Научная статья на тему 'Анализ физической и технической подготовленности хоккеистов 13 14 лет'

Анализ физической и технической подготовленности хоккеистов 13 14 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
941
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СООТНОШЕНИЕ НАГРУЗОК / ВИДЫ ТРЕНИРОВКИ / ИЗМЕНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ / ВОССТАНОВЛЕНИЕ / МОДЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / СПіВВіДНОШЕННЯ НАВАНТАЖЕНЬ / ВИДИ ТРЕНУВАННЯ / ЗМіНИ ФіЗИЧНОї ПРАЦЕЗДАТНОСТі / ВіДНОВЛЕННЯ / МОДЕЛЬНі ХАРАКТЕРИСТИКИ / RATIO OF LOADS / KINDS OF TRAINING / CHANGES IN WORKING CAPACITY / REGENERATION / MODEL CHARACTERISTICS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гирдаускас Г., Казакявичюс Р., Солдаткина Н.

Цель нашего исследования состояла в установлении изменений общей, специальной физической и технической подготовленности хоккеистов на льду в течение тренировочного макроцикла для дальнейшего планирования тренировочных режимов работы и модельных характеристик. Сравнительный анализ полученных результатов, с результатами представителей других спортивных игр, показал соответствие подготовленности наших субъектов самому высокому 5-му уровню, подготовленности атлетов этого возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of physical and technical preparedness of ice-hockey players aged 13-14 years

The aim of our study was to establish changes in general physical and technical preparedness of ice-hockey players within macrocycle and to clear up causality of changes in terms of increase or decrease. The date obtained and their comparison is an objective condition for further planning of physical modes and working out of modal characteristics. A comparative analysis of the results shown by our subject with the results of general physical preparedness demonstrated by athletes, representatives of other sports games, correspond to the highest 5th level of preparedness of athletes of this age phase.

Текст научной работы на тему «Анализ физической и технической подготовленности хоккеистов 13 14 лет»

мо от исходного уровня боли.

Оценка двигательных возможностей обследуемых до начала воздействия показала, что средняя величина амплитуды сгибания позвоночника составила 33,7см+1,5 (р<0,001), движения в полном объеме были невозможны из-за боли. После курса реабилитации среднее расстояние от пальцев больного до опоры при сгибании позвоночника достоверно уменьшилось до 2,6см+0,5*** (р<0,001), средний прирост амплитуды составил 30,2+3,5. Клинически это выражалось в увеличении двигательных возможностей каждого обследуемого к окончанию курса СКЭНАР-воздействия.

Оценка индекса мышечного синдрома в баллах до начала воздействия показала, что средний результат составил 9,1+1,75 (р<0,01).

Снижение среднего балла ИМС до 2,2+0,38 **(р< 0,01) свидетельствует о достоверном улучшении в состоянии всех обследуемых и полном купировании болевого синдрома по завершению 10-дневного курса реабилитации.

Все обследуемые в процессе реабилитационных мероприятий отмечали значительное улучшение общего состояния, повышение эмоционального фона, работоспособности, нормализацию сна и аппетита, повышение устойчивости к стрессорным факторам различного генеза.

Выводы:

1. Применение СКЭНАР-технологии представляет интерес ввиду доступности, быстрого положительного эффекта, простоты и результативности воздействия.

2. СКЭНАР-реабилитация больных вертеброген-ным болевым синдромом эффективна в качестве моновоздействия, о чем свидетельствует полное восстановление работоспособности у 100% больных исследуемой группы по завершению проведенного курса реабилитации.

Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем реабилитации при вертеброгенном болевом синдроме.

Литература

1. Богачева Л. А., Снеткова Е.П. Новое в вертеброневроло-гии. //Неврологический журнал.- №2.-с.8-12.

2. Веселовский В.П. Практическая вертеброневрология и мануальная терапия. Рига, 1991; с.30-145.

3. Левит К., Захсе Й.Ю., Янда В. Мануальная медицина. М.: Медицина, 1993.- 268 с. - с. 145-153.

4. Вознесенская Т.Г. Боли в спине и конечностях. Болевые синдромы в неврологической практике /Под ред А.М.Вей-на. М.: Медпресс, 1999. - с.217-283.

