Научная статья на тему 'Психологические аспекты повышения эффективности профилактической деятельности сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел'

Психологические аспекты повышения эффективности профилактической деятельности сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
251
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В СЕМЬЯХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Душкин Антон Сергеевич

В статье рассматриваются проблемные вопросы психологического сопровождения профилактической деятельности сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. Дается анализ эмпирического исследования индивидуально-психологических характеристик несовершеннолетних правонарушителей и особенностей взаимоотношений в их семьях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Душкин Антон Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты повышения эффективности профилактической деятельности сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел»

кумулированной в выводах комиссий, явилось увеличение практически в два раза соответствия осужденных каждому из трех критериев, установленных системой социальных лифтов, и менее значительное увеличение количества осужденных, не соблюдающих установленный порядок отбывания наказания.

Тем не менее показатели первого и второго критериев по-прежнему определяются недостаточно высокой мотивацией осужденных к соответствию этим критериям.

В-третьих, все большее количество осужденных охватывается процессом изменения условий отбывания наказаний и постепенно оптимизируется баланс между их «перемещением» («вверх»

и «вниз») по системе социальных лифтов. При этом количество осужденных, которым улучшены условия отбывания наказания путем изменения вида ИУ в течение значительно (в 7 раз) превысило число осужденных, которым условия ухудшены.

В своей следующей статье мы планируем представить читателю материал по мониторингу не рассмотренных в этой статье элементов системы социальных лифтов.

Литература

1. Методические рекомендации по использованию системы «социальных лифтов» в исправительных учреждениях ФСИН России в условиях действующего законодательства. М.: УСПВРО ФСИН России, 2011.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

А. С. Душкин

Аннотация: в статье рассматриваются проблемные вопросы психологического сопровождения профилактической деятельности сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. Дается анализ эмпирического исследования индивидуально-психологических характеристик несовершеннолетних правонарушителей и особенностей взаимоотношений в их семьях.

Ключевые слова: психологическое сопровождение, профилактическая деятельность, делинквентное поведение,

взаимоотношения в семьях несовершеннолетних правонарушителей.

The summary: in article are considered the problems of psychological support of the prophylactic activity of juvenile inspection officers of the bodies of internal affairs. Provides an analysis of the empirical research of the individual-psychological characteristics of juvenile offenders, and peculiarities of the relationships in their families.

Keywords: psychological support, prophylactic activity, delinquent behaviour, relationships in families of juvenile offenders.

В условиях реформирования органов внутренних дел Российской Федерации необходимы не только кардинально иные условия деятельности в новом и пока неоформленном до конца правовом поле, но и во многом переосмысление взглядов, подходов, разработки новых методов и психотехнологий работы по обеспечению профилактической деятельности сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (ПДН ОВД). На наш взгляд, для повышения эффективности работы по охране общественного порядка и общественной безопасности, профилактики и предупреждения правонарушений несовершеннолетних переосмыслению подлежат и задачи внедрения достижений психологической науки в практику деятельности органов внутренних дел.

Одним из основных и активно развивающихся направлений этой работы является юридическая психология, изучающая широкий спектр психологических проблем профилактики правонарушений и обеспечения оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Профилактика противоправного поведения несовершеннолетних представляет собой серьезную проблему в юридической психологии, имеющую практическое значение в сфере ранней профилактики. Законодательные и правоохранительные органы должны знать и учитывать механизмы поведения, обусловленные особенностями психической деятельности несовершеннолетних в ситуациях, значимых для правовой оценки. Таким образом, принцип научной обоснованности правового регулирования поведения включает в себя и обязатель-

ность использования данных психологической науки. При этом надо учитывать, что указанная сфера применения знаний должна строиться на одной методологической основе с общей психологией, психологией развития, поскольку общие законы детского развития и воспитания есть вместе с тем законы развития и воспитания трудного ребенка.

Результативность профилактического воздействия на личность несовершеннолетнего правонарушителя зависит от множества факторов, касающихся как деятельности сотрудников органов внутренних дел, так и самого профилакти-руемого. В профилактической работе с несовершеннолетними правонарушителями, состоящими на учете в ПДН ОВД, прежде всего необходимо уяснить, что в каждом акте противоправного поведения проявляется переплетение двух составляющих: индивидуальных психологических особенностей личности и конкретной жизненной ситуации, исследование которых имеет важное значение для понимания механизма совершения правонарушений. Наиболее отчетливо это выражается при совершении преступлений, поэтому совсем не случайно, что различные аспекты формирования и коррекции личности преступника, а также влияния конкретной ситуации на поведение несовершеннолетнего стали объектом пристального внимания юридических психологов.

Прикладной характер юридической психологии заключается в том, что ведомственная психопрактика может быть реализована не только психологом, но и иным субъектом профессиональной деятельности (следователем, оперуполномоченным, инспектором ПДН, участковым уполномоченным полиции и др.).

Как отмечает В.Е. Петров, «психолог транслирует из теоретической психологии знания и предписания, основанные на этих знаниях, для соорганизации чужой профессиональной практики» [1]. Прикладной характер психологической работы в системе МВД России обусловливает существование такого направления, как психологическое сопровождение оперативно-служебной деятельности сотрудников ОВД.

