УДК 376.4
Трудности обучения подростков 14-18 лет с ментальными нарушениями как ориентиры для проектирования программ учебно-тренировочных
занятий специальным хоккеем
Почекунина О.О.1'2*, Симагина АА.1'3, Марьин И.С.'
1 Московский педагогический государственный университет г. Москва, Россия ORCID: 0000-0002-4945-9280,[email protected] * ORCID: 0000-0002-0044-9794, [email protected] [email protected] 2 Детско-юношеская команда по специальному хоккею «Йети»
г. Москва, Россия
3 Коммерческие организации по подготовке тренеров по плаванию и аквааэробике «StartFit»,
«AFT-centre» г. Москва, Россия
Аннотация: На сегодняшний день вопрос социализации и интеграции людей с ментальныминарушениямивобш,ествокрайнеактуален,посколькунаблюдаетсяувеличение процентного количества людей с интеллектуальной и социальной недостаточностью. Обучение таких людей, и особенно детей, имеет существенные трудности, с которыми сталкиваются профильные специалисты, в том числе тренеры по различным видам спорта и инструкторы по адаптивной физической культуре. В данной статье описаны основные моменты, которые вызывали сложности у практикующих тренеров во время учебно-тренировочных занятий специальным хоккеем. Материал. Исследования проводились в период с 2021 по 2022 гг. на базах детско-юношеских команд по специальному хоккею: «Йети»; «Реванш»; «Хоккей для детей»; «Снежные барсы»; «ДоброТрактор»; «Pride»; «Пегас»; «Дети Икс»; «Ак-Барс»; «Метеор». В исследовании приняли участие 200 подростков с ментальными нарушениями, у которых диагностированы следующие виды болезней и проблем, связанных со здоровьем (по МКБ-10): расстройство аутистического спектра (115 человек); синдром Дауна (55 человек); умственная отсталость (30 человек). Методы исследования: анализ и обобщение литературных первоисточников, опросы (интервью и анкетирование) тренеров по специальному хоккею, педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, математико-статистическая обработка результатов. Результат. В результате исследования нами выявлены анатомо-физиологические, психоэмоциональные, социальные, двигательные, сенсорные и когнитивные проявления, а также установлены трудности, возникающие в процессе обучения подростков на занятиях специальным хоккеем. В результате полученных данных нами сформулированы положения, которые легли в основу экспериментальной методики обучения подростков 14-18 лет с ментальными нарушениями на занятиях специальным хоккеем. Заключение. Установлено, что сформулированные положения позволяют организовать процесс обучения специальному хоккею более эффективно, что позволило говорить о статистически значимом повышении уровня физической и функциональной подготовленности хоккеистов с ментальными нарушениями, а также о достоверно зафиксированном улучшении самочувствия, вовлеченности занимающихся в процесс обучения и улучшении их навыков взаимодействия в коллективе и навыков самообслуживания.
Ключевые слова: подростки с ментальными нарушениями, специальный хоккей, трудности обучения, расстройство аутистического спектра, синдром Дауна, умственная отсталость.
Для цитирования: Почекунина О.О.*, Симагина А.А., Марьин И.С. Трудности обучения подростков 14-18 лет с ментальными нарушениями как ориентиры для проектирования программ учебно-тренировочных занятий специальным хоккеем. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2023; 18(3): 64-73.
