УДК 372.881.161.1
DOI 10.30914/2072-6783-2022-16-4-458-466
Ключевые профессиональные компетенции преподавателя
при личностно ориентированном онлайновом обучении русскому языку как иностранному на подготовительном факультете
Ни Янь
Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
Аннотация. Введение. Сегодня в процесс обучения русскому языку как иностранному на подготовительном факультете постепенно внедряются идеи личностно ориентированного обучения, однако потенциал их в полной мере пока не используется. Между тем внезапный массовый переход на онлайн-обучение, случившийся в связи с пандемией коронавируса в мире и охвативший также обучение РКИ на подготовительных факультетах в России, повысил востребованность данного подхода как в наибольшей степени соответствующего потребностям онлайн-обучения. Это заставляет преподавателей РКИ, работающих на подготовительных факультетах, овладеть некоторыми новыми профессиональными компетенциями или улучшить уже имеющиеся навыки в соответствии с требованиями современных условий обучения. Цель: определить ключевые профессиональные компетенции, необходимые преподавателю РКИ для обеспечения эффективности личностно ориентированного онлайн-обучения РКИ на подготовительном факультете. Материалы и методы. В статье представлены результаты анонимного анкетирования 23 китайских студентов, изучающих или изучавших русский язык на подготовительном факультете в вузе Санкт-Петербурга. Были использованы такие методы, как анализ литературы, анкетирование, анализ результатов анкетирования. Результаты исследования. Современному преподавателю РКИ необходимо постоянно повышать уровень развития собственных компетенций с учетом быстро изменяющихся условий. К наиболее востребованным компетенциям следует отнести техническую компетенцию, методическую компетенцию, коммуникативную компетенцию, психолого-педагогическую компетенцию и персональную компетенцию преподавателя. Заключение. Совершенствование названных компетенций, которые должны дополнять традиционные профессиональные компетенции преподавателей РКИ, поможет им максимально использовать потенциал личностно ориентированного подхода при организации обучения РКИ в онлайн-формате.
Ключевые слова: личностно ориентированное обучение, онлайн-обучение, профессиональная компетенция, профессиональные компетенции преподавателя РКИ, подготовительный факультет, русский язык как иностранный
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Ни Янь. Ключевые профессиональные компетенции преподавателя при личностно ориентированном онлайновом обучении русскому языку как иностранному на подготовительном факультете // Вестник Марийского государственного университета. 2022. Т. 16. № 4. С. 458-466. DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2022-16-4-458-466
Key professional competences of teachers in person-centered online teaching Russian as a foreign language at the preparatory department
Ni Yan
St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russian Federation
Abstract. Introduction. Today, the ideas of person-centered learning are gradually being introduced into the process of teaching Russian as a foreign language at preparatory departments, but their full potential has not yet been exploited to its full extent. At the same time, due to the worldwide pandemic of the novel corona-virus, most of the teaching work was suddenly transitioned to online teaching, including teaching Russian to foreign students at preparatory departments in Russia, and the demand for online teaching has increased. This forces teachers who teach foreign students Russian at preparatory departments to master some new professional competences or improve existing skills in accordance with the requirements of modern learning conditions. The purpose of the article is to determine the key professional competences required for teachers who teach Russian to foreign students, so as to ensure the effectiveness of the online teaching based on the
© Ни Янь, 2022
person-centered approach. Materials and methods. The paper presents the results of an anonymous survey of 23 Chinese students who study or studied Russian at the preparatory department of St. Petersburg university. Such methods as literature analysis, questionnaires, analysis of questionnaire results were used. Results, discussion. Today's teachers of Russian as a foreign language need to continuously improve their competences, taking into account rapidly changing conditions. In this case, what are most needed include teachers' technical competence, methodological competence, communicative competence, and competences about educational psychology and self-development. Conclusion. The improvement of the above-mentioned competences, which should complement the traditional professional competences of teachers of Russian as a foreign language, will help them to maximize the potential of the person-centered approach when organizing Russian as a foreign language teaching in an online format.
Keywords: person-centered learning, online learning, professional competence, professional competences of teachers of Russian as a foreign language, preparatory department, Russian as a foreign language
The author declares no conflict of interest.
