Баротзода Камолиддин Ашур — доцент кафедры общая биология и методика преподавание биологии Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни, тел.: (+992) 934050446.
About the autors:
Khidirov Golib - Assistant of the Department of General Biology and Teaching Methodology Biologists of the Tajik State Pedagogical University named afer Sadriddin Aini, tel.: (+992) 934060621.
Barotzoda Kamoliddin Ashur - Associate Professor of the Department of General Biology and Teaching Methodology Biologists of the Tajik State Pedagogical University named afer Sadriddin Aini, tel.: (+992) 934050446.
ПУТИ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АЛГЕБРЕ 7-9 КЛАССОВ
Миршоев А.А.
Худжандский государственный университет им. акад. Б. Гафуров
Раджабов Т. Б.
Таджикский государственный педагогический университет им. С. Айни
Одним из самых значимых экономических понятий, с которыми знакомятся учащиеся школ, можно назвать «производительность труда», о которой им известно из курса истории и географии. Кроме того, ученики знают, что эффективность всякого общественного производства непосредственно связана с производительностью труда. Понятия «себестоимость единицы продукции» и «заработная плата» следует ввести в условие задачи в такой связи, чтобы ученики могли освоить суть и значение данных понятий из указанного условия.
Задача 1. Две группы рабочих по 10 и 15 человек за день изготовили 620 железных ящиков. При использовании нового оборудования эффективность производства двух групп рабочих увеличилась до 702 железных ящиков за день. Надо вычислить общий процент увеличения производства обеих групп при условии, что каждый рабочий первой группы, в среднем, увеличил объем производительности на 20%, а каждый рабочий второй группы - на 10%. Определите среднемесячную зарплату каждого рабочего после использования нового оборудования по производству железных ящиков, при том, что за каждый ящик выплачивают 5 сомон. (число рабочий дней в месяце составляет 22 дня).
Рассмотрим возможный вариант беседы учителя с учащимся.
Этап формализации.
Учитель: За счет чего повысилась производительность труда?
Учащийся А: В результате улучшения оборудования по производству.
Учитель: Насколько увеличилась совместная производительность труда этих групп?
Учащийся Б: На 82 ящика в день.
Учитель: Перечислите использованные величины.
Учащийся В. Производительность труда за смену рабочих 1 - й и 2 - й группы, среднемесячный заработок этих рабочих.
Учитель: Итак, сколько неизвестных задано в задаче?
Учащийся Г: Четыре.
Учитель: Правильно. Можно ли эту задачу решать с четырьмя неизвестными?
Учащийся Д: Нет.
Учащийся З: Только с двумя неизвестными.
Учитель: Правильно. Тогда что примем за х?
Учащийся И: За х примем первоначальную производительность за одну смену рабочего 1 - й группы, а у - первоначальная производительность рабочего 2 - й группы.
Учитель: А как быть с зарплатой?
Класс задумался.
Учащийся К: Это можно вычислить потом.
Учитель: Почему? Обоснуйте свой ответ.
Учащийся. Л: При нахождении объема производительности труда каждого рабочего 1 -й и 2-й группы за смену, так как нам известна стоимость готового ящика.
Учитель: Верно. Произведите запись решения задачи в тетрадях, а ученик А. решит задачу у доски.
Из первой части условия задачи получим уравнение:
10х+15у=620 (1)
После усовершенствования технологии производства, производительность труда рабочих 1-й группы
повысилась на 20%, а рабочих 2 - й группы - на 10%. В результате, объем производства двух групп
повысился на 702 ящика - 629 ящиков = 82 ящика за смену. В итоге, получаем уравнение:
10х 15у —— ■ 20 + —3- ■ 10 = 82 100 100
Дальнейшее обсуждение задачи можно отнести ко второму этапу ее решения.
Тогда получаем следующую систему уравнений:
|10х + 15у = 620 2х + 1,5у = 82
Откуда, х=20, у=28
Этап истолкования (интерпретации). После улучшения оборудования по производству, рабочие стали изготовлять за день соответственно 24, 30, 8, т.е. приблизительно 31 ящик. Однако, для зарплаты учитываются только полностью изготовленные ящики, т.е. 30 ящиков.