5. Попелянский Я.Ю., Штульман Д.Р. Болезни нервной системы. /Под ред Н.Н.Яхно, Д.РШтульмана. М.: Медицина, 2001. - с.293-316.

6. Субботина Г.В.К вопросу об использовании методик общего воздействия. - СКЕНАР-терапия и СКЭНАР-экспертиза. Сб. статей. Вып. 7, изд. «Охрана труда и социальное страхование», Таганрог, 2001. - с. 20-22.

7. Черчаго А.Я. Подход и локализации оптимальных зон воздействия при СКЭНАР-терапии на основе рефлексодиагностики. СКЭНАР-терапия и СКЭНАР-экспертиза. Вып.7. Таганрог. - 2001. - с. 38-45.

8. Гринберг Я.З. СКЭНАР-терапия: эффективность с пози-

ций методов электролечения. СКЭНАР-терапия и СКЭ-НАР-экспертиза. Сборник статей, вып.2. Таганрог, 1996. - с. 18-33.

Поступила в редакцию 17.04.2007г.

АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ХОККЕИСТОВ 13-14 ЛЕТ

Г. Гирдаускас, Р. Казакявичюс, Н. Солдаткина Литовская академия физической культуры, Каунас

Аннотация. Цель нашего исследования состояла в установлении изменений общей, специальной физической и технической подготовленности хоккеистов на льду в течение тренировочного макроцикла для дальнейшего планирования тренировочных режимов работы и модельных характеристик.

Сравнительный анализ полученных результатов, с результатами представителей других спортивных игр, показал соответствие подготовленности наших субъектов самому высокому - 5-му уровню, подготовленности атлетов этого возраста.

Ключевые слова: соотношение нагрузок, виды тренировки, изменения физической работоспособности, восстановление, модельные характеристики.

Анотація. Гирдаускас М., Казакявичюс Р., Солдаткина

Н. Аналіз фізичної і технічної підготовленості хокеїстів 13-14 років. Ціль нашого дослідження складалася у встановленні змін загальної, спеціальної фізичної і технічної підготовленості хокеїстів на льоді протягом тренувального макроциклу для подальшого планування тренувальних режимів роботи і модельних характеристик. Порівняльний аналіз отриманих результатів з результатами представників інших спортивних ігор, показав відповідність підготовленості наших суб’єктів найвищому - 5-му рівню підготовленості атлетів цього віку.

Ключові слова: співвідношення навантажень, види тренування, зміни фізичної працездатності, відновлення, модельні характеристики.

Annotation. Girdauskas G., Kazakevicius R., Soldatkina N. Analysis of physical and technical preparedness of ice-hockey players aged 13-14 years. The aim of our study was to establish changes in general physical and technical preparedness of ice-hockey players within macrocycle and to clear up causality of changes in terms of increase or decrease. The date obtained and their comparison is an objective condition for further planning of physical modes and working out of modal characteristics.

A comparative analysis of the results shown by our subject with the results of general physical preparedness demonstrated by athletes, representatives of other sports games, correspond to the highest - 5th level of preparedness of athletes of this age phase.

Key words: ratio of loads, kinds of training, changes in working capacity, regeneration, model characteristics.

Введение.

Во время спортивной подготовки очень важно правильно подобрать и распределить физические нагрузки, их соотношения с другими видами подготовки. Также не менее важным является наблюдение за изменениями работоспособности молодых спортсменов - усталости и регенерации организма после физических нагрузок различной направленности. Полученные результаты исследования показывают эффективность применяемых в спортивной тренировке средств и методов.

Важность исследования обуславливается тем, что возраст наших испытуемых - это возраст созревания (13-14 лет). Поэтому было очень важно, чтобы воздействие применяемых средств и методов спортивной тренировки было адекватным развивающемуся организму. С этой целью спортсмены периодически исследовались и в недельном микроцикле, устанавливалось воздействие упражнений на организм. Учитывая рекомендации ученых [8], велось наблюдение за восстановлением организма после физических нагрузок различного направления, величины и интенсивности. Только установив уровень нагрузки и проявление суперкомпенсационных механизмов можно направленно развивать физические особенности и совершенствовать мастерство.