For citation: Ni Yan. Key professional competences of teachers in person-centered online teaching Russian as a foreign language at the preparatory department. Vestnik of the Mari State University, 2022, vol. 16, no. 4, pp. 458-466. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2022-16-4-458-466
Введение
Личностная ориентация в процессе обучения -это новый стиль профессионального поведения, иной строй мысли в целом - образ учителя [15]. Личностно ориентированное обучение (далее -ЛОО) требует от преподавателя организации учебного процесса с учетом особенностей личности учащихся (его потребностей, интересов, способностей, склонностей) и создания на уроке особой образовательной среды, позволяющей ученику раскрыть свой потенциал. При ЛОО преподаватель максимально передает инициативу обучения учащемуся, при этом сохраняя ведущую роль в реализации принципа активного обучения и самоуправления в учебно-познавательной деятельности учащихся [17]. В данной статье под личностно ориентированным онлайновым обучением понимается процесс обучения, организованный преподавателями в цифровом формате при помощи интернет-технологий и приближенный по своим свойствам к традиционному аудиторному обучению, с учетом особенностей личности учащихся: его потребностей, интересов, способностей, склонностей.
На сегодняшний день нет единого представления о содержании, структуре и уровневой организации профессиональной компетенции преподавателя РКИ1 [2; 10; 17]. Под самим понятием «компетенция» подразумевается «базовая харак-
1 Молчановский В. В. Состав и содержание профессио-нально-деятельностной компетенции преподавателя русского языка как иностранного: дис. ... д-ра. пед. наук. М., 1999. 412 с.
теристика личности, следствием которой является эффективное и/или превосходное выполнение работы» [18], «комбинация знаний, умений, навыков, мотивационных факторов, личностных качеств и ситуационных намерений, обеспечивающих эффективное решение исполнителем задач определенного класса в определенной организации» [1], скрытый, потенциальный резерв, не перешедший в употребление [8].
Профессиональная компетенция преподавателя РКИ определяется многими авторами как потенциальный резерв, включающий набор профессионально значимых знаний, умений, навыков и личностных качеств, обеспечивающих эффективность обучения РКИ. «Профессионально значимые знания включают сведения об объектах исследования, технологиях реализации функциональных обязанностей, цели и задачах профессиональной деятельности. Профессионально значимые навыки представляют собой устойчивую способность специалиста выполнять приемы, действия, операции профессиональной деятельности. Профессионально значимые умения охватывают проектирование, планирование, организацию, контроль, осмысление деятельности и оценку результатов, т. е. все то, что необходимо для продуктивной деятельности специалиста» [17]. Мы разделяем данное видение профессиональной компетенции.
Эффективность и продуктивность педагогической деятельности зависит от личностных качеств преподавателя, к которым относятся способность
к профессиональному саморазвитию и самопознанию, потребность в получении и углублении педагогических знаний, мотивационная готовность освоения современных педагогических технологий [4].
В 1999 году В. В. Молчановский в работе «Состав и содержание профессионально-деятельностной компетенции преподавателя русского языка как иностранного» 1 , представляя структуру рассматриваемой компетенции, выделяет в ней как взаимосвязанные лингвистическую, психологическую, педагогическую, методическую и профессионально-коммуникативную компетенции. Позже в статье Н. Л. Шибко «Профессиональная компетенция преподавателя РКИ: проблема определения, содержания, структуры» (2007) в названной компетенции было выделено большее количество составляющих: лингвистическая, социолингвистическая, коммуникативная, литературоведческая, социокультурная, социальная, когнитивная, методическая, психолого-педагогическая, стратегическая, технологическая, персональная, экологическая, валеологиче-ская, аутокомпетенция и рефлексивная культура педагога [17]. Такая же структура профессиональной компетенции преподавателя РКИ отражена в работе А. Басовой и Е. Хальпуковой [2].
Несомненно, меняется структура и содержание профессиональной компетенции преподавателя РКИ, если он работает в условиях онлайн-обучения.
Целью данного исследования было определение компетенций, необходимых преподавателю РКИ для решения типичных проблем, возникающих в процессе обучения иностранных студентов русскому языку в онлайн-формате на подготовительном факультете российского вуза.
Методы и материалы исследования
Анализ научных и научно-методических работ по обучению РКИ на подготовительных факультетах в режиме онлайн, а также использованию личностно ориентированного подхода в РКИ позволил обозначить три проблемы, наиболее часто упоминаемых в исследованиях. Во-первых, на подготовительном факультете преобладает традиционное предметно-ориентированное обучение,
1 Молчановский В. В. Состав и содержание профессио-нально-деятельностной компетенции преподавателя русского языка как иностранного: дис. ... д-ра. пед. наук. М., 1999. 412 с.
при котором преподаватель является субъектом учебной деятельности, а учащиеся только пассивно получают знания; во-вторых, многие преподаватели не в полной мере готовы к онлайн-обучению (психологически, технологически, методологически). Третья проблема касается мотивации учащихся, которая при онлайн-обучении, как правило, снижается.