The difficulties of teaching teenagers aged 14-18 with mental disorders as guidelines for designing programs of Special hockey training sessions
Olesya O. Pochekunina1'2*, Anna A. Simagina1'3, Igor'S. Maryin3
'Moscow Pedagogical State University Moscow, Russia [email protected] ORCID: 0000-0002-0044-9794, [email protected] ORCID: 0000-0002-4945-9280, '[email protected] 2 Children's and youth special hockey team 'Yeti" Moscow, Russia
3Commercial organizations for the training of coaches in swimming and water aerobics "StartFit", "AFT-
centre" Moscow, Russia
Abstract: To date, the issue of socialization and integration of individuals with mental disorders into society is highly relevant due to the increasing percentage of people with intellectual and social disabilities. The education of such individuals, especially children, presents significant difficulties faced by specialized professionals, including coaches in various sports and instructors in adaptive physical education. This article describes the main challenges encountered by practicing coaches during training sessions in special hockey. Material. The research was conducted from 2021 to 2022, based on children's and youth teams in special hockey: "Yeti"; "Revenge"; "Hockey for children"; "Snow leopards"; "DobroTractor"; "Pride"; "Pegasus"; "Children X"; "Ak-Bars"; "Meteor". The study involved 200 teenagers with mental disorders diagnosed with the following types of health-related diseases and problems (according to ICD-10): autism spectrum disorder (115 individuals), Down syndrome (55 individuals), and intellectual disability (30 individuals). Research methods. Research methods included analysis and synthesis of primary literature sources; surveys (interviews and questionnaires) of special hockey coaches; pedagogical observations; pedagogical testing; pedagogical experiments; and mathematical-statistical processing of results. Result. The results revealed anatomical-physiological, psycho-emotional, social, motor, sensory, and cognitive manifestations, as well as difficulties encountered in the process of educating teenagers in special hockey classes. Based on the obtained data, we formulated provisions that formed the basis for an experimental methodology for teaching teenagers aged 14-18 with mental disorders in special hockey classes. Conclusion. The formulated provisions allow for a more effective organization of the teaching process in special hockey, leading to a statistically significant improvement in the physical and functional preparedness of hockey players with mental disorders, as well as a significant improvement in the well-being and engagement of participants in the learning process, and improvement in their teamwork and self-service skills.
Keywords: teenagers with mental disorders, special hockey, learning difficulties, autism spectrum disorder, Down syndrome, intellectual disability.
For citation: Olesya O. Pochekunina*, Anna A. Simagina, Igor' S. Maryin. The difficulties of teaching teenagers aged 14-18 with mental disorders as guidelines for designing programs of Special hockey training sessions. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2023; 18(3): 64-73..
Введение
На сегодняшний день вопрос социализации и интеграции людей с ментальными нарушениями в общество крайне актуален, поскольку наблюдается рост людей с интеллектуальной и социальной недостаточностью [9]. В настоящий момент в мире количество людей с установленным диагнозом «ментальные нарушения» составляет более 300 миллионов человек или около 10% населения Земли [6].
В связи с растущим числом зафиксированных ментальных нарушений у детей и подростков Всемирной организацией здравоохранения принята декларация инвалидов, которая опре-
делила государственную политику любого современного государства в вопросах повышения качества жизни данной категории граждан. Для них активно внедряются различные программы (образовательные, творческие, трудовые, спортивно-массовые и др.), что даёт возможность интегрировать данную категорию граждан в общественную жизнь, а также позволяет осуществлять всевозможную поддержку для улучшения их здоровья и качества жизни [10].
Обучение людей с ментальными нарушениями, и особенно детей, имеет существенные трудности, с которыми сталкиваются профильные специалисты, в том числе тренеры по различ-
ным видам спорта и инструкторы по адаптивной физической культуре [8, 9, 10].
Исходя из всего вышесказанного целью нашей работы стало выявление трудностей, возникающий в процессе обучения подростков 14-18 лет с ментальными нарушениями на занятиях специальным хоккеем и разработка психолого-педагогических рекомендаций по организации и содержанию учебно-тренировочного процесса, а также преодолению возникающих трудностей.
Материалы и методы
Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы исследования: анализ и обобщение литературных первоисточников, опросы (интервью и анкетирование) тренеров по специальному хоккею, педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, математико-стати-стическая обработка результатов.
Исследование проводилось в период с 2021 по 2022 гг. на базах детско-юношеских команд по специальному хоккею: «Йети»; «Реванш»; «Хоккей для детей»; «Снежные барсы»; «До-броТрактор»; «Pride»; «Пегас»; «Дети Икс»; «Ак-Барс»; «Метеор» - и включало в себя три этапа:
На первом этапе проводились теоретический анализ и обобщение литературных первоисточников по проблеме исследования, исследование нозологической картины контингента детско-юношеских команд по специальному хоккею, педагогические наблюдения за учебно-тренировочными занятиями специальным хоккеем.
На втором этапе были организованы опросы 10 действующих тренеров, осуществляющих работу с детьми и подростками 14-18 лет с ментальными нарушениями, а также педагогические наблюдения за учебно-тренировочными занятиями по специальному хоккею с целью выявления трудностей при обучении с данным контингентом.
Третий этап был посвящен обобщению и осмыслению полученных аналитических и эмпирических данных и формулировке психолого-педагогических рекомендаций по оптимизации учебно-тренировочного процесса и преодолению «кризисных ситуаций» в процессе обучения подростков 14-18 лет с ментальными нарушениями.
