Научная статья на тему 'ТРУДНОСТИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ РЕЗУЛЬТАТОВ АНКЕТИРОВАНИЯ)'

ТРУДНОСТИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ РЕЗУЛЬТАТОВ АНКЕТИРОВАНИЯ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обучение русскому языку как иностранному / профессиональное общение / профессионально-ориентированное обучение / коммуникативная компетенция / условия формирования коммуникативной компетенции / teaching Russian as a foreign language / professional communication / professionally oriented training / communicative competence / conditions for the formation of communicative competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Терех Екатерина Алексеевна, Феоктистова Олеся Владимировна

В статье рассмотрены вопросы, связанные с исследованием трудностей и коммуникативных потребностей иностранных студентов при изучении русского языка в процессе обучения в вузе. Результаты проведенного анкетирования обучающихся педагогического вуза свидетельствуют о том, они испытывают потребность в дополнительных занятиях по русскому языку, а также в создании специальных условий, в том числе при изучении психологопедагогических и профильных (лингвистических) дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Терех Екатерина Алексеевна, Феоктистова Олеся Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIFFICULTIES OF FOREIGN STUDENTS IN LEARNING RUSSIAN IN THE CONDITIONS OF PROFESSIONAL LEARNING (BASED ON THE RESULTS OF THE SURVEY)

The article deals with issues related to the study of difficulties and communicative needs of foreign students in learning Russian in the process of studying at a university. The results of the survey conducted by students of the pedagogical university indicate that students feel the need for additional classes in the Russian language, as well as the creation of special conditions, including in the study of psychological and pedagogical and specialized (linguistic) disciplines.-pedagogical and specialized (linguistic) disciplines.

Текст научной работы на тему «ТРУДНОСТИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ РЕЗУЛЬТАТОВ АНКЕТИРОВАНИЯ)»

УДК 378.016:811.161.1

ГРНТИ 14.35.07

Код ВАК 5.8.2

Е. А. Терех

Екатеринбург, Россия SPIN-код: 4610-0211

О. В. Феоктистова

Екатеринбург, Россия SPIN-код: 3452-9015

ТРУДНОСТИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ РЕЗУЛЬТАТОВ АНКЕТИРОВАНИЯ)

АННОТАЦИЯ. В статье рассмотрены вопросы, связанные с исследованием трудностей и коммуникативных потребностей иностранных студентов при изучении русского языка в процессе обучения в вузе. Результаты проведенного анкетирования обучающихся педагогического вуза свидетельствуют о том, они испытывают потребность в дополнительных занятиях по русскому языку, а также в создании специальных условий, в том числе при изучении психолого-педагогических и профильных (лингвистических) дисциплин.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: обучение русскому языку как иностранному; профессиональное общение; профессионально-ориентированное обучение; коммуникативная компетенция; условия формирования коммуникативной компетенции

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ: Терех Екатерина Алексеевна, студент, Институт филологии и межкультурной коммуникации, Уральский государственный педагогический университет, 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26, katya_terekh@mail.ru

Феоктистова Олеся Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры межкультурной коммуникации, риторики и русского языка как иностранного, Институт филологии и межкультурной коммуникации, Уральский государственный педагогический университет; 620091, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26; ov-gordeewa@yandex.ru

E. A. Terekh, O. V. Feoktistova

Ekaterinburg, Russia

DIFFICULTIES OF FOREIGN STUDENTS IN LEARNING RUSSIAN IN THE CONDITIONS OF PROFESSIONAL LEARNING (BASED ON THE RESULTS OF THE SURVEY)

© Терех Е. А., Феоктистова О. В., 2023

ABSTRACT. The article deals with issues related to the study of difficulties and communicative needs of foreign students in learning Russian in the process of studying at a university. The results of the survey conducted by students of the pedagogical university indicate that students feel the need for additional classes in the Russian language, as well as the creation of special conditions, including in the study of psychological and pedagogical and specialized (linguistic) disciplines.-pedagogical and specialized (linguistic) disciplines.

