УДК 378.147 ББК Ч448.024
ГРНТИ 14.07.01
Код ВАК 5.8.2
Е. А. Терех, О. В. Феоктистова
Екатеринбург, Россия
ПОНЯТИЕ «ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ» В СОВРЕМЕННОМ ЯЗЫКОВОМ ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
АННОТАЦИЯ. В статье рассмотрены вопросы, связанные с исследованием понятия «профессионально ориентированное обучение» в аспекте обучения русскому языку как иностранному. Обращение к данному понятию вызвано потребностью студентов-иностранцев в овладении высоким уровнем знаний русского языка для повседневного и профессионального общения. Результаты проведенного автором обзора научно-методических отечественных работ свидетельствуют об отсутствии однозначного понимания содержания и условий осуществления профессионально ориентированного обучения.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профессионально ориентированное обучение; специфика коммуникации; методика преподавания русского языка; методика русского языка в вузе; русский язык как иностранный; профессиональные компетенции; специальные знания; специальные умения; специальные навыки; поликультурное образовательное пространство
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ: Терех Екатерина Алексеевна, студент, Уральский государственный педагогический университет; 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: katya_terekh@mail.ru
Феоктистова Олеся Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры межкультурной коммуникации, риторики и русского языка как иностранного, Уральский государственный педагогический университет; 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, каб. 285; e-mail: ov-gordeewa@yandex.ru
E. A. Terekh, O. V. Feoktistova
Ekaterinburg, Russia
THE CONCEPT OF "PROFESSIONALLY-ORIENTED LEARNING" IN THE MODERN LINGUISTIC MULTICULTURAL EDUCATIONAL SPACE
ABSTRACT. The article discusses issues related to the study of the concept of "professionally-oriented learning" in the aspect of teaching Russian as a foreign
© Терех Е. А., Феоктистова О. В., 2023
language. The appeal to this concept is caused by the need of foreign students to master a high level of knowledge of the Russian language for everyday and professional communication. The results of the author's review of scientific and methodological domestic works indicate the lack of an unambiguous understanding of the content and conditions for the implementation of professionally-oriented training.
KEYWORDS: professionally oriented training; specifics of communication; methods of teaching the Russian language; methodology of the Russian language at the university; Russian as a foreign language; professional competencies; special knowledge; special skills; Special Skills; multicultural educational space
ABOUT THE AUTHORS: Terekh Ekaterina Alekseevna, Student, Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg, Russia)
Feoktistova Olesya Vladimirovna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Intercultural Communication, Rhetoric and Russian as a Foreign Language, Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg, Russia)
Благодаря развитию международного сотрудничества между Россией и зарубежными странами роль русского языка как иностранного (РКИ) стала возрастать. Сегодня русский язык - это не только средство общения, но и средство получения высококвалифицированных знаний, инструмент формирования профессиональных компетенций в системе высшего образования. Кроме того, будущему специалисту важно овладеть спецификой коммуникации в конкретных профессиональных, деловых и научных сферах. Отсюда возникает потребность в обучении РКИ с учетом профессиональной направленности подготовки: обучение русскому языку должно быть сопряжено с изучением профильных предметов. Успешное овладение РКИ в профессиональной сфере является важным условием формирования компетенций, а вследствие этого - конкурентоспособности выпускников на рынке труда.
Как следует из анализа научных источников, вопросы разработки профессионально ориентированного обучения, которое способствовало бы развитию и профессиональных, и лингвистических компетенций, являются актуальными в современном поликультурном образовательном пространстве. К данной проблеме исследователи обратились в 1950-х гг. (Г. Н. Битехтина, Т. А. Вишнякова, Г. И. Володина, Л. П. Клобукова, Н. М. Ларио-хина и др.). В 1960-е гг. отечественные методологи выделили различные профили обучения, что позволило разработать диф-
ференцированный подход в отборе дидактических материалов для организации учебного процесса.
В 1970-1980-х гг. в методике преподавания РКИ наблюдалось смещение акцента в обучении иностранных учащихся с абсолютного приоритета обучения чтению и пониманию смысла прочитанного в сторону обучения общению в учебно-профессиональной сфере деятельности. В связи с этим появилось понятие «профессиональное общение», что обусловливало необходимость выхода из области лингвистики в область психологии и социологии при обучении РКИ.
В 1980-е гг. основная тенденция в обучении РКИ заключалась в обучении коммуникации. В 1990-е гг. произошло сближение России с мировым сообществом, что изменило отношение к РКИ как учебной дисциплине. Сформировался новый социальный заказ: нужно было обучать не столько языку и речи, сколько конкретным видам и подвидам коммуникации. Начиная с 1990-х гг. принцип профессиональной ориентации при подготовке специалиста развивается и реализуется как ведущий. Основной целью изучения РКИ становится изучение языка для последующего его применения в общении между специалистами разных стран. В научных исследованиях вводятся понятия «язык специальности», «научный стиль речи», разрабатываются возможные модели профессионально ориентированного обучения.
