Научная статья на тему 'Перспективы Большой Европы'

Перспективы Большой Европы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
39
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы Большой Европы»

•-■-С ====================================

РЕЦЕНЗИИ

ПЕРСПЕКТИВЫ БОЛЬШОЙ ЕВРОПЫ

Взаимоотношения между Россией и Европейским Союзом являются одним из важнейших компонентов политической ситуации на континенте. Здесь, как в фокусе, сходятся силовые линии, определяющие вектор дальнейшего развития Европы. Уже сейчас Россия и Евросоюз накрепко связаны между собой общей историей, культурой, обоюдными экономическими и политическими интересами. В то же время остаётся под сомнением, входит ли движение к интеграции в общеконтинентальном масштабе в непосредственные практические планы Евросоюза и, если да, будет ли оно происходить на равноправной основе? Другими словами, собирается ли Европейский Союз в обозримом будущем удовлетвориться завершением создания Малой Европы или всерьёз готов к работе над проектом Большой? И будет ли он и дальше пытаться навязывать России свои правила игры или же признает необходимость того, чтобы в общеевропейском доме в её распоряжение была предоставлена достаточно комфортабельная квартира, где она сможет по-прежнему чувствовать себя хозяйкой?

Решение этих вопросов приобрело сегодня, так сказать, прикладной характер. В обход заплутавшихся в философских дебрях дебатов о соотношении между различными экономическими и политическими моделями сейчас нужно искать и находить конкретные способы достижения компромиссов, приемлемых для обеих сторон. Практическим аспектам взаимоотношений между интегрированной частью континента и РФ посвящена только что вышедшая в свет книга видного российского правоведа и политического деятеля, доктора юридических наук, Чрезвычайного и полномочного посла

Российской Федерации В.Н. Лихачёва 1. Как член Совета Федерации Федерального Собрания РФ до 1998 и после 2003 года, а между этими датами - постоянный представитель Российской Федерации при Европейских сообществах, В. Н. Лихачёв входит в число тех немногих профессионалов, кто может с полным знанием дела судить о принципиальных установках российского подхода к сотрудничеству с Евросоюзом, о состоянии этого сотрудничества и о перспективах отношений между ЕС и Россией.

На серьёзное политическое значение книги Лихачёва указывается в предисловии к ней министра иностранных дел России С.В. Лаврова. Она, по оценке министра, "содержит обстоятельный анализ правовых основ политики и дипломатии ЕС, функционирования его руководящих органов". Глава российского дипломатического ведомства подчёркивает, что отношения с Евросоюзом - "приоритетное направление внешней политики России". ЕС - "сложная и постоянно эволюциони-зирующая международная структура", внутри которой "развиваются непростые процессы, связанные с расширением и внутренними реформами". В этой связи чрезвычайно важно знать специфику Евросоюза, чётко представлять себе, чего от него можно ожидать. С. В. Лавров считает, что автор, являющийся "не только видным учёным и общественным деятелем, но и дипломатом-практиком", успешно решил стоявшую перед ним задачу. Книга В.Н. Лихачёва предоставляет читателю информацию, позволяющую лучше понимать логику действий "одного

1 В.Н. Лихачёв. Россия и Европейский Союз в международной системе (дипломатия, политика, право) 1998-2004 гг., Москва -Брюссель, 2004, 600 с.

из наших главных партнёров на мировой арене" (с. 3-4).

У книги есть ещё одно предисловие -бывшего председателя Комиссии Европейских сообществ Романо Проди (впрочем, когда Проди писал его, он был ещё действующим руководителем Комиссии). Оно представляет интерес не только подтверждением того факта, что Россия является стратегическим партнёром Евросоюза. Проди подчёркивает, что Россию и Евросоюз "объединяет общее историческое и культурное наследие, наши отношения базируются на общих ценностях и принципах демократии, правопорядка, гражданского общества, социально ориентированной рыночной экономики". Констатация этой реальности приобретает своё полное значение на фоне затеянной из США кампании по поводу мнимого "отхода" России от "западных ценностей". Глава Комиссии ЕС указывает, что книга В.Н. Лихачёва "охватывает важный период в становлении нашего партнёрства с Россией с момента вступления в силу в 1997 году Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве ЕС и России". Проди высказывает надежду на то, что она окажется полезной "для широкого круга читателей, изучающих отношения России и Европейского Союза, интерес к которым, как я [Проди] убедился на собственном опыте, в мире постоянно растёт" (с. 5-6).