KEYWORDS: teaching Russian as a foreign language; professional communication; professionally oriented training; communicative competence; conditions for the formation of communicative competence

ABOUT THE AUTHORS: Terekh Ekaterina Alekseevna, Student, Institute of Philology and Intercultural Communications, Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg, Russia)

Feoktistova Olesya Vladimirovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Intercultural Communication, Rhetoric and Russian as a Foreign Language, Institute of Philology and Intercultural Communications, Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg, Russia)

В условиях повышения востребованности и конкурентоспособности российского высшего образования вопросы обучения русскому языку как иностранному становятся особо актуальными. В настоящее время выдвигаются новые требования к профессиональной подготовке студента-иностранца, которые связаны не только со свободным и эффективным профессиональным поведением в сложных социокультурных обстоятельствах, но и с готовностью решать различные профессиональные задачи, в том числе в области профессионального общения.

Как показал обзор научных источников, проблема реализации профессионально-ориентированного обучения русскому языку сегодня представлена в исследованиях Дмитриенко Т.А., Орлова О.М., Образцова П.И. Профессионально-ориентированные условия организации обучения русскому языку как иностранному рассмотрены в работах Усановой О.Г., Неверова Н.В., Рыбакова Л.В. Вместе с тем изучение научной литературы показывает, что вопросы обучения русскому языку студентов педагогических направлений и профилей остаются малоизученными.

Более того, анализ содержания основных образовательных программ по направлениям подготовки 44.03.01 - Педагогическое образование (с одним профилем подготовки), 44.03.05 -Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

свидетельствует, что при изучении психолого-педагогических дисциплин обучение языку не предусмотрено, а занятия по профильным дисциплинам осуществляется в смешанных группах. Очевидно, существует необходимость в разработке специальной методической системы, направленной на формирование профессионально ориентированных параметров коммуникативной компетенции у педагогов-иностранцев.

Безусловно, решение данной проблемы носит многоаспектный характер. Так, например, существует необходимость конкретизировать представление о профессионально-ориентированном обучении русскому языку как иностранному как о совокупности условий, направленных на формирование коммуникативной компетенции с учетом особенностей учебно-профессионального общения [4, 6, 7, 8, 11]. Кроме того, важно выявить коммуникативные потребности иностранных студентов-педагогов, а также коммуникативные трудности, с которыми они сталкиваются в процессе обучения в вузе [9, 12, 14, 15].

Сегодня под профессионально-ориентированным обучением понимают «обучение, основанное на учете потребностей студентов в изучении иностранного языка, диктуемых особенностями будущей профессии или специальности, которые, в свою очередь, требуют его изучения» [12, с. 7]. Такое обучение предполагает «сочетание овладения профессионально-ориентированным иностранным языком с развитием личностных качеств обучающихся, знанием культуры страны изучаемого языка и приобретением специальных навыков, основанных на профессиональных и лингвистических знаниях» [там же]. При этом в ряде источников отмечается, что «на современном этапе накоплено значительное количество практических наработок, которые подтверждают, что преподавание русского языка в техническом вузе отличается от аналогичного процесса в вузах гуманитарного, медицинского, естественно-научного и других профилей» [1, 3, 9, 10].

Конечной и основной целью обучения русскому языку как иностранному в профессиональной подготовке является «достижение уровня, достаточного для практического использования иностранными учащимися русского языка при получении профессии» [15, с. 55]. Профессионально-ориентированная деятельность студента представляет собой сложное, многоплановое и целостное явление. Для ее организации и сопровождения важны принципы личностно-ориентированного подхода: равно-

правное учебно-партнёрское сотрудничество, направленное на решение коммуникативно-познавательных задач, учет психологических особенностей учебной деятельности студента, формирование его личности, максимальное развитие каждого студента как личности с предоставлением ему права определять уровень сложности обучения и его темп и др. [5, с. 37].

Чтобы получить объективные данные, которые подтвердили бы актуальность поставленных вопросов, а также с целью выявить коммуникативные потребности и трудности иностранных студентов, обучающихся в педагогическом вузе, было организовано и проведено анкетирование. В нем приняли участие 15 иностранных обучающихся Уральского государственного педагогического университета.

