психофизиологические особенности юных хоккеистов в условиях тренировочной деятельности
УДК/UDC 796.01:159.9
Поступила в редакцию 15.03.2016 г.
Кандидат психологических наук, доцент В.В. Сибирев1 Доктор медицинских наук, доцент Ю.К. Родыгина1
'Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
psychophysiology of junior ice hockey player's training process
PhD, Associate professor V.V. Sibirev1 Dr.Med., Associate professor J.K. Rodygiva1
1 Lesgaft National State University of Physical Culture, Sport and Health, St. Petersburg
Информация для связи с автором: [email protected]
Аннотация
В статье на основе сравнительного анализа психофизиологических особенностей девочек и мальчиков, занимающихся хоккеем, представлены дифференциальные параметры реакции на движущийся стимул, динамики работоспособности, а также преимущественная типология нервной системы юных хоккеистов 9-12 лет. Результаты исследования показали, что способность юных хоккеистов к оценке пространственных отношений между объектами, а также возможность их соотнесения с временными характеристиками перемещения и инерционностью срабатывания системы слежения за объектом (проба РДО) продемонстрировали более стабильный результат в группе мальчиков, занимающихся хоккеем, по сравнению с группой девочек. Большая устойчивость девочек-хоккеисток к монотонии позволяет дифференцировать тренировочный цикл в детско-юношеском хоккее. Для тренера женской хоккейной команды приемлемо включение в занятие довольно длительно повторяющихся монотонных упражнений, тогда как в занятиях мальчиков-хоккеистов важно разнообразить комплексы упражнений. Выявленное преобладание слабой нервной системы у юных хоккеистов требует разработки тренером индивидуального стиля решения двигательных задач, а также учета вероятности выраженности предстартовых состояний (предстартовой лихорадки, предстартовой апатии) практически в равной степени как у девочек, так и у мальчиков, занимающихся хоккеем. Статистически определенные половые психофизиологические различия рекомендовано учитывать в подходах к учебно-тренировочному и соревновательному процессам в детско-юношеском хоккее.
Ключевые слова: детско-юношеский хоккей, психофизиологические особенности юных хоккеистов, реакция на движущийся объект, типология нервной системы.
Annotation
The article gives an analysis of the psychophysiological traits of 9-12 years old ice hockey players of both sexes tested by the reaction to moving object and work capacity rate variation tests and the nervous system typing tests. The statistically significant sex-specific psychophysiological differences found by the study are recommended to be taken into account in the junior ice hockey education/ training/ competitive system designs.
The junior ice hockey players' ability to assess the spatial interrelations of the test objects and correlate these interrelations with the temporal movement rates in the context of the response time of the process control system on the whole, as verified by the RMO tests, were found more stable in the ice hockey playing boys' group versus their female peers' group.
The higher monotony-tolerance of the ice hockey playing girls, as revealed by the study, gives the grounds for differentiation of the junior ice hockey training cycle designs. Coaches of women's ice hockey teams may increase the share of the long monotonous training practices in the cycles, whilst the junior men's ice hockey team coaches are recommended to make the practices as diverse as possible. The prevalence of the week nervous system type in the junior ice hockey players, as found by the tests, requires the motor tasks in the training process being duly individualized and styled by the coaches with due allowance for the NS-type-specific pre-start conditions (like pre-start fever or apathy) that the junior ice hockey players of both sexes are equally prone to
Keywords:youth ice hockey, psychophysiological traits, reaction to moving object, nervous system type.
Введение. Для оценки механизмов формирования функционального состояния спортсмена необходимо рассмотрение комплекса психофизиологических характеристик [5, 2, 7, 8]. Специфика игровых видов спорта предъявляет высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям спортсменов, таким как психомоторная сложность данной спортивной деятельности, и обуславливает специфический комплекс нейродинамических показателей, проявляющихся в психических процессах и личностных особенностях [4, 6]. В связи с растущей популярностью женского хоккея в нашей стране особое внимание специалистов привлекает специфика повышения спортивной результатив-
ности в этом довольно молодом олимпийском виде спорта [3]. Как показала практика, хоккей для девочек менее травматичен, чем фигурное катание, где ребенок учится держаться на льду без защитного одеяния. Особенностью женского хоккея является то, что в основном он не связан с силовыми единоборствами - всё строится на технике, на умении кататься на коньках, на мышлении и быстроте действий. При этом психофизиологические особенности девушек-хоккеисток: скорость реакции, динамические особенности работоспособности, уровень развития памяти, внимания и мышления -еще мало изучены, что определило актуальность данного исследования.