Можно не сомневаться, что предсказание Проди оправдается, поскольку книга В.Н. Лихачёва в силу своей многоплановости представляет интерес и для специалистов, и для широкого круга читателей. В ней объединены его статьи для различных органов печати, выступления на международных конференциях, интервью, комментарии, а также тексты официальных документов периода 1997-2004 годов. Естественно, трудно перечислить все темы, которых касается автор, подвергая детальному анализу состояние и перспективы активно развивающихся отношений России и Евросоюза. Да это и не нужно: ни один из существенных аспектов сложного переплетения интересов этих мощных международных акторов

современности не остался в стороне. Читатель сможет выбрать из обильного материала те моменты, которые ему ближе остальных. Самым важным в книге являются ясные, взвешенные и юридически обоснованные ответы, которые В.Н. Лихачев даёт на принципиальные вопросы взаимоотношений России и ЕС.

Серьёзным достижением автора следует прежде всего считать принадлежащую ему предельно чёткую формулировку позиции России в Европе. Ни для кого не секрет, что многие теоретики как на Западе, так и в России подвергают сомнению если не сам факт принадлежности России к Европе, то, по крайней мере, целесообразность российского участия в строительстве Большой Европы. В.Н. Лихачёв правомерно придерживается иного мнения. Он пишет: "Будучи по геополитической и географической природе государством евразийским, Россия исторически, по своим культурным, технологическим, социально-экономическим критериям была и остаётся интегральной частью Европы, одним из активных игроков на общеевропейском пространстве безопасности и сотрудничества" (с. 374). Тут важно каждое слово. На протяжении веков после освобождения от татаро-монгольского ига все серьёзные угрозы для целостности и самого существования России приходили с Запада. Было бы безответственно смириться с возникновением стены между нами и интегрированной частью Европы, под сенью которой могут вызревать многие весьма неприятные для нас вещи. Названные В.Н. Лихачёвым критерии, определяющие тип цивилизации, являются акцентированно европейскими. И хотя сегодня у православия, кажется, больше трудностей с католицизмом, чем с исламом или конфуцианством, христианство продолжает оставаться основой нравственного облика нашего континента и духовного сближения составляющих его наций.

Практический характер приобретает сегодня проблема пропорций национального суверенитета членов Европейского Союза и полномочий набирающего силу

наднационального центра ЕС в лице его Комиссии. Не входящим в Евросоюз государствам приходится постоянно определять, с кем - с членами ЕС напрямую или с Комиссией - сподручнее решать те или иные конкретные вопросы, подчас очень важные для дальнейшего развития континента. Вне зависимости от конечной судьбы нынешнего проекта конституции ЕС, разработанного под руководством Валери Жискар д'Эстена, представляется неизбежной постепенная концентрация власти в наднациональных органах Евросоюза в будущем. Но это вряд ли приведёт, во всяком случае, на поддающийся предвидению отрезок времени к созданию "Соединённых Штатов Европы", против которых восстаёт суверенитет больших европейских наций, завоёванный ими столь дорогой ценой. В этом смысле следует понимать и ответ В.Н. Лихачёва на вопрос, движется ли Евросоюз в направлении превращения в нечто подобное США. "Думается, - пишет он, - при самой строгой оценке, с учётом процессов глобализации и регионализации, ЕС движется к некой государственно-подобной форме с большим уровнем интеграционного качества, которая всё же не совпадает с классическим типом государства, в том числе и федеративным. Но это, как ни парадоксально, не уменьшает его силу и возможности в политической, торгово-экономической, международной сферах, безопасности и обороне" (с. 434-435). То есть в обозримом будущем всем, кто имеет дело с Евросоюзом, придётся по-прежнему строить отношения с ним и на двустороннем уровне, и на уровне Брюсселя, причём последний момент не следовало бы недооценивать.

