года его ц5на увеличилась на 15%, а 5щ5 ч5р5з год она увеличилась на КЖ Сколько стал стоить телефон к концу второго года?

р5ш5ни5. Им55м = 20000 рубл5й - начальная стоимость телефона. Воспользу5мся изв5стной формулой для вычисления «сложных проц5нтов»

"5П = "о (1 -т 100) к1 +100) Р ив 1ся), положвв р1 = 15 и р2 = 10 [6, С. 13]). Знач5ни5 п = 2, так как рассматрива5тся п5риод в 2 года. Получа5M, что

"2 = "0 (1 +100) (1 +100) = 20000 (1 +-00)(1+-00) = 25300.

1 "V 100/ V 100/ V 100/ V 100/

Ответ: 25300 рубл5й.

Задача 4. Инж5н5р завода 31 д5кабря 2020 года получил под 10% годовых в н5котором банк5 99300 рубл5й в кр5дит. 3му заран55 была сообщ5на фиксированная схема выплат его кр5дита: банк буд5т начислять 31 д5кабря каждого сл5дующ5го года проц5нты на оставшуюся сумму долга увеличивать долг на КЗ0^ и уж5 после этого инж5н5ру н5обходимо п5р5в5сти конкр5тную сумму

ежегодного платежа в указанный банк. Определите сумму ежегодного платежа инж-н-ра, чтобы он мог выплатить долг тремя равными платежами?

Решение. Обозначим сумму кредита 5 = 99300, р = 10% - годовой процент, 4 = 1 + р /100 = 1.1 - множитель наращения, а х рублей - ежегодный платеж. По условию задачи должно быть совершено всего 3 выплаты. Важно отметить, что при решении таких задач удобно использовать табличную запись.

Таблица

Иллюстрарицилгорормт пошогового ро рениязядачи4

Год Долг 30 Алка^я Долг 31 деолг р1 дик^оиря енными начисл-нны Блата та

Первый 45 X

Вт втрр - х 4 (45 - х) X

Тртрит 4(45 - х) - х 4(4(45 - х)-х) X

Используя табличные данные, получим уравнение:

4(4(45 - х) - х) - х = 0 ^ 435 - 42х - 4х - х = 0 ^ (42 + к + 1)х = 435; отсюда х = 435/(42 + к + 1) = 39930.

Ответ: сумма ежегодного платежа должна быть 39930 рублей.

Задача 5 [7]. Молодой специалист взял кредит в банке. Ежегодно банк увеличивает на р процентов (р < 25) долг клиента, поэтому по истечении одного года долг молодого человека вырос на 45 тысяч рублей. Молодой специалист часть долга вернул банку таким образом, что остался должен учреждению еще половину первоначального долга. В дальнейшем, по истечении ещё двух лет его долг оказался равным 162 тысячи рублей. Определите значение годовой процентной ставки, которую банк ежегодно использовал для увеличения долга.

Решение. Пусть сумма кредита, полученного молодым специалистом, равна S тысяч рублей. Обозначим к = 1 + р /100, тогда через год долг молодого человека станет равным kS тысяч рублей или S + 45 тысяч рублей. Приравняем указанные значения и выразим величину 5: = S + 45, или же из последнего равенства имеем S = 45/(к - 1). По условию задачи после возврата части долга у молодого специалиста долг стал равным S / 2 тысячи рублей, а ещё через два года - Sk2 / 2 тысячи рублей или 162 тысячи рублей. Приравняем последние значения и воспользуемся тем, что S = 45/(к - 1), получим квадратное уравнение 45к2 / (2(к - 1)) = 162. После упрощений уравнение запишется в виде 5к2 -36 к + 36 = 0, корни которого к1 = 1.2 и к2 = 6. По условию задачи р < 25, поэтому к = (1 + р /100) < 1.25. Таким образом, условию задания удовлетворяет только один корень уравнения к1 = 1.2, поэтому 1 + р /100 = 1.2, следовательно, р = 20.

Ответ: р = 20%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Задача 6 [6, С. 19]. В двух банках в конце года на каждый счет начисляется прибыль: в первом банке 50% к текущей сумме на счете, во втором - 75% к текущей сумме на счете. Вкладчик в начале года часть имеющихся у него денег положил в первый банк, а остальные деньги - во второй банк, с таким расчетом, чтобы через два года суммарное количество денег на обоих счетах утроилось. Какую долю денег вкладчик положил в первый банк?

Решение. Обозначим через S1 и S2, соответственно, доли вкладчика в первом и во втором банках, а через р1 = 50 и р2 = 75 - проценты для начисления прибыли. С учетом условий задания имеем равенство S1 + S2 = 1, кроме того, получаем уравнение:

^ (1 + р1 /Щ2 + S2 (1 + р2 /Щ2 = 3 + $,).

