Научная статья на тему 'ВТО и её страны-члены: опыт взаимодействия'

ВТО и её страны-члены: опыт взаимодействия Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
80
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВТО и её страны-члены: опыт взаимодействия»

тать политически корректно, экономически эффективно, демонстрируя свою идеологическую и нравственную силу, принципы мировосприятия и готовность к интеграции с внешним миром" (с. 342).

Благодаря новой книге В.Н. Лихачёва российские специалисты по внешней политике и все, кому дорого положение России в мире и защита её интересов на международной арене, получили серьёзное подспорье в работе.

И.Ф. Максимычев, д.п.н., главный научный сотрудник Института Европы РАН.

ВТО И ЕЁ СТРАНЫ-ЧЛЕНЫ: ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Весной 2008 года увидел свет труд международного коллектива авторов под общей редакцией профессора С.Ф. Сутырина "ВТО: угрозы и возможности в условиях выхода на международный рынок. Механизм взаимодействия национальных экономик" 1.

Устойчивый интерес к теме присоединения к Всемирной торговой организации обозначился в России во второй половине 1990-х годов, то есть по прошествии некоторого времени с момента начала переговоров о присоединении РФ к ВТО. Этот интерес стал нарастать в начале ХХ1 века, после того как процесс переговоров заметно интенсифицировался. К сожалению, далеко не всегда данный интерес оказывался удовлетворённым. Одна из причин этого - отсутствие в стране достаточного количества разнообразной литературы

1 ВТО: угрозы и возможности в условиях выхода на международный рынок. Механизм взаимодействия национальных экономик. Под общей ред. С.Ф. Сутырина. М.: "Эксмо", 2008. С. 395.

на русском языке, посвящённой вопросам современной международной торговли, состоянию и перспективам многосторонней торговой системы. Однако первопричина, как представляется, находится глубже.

Чтобы увидеть и осознать её, придётся признать, что сфера ГАТТ/ВТО и международной торговли остаётся для нас пока ещё относительно новой, с чем далеко не все готовы согласиться. Новая сфера, скажут многие, это, к примеру, нанотехнологии (что абсолютно верно), но причём же здесь международная торговля, если и Россия, и СССР всегда являлись её участниками?

Действительно, Советский Союз участвовал в международной торговле, но своим специфическим образом. В 1947 году его торгово-экономическая политика кардинально разошлась с политикой стран-участниц только что созданного первого в истории института регулирования международной торговли - Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ). Иными словами, мы сами вывели себя за рамки

обозначившегося мейнстрима, если выражаться современным языком. Таково было политическое решение тогдашнего руководства СССР, за которое мы расплачиваемся до сих пор. Ибо всю вторую половину ХХ века развитие многосторонней торговой системы проходило без нашего участия, а цена присоединения к ней на более позднем этапе оказалась куда выше, чем в момент её формирования.

Разумеется, и в Советском Союзе были прекрасные специалисты по внешнеторговым операциям, но и они оставались изолированными от процессов, происходивших на переговорах в рамках ГАТТ, в которых участвовало всё большее число стран и в ходе которых складывались правила современной торговли. Соответственно в условиях централизованной командной экономики с госмонополией на внешнюю торговлю не было запроса и на исследования в сфере многосторонней торговой системы, и потому с данной темой были знакомы буквально единицы отечественных экспертов. Это наследие в полной мере ощущается по сей день -даже для многих учёных-экономистов сфера торговой политики остаётся наименее знакомой по сравнению с другими разделами экономической науки. Но признать это готовы далеко не все. Впрочем, объективная оценка данной ситуации была дана лет пять назад президентом В. В. Путиным, который, комментируя присоединение к ВТО Китая, отметил, что у нас данной проблемой занимаются, к сожалению, не более 40 человек.

Всё это, на наш взгляд, придаёт особую актуальность и новизну рецензируемой книге. Справедливости ради следует признать, что с каждым годом выходит всё больше изданий по тематике ВТО. Однако значительная их часть продолжает концентрироваться на двух основных сюжетах. Первый

состоит в рассмотрении собственно ГАТТ/ВТО - истории, принципов и правил этой организации, соглашений Уругвайского раунда, и в несколько меньшей степени - современного состояния торговых переговоров между членами ВТО. Второй посвящён переговорам о присоединении России к ВТО и ожидаемым последствиям будущего членства страны в этом клубе.

Между тем проблематика ВТО, членами которой на 1 июля 2008 года являлись 152 государства и несколько десятков продолжали вести переговоры о присоединении, гораздо шире и многообразнее. Более того, чтобы избежать упрощённого представления о втором сюжете, понять всю неоднозначность процесса переговоров, многообразие интересов стран-членов, увидеть будущую роль и место России внутри ВТО -необходимо выйти за рамки этих двух сюжетов. Данную непростую задачу и попытались решить авторы рецензируемого издания, которых собрала с этой целью в одну команду кафедра мировой экономики Санкт-

Петербургского государственного университета.

