Педагогический прием установления доверительных отношений с подростками,состоящими на учете в отделении по делам несовершеннолетних
ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА ЧЕЧИКОВА,
адъюнкт 3 факультета (подготовки научных и научно-педагогических кадров) (Академия управления МВД России) E-mail: [email protected]
Pedagogical method of establishing trusting relationships with adolescents registered in the department for minors
IRINA VLADIMIROVNA CHECHIKOVA,
Adjund: of the 3rd Faulty (Training of SdentilK and Pedagogiœl Staff) (Management Aœdemy of the Ministry of the Interior of Russia)
E-mail: [email protected]
УДК 351.74: 37.034
Аннотация. В статье рассматривается подростковый возраст несовершеннолетних с 11 до 13 лет, состоящих на учете в отделениях по делам несовершеннолетних, раскрывается смысл явления доверия и установления доверительных отношений с подростком. Автор делает вывод о необходимости установления доверительных отношений как одного из обязательных условий достижения успеха в педагогическом сопровождении подростков, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних, и этапах построения доверительных отношений.
Ключевые слова и словосочетания: подросток 11-13 лет, состоящий на учете в отделении по делам несовершеннолетних; доверие; доверительные отношения.
Annotation. The article examines the adolescence of minors from 11 to 13 years old, who are registered in juvenile affairs departments, reveals the meaning of the phenomenon of trust and the establishment of trusting relationships with a teenager. The author concludes that it is necessary to establish trusting relationships as one of the prerequisites for achieving success in pedagogical support of adolescents who are registered in juvenile affairs departments and the stages of building trusting relationships.
Keywords and phrases: a teenager 11-13 years old registered in the juvenile affairs department; trust; trusting relationship.
Современные дети отличаются от предыдущих поколений по многим параметрам. Времена общей демократии, открытости и гласности внесли свои коррективы как в процесс обучения, так и в процесс воспитания. Подростки получили доступ к цифровым информационным пространствам, которые имеют содержательную составляющую, в том числе и правового характера.
Правовая информированность и наступление ювенальной юстиции в виде рекламы психологических услуг (психологической
помощи, телефона доверия) позволили подросткам самостоятельно делать выводы о происходящих вокруг них событиях. На каждый факт неуважительного отношения к себе, а это может быть и справедливое замечание учителя или родителя, подросток имеет право пожаловаться в государственные органы. В то же время ответственность за собственное инфантильное либо агрессивное, а порою и жестокое поведение ни одним из подростков, попадающим на учет в органы внутренних дел, не осознается. На контакт такие подростки выходят
редко и в свой круг значимых лиц никого не допускают. Потому инспектору по делам несовершеннолетних (далее — ПДН) установить доверительные отношения с подростком не всегда удается. Как следствие, добиться положительных результатов по изменению поведения не всегда представляется возможным.
Ввиду актуальности вопроса — установления доверительных отношений инспектором ПДН с подростками, состоящими на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних, — проведем небольшое исследование.
Как правило, причиной постановки подростка на профилактический учет в подразделение по делам несовершеннолетних является отклоняющееся поведение, которое отличается некоторыми особенностями [9]:
— намерением изменить социальные нормы и снять запреты, которые мешают волеизъявлению подростка;
— желание проявить себя, нарушая имеющиеся нормы права и морали;
— уничтожить себя (суицидальная настроенность).
Мы установили, что отклоняющееся поведение подростка является маркером нуждаемости в коррекционно-воспитательных мероприятиях. Но ввиду того, что по результатам социологических опросов, проводимых учеными, население России более чем в 90 % случаях считает меру постановки подростов на учет бесполезной, то в таких условиях установление доверительных отношений становится проблематичным, а порою и невозможным. Соответственно, процесс воспитания подростка инспектором ПДН затрудняется.
Чтобы понять процесс формирования у подростка доверительного отношения необходимо раскрыть смысл слова доверие и особенности подросткового возраста (11—13 лет). Под этими понятиями мы представляем некоторые явления, которые трактуются с различных точек зрения: религии, философии, социологии, психологии и психиатрии.
Учеными исследователями в области психологических наук эмпирическим путем установлено, что именно в подростковом возрасте (11—13 лет) у несовершеннолетнего формируется осознанное представление о доверии, доверительных отношениях с окружающим миром и людьми [8]. Сам кризис протекания подросткового возраста связан с различного рода физиологическими изменениями в виде гормональной перестройки, из-за которой в поведении подростка часто возникают агрессивность, тревожность, депрессии [2] и другие эмоциональные скачки. Справиться самостоятельно с ними
для подростка не всегда представляется возможным. Вследствие этого происходит острая реакция на любой вид критики своих характерио-логических особенностей. Подростки склонны переживать острые эмоциональные состояния в случае поступления в свой адрес как положительных, так и отрицательных замечаний. Еще одной особенностью этого возраста является определение собственной идентичности, разделение одноклассников на «своих» и «чужих», принадлежность к определенному кругу сверстников [1].