Используя известные числовые значения процентов для начисления прибыли, упростим последнее уравнение: (1,5)2^ + (1,75)2^2 = 3. Далее, учтем, что S2 = 1 - S1, будем иметь равенство 2,25^ + 3,06250(1 - S1) = 3. Откуда S1 = 0,0625/0,8125 = 1/13.

Ответ: 1/13.

Как показывает опыт педагогической деятельности, на формирование математических умений учащихся непосредственно влияет не только познавательная активность обучаемых, но и накопленный ими багаж знаний различных методических приемов и методов решения практических задач. При изучении вышеуказанного раздела элементарной математики значимого эффекта в обучении школьников можно достигнуть с использованием теории поэтапного формирования умственных действий. Достоинства указанной теории заключаются, в частности, в сокращении затрачиваемого времени для формирования математических умений учащихся за счет иллюстрации образца выполнения сложных вычислительных операций, достижения существенной алгоритмизации этапов решения задач на «сложные проценты» и «банковских задач», а также в случае необходимости возможной коррекции методики обучения.

Использование в учебном процессе рассмотренных ранее методических приемов и способов решения задач на «сложные проценты» и «банковских задач» позволяет эффективно выстраивать занятия с обучаемыми. Конечно же, при последовательном формировании математических умений школьников в выполнении заданий рассматриваемого типа методика обучения претерпевает некоторые изменения: отпадает необходимость использования табличной формы записи пошагового решения, сокращается число этапов решения задачи, сам процесс выполнения задания будет более свернутым.

Практическая значимость проведенного исследования связана с тем, что методические приемы и некоторые особенности решения рассмотренных типов задач могут быть полезными не только для школьников при повторении учебного

материала по математике и подготовке к экзаменационным испытаниям [8; 9], но и для начинающих свою педагогическую деятельность учителей математики [10].

В заключение отметим, что задания, непосредственно связанные с элементами финансовой математики, несомненно, часто встречаются в реальной жизни. Решение таких задач, на наш взгляд, способствует глубокому усвоению учащимися содержания соответствующего раздела математики средней школы, а также повышает интерес обучаемых к заданиям прикладного характера. Ис-

Библиографический список

пользование элементов финансовой математики в учебном процессе позволяет наиболее полно реализовать прикладную направленность обучения. В процессе формирования умений и навыков школьников выполнять задания на «сложные проценты» и решать так называемые «банковские задачи» непосредственно осуществляется практическое применение теоретических знаний. Кроме того, решение таких задач развивает логическое мышление учащихся и позволяет развивать навыки моделирования реальных процессов.

1. Клейн Ф. Элементарная математика с точки зрения высшей. Арифметика. Алгебра. Анализ. Москва: Наука, 1987; Т. 1.

2. Попов Н.И. Фундаментализация университетского математического образования: монография. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2021.

3. Акимов Д.В., Дичева О.В., Щукина Л.Б. Решения задач по экономике: от простых до олимпиадных. Москва: Вита-Пресс, 2010.

4. Попов Н.И., Канева Е.А. Использование электронного курса «Школьный математический практикум» при подготовке будущих педагогов. ВестникМГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. 2022; № 4 (62): 109-118.

5. Попов Н.И. Теоретико-методологические основы обучения решению текстовых алгебраических задач. Образование и наука. Известия УрО РАО. 2009; № 3 (60): 88-96.

6. Попов Н.И., Марасанов А.Н. Задачи на составление уравнений: учебное пособие. Йошкар-Ола, 2003.

7. Сдам ГИА. Решу ЕГЭ. Образовательный портал для подготовки к экзаменам. Available at: math-ege.sdamgia.ru

8. Попов Н.И., Яковлева Е.В. Использование «кривых забывания» и интервальных повторений при обучении математике. Цифровые инструменты в образовании: электронный сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Сургут: СурГПУ 2021: 114-118.

9. Потапов М.К., Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В. Конкурсные задачи по математике: справочное пособие. Москва: Наука, 1992.

10. Шайденко Н.А. Характеристика типичных дидактических затруднений молодых учителей. Национальная ассоциация ученых. 2020; № 51-3 (51): 12-14.

References

1. Klejn F. 'Elementarnaya matematika s tochki zreniya vysshej. Arifmetika. Algebra. Analiz. Moskva: Nauka, 1987; T. 1.

2. Popov N.I. Fundamentalizaciya universitetskogo matematicheskogo obrazovaniya: monografiya. Elec: EGU im. I.A. Bunina, 2021.

3. Akimov D.V., Dicheva O.V., Schukina L.B. Resheniya zadach po 'ekonomike: ot prostyh do olimpiadnyh. Moskva: Vita-Press, 2010.

