Научная статья на тему 'Взаимодействие инспектора по делам несовершеннолетних с родителями подростков, как фактор противодействия подростковой преступности'

Взаимодействие инспектора по делам несовершеннолетних с родителями подростков, как фактор противодействия подростковой преступности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
674
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КОНТАКТ / ИНСПЕКТОР ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДЕЛИКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОДРОСТКОВАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / DIALOGUE / CONTACT / INSPECTOR ON AFFAIRS OF MINORS / INTERACTION / TEENAGE CRIME

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сыса Наталия Владимировна

В данной статье рассмотрены проблемы взаимодействия инспектора по делам несовершеннолетних с родителями подростков, имеющих склонность к девиантному поведению. Проанализированны основные приемы установления эффективных контактов. Выявлена и обоснована необходимость совместного взаимодействия инспектора по делам несовершеннолетних с родителями подростков, как фактора противодействия подростковой преступности. Обозначены методы и приемы установления данного взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сыса Наталия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASES OF CONSTRUCTION OF DIALOGUE AS FROMS OF ESTABLISHMENT OF CONTACT AT THE INSPECTOR ON AFFAIRS OF MINORS WITH PARENTS OF TEENAGERS

This article highlights the General concepts of the basics of building a dialogue, the philosophical principles of building a dialogue, and highlights the features of building a dialogue as a form of establishing contact with the inspector of juvenile Affairs with parents of adolescents.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие инспектора по делам несовершеннолетних с родителями подростков, как фактор противодействия подростковой преступности»

В отношениях с отцами, также как и с матерями, ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия оказывает положительное влияние на уровень тревожности ребенка (p<0,05). Кроме того, у отцов общий показатель по блоку «поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия» находится в обратной зависимости от уровня тревожности, т.е. чем больше позитивного эмоционального взаимодействия у отца с ребенком, тем ниже уровень тревожности у ребенка. (p<0,05).

Выводы. Изучение тревожности у старших дошкольников выявило ее средний уровень как у личностной, так и тревожности в восприятии семьи. Статистически значимых половых различий уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста установлено не было. Но при этом можно отметить более высокий уровень личностной тревожности у мальчиков и более высокий уровень семейной тревожности у девочек.

Анализ детско-родительского эмоционального взаимодействия показал, что материнское отношение не зависит от пола ребенка, а отцы чувствительнее относятся к дочерям, но сопереживают больше сыновьям.

Изучение взаимосвязи тревожности дошкольников и детско-родительского эмоционального взаимодействия показало, что близкие, позитивные и эмоционально наполненные отношения с мамой способствуют снижению уровня тревожности ребенка. Эмоциональные проявления в поведении отца, а также его ориентация на состояние ребенка благотворно влияют на эмоциональное состояние дошкольника, снижая уровень тревожности.

Первая гипотеза нашего исследования не подтвердилась, достоверно значимых половых различий уровня тревожности установлено не было.

Вторая гипотеза подтвердилась полностью, при более эмоционально близких отношениях в семье наблюдается более низкий уровень тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

Литература:

1. Александер Ф. Психосоматическая медицина. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004. 336 с.

2. Аракелов Г.Г., Лысенко Н.Е. Шотт Е.К. психофизиологический метод оценки тревожности // Психологический журнал. 1997. № 2. С. 101-113.

3. Попова Т.А., Сулейманова С. Взаимосвязь детско-родительских отношений и тревожности дошкольника / Т.А. Попова, С. Сулейманова // Фундаментальные исследования. 2012. № 11-5. С. 1145-1148.

4. Сидоров К. Р. Тревожность как психологический феномен // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2013. №2. URL: https://cyberieninka.m/artide/n/trevozhnost-kak-psihologicheskiy-fenomen (дата обращения: 26.11.2018).

5. Казимирова Н.В. Роль семьи в воспитании современных дошкольников / Н.В. Казимирова // Воспитатель ДОУ. 2014. № 10. С. 29.

6. Фомина Л.К. Понятие и типы детско-родительских отношений / Л.К. Фомина // Молодой ученый. 2014. № 2. С. 704-707.

7. Мазурова Н. В., Трофимова Ю. А. Взаимосвязь тревожности детей дошкольного возраста и стиля семейного воспитания // ВСП. 2013. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-trevozhnosti-detey-doshkolnogo-vozrasta-i-stilya-semeynogo-vospitaniya (дата обращения: 26.11.2018).

8.Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. 1998. № 2. С. 11-17.

9. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. СПб.: Питер, 2007. 192 с.