Очень актуальным моментом спортивной подготовки для детей этого возраста является участие в турнирах, в результате чего организм испытывает суммарную усталость. Поэтому важным является не только восстановление соответствующих функций организма медико-биологическими средствами, но и применение, а также разнообразие педагогических средств и методов. Слишком пассивный отдых уменьшает показатели спортивной подготовленности, тренированность и вызывает де-

адаптационные явления [1, 6, 7, 8].

Данные исследований, проводимые нами с молодыми хоккеистам различных возрастов, физической и технической подготовленности, публиковались в научных журналах (Воспитание. Физическая культура. Спорт, 2001; Спортивная наука, 2003) [3]. Такие исследования в Литве не проводились, поэтому результаты, полученные нами, анализируются и сравниваются с аналогичными результатами ученых других стран.

Методы и организация исследования. В проведенном исследовании принимали участие игроки Каунасской детской хоккейной команды 13-14 лет (n=17). Первое исследование проводилось в мае-июне 2003 г., второе - в мае-июне 2004 г.

Определялась общая, специальная физическая и техническая подготовленность хоккеистов. Для исследования общей физической подготовленности применялась аппаратура «New test».

Общая физическая подготовленность определялась с помощью следующих тестов: бег на 20 м с места и с хода; прыжок в длину, вверх (на контактной платформе); кистевая динамометрия (лучший результат фиксируется с трех попыток); бег на 300 м и подтягивание; специальный тест на ловкость:

7m ----►- -■— 3m —- 2—2-*— 2-*- -*—

Рис. 1. Тест на ловкость

после сигнала испытуемый выполняет два оборота на 360 градусов влево и вправо, два кувырка назад и один вперед, затем прыжок через барьер высотой в 60 см, через второй барьер нужно пролезть снизу, далее оббежать шесть препятствий и финишировать спиной. (Рис. 1).

Тесты по специальной физической подготовленности также проводились три раза, после чего фиксировался лучший результат: бег на коньках 30 м с места, 10 м и 20м с места, 20 м с хода и бег на коньках спиной вперед, выполнение слаломного бега без шайбы и с шайбой. Бег на коньках и скорость выполнения технических действий при ведении шайбы оценивались согласно тесту, рекомендованному русскими учеными [5] (Рис.2).

На протяжении годичного макроцикла проводились и этапные тестирования, на основе которых корректировалась спортивная подготовка. Направленность макроциклов составлялась с учетом адаптации и регенерации детского организма к нагрузкам.

Применялись следующие методы исследования:

1. Анализ научной литературы.

2. Тестирование.

3. Математическая статистика: среднее арифметическое, выражение изменения процентного абсолютного и отношения, значимость разницы среднего

значения согласно критериям оценки Бі^епі (п=17).

4. Сравнительный анализ.

Задачи исследования: 1) Установить и оценить изменения результатов общей физической подготовленности хоккеистов; 2) Установить и оценить изменения результатов специальной физической и технической подготовленности; 3) Сравнить результаты исследования и их рост с аналогичными результатами других ученых и представителей иных спортивных игр.

Результаты исследования.

Данные исследования общей, специальной физической и технической подготовленности хоккеистов 13-14 лет представлены в таблицах 1 и 2.

Обсуждение результатов.

Следует отметить, что между I и II тестированием результаты общей физической подготовленности улучшались, изменения статистически достоверны (р<0.05), однако улучшение результатов среди отдельных физических качеств были неодинаковые.

Наибольшая разница в росте результатов наблюдается при исследовании физических особенностей силы выносливости - во время выполнении подтягивания на перекладине. Также большие изменения наблюдались при определении силы кисти

- при сжатии динамометра правой и левой кистью (Таблица 1).

Значительно улучшилась разница в росте

Таблица 1. Результаты общей физической подготовленности хоккеистов 13-14 лет.