Книга содержит пять разделов: "ВТО как инструмент регулирования международной торговли", "Страны с развитой экономикой в системе ВТО", "Развивающиеся страны в системе ВТО", "Постсоветское пространство в современной международной торговой системе".

Одним из достоинств первого раздела является описание современного этапа развития международной торговой системы, в частности, переговоров Доха раунда или раунда развития, начавшегося в 2001 году и продолжающегося до настоящего момента.

Амбициозность повестки дня Доха раунда - первых торговых переговоров в рамках ВТО была обусловлена как итогами предыдущего Уругвайского

раунда, в частности, нерешёнными в его ходе вопросами, так и общим стремлением стран-членов исправить в пользу развивающихся государств тот дисбаланс по линии "Север—Юг", который сложился ещё при подписании ГАТТ. Однако вскоре после начала переговоров раунд развития впал в глубочайший кризис из-за обострения противоречий между участниками переговоров. Несмотря на отдельные обнадёживающие признаки достижения договорённостей, приходится согласиться с жёстким выводом авторов: "В сложившихся обстоятельствах оказывается под вопросом не только возможность сколько-нибудь успешного завершения Доха раунда как такового. Фактически на повестке дня оказывается вопрос жизнеспособности всей современной международной торговой системы" (с. 26).

Ключевая роль в строительстве системы ГАТТ/ВТО, несомненно, принадлежит США и странам Западной Европы. Именно поэтому рассмотрение взаимодействия стран-членов с ВТО начато в книге с развитых государств или, как ещё их принято называть в зарубежной литературе, — ведущих торговых держав. Соответственно четыре главы второго раздела посвящены Соединённым Штатам, Канаде, Евросоюзу и Швейцарии в системе ВТО (в этом ряду не хватает, быть может, Японии).

Принципы свободной торговли и недискриминации, как известно, были закреплены в Атлантической хартии, подписанной США и Великобританией в 1941 году. Как самая мощная держава после окончания Второй мировой войны, США были наиболее заинтересованы в либерализации торговли. В главе "США и ВТО" представлена не только история взаимодействия Соединённых Штатов с многосторонней торговой системой, но и проанализирована роль государственных институтов и их взаимодействия в выработке внешнеторго-

вой политики США (с. 128). Думается, что данный параграф представляет особый интерес для российского читателя, особенно госчиновников высшего звена. Ценный зарубежный опыт было бы полезно осмыслить с целью возможного применения в России, где вплоть до 2008 года внешнеторговая политика часто оказывалась полем для поспешных и непродуманных административных реформ, вовсе не способствовавших успеху переговоров по присоединению к ВТО.

США своим собственным примером демонстрируют всему миру приверженность либеральному режиму в торговле — средний уровень применяемых импортных таможенных пошлин составляет ныне менее 4%. Низкие пошлины США могут позволить себе благодаря конкурентным преимуществам своих производителей (с. 131).

Следование таким фундаментальным целям ВТО, как либерализация торговли, вовсе не отменяет конфликты с торговыми партнёрами, которые являются прямым следствием объективных различий в уровне экономического развития и интересов участников торговли. В этой связи неудивительно, что с момента возникновения ВТО в январе 1995 года до октября 2006 года "США 85 раз направляли жалобы на торговую политику других стран... В свою очередь, партнёры Соединённых Штатов направили на них 107 жалоб" (с. 133).

США наряду с ЕС играют ключевую роль в переговорах Доха раунда. Именно в торговых переговорах Доха раунда наиболее полным образом отражается современная торговая политика Вашингтона. Она, как верно отмечено в параграфе "США и Доха раунд" (с. 135), не лишена противоречивости. Так, с одной стороны, США требуют от других стран либерализации в сфере сельского хозяйства, с другой же — под-

держивают у себя достаточно высокий уровень субсидий фермерам.

Европейский Союз является другим ключевым игроком в международной торговле. Характерная черта современной торговой политики ЕС, как подчёркивается в седьмой главе "Европейский Союз в системе ВТО", состоит в стремлении включить в повестку дня торговых переговоров такие новые направления, как торговля и инвестиции, торговля и правила конкуренции и т. д. Иными словами, Брюссель настаивает на том, чтобы дальнейшая либерализация доступа на рынки сопровождалась совершенствованием правил игры (с. 194).

Торговая политика ЕС испытывает сильное воздействие общей сельскохозяйственной политики, в основу которой заложен глубокий протекционизм и которая обусловила существование в странах ЕС наибольшего по сравнению с другими развитыми странами объёма искажающих торговлю субсидий. В последние годы торговая дипломатия ЕС придаёт возрастающее значение так называемым "неторговым озабоченно-стям" (охрана окружающей среды, защита здоровья животных и т. д.), что служит дополнительным подтверждением протекционистского характера общей сельскохозяйственной и общей торговой политики Сообщества в целом (с. 195).

