Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ПРИОБЩЕННОСТИ ДЕТЕЙ К ЗАНЯТИЯМ ХОККЕЕМ'

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ПРИОБЩЕННОСТИ ДЕТЕЙ К ЗАНЯТИЯМ ХОККЕЕМ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
99
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КРИТЕРИИ / ПОКАЗАТЕЛИ И УРОВНИ ПРИОБЩЕННОСТИ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ К ЗАНЯТИЯМ ХОККЕЕМ / ЮНЫЕ ХОККЕИСТЫ / ОТБОР НА НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Набойченко Е.С., Истомин С.О., Ежов А.Н.

Цель исследования - определение уровня приобщенности детей 5-7 лет к занятиям хоккеем (спортивной деятельности). Методика и организация исследования. В ходе научной работы проведены: интервьюирование; педагогическое наблюдение; метод изучения продуктов деятельности; беседа; тестирование общей, специальной и технической подготовленности юных хоккеистов 5-7 лет (n=120), занимающихся в СШОР «Спартаковец» с целью определения уровня приобщенности на протяжении трех лет (2014-2016 гг.). Результаты исследования и выводы. Дети 5-7 лет с активным уровнем приобщенности к занятиям хоккеем имеют в дальнейшем: стопроцентный показатель зачисления; высокие спортивные результаты реализации программы спортивной подготовки по виду спорта «хоккей» в полном объеме. Представленные результаты могут использоваться как ориентировочные нормы для отбора на начальный этап юных хоккеистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTIC TOOLS FOR ETERMINING THE LEVEL OF INVOLVEMENT OF CHILDREN IN HOCKEY

Objective of the study was to determine the level of involvement of children aged 5-7 years in hockey (sports activities). Methods and structure of the study. In the course of scientific work, the following were carried out: interviewing; pedagogical observation; method of studying the products of activity; conversation; testing the general, special and technical readiness of young hockey players aged 5-7 years (n=120), who are engaged in the Sports School of the Olympic Reserve "Spartakovets" in order to determine the level of participation over a period of three years (2014-2016). Results and conclusions. Children 5-7 years old with an active level of participation in hockey have in the future: one hundred percent enrollment rate; high sports results of the implementation of the sports training program for the sport of hockey in full. The presented results can be used as indicative norms for the selection of young hockey players for the initial stage.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ПРИОБЩЕННОСТИ ДЕТЕЙ К ЗАНЯТИЯМ ХОККЕЕМ»

ДИАГНОСТИЧЕСКИМ ИНСТРУМЕНТАРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ПРИОБЩЕННОСТИ ДЕТЕЙ К ЗАНЯТИЯМ ХОККЕЕМ

УДК/UDC 796.966

Поступила в редакцию 28.09.2022 г.

Кандидат экономических наук, доцент Е.С. Набойченко1 С.О. Истомин1 Аспирант А.Н. Ежов1

1Уральский федеральный университет, Екатеринбург

DIAGNOSTIC TOOLS FOR DETERMINING THE LEVEL OF INVOLVEMENT OF CHILDREN IN HOCKEY

PhD, Associate Professor E.S. Naboichenko1 S.O. Istomin1

Postgraduate student A.N. Ezhov1 1Ural Federal University, Yekaterinburg

Информация для связи с автором: e.s.nabojchenko@urfu.ru

Аннотация

Цель исследования - определение уровня приобщенности детей 5-7 лет к занятиям хоккеем (спортивной деятельности).

Методика и организация исследования. В ходе научной работы проведены: интервьюирование; педагогическое наблюдение; метод изучения продуктов деятельности; беседа; тестирование общей, специальной и технической подготовленности юных хоккеистов 5-7 лет (п=120), занимающихся в СШОР «Спартаковец» с целью определения уровня приобщенности на протяжении трех лет (2014-2016 гг.).