Результаты и обсуждение
Анализ нозологической картины контингента детско-юношеских команд по специальному хоккею, принимавших участие в исследовании, показал, что к специальным занятиям допускаются подростки, имеющие следующие виды на-
рушений: расстройство аутистического спектра (115 человек); синдром Дауна (55 человек); умственная отсталость (30 человек).
При комплектовании команд действующие тренеры с целью создания благоприятных условий для подростков и лучшей организации учебно-тренировочного процесса смешивают нозологические группы. Положительно характеризуют такой подход к набору в группы детей с ментальными нарушениями следующие наблюдения:
- в процессе игры в специальный хоккей ребята с данными заболеваниями имеют равные возможности, что позволяет создать условия, когда каждый участник команды способен проявить себя в тренировочной и игровой деятельности;
- тренеры при организации тренировочного процесса и соревнований стремятся сформировать такие звенья равными друг другу по силам, чтобы счёт был более-менее равным и во время занятия не возникало психологического отрицательного отношения к действиям у проигрывающей команды, таким образом дети будут избавлены от травмирующего негативного опыта.
Тем не менее при всех этих положительных моментах формирование команд и организация процесса обучения имеет сложности, которые напрямую связаны с психофизиологическими особенностями поведения подростков 14-18 лет с ментальными нарушениями. Так, анализ специальной литературы (А.В. Алоин [1], Д.С. Губарева [2], С.А. Загузова [3], Х.И. Каплан [4], О.С. Никольская [5], А.Д. Соломко [7] и др.), а также педагогические наблюдения за процессом обучения подростков 14-18 лет с ментальными нарушениями во время учебно-тренировочных занятий в детско-юношеских командах по специальному хоккею позволили нам выявить анатомо-физиологические, психоэмоциональные, социальные, двигательные, сенсорные и когнитивные проявления наблюдаемых заболеваний (таблица). На основе данных таблицы мы можем сделать следующие выводы:
- несмотря на то что только при одном диагнозе (синдром Дауна) имеются многочисленные анатомо-физиологические проявления разной степени выраженности, тем не менее при всех диагнозах, с которыми мы столкнулись в практической деятельности, выявлены нарушения двигательной и проприоцептивной сферы;
- в нашей практике при всех ментальных и интеллектуальных нарушениях происходит отставание в моторном онтогенезе, ухудшение по-стурального контроля и праксиса, что влечет за собой задержку или недостаточность моторного развития и нарушение координации движений;
- задержка или нарушение психического развития существенно ограничивает познава-
тельную и коммуникативную функции, мешает ребенку социализироваться и интегрироваться в общество, не позволяет решать бытовые и социальные вопросы, ухудшает качество жизни;
- таким образом, имеющееся нарушение в любой из перечисленных нами сфер не проходит бесследно для работы других, зачастую формируя целый спектр нарушений и отставаний в становлении сторон развития при в целом благополучных обстоятельствах.
Данные особенности поведения и двигательных возможностей участников исследования ставят перед специалистами вопрос о преодоле-
нии трудностей, которые возникают в процессе обучения подростков с ментальными нарушениями. В ходе индивидуальных бесед и педагогических наблюдений нами выявлены основные трудности, с которыми сталкивались действующие тренеры:
1. Индивидуальные проявления нарушений у каждого занимающегося.
2. Быстрая смена настроения и частые приступы нежелательного поведения (агрессия, самоагрессия, истерика, крики, ругательства, побеги, отсутствие реакции на инструкции)
Таблица
Виды проявления нарушений у подростков 14-18 лет с ментальными нарушениями во время занятий специальным хоккеем Гп=200)
«
1ее
¡1
5.
г
"t ■J ё 5
I
tr
1
— к
i, 5 Ъ 2
= i I ?-■ i й
h I I
4
= Er
Г
7 EIEI
Г,
1
d a
S a.
Ifg I i i
5 a i 5 5 с
I
о-13 13 i
•j Г
= =
i i ef i
й ч в g
1 ч я -
3. Нарушение сенсорной обработки информации и, как следствие, недостаточное владение телом, ограниченное взаимодействие с окружающим пространством, из-за чего также страдает взаимодействие с окружающими людьми и интеграция в командное (групповое) взаимодействие.