Изучение личности несовершеннолетнего правонарушителя — это важная сфера деятельности психологической службы МВД России, способствующая определению тех свойств, которые являются внутренней причиной совершения преступления и позволяют прогнозировать поведение несовершеннолетнего в дальнейшем, а также выявлению лиц, требующих повышенного контроля и профилактической работы. Однако в настоящее время большое развитие получило не психологическое сопровождение профилактической деятельности сотрудников ОВД, а психологическая работа с кадрами. По мнению профессора М.И. Марьина, одной из причин такого положения выступает относительная неразвитость прикладного методического (психологического) инструментария [2]. В итоге получается, что для профилактики делинквентного поведения подростков и других категорий граждан Министерство внутренних дел Российской Федерации экспериментально вводит должности семейных инспекторов-психологов, (например, в службе ПДН Главного управления МВД России по Кемеровской области), инспекторов-психологов (в службе участковых уполномоченных полиции МВД по Республике Хакасия). Таким образом, можно вести речь о преодолении

этико-психологического кризиса среди сотрудников органов внутренних дел, признании достижений психологической науки и использовании их в реализации профессиональных задач каждым сотрудником полиции.

Эмпирическое исследование

Для изучения индивидуально-психологических характеристик личности несовершеннолетних правонарушителей и особенностей взаимоотношений в их семьях нами были подобраны и сконструированы психодиагностические методы. Общая численность выборки составила 200 чел. (из них 100 чел. — несовершеннолетние правонарушители, состоящие на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних территориальных органов УМВД России по Липецкой области, и 100 чел. — члены их семей).

В комплекс методик, с помощью которых изучались индивидуально-психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей, состоящих на учете в ПДН ОВД, и специфика взаимоотношений их в семьях, были включены: факторный личностный опросник Р. Кеттелла (HSPQ, подростковая форма), методика исследования самоотношения (МИС), методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП), методика смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева, методика «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ), методика «Родителей оценивают дети» (РОД), методика диагностики родительского отношения (ОРО). Такой подбор методик обусловлен необходимостью глубокого и всестороннего изучения исследуемых психологических феноменов, а также стремлением к получению более надежных результатов.

Рис. 1. Корреляционные связи делинквентного поведения с индивидуально-

психологическими особенностями несовершеннолетних правонарушителей и стилем воспитания в их семьях

(ПДП — показатель делинквентного поведения; Q3—самоконтроль; С от. — отраженное самоотношение; С ц.—самоценность; С пр.—самопринятие; ВК—внутренняя конфликтность; С об. —самообвинение; Г+—гиперпротекция; Г— гипопротекция; У+—потворствование; У— игнорирование потребностей подростка; С— минимальность санкций; Н (РОД) — неустойчивость стиля воспитания; ВН — воспитательная неуверенность родителей; ПНК — проекция на ребенка собственных нежелательных качеств; ВК (РОД) — вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания; Н — робость — смелость; О — уверенность в себе — тревожность)

На основе результатов констатации был проведен корреляционный анализ выявленных личностных особенностей несовершеннолетних правонарушителей и взаимоотношений в их семьях, способствующих формированию у них де-линквентного поведения. Эти результаты представлены в виде корреляционных плеяд (рис. 1 и 2). Корреляционные связи статистически значимы на уровне

р<0,05 и р<0,01.

Полученные данные позволяют предположить, что наличие в структуре личности несовершеннолетних правонарушителей, состоящих на учете в ПДН ОВД, таких черт, как: общительность, тревожность, импульсивность, неуверенность, высокомерие, категоричность, отстраненность и безразличие к своему «Я», отсутствие интереса к внутреннему

+ 0,25 + 0,39 + 0,47

Рис. 2. Корреляционные связи стиля семейного воспитания и оценки детско-родительских взаимоотношений в семьях несовершеннолетних правонарушителей

(Г+ — гиперпротекция; Г— гипопротекция; У— игнорирование потребностей подростка; З— недостаточность требований-запретов к ребенку; С+—чрезмерность санкций (жестокий стиль воспитания); Н — неустойчивость стиля воспитания; ПО — принятие-отвержение; К — контроль; МН — маленький неудачник)

миру, недовольство настоящей ситуацией, внутренняя напряженность, заци-кленность на негативных переживаниях, а также таких дисгармоничных стилей воспитания в их семьях, как: стремление родителей к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей подростка, чрезмерный контроль за поведением подростка, «баловство» подростка, упование родителей на поощрения, сомнения в результативности любых наказаний, игнорирование подростка, безразличие к воспитанию, резкая смена стилей воспитания от очень строгого до либерального, воспитательная неуверенность родителей, перераспределение власти в семье между родителями и подростком в пользу последнего, эмоциональное отвержение подростка, конфликтный характер взаимоотношений между родителями

подростка, являются факторами, способствующими формированию делинк-вентного поведения.

Интересно рассмотреть наличие корреляционных связей между другими показателями: стилем семейного воспитания, родительского отношения и отношением несовершеннолетних правонарушителей к родителям (рис. 2).