Канада - ещё один ключевой игрок мировой торговли, член так называемой группы "квадро", в которую также входят США, ЕС и Япония. Канада, как сказано в шестой главе книги, сыграла важную роль в становлении и развитии международной торговой системы. "Являясь с момента своего образования экспортоориентированной экономикой, Канада практически всегда выступала за развитие либерализации международной торговли" (с. 164). Страна в основном поддерживает все инициативы,

направленные на воплощение в жизнь повестки Доха раунда.

В разделе "Страны с развитой экономикой" отдельная глава, восьмая, посвящена Швейцарии. Уступая по размерам экономики и объемам торговли странам "квадро", Швейцарская Конфедерация тем не менее играет свою особую роль в системе ВТО, являясь уникальным членом этой организации с точки зрения своей активности, влиятельности и характера взаимоотношений с другими государствами. Именно в Женеве, как известно, располагается штаб-квартира ВТО. Возможно, именно это обстоятельство способствует той активности и целеустремленности, с которыми Швейцария отстаивает позиции своих производителей и экспортёров (особенно сельскохозяйственной и фармацевтической продукции), а также защищает национальных обладателей прав интеллектуальной собственности (с. 220).

В разделе "Развивающиеся страны в системе ВТО", несомненно, первостепенный интерес вызывает десятая глава "Присоединение к ВТО: опыт Китая". Интерес этот обусловлен, во-первых, тем, что вхождение Китая в ВТО явилось весьма заметным событием в истории ВТО, которое ещё в полной мере не проанализировано. Во-вторых, материалы главы разрушают уже возникшие у нас стереотипы и заблуждения, в основе которых лежит совершенно необоснованное идеализирование опыта присоединения этой страны к ВТО (с. 259). Читателю будет также любопытно узнать о множестве нареканий в адрес Китая со стороны членов ВТО в отношении выполнения взятых им при присоединении обязательств (с. 271). В то же время скептикам будет интересно познакомиться с тем позитивным воз-дейстием, которое ощутила экономика Китая в результате присоединения к ВТО (с. 275) и которое, вероятно, смо-

жет почувствовать и российская экономика после завершения процесса присоединения РФ к организации.

Тема присоединения России к ВТО, безусловно, является более знакомой читателю в сравнении с темами, обозначенными выше. Вместе с тем у многих интересующихся данным вопросом представление о действительном состоянии дел остаётся довольно поверхностным, зачастую весьма искажённым. Последняя, четырнадцатая глава книги "Россия и ВТО" даёт развернутую, достаточно подробную и достоверную картину процесса присоединения РФ, включая возможные последствия будущего членства в этой организации для экономики страны. Очень важным дополнением к теме служит параграф под названием "Россия и переговоры Доха раунда" (с. 373), содержание которого позволяет не только составить более полное представление о потенциальных последствиях будущего членства в ВТО, но и задуматься над будущей стратегией России внутри организации, что на данный момент, пожалуй, становится не менее важным, чем собственно завершение переговорного процесса.

Присоединение РФ к ВТО рассматривается в разделе "Постсоветское пространство в современной международной торговой системе", в котором странам СНГ посвящена отдельная тринадцатая глава. Авторы, таким образом, не только восполнили явный пробел в отечественных публикациях на тему присоединения стран СНГ к ВТО, но и дали возможность читателям взглянуть под новым углом на проблему интеграции на постсоветском пространстве.

Вдумчивое и неспешное прочтение всей книги естественным образом под-

водит читателя к анализу перспектив функционирования ВТО. Этот важнейший на сегодняшний день вопрос лишь вскользь затрагивается в кратком Заключении (с. 383). Со своей стороны, для адекватной оценки перспектив ВТО авторы воспроизводят один популярный вопрос: утрачивает ли национальное государство хотя бы часть своих традиционных прав, когда присоединяется к международным торговым соглашениям, вступает в международные экономические организации? Тщательно взвешивая два варианта ответа — "Да" и "Нет" — авторы отдают предпочтение последнему. И в отношении ВТО, с нашей точки зрения, это абсолютно верно. Ибо ВТО в отличие, например, от ЕС не интеграционная организация, поэтому её члены не делегируют часть своих национальных полномочий на некий более высокий уровень. Как раз торговые переговоры, которыми и занимается ВТО, "представляют собой подтверждение суверенитета", как выразился по этому поводу канадский исследователь М. Харт (с. 383).

И в завершение — два слова о названии книги. На наш взгляд, слово "угрозы" создаёт в нём излишнее напряжение и не вполне оправдано. Во всяком случае, от прочитанного ощущения угрозы не возникает. Возможно, вместо "угроз" следовало бы говорить о "рисках" или "вызовах". Разумеется, это незначительное замечание никак не умаляет достоинств издания, которое вполне может быть рекомендовано экспертам в сфере торговых отношений, а также в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов вузов, обучающихся по специальности "Мировая экономика".

В.В. Перская, професссор, д.э.н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.