Научная статья на тему 'Развитие физических качеств обучающихся - юных хоккеистов в условиях современного физкультурного образования'

Развитие физических качеств обучающихся - юных хоккеистов в условиях современного физкультурного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
814
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДИКА / СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / SPECIAL TRAINING / ТРЕНИРОВКА / ХОККЕИСТЫ / ICE HOCKEY PLAYERS / METHODS OF TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коломиец Александр Петрович

В данной статье рассматривается методика преподавания в классе, где учатся дети, посещающие секцию хоккея. Учитель физической культуры имеет уникальную возможность, учитывая высокую мотивацию обучающихся, разработать систему общефизической подготовки обучающихся и в рамках организации процесса обучения на уроках физической культуры и реализовать её, тем самым содействовать совершенствованию обучающихся в специальной хоккейной подготовке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коломиец Александр Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF PSYCHOLOGICAL MEANS FOR REGENERATION OF WORKING ABILITIES IN THE TRAINING OF YOUNG FOOTBALL PLAEERS

Methods of teaching physical education for children who go in for ice hockey are described in the following article. The PE teacher has a unique possibility to develop a system of general training for highly motivated children. He can realize this program at the PE lessons while organizing the educational process. Thus, he can contribute to the development of the students in special ice hockey training.

Текст научной работы на тему «Развитие физических качеств обучающихся - юных хоккеистов в условиях современного физкультурного образования»

УДК 159.9:796

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ - ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

APPLICATION OF PSYCHOLOGICAL MEANS FOR REGENERATION OF WORKING ABILITIES IN THE TRAINING OF YOUNG FOOTBALL PLAEERS

Коломиец Александр Петрович

учитель физической культуры МБОУ - средняя общеобразовательная школа №50

г. Орёл, Россия Kolomiets Alexandr Petrovich

Physical Education teacher, Secondary school №50 Orel, Russia

Аннотация: в данной статье рассматривается методика преподавания в классе, где учатся дети, посещающие секцию хоккея. Учитель физической культуры имеет уникальную возможность, учитывая высокую мотивацию обучающихся, разработать систему общефизической подготовки обучающихся и в рамках организации процесса обучения на уроках физической культуры и реализовать её, тем самым содействовать совершенствованию обучающихся в специальной хоккейной подготовке.

Annotation: Methods of teaching physical education for children who go in for ice hockey are described in the following article. The PE teacher has a unique possibility to develop a system of general training for highly motivated children. He can realize this program at the PE lessons while organizing the educational process. Thus, he can contribute to the development of the students in special ice hockey training.

Ключевые слова: методика, специальная подготовка, тренировка, хоккеисты.

Keywords: methods of teaching, special training, ice hockey players.

Физическая культура в системе среднего общего образования является неотъемлемой частью формирования базовой культуры личности обучающихся. Как учебная дисциплина она обязательна для всех обучающихся, является одним из средств оптимизации физического и психофизиологического состояния детей и подростков в процессе обучения и воспитания.

Хоккей - один из самых зрелищных и популярных олимпийских видов спорта, широко культивируемый во многих странах мира. Его популярность обусловлена большой зрелищностью, динамикой борьбы противоборствующих команд, быстрой сменой эмоционально насыщенных игровых эпизодов

и ситуаций, обилием контактных силовых приемов спортсменов. Подготовка юных хоккеистов - сложный, многогранный и длительный процесс, который предъявляет высокие требования к физической и технической подготовке спортсменов. Требуется рациональное и эффективное осуществление тренировочного процесса на всех этапах многолетнего тренировочного цикла.