В апреле 2022 года нами был проведен анонимный опрос иностранных студентов, изучающих или изучавших русский язык на подготовительном факультете в СПБ. В опросе приняли 23 китайских студента. Результаты опроса соотносимы с выводами, полученными другими исследователями.
В ходе исследования применялись такие методы, как анализ литературы, анкетирование, анализ результатов анкетирования.
Результаты исследования
Согласно проведенному нами опросу, 78,3 % учащихся считают, что их обучение проходило традиционно, и только 21,7 % студентов отметили, что преподаватели использовали личностно ориентированное обучение. Низкий процент респондентов, назвавших личностно ориентированное обучение в качестве ведущего на подготовительном факультете, может быть связан со следующими факторами.
1. Обучение РКИ на подготовительном факультете - это короткий процесс, который длится только 10 месяцев. Русский язык признается иностранными учащимися одним из самых трудных языков для изучения. Многие преподаватели считают, что только жесткий, авторитарный стиль преподавания и жесткий регулярный контроль могут обеспечить усвоение студентами необходимых знаний и развитие навыков, необходимых для сдачи вступительных экзаменов в университет за столь короткое время.
2. В онлайн-среде формы организации учебного процесса ограничены, и у многих преподавателей отсутствует четкое понимание, какие дидактические, психолого-педагогические задачи можно решать с помощью новых технологий [3]. Согласно нашему опросу, 47,8 % учащихся считают, что их преподаватели при обучении РКИ могут квалифицированно использовать информационно-коммуникативные технологии, в то время как 52,2 % учащихся склоняются к мысли, что уровень владения преподавателями ИКТ,
обучающих РКИ, нуждается в улучшении. Большинство респондентов отметило, что в процессе онлайн-обучения они больше отвлекаются и что преподавателем трудно через экран своевременно и эффективно контролировать их поведение на уроке. Кроме этого, некоторые респонденты отметили, что многие интересные и эффективные приемы, такие как групповые походы в супермаркет для изучения названий предметов быта, продуктов питания, посещение музея, однодневные экскурсии по городу и т. д., не могут быть реализованы преподавателям при онлайн-обучении, что вызывает сожаление.
3. Преподавателем трудно организовать учебный процесс с учетом личностных особенностей каждого учащегося (их интересы, способности и др.), когда в группе большое количество учащихся, приезжающих из разных стран, которые имеют разные культурные традиции. Согласно нашему опросу, среднее количество учащихся в одной группе составляет 15 человек, в некоторых группах количество доходит даже до 30 человек. Эти студенты приезжают из разных стран: Китая, Армении, Кореи, Франции, Германии, Японии, Испании и т. д. Необходимо отметить, что интерес учащихся к учебному материалу и их способность к учебному общению с преподавателем находятся в прямой зависимости от того, как преподаватель организует учебный процесс и в какой степени учитывает особенности их личности.
4. Более половины (65,2 %) учащихся, принимавших участие в нашем опросе, сообщили, что их мотивация, а следовательно, и эффективность обучения при переходе в онлайн-формат снизились по сравнению с периодом, когда занятия проходили в офлайн-формате. Только 34,8 % учащихся ответили, что их мотивация и эффективность уроков не изменились и ни один учащийся не считает, что онлайн-обучение усилило их мотивацию, а эффективность обучения стала выше. Известно, что мотивация учащихся к учебе тесно связана с полезностью материалов, выбранных преподавателем, интересности формы подачи учебной информации и уровня вовлеченности студентов в процесс обучения. Перенос традиционных форм обучения в онлайн-среду без изменения содержания материала и способа его подачи, а также без осуществления эффективного контроля на каждом этапе обучения ча-
ще всего приводят к снижению мотивации учащихся.
Представляется, что решение названных проблем возможно только в том случае, если у преподавателя РКИ будут развиты ИКТ-компетенция, методическая, психолого-педагогическая, коммуникативная и персональная компетенции.
ИКТ-компетенция связана с умением пользоваться компьютером (программным обеспечением и программными приложениями) и осуществлять различные виды деятельности в виртуальном пространстве. При онлайн-обучении преподаватель РКИ должен уметь проводить занятия при помощи специальных программ, таких, как веб-платформы для проведения вебинаров (например, Zoom, Teams), или современных видеомессенджеров (например, Skype, WeChat, WhatsApp). Уметь использовать особые инструментальные средства, такие, как электронная рабочая программа дисциплины, электронные учебники, онлайн-учебники, веб-сайты, авторские электронные ресурсы, включающие разработанные педагогом презентации, фото, табличные материалы, инфографику, графику и т. д., открытые электронные ресурсы обучения, электронные курсы (например, «Открытое образование» (https://openedu.38ru)), системы управления обучением (например, MOODLE), мобильные приложения (например, Duolingo, Russian in a Month, Memrise и др.) [6].
