Научная статья на тему 'Трудности диалога России и ЕС: основа для оптимизма'

Трудности диалога России и ЕС: основа для оптимизма Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
49
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трудности диалога России и ЕС: основа для оптимизма»

РЕЦЕНЗИИ

ТРУДНОСТИ ДИАЛОГА РОССИИ И ЕС: ОСНОВА ДЛЯ ОПТИМИЗМА

Ни для кого не является секретом, что отношения Европейского Союза с Россией в последние годы не становятся более простыми. Скорее приходится говорить об их кризисе. Начало процесса ухудшения совпало с массовым расширением Евросоюза в 2004 году, когда в него были приняты страны Восточной Европы и три прибалтийских государства, бывшие в своё время республиками СССР.

На саммите в Ханты-Мансийске в начале июля 2008 года был наконец дан официальный старт переговорам России и Евросоюза о заключении нового соглашения о партнёрстве и сотрудничестве взамен того, срок которого давно истёк. Предстоит жёсткое и длительное дипломатическое ристалище, исход которого сегодня предсказать трудно. Тем нужнее и полезнее для нас мнение и советы тех российских политиков, которые знакомы с практикой и механизмом Евросоюза не понаслышке, а, так сказать, "изнутри".

В число таких политических деятелей входит В.Н. Лихачёв, член Совета Федерации, работавший послом России при Евросоюзе в Брюсселе (1998— 2003). Недавно вышла в свет его новая книга "Россия и современный миропорядок", представляющая собой сборник статей, выступлений, интервью с

1

автором за последние несколько лет . Естественно, вопросы взаимоотношений России с Евросоюзом занимают в книге ведущее место. Отличительной и весьма ценной чертой материалов книги является их конструктивный настрой, стремление найти развязки для очень непростых проблем, возникающих в процессе строительства Большой Европы с участием России. Автор подчёркивает: "Да, Евросоюз - партнёр сложный, как мы видим, достаточно противоречивый, но сотрудничать с ним на основе уважения международного права, баланса и гармонизации национальных и общих интересов важно и необходимо" (с. 225).

Но не только равноправие сторон является предпосылкой для сотрудничества России и ЕС. Необходима также гарантия того, что взятые обязательства не останутся простым сотрясением воздуха. В этом контексте В.Н. Лихачёв выделяет то обстоятельство, что Евросоюз не выполняет своих обязательств, закрепленных в пункте 16 "Совместного заявления о расширении Европейского Союза и отношениях России-ЕС", подписанного в Люксембурге 27 апреля 2004 года. В указанном пункте говорится: "Российская Федерация и ЕС приветствуют членство в ЕС как твердую гарантию защиты

1 В.Н. Лихачёв. Россия и современный миропорядок. М., 2007. С. 400.

прав человека и лиц, относящихся к меньшинствам. Обе стороны подчеркивают своё обязательство защищать права человека и лиц, относящихся к меньшинствам". Однако, как мы видим, "твёрдой гарантией" обеспечены лишь бывшие эсэсовцы и члены формирований, воевавших на стороне гитлеровской Германии, но никак не русскоязычные "неграждане" прибалтийских республик. В результате, отмечает автор, "вопреки очевидному, действующему международному правопорядку в данном регионе Европы сложился очаг международно-правового нигилизма, поддерживаемый структурами официальной власти отдельных государств". Перед лицом такой ситуации назрело, по мнению В.Н. Лихачёва, рассмотрение вопроса об "ответственности указанных государств, начиная с морально-политической и кончая вынесением соответствующего решения авторитетным международным судебным учреждением" без какой-либо политизации и двойных стандартов (с. 53-54).

Автор со всей обстоятельностью анализирует претензии Евросоюза на то, что его правовая система может "автоматически или по воле ЕС распространяться на другие государства или международные организации, обладающие правосубъектностью". Он приходит к выводу, что "даже в рамках синхронизированных комплексов, при наличии совместных (по целям, функциям, санкциям и так далее) норм субъекты сохраняют самостоятельность, а значит, остаются генераторами ' своих' норм". В приложении к общим пространствам между РФ и ЕС, намеченным "дорожными картами" развития сотрудничества, такая ситуация означает, что эти пространства будут "включать содержательно взаимосвязанные нормы - внутригосударственные, сопряженные или гармонизированные, международно-правовые", но

никак не навязываемые Евросоюзом собственные нормы, выработанные для внутреннего употребления (с. 67).

В.Н. Лихачёв отвергает попытки оправдать линию на принуждение России признать обязательными урегулирования, сформированные без её участия, через обещания "когда-нибудь" рассмотреть вопрос о приёме Российской Федерации в члены Евросоюза. Он подчеркивает: "В среднесрочной перспективе для РФ вопрос членства в ЕС неактуален. На первый план выходит другой по содержанию путь -движение в форме расширенного интеграционного взаимодействия. Речь идет о тех сферах, где Россия и Евросоюз имеют органичное понимание целей, механизмов их достижения, соответствующий практический ресурс. Среди них - энергетика, экология, транспорт, космос, инновационные технологии, образование, культура и др." (с. 118). Но и в этой области прогресс немыслим без фактического равноправия сторон. Как раз отсутствием такого равноправия объясняется отказ России от принятия концепции Евросоюза "новые соседи", которая "ставит постоянного члена СБ ООН, участника 'восьмерки', реального стратегического партнёра для многих международных субъектов, того же Евросоюза" вровень с Грузией, Египтом или Марокко (с. 178).

