DOI 10.25588/CSPU.2020.160.7.014
УДК 37.032 ББК 74.00
И. В. Чечикова
ORCID № 0000-0002-9153-6606 Адъюнкт 3 факультета 2 курса подготовки научных и научно-педагогических кадров кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами, Академия управления МВД России, г. Москва, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
ТРУДНОСТИ ИНСПЕКТОРА ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ, СОСТОЯЩИМИ НА УЧЕТЕ, И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Аннотация
Введение. В статье представлены результаты исследования профилактической деятельности отделений по делам несовершеннолетних.
Цель статьи — представить результаты исследования о состоянии профилактической деятельности отделений по делам несовершеннолетних, задачах, требующих разрешения, предложить пути решения проблем, связанных с трудностями инспектора ПДН в работе с подростками, состоящими на учете (моделировании педагогического сопровождения).
Материалы и методы. Основными диагностическими методами исследования были выбраны методы анкетирования и статистической обработки данных. Материалом исследования послужили конкретные примеры работы инспектора ПДН с подростками, состоящими на учете. В качестве материала исследования высту-
а пила и усредненная психо-грамма подростков, которая была изуче-
§
g на и помогла найти пути эффективной работы с ними.
у
^ Результаты. После исследования определены: педагогиче-
сц
^ ский портрет подростка, состоящего на учете; портрет инспектора
по делам несовершеннолетних (инспектор ПДН); когнитивный и деятельностно-практический уровни инспектора ПДН. Выработана модель педагогического сопровождения подростка, состоящего на ^
и
ж о о
профилактическом учете.
Обсуждение. Подчеркивается, что именно модель педагоги-
8 ж
О
ческого сопровождения подростков, состоящих на учете в отделе- е ниях по делам несовершеннолетних, позволит привести к измене-
а
нию деструктивного поведения несовершеннолетних и увеличит о
и
§
количество снятых с учета по исправлению. |
Заключение. Делается вывод о том, что реализация модели пе- О
о
е
дагогического сопровождения подростка, состоящего на учете в от- ^ делении по делам несовершеннолетних, способствует изменению ®
л
отклоняющегося поведения подростка в сторону законопослушного. е
н
№
тоящего на учете; портрет инспектора по делам несовершеннолет-
Ключевые слова: педагогический портрет подростка, сос-
них; трудности инспектора по делам несовершеннолетних.
го на учете;
- портрет инспектора по делам несовершеннолетних (инспектор ПДН);
- когнитивный и деятельностно-практический уровни инспектора ПДН.
л с
Основные положения: о
о
определены педагогический портрет подростка, состояще- с
а
о
о
с
S §
-S и
ж
а у
л
е
1 Введение (Introduction)
Несмотря на то, что физиологическому, психическому и у
и
нравственному развитию подрастающего поколения в России уде- g
JS
лено значительное внимание, часть подростков с отклоняющимся О
о
поведением (противоправным, асоциальным, антисоциальным, §
н и
аморальным, делинквентным, девиантным, аддиктивным, деструк- §
тивным) попадают в поле зрения правоохранительных органов и подлежат постановке на профилактический учет [1-7]. С целью последующего определения формы профилактической работы отделений по делам несовершеннолетних по результатам исследования были обозначены портрет подростка, состоящего на учете; портрет инспектора по делам несовершеннолетних; когнитивный и дея-тельностно-практический уровни инспектора по делам несовершеннолетних, трудности, испытываемые инспекторами по делам несовершеннолетних.
2 Материалы и методы (Materials and methods) Проведя анализ психограммы подростков в Псковской, Смоленской, Забайкальской, Самарской, Амурской, Тамбовской, Тверской областях и Республики Северная Осетия-Алания в возрасте 11-13 лет, состоящих на учете в отделениях по делам несовершеннолетних, был составлен усредненный портрет несовершеннолетнего, имеющего отклонения в поведении: в основном это мальчик, имеющий интерес к спорту, в том числе и в виде единоборств (из 375 исследуемых — 76 % мальчиков, 24 % девочек). Это подросток, самовыражающийся в создании каналов на интернет-платформах (блогерство). Это девочки, имеющие увлечения в виде занятий рисованием, маникюром. Среди личностных характеристик психотипа проблемного подростка следующие: агрессивность (60 %), вспыльчивость (5 %), конфликтность (2 %), раздражительность (5 %), гневливость (5 %), трусость-страхи (5%), мстительность (3 %), замкнутость (3 %), безразличие (3 %). Практически все воспитываются в неполных семьях (90 % исследуемых), только 10 % в полных.
§
ко Предпочитаемые инспекторами по делам несовершеннолет-
ич
$ них профилактические меры, применяемые к подросткам, чаще ^ выражены в проведении созидательных бесед. Второй по популяр-
ности профилактической мерой является контроль в виде переписки в мессенджерах и социальных сетях.