При этом преподаватель должен уметь использовать цифровые технологии для визуализации учебного материла, делать виртуальные экскурсии, использовать игровые технологии - как электронные игровые приложения, так и игровые формы обучения (например, ролевые деловые и ситуативные игры) [16].
Знакомство с технологиями онлайн-обучения может помочь преподавателю решить методические, дидактические и психологические задачи. Преподаватель, хорошо знакомый с особенностями различных онлайн-ресурсов, может дать учащимся лучшие советы при выборе ресурсов для самообучения.
Методическая компетенция включает знание методики преподавания иностранных языков и методики преподавания РКИ; умение активно и творчески использовать научную лингвистическую, лексикографическую, литературоведческую, психолого-педагогическую и методическую литературу; умение организации и контроля
речевой деятельности учащихся; умение методического осмысления учебного процесса.
При личностно ориентированном обучении учащиеся рассматриваются как активная личность, имеющая сложившуюся систему взглядов, активно действующая в окружающем мире; им предоставляется право иметь собственные воззрения, убеждения и относительную автономию, при этом креативно использовать методы и приемы, соответствующие требованиям диалогично-сти, обеспечивать деятельностный и творческий характер обучения, направленность на поддержку индивидуального развития, предоставлять необходимую свободу принятия решений, диагностики и самодиагностики, рефлексии, создания ситуации выбора и ситуации успеха. Этому способствуют игровые, диалогичные, групповые, кооперативные, интерактивные, коммуникативные технологии, методы и приемы, такие как метод дискуссии, диспут, метод проблемной ситуации, различные ролевые игры, метод творческого самовыражения, проекты и другое. Важно, чтобы преподаватель умел выбрать и использовать указанные методы и приемы с учетом особенностей содержания обучения и особенностей онлайн-формата.
Коммуникативная компетенция предполагает свободное владение всеми видами речевой деятельности, высоко развитое умение пользоваться различными стилями речи с соблюдением норм русского языка; умение использовать интернет-коммуникации; навыки речевого воздействия на обучающихся; умение адаптировать свою речь и учебные материалы к уровню коммуникативной компетенции обучающихся; умение снимать трудности общения.
В контексте личностно ориентированного обучения, для которого характерны субъект-субъектные отношения учащегося и преподавателя, т. е. отношения взаимоуважения, взаимопонимания и доверия, и онлайн-обучения, можно говорить об умении устанавливать различные типы дружеского общения между собой и своими учащимися и между самыми учащимися в он-лайн-среде как о необходимом и в высокой степени востребованном. По наблюдениям исследователей, успешными стали «преподаватели с более выраженной общительностью, умением устанавливать контакты со студентами, с активностью, открытостью, дипломатичностью, и главное - более выраженной экспрессией и даже
юмором» [10]. Иными словами, преподаватель должен свободно чувствовать себя в процессе интернет-коммуникации: уметь ясно, четко и просто излагать свои мысли и объяснять учебные материалы, слушать и слышать учащихся, считывать настроение и посылы учащихся по внешним признакам через экран, контролировать свое поведение и мимику в процессе обучения; уметь правильно воспринимать и оценивать изменения в процессе общения так же профессионально, как в формате оффлайн-обучения.
Согласно данным знаменитого исследования Альберта Мехрабиана, 93 % нашего общения -невербальное, 38 % из них приходится на тона голоса, а 55 % - на язык тела. В онлайн-обучении преподаватель и учащиеся могут видеть друг друга в специальных «окнах» [6]. Следовательно, нельзя игнорировать язык тела при выстраивании дружеского общения с учащимися в процессе онлайн-уроков. Важно отметить, что преподаватели должны быть осторожными, чтобы не нарушать тонкой грани законов педагогического общения и не скатываться к общению-заигрыванию с учащимися.
Психолого-педагогическая компетенция обеспечивает психологические знания и умения, связанные с организацией процесса обучения РКИ; знания и умения, связанные с управлением деятельностью учащихся в процессе обучения РКИ; знания и умения, связанные с саморегуляцией преподавателя в профессиональной деятельности.