Анализ научных источников свидетельствует, что в последние годы большое внимание уделяется вопросам, связанным с использованием РКИ как инструмента общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира. Большое значение в развитии коммуникативных и социокультурных навыков студента уделяется реализации лингвострановедческого, социокультурного и лингвокультурологического подходов. Данные подходы позволяют обучающемуся освоить язык в тесной связи с культурой изучаемого языка. Русский язык рассматривается как фактор формирования личности профессионала, одно из средств социализации и непрерывного профессионального развития выпускника. Значит, профессионально ориентированное обучение предполагает не только изучение языка, но и знание культуры страны, развитие личностных качеств студента.
Сегодня большее распространение получает представление о профессионально ориентированном обучении как совокупности условий, направленных на развитие у студента способностей к решению коммуникативных задач в конкретных професси-
ональных ситуациях. Так, по мнению П. И. Образцова, «профессионально-ориентированное обучение - обучение, основанное на учете потребностей студентов в изучении иностранного языка, диктуемых особенностями будущей профессии или специальности, которые, в свою очередь, требуют его изучения» [Образцов 2005: 114]. При этом в ряде источников отмечается, что «на современном этапе накоплено значительное количество практических наработок, которые свидетельствуют о том, что преподавание русского языка в техническом вузе отличается от аналогичного процесса в вузах гуманитарного, медицинского, естественнонаучного и других профилей» [Васильева 2000: 10-12].
Иностранный обучающийся получает профессиональную подготовку, если он осваивает специальную терминологию и учится использовать ее в условиях профессиональной деятельности. Помимо этого, студенту необходимо научиться анализировать, воспроизводить и обрабатывать информацию, которая непосредственно относится к его специальности, без помощи перевода. Также ему необходимо овладеть навыками и умениями, которые позволят создавать тексты различных научных жанров. Так, например, отмечается, что при подготовке специалистов определенного профиля необходимо уделять внимание изучению коммуникативно-деятельностных потребностей, формированию профессиональных компетенций с помощью инновационных технологий. При исследовании профессионально ориентированных технологий рассматривается методический подход к отбору дидактических материалов: текстовых материалов, лексического минимума, методов, способов и др.
Результаты проведенного нами обзора показывают, что сегодня в области профессионально ориентированного обучения РКИ выделяют ряд проблем, в том числе связанных с содержанием данного обучения, что обусловлено необходимостью выявления, обоснования и включения в процесс обучения русскому языку иностранных обучающихся определенных структурных и содержательных ориентиров, определяющих специфику конкретного образовательного профиля. Такие элементы позволяют сформировать представление об особенностях будущей деятельности обучаемых, создать условия для развития профессионального мышления.
Одна из проблем связана с «коммуникативным диссонансом» между преподавателем («неспециалист») и обучающимся (будущий специалист или специалист в той или иной области).
Очевидно, для ее решения необходимо, чтобы преподаватель РКИ обладал знаниями в той же области, что и обучающийся, в таком объеме, который позволит студенту успешно выполнять учебные задачи и корректно использовать терминологическую лексику в ситуациях профессиональной коммуникации. Кроме того, педагогу необходимо тщательно отбирать способы презентации терминологической лексики.
Другая проблема заключается в формировании профессионального уровня сознания, которое «как форма общественного сознания представляет собой совокупность основных социальных требований, идеалов, представлений, обращенных к конкретной профессии и призванных регулировать профессиональные отношения людей и соотносить узкопрофессиональные требования с общественными установлениями» [Цвык 2004: 105]. Формирование профессионального сознания у студентов, получающих образование на иностранном языке (русском языке), предполагает языковую подготовку, которая обеспечит фундамент для дальнейшего приобретения специальных знаний, умений и навыков. Это является целью обучения, а также фактором стремления к приобретению знаний, успешного совершенствования профессиональных умений и навыков.
Сложность в исследовании и реализации профессионально ориентированного обучения связана также с тем, что у носителей языка процесс формирования профессионального языка происходит автоматически и естественно, параллельно с тем, как студент повышает уровень специального образования и приобретает профессиональный опыт.
Таким образом, одной из важнейших целей обучения русскому языку как иностранному (РКИ) в вузе является обеспечение подготовки будущего специалиста, что предполагает создание условий для профессионально ориентированного обучения. Содержание данного понятия связано с ориентацией обучения на будущую профессиональную деятельность и использованием особого методического сопровождения, организующего познавательную деятельность обучающихся в овладении РКИ, вызывающего у них потребность в успешном решении учебных и коммуникативных задач с учетом особенностей профессионального общения, способствующих развитию личностных качеств студента.
ЛИТЕРАТУРА
Анисина, Ю. В. Становление и развитие профессионально ориентированного обучения русскому языку как иностранному на неязыковых факультетах вузов России / Ю. В. Анисина // Научный диалог. -2013. - № 9 (21): Психология. Педагогика. - С. 83-91.