Зарплата рабочего 1-й группы:
24.5 сомон- 2 2 = 2640 с о мо н
Зарплата рабочего 2-й группы:
305 с-22=3300 сомон.
Учитель. Что же такое зарплата?
Учащийся М.Зарплата - это деньги, которые трудящийся получает за результат своего труда.
Учитель. Правильно. Что еще вы знаете о зарплате?
Ответы учащихся показывают, что многие из них обычно имеют общее представление о существовании премиальных и квартальных надбавках в виде единовременного вознаграждения в конце года.
Опыт учителя в экспериментальных классах свидетельствует о том, что в процессе знакомства (в 7 классе) с темами: «Уравнение с одной переменной», «Системы уравнений с двумя переменными», использование при решении задач таких понятий, как: «производительность труда», «себестоимость заработной платы» не вызывает затруднений.
В связи с этим приведем несколько примеров.
Задача 2. Стоимость перевозки определенного груза тремя разными видами транспорта вычисляется
2
по формулам У1=100+50Х У2=150+25Х Уз=200+1^Х где Х - расстояние в сотнях километров, У1; У^ У3
- стоимость перевозки в сомони. Необходимо графически отобразить, какой вид транспорта наиболее экономичен использовать при перевозке груза на расстояние до 200 км. и 600 км.
Задача 3. Две бригады токарей по 10 и 15 человек, начав предпраздничное соревнование, увеличили производительность продукции на 20% и 25%. За смену обе группы увеличили количество выпущенных деталей с 720 до 885 штук, что повлияло на месячную зарплату каждого рабочего во время соревнования. Каждая деталь при этом оценивалась в 3 сомони, но рабочие при этом работали с одинаковой производительностью труда (1 месяц содержит 22 рабочих дня).
Для полноценного формирования экономической культуры у учащихся, на основе взаимообратных методических приемов и методики «Неоконченые предложения»применялись следующие виды упражнений:
1. Прочтите условие задачи и ответьте на вопросы.
Задача 4. Надо засеять поле площадью 432 га за 3 дня. Продолжительность непосредственной работы
- 8 ч в день.
2. Используя справочный материал, заполните пропуски в тексте задачи.
Задача 5. Какое время (в часах) потребуется для вспашки поля, площадью.. .га, на тракторе с плугом марки? Производительность агрегата равна ... га в 12.
Справочный материал: МТ3-80, 50 га,
Задача 6. Сколько дней может продолжаться вспашка на участке площадью.. .га, если на нем работают. тракторов? Производительность трактора с плугом. га в 2. Продолжительность рабочего дня . г.
Справочный материал: 8г, 120 га, 3, ЮМ 3-2.5га
3. Используя справочный материал, составьте задачи.
а) денежная выручка от ее реализации - 4,2 млн, сомон;
б) себестоимость товарной продукции хозяйства составила 3,4 млн сомон;
в) Определите степень рентабельности товарной продукции по ее себестоимости.
Сама задача «Себестоимость товарной продукции хозяйства» составила 3,4 млн. сомон, а денежная выручка от продажи - 4,2 млн. сомон. Определите степень рентабельности товарной продукции по ее себестоимости».
4. Используя справочный материал по определению сферы экономической теории, составьте задачи с экономическими понятиями: валовая продукция, стоимость, основной заработок, дополнительная оплата труда.
5. Задачи с недостающими данными.
Задача 7. В хозяйстве добились урожайности зерна равной 20,6. Себестоимость 1 ц зерна составила 4, 08 сомон. Какова себестоимость всего урожая в данном хозяйстве?
Для нахождения ответа на поставленный в задаче вопрос, необходимо знать объем посевной площади под зерновую культуру в хозяйстве. Для этого, лучше использовать значение посевной площади местного хозяйства.
Задача 8. На ферму завезли 860 ц лугового сена, 310 ц овсяной соломы и 112 ц кормовой свеклы. Сколько центнеров корма завезли на ферму?
Для решения поставленного вопроса необходимо узнать процент (в килограммах) кормовых единиц в каждом килограмме указанных кормов.
