взрослыми и сверстниками в школьной среде и повседневной жизнедеятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:
- базовые сферы проявления приоритетных ценностей физической культуры имеют универсальный характер. Они могут быть использованы в процессе изучения различных учебных предметов в начальной общеобразовательной школе. Различия в долевом воздействии при изучении одних предметов будут восполняться действиями в процессе изучения других учебных предметов;
- ценностные приоритеты базовых сфер гармонично взаимосвязаны между собой, поскольку «работают» на каждого конкретного человека. Данная дифференциация целесообразна, прежде всего, в учебных целях для концентрации внимания на ключевых позициях подготовки школьника к самостоятельной практической деятельности и их последующего проявления в заданных движениях - физических упражнениях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Венедиктов, И.Н. Физическая культура в образовательном пространстве начальной школы / И.Н. Венедиктов, И.И. Кипрушина, З.Ю. Ансимова // Ежемесячный научно-методический журнал "Начальная школа". - М. : ООО Издательство «Начальная школа и образование», 2015. - № 2. - С. 73-77.
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа (Стандарты второго поколения). - М. : Просвещение, 2010. - 191 с.
3. Федоров, В.Г. Физическая культура в интеграционном процессе начальной общеобразовательной школы / В.Г. Федоров // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 2013. - № 7 (101). - С.146-150.
4. Федоров, В.Г. Физическая культура в системе формирования общей культуры школьников / В.Г. Федоров, А.И. Крылов // Культура физическая и здоровье. - 2015. - № 1 (52). -С. 66-68.
REFERENCES
1. Venediktov, I.N., Kiprushina, I.I. and Ansimova, Z.Yu. (2015), "Physical culture in educational space of elementary school", Elementary school, No. 2, pp. 73-77.
2. Approximate main educational program of the educational institution (2010), Elementary school (Standards of the second generation), Education, Moscow.
3. Fedorov, V.G. (2013), "Physical culture in the integration process of elementary comprehensive school", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 101, No. 7. pp. 146-150.
4. Fedorov, V.G. and Krylov A.I. (2015), "Physical culture in system of formation of the general culture of school students", Physical culture and health, No. 1 (52), pp. 66-68.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 1012.2015
УДК 796.96
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ НА СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ
Виктор Владимирович Филатов, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье представлены результаты исследования по разработке системы комплексной оценки спортивной подготовленности юных хоккеистов на основе использования тестов для определения уровня физической и технической подготовленности на льду и вне льда.
Ключевые слова: хоккей, юные спортсмены, физическая подготовленность, техническая подготовленность, тестирование в спорте.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.02.132.p189-194
PEDAGOGICAL EVALUATION OF THE PREPAREDNESS OF YOUNG HOCKEYPLAYERS ON THE SPORTS HEALTH-IMPROVING STAGE
Victor Vladimirovich Filatov, the senior lecturers, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
The article presents the study results covering the development of the integrated assessment system for the sports training of the young hockey players through the use of the tests to determine the level of the physical and technical preparedness on the ice and off the ice.
Keywords: hockey, young athletes, physical fitness, technical readiness, testing in sport.
ВВЕДЕНИЕ
Важным звеном, обусловливающим достижение высокого спортивного мастерства хоккеистов, является совершенствование системы подготовки спортивного резерва. Система подготовки юных хоккеистов - это многолетний и многосторонний процесс использования всей совокупности факторов, обеспечивающих их готовность к спортивным достижениям [1]. С выделением в структуре многолетней подготовки юных хоккеистов спортивно-оздоровительного этапа остро встал вопрос о разработке научно-обоснованных требований и норм для оценки готовности детей к занятиям хоккеем и перевода их из одной учебной группы в другую [2, 3]. При этом следует иметь в виду, что применение отдельных, даже высокоинформативных тестов не позволяет определить перспективность ребенка.
Проблему можно решить при помощи комплекса тестов, специфических для этапа предварительной подготовки. Используемые до настоящего времени тесты по оценке физической и технической подготовленности юных хоккеистов имеют разные единицы измерения. В связи с этим провести комплексную оценку подготовленности юных спортсменов очень сложно, так как нельзя суммировать результаты конкретного юного хоккеиста по множеству тестов. Комплексная педагогическая оценка результатов тестирования может осуществляться с помощью специальных шкал: пропорциональной, прогрессивной, сигмовидной, стандартной, регрессирующей, перцентильной [4, 5].