4. Очень часто наблюдаются физические, двигательные нарушения, сопутствующие заболевания, усложняющие работу тренера;
5. Метеочувствительность, зависимость от терапии, питания и других внешних факторов и воздействий приводят к появлению так называемых «плохих дней».
6. Сложность в организации стабильного и целенаправленного тренировочного процесса на практике в реальных условиях.
7. Отсутствие у ребенка мотивации, нарушение социализации и следования общепринятым нормам, отсутствие эмоционального окраса в действиях, отсутствие коммуникаций и взаимодействия в группе.
8. Различия в степени ментальных повреждений, сложность в донесении материала, разнородность группы по умениям и навыкам;
9. Влияние настроения и состояния детей друг на друга.
10. Интеллектуальные нарушения, нару-
шение понимания вербальной информации, нарушения коммуникативной функции, недоразвитие или повреждение различных звеньев речевой системы приводят к тому, что занимающиеся с ментальными нарушениями не понимают объяснения с первого раза, чаще всего информацию приходится повторять несколько раз.
11. Подростки не способны самостоятельно концентрироваться на физических упражнениях, повышена отвлекаемость, нет достаточных для обучения концентрации и объема внимания, ухудшено формирование процессов произвольной памяти, недоразвито логическое и абстрактно-образное мышление, есть ограничения в понимании инструкций, объяснений - нарушение всех когнитивных навыков приводит к тому, что дети не способны целенаправленно заниматься, отвлекаются, начинают смотреть по сторонам, трогать рядом стоящего, обзываться, уезжают и катаются сами по себе, что еще больше затрудняет управление группой.
12. Подростки с ментальными нарушениями нуждаются в постоянном контроле, подсказках и похвале, иначе теряют интерес к выполнению задания и способность удерживать в памяти структуру выполняемого действия.
13. Наблюдается низкая работоспособность, неустойчивое внимание, дети легко утомляются, медлительные, «витают в облаках».
14. Отсутствие обратной связи от занимающихся - тренеру всегда приходится догадываться, что могло ребёнку не понравиться/что именно он мог не понять/когда он устал/чего он хочет и т.д.
Проведенные теоретические и эмпирические исследования позволили нам сформулировать основные положения методики тренировки и обучения подростков 14-18 лет с ментальными нарушениями «специальному хоккею».
Прежде всего рнеобходимо понимать, что перед работающим с такими детьми тренером стоит задача - организовать целенаправленный процесс обучения, который строится как единый учебно-тренировочный цикл, включающий рациональный подбор этапов, средств и методов, учитывающих возраст, пол, двигательный опыт занимающегося, характер и степень имеющихся нарушений и его функциональные возможности. В силу сложности организации такого процесса с группой детей с ментальными нарушениями и в целях повышения качества занятий и моторной плотности мы рекомендуем на учебно-тренировочных занятиях привлекать к работе специально обученных тьюторов (местные хоккеисты, родители, волонтеры и т.д.) с целью оказания помощи каждому игроку для более быстрой адаптации занимающихся и по-
вышения эффективности занятия. При такой помощи возможно организовать занятия в групповом формате, когда максимальное количество подростков в группе может составлять от 10 до 16 человек. Для эффективности занятий рекомендуемое количество занятий в неделю составляет два раза с длительностью один час.
Важной особенностью учебно-тренировочных занятий по специальному хоккею является комплексная направленность развития двигательных навыков - не только овладение техническими приёмами игры в хоккей, но и точечная проработка мелкой и крупной моторики, развитие когнитивных навыков, сенсорной интеграции и навыков коммуникации, а также обретение социально-нравственных и бытовых навыков и навыков самообслуживания. Основные средства, используемые в тренировочном процессе: строго-регламентированные упражнения (общеподготовительные, специально-подготовительные, имитационные и т.д.) и игры различной направленности (социальные, коммуникативные и др.
Отдельное внимание уделялось решению дополнительных коррекционных задач учебно-тренировочных занятий специальным хоккеем, а именно: развитию общеинтеллектуальных умений, выработке произвольности психических процессов, повышению коммуникативной и моторной активности, коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений, речевого развития и профилактике социально-психологической дезадаптированности. Ведущая идея авторской методики, помимо положительных результатов в хоккее, заключается в получении вербальной или иной рефлексии от занимающихся, интеграции их в совместную деятельность, повышении мотивации к занятиям, а также обучение и совершенствование их навыков самообслуживания, соблюдения правил личной гигиены.