В таблице питательности и состава найдите необходимые показатели, а именно: 1 кг. лугового сена -0,46 кг. корма, 1кг. овсяной соломы - 0,31 кг. корма, 1 кг. кормовой свеклы-0,12 кг.
В этом случае появляется возможность составить «полную» задачу с экономическим содержанием: «На ферму привезли 860 ц. лугового сена, 310 ц. овсяной соломы и 112 ц. кормовой свеклы. Сколько центнеров корма привезли на ферму, если 1 кг лугового сена составляет 0, 46 кг кормовых единиц от общего объема, 1 кг овсяной соломы - 0, 31 кг от общего объема, 1 кг кормовой свеклы - 0, 12 кг от общего объема?»
С учетом воспитательных, общеобразовательных, и практических целей при обучении математике на современном этапе и формировании начальных элементов экономических знаний при реализации поставленных целей, возникает возможность формулировки нижеследующих требований к системе задач с экономическим содержанием и их использование наиболее эффективно на уроках алгебры в 7-9 классе), :
А) приведенная система заданий должна соответствовать содержанию разных разделов, которые наглядно проиллюстрируют использование алгебры в процессе решения задач с экономическим содержанием. При этом, используемая методика внедрения своих задач в предложенную систему упражнений должна обладать систематизированностью, гибкостью и конкретизированностью и учитывать поставленные цели, которые одновременно подходят для традиционной методики и осуществления элементов экономической теории.
Следует найти точки взаимодействия программного материала по алгебре для разных классов и по мере возможности включить в него целесообразные текстовые задачи и упражнения. При этом, переход от традиционной методики к методике формирования элементов экономической теории, а также к процессу осознания этого учащимися, должен проходить плавно.
Б) необходимо включать в данную систему задания, с помощью которых появляется возможность реализации каждого из этапов формирования элементов экономических знаний. Ознакомления с экономической мыслью помогает учащимся объединять предварительную форму с реальной. А цель при этом состоит только в ознакомлении с элементами данной теории.
Подобное ознакомление имеет разные формы (то явную, то предварительную). При этом мы сконцентрировали все усилия вокруг следующих основных аспектов экономической теории:
1) простейшая рыночная структура, при которой и поставщик и потребитель становятся главными действующими лицами, без промежуточных действий;
2) следующий этап состоит в подробном анализе экономической теории и её сущности в производственной сфере: производство необходимого товара и его последующая реализация, необходимая для компенсации расходов и «финансовой подушки безопасности»;
3) третьей стороной экономической мысли выступает банковская система, при которой необходимо наличие трех сторон: банк, который принимает вклады от одних и выдает другим лицам ссуду под проценты. Иначе, его можно представить как бассейн с двумя трубами - труба с широким отверстием для подачи воды, труба с узким отверстием - для оттока воды. Таким образом, проходит процесс накопления
капитала банком - при этом и вкладчик (поставщик денег) и «получатель» обладают своим доходом, независимо от банка.
В) комплекс задач должен включать элементы экономической теории, а математическая модель должна соответствовать программному содержанию. Особенность решения прикладных задач отражается необходимостью составления соответствующей математической модели, что непосредственно предопределяет взаимосвязь экономических понятий, которые входят в фабулу задачи и их последующее понимание. Решение таких задач осуществляется в рамках рассмотрения программных вопросов.
Г) Систему приведенных заданий необходимо основывать на уровне подготовленности учащихся к восприятию элементов экономических знаний. При определении уровня подготовленности восприятия элементов экономических знаний учащимися, необходим учет возрастных особенностей и восстребованность со стороны общества. Под таким подходом понимается дозировка представляемой информации за пределами традиционной программы, с целью внедрения её в действующий учебный план.
Д) условие задачи должно соответствовать указанным требованиям: используемая терминология не должна превышать допустимой нормы. Несоблюдение таковых препятствует восприятию и потому, математика на уроке алгебры отодвигается на второй план, а задача не находит отзыва у учащихся так как её смысл непонятен им.