Как отмечают и преподаватели, и учащиеся, процесс онлайн-обучения языку намного сложнее, чем процесс традиционного обучения, и в нем большую роль играют личностные факторы. Интерес учащихся к учебному материалу и их способность к учебному общению с преподавателем во многом зависит от того, как преподаватель учитывает особенности их личности. Соответственно, преподаватель должен узнать особенности личности учащихся; выявить ключевые факторы, влияющие на мотивацию обучающихся к онлайн-обучению; уметь мотивировать учеников с разных сторон; узнать общие особенности учащихся.
По мнению Ж. Н. Науменко, современные «учащиеся. воспринимают информацию не целостно, а как последовательность почти не связанных между собой событий: через короткие сюжеты, видеоклипы, яркие картинки,
эмоциональные образы, небольшие статьи» [11]. Понимание данного факта позволит преподавателю выстраивать материал при онлайн-обучении, максимально стремясь к созданию целостного представления об изучаемом премете.
М. В. Клименских, Ю. В. Лебедева, А. В. Мальцев и В. В. Савельев отмечают, что в онлайн-обучении «снижение затрат на достижение учебного успеха также во многом зависит от психологических особенностей обучающихся». Авторы выделили 6 основных штрихов к психологическому портрету студента, успешного «в онлайне»: внутренняя мотивация, интеллект, внешняя мотивация, личностные качества, учебный стаж и открытость опыту. Согласно результатам их исследования, уровень внутренней мотивации учащихся тесно связан с их познавательней мотивацией, мотивацией достижения, мотивацией саморазвития и амотивацией. Уровень внешней мотивации тесно связан с мотивацией саморазвития, мотивацией самоуважения, ин-троецированной мотивацией и экстернальной мотивацией [9].
Под персональной компетенцией понимается способность к саморазвитию и самосовершенствованию; владение навыками рефлексии; наличие высокого уровня культуры и эрудиции в областях, не связанных напрямую с профессиональной деятельностью.
Сюда входят обучаемость и открытость новому; инновационность и креативность; стрес-соустойчивость и невозмутимость; личностная вовлеченность; непрерывное повышение квалификации и самообразование и другое.
Использование личностно ориентированного подхода при обучении РКИ на подготовительном факультете для многих преподавателей РКИ является новым педагогическим экспериментом, в ходе которого они сталкиваются со многими вопросами, например, как эффективно организовать учебный процесс с учетом особенности личности каждого учащегося; как эффективно наладить дружеские отношения с учащимися в онлайн-среде и другое. Переход к использованию новых для преподавателя подходов к учебному процессу требует от них большой внутренней мотивации к улучшению собственных профессиональных компетенций, саморазвития, самосовершенствования. «Особым значением для актуализации данных мотивов (внешние мотивации), а также формирования внутренней
мотивации обладает личностная вовлеченность преподавателя в общую деятельность» со студентами [12].
Кроме того, «преподавательская работа напряженная и эмоционально затратная. Важно уметь отдыхать и не переносить раздражение на студентов и коллег. Иначе могут возникнуть неприятные последствия, что приведет к увольнению» [7].
В контексте личностно ориентированного обучения важно развивать креативность не только учащихся, но и преподавателей. По мнению Д. С. Резника, профессиональная компетенция преподавателя предполагает «.тягу к инновациям и научному творчеству, владение им технологиями научного поиска и инновационную мобильность» [14]. М. П. Прохорова отмечает, что «современный преподаватель становится не транслятором знаний и образцом умений, а организатором самостоятельной работы студентов, экспертом-консультантом, оценивающим проявления разнообразной индивидуальной активности учащегося» [13].
Заключение
В настоящее время требование к профессиональным компетенциям преподавателя РКИ, работающего на подготовительном факультете вузов, частично изменилось в результате развития идей личностно ориентированного обучения и внедрения в образовательный процесс информационных технологий. В то же время изменения в профессиональных компетенциях преподавателя также тесно связаны с практическими потребностями преподавания. Сегодня наиболее распространенными проблемами при обучении РКИ на подготовительных факультетах вузов являются: слабое использование потенциала идей личностно ориентированного обучения, снижение мотивации у учащихся к обучению, недостаточно высокий уровень технических навыков у преподавателя. Совершенствование профессиональных компетенций у преподавателя в контексте личностно ориентированного он-лайн-обучения во многом зависит от его способности приобретения знаний, умений и навыков для решения этих проблем.