Васильева, Т. В. Лингводидактическая концепция обучения русскому языку студентов нефилологов первого курса со слабой языковой и предметной подготовкой в вузах инженерного профиля : дис. ... канд. пед. наук / Васильева Татьяна Викторовна. - М., 2000. - 233 с.
Гетманская, М. К. О некоторых особенностях обучения профессионально ориентированному иностранному языку (на примере понятия «конфликт») / М. К. Гетманская // Теория права и межгосударственных отношений. - 2021. - Т. 2, № 2 (14). - С. 165-170.
Жеребкина, О. С. Методы формирования грамматической компетенции в профессионально ориентированном обучении иностранному языку студентов нелингвистических университетов / О. С. Жеребкина // Философия образования в отечественной культурно-исторической традиции: история и современность : сборник статей IX Всероссийской научно-практической конференции, Пенза, 18-19 февраля 2023 года / под научной редакцией П. А. Гагаева. - Пенза : Пензенский государственный аграрный университет, 2023. - С. 43-47. - EDN INCJKX.
Колтакова, С. В. Реализация интегративного подхода к профессионально ориентированному обучению иностранному языку / С. В. Колтакова, Е. М. Муковникова, О. В. Суханова // Интеграция науки и образования в системе подготовки военных специалистов : сборник научных трудов по материалам III Всероссийской научно-практической конференции, Воронеж, 21 октября 2022 года / отв. редактор Т. В. Ларина. - Воронеж : Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2022. - С. 352-356. - EDN LUOAZM.
Костерина, Э. В. Проблемы и перспективы развития профессионально ориентированного обучения русскому языку иностранных военнослужащих в военном вузе инженерного профиля / Э. В. Костерина, В. Н. Селедцова // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. - 2021. - № 3 (840). - С. 79-92.
Кулик, А. Д. Интегративно-модульный подход и его реализация в профессионально ориентированном обучении иностранных студентов-нефилологов. Уровни А1, А2, В1 / А. Д. Кулик. - Москва : Московский педагогический государственный университет, 2023. - 204 с. - DOI: 10.31862/9785426311961. - EDN SBZMAK.
Массалова, А. Э. Особенности и содержание профессионально ориентированного обучения при изучении русского языка как иностранного в военном вузе инженерного профиля / А. Э. Массалова, Е. В. Дзюба // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 5. - С. 92-97.
Образцов, П. И. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов : учебное пособие / П. И. Образцов. - Орел : ОГУ, 2005. - 114 с.
Пашков, Е. С. Проектирование и конструирование профессионально ориентированных учебных ситуаций применительно к дисциплине «Научный стиль» / Е. С. Пашков // Актуальные проблемы русского языка и методики его преподавания в иностранной аудитории : материалы IV международной научно-практической конференции, Орел, 20 мая 2022 года. - Орел : Общество с ограниченной ответственностью полиграфическая фирма «Картуш», 2022. - С. 108-112. - EDN GPCOCY.
Рахматуллаева, Г. М. Текст по специальности как составная часть профессионально ориентированного обучения русскому языку студентов-международников (из опыта работы) / Г. М. Рахматуллаева // Буслаевские чтения : сборник научных статей X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Пенза, 14-21 апреля 2022 года / под общей редакцией Л. П. Перепелкиной. -Пенза : Пензенский государственный университет, 2022. - С. 402-405. -EDN QRYUZF.
Савинская, О. А. Реализация профессионально ориентированного модуля на занятиях по русскому языку как иностранному в военном вузе / О. А. Савинская // Довузовский этап обучения в России и мире: язык, адаптация, социум, специальность. Актуальные вопросы реализации образовательных программ на подготовительных факультетах для иностранных граждан : сборник материалов V Международного конгресса преподавателей и руководителей подготовительных факультетов (отделений) вузов РФ и VI Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 17-20 ноября 2021 года. - Москва : Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, 2022. -С. 416-421. - EDN ERVVCY.
Сергеева, Н. А. Профессионально ориентированное обучение магистрантов иностранному языку / Н. А. Сергеева // Преподавание иностранных языков в поликультурном мире: традиции, инновации, перспективы : сборник статей IV Международной научно-практической конференции, Минск, 24 марта 2022 года / редколлегия: Е. И. Суббота, Е. В. Тарасова, С. А. Бородич [и др.]. - Минск : Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», 2022. - С. 49-51. - EDN SGOKOI.
Цвык, В. А. Профессиональное сознание личности: понятие и структура / В. А. Цвык // Вестник РУДН. Серия: Философия. - 2004. -№ 1. - С. 104-115.
Шевцова, Г. В. Методические особенности организации профессионально ориентированного обучения в техническом университете / Г. В. Шевцова // Филологический аспект. - 2023. - № S1 (18). - С. 42-49. -EDN NGLNZV.