Научная статья на тему 'Исследование психологических особенностей подростков, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних'

Исследование психологических особенностей подростков, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1325
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ / ТРУДНЫЙ ПОДРОСТОК

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Москаленко Владимир Федорович, Малышева Татьяна Евгеньевна

В статье проанализированы основные особенности личности подростков, совершающих правонарушения. Автор рассматривает условия и факторы, способствующие отклоняющемуся поведению, а также делает вывод о необходимости внедрения службы патронажа для подростков, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование психологических особенностей подростков, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних»

Пснолошш нну к и

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ, СОСТОЯЩИХ НА УЧЕТЕ В ИНСПЕКЦИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Т.Е. Малышева, В.Ф. Москаленко

INVESTIGATING PSYCHOLOGICAL SPECIFICS OF ADOLESCENTS BEING ON BOOKS OF MINOR DELINQUENT CONTROL COMMISSION

Malysheva Т.Е., Moskalenko V.F.

The main personal specifics of adolescents committing crimes have been analyzed in the article. The author considers the conditions and factors causing deviant behaviour and concludes the necessity of introducing a patronage service for adolescents, who are on the books of Minor Delinquent Control Commission.

В статье проанализированы основные особенности личности подростков, совершающих правонарушения. Автор рассматривает условия и факторы, способствующие отклоняющемуся поведению, а также делает вывод о необходимости внедрения службы патронажа для подростков, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.

Ключевые слова: девиантное поведение, личностные особенности правонарушителей, трудный подросток.

УДК 159.922.8: 340.1

В России на волне социально-экономических процессов в последнее десятилетие 20-го века наблюдался резкий рост подростковой преступности, причем наиболее быстрыми темпами увеличивалось число насильственных правонарушений. Кроме того, в нашей стране питательной почвой преступности несовершеннолетних является детская беспризорность, которая наряду с девиантным поведением подростков, приняла угрожающие масштабы. Следует учесть, что около 18% особо опасных рецидивистов свое первое преступление совершили в возрасте до 18 лет (2, с. 422).

По данным ГУВД по СК в г. Ставрополе за первое полугодие 2007 года количество преступлений совершенных несовершеннолетними, увеличилось на 3,2% по сравнению с аналогичным периодом 2006 года. За последние 5 лет динамика преступлений, совершенных детьми, не менялась. Сохраняется негативная тенденция повышения криминальной активности детей младших возрастов. Количество подростков, доставленных в органы внутренних дел за совершение общественно опасных деяний до достижения возраста уголовной ответственности, неуклонно возрастает и достигло в России в 2007 году 95,3 тысячи человек. Каждый четвертый состоящий на учете в отделении по делам несовершеннолетних подросток не достиг 14 лет.

Складывается парадоксальная ситуация: с несовершеннолетними лицами, совершающими правонарушения и состоящими на учете в отделении по делам несовер-

шеннолетних, психопрофилактическая работа ведется лишь эпизодически и заключается в передаче информации в образовательное учреждение, где обучается несовершеннолетний, и родителям, либо лицам их замещающим.

В свою очередь в системе образования уже достаточно длительное время функционирует психологическая служба. Однако школьный психолог в рамках деятельности психологической службы системы образования проводит психологическую работу с несовершеннолетними, состоящими на учете в ОПДН лишь частично. Систематической психологической работы с несовершеннолетними правонарушителями по профилактике правонарушений не проводится. А в случаях, когда подросток систематически пропускает занятия в учебных учреждениях или нигде не учится, он вообще выпадает из зоны влияния и воздействия психолога учебного заведения.

С другой стороны в правоохранительных органах с 1993 года введены должности психологов по работе с личным составом. В рамках психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности психолог органов внутренних дел по мере возможности оказывает практическую и методическую помощь и поддержку сотрудникам всех служб и подразделений, в том числе инспекторам по делам несовершеннолетних. Однако принимать активное участие в работе с самими несовершеннолетними, состоящими на учете в отделении по делам несовершеннолетних, психологу ОВД не представляется возможным в силу большого объема возложенных на него оперативно-служебных задач.

Таким образом, проблема роста деви-антного поведения подростков в последние годы занимает как теоретиков в области социологии, психологии, криминологии, так и практиков в области педагогической и правоохранительной деятельности.

Центральным вопросом для большинства исследований, связанных с анализом личности в целом, в этике, психологии и психиатрии является вопрос о свойствах

личности, способствующих отклоняющемуся поведению.