При разработке вопросов анкеты мы учитывали, что подготовка студента-инофона к общению в учебно-профессиональной сфере начинается уже на предвузовском этапе. Студент знакомится с современным русским литературным языком, изучает основы научного стиля речи, который соответствует будущей профессиональной направленности иностранного студента, осваивает необходимую терминологию.

Необходимо оговорить, что всем участникам эксперимента предлагался один и тот же вариант анкеты. Часть вопросов была нацелена на то, чтобы выяснить предшествующий опыт изучения русского языка и определить, как студент оценивает свои знания по русскому языку. Другие позволяли определить, с какими видами речевой деятельности связаны коммуникативные трудности. Завершалась анкета вопросами, направленными на определение специфических затруднений, обусловленных спецификой учебно-профессионального общения в педагогическом вузе.

Обратимся к результатам анкетирования.

Прежде всего, участникам эксперимента предлагалось ответить на вопрос (№1): «Изучали ли Вы русский язык до того, как поступили в УрГПУ? Если да, то каким образом?» Результаты обработки анкет показали, что 85,8% учащихся изучали русский язык до поступления в вуз. Большинство из них обучались русскому в школе (он преподавался как второй язык, т.е. иностранный) (33%), или же дополнительно посещали курсы/преподавателей (26,4%). Еще 4 человека (26,4%) ответили, что изучали русский язык другим способом, но каким, не указали. Остальные ответили, что начали изучать русский язык только после поступления в университет. Как видно, до поступления в вуз студенты освоили базовые пра-

вила и базовую лексику русского языка, то есть то, что можно использовать в повседневной жизни, без какого-либо углубления в будущую профессиональную сферу.

Поскольку нам важно было выяснить, как студент оценивает свои знания русского языка, мы предложили в вопросе №2 оценить уровень владения языком: плохо, нормально, хорошо, очень хорошо. При этом респондентам было предложено провести оценку в соответствии с видами речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо). Ответы на данный вопрос показали, что обучающиеся высоко оценивают свои навыки аудирования и чтения. По их мнению, основные трудности связаны с письмом и говорением. Можно предположить, что в доступных студентам учебных пособиях недостаточно представлены задания, направленные на развитие активных (продуктивных) видов речевой деятельности. Кроме того, возможно, в их реальной учебно-профессиональной деятельности реже представлены ситуации, направленные на инициативное общение, предполагающее создание устных и письменных высказываний.

С помощью следующего вопроса были получены сведения о том, читают ли иностранные студенты на русском языке, а также тексты какого содержания они предпочитают (вопрос №3). Так, выяснилось, что 85,8% опрошенных читают на русском языке. При этом 52,8% ответили, что обращаются к различным текстам (новостным, художественным и другим). Очевидно, иностранные студенты стремятся воспринимать различные жанры речи, что, на наш взгляд, положительно влияет на их уровень владения русским языком.

Как известно, письмо и письменная речь в методике обучения русскому языку как иностранному выступают не только как средство обучения, но и как цель обучения иностранному языку и письмо играет большую роль при обучении чтению, устной речи, грамматике и лексике. В связи с этим в анкету был включен вопрос (вопрос №4) на установление того, как часто студенты создают письменные тексты на русском языке. Большинство (85,8%) инофонов ответили, что они это делают на постоянной основе.

Следующий вопрос (вопрос №5) был направлен на выявление ситуаций, в которых иностранные студенты чаще всего пользуются устной речью. Судя по ответам, большая часть студентов (46,2%) использует её всегда и везде, но, как правило, в вузе, в общении с преподавателями и другими студентами. Кро-

ме того, иностранные обучающие используют русский язык для общения с друзьями и/или родственниками (19,8%), дома (13,2%), а также на работе (6,6%). Как видно, иностранные учащиеся активно включаются в российскую социальную реальность, развивают свои навыки коммуникации, в том числе, в профессиональной сфере (на профильных дисциплинах в вузе).