Е) смысл этой системы выражается в постепенном знакомстве учащихся с элементами экономических знаний:
1) задания, которые способствуют осознанию некоторых экономических понятий;
2) задания, базирующиеся на ежедневном применении экономических знаний;
3) задания, в ходе использования которых осуществляется исследовательская деятельность учащихся;
В результате использования действующих принципов и предъявленных требований, появляются
дополнительные задачи, которые распределяются между учениками (как раздаточный материал - по частям). Ниже частично приведен список некоторых задач.
Приводенная система задач связана с планированием сельскохозяйственного и промышленного производства, а основное внимание при этом концентрируется на условиях следующей экономической теории: с целью накопления капитала производится товар для реализации.
Готовность к решению указанных задач начинает формироваться у учеников в конце VII и УШ классов
Примерные тексты задач (выборочно). Возникла необходимость разработки наиболее рационального плана посева пшеницы и ячменя, при имеющихся следующих данных и условиях:
а) площадь, выделенная под пшеницу и ячмень составила 50 га;
б) с 1 га собрать не меньше 18 ц, пшеницы или 24 ц, ячменя;
с) оплата 1 ц. пшеницы составляет 250 руб., а 1ц. ячменя -180 руб.,
д) площадь под ячмень должна быть не меньше площади под пшеницу;
Задача 9. Ателье по пошиву одежды закупило 50 м. ткани на мужские и юношеские костюмы. Разработайте наиболее приемлемый для ателье план изготовления костюмов, соблюдая условия:
а) ориентировочная цена мужского костюма 750 руб., расход ткани составляет 3 м.;
б) ориентировочная цена юношеского костюма 450 руб., расход ткани составляет 2,2 м.;
в) число мужских костюмов не должно превышать число юношеских.
Задача 10. Фабрика по изготовлению ковров получила 100 кг ниток на ковры размерами по 1,5 кв. м, и по 3,5 кв. м, На 1 кв. м. ковра уходит приблизительно 2 кг. ниток, цена маленького ковра- 800 руб., а цена большого- 1120 руб. Число маленьких не должно превышать количество больших. Разработайте наиболее рациональный план для фабрики.
Третий этап изучения темы «Арифметическая и геометрическая прогрессии» состоит в рассматривании и разборе задач на кредит с процентами. Дополнительного материала это не требует, а потому мы ограничились анализом содержания вопроса: деньги, взятые в долг (сроком на месяц или на год) должны быть возвращены при увеличении первоначальной суммы с учетом процентов, определенных договором.
1. Вкладчик внес в сбербанк 7000 рублей, с выплатой 30% годовых. Назовите размер суммы через два года на счету вкладчика?
2. Вкладчик получил из сбербанка все причитавшиеся ему деньги в сумме 850 руб. Вклад находился в банке 4 года под 20% годовых. Определите вложенную первоначально сумму.
3. Население Таджикистана в 1999 году составило 6 млн. человек. Вычислите количество населения Таджикистана 5 лет назад, при ежегодном 1,5 %-ом приросте в последующие годы.
4. Население земного шара в 1980 году составляло 5 миллиардов человек. Сегодня составляет 6 миллиардов. Вычислите процент ежегодного прироста населения?
5. Банк выдал кредит 2 миллиона рублей с расчетом через 5 лет получить 4 миллиона. Каков был процент годовых на момент выдачи банком кредита?
Были предложено задание для девятиклассников в связи с Законом Республики Таджикистан «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов в Республике Таджикистан» на составление сметы после проведения подходящей словарной работы (н: составление сметы расходов, необходимых для свадебного торжества (на 100 человек), торжества, или семейного дня рождения (на 10 человек).
Пример. Торжество запланировано на 100 человек.
Необходимо произвести следующие з) фрукты- 20 кг, по 8,5 сомон за 1 кг;
закупки: всего: 2120 сомон
а) мясо - 40 кг, по 53 сомон за 1 кг; всего: 612 сомон
б) колбаса- 20 кг, по 30,6 сомон; всего: 240 сомон
в) минеральная вода- 80 бутылок, по 30 всего: 303,6 сомон сомон за бутылку всего: 495 сомон
г) торт -шесть штук по 50,6 сомон за 1 всего: 15 сомон
д) рис - 30 кг по16,5 сомон за 1 кг; всего: 55 сомон
е) лук -10 кг, по 1,5 сомон всего: 170 сомон
ж) масло- 5 кг, по 11 сомон; всего: 4010,6 сомон
таким образом, минимальный расход без учета алкогольных напитков составил около 4010,6 сомон.