Результаты исследования и выводы. Дети 5-7 лет с активным уровнем приобщенности к занятиям хоккеем имеют в дальнейшем: стопроцентный показатель зачисления; высокие спортивные результаты реализации программы спортивной подготовки по виду спорта «хоккей» в полном объеме. Представленные результаты могут использоваться как ориентировочные нормы для отбора на начальный этап юных хоккеистов.

Ключевые слова: приобщение детей к спортивной деятельности; критерии, показатели и уровни приобщенности детей 5-7 лет к занятиям хоккеем; юные хоккеисты; отбор на начальный этап спортивной подготовки.

Abstract

Objective of the study was to determine the level of involvement of children aged 5-7 years in hockey (sports activities).

Methods and structure of the study. In the course of scientific work, the following were carried out: interviewing; pedagogical observation; method of studying the products of activity; conversation; testing the general, special and technical readiness of young hockey players aged 5-7 years (n=120), who are engaged in the Sports School of the Olympic Reserve "Spartakovets" in order to determine the level of participation over a period of three years (2014-2016). Results and conclusions. Children 5-7 years old with an active level of participation in hockey have in the future: one hundred percent enrollment rate; high sports results of the implementation of the sports training program for the sport of hockey in full. The presented results can be used as indicative norms for the selection of young hockey players for the initial stage.

Keywords: introducing children to sports activities; criteria, indicators and levels of involvement of children aged 5-7 years in hockey; young hockey players selection for the initial stage of sports training.

Введение. Специфика игровых видов спорта, к которым относится хоккей, предъявляет высокие требования к индивидуальным особенностям спортсменов. Можно утверждать, что уровень приобщенности к занятиям хоккеем представляет собой основу успешного освоения программы спортивной подготовки по виду спорта «хоккей».

Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта хоккей определяет минимальные требования для зачисления детей 8 лет для прохождения спортивной подготовки на начальном этапе в спортивных организациях [8]. Программные нормативы, оцениваемые в точных единицах измерения (метрах и секундах), не отражают и не учитывают такого не менее важного элемента, как приобщение ребенка к спортивной деятельности, выражаемого им в виде интереса к занятиям хоккеем, проявлении самостоятельности, эмоционально-волевых качеств, самоорганизации, знаний о хоккее, мотивации к своему спортивному развитию.

Несмотря на значительный вклад в разработку теории физического воспитания детей 5-7 лет, выполненные ис-

следования не в полной мере решают проблему приобщения детей старшего дошкольного возраста к спортивной деятельности, его теоретико-методологических основ, методико-педагогического обоснования возможности приобщения.

Старший дошкольный возраст является значимым для развития физических качеств, удовлетворения двигательной потребности, привлечения к спортивной деятельности. В настоящее время многие педагогические исследования рассматривают проблему приобщения детей дошкольного возраста к спортивной деятельности в контексте формирования интереса к спортивной деятельности, развития мотивации у детей 5-7 лет средствами игровой деятельности, формирования интереса к различным видам спорта, подготовки детей к занятиям спортом, спортивного воспитания, развития двигательного творчества [12].

Частичное отсутствие возрастных нормативов приобщенности к спортивной деятельности для детей 5-7 лет не позволяет в полном объеме провести процедуру комплексного контроля и отбора при зачислении в организации, осуществляющие спортивную подготовку на начальном этапе.

Цель исследования - определение уровня приобщенности детей 5-7 лет к занятиям хоккеем в контексте его рассмотрения в качестве фактора, определяющего успешность в дальнейшей спортивной деятельности.

Методика и организация исследования. Для определения уровня приобщенности к спортивной деятельности и к хоккею, в частности, был обоснован диагностический инструментарий в соответствии с выделенными нами критериями и показателями (табл. 1).

Для изучения уровня приобщенности детей 5-7 лет к занятиям хоккеем (спортивной деятельности) наиболее подходящим, по нашему мнению, можно считать представленный диагностический инструментарий в табл. 2.

Работа проводилась среди юных хоккеистов 5-7 лет (п=120), занимающихся в спортивной школе олимпийского резерва «Спартаковец» с целью определения уровня приобщенности на протяжении трех лет (2014-2016 гг.).