10. Детская и подростковая психиатрия. Клин. лекц. для профессионалов. Под ред. Ю. С. Шевченко. М.: МИА. 2011. 928 с.

11. Головей Л. А, Савенышева С. С., Василенко В. Е. Структура семьи и семейное воспитание как факторы развития личности дошкольника// Социальная психология и общество. 2016. Т. 7. № 2. С. 5-18

12. Головей Л.А., Савенышева С.С., Энгельгардт Е.Е. Структура семьи и родительское воспитание как факторы интеллектуального развития дошкольников// Социальная психология и общество. 2016. Т. 7. № 3. С. 18-32.

13. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб.: Союз, 1998. 336 с.

Психология

УДК 316.6

соискатель, психолог Сыса Наталия Владимировна

Центр профессиональной подготовки Главного Управления Министерства Внутренних Дел России по Московской области (г. Москва)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНСПЕКТОРА ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С РОДИТЕЛЯМИ ПОДРОСТКОВ, КАК ФАКТОР ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПОДРОСТКОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы взаимодействия инспектора по делам несовершеннолетних с родителями подростков, имеющих склонность к девиантному поведению. Проанализированны основные приемы установления эффективных контактов. Выявлена и обоснована необходимость совместного взаимодействия инспектора по делам несовершеннолетних с родителями подростков, как фактора противодействия подростковой преступности. Обозначены методы и приемы установления данного взаимодействия.

Ключевые слова: взаимодействие, контакт, инспектор по делам несовершеннолетних, девиантное поведение, деликвентное поведение, подростковая преступность.

Annоtation. This article highlights the General concepts of the basics of building a dialogue, the philosophical principles of building a dialogue, and highlights the features of building a dialogue as a form of establishing contact with the inspector of juvenile Affairs with parents of adolescents.

Keywords: Dialogue, contact, inspector on Affairs of minors, interaction, teenage crime.

Введение. Осуществляя свою профессиональную деятельность, инспектор по делам несовершеннолетних, сталкивается с проблемой семейного неблагополучия, как социально-психологического

феномена, выражающегося в нарушениях социальной адаптации ее представителей, и как следствие, возникновения различного рода девиаций, в особенности у несовершеннолетних. Неблагополучие в семье зачастую связано с ненадлежащим исполнением родителями обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению своих несовершеннолетних детей, которое лишает последних условий, необходимых для полноценного личностного развития и ведет к личностным деформациям несовершеннолетних, влекущих совершение правонарушений/преступлений. Опираясь на статистические данные прошлых лет с участившимися случаями подростковой преступности, в настоящее время назрела острая необходимость повышения эффективности работы инспекторов по делам несовершеннолетних [3]. А эффективная деятельность инспектора по делам несовершеннолетних не представляется возможной без индивидуальной превентивной работы с родителями подростков, имеющих склонность к девиантному поведению. Таким образом, становится очевидной необходимость взаимодействия между инспектором по делам несовершеннолетних с родителями подростков в качестве эффективной меры профилактического характера по предупреждению подростковой преступности. Поскольку, взаимодействие, в частности установление контакта, между инспектором по делам несовершеннолетних и родителями подростка, склонного к девиантному поведению необходимо, то и упомянутая выше тема не утратит своей актуальности в качестве эффективной меры предупреждения подростковой преступности. Объектом рассмотрения данной статьи является человек, как участник взаимодействия, а именно: это и инспектор по делам несовершеннолетних, и родители подростков, и сами подростки. Предметом является процесс установления контакта между инспектором по делам несовершеннолетних с родителями подростков.

Формирование цели статьи. Целью рассмотрения данной темы является изучить и проанализировать особенности взаимодействия инспектора по делам несовершеннолетних с родителями подростков, как фактора противодействия подростковой преступности.

Задачами рассмотрения данной темы являются:

1) изучить теоретические материалы на тему установления взаимодействия между инспектором по делам несовершеннолетних с родителями подростков;

2) рассмотреть проблемы взаимодействия инспектора по делам несовершеннолетних с родителями подростков;

3) выявить и обосновать необходимость совместного взаимодействия инспектора по делам несовершеннолетних с родителями подростков, как фактора противодействия подростковой преступности;

4) изучить основные приемы и способы установления эффективного взаимодействия инспектора по делам несовершеннолетних с родителями подростков;

5) обобщить полученные данные и проанализировать результаты.

В результате проведения нашей работы можно будет представить целостную картину понятия взаимодействия инспектора по делам несовершеннолетних с родителями подростков, а также предложить конкретные приемы и методы установления этого взаимодействия, как профилактической меры подростковой преступности.