В итоге был сделан вывод, что, курс алгебры, в интеграции с другими дисциплинами, является обязателльной составной частью экономического воспитания школьников в общеобразовательной школе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алиев Б. Алгебра. - учебник для 8-класса. - Душанбе «Собириён». 2017 - 320 с.
2. Возянк Г. М. Гусев В.А Прикладные задачи на экстремумы в курсе математически 4-8 классов книга для учителя. М. Просвещение. 1985-144с.
3. Жемякин Б. П. Экономическое воспитание старших школьников как педагогическая проблема. Дисс. конд пед наук - М.: 1978-271 с.
4. Клепач Н. Я и др. Экономическо воспитания масс: организация и эффективность. Н. Я Клепач, В.Д Папов, Л Е. Энштейн -М.: Экономика, 1979-223 с.
5. Кодиров Н. Алгебра. - учебник для 9-класса.-Душанбе. «МТЛ ОРЕС», 2005-216с.
6. Ла. Л.С. Экономическое воспитание учащихся в процессе обучения математике. - Алма-Ата: Мектеп, 1980 - 56 с.
7. Монахов Н. И. Изучение эффективности воспитания: теории и методика. Опыт экспериментального исследования - М.: Педагогика, 1981 - 144с.
8. Петров В.А Математические задачи из сельскохозяйственной практики: пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1980 -64 с.
9. Преподавание алгебры в 6-8 классах составители Ю.Н. Макарычев и Н.Г. Миндюк. М. Просвещение 1980-270 с.
10. Розов В.К Роль общеобразовательной школе в экономическом воспитании учащихся, в подготовке их к общественно полезному труду - М.: Б. и 1979 - 28с.
ПУТИ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АЛГЕБРЕ 7-9 КЛАССОВ
В статье рассматривается роль школы, как одной из значимых звеньев в системе экономического воспитания. Основа экономической культуры формируется у школьников в средней общеобразовательной школе. Первый этап начинается с начальной школы. С учетом содержания предмета, все учителя включают в процесс обучения определенные элементы экономических знаний.
Уроки математики и алгебры в 7-9 классах средних общеобразовательных школ, среди естественно - математических дисциплин создают благоприятные возможности для формирования основ экономических знаний у учащихся. Решение математических задач с экономическим содержанием помогает освоить экономическую сторону жизнедеятельности человека.
Так как составной частью процесса изучения математики в школе является решение математической задачи, то через текстовые математические задачи реализуется и прикладная направленность обучения математике. Исходя из этого, процессе решения математических задач с практическим содержанием связан с использованием математики в технике, физике, химии, экономике,
биологии, медицине, а также в быту. Среди этих задач необходимо в первую очередь выделить задачи экономического содержания.
В статье широко рассмотрен процесс формирования экономической культуры учащихся двумя методическими приемами, такими как: прямой и обратный. Вначале учащиеся решают готовые задачи с экономическим содержанием, а потом по математической модели и основным экономическим терминам составляют задачи экономического содержания.
Кроме того, в статье рассматриваются варианты изменения содержания математических задач экономического содержания с целью формирования и развития интереса к их решению.
Данный процесс показал, что количество имеющихся в действующих учебниках задач экономического содержания недостаточно для формирования экономической культуры у учащихся в средних общеобразовательных школах. Поэтому необходимо разработать методические рекомендации по составлению и решению задач экономического содержания по каждой теме школьного курса алгебры для 7-9 классов.
Материал данной статьи может использоваться при переподготовке и чтении лекций, а также предназначен для широкого круга читателей.
Ключевые слова: пути, средства, методические приемы, математические задачи с экономическим содержанием, система задач, справочной материалы, экономической термины производительность, банковские дела, смета расходов, заработная плата.