На сегодняшний день создано огромное число концепций о свойствах личности подростка, совершающего социально-отклоняющиеся поступки. Несмотря на то, что уже многократно проверены и отвергнуты теории прирожденного преступника и признаны положения о решающей роли самооценки личного статуса, уровня интеллектуального развития, волевых, эмоциональных качеств, авторы продолжают плодить все новые и новые концепции, претендующие на универсальность.

Роль личностных особенностей в разных видах девиации не одинакова. Специфические черты механизмов отклоняющегося поведения в основном касаются соотношения трех основных факторов: организма, личности, среды. Иначе говоря, специфика заключается в преобладании в том или ином виде социального отклонения:

1) биологических свойств организма, включая его генетическую основу;

2) личностного начала, под которым понимается совокупность социально-психологических элементов (нравственное сознание, ценностные ориентации);

3) влияние внешней среды с ее культурными, бытовыми экономическими свойствами.

Итак, преступность несовершеннолетних обусловлена взаимным влиянием отрицательных факторов внешней среды и личности самого несовершеннолетнего. В подавляющем большинстве случаев в число подростков-правонарушителей, состоящих на учете в отделении по делам несовершеннолетних, попадают так называемые «трудные», педагогически запущенные подростки, для которых характерен низкий уровень развития познавательных и общественных интересов. Личность трудного подростка, прежде всего, характеризуется низким уровнем социализации и отражает пробелы и недостатки в трех основных сферах его воспитания: в семье, в школе и в кругу сверстников.

В структуре личности у большинства таких подростков доминируют отрицательные качества: лень, безволие, безответственность, конформизм, агрессивность, воз-

будимость, неумение предвидеть последствия своих действий.

Среди факторов, принимающих участие в формировании личности «трудного» подростка можно отметить следующие:

1. Один ребенок в семье (при прочих равных условиях он скорее вырастет эгоистом и лентяем, нежели ребенок в многодетной семье).

2. Тепличные условия, создаваемые в семьях, отстранение детей от любой активной деятельности (уборка квартиры, мытье посуды...). Это нередко приводит к инфантильности и неспособности преодолеть жизненные трудности в критической ситуации.

3. Необычайный рост потребностей многих современных подростков. Это значительно опережает рост возможностей их удовлетворения. Важное значение для нормального развития подростка имеет установление гармонических отношений между тем, чего он хочет и тем, на что он фактически способен.

4. Конфликтные ситуации, в которых оказывается подросток, его неуживчивость, неправильная самооценка. Препятствием для нормального развития личности подростков с завышенной самооценкой является их пониженная критичность к себе. Но и подростки с заниженной самооценкой не могут нормально развиваться из-за повышенной самокритичности.

Опираясь на методологические принципы, изложенные в трудах А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева, Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьева, А. Маслоу, К. Роджерса, мы исследовали личностные особенности несовершеннолетних правонарушителей, состоящих на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних в отделах внутренних дел г. Ставрополя (УВД по Промышленному району, Ленинский ОВД и Октябрьский ОВД).

Для анализа особенностей девиантного поведения первоначально была изучена группа лиц без девиации. В группу «нормы» отбирались те подростки, у которых отсутствовало отклоняющееся поведение в прошлом и настоящем. Прежде всего, нас интересовал психологический портрет, внутрен-

не не принимающего девиацию и не демонстрирующего отклоняющегося поведения. Портрет составлялся на основе подсчета средних показателей изучаемых свойств с учетом пола.

Группа нормы демонстрирует уровень социальной фрустрации ниже среднего, смещенный в сторону удовлетворенности. Это означает, что люди без девиантного поведения не пребывают в состоянии полной удовлетворенностью жизнью. Они удовлетворены одними сферами жизни, и не довольны - другими. В целом, удовлетворенность чуть превышает уровень фрустрации. Но при анализе индивидуальных отчетов выявляются тенденции снижения уровня удовлетворенности жизнью при повышении социально статуса.

Кроме того, полученные в ходе исследования данные подтверждают теоретическое положение о том, что нормальным является не высокий, а именно средний уровень развития моральных требований. При завышенном уровне ориентации на общественные нормы проявляются такие нежелательные феномены, как ригидность, упрямство в отстаивании своей позиции, негибкость поведения при изменении ситуации.

При низком уровне ориентации на общественные нормы могут иметь место безнравственность, несформированность высших чувств (совести, сострадания, долга, любви); склонность, к нарушению правил и законов, оппозиционный настрой к авторитетам и нормам, негативизм, эгоцентризм, эгоизм, доминирующая установка на удовлетворение индивидуальных потребностей, креативная направленность - высокий интеллект (философский взгляд на вещи), внутренняя установка на нестандартность и ярко выраженную индивидуальность.