Изложение основного материала статьи. С момента самого своего рождения и до последних дней жизни, человек находится в окружении других людей, в социуме. Общение на протяжении всей его жизни является неотъемлемой его составляющей. Вне общения человек не существует. Неоднократные социолого-психологические исследования показали, что при нарушении, либо полном отсутствии социальных контактов, диалогов между людьми, в человеке происходят необратимые процессы деформации личности, а на ранних этапах жизни младенцев, отсутствие контактов, способно привести даже к их гибели [1]. Инспектору по делам несовершеннолетних, в рамках осуществления своей профессиональной деятельности, надлежит устанавливать контакт с социально неблагополучными семьями, которые социально дезадаптивны. В данных семьях часто нарушены естественные нормальные процессы социального взаимодействия.

В целях осуществления взаимодействия с подобными семьями, инспектор по делам несовершеннолетних сталкивается с целым рядом сложностей, а именно:

1. Отсутствие достаточного времени для индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним и его семьей;

2. Наличие предубеждений препятствующих взаимодействию, как со стороны инспектора по делам несовершеннолетних, так и со стороны родителей воспитывающих подростка;

3. Защитные механизмы родителей несовершеннолетнего совершившего правонарушение/преступление, как следствие стремления избежать критической оценки со стороны окружения;

4. Индивидуально-личностные факторы, препятствующие установлению контакта между инспектором по делам несовершеннолетних с родителями подростка;

5. Отсутствие желания родителей несовершеннолетнего идти на контакт с инспектором по делам несовершеннолетних.

Осуществляя свою профессиональную деятельность по предупреждению и пресечению правонарушений, инспектор по делам несовершеннолетних руководствуется основными нормативно-правовыми актами, такими как:

> Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.

> «Конвенция о правах ребенка» ООН от 20.11.1989 г.

> Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции».

> Федеральный закон от 24.06.1999г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

> Федеральный закон от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

> Приказ МВД России от 15.10.2013 № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» и пр.

Однако, для успешного осуществления своей профессиональной деятельности, инспектору по делам несовершеннолетних необходимо также владеть знаниями в сфере психологии. Иметь представления об основах индивидуально-личностных особенностях человека, его характера, владеть основными коммуникативными навыками и умениями устанавливать доверительные отношения с несовершеннолетними, членами их семей, близким окружением и т.д. Уметь грамотно реагировать в ситуации конфликта, в чрезвычайных ситуациях и пр. В силу большого количества дезадаптивных семей,

состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних, и отсутствия достаточного времени для проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и их семьями, инспектор по делам несовершеннолетних вынужден выстраивать свою деятельность таким образом, чтобы она была максимально эффективной при минимальных затратах сил и времени. А для осуществления этой цели, инспектору по делам несовершеннолетних необходимо владеть максимальным объемом информации о несовершеннолетнем, с которым он ведет профилактическую работу. Однако, только при взаимодействии с семьей несовершеннолетнего и с его ближним окружением, инспектор способен иметь полное представление об образе жизни несовершеннолетнего, его привычках и предпочтениях. Этой информацией инспектор по делам несовершеннолетних может владеть только благодаря изучению обстановки, в которой находится подросток, посредством регулярного посещения мест, где несовершеннолетний проживает и проводит большую часть своего времени и общение с его родными, друзьями, ближним окружением. Для осуществления этой цели, инспектору надлежит внимательно выстраивать общение с родителями подростка, научиться проявлять тактичность и располагать окружающих к себе, исключить из своего общения возможность критической оценки в адрес родителя несовершеннолетнего, чтобы избежать отстранения последнего и, как следствие, нежелание взаимодействовать со стороны родителя подростка.