Чтобы узнать, как иностранные обучающиеся воспринимают лекционный материал в вузе, в анкету был включен вопрос: «Понимаете ли Вы весь материал, который преподается на русском языке или Вам нужен перевод на родной язык?» Именно на лекции, семинаре студент включается в процесс аудирования и устная речь выступает одним из основных источников учебной информации. Результаты анкетирования показали, что большинство респондентов (59,4%) не испытывает трудностей при аудиальном восприятии материала, однако значительной части (39,6%) студентам требуется перевод/дополнительная помощь, чтобы лучше понять содержание лекционного монолога. Такие данные свидетельствуют о необходимости использования на лекциях дополнительных приемов и средств, в том числе предусматривающих разные формы предъявления учебной информации (например, в письменной графически оформленной или в формате видео), направленных на эффективное аудирование.

Отдельный вопрос выявлял потребности студентов в курсах по русскому языку (вопрос №7). Благодаря дополнительным часам занятия русским языком студент может улучшить свои навыки владения русским языком, что способствует его дальнейшему профессиональному становлению. Ответы показали, что больше всего дополнительных курсов посещается на пятом курсе обучения. На 4 и 3 курсе обучения дополнительные занятия также проводятся, но не у всех, или обучающиеся просто о них не знают.

Вопрос №8 был направлен на то, чтобы узнать, с какими трудностями сталкиваются учащиеся при изучении различных дисциплин в вузе. Значительная часть респондентов (39,6%) указала на то, что им сложно дается понимание самого русского языка, в том числе освоение узконаправленной терминологии, норм русского литературного языка и другого. 33% студентов в ответах указали, что у них не возникает никаких трудностей при изучении других дисциплин в вузе. Также выяснялось, создаются ли дополнительные условия, которые способствуют овладению знаний, умений и навыков в изучении русского языка, в

частности при изучении психолого-педагогических дисциплин. 59,4% анкетируемых ответили положительно, 26,4% - отрицательно, и 13,2% отметили, что не знают.

В заключительном вопросе будущим педагогам было предложено представить себя в роли преподавателя вуза и написать способы, которые помогли бы студентам-инофонам быстрее и качественнее освоить русский язык. Были получены следующие варианты:

- Проводить больше дополнительных занятий по русскому языку как иностранному (26,4%).

- Оказывать любую помощь иностранным студентам при изучении русского языка (33%).

- Советовать учебные пособия, приложения, словари и другое для самостоятельного изучения русского языка (19,8%).

- Наладить контакт с иностранными обучающимися, повысить их мотивацию в изучении русского языка, помочь раскрыться, то есть создать комфортную атмосферу, в которой студент не боялся бы делать ошибки, был более уверенным в себе и другое (19,8%).

Таким образом, результаты проведенного опроса позволяют сделать следующие выводы. В процессе профессионального становления большинство студентов опирается на знания по русскому языку, полученные до обучения в вузе, которые позволяют им успешно решать коммуникативные задачи повседневного общения, но не ориентированы на цели и специфику учебно-профессиональной деятельности. Меньше всего затруднений у обучающихся возникает при восприятии и продуцировании письменных текстов. В то время как устная речь, наиболее востребованная в будущей педагогической деятельности, вызывает значительные трудности. Студенты испытывают потребность в дополнительных занятиях по русскому языку, а также в создании специальных условий при изучении психолого-педагогических и профильных (лингвистических) дисциплин. Полученные данные подтверждают актуальность вопросов обучения в педагогическом вузе русскому языку как иностранному и свидетельствуют о существующих проблемах, с которыми сталкиваются студенты и преподаватели.

ЛИТЕРАТУРА

Абрамова М. В. Формирование коммуникативной компетенции иностранных студентов в учебно-профессиональной сфере на материале текстов по педагогике / автореф. дис..... канд. пед. наук: 13.00.02.