Анализ научно-методической литературы, посвященной вопросам оценки подготовленности юных хоккеистов на предварительном этапе подготовки, показывает, что проблема комплексной оценки физической, технической и других видов подготовленности разработана пока недостаточно.
Цель исследования - систематизация тестов, используемых для измерения технических и физических способностей юных хоккеистов на предварительном этапе подготовки, и разработка системы комплексной оценки их спортивной подготовленности.
Методы и организация исследования. Для решения поставленной цели использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение литературных источников и документальных материалов, опрос тренеров, тестирование физической и технической подготовленности.
В исследовании приняли участие юные хоккеисты в возрасте 7 лет со стажем занятий 2-3 года. Всего был обследован 21 человек. Для определения уровня физической и технической подготовленности на льду и вне льда было отобрано 23 теста. Результаты тестирования были подвергнуты статистической обработке. Вычислялись средняя арифметическая величина, среднеквадратическое отклонение, ошибка среднего арифметического, максимальные и минимальные значения каждого измеряемого показателя.
Результаты исследования и их обсуждение. В таблицах 1 и 2 представлены статистические показатели общей и специальной физической и технической подготовленности
юных хоккеистов вне льда и на льду.
Таблица 1
Показатели общей физической подготовленности хоккеистов 7 лет вне льда
№ п/п Тесты XX Макс - мин т с
1 Бег 30 м, с 5,8 6,4 - 5,4 0,05 0,26
2 Бег 60 м, с 12,17 12,7 - 11,5 0,07 0,31
3 Бег на 20 м лицом вперед, с 4,19 4,58 - 3,82 0,04 0,20
4 Бег на 20 м спиной вперед, с 6,61 7,55 - 5,71 0,10 0,48
5 Челночный бег 4x9 м, с 11,18 11,78 - 10,23 0,09 0,41
6 Прыжок в длину с места, см 156 165 - 145 0,11 5,3
7 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, к-во раз 28,0 35 - 19 0,87 3,97
8 Поднимание туловища лежа на спине за 45 с, к-во раз 25,6 31 - 16 0,86 3,97
9 Комплексный тест на ловкость (20 м), с 16,1 17,0 - 15,0 0,11 0,52
10 Комплексный тест на ловкость (30 м), с 18,15 18,6 - 17,8 0,04 0,21
11 Наклон вперед, см 8,81 12,0 - 5,4 0,38 1,74
12 Проба Ромберга «цапля» за 15 с, баллы 3,0 3 - 3 0,34 0,24
13 Динамометрия правой кисти, дкн 14,07 18 - 11 0,40 1,85
14 Динамометрия левой кисти, дкн 13,61 19,0 - 10,5 0,49 2,24
Таблица 2
Показатели технической и специальной физической подготовленности хоккеистов 7 _лет на льду __
№ п/п Тесты XX Макс - мин т с
1 Бег 20 м лицом вперед, с 4,13 4,23 - 3,98 0,01 0,06
2 Бег 20 м спиной вперед, с 5,44 6,03 - 5,01 0,05 0,27
3 Челночный бег 6x9 м, с 16,70 17,52 - 15,31 0,13 0,58
4 Слалом без шайбы, с 13,46 14,61 - 12,45 0,13 0,57
5 Слалом с шайбой, с 15,45 15,92 - 14,38 0,09 0,41
6 Бег по «восьмерке» вправо, с 12,26 12,73 - 11,19 0,08 0,40
7 Бег по «восьмерке» влево, с 12,54 12,98 - 11,33 0,09 0,43
8 Бег лицом вперед 36 м, с 6,46 6,82 - 6,11 0,04 0,18
9 Бег спиной вперед 36 м, с 8,86 9,56 - 8,04 0,08 0,40
10 «Малый челнок», 9+18+9 м, с 9,80 10,99 - 9,04 0,11 0,51
На основе полученных данных с помощью стандартной Т-шкалы результаты тестирования каждого испытуемого переводились в очки. При ее использовании средний результат приравнивается к 50 очкам, а вся формула выглядит следующим образом:
xi — x
Т = 50 +10 х —-, где Т- оценка результата в тесте; - показанный резуль-
а
тат; х - средний результат; с - стандартное отклонение.