\ Тесты Исследов. \ 30м бег на коньках с места (сек) 10м бег на коньках с места (сек) 20м бег на коньках с места (сек) 20м бег на коньках с разбега (сек) 20м бег на коньках спиной в перёд (сек) Слаломный бег на коньКах без Шайбы (сек) Слаломный бег на коньках с ведением шайбы (сек)

I исслед. 4,8 2,02 3,48 2,84 4,4 11,05 11,34

II исслед. 4,67 1,95 3,37 2,68 4,22 10,83 11,07

Абсол.раз- ница 0,13 0,07 0,11 0,16 0,18 0,22 0,27

Проц. соотношение ( %) 2,7 3,5 3,2 5,6 4,1 2 2,4

Р < 0,05 < 0,05 < 0,05 < 0,05 < 0,05 < 0,05 < 0,05

Таблица 2. Результаты специальной физической и технической подготовленности хоккеистов 13-14 лет

\ Т есты Исследов. \ 30м бег на коньках с места (сек) 10м бег на коньках с места (сек) 20м бег на коньках с места (сек) 20м бег на коньках с разбега (сек) 20м бег на коньках спиной в перёд (сек) Слаломный бег на коньКах без Шайбы (сек) Слаломный бег на коньках с ведением шайбы (сек)

I исслед. 4,8 2,02 3,48 2,84 4,4 11,05 11,34

II исслед. 4,67 1,95 3,37 2,68 4,22 10,83 11,07

Абсол.разница 0,13 0,07 0,11 0,16 0,18 0,22 0,27

Проц.соот- ношение ( %) 2,7 3,5 3,2 5,6 4,1 2 2,4

Р < 0,05 < 0,05 < 0,05 < 0,05 < 0,05 < 0,05 < 0,05

результатов быстроты силы нижних конечностей: прыжок вверх с размахом рук - 8.3%, а прыжок в длину с места - 5.1%. Увеличение в разнице результатов выносливости (бег на 300 м) также заметно -5.2% (статистически достоверно р<0,05).

Менее всего изменились результаты тестов на ловкость (специальный тест), на силу скорости (бег на 20 м с места) и на скорость (бег на 20 м с хода). Незначительное улучшение результатов в ловкости, скорости и силы скорости связано с большими антропометрическими изменениями конечностей характерными для детей данного возраста [2].

Сравнивая результаты общей физической подготовленности исследуемой нами группы с аналогичными результатами исследований зарубежных авторов [4] видим, что данные общей физической подготовленности являются схожими: например, результаты ловкости исследуемых нами детей 17,58 с, группы, исследуемой русским ученым Быстровым, - 17,60 с. Прыжок в длину с места: аналогично

- 2.29 м и 2.07 м. Результаты теста на выносливость

- 51.36 с и 52.0 с. Сравнивая результаты наших исследований с результатами общей физической подготовленности представителей других спортивных игр, например, с футболистами, согласно подготовленной Европейской футбольной федерацией (UEFA) модели-характеристики, результаты прыжка вверх с размахом рук соответствуют высшему пятому уровню подготовленности спортсменов данного возраста (46,3 см).

Сравнив изменения результатов специальной физической и технической подготовленности с аналогичными результатами общей физической подготовленности видим, что увеличение результатов спец. подготовленности в беге на коньках 20 м с места и с разбега является большим, чем при выполнении теста по бегу Особенно значительное улучшение наблюдается при беге на коньках 20 м с разбега, по сравнению с бегом на 20 м (в неспецифических условиях). Думается, что полученные результаты обусловлены структурой средств подготовки годового макроцикла: около 80% специфических и 20% неспецифических средств. Такое соотношение средств оказало решающее влияние на быстрое улучшение результатов техники катания на коньках.

Анализируя технику ведения шайбы, оцениваем ее по результатам разницы слаломного бега на коньках без шайбы и бега на коньках с ведением шайбы. Сравнивая результаты данного теста с аналогичными результатами исследований ученого Быстрова [4] видим, что результаты наших хоккеистов по овладению этой техникой являются более низкими - рост составляет соответственно 2 и 2,4%. Полученные результаты позволяют утверждать, что в данном возрасте наибольший рост результатов специальной физической подготовленности наблюдается в быстроте физических особенностей - 5,6%.

Оценивая рост результатов всесторонней физической подготовленности по методике Сирис [9] видно, что результаты увеличения силы рук (сила

кисти и сила рук) - отличные, а рост результатов быстроты силы ног - удовлетворительный.