WAYS AND MEANS OF FORMING THE ECONOMIC CULTURE OF STUDENTS IN THE PROCESS OF TEACHING ALGEBRA IN GRADES 7-9
The article explores the role of the school as one of the significant links in the system of economic education. The basis of economic culture is formed among schoolchildren in secondary schools. The first stage starts from elementary school. Taking into account the content of the subject, all teachers include certain elements of economic knowledge in the teaching process.
The lessons of mathematics and algebra in grades 7-9 of secondary general education schools, among natural and mathematical disciplines, create favorable opportunities for the formation of the foundations of economic knowledge among students. Solving mathematical problems with economic content helps to master the economic side of human life.
Since the solution of a mathematical problem is an integral part of the process of studying mathematics at school, the applied orientation of teaching mathematics is also realized through textual mathematical problems. Based on it, the process of solving mathematical problems with practical content is associated with the use of mathematics in technology, physics, chemistry, economics, biology, medicine, as well as in everyday life. Among these tasks, it is necessary, first of all, to highlight the tasks of economic content.
The article broadly explores the process of forming the economic culture of students by two methodological techniques, such as direct and reverse. First, students solve ready-made problems with economic content, and then, using a mathematical model and basic economic terms, they make up problems of economic content.
In addition, the article discusses options for changing the content of mathematical problems of economic content in order to form and develop interest in their solution.
This process has shown that the number of problems of economic content available in the existing textbooks is insufficient to form an economic culture among students in secondary schools. Therefore, it is necessary to develop guidelines for compiling and solving problems of economic contentfor each topic of the school algebra course for grades 7-9.
The material in this article can be used for retraining and lecturing, and is also intended for a wide range of readers.
Сведения об авторах:
Миршоев Абдушафи Абдулмуминович - соискатель кафедры методики обучения математики Худжандский гасударственный университет им. академика Б. Гафурова+ (992) 927606444
Раджабов Тагоймурод Бобокулович - доктор педагогических наук, доцент кафедры методики начального образования Таджикский гасударственный педагогический университет им. С. Айни тел + (992) 935063412.
About the authors:
Mirshoev Abdushafi Abdulmuminovich - applicant in the Department of Method of Teaching Mathematics of Khujand State University named after Bobojon Ghafurov, Tel.:+ (992) 927606444
Radzhabov Taghoymurod Boboqulovich - doctor of pedagogical sciences, docent of Method of Primary Education Department of Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Ayni, Tel.: (+992) 935063412.
АХДМИЯТИ АЕДДАХРИ ПЕДАГОГИИ КОНФУСИЙ ДАР МАРХИЛАИ ХОЗИРА
Абдуллоев А.
Донишгощ технологии Тоцикистон
Чин кадимтарин маркази тамаддуни мавчудаи чахонист. Фарханги он ба хазорсолаи дуввуми то мелод мерасад. Х,амин тавр, дар асри VI то мелод Чин алакай чомеае шуда буд, ки одамонаш аз "рузхои неки кухани" пешин бо таассуф ёд мекарданд. Сулолаи Чжоу соли 1120 то мелод ба сари хукумат омад, то он вакт кишварро сулолаи Шан идора мекард. Кд6л аз онхо сулолаи Ся ва аз онхо пештар шохони асотирии Яо ва Сун хукмронй менамуданд.
Солхои аввали сулолаи Чжоу Ахди тиллой буданд. Одамон либосхои шохии зебову хушдухт мепушиданд, аз зарфхои хушсохти биринчиву сафолй истифода мекарданд. Шахриёни сарватманд дар хавлихои васеъи дорои богхои зебо зиндагй мекарданд. Таквиме тартиб дода шуд, ки ба харакати ситорахо асос ёфтааст; шоирон шеърхо месуруданд, адвори мусикй сабт мешуд. Дар замони сулолаи Шан одамон Худои таъоло ё сарнаслро, ки Шан-ти меномиданд, эътиром менамуданд, вале баъдтар чинихо фахмиши Худои сохибшахсиятро гум карда, дар боари Осмонхо сухан меронданд ва ачдодони худу мавчудоти фавкуттабиаро дар назар доштанд. Дар маъбадхои равшан, ки дар боги хавлихо сохта мешуданд, ба онхо ибодат карда, гузаштагонро эхтиром менамуданд.