Поскольку часто основанием для указанного взаимодействия становится уже совершенное подростком правонарушение/преступление подростка, в большинстве случаев, родители юных правонарушителей с малой охотой идут на контакт с инспектором, имея на этот счет, заведомо сформировавшийся комплекс предубеждений, связанный не со стремлением инспектора помочь несовершеннолетнему, а лишь в желании наказать юного правонарушителя. Эффективным способом преодоления подобных предубеждений будет являться со стороны инспектора по делам несовершеннолетних разъяснительная работа с родителями, где инспектору следует убедить родителей, что основной целью его деятельности является не стремление наказать подростка за правонарушение/преступление, а профилактическая работа, чтобы подобных правонарушений/преступлений не совершалось впоследствии. Инспектору следует проявить заинтересованность в осуществлении основной своей цели, а именно мотивирование подростка отказаться от асоциального поведения в пользу правопорядка. Еще одной из проблем являются психологические барьеры на пути установления контакта между инспектором по делам несовершеннолетних с родителями подростков, таких как, чувство вины родителя за совершенное их несовершеннолетним и в связи с этим нежелание взаимодействовать, отрицая факт того, что их ребенок является правонарушителем/преступником. Со стороны родителя возможны даже различного рода эмоциональные и агрессивные выплески в сторону инспектора, вызванные стремлением защититься от неприятных и травмирующих личность родителя обстоятельств. В таких случаях инспектору надлежит как самому быть психологически готовым вести работу с негативно настроенным аппонентом, уметь грамотно повести себя при проявлении со стороны аппонента агрессии. Кроме того, проводить с родителями беседу о том, что целью инспектора не является найти виновного, а провести эффективную совместную работу, чтобы исключить нежелательные последствия противоправного поведения несовершеннолетнего. Личностные особенности каждого из аппонентов могут стать основанием, затрудняющим взаимодействие. Например, разность темпераментов, отсутствие коммуникативных навыков одной из сторон, отсутствие умения слушать собеседника и принимать его право на собственное представление о ситуации. Отсутствие желания родителей идти на контакт с инспектором по делам несовершеннолетних может быть вызвано искажением представления о функциях инспектора по делам несовершеннолетних, недоверие структуре правоохранительных органов в целом, низкий статус доверия и пр. Инспектор по делам несовершеннолетних, осуществляя свою профессиональную деятельность, должен понимать, что эффективная работа возможна только при полном понимании картины взаимодействий несовершеннолетнего с его окружением, его привычек, уклада жизни и индивидуальных норм поведения. А сформировать это представление инспектор в состоянии только при взаимодействии с близким окружением несовершеннолетнего и в особенности с его родителями. Умение инспектора уйти от критической оценки в пользу взаимодействия в целях получения положительного результата профилактической работы, является залогом высокого профессионализма инспектора по делам несовершеннолетних.

Известно, что чаще всего причиной установления контакта между инспектором по делам несовершеннолетних с родителями подростка, я вляется уже совершенное последним правонарушение или преступление. Таким образом, между инспектором по делам несовершеннолетних и родителями подростка контакт возникает при вынужденных обстоятельствах, послуживших необходимостью этот контакт установить, что существенно осложняет сам процесс взаимодействия как со стороны инспектора по делам несовершеннолетних, так и со стороны родителей юного правонарушителя.

Учитывая основания данного взаимодействия, обе стороны взаимодействия находятся в ситуации, когда они осознают необходимость установления контакта между друг другом, однако данное взаимодействие может носить для них негативный характер, не желаем ими, что существенным образом затрудняет процесс установления контакта. В связи с чем, возникает целый рад психологических барьеров.

Первая форма барьеров - это недооценка степени значимости установления тесного взаимодействия (контакта) инспектора по делам несовершеннолетних с родителями подростков. Причиной принижения значимости данного взаимодействия могут быть, как защитные психологические реакции, выразившиеся в форме отрицания или неприятия ситуации, как травмирующей и следовательно участник стремится вытеснить таким образом травмирующий раздражитель, так и недопонимание необходимости и значимости установления контакта в силу недоверия своему аппоненту. Некоторые психологические барьеры родительской роли не позволяют родителям увидеть вовремя тревожные сигналы асоциального или девиантного поведения подростка. Внутренняя убежденность в том, что «мой ребенок не способен ни на что такое», принять, что «я не правильно воспитал сына» и пр. предрассудки часто мешают родителям вовремя обнаружить, что их подросток нуждается в помощи. Родители попусту закрывают глаза на произошедшее, оправдывая недостаток воспитания в семье сильной занятостью и отсутствием свободного времени. Зачастую такие подростки попадают в поле зрения инспектора по делам несовершеннолетних, когда уже совершат какое-либо правонарушение.

Выводы. Таким образом, определив необходимость системного подхода и продуктивного взаимодействия между инспектором по делам несовершеннолетних и родителями подростка, как фактора противодействия подростковой преступности, постараемся теперь определить основные детерминанты, а

также определить основные методы установления эффективного взаимодействия инспектора по делам несовершеннолетних с родителями подростков:

1. Инспектору надлежит полностью освободиться от оценочных суждений и критических замечаний в адрес родителя, чей ребенок совершил правонарушение. Безусловно, родители несут полную ответственность за правонарушения, совершенные их несовершеннолетним ребенком. Но инспектор по делам несовершеннолетних, преследуя основную цель - предотвратить повторные противоправные действия в будущем, должен понимать, что любые критические замечания могут повлечь со стороны родителя, чей ребенок является правонарушителем, отстранение с последующим нежеланием взаимодействия. Поэтому инспектор должен помнить, что только доверительные отношения с родителями подростка - залог успешного взаимодействия.