Процесс организации учебно-тренировочного занятия строится по общим принципам тренировки в физической культуре, но имеет ряд особенностей, связанных с состоянием здоровья занимающихся и степенью их ментальных функций.
В начале каждого учебно-тренировочного занятия необходимо проводить разминку, которая будет в полной мере учитывать возрастные особенности и степень нарушения и состоять из комплекса обще-развивающих гимнастических и специальных имитационных и строго регламентированных упражнений. В разминку и в начало занятия также рекомендуется включать коммуникативные и общеразвивающие игры, которые направлены на совершенствование навыков общения со сверстниками и взрослыми
(тренерами и тьюторами), а также обеспечивает соблюдение принципа коллективности социального воспитания;
Основная часть занятия направлена на решение стоящих задач. Сюда относится решение как задач физкультурной и коррекционной направленности, так и специфических воспитательных задач. На начальных этапах для повышения индивидуального мастерства занимающихся с ментальными нарушениями наиболее эффективно построение занятия по принципу круговой тренировки. Таким образом решается вопрос моторной плотности и обеспечивается довольно эффективная организация группы, имеющей различные ментальные нарушения.
Образовательная задача заключается в освоении двигательных навыков и игровых действий специального хоккея. Сам процесс обучения двигательным действиям и игровым приемам хоккея условно можно подразделить на следующие этапы:
а) этап формирования представлений о базовых двигательных навыках и привыкание к новой среде;
б) совместное и пассивное выполнение обучаемым двигательного действия;
в) активно-пассивное выполнение действия обучаемым с фиксацией тренером отдельных положений тела или коррекцией выполняемого действия;
г) активное выполнение двигательного действия обучаемым после показа, при «зеркальном отражении»;
е) выполнение действия по речевому заданию;
з) самостоятельное выполнение.
На каждой тренировке рекомендуется отводить время на коррекционную работу (в пределах от 5 до 30 минут) в зависимости от возраста занимающихся, степени и количества имеющихся нарушений, опыта занятий спортом и пройденного времени с момента зачисления в команду. Для новичков первые месяцы тренировок могут быть полностью направлены на индивидуальную работу: адаптацию и снижение негативной симптоматики. В связи с тем что у каждого ребёнка имеется собственный набор определенных нарушений и, соответственно, потребностей в их коррекции, тренеру необходимо индивидуально подбирать для каждого игрока средства и методы, которые бы наиболее эффективно решали задачи по их устранению. На данном этапе помощь тьютора наиболее востребована.
Анализ наиболее часто встречающихся в нашей практике нарушений позволил нам разработать психолого-педагогические рекомендации по оптимизации учебно-тренировочного процесса с детьми, имеющими ментальные наруше-
ния, и по преодолению «кризисных ситуаций», возникающих на физкультурных занятиях в процессе обучения подростков 14-18 лет:
1) для эффективности учебно-тренировочных занятий группа делится на 5-7 подгрупп по 2-3 человека, на каждую подгруппу рекомендуется выделить по одному тьютору (или более);
2) формирование подгрупп осуществляется с учетом уровня подготовленности, степени нарушений, биологического возраста и/или антропометрических данных. Стоит отметить, что деление по фактическому возрасту с учетом данной нозологии является малоэффективным;
3) на занятиях рекомендуется использовать наглядный материал. В качестве наглядных средств обучения применяются визуальное расписание и визуальные подсказки. Они позволяют донести информацию о технике физических упражнений, создавая представления-ассоциации об изучаемом движении, и служат программой для реализации двигательных действий. На льду в качестве визуальных подсказок используются конусы, шины и прорисовка элементов с обозначением начала и конца упражнения. Для систематизации пространства и снижения уровня тревожности детей крайне важно разграничение зон для каждого тренировочного звена (подгруппы);
4) для повышения мотивации к занятиям и увеличения эффективности тренировочного процесса следует создавать дружественную атмосферу на тренировках и в раздевалке, наполнять занятие общими ритуалами и положительными совместными действиями;
5) для улучшения внимания детей необходимо по возможности убрать все отвлекающие предметы. Коммуникация и понимание материала нарушено практически у всех детей, поэтому для того чтобы ребенок обратил на вас внимание, нужно встать напротив и назвать его по имени, поощрять контакт глаз, а также сопровождать свою речь жестами или другими видами визуальной поддержки;