Цель исследования - сравнительный анализ психофизиологических параметров юных хоккеистов для разработки дифференцированных рекомендаций по управлению тренировочным и соревновательным процессами в детско-юношеском хоккее.
Методика и организация исследования. В ходе работы были использованы следующие тесты из комплекса компьютерных программ «Эффектон студио»:
• для определения точности реакции на движущийся объект (РДО) - тест «Каскадер»;
• для выявления силы-слабости нервной системы (НС) и динамики работоспособности - теппинг-тест («Дятел»).
В исследовании приняли участие: 1-я группа - девочки-хоккеистки - 17 человек из хоккейной команды «Пантеры», г Санкт-Петербург, средний возраст - 12,64±0,77; средний стаж занятия хоккеем - 2,5 ±0,32 года; 2-я группа - мальчики-хоккеисты - 12 человек из команды «Хаски», г. Мурманск, средний возраст - 9,79±0,23; средний стаж занятия хоккеем -3,5 ±0,23 года. Обследование было организовано в тренировочном периоде, в первой половине дня, в спокойной обстановке - в отдельном кабинете.
Результаты исследования и их обсуждение. РДО состоит в выполнении движения в ответ на специфический сигнал -видимое пространственное совмещение двух или нескольких движущихся объектов. Такого рода реакции входят в качестве элементов действий в процесс деятельности хоккеиста. В РДО отражается способность субъекта не только к оценке пространственных отношений между объектами, но и к его умению соотнести эти отношения с временными характеристиками перемещения и инерционностью срабатывания всей системы слежения. В РДО проявляются индивидуальные особенности организации нервной системы человека: при преобладании у него силы тормозного процесса наблюдается увеличение числа запаздывающих реакций, при преобладании возбудительного процесса - увеличение числа преждевременных (опережающих) реакций.
При сравнительном рассмотрении показателей точности РДО наблюдался более стабильный результат в реакциях на движущийся стимул в группе мальчиков, занимающихся хоккеем, по сравнению с группой девочек. При этом статистической значимостью данный показатель не обладал, что относит данную диагностическую находку к уровню тенденции. Кроме того, можно считать, что больший опыт хоккейной карьеры у мальчиков предполагает тренированность этого показателя.
В обеих исследованных группах наблюдается преобладание торможения нервных процессов, т. к. имеет место превалирование числа запаздывающих реакций, при этом в группе девочек этот параметр проявился гораздо ярче (табл. 1, р<0,05).
Определение основных свойств нервной системы имеет большое значение в теоретических и прикладных исследованиях спортивной деятельности. Скоростные показатели человека (качество быстроты) в психофизиологии принято понимать как проявление способности совершать различного рода действия в максимально быстром темпе. Согласно учению А. А. Ухтомского количество движений, которые живая система может осуществить в единицу времени, служит харак-
теристикой ее лабильности. Способность человека совершать быстрые движения определяется многими факторами: весом и амплитудой перемещаемого звена, плоскостью, в которой производится движение, возрастом и полом, морфофунк-циональными особенностями мышечного аппарата, подвижностью нервных процессов и взаимными влияниями нервных центров. Скорость выполнения движений определяется главным образом центральными нервными процессами [2].
При рассмотрении показателей динамики работоспособности, позволяющей судить о лабильности нервной системы и, в свою очередь, об устойчивости юных спортсменов к монотонной физической деятельности, можно отметить возможность девочек-хоккеисток в лучшей степени адаптироваться к монотонии, нежели мальчиков-хоккеистов (табл. 2). Выявленная особенность на уровне статистической значимости позволяет корректировать тренировочный цикл в детско-юношеском хоккее с учетом половых различий.
И мальчики, и девочки, занимающиеся хоккеем, обладали в основном слабой нервной системой, при которой темп работы в ходе выполнения теппинг-теста снижается уже со второго 5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всего оставшегося времени работы (см. табл. 2). В структуре распределения типов НС в группе девочек-хоккеисток 57 % занимала слабая НС, 28 % - среднеслабая, 14 %% - сильная. В группе мальчиков присутствовала только слабая НС - 67 % и среднеслабая - 33 %. При этом статистически значимых различий между группами не выявлено. Тип НС в совокупности с анатомо-физиологическими характеристиками спортсмена определяет индивидуальный стиль решения основной двигательной задачи и предрасположенность к определенным психическим состояниям.