4. Popov N.I., Kaneva E.A. Ispol'zovanie 'elektronnogo kursa «Shkol'nyj matematicheskij praktikum» pri podgotovke buduschih pedagogov. Vestnik MGPU. Seriya: Informatika i informatizaciya obrazovaniya. 2022; № 4 (62): 109-118.

5. Popov N.I. Teoretiko-metodologicheskie osnovy obucheniya resheniyu tekstovyh algebraicheskih zadach. Obrazovanie i nauka. Izvestiya UrO RAO. 2009; № 3 (60): 88-96.

6. Popov N.I., Marasanov A.N. Zadachina sostavlenie uravnenij: uchebnoe posobie. Joshkar-Ola, 2003.

7. Sdam GIA. Reshu EG'E. Obrazovatel'nyjportal dlya podgotovki k 'ekzamenam. Available at: math-ege.sdamgia.ru

8. Popov N.I., Yakovleva E.V. Ispol'zovanie «krivyh zabyvaniya» i interval'nyh povtorenij pri obuchenii matematike. Cifrovye instrumenty vobrazovanii: 'elektronnyj sbornik statej po materialam Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Surgut: SurGPu, 2021: 114-118.

9. Potapov M.K., Olehnik S.N., Nesterenko Yu.V. Konkursnye zadachi po matematike: spravochnoe posobie. Moskva: Nauka, 1992.

10. Shajdenko N.A. Harakteristika tipichnyh didakticheskih zatrudnenij molodyh uchitelej. Nacional'naya associaciya uchenyh. 2020; № 51-3 (51): 12-14.

Статья поступила в редакцию 15.09.23

УДК 372.881.111.1

Semenchina E.N., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Foreign Languages, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia),

E-mail: e.aspu@mail.ru

Semkina A.V., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of the English Language, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia),

E-mail: alexas.72@mail.ru

DIFFICULTIES OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN USING CAUSE-AND-EFFECT CONSTRUCTIONS IN STATEMENTS WITH ELEMENTS OF REASONING.

The article examines issues related to teaching high school students' critical comprehension of problem-solving tasks during the final foreign language exam in the format of the Unified State Exam. According to modern requirements set for written and oral tasks, students should possess sufficient skills to analyze, predict, and argue their viewpoint when answering the given questions on a wide range of topics which can improve their performance at the exam. Therefore, taking the given conditions into consideration, it is necessary to develop a specific skill that enables students to make an appropriate choice of the form of presenting their ideas in the English language and to justify them using relevant cause-and-effect constructions in the correct way. Learning this language material will allow high school students to formulate written or oral expressions clearly and effectively and demonstrate a high level of proficiency in the English language. The article contains practical solutions to the stated issue which can be efficiently used in class. Thus, introduction of these tasks may compensate for the lack of such exercises in the textbooks used in modern schooling.

Key words: cause-and-effect constructions, critical and logical thinking, connectors, sentence types

Е.Н. Семенчина, канд. филол. наук, доц., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: e.aspu@mail.ru

А.В. Сeмкина, канд. филол. наук, доц., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: alexas.72@mail.ru

ТРУДНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ КОНСТРУКЦИЙ СО ЗНАЧЕНИЕМ ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ В ВЫСКАЗЫВАНИЯХ С ЭЛЕМЕНТАМИ РАССУЖДЕНИЯ

В статье рассматриваются вопросы, связанные с обучением учащихся старшей школы критическому осмыслению предъявляемых проблемных заданий при сдаче итоговой аттестации по иностранному языку в формате единого государственного экзамена. Согласно современным требованиям, выдвигаемым к заданиям по письменной и устной речи, учащиеся должны владеть умениями анализировать, прогнозировать и аргументировать свою точку зрения при ответе на поставленные вопросы. Следовательно, исходя из заданных условий, необходимо сформировать навык, благодаря которому ученики смогут выбрать адекватную форму презентации своих идей на английском языке и обосновать их, используя соответствующие причинно-следственные конструкции. Обучение данному языковому материалу позволит грамотно сформулировать письменное или устное высказывание и продемонстрировать высокий уровень владения английским языком.

Ключевые слова: причинно-следственные конструкции, критическое и логическое мышление, коннекторы, типы предложений

В современном российском обществе ведется длительная дискуссия о целесообразности проведения итоговой аттестации выпускников общеобразовательных школ в формате единого государственного экзамена. Существует мнение, что предлагаемый школьникам формат не позволяет продемонстрировать

глубину имеющихся знаний и умений, помещая учащихся в жесткие рамки предлагаемых тестовых заданий.

С подобным утверждением сложно согласиться, поскольку при более детальном погружении в предъявляемые требования и сами предлагаемые зада-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.