Результаты исследования и их обсуждение. По результатам исследования нами определены уровни приобщенности детей 5-7 лет к занятиям хоккеем: формальный, достаточный и активный, которые имеют комплексный характер, а крите-

рии приобщенности равнозначны. Результаты исследования представлены в табл. 3.

Полученные результаты использовались нами как дополнительные при проведении процедуры отбора на этап начальной спортивной подготовки при прочих равных условиях выполнения испытуемыми контрольных нормативов, а также сыграли особую роль при конструировании и мониторинге индивидуальной траектории спортивной подготовки юных хоккеистов с 2016 по 2022 года - персонального пути реализации личностного потенциала каждого ребенка. Сопровождалась индивидуальная траектория личной картой, которая включала: личный результат и достижения; выполнение этапных требований по общей, специальной и технико-тактической подготовке и отражала их успехи в спортивной деятельности. Показатели освоения детьми программы спортивной подготовки представлены в табл. 4.

Как видно из приведенной выше таблицы, дети, имеющие активный уровень приобщенности к занятиям хоккеем (спортивной деятельности), при зачислении имеют более успешную траекторию освоения программы спортивной подготовки.

Таблица 1. Критерии и показатели приобщенности детей 5-7 лет к занятиям хоккеем (спортивной деятельности)

Критерии Содержание и показатели критерия

Мотивационный Потребность в выполнении спортивных упражнений. Интерес к спортивной деятельности (играм, упражнениям). Позитивное отношение к спорту и спортивным играм. Осознание себя субъектом спортивной деятельности

Эмоционально-волевой Волевое напряжение в решении в решении спортивных задач Эмоциональная отзывчивость на участие в спортивной деятельности. Стремление к совершенствованию физических качеств

Оценочно-поведенческий Способность ориентироваться в видах спортивной деятельности. Активность и самостоятельность, проявляемая при выполнении спортивных упражнений. Осознание собственной активной позиции в спортивной деятельности

Физической готовности Быстрота, ловкость, гибкость, пространственная ориентировка, сила, координация. Выполнение обширного комплекса физических упражнений. Овладение основами техники и тактики игры хоккей

Таблица 2. Диагностический инструментарий исследования критериев приобщенности детей к занятиям хоккеем (спортивной деятельности)

Критерии Диагностические методики

Мотивационный Методика изучения интереса дошкольников к физическим упражнениям и спортивным играм [6]. Диагностика мотивации посещения занятий спортивной направленности у старших дошкольников [4]. Модифицированные методики Т.А. Нежновой, Л.Л. Венгера, Д.Б, Эльконина-Давыдова [12]

Эмоционально-волевой Методики изучения проявления волевых качеств в двигательной деятельности детьми старшего дошкольного возраста [3]. Включенное наблюдение за поведением детей в экспериментальных ситуациях. Адаптированные методики изучения эмоциональной сферы дошкольника [5]. Адаптированная методика «Достань погремушку» [11].

Оценочно-поведенческий Диагностика способностей юных хоккеистов [2]. Методика изучения проявлений двигательной самостоятельности детей старшего дошкольного возраста [1]. Вербальный тест Торренса «Усовершенствование игрушки» (модификация)

Физической готовности Технология оценки физической готовности хоккеистов [7]. Методики, определяющие уровень двигательной активности ребенка [9]. Контрольные нормативы по общей, специальной и технической подготовленности детей 5-7 лет [10]

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

2 а

с

га

^

О (и .с Н

Таблица 3. Результаты определения уровня приобщенности детей 5-7 лет к занятиям хоккеем (спортивной деятельности)

Количество детей Формальный уровень Достаточный уровень Активный уровень

% Количество % Количество % Количество

120 13,34 16 43,33 52 43,33 52

Таблица 4. Индивидуальная траектория освоения программы спортивной подготовки с 2016 по 2022 года (количество человек)