Таким образом, преобладание врожденных особенностей, преимущественно слабого типа нервной системы, которые преломляются через стиль двигательной деятельности, и предрасположенность к предстартовым состояниям юных хоккеистов в конечном счете определяют степень их адаптации к избранному виду спорта (хоккею). Оценка свойств нервной системы требует динамичного наблюдения, поскольку их окончательное формирование завершается к юношескому возрасту. Юные хоккеисты с преобладанием слабой нервной системы подвержены резким сменам настроения, наделены тонким восприятием окружающей действительности, обидчивы, их легко задеть [1]. В условиях соревновательной деятельности часто теряют самообладание, отдаются эмоциям и демонстрируют негативные предстартовые состояния. Выводы:
• Способность юных хоккеистов к оценке пространственных отношений между объектами, а также возможность их соотнесения с временными характеристиками перемещения и инерционностью срабатывания системы слежения за объектом (проба РДО) показали более стабильный результат в группе мальчиков, занимающихся хоккеем, по сравнению с группой девочек.
• Большая устойчивость девочек-хоккеисток к монотонии позволяет дифференцировать тренировочный цикл в детско-
Таблица 1. Особенности реакции на движущийся объект у юных хоккеистов в зависимости от пола, Х±т
Параметры/группа Девочки, п=17 Мальчики, п=12 р
Точность РДО, мс 179,21+34,72 161,41+25,24 <0,25
Опережающие реакции (РДО), у. ед. 6,28±1,39 8,93+0,57 <0,05
Запаздывающие реакции (РДО), у. ед. 13,64+1,40 10,17+0,66 <0,05
Таблица 2. Особенности типа нервной системы и динамики работоспособности юных хоккеистов в зависимости от пола, Х±т
Параметры/группа Девочки, п=17 Мальчики, п=12 р
Динамика работоспособности 331,5+26,13 274,48+23,81 <0,05
Тип нервной системы (НС) * 2,0+0,25 1,68+0,13 <0,23
Примечание. * - 1 - среднеслабая НС; 2 - слабая НС.
юношеском хоккее. Для тренера женской хоккейной команды приемлемо включение в занятие довольно длительно повторяющихся монотонных упражнений, тогда как в занятиях мальчиков-хоккеистов важно разнообразить комплексы упражнений.
• Выявленное у юных хоккеистов преобладание слабой нервной системы требует разработки тренером индивидуального стиля решения двигательных задач, а также учета вероятности выраженности предстартовых состояний (предстартовой лихорадки, предстартовой апатии) практически в равной степени как у девочек, так и у мальчиков, занимающихся хоккеем.
Литература
1. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта / Г.Д. Горбунов. - М.: Советский спорт, 2006. - 294 с.
2. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека / Е.П. Ильин. -СПб.: Питер, 2005. - 415 с.
3. Карлышев В.М. Психологические аспекты многолетней подготовки хоккеистов: учеб. пособие / В.М. Карлышев, А.В. Уфимцев, В.П. Де-меньшин, И.Н. Алешин. - Челябинск: Изд-во Урал ГУФК. 2010. - 96 с.
4. Петруняк Д.Б. Трудности взаимодействия в системе «тренер -спортсмен - родители спортсмена» с точки зрения тренера / Д.Б. Петруняк // Научные исследования и разработки в спорте: Вестник аспирантуры и докторантуры.- СПб.: Изд-во НГУ им. П.Ф. Лесгафта, 2014. Вып. 22. С56-59.
5. Пуни, А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте / А.Ц. Пуни. - М.: Физкультура и спорт, 1969. - 88 с.
6. Субботин А.А. К проблеме психолого-педагогического сопровожде-
Ключевые слова: технология, начальное обучение, физическая и техническая подготовка, юные футболисты.
Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать инновационную технологию оптимизации начальной физической и технической подготовки юных футболистов.
Методика и организация исследования. Исследование проводилось в период с 2012 по 2015 г на базе Центра детско-юношеского спорта (ЦДЮС) г Мытищи, в котором приняли участие 24 юных футболиста 7-9 лет. Эффективность инновационной технологии определялась с помощью формирующего педагогического эксперимента, в котором участвовали юные футболисты контрольной (КГ, п=12) и экспериментальной (ЭГ, п=12) групп. Обе группы занимались в соответствии с программой подготовки ДЮСШ. В ЭГ занятия проводились методом круговой тренировки, сопряженно с овладением техникой игры и развитием физических качеств.