Санкт-Петербург, 2016. 22 с. EDN ZQDDAR. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30440079 (дата обращения: 15.10.2023)

Акаткина Е.Ф., Кожевникова Е.В. Материалы по языку специальности для студентов-гуманитариев (пропедевтический курс) / Воронеж: Изд-во Воронежского государственного университета, 2003. — 32 с. -EDN YHKQOX. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28853882 (дата обращения: 15.10.2023)

Анисина Ю. В. Становление и развитие профессионально ориентированного обучения русскому языку как иностранному на неязыковых факультетах вузов России / Ю. В. Анисина // Научный диалог. - 2013. -№ 9 (21): Психология. Педагогика. С. 83-91. EDN RHMZVR. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20541060 (дата обращения: 15.10.2023)

Васильева Т. В. Лингводидактическая концепция обучения русскому языку студентов-иностранцев первого курса со слабой языковой и предметной подготовкой в вузах инженерного профиля: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02: М., 2000. 233 c. EDN NLVCDJ. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15985516 (дата обращения: 15.10.2023)

Дмитренко Т. А. Профессионально-ориентированные технологии обучения в системе высшего педагогического образования // Сибирский педагогический журнал. 2005. №1. EDN JVTJZL. URL https://elibrary.ru/item.asp?id=11686957 (дата обращения: 15.10.2023)

Зимняя И. А. Коммуникативная компетентность, речевая деятельность, вербальное общение / И. А. Зимняя, И. А. Мазаева, М. Д. Лаптева ; под редакцией И. А. Зимней. М. : Аспект Пресс, 2020. 400 с. EDN CZWFEO. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44457123 (дата обращения: 15.10.2023)

Зникина Л. С. Концепция профессионально-коммуникативной компетенции как системы экстрафункционального обеспечения профессиональных функций менеджеров // Вестник КузГТУ. 2005. №1. EDN PWZJEJ. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18871971 (дата обращения: 15.10.2023)

Костерина, Э. В. Проблемы и перспективы развития профессионально ориентированного обучения русскому языку иностранных военнослужащих в военном вузе инженерного профиля / Э. В. Костерина, В. Н. Селедцова // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. - 2021. - № 3(840). - С. 79-92. - DOI 10.52070/2500-3488_2021_3_840_79. EDN MKQZUI. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46650512 (дата обращения: 15.10.2023)

Массалова А. Э., Дзюба Е. В. Особенности и содержание профессионально-ориентированного обучения при изучении русского языка как иностранного в военном вузе инженерного профиля // Педагогическое образование в России. 2018. №5. DOI 10.26170/po18-05-14. EDN UQMHKC. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35022149 (дата обращения: 15.10.2023)

Неверова Н.В., Рыбакова Л.В. Основы формирования коммуникативной компетенции в процессе иноязычного общения у студентов неязыкового вуза // Педагогика и психология образования. 2017. №2. EDN ZBHJBV. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29762054 (дата обращения: 15.10.2023)

Нестерова Е. Н., Федорова Е. А. Русский язык как иностранный: функционально-коммуникативная модель профессионально ориентированного обучения // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2012. №2. EDN OWZKLH. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17683919 (дата обращения: 15.10.2023)

Образцов П. И. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов: Учебное пособие / Под ред. П.И. Образцова. Орел: ОГУ, 2005. 114 с. EDN SIGMAP. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21763416 (дата обращения: 15.10.2023)

Орлов, О. М. Профессионально ориентированная риторика: содержание и методика обучения: дис. ... доктора пед.наук : 13.00.02. Саратов, 2003. - 529 с. - EDN NMMBVP. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16015375 (дата обращения: 15.10.2023)

Терех Е. А. Понятие «профессионально ориентированное обучение» в современном языковом поликультурном образовательном пространстве / Е. А. Терех, О. В. Феоктистова // Лингвокультурология. 2023. № 17. С. 120-126. EDN BWROMT. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=54019735 (дата обращения: 15.10.2023)

Чувалова Е. М., Городецкая О. А. Задачи профессионально ориентированного обучения русскому языку как иностранному в неязыковом вузе // Теория и практика преподавания русского языка как иностранного: достижения, проблемы и перспективы развития: материалы VII Междунар. науч.-метод. конф., Минск, 19-20 мая 2016 г. / редкол.: С. И. Лебединский (гл. ред.) [и др.]. Минск: Изд. центр БГУ, 2016. - С.55-56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.