Две первые мотивации (безнравственность и оппозиционность) с большой вероятностью коррелируют с девиантным поведением. Два последних варианта (эгоцентризм и креативность) не обязательно сопровождаются девиацией - в случае реализации личностного потенциала в социально-одобряемой деятельности или творчестве девиация не формируется.

Таблица 1

Психологические показатели в группе «нормы»

№ Показатель Все Ж М

1. Фрустрация 1,45 1,44 1,17

2. Совесть 6,80 6,62 7,14

3. Авторитарность (властность) 7,94 7,98 7,87

4. Эгоцентризм 6,81 6,51 7,38

5. Агрессия 6,88 6,64 7,34

6. Подозрительность 6,60 6,47 6,85

7. Подчиняемость 6,01 6,08 5,87

8. Зависимость 6,50 6,47 6,55

9. Дружелюбие 8,01 8,14 7,74

10. Альтруизм 7,75 7,61 8,02

11. Подавление 10,42 9,79 11,66

12. Отрицание 14,62 14,71 14,45

13. Регрессия 16,17 16,53 15,47

14. Замещение 6,05 6,08 6,00

15 Компенсация 12,47 13,20 11,04

16. Реактивные образования 10,81 11,71 9,06

17. Проекция 15,98 15,66 16,60

18. Рационализация/Интеллектуализация 17,60 11,66 17,47

В межличностных отношениях подростков без девиантного поведения преобладают три качества: дружелюбие, лидерство и альтруизм. Это означает, что человек без деструктивного поведения стремится к теплым отношениям, компромиссу и сотрудничеству с другими людьми, к одобрению и принятию. Ему также свойственна лидерская тенденция.

Одновременно в норме оказываются минимально выраженными (в сравнении с

перечисленными) такие качества, как подозрительность, зависимость (несамостоятельность) и подчиняемость (покорность).

Среднее значение уровня социальной фрустрации в группе с девиантным поведением достоверно выше уровня социальной фрустрации группы нормы. Таким образом, в группе с девиантным поведением отмечается относительно невысокий уровень неудовлетворенности своим социальным положением.

Таблица 2

Психологических показателей в группе подростков с девиантным поведением

№ Показатель Все Жен. Муж.

1 Фрустрация 1,82 2,02 1,66

2 Совесть 7,60 7,70 7,53

3 Авторитарность 7,28 6,88 7,58

4. Эгоизм 6,55 6,00 6,96

5 Агрессия 7,13 7,37 6,95

6 Подозрительность 6,94 7,47 6,54

7 Подчиняемость 5,82 6,49 5,32

8 Зависимость 6,03 5,98 6,07

9 Дружелюбие 7,55 7,65 7,47

10 Альтруизм 8,55 8,91 8,28

11 Подавление 11,40 11,28 11,49

12. Отрицание 15,70 16,60 15,02

13 Регрессия 18,91 20,23 17,93

14 Замещение 7,56 7,17 7,84

15 Компенсация 11,99 13,21 11,07

16 Реактивное образование 10,24 11,65 9,18

17 Проекция 19,63 22,88 17,18

18 Рационализация 16,88 18,05 16,00

При оценке стиля межличностных отношений в группе с девиантным поведением были получены средние показатели. В интерперсональных отношениях люди с деви-антным поведением приписывают себе такие качества, как альтруизм и дружелюбие в сочетании с авторитарностью и агрессивностью. (Следует заметить, что дружелюбие при этом менее выражено, чем в группе нормы). Это может свидетельствовать о том, что для человека с девиантной тенденцией характерно состояние внутреннего конфликта, образуемого противоположными тенденциями «дружелюбие - агрессия».

Альтруизм в группе с девиантным поведением выражен больше, чем в группе «норма», это означает, что изучаемые лица с девиантным поведением демонстрируют выраженную готовность помогать окружающим, заботиться о них и жертвовать собой ради других людей. Одновременно с протективно-покровительственной тенденцией, отмечается относительно высокий уровень авторитарности - стремление доминировать. При этом абсолютные значения по шкале авторитарности ниже, чем в группе нормы. Вероятнее всего, это связано с самооправданием и склонностью отрицать собственную агрессию и склонность к власти. Но суммарный показатель по первым четырем шкалам «доминирование» существенно превышает суммарный показатель по шкалам «подчиняемость ».