В практике физического воспитания в МБОУ - средняя общеобразовательная школа № 50 г. Орла имеется 4 класс, объединяющий мальчиков 9-10 лет, которые получают дополнительное образование в ДЮСШ по хоккею. У обучающихся сформирован интерес к занятию хоккеем с шайбой, они имеют высокий уровень мотивации к совершенствованию физических качеств для достижения высоких спортивных достижений. В рамках организации педагогического процесса в данном классе мы сталкиваемся с проблемами, которые требуют методического исследования и разрешения, а именно:

- не исследован вопрос взаимосвязи урока физической культуры с учебно-тренировочным процессом в ДЮСШ по хоккею и их взаимовлияния на общефизическое развитие обучающихся;

- не определены возрастные нормы физической нагрузки обучающихся на уроке физической культуры с учётом тренировочных нагрузок;

- не разработана методика общефизической подготовки юных хоккеистов 9-10 лет в условиях школьного образования, обуславливающая высокий уровень специальной подготовленности юных хоккеистов, что свидетельствует об актуальности проблемы развития физических качеств школьников - юных хоккеистов в системе современного физкультурного образования.

В связи со специфическими особенностями данного вида спорта (лед, коньки, клюшка) от хоккеиста в большей мере, чем от спортсмена, специализирующегося в других игровых видах спорта (футбол, ручной мяч), требуется высокое развитие ловкости и координации движений. Известно, что развитие организма ребенка на различных этапах онтогенеза имеет отчетливо выраженную последовательность и цикличность. Этапы ускоренного роста периодически сменяются фазами замедленного развития различных сторон двигательной функции детей.Возраст 7-10 лет является тем возрастом, когда наблюдаются наиболее высокие темпы улучшения координации движений, ловкости, быстроты и скоростно-силовых показателей.

Рассматривая развитие физических качеств в плане повышения их общего уровня, необходимо отметить, что тренировка, направленная на преимущественное развитие быстроты, в этом возрасте, является наиболее эффективной, т.к. создает функциональные предпосылки для развития других качеств: ловкости, силы и скоростной выносливости.

Результативность процесса спортивной подготовки юных школьников-спортсменов во многом зависит от правильного планирования средств и методов для развития их физических качеств в течение года, что требует организации целенаправленной и системной общефизической подготовки. Учитель физической культуры имеет уникальную возможность, учитывая высокую мотивацию обучающихся заниматься хоккеем и достичь высоких спортивных результатов, разработать систему общефизической подготовки обучающихся и в рамках организации процесса обучения на уроках физической культуры и реализовать её, тем самым содействовать совершенствованию обучающихся

в специальной хоккейной подготовке.

Методика организации общефизической подготовки обучающихся - юных хоккеистов строится с учетом знаний учителем основных средств и методов развития и совершенствования разных двигательных способностей, способов организации занятий и темпов роста развития физических качеств, и их сенситивные периоды (таблица 1).

Таблица 1

Сенситивные возрастные периоды развития физических качеств

Двигательное качество Возрастной период

Аэробные возможности (общая выносливость) с 10 до 12 лет

Быстрота: - показатели темпа движений; - скорость одиночного движения; - двигательная реакция с 9 до 12 лет с 9 до 13 лет с 9 до 12 лет

Скоростно-силовые качества с 9 до 10 лет

Гибкость с 7 до 10 лет

Ловкость с 7 до 10 лет

Многочисленными исследованиями установлено, что физические качества ребенка развиваются только в те возрастные периоды, которые обусловлены биологическими и физиологическими особенностями развития. Практика показывает, что физические качества ребенка целесообразно развивать именно в те возрастные периоды, когда конкретное качество может бурно развиваться. Следовательно, при организации процесса общей физической подготовки юных хоккеистов на этапе предварительной подготовки (возраст 7-9 лет) и начальной специализации (10-12 лет) необходимо в рамках школьного физического воспитания решать следующие задачи: укрепление здоровья занимающихся; овладение широким кругом двигательных умений и навыков, в частности, основании техники естественных движений (бег, прыжки, метания и другие), повышение физической подготовленности; воспитание физических качеств: силы, выносливости, быстроты, координации и гибкости; повышение интереса к систематическим занятиям хоккеем; воспитание дисциплины, трудолюбия, коллективизма, и многих других качеств и черт характера.