Применяя эту формулу, рассчитывали оценки в очках каждого юного хоккеиста во всех тестах. Это позволило, во-первых, составить персональную карту подготовленности на каждого юного хоккеиста, в которой регистрировались результаты контрольных испытаний в очках в каждом тесте и комплексная оценка подготовленности в очках во всех тестах. Во-вторых, перевод результатов измерения в единую очковую систему дает возможность составить для каждого юного хоккеиста его индивидуальный профиль физической и технической подготовленности, характеризующей степень выраженности отдельных качеств, способностей и на основе этого определить ведущие и отстающие качества и способности. Если какой-то ребенок в определенном тесте набрал более 60 очков, то это говорит о доминировании развития у него того качества, которое измеряет данный тест. Результаты этого же ребенка в других тестах ниже 40 очков по Т-шкале, напротив,
свидетельствуют о слабом развитии соответствующих качеств, способностей.
В таблицах 3, 4, 5 приведены оценки некоторых испытуемых в каждом тесте и обобщенные, комплексные оценки по комплексу тестов, рассчитанные по Т-шкале. По данным этих таблиц можно судить об уровне и профиле подготовленности юных хоккеистов.
Таблица 3
Показатели индивидуальной и комплексной оценки общей физической подготовленности хоккеистов 7 лет (вне льда)__
№ п/п Испыту- №№ тестов Ком-
1 2 3 4 5 6 7 плексная
А Б А Б А Б А Б А Б А Б А Б оценка
1 Б-в М. 25 42,5 17,0 65,8 17,0 65,1 17,8 66,6 5,4 65,3 11,5 71,6 165 66,9 491,3
2 М-в Е. 25 42,5 14,5 52,3 14,0 46,1 18,0 57,1 5,4 65,3 11,9 58,7 158 53,7 413,2
3 С-в Ф. 35 67,6 14,0 49,6 13,0 47,7 17,9 61,9 5,4 65,3 11,7 65,1 160 57,5 462,2
4 М-в И. 33 62,5 18,0 71,2 17,0 65,1 17,9 61,9 5,7 54,7 11,8 61,9 160 57,5 499,9
5 Х-в А. 31 57,5 16,0 63,1 15,0 56,2 17,9 61,9 6,2 34,7 12,3 45,8 158 53,7 438,0
6 А-в Р. 25 42,5 12,5 41,5 11,0 38,4 18,2 52,3 6,4 27,0 12,6 36,2 158 53,7 336,6
7 К-о В. 35 67,6 12,0 38,9 11,0 38,4 17,8 66,6 5,87 52,6 12,1 50,2 156 50,0 391,7
8 И-о И. 32 60,0 11,0 33,5 11,5 40,6 18,5 33,4 5,98 43,1 12,3 45,8 156 50,0 346,4
9 Д-н М. 27 47,3 14,0 49,6 14,0 46,1 18,5 33,4 6,3 30,8 12,7 33,0 145 29,3 322,0
10 Р-о И. 30 55,0 15,0 55,0 15,0 56,2 18,3 47,7 5,7 54,7 12,1 50,2 164 62,0 441,0
Примечание: А - результат в тесте - в соответствующих единицах измерения; Б - оценка результата в
очках.
Тесты: 1 - сгибание и разгибание рук в упоре лежа; 2 - динамометрия правой кисти; 3 - динамометрия левой кисти; 4 - комплексный тест на ловкость, 30 м; 5 - бег на 30 м; 6 - бег на 60 м; 7 - прыжок в длину с места._
Таблица 4
Показатели индивидуальной и комплексной оценки общей физической подготовленности хоккеистов 7 лет (вне льда) (продолжение)
№ Испыту- №№ тестов Ком-
пп емые 8 9 10 11 12 13 плексная
А Б А Б А Б А Б А Б А Б оценка
1 Б-в М. 25 51,4 15,0 71,1 3,82 68,5 5,71 68,7 10,23 73,1 8,8 50,0 379,9
2 М-в Е. 24 53,9 15,8 57,6 4,14 52,5 6,52 51,8 11,21 50,7 10,1 57,4 316,1
3 С-в Ф. 24 53,9 15,2 67,3 3,85 67,0 6,42 53,9 10,73 60,9 10,0 56,8 352,0
4 М-в И. 31 63,6 15,3 65,3 3,91 64,0 5,82 66,4 10,44 68,8 12,0 68,3 396,4
5 Х-в А. 31 63,6 15,9 53,8 4,07 56,0 6,81 45,9 11,22 50,9 10,0 56,8 396,4
6 А-в Р. 23 56,3 16,6 40,4 4,31 44,0 7,31 35,5 11,26 48,1 8,7 49,4 260,0
7 К-о В. 16 25,9 16,7 38,5 4,34 43,0 6,22 58,1 11,31 46,9 8,5 49,0 265,4
8 И-о И. 21 38,5 17,0 32,7 4,32 43,1 6,93 43,4 11,62 39,3 5,5 31,0 228,0
9 Д-н М. 26 51,0 16,9 34,7 5,58 30,5 7,34 34,8 11,78 34,4 6,5 36,8 223,2
10 Р-о И. 30 61,0 16,0 51,9 4,27 46,0 6,54 61,4 11,24 48,5 12,0 68,3 337,1
Примечание: А - результат в тесте - в соответствующих единицах измерения; Б - оценка результата в очках.
