И.Н. ПЕТРОВА
ТРУДНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ
В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ
Современный этап жизни людей отличается обилием новых проблем, которые привлекают всеобщее внимание, широко обсуждаются и требуют своего разрешения. К таким вопросам можно отнести вопросы истории, культуры межнациональных отношений, формирования и воспитания подрастающего поколения. В наши дни более важным является решение проблем по формированию культуры межнационального общения, воспитания, уважения к традициям, языку, искусству, истории народов страны, других народов мира, уважения к старшему поколению. Как известно, необъятна и уникальна традиционная культура каждого народа. Тысячелетиями формировались мировоззрение, мировоспи-тание, уклад жизни, нормы этики и морали, народное искусство, народная философия, экология, медицина, национальная кухня.
В процессе динамичных изменений в социуме в связи с ростом национального самосознания людей перед педагогической мыслью со всей остротой встала проблема воспитания культуры межнационального общения. Она многогранна и затрагивает интересы как общества в целом, так и всех его составляющих, все слои и социальные группы населения страны. Решение проблемы связано с восстановлением бережного, внимательного отношения к прошлому, настоящему и будущему каждого этноса.
Современные педагоги, психологи, философы, социологи с тревогой говорят о массовой культуре, о ее разрушающем влиянии прежде всего на молодежь. Одна из причин этого - утрата народных традиций, обычаев предшествующих поколений, а также равнодушное отношение к народному искусству, культуре. Осознание того, что утрата многих прогрессивных традиций уже привела к духовному обнищанию общества, разрыву связи времен и поколений, заставляет специалистов искать пути возрождения интереса к национально-культурным традициям народов различных регионов страны, других стран на основе глубокого их изучения и приобщения к ним всех слоев населения, а также причины, позволяющие выявить формы, общее и особенное во влиянии народных традиций.
Трудности в использовании этнопедагогических традиций в сельской школе проявляются в следующем:
Этнопедагогика в настоящее время находится на уровне эмпирического сбора фактического материала по опыту использования идей народного воспитания и регионально-этнической культуры в различных типах учебно-воспитательных учреждений и различных этносов. Отсюда следует необходимость решения важнейшей методологической проблемы: «Общие закономерности функционирования народных культур в современном учебно-воспитательном процессе в различных регионах». Вторая проблема, которая может интенсифицировать развитие этнопедагогики как области научного знания, заключается в поиске соотношения общенационального и конкретно-этнического в содержании, методах и формах организации учебно-воспитательного процесса на идеях традиционных культур. Третья проблема - самая главная, связанная с целостностью традиционных культур воспитания, - это «Роль и функции народного идеала в общей системе целей обучения и воспитания подрастающего поколения», ибо как цели, так и идеал являются основой любого целостного процесса обучения и воспитания.
У сельской школы имеются свои особенные средства формирования идеала. К сожалению, чаще всего педагоги, ориентируясь на точное выполнение учебных программ, забывают о том, что знания, получаемые ребенком, должны обеспечить ему правильное отношение к природе, обществу, достижению лич-
ных образовательных целей, согласия и сотрудничества в условиях различия взглядов и убеждений, восприятию патриотических ценностей своего народа, способам личного совершенствования школьника.
Воспитательная работа в сельской школе не дает ту сумму знаний, которые обеспечивали бы продуктивное сотрудничество между учителями и учащимися и предупреждали возникновение конфликтных ситуаций. Из этого следует вывод, что формировать, развивать национальную самобытность подрастающего поколения очень актуально на данном этапе развития нашего общества.
На сегодняшний день учебная литература крайне недостаточно использует народные произведения. А ведь, как известно, восприятие эмоционально окрашенной информации своего этноса на родном языке открывает канал доступности ребенку, особенно младшего возраста, это помогает эффективно решать задачу воспитания нравственных чувств ребенка. В детском рифмованном тексте, гармонично сочетающем уникальную комбинацию содержания и формы, заключена глубинная мораль и задействованы глубинные механизмы, которые не столько на сознательном, сколько на подсознательном уровне, как бы ненароком внушают ребенку необходимость высоконравственного, бережного отношения к миру.