В содержание урока по общефизической подготовке обучающихся - юных хоккеистов входят: вводная часть занятия (строевая подготовка); подготовительная часть (выполнение разминочных упражнений (беговые и на месте); основная часть (разнообразные физические упражнения (динамические и статические, с весом собственного тела и с отягощением, в парах и группах и т.д.), на развитие основных физических способностей; подвижные и спортивные игры; спортивные эстафеты; заключительная часть занятия (выполнение разминочных упражнений; упражнения на растяжку (гибкость); упражнения на восстановление, расслабление).

Общая физическая подготовка улучшает двигательные возможности обучающихся, расширяет запас движений, что, в свою очередь, способствует более быстрому и качественному освоению специальных навыков. С этой целью учитель физической культуры в процессе организации урока используется широкий круг средств общей физической подготовки с акцентом на развитие

основных физических способностей: силы, выносливости, скорости, координации и гибкости.

Процесс физического воспитания обучающихся - юных хоккеистов призван обеспечить создание базы для развития физических качеств с учетом специфики игры в хоккей и для высоких нагрузок на последующем этапе специальной подготовки. Достижение данной цели общефизической подготовки в системе школьного образования требует использования определённой доли специальных средств, методов физического воспитания и их оптимального сочетания, что позволяет решать основные задачи: улучшение общей физической подготовки; повышение функциональных возможностей организма; воспитание физических качеств.

Общая физическая подготовка на раннем этапе становления спортивного мастерства является тем фундаментом, который позволяет сформировать двигательные навыки и обеспечить техническую подготовку, необходимую юному спортсмену в процессе дальнейшего совершенствования.

В процессе физического воспитания на уроке физической культуры необходимо постоянно осуществлять контроль уровня физической подготовленности. Осуществление контроля позволяет следить за динамикой развития основных физических качеств, приводит к повышению эффективности учебно-тренировочного процесса.

В начале и в конце учебного года были проведены контрольные тесты для юных хоккеистов (прыжок в длину с места, бег 60м, бег 300м, отжимание, подтягивание на перекладине). Анализ показателей общефизической подготовки школьников - юных хоккеистов показывает рост их показателей в результате целенаправленной работы по двум причинам: первая -естественный рост ребенка и соответственное развитие всех его систем и функций; вторая - систематические занятия на уроках физической культуры и в спортивной секции (таблица 2; таблица 3).

Таблица 2.

Результаты контрольных тестов обучающихся - юных хоккеистов.

сентябрь 2016 года

№ п/п Обучающиеся юные хоккеисты Возраст (лет) Прыжок в длину с места (см) Бег 60 м (сек) Бег 300 м (сек) Отжимание (кол-во раз) Подтягивание на перекладине (кол-во раз)

1 учащийся 1 9 171 10,08 60,5 36 8

2 учащийся 2 9 176 10, 05 59,0 40 10

3 учащийся 3 9 178 11,0 58,8 20 2

4 учащийся 4 9 171 11,07 57,9 30 5

5 учащийся 5 9 171 10,08 60,5 36 8

6 учащийся 6 10 180 11,08 61,0 32 6

7 учащийся 7 9 176 10,05 59,0 40 10

8 учащийся 8 9 182 11,0 59,5 29 3

9 учащийся 9 9 171 11,06 58,9 30 5

10 учащийся 10 10 177 11,0 58,6 29 3

11 учащийся 11 10 171 11,06 59,6 34 5

Продолжение табл. 1

№ п/п Обучающиеся юные хоккеисты Возраст (лет) Прыжок в длину с места (см) Бег 60 м (сек) Бег 300 м (сек) Отжимание (кол-во раз) Подтягивание на перекладине (кол-во раз)

12 учащийся 12 9 171 11,02 61,3 30 3

13 учащийся 13 9 171 11,0 64,0 29 3

14 учащийся 14 9 185 11,06 63,0 30 5

15 учащийся 15 9 168 11,0 62,2 28 3

16 учащийся 16 9 171 10, 08 60,5 36 8

Таблица 3. Результаты контрольных тестов обучающихся - юных хоккеистов апрель 2017