Таким образом, можно утверждать, что в этот период подросток особенно нуждается в понимании и доверии. В период кризиса и поиска себя он склонен искать взрослую авторитетную личность вне его семьи, которую наделяет статусом «значимая». Этому лицу, а это могут быть и старший товарищ, и любой взрослый, либо должностное лицо, подросток склонен доверять больше, чем самому себе, а также родителям. Выстраивая доверительные отношения с таким значимым взрослым, подросток идет по предлагаемому для него пути, не задумываясь о нравственности своего поведения. Потому так важно, чтобы новое для подростка значимое лицо имело здоровую духовно-нравственную сферу.
В то же время с распространением информационно-цифровой среды появилась и новая цифровая опасность. Попадая на просторы Интернета, подросток в сети находит для себя и друзей, и значимых лиц. Однако этот «цифровой друг», находящийся по ту сторону экрана, может быть антисоциальным элементом с отрицательной мотивацией, который способен вовлечь подростка в криминальные группы, что и является значительной опасностью современного цифрового мира. Поэтому необходимо, чтобы значимым лицом для подростков, состоящих на учете, стал именно инспектор ПДН.
Наши выводы находят подтверждение и в эмпирических исследованиях ученого — психиатра А. Е. Личко, который наблюдал у подростков 11—13 лет некоторые реакции отдаления от значимых взрослых (мама, папа), так называемую эмансипированность. Помимо этого, им наблюдалась приоритетная склонность подростка в этом возрасте к общению со сверстниками, необходимости участия в каком-либо коллективе [4].
Об острой необходимости установления эмоционально близкого контакта со значимым взрослым в своих психологических исследованиях писал и ученый И. С. Кон [3].
Но для нас наиболее важны результаты исследований, полученных ученым в области социальной педагогики А. В. Мудриком, который
в своих трудах подчеркнул важность для подросткового возраста именно понимания его поведения тем или иным значимым взрослым независимо от фактической близости с ним [5].
Сам процесс выстраивания доверия и доверительных отношений к миру наиболее точно отражен, на наш взгляд, в трудах ученого в области психологии Т. П. Скрипкиной [7]. Ею описан феномен еще одного подросткового вида доверия — доверия самому себе как последующего выстраивания собственной жизненной стратегии поведения. Проведя эмпирические и теоретические исследования, она разработала сложную иерархическую модель доверия подростка самому себе. Структура этой модели состоит из трех компонентов: побудительной (переживательной «я хочу»), прогностической (переживательной «я могу»), ценностно-смысловой (переживательной «я должен»).
Таким образом, для успешности нашего исследования в построении модели педагогического сопровождения подростка, состоящего на учете в подразделении по делам несовершеннолетних, мы заинтересованы в установлении опорных точек, при воздействии на которые будет возможным изменение поведения подростка от антисоциального до успешно соблюдающего духовные ценности. Именно доверие подростка самому себе и установление доверительных отношений со значимым взрослым, которым может и обязан по долгу службы стать инспектор по делам несовершеннолетних, способны стать теми отправными точками для изменения поведения в сторону полноправного гражданина общества со здоровой духовно-нравственной сферой.
Исследуемый нами возраст 10—13 лет является отправной точкой в самосознании подростка, в его становлении как отдельной и самостоятельной личности. Подросток в этот период обращает внимание на себя, формирует свое внутреннее я, часто проявляет бунтарский характер, если нет гармонии между «я хочу — я могу» и «я хочу — я должен». Причем всю свою силу он еще не осознает и не может ее контролировать. В то же время, исходя из этих же трех составляющих «я хочу», «я могу», «я должен», подросток совершает выбор, а также ставит цель и движется по выбранному им пути.
Этот период очень важен в плане формирования собственной саморегуляции и самоорганизации последующей собственной жизни. Потому инспектору ПДН в работе с подростком с отклоняющимся поведением важно понимать как особенности этого возраста, так и сам процесс установления доверия (доверительных отношений).
Само же явление доверия не имеет однозначной трактовки, раскрывающей его смысл.