Конфусий ва Лао Сзи ду хакими бузурги Чини бостон дар замоне зиндагй мекарданд, ки шухрати сулолаи Чжоу кайхо аз байн рафта буд. Кишвар ба суи варта сарозер мешуд, хама чо бегартибй хукмрон буд. Низоми гузашта хароб шуд. Дар сари хукумат одамони фурумояву тамаъкоре меистоданд, ки дигар халки худро намегавонисганд дифоъ намоянд. Баръакс, худи хукумат дастгохи зулму беадолатй гашта буд. Одамон дигар намехостанд, ки ба давлату чомеа хидмат кунанд, зеро дар гузашта фиреб хурда буданд ва некуахволие, ки ба онхо ваъда дода буданд, падид наомад.
Одамон эхтиром ба хукуматро гум карда аз арзишхои пешина махрум гашта, наздикони худро фаромуш намуда, аз пайи манфиатхои худ шуданд. Обруи падару модарон кохиш ёфт, чавонон суннат^ои ниёгонро сабабгори хдма бадбахти^ои гузашта дониста, онро дур андохтанд. Дар саросари кишвар феодалхои роратгару дастахои торочгар заминхоро гасб мекарданд ва аз сохибони онхо андоз меситонанд. Хукумат одамони одиро аз ин горатгарон,ки аз хисоби мехнати дигарон бой мешуданд, наметавонист ва саъй хам намекард, ки мухофизат намояд.
Микдори чиноятхои сахту торочгарй меафзуд: одамон хар чиро мехостанд мегирифтанд ва касосгирй мекарданд, чун медонистанд, ки чазое нахоханд дид.
Кишвар ба карз гутида буд ва макоми чахонии худро аз даст дод. Давлатхои хамсоя, ки каблан ба он вобаста буданд, акнун шарикони беэътимоди нав мечустанд. Музофотхои дур набудани марказро дарк намуда, истиклоли худро тасдик карданй мешуданд ва ба хукумат эътироз менамуданд. Бо таназзули арзишхои маънавй, ки мамлакатро муттахид мекард, хар кас кори дилхохи худро мекард, хар чиро метавонист, шарм накарда медуздид. Одамон ба хаводисе, ки руй медод, масъулияте ба душ намегирифтанд ва ба хамааш бегонагонро гунахкор медонистанд.
Ин замонро Конфусий "замони ба^ору тирамо^" номида, вазъи кишварро, ки ба ивази ибтидои умедбахш тадричан бадтар шудану завол ёфтани низоми мавчуда фаро мерасид, ба ба таври шоирона ифода карда буд. Конфусий ва Лао-Сан хар кадом ба тарзи худ ба ин тирагии дар чомеъа хукмрон чавоб мегуфтанд ва бо таълимоти худ мохияти тарзи хаёти чиниро ифода менамуданд.
Дар айни хол миёни онхо ихтилофе набуд, баръакс онхо хамдигарро пурра мекарданд. Конфусий саъй менамуд муайян кунад, ки суннатхои гумшударо чй тавр баркарор созад ва ба ин минвол тамаддуни чиниро аз нав бозсозй намояд. Лао-Сзи дар хусуси он тарзи хаёте сухан меронд, ки инсон бояд дар чахони тагйирёбандаву бесубот аз сар гузаронад. Баъзан мегуянд, ки чинихо дар байни мардум таълимоти Конфусийро пайравй мекунанд, вале дар хона пайрави Лао-Сзи мешаванд. Ин ду таълимот ба фарханги шаркй таъсири калон бахшида, аз насл ба насл гузаштааст.
"Лао-Сзи (тарчумаи тахтуллафзи аз чини муаллими кухан, соли 604 то мелод таваллуд ёфта, дар пири фавтидааст)-номи ифтихории файласуфи бузурги чинй Ли Эр, поягузори даосизм мебошад.