6) при объяснении упражнений необходимо использовать простые и четкие фразы - это позволит ребенку лучше понять сообщение. Если ребенок использует в собственной речи только отдельные слова, необходимо сократить фразу до двух слов. Например, вместо длинного предложения «Сава, сейчас мы с тобой разучим новое упражнение, но перед этим нам надо убрать ненужный инвентарь со льда» произносим несколько коротких: «убери шайбы и фишки», после того как это выполнено - «ко мне», а затем уже - «посмотри на меня», «делай, как я». Если ребенок пока не пользуется речью, следует использовать отдельные слова (например, вместо «пойдем на тренировку по хоккею» - только
слово «тренировка» или «хоккей»);
7) эффективно использовать на занятии речевую формулу «сначала - потом» (например, «сначала тренировка, потом гулять»);
8) в работе с такими детьми не используется превращение инструкции в вопрос, всегда следует строить утвердительную форму фразы (вместо «а давай теперь выполним упражнение «Фонарики?», говорим: «Выполняем фонарики»), это существенно снизит вероятность того, что ребенок откажется выполнять задание;
9) на обработку информации детям с ментальными нарушениями нужно предоставлять больше времени. Мы рекомендуем такой прием: произносим инструкцию один раз и считаем про себя до 10-20 (с кем-то меньше, с кем-то больше). Этот прием позволяет оценить, понимает ли ребенок инструкцию или ему пока еще нужны подсказки;
10) для эффективности процесса обучения необходимо постепенно снижать уровень подсказок. Например, если сначала мы выполняем с ребенком действие вместе, физически направляя его и проговаривая каждое действие, то потом просто стоим за спиной ребенка и говорим, что и как делать, или, наоборот, только физически направляем, но ничего не говорим. Стараемся задерживать подсказку, чтобы оценить степень освоения ребенком того или иного действия, но всегда сохраняем готовность предоставить поддержку в нужный момент;
11) в случае плохого настроения ребёнка-новичка (кричит, плачет, проявляет агрессию или самоагрессию и т.д.) - не стоит продолжать тренировку, лучше позвать родителя/тьютора и отпустить их в раздевалку успокоиться. Причин такому поведению может быть очень много, как внешних, так и связанных с состоянием ребенка, к этому нужно быть готовым. В такой ситуации главное - отслеживать негативные и поведенческие реакции ребенка, анализировать и не допускать в дальнейшем того, что могло спровоцировать данную ситуацию и/или реакцию.
12) если ребёнок занимается в команде уже давно, то резкая смена настроения в большинстве случаев свидетельствует, что он расстроился из-за того, что не получается выполнить упражнение и/или устал физически/эмоционально. В этом случае необходимо подозвать его к себе, при возможности выяснить, что его беспокоит и хочет ли он передохнуть. Если да, то похвалить за старания и под присмотром посадить отдыхать на несколько минут, не следует сразу отпускать его с тренировки.
Заключение
Перечисленные положения легли в основу авторской методики обучения подростков 14-18
лет с ментальными нарушениями на занятиях специальным хоккеем. Данная методика была внедрена и апробирована на детско-юношеской команде «Йети», занимающейся в хоккейном тренировочном центре «Overtime Master» (г. Москва). Результаты экспериментальной апробации авторской методики и сформулированных психолого-педагогических рекомендаций позволили нам:
- повысить уровень физической (двигательной) подготовленности занимающихся, что выразилось в статистически значимом улучшении результатов тестов: бега 30 м (Дабс= 0,6 сек; Дотн= 7,7%; t= 3,1; при Р<0,01); челночного бега 10x9 метров (Дабс= 4,3 сек; Дотн= 13,3%; t= 3,4; при Р<0,01); прыжка в длину с места (см) (Дабс= -22,2 см; Дотн= 17,0%; t= 4,5; при Р<0,01); сгибания и разгибания рук в упоре лежа (Дабс= -5,6 раза; Дотн= 60,2%; t= 10,5; при Р<0,01); прыжков на скакалке за 25 сек (Дабс= -9,7 раза; Дотн= 27,8%; t= 5,3; при Р<0,01);
- повысить уровень работоспособности занимающихся, что выразилось в улучшении показателей функционального состояния систем организма: жизненной емкости легких (Дабс= -207,7 мл; Дотн= 15,3%; t= 4,0; при Р<0,01); ор-тостатической пробы (Дабс= 6,5 уд/мин; Дотн= 32,3%; t= 6,7; при Р<0,01); ПТМ вдоха (Дабс= -0,6 л/с; Дотн= 16,2%; t= 11,0; при Р<0,01); проб Штанге (Дабс= -4,5 сек; Дотн= 13,8%; t= 5,1; при Р<0,01) и Генчи (Дабс= -3,2 сек; Дотн= 14,1%; t= 3,8; при Р<0,01); пробы Руфье (Дабс= 8,3 усл.ед.; Дотн= 13,8%; t= 54,6; при Р<0,01).