Тесты: 8 - поднимание туловища лежа на спине за 45 с; 9 - комплексный тест на ловкость, 20 м; 10 -бег на 20 м лицом вперед; 11 - бег на 20 м спиной вперед; 12 - челночный бег 4x9 м; 13 - наклон вперед стоя на скамье._
Таблица 5
Показатели индивидуальной и комплексной оценки специальной
технической подготовленности хоккеистов 7 лет (на льду)_
№ пп Испытуемые №№ тестов Комплексная оценка
1 2 3 4 5 6 7
А Б А Б А Б А Б А Б А Б А Б
1 Б-в М. 12,45 67,7 14,38 76,0 11,21 76,2 11,52 73,7 6,11 69,4 8,04 70,5 9,04 64,9 490,1
2 М-в Е. 12,82 61,1 14,78 63,3 12,01 56,2 12,14 59,3 6,28 60,0 8,85 50,3 9,57 54,5 385,1
3 С-в Ф. 12,92 59,6 15,21 55,8 11,82 61,0 11,89 65,1 6,22 63,3 8,43 66,7 9,07 64,3 375,1
4 М-в И. 12,71 63,2 15,11 58,2 11,19 76,7 11,33 78,1 6,14 67,7 7,94 73,0 9,05 64,7 433,2
5 Х-в А. 13,89 41,1 15,92 38,5 12,42 46,0 12,76 44,9 6,65 39,5 9,56 32,0 10,02 45,7 241,2
№ пп Испытуемые №№ тестов Комплексная оценка
1 2 3 4 5 6 7
А Б А Б А Б А Б А Б А Б А Б
6 А-в Р. 13,59 47,8 14,99 61,2 12,15 52,5 12,58 49,1 6,21 63,8 9,42 36,0 10,02 45,7 283,1
7 К-о В. 12,89 67,5 15,07 58,4 12,68 39,5 12,94 40,7 6,56 44,5 8,81 51,2 9,92 47,6 274,7
8 И-о И. 13,81 43,9 15,89 39,3 12,73 38,2 12,98 39,8 6,58 43,4 9,33 38,3 10,99 26,7 224,6
9 Д-н М. 13,86 43,0 15,91 38,7 12,71 38,7 12,95 40,5 6,82 30,0 9,05 45,3 10,67 33,0 232,7
10 Р-о И. 14,61 29,9 15,88 39,6 12,51 43,5 12,82 43,5 6,72 35,6 9,24 40,5 10,42 37,8 241,4
Примечание: А - результат в тесте - в соответствующих единицах измерения; Б - оценка результата в очках. Тесты: 1 - слалом без шайбы; 2 - слалом с шайбой; 3 - бег по «восьмерке» вправо; 4 - бег по «восьмерке» влево; 5 - бег лицом вперед, 36 м; 6 - бег спиной вперед, 36 м; 7 - «малый челнок» 9+18+9 м.
На рисунке 1 в качестве примера показаны индивидуальные профили двух юных хоккеистов, имеющих наибольшее и наименьшее количество очков в комплексе тестов по оценке общей физической подготовленности.