Уровень приобщенности Результат исследования Зачисление на начальный этап 2016 год Зачисление на тренировочный этап 2019 год Наличие юношеского разряда 20202021 года Наличие разряда 2021-2022 года Член сборной команды Свердловской области 2021 год Член сборной команды Российской Федерации 2022 год

формальный 16 8 2 1 0 0 0

достаточный 52 38 9 3 0 0 0

активный 52 52 49 48 34 28 3

110

http://www.teoriya.ru

№12 • 2022 Декабрь | December

Вывод. Таким образом, установлено что, показатели уровня приобщенности детей 5-7 лет взаимосвязаны с успешностью при прохождении процедуры индивидуального отбора для зачисления в спортивные организации и имеют корреляцию со спортивными результатами и достижениями при освоении программы спортивной подготовки; представленные результаты детей 5-7 лет могут служить ориентировочными нормами для комплексного контроля и отбора юных хоккеистов.

Литература

1. Атарова А. Н. Психолого-педагогическая диагностика самостоятельности старших дошкольников в детских видах деятельности /

A. Н. Атарова // Казанский педагогический журнал: КПЖ. - 2015. -№ 6/2.

2. Бриль М. С. Отбор в спортивных играх / М. С. Бриль. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 127 с.

3. Геворкян Н. М. Диагностики особенностей проявления воли у дошкольников / Н. М. Геворкян. - М.: Просвещение, 2000-64 с.

4. Евтин А. Б. Формирование интереса к физической культуре у старших дошкольников в процессе дополнительных занятий спортивной направленности / А. Б. Евтин, В. В. Соколов, О. В. Реутова // Современные проблемы науки и образования. - 2018. -№ 4. - URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27824

5. Изотова Е. И. Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова. - М.: Академия, 2004. - 284 с. - (Высшее профессиональное образование. Психология). - ISBN 5-7695-1540-6.

6. Лазоренко В. И. Интерес детей старшего дошкольного возраста к занятиям физическими упражнениями / В. И. Лазоренко, С. О. Филиппова // Актуальные вопросы физической культуры детей дошкольного возраста: сб. науч.-метод. тр. - СПб.: Белл, 2004. - С. 94-98.

7. Национальная программа спортивной подготовки по виду спорта «хоккей» / В. А. Третьяк, Р. Б. Ротенберг, Н. Н. Урюпин [и др.]. - М., 2020. - 320 с. - ISBN 978-5-09-056829-6

8. Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «хоккей»: приказ М-ва спорта рос. Федерации от 15 мая 2019 г. № 373 // Гарант: информ.-правовой портал. -2019. - 17 июня. - URL: https://base.garant.ru/72245194/

9. Прищепа С. Как продиагностировать физическую подготовленность дошкольника / С. Прищепа // Дошкольное воспитание. -2004. - № 1. - С. 37-45.

10. Хоккей Программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. - М.: Советский спорт, 2006. - 101 с.

11. Шебеко В. Н. Физическое воспитание дошкольников: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / В. Н. Шебеко, Н. Н. Ермак,

B. В. Шишкина. - 4-е изд., испр. - М.: Academia, 2000. - 176 с.

12. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и спец. психологии

/ Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2006. - 383 с.

References

1. Atarova A.N. Psikhologo-pedagogicheskaya diagnostika samostoyatel-nosti starshikh doshkolnikov v detskikh vidakh deyatelnosti [Psychological and pedagogical diagnostics of independence of senior preschool children in children's activities]. Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal: KPZH. 2015. No. 6/2.

2. Bril M.S. Otbor v sportivnykh igrakh [Selection in sports games]. Moscow: Fizkultura i sport publ., 1980. 127 p.

3. Gevorkian N.M. Diagnostiki osobennostey proyavleniya voli u doshkolnikov [Diagnostics of peculiarities of manifestation of will in preschool children]. Moscow: Prosveshchenie publ., 2000. 64 p.