Кроме того, экспериментальная методика обучения подростков 14-18 лет с ментальными нарушениями на занятиях специальным хоккеем, включающая приведённые выше положения и рекомендации, позволила:
- организовать процесс с большей эффективностью и добиться определённых результатов в освоении детьми двигательных действий и игровых приемов в специальном хоккее;
- улучшить самочувствие и настроение детей на занятиях, повысить их вовлеченность в процесс обучения, мотивацию к занятиям;
- улучшить навыки самообслуживания и взаимодействия в коллективе, тем самым повысив качество жизни подростков с ментальными нарушениями.
Список литературы
1. Баркина Н.В., Мазитова Н.В. Гудков Ю.Э. Адаптация детей с синдромом Дауна к школе средствами плавания. Ученые записки университета имениП.Ф.Лесгафта. 2022; 9(211): 30-32
2. Курникова М.В. Занятия физической культурой ребенка-инвалида как способ социальной капитализации его семьи. Человек. Общество.
Инклюзия. 2020; 1(41): 27-39.
3. Оринчук В.А., Оринчук А.В., Курникова М.В., Елышева Е.А. Реализация принципа приоритетной роли микросоциоума в организации регулярной физической активности ребенка с ментальными нарушениями. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2023; 6(220): 272-276
4. Распопова Е.А., Попович Н.В., Сирюткина Д.Г. Адаптивное плавание как средство социализации детей-инвалидов с ментальными нарушениями. Вестник МГПУ. Серия: Естественные науки. 2017; 3(27): 65-69.
5. Седова И.А., Красильникова Ю.С. Чернявская П.М., Старцева И.А. АФК как средство коррекции ментальных нарушений у детей с РАС в дошкольном и младшем школьном возрасте. Перспективы науки. 2023; 4(163): 214-218.
References
1. Barkina N.V., Mazitova N.V. Gudkov Yu.E. Adaptation of children with Down syndrome to school by means of swimming. Uchenye zapiski universitieta imeni P.F. Lesgafta. Scientific notes
of the P.F. Lesgaft University. 2022; 9(211): 30-32.
2. Kournikova M.V. Physical education of a disabled child as a way of social capitalization of his family. Chelovek. Obchestvo. Inklyuziya. 2020; 1(41): 27-39.
3. Orinchuk V.A., Orinchuk A.V., Kournikova M.V., Elysheva E.A. Implementation of the principle of the priority role of the microsociome in the organization of regular physical activity of a child with mental disorders. Uchenye zapiski universitieta imeni P.F. Lesgafta. 2023; 6(220): 272-276
4. Raspopova E.A., Popovich N.V., Siryutkina D.G. Adaptive swimming as a means of socialization of disabled children with mental disorders. Vestnik MGPU. Seriya: Estestvennye nauki. 2017; 3(27): 65-69.
5. Sedova I.A., Krasilnikova Y.S. Chernyavskaya P.M., Startseva I.A. AFC as a means of correcting mental disorders in children with ASD in preschool and primary school age. Pespektivy nauki. 2023; 4(163): 214-218.
Статья поступила в редакцию: 20.08.2023
Почекунина Олеся Олеговна -магистрант, Московский педагогический государственный университет, Россия, 119435, г. Москва, Малая Пироговская ул., дом 1/1, e-mail: hockey lesya 23@ mail.ru
Симагина Анна Андреевна - ассистент, Московский педагогический государственный университет, Россия, 119435, г. Москва, Малая Пироговская ул., дом 1/1, e-mail: [email protected] Марьин Игорь Сергеевич - кандидат педагогических наук, доцент, Московский педагогический государственный университет, Россия, 119435, г. Москва, Малая Пироговская ул., дом 1/1; e-mail: [email protected]