№ п/п Обучающиеся юные хоккеисты Возраст (лет) Прыжок в длину с места (см) Бег 60 м (сек) Бег 300 м (сек) Отжимание в упоре лёжа (кол-во раз) Подтягивание на перекладине (кол-во раз)

1 учащийся 1 9 177 10,02 58,5 40 8

2 учащийся 2 9 176 9,80 57,0 42 11

3 учащийся 3 9 175 10,10 57,8 30 5

4 учащийся 4 9 177 10,50 57,9 40 5

5 учащийся 5 9 178 10,02 69,5 42 8

6 учащийся 6 10 182 10,01 59,0 41 6

7 учащийся 7 9 177 10,08 59,0 49 12

8 учащийся 8 9 182 10,25 59,5 39 5

9 учащийся 9 9 170 11,20 58,9 39 5

10 учащийся 10 10 180 11,02 58,6 33 8

11 учащийся 11 10 176 10,08 59,6 38 5

12 учащийся 12 9 176 10,90 60,3 35 6

13 учащийся 13 9 176 10,78 61,0 36 6

14 учащийся 14 9 185 11,00 62,0 39 5

15 учащийся 15 9 171 10,65 60,2 40 7

16 учащийся 16 9 176 10,02 58,5 45 8

Использование методики развития физических качеств, обучающихся -юных хоккеистов на уроках физической культуры способствует повышению общей и специальной физической подготовленности, и качества игровой деятельности. Применение разработанной методики позволяет достигнуть более высоких спортивных результатов и темпов развития физических качеств юных хоккеистов.

Самый главный плюс разработанной методики в том, что её можно использовать после внесения в нее необходимых изменений для обучающихся -юных спортсменов других игровых видов спорта, объединенных в один учебный класс.

Литература

1. Ашмарин, Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б. А. Ашмарин. - М.: Физкультура и спорт, 1978. -

223 с.

2. Бакутин, А. Ю. Юный хоккеист : пособие для тренеров / А. Ю. Бакутин, В. М. Колузганов. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 208 с.

3. Бернштейн, А. Н. О ловкости и ее развитии / А. Н. Бернштейн. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 288 с.

4. Быстров, В. А. Основы обучения и тренировки юных хоккеистов / В. А. Быстров. - М.: Терра Спорт, 2000. - 64 с.

5. Горский, Л. Тренировка хоккеиста / Л. Горский. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 220 с.

6. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена / В. М. Зациорский. -М.: Физкультура и спорт, 1970. - 200 с.

7. Иванов, В. П. Методика подготовки хоккеистов 8-10 лет : автореф. дис. ... канд. пед. наук (13.00.04) / В. П. Иванов. - Малаховка, 1984. - 23 с.

References

1. Ashmarin B. A. Teoriya i metodika pedagogicheskikh issledovaniy v fizicheskom vospitanii [Theory and methodology of pedagogical research in physical education]. Moscow, Fizkul'tura i sport Publ., 1978, 223 p.

2. Bakutin A. Y., Kaluzhanov V. M. Yunyy khokkeist. Posobie dlya trenerov [A Young hockey player. Handbook for coaches]. Moscow, Physical culture and sport Publ., 1986, 208 p.

3. Bernstein A. N. O lovkosti i ee razvitii [About dexterity in development]. Moscow, Physical culture and sport Publ., 1991, 288 p.

4. Bystrov V. A. Osnovy obucheniya i trenirovki yunykh khokkeistov [Foundations of teaching and training young hockey players]. Moscow, Terra Sport Publ., 2000, 64 p.

5. Gorskiy L. Trenirovka khokkeista [Training hockey]. Moscow, Physical culture and sport Publ., 1981, 220 p.

6. Zatsiorskiy V. M. Fizicheskie kachestva sportsmen [Physical quality of the athlete]. Moscow, Physical culture and sport Publ., 1970, 200 p.

7. Ivanov V. P. Metodika podgotovki khokkeistov 8-10 let. Avtoref. diss. kand. ped. nauk [Method of training hockey players 8-10 years. Abstract diss. Ph. D. ped. Sci. ]. Kansas city, 1984, 23 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.