2. Инспектор по делам несовершеннолетних оказывает семье, в которой воспитывается несовершеннолетний, помощь в правовом информировании, оказывает сопровождение и направляет в структуры, компетентные в вопросах оказания помощи данной семье. Однако, инспектор по делам несовершеннолетних должен также помнить, что действия по выходу из кризисной ситуации семья осуществляет самостоятельно. Осуществляя такую деятельность за подучетный контингент, инспектор рискует лишить данную семью всяческих стремлений самостоятельно решать собственные проблемы, а себя в свою очередь нагрузить большим объемом непосильной дополнительной работы.

3. Инспектор по делам несовершеннолетних проявляет личную заинтересованность и стремление помочь данной семье. Обладает навыками активного слушания и эффективной коммуникации.

4. Информация, которую инспектор доносит до несовершеннолетнего и его родителей, должна затрагивать их интересы и быть полезной им.

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андереева. -5-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство «Аспект Пресс», 2017. - 363 с.

2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.

3. Беженцев А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних. [Электронный ресурс]: офиц. сайт/ dogmon.org. - [Москва], 2012. - Режим доступа: http://dogmon.org/aleksandr-anatoleevich-bejencev-sistema-profilaktiki-pravonaru.html?page=11

4. Бубер М. Я и Ты. М., 1995. - 344 с.

5. Национальная философская энциклопетия. [Электронный ресурс]: офиц. сайт/ Национальная энциклопедическая служба России. - [Москва], 2010. - Режим доступа: http://terme.ru/termin/dialog.html

6. Психология общения и межличностных отношений. Ильин Е.П. - СПб.: Питер, 2014. - 576 с.

7. Психология подростка. Полное руководство / Под общей редакцией А.А. Реана. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. - 504 с.

8. Хайдеггер М. Бытие и Время. М.: Ad Marginem, 1997

9. Buber M. A Believing Humanism — My Testament, 902-1965. N. Y.: Simon and Schuster, 1967.

10. Kramer E. Art as Terapy with Cildren/ New York, 1977.

Психология

УДК 159.9:075

кандидат психологических наук, доцент Шабанова Татьяна Леонидовна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); доцент Иванова Ирина Анатольевна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МЕНЕДЖЕРОВ

КОМПАНИИ

Аннотация. В статье приведены результаты исследования влияния эмоционального интеллекта на характеристики самоактуализирующейся личности и ценностные ориентации у менеджеров торговой компании. У большинства испытуемых были выявлены средние значения эмоционального интеллекта. Менеджеры обладают некоторой эмоциональной осведомленностью и способны к пониманию эмоций, но испытывают трудности в управлении своими эмоциональными состояниями. Полученные результаты также свидетельствуют о высоком уровне потребности в самоактуализации у менеджеров компании. На основе выявленных качеств был составлен портрет самоактуализирующейся личности менеджера, в котором доминируют качества социальной успешности, спонтанности, независимости, свободы выбора. Ценностными ориентациями такой личности являются забота о здоровье, любви и материальном благополучии. Достигать этих целей возможно только с помощью деловых средств: чувства ответственности, добросовестности, твердой воли. После проведенного корреляционного анализа с применением коэффициента Спирмена были выявлены значимые прямые и обратные связи между показателями эмоционального интеллекта и качествами самоактуализирующейся личности. По оценкам менеджеров, контактность в общении напрямую зависит от способности профессионала мотивировать себя, вызывая эмоции, адекватные ситуации. Выявлена достоверная обратная связь между самомотивацией, эмпатией, с одной стороны, и самоуважением. Это означает, что, по мнению испытуемых, чем выше социальная успешность и самоуважение, тем ниже способность управления своими эмоциями и эмпатия к чувствам окружающих.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эмоциональная осведомленность, самомотивация, эмпатия, понимание эмоций, самоактуализация, самоуважение, сензитивность, познавательные потребности, творческая направленность, ценностные ориентации.

Annоtation. The article presents the results of a study of the influence of emotional intelligence on the characteristics of a self-actualizing personality and value orientations of the managers of a trading company. Most subjects showed average values of emotional intelligence. Managers have some emotional awareness and are capable

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.