Результаты исследования и их обсуждение. Установлено, что в конце эксперимента результат в беге на 30 м со старта и с ходу у юных футболистов ЭГ составил 6,2±0,34 и 5,85±0,37 с соответственно, а в КГ результат на 0,4 и 0,26 с хуже (р>0,05), чем в ЭГ (р>0,05). В беге на месте выявлены высокие темпы прироста результата за период исследования: в ЭГ - на 16,7 %, а в КГ - на 8,1 %. В беге на 60 м результаты детей ЭГ достоверно превосходят показатели КГ (р<0,05). За период эксперимента в ЭГ произошли изменения на 0,6 с (4,9 %), а в КГ на 0,3 с (2,2 %).
ния юных спортсменов 13-14 лет, тренирующихся в условиях северного региона / А.А. Субботин // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2015. - № 45. - С. 162-166.
References
1. Gorbunov G.D. Psikhopedagogika sporta (Sport psychopedagogics) / G.D. Gorbunov. -Moscow: Sovetskiy sport, 2006. - 294 p.
2. Ilyin E.P. Psikhofiziologiya sostoyaniy cheloveka (Psychophysiology of human conditions) / E.P. Ilyin. - St. Petersburg: Piter, 2005. - 415 p.
3. Karlyshev V.M. Psikhologicheskie aspekty mnogoletney podgotovki khokkeistov: uchebnoe posobie (Psychological aspects of long-term training in hockey: tutorial) / V.M. Karlyshev, A.V. Ufimtsev, V.P. Demenshin, I.N. Aleshin - Chelyabinsk: USUPC (UralGUFK) Publishing House. 2010. - 96 p.
4. Petrunyak D.B. Trudnosti vzaimodeystviya v sisteme «trener — sportsmen — roditeli sportsmena» s tochki zreniya trenera ("Coach - athlete - athlete's parents" interaction difficulties from coach's viewpoint) / D.B. Petrunyak // Nauchnye issledovaniya i razrabotki v sporte: vestnik aspirantury i doktorantury (Research and development in sport: bulletin of post-graduate and doctoral studies). St. Petersburg: Lesgaft NSU Publishing House, 2014. Ed. 22. P. 56-59.
5. Puni A.Ts. Psikhologicheskaya podgotovka k sorevnovaniyu v sporte (Pre-competition mental conditioning in sport) / A.Ts. Puni. - Moscow: Fizkul'tura i sport, 1969. - 88 p.
6. Subbotin A.A. K probleme psikhologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya yunykh sportsmenov 13-14 let, treniruyushchikhsya v usloviyakh severnogo regiona (Psycho-pedagogical follow-up of junior athletes aged 13-14 years training in northern region) / A.A. Subbotin // Psikhologiya i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primeneniya (Psychology and Pedagogics: methodology and issues of practical application). - № 45. - 2015, P. 162-166.
6 г.
Исследование специальной технической подготовленности юных футболистов свидетельствует, что в конце педагогического эксперимента дети ЭГ улучшили свой результат в ведении мяча по прямой и между стойками на 37,7 и 58,9 %, что составило 12,7±0,4 с и 19,4±0,1 с (разница между ведением по прямой и стойками - 6,7 с). В КГ результат улучшился на 26,4 и 48,0 %, что составило 17,1±0,7 и 24,4±1,2 с (разница - 7,3 с).
В ударе на точность дети ЭГ недостоверно превосходили результаты детей КГ. В начале эксперимента в ЭГ результат составил 2,4±0,1 балла, в конце - 4,6±0,2 балла из десяти; в КГ соответственно - 2,7±0,2 и 4,0±0,2 балла, максимальный прирост составил 68,5 и 38,8 % соответственно (р<0,05).
Вывод. Результаты предложенного инновационного подхода, взаимодействия круговой тренировки, направленной на одновременное овладение техническими приемами и сопряженное развитие физических способностей, показали высокую эффективность конечных результатов у юных футболистов 7-9 лет на начальном этапе спортивной тренировки.
Использованная литература
1. Губа В.П. Теория и методика футбола: учебник / В.П. Губа. - М.: Спорт, 2015. - 568 с.
2. Полишкис М.М. Комплексный контроль интегральной подготовленности футболистов / М.М. Полишкис, В.П. Губа // Теория и практика физ. культуры. - 2016. - № 3. - С. 77.
3. Футбол: Программа для футбольных академий, детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва / под общ. ред. В.П. Губы. - М.: Спорт, 2015. - 208 с.
Информация для связи с автором: [email protected]
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
инновационная технология оптимизации начальной физической и технической подготовки Юных футболистов
УДМ^С 796.332 Поступила в редакцию 22.06.201
Доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ В.П. Губа1
Аспирант Р.Р. Кузнецов2
Смоленский государственный университет, Смоленск 2Смоленский гуманитарный университет, Смоленск