Наконец, в отношении равноправной основы сотрудничества России с Евросоюзом В.Н. Лихачёв подчеркивает: "Сегодня при решении вопросов двусторонних и международных отношений Россия и ЕС ведут себя как самостоятельные игроки, имеющие собственные интересы, но при этом понимающие, что большинство существующих проблем могут быть

решены только на пути согласования индивидуальных позиций, достижения баланса потребностей при уважении своих международных обязательств, норм и принципов международного права" (с. 375). Расширение ЕС, ведущее к завершению создания Малой Европы, бросается иным чиновникам Евросоюза в голову, и они считают возможным требовать от России, чтобы она просто подчинилась малоевропейским урегулированиям. Однако такой путь ведёт в никуда. Россия концентрируется, набирает силы и вовсе не собирается идти в услужение к кому-либо. Она может признать лишь те урегулирования, которые достигнуты при её участии и с её согласия. Евросоюз нуждается в России не меньше, чем Россия в Евросоюзе. С сочувствием В.Н. Лихачёв цитирует высказывание Романо Проди о том, что европейская история не может состояться без России. Но для этого необходимо, чтобы никто не претендовал на "право" командовать Россией.

При соблюдении принципа равноправия у общеконтинентального сотрудничества есть широкие перспективы. "В современных условиях, - отмечает В. Н. Лихачёв, - речь должна идти о подготовке новой модели отношений России и Евросоюза. Её суть - переход к интеграционному взаимодействию. Областями такого приложения сил и ресурсов сторон уже сегодня выступают отдельные сферы - энергетика, космос, наука, техника, культура. Их перечень будет объективно расширяться по мере реализации санкт-петербургских договорённостей (май 2003 г.) о создании четырёх общих пространств: экономического; свободы, безопасности и правосудия; в области внешней безопасности; научных исследований и образования, включая культурные аспекты" (с. 158). Создание Большой Европы встаёт на повестку дня. Объективным толчком к ускорению общеконтинентальных процессов стала возникшая в 2003 году франко-германо-российская тройка, сделавшая невозможным повторение в Европе "холодной войны" в любой форме. Брюсселю предстоит подтя-

гиваться к уровню сотрудничества, достигнутому совместно Парижем, Берлином и Москвой. Участие Мадрида в недавней встрече тройки в Париже показывает, что идея преодоления внутриконтиненталь-ных перегородок завоёвывает умы европейских политиков.

Историю делают люди, делаем все мы вместе. К такому выводу подводит анализ итогов своего пятилетнего пребывания на посту главы российского представительства при Евросоюзе, которым автор завершает свою книгу. Нельзя не согласиться с его оценкой значения персонального вклада каждого участника в реализацию имеющихся возможностей. В. Н. Лихачёв справедливо отмечает, что "в век глобализации, ускоренного процесса НТР (Интернет, факс, компьютер и так далее) человеческий фактор был и остаётся главным в современной дипломатии. Его наличие - одновременно политическая, гуманитарная, психологическая и методологическая основа решения всех без исключения проблем начала XXI века. И, естественно, фундамент укрепления и оптимизации российско-еэсовского диалога, который имеет международное измерение, напрямую связан с формированием мирового и европейского порядка в соответствии с основными принципами международного права и Устава ООН" (с. 584-585). В сложном механизме внешней политики великой державы нет "мелких винтиков", от отдачи сил каждым зависит общий успех.

Европейская политика России всё больше принимает форму развития отношений с членами Евросоюза, а также самим Евросоюзом как участником глобальной международной системы. Это не единственное направление российской политики, но одно из её наиболее важных направлений. В контексте нарастания элементов "мирового беспорядка" в международных отношениях, вызванного непредсказуемостью политики Соединённых Штатов, остающихся наиболее мощным их актором, формирование Большой Европы приобретает стабилизирующую функцию глобального характера. Развитие действительно партнёрских отношений в масштабах всего континента становится делом не только официальных властей России, но и российского общества в целом. Разобраться в хитросплетениях, определяющих положение в этой области интересов государств, отдельных экономических и политических групп национального и международного плана, помогает книга В.Н. Лихачёва, глубоко, детально и наглядно излагающая основные моменты процесса объединения европейского континента во всей его совокупности. Остаётся надеяться, что автор как действующий член Совета Федерации сможет внести весомый вклад в реализацию тех рекомендаций, которые он формулирует в своей книге.

И. Ф. Максимычев,

доктор политических наук., главный научный сотрудник Института Европы РАН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.