Автор предостерегает от переоценки возможностей Евросоюза на международной арене в области формирования единой внешней и оборонной политики, хотя эта тема постоянно присутствует в брюссельских декларациях и прокламациях. Он справедливо указывает на то, что "ЕС начала XXI века соткан из ряда существенных противоречий", к которым относятся разногласия между новыми и старыми членами Евросоюза (эти разногласия касаются не второстепенных момен-

152

Рецензии

тов, а центральных проблем развития ЕС), противоречия внутри самой группы "новобранцев", расхождения "между брюссельским и американским фактором" (причем влияние США не слабеет, а нарастает), разлад между бюрократическими и властными структурами Евросоюза и государств-членов, а также между Европарламентом и Комиссией ЕС (с. 116-117). Помимо названных областей существует и ещё более существенная сфера разноголосицы, всё больше занимающая общественное мнение стран-членов ЕС -расхождения между фундаментальными требованиями демократии и усиливающимся авторитаризмом ведения дел в ЕС. Ярким примером этого является давление на Ирландию с требованием "повторить" референдум, отклонивший подработанный вариант "европейской конституции" как не отвечающий принципам демократии.

В.Н. Лихачёв подчёркивает, что внешняя экспансия Евросоюза "географически не лимитирована". Стремясь утвердить себя в качестве "самостоятельного полюса мира, экономически и политически сильного, влиятельного", - продолжает он, - Евросоюз устанавливает неформальные связи с Азией, Африкой и Латинской Америкой, причём как с отдельными странами, так и с региональными группировками. Это обстоятельство также поддерживает заинтересованность России в интенсификации сотрудничества и партнёрства с ЕС. Россия, пишет В.Н. Лихачёв, "с учётом тенденций глобализации в экономике, трансформации постсоветского пространства, противоречивых и проблемных ситуаций на евроазиатском направлении и других процессов международных отношений, связанных, например, с эволюцией США и Китая, не может не стремиться к углублению отношений с Евросоюзом. Результатом такого сближения,

критического осмысления общеевропейской международной системы, роли некоторых структур может стать если не членство РФ в ЕС, то их общее участие в таком будущем трансноев-ропейском образовании, как Совет Безопасности Европы" (с. 165, 167). Но такое будущее должно опять-таки основываться на полном равноправии сторон - диктат какой-либо из них категорически неприемлем.

Тема взаимоотношений России и Евросоюза исследуется автором в широком контексте современных международных отношений. В книге В.Н. Лихачёва основательно проработаны такие направления, как Россия и международно-правовая культура государств Европы и мира, общеевропейская гуманитарная безопасность, "Европа регионов", специфика отношений России и Китая, России и Японии, России и Белоруссии, глобальная борьба с терроризмом. Кроме того, автор, являющийся заместителем председателя Комитета Совета Федерации по международным делам, много внимания уделил парламентской дипломатии, в том числе теме "Совет Федерации и международное сотрудничество". Представляют теоретический и практический интерес материалы о российском федерализме и регионализме, а также о перспективах развития Ингушетии, которую В.Н. Лихачёв представляет в верхней палате.

Обзор содержания книги В.Н. Лихачёва можно завершить проникнутым обоснованным оптимизмом высказыванием автора в отношении перспектив действий России на международной арене. Он пишет: "Де факто 'клуб друзей и партнёров России' - это реальность, источник уважения и одновременно источник ответственности за наше государство. Но и сама Россия должна постоянно работать на общеевропейский, общемировой дом, рабо-

тать политически корректно, экономически эффективно, демонстрируя свою идеологическую и нравственную силу, принципы мировосприятия и готовность к интеграции с внешним миром" (с. 342).

Благодаря новой книге В.Н. Лихачёва российские специалисты по внешней политике и все, кому дорого положение России в мире и защита её интересов на международной арене, получили серьёзное подспорье в работе.

И.Ф. Максимычев, д.п.н., главный научный сотрудник Института Европы РАН.

ВТО И ЕЁ СТРАНЫ-ЧЛЕНЫ: ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Весной 2008 года увидел свет труд международного коллектива авторов под общей редакцией профессора С.Ф. Сутырина "ВТО: угрозы и возможности в условиях выхода на международный рынок. Механизм взаимодействия национальных экономик" 1.

Устойчивый интерес к теме присоединения к Всемирной торговой организации обозначился в России во второй половине 1990-х годов, то есть по прошествии некоторого времени с момента начала переговоров о присоединении РФ к ВТО. Этот интерес стал нарастать в начале ХХ1 века, после того как процесс переговоров заметно интенсифицировался. К сожалению, далеко не всегда данный интерес оказывался удовлетворённым. Одна из причин этого - отсутствие в стране достаточного количества разнообразной литературы

1 ВТО: угрозы и возможности в условиях выхода на международный рынок. Механизм взаимодействия национальных экономик. Под общей ред. С.Ф. Сутырина. М.: "Эксмо", 2008. С. 395.

на русском языке, посвящённой вопросам современной международной торговли, состоянию и перспективам многосторонней торговой системы. Однако первопричина, как представляется, находится глубже.

Чтобы увидеть и осознать её, придётся признать, что сфера ГАТТ/ВТО и международной торговли остаётся для нас пока ещё относительно новой, с чем далеко не все готовы согласиться. Новая сфера, скажут многие, это, к примеру, нанотехнологии (что абсолютно верно), но причём же здесь международная торговля, если и Россия, и СССР всегда являлись её участниками?

Действительно, Советский Союз участвовал в международной торговле, но своим специфическим образом. В 1947 году его торгово-экономическая политика кардинально разошлась с политикой стран-участниц только что созданного первого в истории института регулирования международной торговли - Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ). Иными словами, мы сами вывели себя за рамки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.