Рост результатов специальной подготовленности является удовлетворительным лишь в быстроте. Небольшой рост результатов наблюдается при выполнении технических действий. Думаем, что влияние оказало несоответствие данной методики при оценке результатов технических действий [9].

Выводы.

Проведенные исследований позволили сделать следующие выводы:

1. Определено, что в ходе исследования результаты общей физической подготовленности менялись неравномерно, хотя изменения статистически достоверны (р <0,05). Наиболее значимым было увеличение результатов силы (подтягивание к перекладине и кистевая динамометрия). Менее всего изменились показатели тестов на ловкость, скорость и силу скорости. Это связано с развитием конечностей детей данного возраста.

2. Изменения результатов специальной физической и технической подготовленности также статистически достоверны (р<0,05), однако менее заметны, чем тесты общей физической подготовленности. Наибольший рост наблюдается в скоростных особенностях бега, наименьший -в технике маневренности катания на коньках.

3. Сравнивая результаты наших исследуемых групп с аналогичными зарубежными результатами исследований [4] видим, что данные общей физической подготовленности сходны. Сравнивая результаты наших исследований с результатами общей физической подготовленности спортсменов других спортивных игр, напр., футболистов, в соответствии с модельной характеристикой, подготовленной Европейской федерацией футбола (UEFA), результаты прыжков вверх с размахом рук соответствуют наивысшему пятому уровню спортсмена данного возраста (46,3 см).

Результаты исследований специальной физической и технической подготовленности хоккеистов, проведенные Быстровым, оказались лучшими.

Дальнейшие исследования предполагается направить на изучение других проблем физической и технической подготовленности хоккеистов 13

- 14 лет.

Литература

1. Bompa, T.O. (1999). Theory and methodology of training. Human Kinetics.

2. Gailrnniene, A., Kontvainis, V. (1994). Vaikr, paauglir ire jaunuolir organizmo ypatumai. I d.. Kaunas.

3. Girdauskas, G., Kazakevicius, R. (2000). 7-9 metr ledo ritulininkr fizinio ir techninio parengtumo kitimas. Ugdymas. Ktino kulttira. Sportas, 3 (36), 9-14.

4. Быстров, В.А. (2000). Основы обучения и тренировки юных хоккеистов. Москва: Терра спорт.

5. Букатин, А., Ю., Колузганов, В.,М. (1986). Юный хоккеист. Москва. ФиС.

6. Платонов, В.Н. (1997). Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Киев: Олимпийская литература.

7. Платонов, В.Н. (2004). Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Киев: Олимпийская литература.

8. Skarbalius, A., Astrauskas, M. (2000). Pereinamojo periodo penkif ir dedimties savaicif pasyvaus poilsio poveikis 17-18 metf rankininkf sportiniam parengtumui. Sporto mokslas, 2(20),31-36.

9. Сирис, П.З., Гайдаска, П., Рачев, К.,И. (1983). Отбор и прогнозирование в лёгкой атлетике. Москва Физкультура и спорт.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила в редакцию 29.04.2007г.

ОСОБЛИВОСТІ СИЛОВОЇ ПІДГОТОВКИ СТУДЕНТІВ ТА СПОСОБИ ЇЇ ТЕСТУВАННЯ

Громов О.М., Коломоєць В.М. Кременчуцький державний політехнічний університет

Анотація. У статті представлено результати фізичної підготовленості студентів, продемонстровані у силових вправах. Розглянуто проблему розвитку сили в процесі фізичного виховання. Тестування силової підготовленості юнаків 1-х курсів засвідчило незадовільну підготовку у підтягуванні, задовільну - у стрибках в довжину, і тільки результат у СКВ оцінюється в чотири бали. Таке становище потребує педагогічних усиль для ко -рекції розвитку силових здібностей. Для оптимізації силової підготовки у рамках процесу фізичного виховання у ВНЗ рекомендуємо використовувати перераховані вище методичні підходи.