Редко используется профилактическая мера в виде совмест- У
и
ного проведения досуговых мероприятий: посещение кино, кружков. §
I
К принудительным мерам воздействия инспектора по делам 8
§
несовершеннолетних прибегают редко. Чаще всего к администра- с
*
1
тивной ответственности по статье 5.35 КоАП РФ привлекают роди- ^
а
телей. §
се
Таким образом, подросток, состоящий на учете в отделе- |
к
нии по делам несовершеннолетних — это мальчик, с асоциальным §
о
поведением, но имеющий трудовую мотивацию, а также стремя- ^
с
щийся к некоторой популярности среди сверстников (и не только) ж путем создания собственных контентов в интернет-сети, к снятию с учета в инспекции по делам несовершеннолетних практически не стремящийся.
Помимо этого, определен и условный портрет инспектора
ж
е
с I ж
о
ъ
а §
л §
по делам несовершеннолетних, который непосредственно работа- §
ет с состоящими на учете в отделениях по делам несовершеннолет- §
*
а
них подростками.
По данным исследования, это чаще всего женщины (85 %), реже мужчины (15 %). Возраст инспектора — 35-40 лет или 40-50 лет (35 %), реже 30-35 лет (20 %), совсем редко 25-30 лет (10 %). Имеющих стаж работы в органах внутренних дел до 15 лет (50 %), реже свыше 15 лет или менее 5 лет (20 %), совсем редко до 10 лет (10 %). Имеющих педагогическое или юридическое образование (95 %), реже психологическое (5 %). Состоящих в полной семье (80 %), реже находящихся в разводе (20 %). Профессия инспектора по делам
§
несовершеннолетних выбрана по причине любви к детям 35 % инс- § пекторов, ввиду необходимости занять должность как единственно
имевшуюся свободной на момент поступления на службу выбрана 35 % инспекторов.
Таким образом, инспектор ПДН — это чаще всего женщина в возрасте 35-50 лет, состоящая в браке, имеющая юридическое или педагогическое образование. В профессию инспектора ПДН пришла осознанно, выбрала ее осознанно или реже неосознанно, заняв имевшуюся должность. В то же время к подросткам она имеет уважительное отношение и даже некоторое сочувствие.
Помимо этого, в ходе исследования было уделено внимание установлению критических задач, требующих разрешения. Инспекторы ПДН исследуемых областей испытывают трудности при взаимодействии с подростками, состоящими на учете; трудности связаны с недостаточностью времени, отведенного на профилактическую деятельность (45 %); отсутствию компетенций по установлению доверительных отношений с подростками (30 %); отсутствию компетенций в части изменения мотивации поведения подростка (15%); отсутствию эффективных принудительных мер воздействия на подростка (10 %).
При установлении доверительных отношений с подростками у инспекторов ПДН возникали трудности из-за отсутствия компетенций в области педагогической науки по проблемам воспитания (60 %); отсутствия доверия к полиции у подростков (20 %); негативного влияния на подростка окружающей среды (сверстники, родители) (10 % респондентов). Большинство инспекторов ПДН (75 %) смогли за время службы сформировать компетенции по установлению доверительных отношений с подростками.
50
* В то же время затруднения возникали и по независящим от
у
е
^ инспекторов ПДН обстоятельствам. По мнению 50 % респондентов
сц
^ члены комиссий по делам несовершеннолетних делегируют свои
обязанности в части организации воспитательного процесса органам внутренних дел, что создает эффект «перекладывания» ответственности. Дополнительные трудности создавали члены комиссий по У
и н
о
с
делам несовершеннолетних, которые не имели необходимых компетенций, что в своей деятельности наблюдали 40 % респондентов.
Исходя из сложностей в профессиональной деятельности 95 % исследуемых респондентов находят необходимым создание и
н с
а
е
к I
а
а
введение в действие модели педагогического сопровождения §
се
подростка инспектором ПДН. Лишь пять респондентов имеют Ц
к
отрицательное отношение к созданию каких-либо новаторств в деле педагогического сопровождения подростков.
ж е
с
о
о е
^ £ При этом под педагогическим сопровождением респонденты §
но
понимают «помощь подростку в преодолении кризиса»; «оказание §
ж
позитивного влияния на подростка», «совместную воспитательную X
о
деятельность школы и органов внутренних дел», «создание усло- а
§§
вий для принятия оптимального решения в различных ситуациях», 1
л
«взаимодействие с несовершеннолетним и его семьей», «совмест- а
и
ное решение вопросов по соблюдению правил и законов», «кон- § троль по месту жительства и обучения». ка
К совместному участию с инспектором ПДН в педагогическом сопровождении подростка, состоящего на учете, исследуемые предлагают привлечь органы внутренних дел, органы образования и (в лице классных руководителей), психологов, социальных педагогов, социальных работников, родителей.