Чтобы эффективно преподавать иностранным учащимся русский язык в современных условиях, преподаватель должен овладеть некоторыми новыми профессиональными компетенциями или улучшить уже имеющиеся навыки в
соответствии с требованиями сегодняшнего дня. Постоянное совершенствование ИКТ-компе-тенции, методической, коммуникативной, психолого-педагогической и персональной компетен-
ций поможет современному преподавателю РКИ максимально использовать потенциал личностно ориентированного подхода при организации обучения РКИ в онлайн-формате.
1. Базаров Т. Ю., Ерофеев А. К., Шмелев А. Г. Коллективное определение понятия «компетенции»: попытка извлечения смысловых тенденций из размытого экспертного знания // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2014. № 1. С. 87-102. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kollektivnoe-opredelenie-ponyatiya-kompetentsii-popytka-izvlecheniya-smyslovyh-tendentsiy-iz-razmytogo-ekspertnogo-znaniya (дата обращения: 03.03.2022).
2. Басова А. И., Хальпукова Е. Л. Профессиональная компетенция преподавателя русского языка как иностранного // Профессиональная коммуникативная личность в институциональных дискурсах: электронный сборник тезисов. Минск : БГУ, 2018. С. 132-135. URL: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/193673/1/132-135.pdf (дата обращения: 05.03.2022).
3. Владимирова Л. П. Дистанционное обучение иностранным языкам: специфика и перспективы // Иностранные языки в высшей школе. 2014. № 2 (29). С. 68-72. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22954930 (дата обращения: 03.03.2022).
4. Горшкова В. В., Прялухина А. В. Взаимосвязь индивидуальных свойств личности и эффективности профессиональной деятельности педагога // Человек и образование. 2020. № 1 (62). С. 62-66. DOI: https://doi.org/10.54884/S181570410020854-4
5. Давыдова Н. А. Личностно ориентированный подход в сетевом обучении // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2011. № 2. С. 107-114. DOI: https://doi.org/10.51314/2073-2635-2011-2-107-115
6. Дьякова Т. А., Хворова Л. Е. Онлайн-урок русского языка как иностранного в условиях цифровой трансформации педагогической деятельности // Русистика. 2020. Т. 18. № 2. С. 209-219. DOI: https://doi.org/10.22363/2618-8163-2020-18-2-209-219
7. Ефимова Г. З., Сорокин А. Н., Грибовский М. В. Идеальный педагог высшей школы: личностные качества и социально-профессиональные компетенции // Образование и наука. 2021. Т. 23. № 1. С. 202-230. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-1-202-230
8. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.
9. Клименских М. В., Лебедева Ю. В., Мальцев А. В., Савельев В. В. Психологические факторы эффективного онлайн-обучения студентов // Перспективы науки и образования. 2019. № 6 (42). С. 312-321. DOI: https://doi.org/ 10.32744/pse.2019.6.26
10. Краснюк И. Н., Яркова М. Ю. Совершенствование профессиональной компетенции преподавателя русского языка как иностранного в целях повышения эффективности и качества обучения иностранных студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 43. С. 276-280. URL: https://e-koncept.ru/2016/76473.htm (дата обращения: 15.03.2022).
11. Науменко Ж. Н. Взаимодействие в системе «учитель - ученик» в эпоху цифровой трансформатизации образования // Цифровая трансформатизация образования: электронный сборник тезисов 1 -й научно-практической конференции. Минск : Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь, 2018. С. 138-142. URL: https:// elibrary.ru/item. asp?id=35380992&pff=1 (дата обращения: 14.03.2022).
12. Подымова Л. С. Психолого-педагогическая инноватика: личностный аспект: монография. М. : Прометей, 2012. 207 c. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32661841_(дата обращения: 11.04.2022).
13. Прохорова М. П., Семченко А. А. Инновационная деятельность преподавателя вуза как фактор качества педагогического образования // Вестник Мининского университета. 2016. № 1-1 (13). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/innovatsionnaya-deyatelnost-prepodavatelya-vuza-kak-faktor-kachestva-pedagogicheskogo-obrazovaniya (дата обращения: 16.04.2022).
14. Резник С. Д. Преподаватель вуза: проблемы и перспективы // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2011. № 2. С. 49-55. DOI: https://doi.org/10.51314/2073-2635-2011-2-49-55
15. Сериков В. В. Личностно-ориентированное образование: поиск новой парадигмы: монография. М., 1998. 182 с.