Ключові слова: студенти, сила, силові здібності, фізична підготовленість, фізичні якості, оцінка, тести, методи. Аннотация. Громов О.М., Коломоец В.Н. Особенности силовой подготовки студентов и способы ее тестирования. В статье представлены результаты физической подготовленности студентов, продемонстрированные в силовых упражнениях. Рассмотрена проблема развития силы в процессе физического воспитания. Тестирование силовой подготовленности юношей 1-х курсов удостоверило неудовлетворительную подготовку в подтягивании, удовлетворительную - в прыжках в длину и только результат в СКВ оценивается в четыре балла. Такое положение нуждается в педагогических усилиях для коррекции развития силовых способностей. Для оптимизации силовой подготовки в рамках процесса физического воспитания в вузах рекомендуется использовать вышеперечисленные методические подходы. Ключевые слова: студенты, сила, силовые способности, физическая подготовленность, физические качества, оценка, тесты, методы.

Annotation. Gromov A.M., Kolomoets V.M. Features of power preparation of students and methods of its testing. The results of physical preparedness of students are represented in the article, shown in power exercises. The problem of development of force is considered in the process of physical education. The problem of development of force is considered during physical training. Testing of power readiness of young men of 1 rates has certified unsatisfactory preparation in pulling up, satisfactory - in broad jumps and only the result in hard currency is estimated in four points. Such position requires pedagogical efforts for correction of development of power abilities. For optimization of power preparation within the framework of process of physical training in high schools it is recommended to use set forth above methodical approaches. Keywords: students, force, power capabilities, physical preparedness, physical internals, estimation, tests, methods.

Вступ.

Сучасний період - період тотальної комп’ютеризації - характеризується розвитком виробниц-

тва, де знижена доля мускульних зусиль. Така ситуація призвела до того, що на перше місце виходять такі якості, як швидкість реакції, здатність до відновлення у короткий проміжок часу, протистояння втомі, уміння концентрувати увагу, тощо. Однак, такі здібності людина може демонструвати тільки на певному фізичному підґрунті (плато), яке, на нашу дум -ку становлять добре розвинуті фізичні якості (спритність, витривалість, гнучкість, швидкість, сила).

Сила - це здатність людини долати зовнішній опір або протидіяти йому м’язовим напруженням (Л.П.Матвєєв, А.Д.Новіков, 1976; С.М.Вайцеховский, 1971) [2]. У залежності від умов, характеру та величини проявів м’язової сили у практиці фізичного виховання виділяють декілька її різновидів: динамічна, статична, вибухова, швидка, повільна, силова витривалість.

Оцінюючи величину зусилля, використовують терміни «абсолютна» та «відносна» сила.

При вимірюванні сили використовуються різні динамометри (кистьові, станові). Для оцінки м’язової сили підбираються вправи з подоланням опору.

Розвиток сили цікавить численних дослідників і нас у тому числі тому, що:

1. недостатній розвиток мускулатури, яку пов’язують із проявом сили, призводить до серйозних порушень та патологій (від опускання внутрішніх органів до розвитку діабету) [6];

2. за даним призовних комісій 60% юнаків досліджуваного нами віку (18 - 20 років) мають незадовільну фізичну підготовку у вправах, що потребують прояву сили [3,8,9];

3. за показниками сили, зокрема «силовим індексом», розрахованим за динамометрією робочої руки та масою тіла, судять про рівень фізичного здоров’ я, а вирішення оздоровчих задач -ключова проблема фізичного виховання.

Дослідниками (Я.С.Вайнбаум, 1991; А.С.-Соломонко, 1992) відмічається слабкий взаємозв’язок між рівнем розвитку сили різних м’язових груп, тобто, за кількість підтягувань не може свідчити про силу м’язів ніг або спини [7]. Тому тести на силу повинні бути комплексними і підібраними до основних м’язових груп плечового пояса, спини, живота, ніг. Найбільш вдалим прикладом такого у сучасних посібниках називається тест «Крауса - Вебера», який містить 6 вправ для різних м’язових груп і просту методику їх оцінки [6,7].

У ВНЗ оцінювання силових здібностей проводять шляхом виконання тестових випробувань із системи Державних тестів та нормативів.

Наявні у літературі дані свідчать про недостатню силову підготовку студентської молоді [8,9]. Дослідники вказують, що у юнаків-студентів за період з 1998 по 2003 рік кількість незадовільних оцінок у різних видах вправ була наступною:

• витривалість - від 23,8 до 49,4% „двійок”;

• силові якості - 25,6 - 44,6%;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.