Помимо этого, инспекторы ПДН высказали предположение,
что повысить компетентность им поможет общение со специали- |
и
стами по направлениям деятельности (60 %), просмотр докумен- х тальных фильмов по заданной тематике (15 %),
изучение норма- е
о
тивно-правовых актов (15 %), посещение специально ле
и
организованных занятий по специальной подготовке (10 %). I
3 Результаты (Results )
По результатам проведенного констатирующего эксперимента установлен портрет подростка, состоящего на профилактическом учете, его основные характеристики. Получен портрет инспектора по делам несовершеннолетних. Установлен когнитивный и деятельностно-практический уровни инспектора ПДН. Полученные результаты привели к выводу о необходимости создания инновационной модели педагогического сопровождения подростка, состоящего на профилактическом учете в отделениях по делам несовершеннолетних.
4 Обсуждение (Discussion)
Исследуемый инспектор ПДН ввиду насыщенной служебной деятельности по заполнению значительного количества документов имеет мало времени для непосредственного общения с подростком, состоящим на учете. Помимо этого, выполнив свою часть обязательств, определенных Федеральным законом от 24.06.1999 № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», предполагает добросовестное выполнение служебных задач другими членами комиссий по делам несовершеннолетних по воспитанию подростка с отклоняющимся поведением. Однако инспектор сталкивается с некомпетентностью или перенаправлением подростка обратно в органы внутренних дел, что в последующем приводит подростка к рецидиву, повторному совершению им преступления, за что инспектор ПДН в последующем и привлекается к дисциплинарной ответственности.
Один из путей выхода из сложившейся ситуации, связанной с
50
О
g перевоспитанием подростков, исследуемые респонденты видят в ор-
л
^ ганизации инспектором ПДН педагогического сопровождения под-
^ ростков, где необходимо учесть взаимодействие всех заинтересован-
ных лиц — специалистов из органов образования (классных руководителей), психологов, социальных педагогов, социальных работников
и родителей. У
н
о с
5 Заключение (Conclusion)
На наш взгляд, целесообразно разработать модель педагогического сопровождения, которая позволит учесть необходимые в
ствия, что естественным образом будет способствовать решению поставленных инспектором задач в работе с подростком.
Помимо этого, действующие сотрудники ПДН, осознают не-
актов по заданной тематике.
Исходя из проведенного исследования, мы с уверенностью
лировании педагогического сопровождения.
Библиографический список
1. Чечикова И. В. Отклоняющееся поведение подростка как условие постановки на учет в ПДН // Международный журнал психологии и педагогики в
s ж о ж
№ «
этом процессе элементы, их взаимосвязи, механизмы взаимодеи- ^
а
а о
ж № о о
достаточный уровень компетентности, в соответствии с чем нужда- ^
ются в своевременной помощи в рамках служебной и специальной ж
но
подготовки в виде общения со специалистами, просмотром темати- §
ческих документальных фильмов, изучением нормативно-правовых их
о
ъ а
0
1 е
с
можем утверждать, что назрела актуальная необходимость в моде- о
о
с
« а
о о о
§ л
служебной деятельности следственного комитета Российской Федерации. 2020. |
№ 3. 138-142. Ж
а
2. Галагузов, А.Н., Галагузова, М. А. К вопросу о сущности понятия ч
е
«Социально-педагогическое сопровождение дезадаптированных подростков» // Педагогическое образование в России, 2015. № 4. С. 1-5. у
3. Скляренко И. С. Коррекционная педагогика : курс лекций. М. : Изд-во МосУ МВД России имени В. Я. Кикотя, 2017. - 217 с.
4. Човдырова Г. С. Психодиагностическая модель психограммы успеш-
х е о
о
ного сотрудника подразделений по делам несовершеннолетних // Психопедаго- §
ни
гика в правоохранительных органах. 2017. № 3 (70). С. 1-7. §
а ü IS
б
5. Тиунова О. В. Причины и следствия девиаций подростков в современном мире // Образование и наука в современных условиях : материалы IX Меж-дунар.науч.-практ. конф., 8 октября 2016 года. Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2016. № 4 (9). С. 97-100.
6. Ходякова Н. В. Научные основы организации воспитательной работы в органах внутренних дел // Вестник Волгоградской Академии МВД России. 2016. № 2 (37). С. 141-145.
7. Ходякова Н. В., Митин А. И. Учет психологических механизмов развития личности в проектировании образовательной среды // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 4. С. 101-109. DOI: 10.17759/pse.2017220414.