Итак, трудности использования этнопедагогических традиций проявляются в следующем:
Педагогические проблемы:
- недооценка классными руководителями внеклассной деятельности с детскими объединениями по интересам, направленной на приобщение к традициям народной культуры (недостаточно в школах кружков, клубов, различных факультативов по устному народному творчеству, объединений по освоению тех или иных народных ремесел);
- слабое знание учителями народной философии, недостаточное понятие о народных идеалах, высших ценностях в культурно-историческом ракурсе;
- слабое владение учителями методами воспитания этнопедагогических традиций;
- недостаточное использование традиционных ценностей культуры при организации ученического самоуправления.
Социальные проблемы:
- слабая материальная и методическая база для освоения этнопедагогических традиций;
- отсутствие условий в детских и юношеских организациях, способствующих самореализации учащихся;
- утрата многих народных традиций, обычаев предшествующих поколений.
В обществе слаба воспитательная атмосфера, нет педагогических отношений, потому что в семьях нет передаваемых от поколения к поколению воспитательных традиций. Это главный фактор. Когда в семьях были воспитательные традиции, т.е. в семьях функционировал народный опыт воспитания, большинство семей выступало единым фронтом за воспитанность в обществе. Во-вторых, следует отметить, что люди стали «безъязыкими». Нынешнее поколение людей не владеет пословицами, поговорками, запасом мудрых заповедей предков и священных писаний, приемами упрека, намека, укора, эвфемизмами психологического воздействия, скажем, расспросами о родителях и детях, вступительными репликами о благородстве или благородных поступках родственников и т.д. И как следствие этого, между людьми господствует примитивизм, прямолинейность, отсюда зачастую конфронтация, агрессивность, неразвитость эмпатии, в результате в обществе господствует не тенденция взаимопомощи, взаимного облагораживания, а тенденция садизма, желание сделать
другому больно. Если и далее будут выветриваться воспитательные традиции из семьи и среды, не возродятся педагогические отношения, беда будет возрастать. Нужно решать не тактические вопросы (школа должна взять на себя процесс социализации ребенка), а стратегическую задачу - остановить процесс сползания общества в болото невоспитанности.
Каждый народ издревле заботился о трудовой подготовке детей. Для достижения этой цели использовались различные средства воспитания: игра, учение, производительный труд. Этнотрудовой опыт взрослых передавался детям в процессе разнообразной совместной деятельности и общения. Этнопедагогические традиции любого народа учили молодых людей работать, руководствуясь сознанием общественной нужды, социальной пользы труда, своей моральной ответственности перед обществом. Ведь воспитывает личность не сам труд, а его направленность.
Ничто так устойчиво не закрепляет самобытность народа, как свойственный данному народу язык. Это наиболее национально-специфическая форма духовной культуры, психического склада нации.
Роль родного языка и чтения трудно переоценить, так как именно через приобщение к национальным традициям родного народа и его идеалам, понимание национального характера и красоты родной природы, освоение богатств языка и норм нравственности своего народа наиболее эффективно осуществляется именно через произведения родной литературы, устного народного творчества.
Уроки родного языка и чтения, как и народное творчество и искусство, воспитывают учащихся в лучших традициях национальной культуры. На уроках родного языка дети учатся выразительности, познают красоту речи, предметов и явлений природы. Посредством обучения родному языку дети приобщаются к миру народной мысли, народной жизни.
Родные звуки, слова образуют родные песни, пословицы, поговорки, загадки, сказки, которые можно по-настоящему понять только на родном языке.
Таким же образом, только при помощи родного языка можно полно изучить обычаи и традиции своего народа, его духовные богатства.
Учителя родного языка и литературы, истории при изучении произведений фольклора и общественно-экономических дисциплин могут использовать в воспитании детей народные традиции и обычаи, заключенные в эпосе, сказках, поговорках и пословицах и т.д. Для каждого класса, учитывая возрастные особенности и программный материал по фольклору, истории, каждый учитель имеет возможность разработать факультатив, на котором возможны беседы о родном крае, об историческом прошлом народа и его традициях и обычаях.