Так, с точки зрения философии это явление рассматривается в контексте сильной взаимосвязи двух понятий «доверие» и «вера». В социологическом контексте доверие рассматривается с точки зрения установления доверительных отношений между индивидуумами, т. е. добросовестного поведения одних лиц по отношению к другим.
Ученый социолог А. А. Неофитова видит две составляющие доверия [6]:
— ожидание от другого человека определенного поведения в той либо иной ситуации (ожидание надежности, предсказуемости действий других);
— уверенность в своих действиях.
При этом в сознании человека остается некоторый элемент «неожиданности» или «неконтролируемости» самих действий второго лица. Поэтому подросток, стремясь к доверительным отношениям к самостоятельно выбранному значимому взрослому, предполагает некоторый процент непредсказуемости в его поведении, но он с этим процентом соглашается (принимает). Важно, чтобы этот элемент непредсказуемости в действиях лица, которому доверяет подросток, а в нашем случае — инспектора ПДН, не превышал тех границ, которые установил сам подросток. Иными словами, принимать подростка таким, какой он есть, не пытаясь его изменить силой. Только грамотное сопровождение подростка по выбранному им пути будет являться залогом сохранения доверия инспектору ПДН. Доверие подростка легко потерять, повторно его обрести практически невозможно.
Таким образом, проведя краткое исследование по заявленной теме нам удалось установить, что для инспектора ПДН и его служебной деятельности по педагогическому сопровождению подростков, состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних, важной составляющей является установление доверия.
Само доверие подростка в возрасте 11—13 лет представляет собой некоторое структурное явление, состоящее из эмоционально-волевых компонентов «я хочу», «я могу», «я должен». Подросток в возрасте 11—13 лет осуществляет целеполагание своего дальнейшего жизненного пути, в соответствии с чем осуществляет поиск наставника (значимого взрослого), которому доверяет, а соответственно, ожидает от него помощи в поиске верного направления. Именно от выбранного подростком значимого лица зависит формирование духовной и морально-нравственной сферы, определяющей в дальнейшем само по-
ведение, характер поступков, формирования индивидуальных личностных качеств.
Доверие подростка очень хрупкая конструкция, которая в случае нарушения выстроенных им еще иллюзорных границ легко ломается. Потому инспектору ПДН при осуществлении педагогического сопровождения важно как установить доверительные отношения, так и сохранить их до момента снятия подростка с учета в подразделении по делам несовершеннолетних.
Из проведенного нами краткого исследования можно сделать вывод, что доверие и доверительные отношения с подростком инспектором ПДН могут быть установлены путем соблюдения некоторых этапов (ступеней), выстраиваемых в педагогический прием:
1 этап — принятие подростка без осуждения за его уже совершенные поступки;
2 этап — сбор информации о характере поведения подростка, которую можно почерпнуть из бесед с родителями, школьными учителями, психологом, классным руководителем, сверстниками;
3 этап — искренняя заинтересованность в осуществлении желаний подростка (установление «я хочу»);
4 этап — помощь в расширении возможностей подростка (установление «я могу»);
5 этап — осуществлении грамотного правового наставничества (установление «я должен»).
Соблюдая приведенные этапы, можно добиться доверия подростка и направить его поведение к исправлению и соблюдению общечеловеческих норм права и морали, а потому выстроенный многоступенчатый педагогический прием установления доверительных отношений может быть рекомендован для всеобщего принятия в деятельности инспекторами ПДН.
Список литературы:
1. Гуриева С. Д., Борисова М. М. Формирование социальных представлений о доверии в подростковом возрасте // Современные исследования социальных проблем. 2017. Т. 8. №2. URL: http://ej.soc-journal.ru (дата обращения: 13.01.2021).
2. Дубровина И. В., Акимова М. К., Борисова Е. М. Рабочая книга школьного психолога. Москва, 1991.
3. Кон И. С. Дружба: Этико-психологический очерк. Москва, 1987.
4. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Изд. 2-е. Ленинград, 1983.
5. Мудрик А. В. Социальная педагогика: учеб. для студентов пед. вузов / под ред. В. А. Сла-стенина. 3-е изд., испр. и доп. Москва, 2000.
6. Неофитова А. А. Доверие как категория социологического анализа // Вестник РГГУ. 2016.
7. Скрипкина Т. П. Психология доверия: учебное пособие. Москва, 2000.
8. Чернова А. А. Особенности взросления подростков, воспитывающихся в разных социальных условиях: дис. ... канд. псих. наук. Ростов-на-Дону, 2006.
9. Чечикова И. В. Отклоняющееся поведение подростка как условие постановки на учет в ПДН // Психолого-педагогические науки: проблемы и решения. 2020. № 2.