I. V. Chechikova
ORCID No. 0000-0002-9153-6606 Adjunct 3 faculty of training scientific and scientific-pedagogical Personnel at the Department of Psychology, Pedagogy and Organization of Work with Personnel, Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia,
Moscow, Russia.
E-mail: [email protected]
THE DIFFICULTIES OF INSPECTOR ON AFFAIRS OF MINORS IN WORKING WITH TEENAGERS, REGISTERED BY THE POLICE, AND WAYS THEM TO OVERCOMING
Abstract
Introduction. The article presents the results of a study of the preventive activities of departments for juvenile affairs.
The purpose of the article is to present the results of a study on the state of preventive activities of juvenile affairs departments, tasks that require resolution, and to suggest ways to solve problems related to the difficulties of the PD inspector in working with registered adolescents (modeling of pedagogical support).
Materials and methods. The main diagnostic method of the
study was the questionnaire survey and the method of statistical data processing.
Results. After the study, the following were determined: the pedagogical portrait of a registered teenager; the portrait of a juvenile affairs inspector (PD inspector); the cognitive and activity -practical levels of a PD inspector. The model of pedagogical support of the teenager who is on the preventive account is deve -loped.
Discussion. It is emphasized that it is the model of pedagogical support of adolescents registered in the departments of II juvenile affairs that will lead to a change in the destructive be havior of minors and increase the number of those removed from s
0
2
the register for correction. s
Conclusion. It is concluded that the implementation of the §
1
model of pedagogical support of a teenager registered in the department of juvenile Affairs contributes to changing the deviant
behavior of a teenager in the direction of law-abiding. |
§
is defined;
0 o s
n
e №
o &
^
o s
a
Keywords: Pedagogical portrait of teenager registered by the police; The portrait of the inspector on Affairs of minors; The 2 difficulties of the inspector on Affairs of minors. Highlights:
The pedagogical portrait of the teenager who is registered ^
C6
s i
№
a
S
Portrait of the inspector of juvenile affairs (PD inspector); ^
I
s
Cognitive and activity-practical levels of the PD inspector.
References
1 Chechikova I. V. (2020), Otklonyayushcheyesya povedeniye po- №
o
drostka kak usloviye postanovki na uchet v PDN [Deviant behavior of a teen- o ager as a condition for registration with the PDN]. Mezhdunarodnyy zhurnal g'
psikhologii i pedagogiki v sluzhebnoy deyatel'nosti sledstvennogo komiteta Rossiyskoy Federatsii, 3, 138-142. (In Russian).
2. Garagozov A. N. & Galiguzova, M. A. (2015), K voprosu o sushchnosti ponyatiya "Sotsial'no-pedagogicheskoye soprovozhdeniye deza-daptirovannykh podrostkov" [To the question about the essence of the concept of "Socio -pedagogical support for maladjusted adolescents"]. Pedagog-icheskoye obrazovaniye v Rossii, 4, 1-5. (In Russian).
3. Sklyarenko I.S. (2017), Korrektsionnaya pedagogika (kurs lektsiy) [Correctional pedagogy (a course of lectures)]. Izdatel'stvo Moskovskogo Upravleniya MVD Rossii imeni V. YA. Kikotya, Moscow, 217 p. (In Russian).
4. Chovdyrova G.S. (2017), Psikhodiagnosticheskaya model' psikhogrammy uspeshnogo sotrudnika podrazdeleniy po delam nesover shen-noletnikh [Psychodiagnostic model of the psychogram of a successful employee of juvenile affairs units]. Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh organakh, 3 (70), 1-7. (In Russian).
5. Tiunova O.V. (2016), Prichiny i sledstviya deviatsiy podrostkov v sovremennom mire [Causes and consequences of adolescent deviations in the modern world]. Materialy IX Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy kon-ferentsii "Obrazovaniye i nauka v sovremennykh usloviyakh ", 8 oktyabrya 2016 goda [Materials of the IX International scientific and practical conference "Education and science in modern conditions", October 8, 2016]. TSNS "Interaktiv plyus", Cheboksary, 4 (9), 97-100. (In Russian).
6. Khodyakova N. V. (2016), Nauchnyye osnovy organizatsii vospi-tatel'noy raboty v organakh vnutrennikh del [Scientific foundations of the organization of educational work in the internal affairs bodies]. Vestnik Vol-gogradskoy Akademii MVD Rossii, 2 (37), 141-145. (In Russian).
7. Khodyakova N.V. & Mitin A.I. (2017), Uchet psikhologicheskikh mekhanizmov razvitiya lichnosti v proyektirovanii obrazovatel'noy sredy [Accounting for the psychological mechanisms of personality development in the design of the educational environment]. Psikhologicheskaya nauka i
Q obrazovaniye, 22, 4, 101-109. DOI: 10.17759/pse.2017220414. £
ts g