В этой связи учителя должны учитывать следующее:
- знакомить и развивать интерес к народному искусству, особенно к тем видам, которые распространены в данной местности;
- обучать при этом доступным умениям и навыкам;
- воспитывать чувство прекрасного через воспитание предметов ближайшего окружения, развивать наблюдательность;
- вызвать эмоциональный отклик на яркие картинки, иллюстрации к народным сказкам, использовать сюжеты произведений фольклора;
- знакомить с народным творчеством.
В процессе этнопедагогизации сельской школы доминирующее значение имеет учет психологических особенностей учащихся. Они требуют подтверждения идеи о межкультурных вариантах развития детской речи; о характерных различиях в эмоциональных реакциях.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников - принцип использования этнопедагогических традиций. Для овладения учащимися строй-
ной системой последовательно дополняющихся и постепенно усложняющихся знаний, навыков и привычек по этнопедагогическим традициям необходимо прежде всего планировать и осуществлять такую подачу материала из области этно-педагогики, которая позволила бы учесть в каждом классе возрастные особенности учащихся, начиная с первых лет пребывания их в школе и до ее окончания.
В основу построения программ и учебников должен быть положен тематический принцип сообщения школьникам конкретных сведений о нашей стране, ее культуре, природе. Это создаст основу для формирования мировоззрения у детей, обогащения их представлений о нормах поведения, воспитания трудолюбия, доброты.
В сегодняшней сельской школе педагогам необходимо использовать накопленный в ходе исторического и культурного развития богатейший опыт народного воспитания, знать и учитывать национально-психологические особенности, традиции и обычаи народа.
В связи с этим возрастают требования к личности самого педагога. Обладая высокой культурой межнационального общения, учитывая национальнопсихологические особенности подрастающего поколения, педагогам необходимо знать многообразие обычаев и традиций, нравственные и психологические ценности того народа, на представителей которого они оказывают воспитательное воздействие, а также «владеть навыками устной речи коренных жителей того региона, на территории которого они живут и работают». Кроме того, педагогу очень важно использовать такие средства и формы воспитательного воздействия, как:
- личностно-коммуникативную форму воздействия (беседы, обсуждение, разъяснение);
- воздействие, определяющее личный опыт и деятельность воспитуемого (стимулирование интереса к расширению кругозора, раскрытие способностей).
Уважение к национальной самобытности каждого народа, к его культурным ценностям - это основа решения одной из глобальнейших и серьезнейших проблем нашего времени - проблемы воспитания культуры межнационального общения.
Национально-культурное наследие - это источник, обогащающий и помогающий совершенствовать современную воспитательную работу, а этнопедагогические традиции - концептуальный (целостный) подход к построению системы национального воспитания. Построение современной национальнопедагогической системы предполагает воспитание сегодняшних и завтрашних носителей духовности родного народа с глубоким мировосприятием, способом мышления, национальной психологией, характером, мировоззрением. Чем больше будет участников педагогического процесса, понимающих воспитательное дело и желающих его улучшить, тем эффективнее его определяющее воздействие на подрастающее поколение.
Литература
1. Крысько В.Г., Деркач А.А. Этнопсихология: теория и методология. М.: Институт Молодежи, 1992. 142 с.
2. Харитонов М.Г. Мудрость воспитания в процессе учебной деятельности этнопедагогиче-ских классов. М.: Народная педагогика, 1994. 56 с.
3. Харитонов М.Г. Этнопедагогическая подготовка учителя начальных классов национальной школы (историография, теория, опыт). М.: Прометей, 1999. 228 с.
ПЕТРОВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА родилась в 1982 г. Окончила Чувашский государственный педагогический университет. Аспирант кафедры общей и профессиональной психологии Чувашского педагогического университета. Область научного исследования - общие основы педагогики, история педагогики. Имеет 12 публикаций.