Полученные данные свидетельствуют о том, что такие стили семейного воспитания и особенности взаимоотношений в семьях несовершеннолетних правонарушителей, как «гипопротекция», «недостаточность требований-запретов к ребенку», «игнорирование потребностей ребенка», «чрезмерность санкций» (жестокий стиль воспитания), «принятие-отвержение» и «маленький неудачник» влияют на формирование делинквентно-го поведения несовершеннолетних.

Результаты исследования позволяют констатировать, что склонность к делинквентному поведению подростков взаимосвязана со стилем семейного воспитания, который предполагает использование недостаточного количества требований, запретов, санкций. Так, низкий родительский контроль, эмоциональная холодность по отношению к подростку приводят к правонарушениям. Вынесение супружеского конфликта в сферу воспитания приводит к тому, что подросток полностью отдаляется от родителей и переходит в среду сверстников-делинквентов. Такое воспитание может сопровождаться неразвитостью родительских чувств, проекцией на подростков нежелательных качеств самого родителя и воспитательной неуверенностью родителя.

Итак, анализ корреляционных связей индивидуально-психологических особенностей несовершеннолетних правонарушителей и взаимоотношений с родителями во взаимосвязи с показателем делинквентного поведения позволил установить статистически значимые закономерности.

Корреляционные модели дают возможность судить о взаимосвязи признаков, однако не позволяют выделить системообразующие комплексы, объединенные общей причиной. Для оценки многомерной количественной характеристики влияния индивидуально-психологических особенностей несовершеннолетних правонарушителей и взаимоотношений в их семьях на формирование делинквентного поведения мы использовали факторный анализ.

По определению Г.В. Суходольского, факторный анализ — это совокупность методов выявления скрытых причин, так

называемых латентных переменных, которые обусловливают корреляции наблюдаемых переменных (признаков) [3].

Статистический анализ результатов эмпирического исследования (с помощью вращения факторов по методу Варимакс с нормализацией Кайзера) позволил нам выделить системообразующие факторы, способствующие формированию делинквентного поведения у несовершеннолетних правонарушителей, состоящих на учете в ПДН ОВД. Они включают в себя следующие по значимости характеристики личности несовершеннолетних правонарушителей и особенности взаимоотношений в их семьях:

- установки, детерминирующие готовность (склонность) несовершеннолетних правонарушителей к реализации различных форм девиантного поведения (слабость и несформированность волевого контроля эмоциональной сферы, своих потребностей, неповиновение порядку, пренебрежение обязанностями по отношению к другим людям) — 12,375 % общей дисперсии;

- стиль семейного воспитания и особенности отношений родителей к несовершеннолетним правонарушителям (недостаточность или чрезмерность требований-запретов, потворствование, гипопротекция, минимальность санкций, неразвитость родительских чувств) — 11,028 % общей дисперсии;

- смысложизненные установки и ориентации (экстернальный локус контроля, отсутствие жизненных целей) — 9,04 % общей дисперсии;

- отношение к себе (самоуверенность, консервативная самодостаточность, саморуководство) — 6,725 % общей дисперсии;

- отношение несовершеннолетних правонарушителей к родителям (неустойчивость стиля воспитания, игнорирование потребностей ребенка)—5,124 % общей дисперсии;

- характерологические особенности несовершеннолетних правонарушителей (неуравновешенность, импульсивность, общительность)—4,070 % общей дисперсии.

Полученные в результате факторного анализа данные, а также тот факт, что делинквентное поведение подростка имеет не только социальную, но и возрастную обусловленность (повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, неадекватность реакций на «раздражения» внешней среды, колебания настроений, повышенная конфликтность, обостренное стремление к эмансипации и самоутверждению, избранность интересов, повышенная критичность к взрослым), позволяют сделать следующий вывод: учет индивидуально-психологических характеристик личности несовершеннолетних правонарушителей и особенностей взаимоотношений в их семьях будет способствовать пониманию сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних внутреннего мира подростков и факторов, способствовавших криминализации их личности, прогнозированию их поведения и оказанию им необходимой помощи в проблемных ситуациях.

Результаты проведенного исследования дают возможность сформулировать следующие практические рекомендации:

1. В целях повышения психологической компетентности сотрудников ПДН ОВД в систему профессиональной подготовки необходимо ввести тематический раздел, раскрывающий психологические аспекты профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, обучающий сотрудников психологическим методам изучения личности несовершеннолетних правонарушителей и особенностей взаимоотношений в их семьях, а также приемам и методам предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних.

2. Для повышения эффективности профилактической деятельности сотрудников ПДН ОВД считаем целесообразным включить в штат подразделений по делам несовершеннолетних должность психолога для организации работы с несовершеннолетними правонарушителями и сотрудниками.

Литература

1. Петров В.Е. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности в МВД России (генезис, концепция, организация, критерии): монография. —Домодедово: ВИПК МВД России, 2009. — 254 с.

2. Психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности: метод. пособие / под общ. ред. М.И. Марьина. — М.: ЦОКР МВД России, 2006. — 176 с.

3. Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 1998. — 460 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.