4. Evtin A.B., Sokolov V.V. Formirovaniye interesa k fizicheskoy kulture u starshikh doshkolnikov v protsesse dopolnitelnykh zanyatiy sportivnoy napravlennosti [The formation of interest in physical culture in senior preschool children in the process of additional sports activities]. Sovre-mennyye problemy nauki i obrazovaniya. 2018. No. 4. Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27824

5. Izotova E.I., Nikiforova E.V. Emotsionalnaya sfera rebenka [Emotional sphere of the child. Theory and practice]. Textbook for students. Moscow: Akademiya publ., 2004. 284 p.

6. Lazorenko V.I., Filippova S.O. Interes detey starshego doshkolnogo vozrasta k zanyatiyam fizicheskimi uprazhneniyami [The interest of senior preschool children to do physical exercises]. Aktualnyye voprosy fizicheskoy kultury detey doshkolnogo vozrasta [Actual issues of physical culture of children of preschool age]. Proceedings scientific-methodical works. Saint-Petersburg: Bell publ., 2004. pp. 94-98.

7. Tretyak V.A., Rotenberg R.B., Uryupin N.N. et al. Natsionalnaya programma sportivnoy podgotovki po vidu sporta «khokkey» [National Hockey Players Training Program]. Moscow, 2020. 320 p.

8. Ob utverzhdenii federalnogo standarta sportivnoy podgotovki po vidu sporta «khokkey» [On approval of the federal standard of sports training in the sport of "hockey"]. Order of the Ministry of Sports of the Russian Federation. May 15, 2019 № 373. Available at: https://base.ga-rant.ru/72245194/

9. Prischepa S. Kak prodiagnostirovat fizicheskuyu podgotovlennost doshkolnika [How to diagnose the physical preparedness of a preschooler]. Doshkolnoye vospitaniye. 2004. No. 1. pp. 37-45.

10. Khokkey Programma sportivnoy podgotovki dlya detsko-yunosheskikh sportivnykh shkol, spetsializirovannykh detsko-yunosheskikh shkol olimpiyskogo rezerva [Hockey. The program of sports training for children-youth sports schools, specialized children-youth schools of Olympic reserve]. Moscow: Sovetskiy sport publ., 2006. 101 p.

11. Shebeko V.N., Ermak N.N., Shishkina V.V. Fizicheskoye vospitaniye doshkolnikov [Physical education of preschool children]. Textbook for students of secondary schools. 4th ed., rev. Moscow: Academiya publ., 2000. 176 p.

12. Elkonin D.B. Detskaya psikhologiya [Children's psychology]. Textbook for students studying in psychology. 3rd ed., ster. Moscow: Academiya publ., 2006. 383 p.

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

НАУЧНЫЙ ФОРУМ В МОСКВЕ

В октябре 2022 г. на базе Российского университета спорта «ГЦОЛИФК» состоялось научное мероприятие, в рамках которого была проведена Международная научно-практическая конференция «Спорт - дорога к миру между народами» и организован «круглый стол» для проведения научных дискуссий. Встреча ученых стала международной диалоговой площадкой между Россией и Арабскими странами в целях консолидации обществ стран.

С приветственными словами к гостям форума обратились и. о. ректора РУС «ГЦОЛИФК», академик РАО С.Г. Сейра-нов, и.о. проректора по научно-исследовательской работе профессор М.В. Жийяр, советник ректора Хассан Насралла и профессор Национального университета Ан-Наджа Имад Абдул Хака (Палестина), которые выразили уверенность, что научное мероприятие будет способствовать обмену опытом в развитии спорта и физической культуры между специалистами России и Арабского мира, а также укреплять дружеские связи между народами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В ходе конференции освещались проблемы обучения в сфере физической культуры и спорта, качества образовательных процессов, менеджмента и стандартов качества в спорте, Международного олимпийского движения, методик спортивной тренировки и систем спортивного питания, развития туризма, психологические аспекты в воспитании спортсменов высокой квалификации.

Работа участников научного форума призвана укрепить сотрудничество между Россией и Арабскими странами, используя такой мощный рычаг, как научный, культурный и деловой обмен в сфере физической культуры и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.