16. Стрельчук Е. Н. Перспективы онлайн-обучения русскому языку как иностранному в вузах РФ // Русистика. 2021. Т. 19. № 1. С. 102-115. DOI: https://doi.org/10.22363/2618-8163-2021-19-1-102-115
17. Шибко Н. Л. Профессиональная компетенция преподавателя РКИ: проблема определения, содержания, структуры // Русский язык - первый язык общения в космосе: материалы междунар. науч.-практ. конф., Витебск, 18-19 декабря 2007 г. / Вит. гос. ун-т; редкол.: И. Н. Потапов (отв. ред.) и др. Витебск, 2007. С. 149-155. URL: https://speakrussian.by/wp-content/uploads/2014/02/SHibko-N.L.-Professionalnaya-kompetentsiya-Vitebsk-2007.doc.pdf (дата обращения: 20.03.2022).
18. Boyatzis R. E. The competent manager: A model for effective performance. New York : John Wiley and Sons, Inc., 1982. 308 p.
Статья поступила в редакцию 20.09.2022 г.; одобрена после рецензирования 10.10.2022 г.; принята к публикации 27.10.2022 г.
Об авторе Ни Янь
аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет (199034, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7-9), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8078-9790, st084336@student. &рЬи. ги
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
1. Bazarov T. Yu., Erofeev A. K., Shmelev A. G. Kollektivnoe opredelenie ponyatiya "kompetentsii": popytka izvlecheniya smyslovykh tendentsii iz razmytogo ekspertnogo znaniya [Collective definition of the notion "competence": an attempt to acquire semantic regularities from fuzzy expert knowledge]. VestnikMoskovskogo universiteta. Seriya 14: Psikhologiya = Moscow University Psychology Bulletin, 2014, no. 1, pp. 87-102. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/kollektivnoe-opredelenie-ponyatiya-kompetentsii-popytka-izvlecheniya-smyslovyh-tendentsiy-iz-razmytogo-ekspertnogo-znaniya (accessed 03.03.2022). (In Russ.).
2. Basova A. I., Khalpukova E. L. Professional'naya kompetentsiya prepodavatelya russkogo yazyka kak inostrannogo [Professional competence of a teacher of Russian as a foreign language]. Professional'naya kommunikativnaya lichnost' v institut-sional'nykh diskursakh: elektronnyi sbornik tezisov = Professional communicative personality in institutional discourses: electronic collection of abstracts, Minsk, BSU Publ., 2018, pp. 132-135. Available at: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/193673/1/132-135.pdf (accessed 03.05.2022) (In Russ.).
3. Vladimirova L. P. Distantsionnoe obuchenie inostrannym yazykam: spetsifika i perspektivy [Distance foreign language education: specific characteristics and prospects]. Inostrannye yazyki v vysshei shkole = Foreign Languages in Tertiary Education, 2014, no. 2 (29), pp. 68-72. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=22954930 (accessed 03.03.2022) (In Russ.).
4. Gorshkova V. V., Pryalukhina A. V. Vzaimosvyaz' individual'nykh svoistv lichnosti i effektivnosti professional'noi deyatel'nosti pedagoga [Scientific relationship of individual personality traits and efficiency of teacher's professional activity]. Chelovek i obrazovanie = Man and Education, 2020, no. 1 (62), pp. 62-66. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.54884/S181570410020854-4
5. Davydova N. A. Lichnostno orientirovannyi podkhod v setevom obuchenii [Personality-centered approach in the network education]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20: Pedagogicheskoe obrazovanie = Moscow University Bulletin. Series 20. Pedagogical Education, 2011, no. 2, pp. 107-114. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.51314/2073-2635-2011-2-107-115
6. Dyakova T. A., Khvorova L. E. Onlain-urok russkogo yazyka kak inostrannogo v usloviyakh tsifrovoi transformatsii pedagogicheskoi deyatel'nosti [Online lesson of Russian as a foreign language in the context of pedagogical activity digital transformation]. Rusistika = Russian Language Studies, 2020, vol. 18, no. 2, pp. 209-219. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.22363/2618-8163-2020-18-2-209-219
7. Efimova G. Z., Sorokin A. N., Gribovskiy M. V. Ideal'nyi pedagog vysshei shkoly: lichnostnye kachestva i sotsial'no-professional'nye kompetentsii [Ideal teacher of higher school: Personal qualities and socio-professional competencies]. Obrazovanie i nauka = Education and Science, 2021, vol. 23, no. 1, pp. 202-230. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-1-202-230
8. Zimnyaya I. A. Klyuchevye kompetentsii - novaya paradigma rezul'tata obrazovaniya [Key competencies - a new paradigm of the result of education]. Vysshee obrazovanie segodnya = Higher Education Today, 2003, no. 5, pp. 34-42. (In Russ.).