71 2 -n 1 68,8 68,3
62,5 69,1 6- 6 6 65,1 61 9 63,6 65,6 64 6,4
54,7 57,5
43,3 49,6 46,1
33,4 ™ о 33 ... 34,7 _ 3 4,8 34,4 36,8
' 29,3 30,5
1 2 3456789 10 11 минимальное среднее максимальное 12 13
Примечание: 1 - сгибание и разгибание рук в упоре лежа; 2 - динамометрия правой кисти; 3 - динамометрия левой кисти; 4 - комплексный тест на ловкость, 30 м; 5 - бег на 30 м; 6 - бег на 60 м; 7 - прыжок в длину с места; 8 - поднимание туловища лежа на спине за 45 с; 9 - комплексный тест на ловкость, 20 м; 10 - бег на 20 м лицом вперед; 11 - бег на 20 м спиной вперед; 12 - челночный бег 4x9 м; 13 - наклон вперед стоя на скамейке.
Рисунок 1. Профиль общей физической подготовленности двух юных хоккеистов, имеющих максимальную и минимальную комплексные оценки (в очках).
Как видно из рисунка, у испытуемых имеются существенные различия в степени развития и проявления отдельных физических качеств. У одного в одиннадцати тестах результаты превышают 60 очков, у второго в девяти тестах обнаружено слабое развитие соответствующих качеств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты проведенного исследования показали, что комплексная педагогическая оценка подготовленности юных хоккеистов 7 лет может применяться для оценки пригодности и перспективности детей к занятиям хоккеем, контроля и планирования работы по повышению уровня физической и технической подготовленности на этапе предварительной подготовки юных хоккеистов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Годик, М.А. Спортивная метрология : учебник для ин-тов физ. культуры / М.А. Годик. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - 192 с.
2. Никонов, Ю.В. Хоккей : программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / Ю.В. Никонов. - Минск : [б. и.], 2000. - 94 с.
3. Сергеенко, Л.П. Спортивный отбор: теория и практика : монография / Л.П. Сергеенко. -М. : Советский спорт, 2013. - 1048 с.
4. Савин, В.П. Теория и методика хоккея : учебник для студентов вузов физической культуры / В. П. Савин. - Москва : Академия, 2003. - 398 с. : ил. - (Высшее образование). - ISBN
5-7695-1031-5.
5. Хоккей : программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. - М. : Советский спорт, 2012. - 101 с.
REFERENCES
1. Godik, M.A. (1988), Sports Metrology : textbook for institutes of physical culture, Physical culture and sport, Moscow.
2. Nikonov, Yu.V. (2000), Hockey : a program for youth sports schools, specialized children and youth schools of Olympic reserve, Minsk.
3. Savin, V.P. (2003), Theory and methods of hockey : a textbook for students of universities of physical culture, Academy, Moscow, ISBN 5-7695-1031-5.
4. Sergeenko, L.P. (2013), Sports selection: theory and practice : monography, Soviet sport, Moscow.
5. Hockey (2012), program of sports training for youth sports schools, specialized child Junior schools of the Olympic reserve, Soviet sport, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.11.2015
УДК 796.011.1
ПРОЕКТ «ГТО-НИКА» В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ И
МОЛОДЕЖИ
Сергей Анатольевич Фирсин, кандидат педагогических наук, доцент, Академия социального управления (АСОУ), Москва
Аннотация
В статье представленный проект «ГТО-НИКА» в физическом воспитание детей и молодежи в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. По мнению автора большой социально-педагогический потенциал проекта «ГТО-НИКА» позволит не только сохранить здоровье, но и сформировать у школьников знания о культуре здоровья, мотивацию на здоровый образ жизни.
Ключевые слова: комплекс ГТО, физическое воспитание, физкультурно-оздоровительные спортивно-массовые мероприятия.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.02.132.p194-197
PROJECT "GTO-NIKA" IN PHYSICAL EDUCATION OF CHILDREN AND YOUTH
Sergey Anatolyevich Firsin, the candidate of pedagogical sciences, lecturer, Academy of Social Management, Moscow
Annotation
The article presented the project "GTO-NIKA" in the physical education of the children and young people in accordance with the requirements of the Federal state educational standards. According to the author, the great social and pedagogical potential of the project "GTO-NIKA" will not only maintain health, but also is due to form the students' knowledge of the culture of health, motivation for healthy lifestyle.
Keywords: GTO complex, physical education, sports and recreational sports events.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема здорового образа жизни является одной из самых актуальных в современном обществе и приоритетным направлением развития образовательной системы России. Нервные нагрузки приводят к обострению болезней, связанных с расстройствами