В структуре интерперсональных свойств подозрительность занимает промежуточное место. Наименьшие значения имеют такие характеристики как: эгоцентризм, зависимость (несамостоятельность) и подчиняемость. Поскольку, достоверные

различия с группой нормы отсутствуют, можно говорить только о тенденции отрицать собственную слабость, подчиняемость и зависимость от других людей.

Таким образом, в случае девиантного поведения отмечаются следующие тенденции: 1) протективно-покровительственная тенденция, героизм, жертвенность; 2) неосознаваемая авторитарность при сознательном отрицании последней; 3) отрицание своей слабости, зависимости и подчиняемо-сти.

Бессознательные психологические защиты при девиантном поведении имеют большую степень напряженности, чем в норме. В связи с этим можно говорить о большем уровне тревоги у лиц с девиантным поведением, и о более активной работе защит, призванных снижать негативные переживания и тревогу.

При девиантном поведении наиболее выражены три защитных механизма: проекция, отрицание и рационализация. Причем проекция играет ведущую роль. Данный защитный комплекс, на наш взгляд, лежит в основе повышенной склонности девиантов к самооправданию, которое в свою очередь, приводит к снижению нормативного контроля и совершению запрещенных действий.

На основе проведенного анализа мы выделили характеристики личности, наиболее важные для законопослушного поведения:

• высокий уровень развития правового сознания у подростков (знание законов, понимание законов, убеждение в их полезности и необходимости, привычка следовать правилам и законам);

• обучение в образовательном учреждении, позволяющее быть социально занятым и получать социальную поддержку;

• сбалансированное развитие эмоционально-нравственной сферы: доминирование позитивных эффектов, уравновешенность эмоциональных проявлений, развитость высших чувств - ответственности, сострадания, любви, совести (стыда) и долга;

• доминирование таких защит, как интеллектуализация, рационализация, реактивные образования;

• лидерская тенденция в сочетании с конструктивным и честным стилем взаимоотношений с людьми, ориентированных на компромиссы и сотрудничество;

• «здоровые» объективные отношения - наличие одного или двух родителей, в сумме реализующих наиболее важные родительские функции: любовь, забота, помощь в адаптации, родительский авторитет и последовательно возрастающие требования.

Мировая практика показывает, что более продуктивным подходом для решения проблем, связанных с подростковой преступностью, является идея профилактики и психологической поддержки, приоритета воспитательных мер над собственно наказанием за совершенное подростком правонарушение. Этот подход отчетливо прослеживается в Уголовном кодексе Российской Федерации 1996 года и Федеральном Законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999 г.).

В результате анализа должностных инструкций, нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность психологов органов внутренних дел, инспекторов по делам несовершеннолетних, школьных психологов, нами было выявлено, что работой с девиантными подростками занимаются инспектора отделения по делам несовершеннолетних и школьные психологи, но патронаж этих подростков не осуществляется (согласно должностным инструкциям). Получается, что выявить подростка с отклонениями в поведении есть кому, а за-

ниматься целенаправленной ресоциализаци-ей некому. В результате возникает противоречие: с одной стороны есть социальный заказ на работу с девиантными подростками, а с другой стороны, нет специалистов, которые будут выполнять данный социальный заказ. Поэтому мы считаем необходимой разработку и внедрение службы патронажа для девиантных подростков, специалисты которой смогут оказывать необходимую квалифицированную помощь подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. - М., 2000.

2. Васильев В. Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. - 5-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2005.

3. Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. -М.: Юрид.лит., 1981.

4. Дозорцева Е.Г. Аномальное развитие личности у подростков с противоправным поведением: Монография. - М.: ГНЦ и СП им. В.П. Сербского, 2004.

5. Инспектор по делам несовершеннолетних: Информационно-методический журнал для тех, кто работает с молодежью. - 2006. -№ 3.

6. Пирожков В.Ф. Криминальная психология. Психология подростковой преступности. Кн.1. - М, 1998.

7. Серия «Работа с детьми группы риска», № 8. Детский приют как центр медико-социальной помощи детям, попавшим в кризисную ситуацию / Под ред. Зыкова О.В., Хананашвили Н.Л. - М., 2001.

Об авторе

Москаленко Владимир Федорович, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Сев.-Кав. ГТУ. Сфера научной деятельности - юридическая и экстремальная психология, подготовка практических психологов для правоохранительных органов. Малышева Татьяна Евгеньевна, соискатель ученой степени кандидата психологических наук, психолог отделения кадров Ставропольского линейного отдела внутренних дел на транспорте, старший лейтенант милиции. Сфера научной деятельности - особенности работы психолога с несовершеннолетними правонарушителями. ELENA83522@vandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.