9. Klimenskikh M. V., Lebedeva Yu. V., Maltsev A. V., Savelyev V. V. Psikhologicheskie faktory effektivnogo onlain-obucheniya studentov [Psychological factors of online-learning efficiency of students]. Perspektivy nauki i obrazovaniya = Perspectives of Science and Education, 2019, no. 42 (6), pp. 312-321. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2019.6.26
10. Krasnyuk I. N., Yarkova M. Yu. Sovershenstvovanie professional'noi kompetentsii prepodavatelya russkogo yazyka kak inostrannogo v tselyakh povysheniya effektivnosti i kachestva obucheniya inostrannykh studentov [Improving the professional competence of a teacher of Russian as a foreign language in order to improve the efficiency and quality of teaching foreign students]. "Nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnal "Kontsept" = Scientific and methodological electronic journal "Concept", 2016, vol. 43, pp. 276-280. Available at: https://e-koncept.ru/2016/76473.htm (accessed 15.03.2022) (In Russ.).
11. Naumenko J. N. Vzaimodeistvie v sisteme "uchitel' - uchenik" v epokhu tsifrovoi transformatizatsii obrazovaniya [Interaction in the "teacher - student" system in the era of digital transformation of education]. Tsifrovaya transformatizatsiya obrazovaniya: elektronnyi sbornik tezisov 1-i nauchno-prakticheskoi konferentsii = Digital transformation of education: electronic collection of abstracts of the 1st scientific and practical conference, Minsk, Publ. house of The main information-analytical centre of the Ministry of Education of the Republic of Belarus, 2018, pp. 138-142. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=35380992&pff=1 (accessed 14.03.2022). (In Russ.).
12. Podymova L. S. Psikhologo-pedagogicheskaya innovatika: lichnostnyi aspekt: monografiya [Psychological and pedagogical innovation: personal aspect: monograph]. M., Prometheus Publ., 2012, 207 p. Available at: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=32661841 (accessed 11.03.2022) (In Russ.).
13. Prokhorova M. P., Semchenko A. A. Innovatsionnaya deyatel'nost' prepodavatelya vuza kak faktor kachestva pedagogicheskogo obrazovaniya [Innovative activity of the teacher of higher education institution as factor of quality of pedagogical education]. Vestnik Mininskogo universiteta = Vestnik of Minin University, 2016, no. 1-1 (13). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnaya-deyatelnost-prepodavatelya-vuza-kak-faktor-kachestva-pedagogicheskogo-obrazovaniya
(accessed 16.03.2022) (In Russ.).
14. Reznik S. D. Prepodavatel' vuza: problemy i perspektivy [High school teacher: problems and prospects]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20: Pedagogicheskoe obrazovanie = Moscow University Bulletin. Series 20. Pedagogical Education, 2011, no. 2, pp. 49-55. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.51314/2073-2635-2011-2-49-55
15. Serikov V. V. Lichnostno-orientirovannoe obrazovanie: poisk novoi paradigmy: monografiya [Personality-oriented education: the search for a new paradigm: monograph]. M., 1998, 182 p. (In Russ.).
16. Strelchuk E. N. Perspektivy onlain-obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu v vuzakh RF [Prospects of Russian as a foreign language online learning in Russian universities]. Rusistika = Russian Language Studies, 2021, vol. 19, no. 1, pp. 102-115. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.22363/2618-8163-2021-19-1-102-115
17. Shibko N. L. Professional'naya kompetentsiya prepodavatelya RKI: problema opredeleniya, soderzhaniya, struktury [Professional competence of RFL teacher: the problem of definition, content, structure]. Russkiiyazyk - pervyiyazyk obshcheniya v kosmose: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Vitebsk, 18-19 dekabrya 2007 g. = Russian is the first language of communication in space: Materials of the International scientific and practical conference (Vitebsk, December 18-19, 2007), Vitebsk State University, Vitebsk, 2007, pp. 149-155. Available at: https://speakrussian.by/wp-content/uploads/2014/02/SHibko-N.L.-Professionalnaya-kompetentsiya-Vitebsk-2007.doc.pdf (accessed 20.03.2022). (In Russ.).
18. Boyatzis R. E. The competent manager: A model for effective performance. New York, John Wiley and Sons, Inc., 1982, 308 p. (In Eng.).
The article was submitted 20.09.2022; approved after reviewing 10.10.2022; accepted for publication 27.10.2022.
About the author Ni Yan
Postgraduate Student, St. Petersburg State University (7/9 Universitetskaya Emb., St Petersburg 199034, Russian Federation), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8078-9790, [email protected]
The author has read and approved the final manuscript.