Научная статья на тему '2006. 04. 020. Лихачев В. Н. Россия и Европейский союз в международной системе (дипломатия, политика, право), 1998-2004 гг. - Москва-Брюссель, 2004. - 600 с'

2006. 04. 020. Лихачев В. Н. Россия и Европейский союз в международной системе (дипломатия, политика, право), 1998-2004 гг. - Москва-Брюссель, 2004. - 600 с Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
139
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ПЛАНЫ ЕВРОСОЮЗА В ДВИЖЕНИИ К ИНТЕГРАЦИИ / РОЛЬ / МЕСТО РОССИИ В ЭТОМ ПРОЦЕССЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2006. 04. 020. Лихачев В. Н. Россия и Европейский союз в международной системе (дипломатия, политика, право), 1998-2004 гг. - Москва-Брюссель, 2004. - 600 с»

НОВАЯ И НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ

Международные отношения

2006.04.020. ЛИХАЧЕВ ВН. РОССИЯ И ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ В МЕЖДУНАРОДНОЙ СИСТЕМЕ (ДИПЛОМАТИЯ, ПОЛИТИКА, ПРАВО), 1998-2004 гг. - Москва-Брюссель, 2004. -600 с.

Ключевые слова: Россия и Европейский союз, планы Евросоюза в движении к интеграции, роль и место России в этом процессе.

Работа В.Н. Лихачева, Чрезвычайного и полномочного посла РФ, постоянного представителя РФ при Европейских сообществах, посвящена практическим аспектам взаимоотношений между интегрированной частью континента и РФ. Автор подчеркивает, что, будучи «по геополитической и географической природе государством евразийским, Россия исторически, по своим культурным, технологическим, социально-экономическим критериям была и остается интегральной частью Европы, одним из активных игроков на общеевропейском пространстве безопасности и сотрудничества» (с. 374).

На современном этапе одной из актуальнейших проблем является проблема пропорций национального суверенитета членов Европейского союза и полномочий набирающего силу наднационального центра ЕС в лице его Комиссии. Невходящим в Евросоюз государствам приходится постоянно определять, с кем - с членами ЕС напрямую или с Комиссией - практичнее решать те или иные конкретные вопросы, подчас очень важные для дальнейшего развития континента. Вне зависимости от конечной судьбы нынешнего проекта конституции ЕС, разработанного под руководством Валери Жискар д'Эстена, представляется неизбежной постепенная концентрация власти в наднациональных органах ЕС в будущем. Но это вряд ли приведет в ближайшем будущем, считает автор, к созданию «Соединенных Штатов Европы», против которых восстает суверенитет больших европейских наций, завоеванный ими столь дорогой ценой. В этом смысле следует понимать и ответ В.Н. Лихачева на вопрос, возможно ли для Евросоюза превращение в нечто, подобное США. «Думается, - пишет он, - при самой стро-

гой оценке, с учетом процессов глобализации и регионализации, ЕС движется к некой государственно-подобной форме с большим уровнем интеграционного качества, которая все же не совпадает с классическим типом государства, в том числе и федеративным. Но это, как ни парадоксально, не уменьшает его силу и возможности в политической, торгово-экономической, международных сферах, безопасности и обороне» (с. 434-435). То есть в обозримом будущем всем, кто имеет дело с Евросоюзом, придется по-прежнему строить отношения с ним и на двустороннем уровне, и на уровне Брюсселя, причем последний момент не следовало бы недооценивать.

Сегодня при решении вопросов двусторонних и международных отношений Россия с ЕС ведут себя как самостоятельные игроки, имеющие собственные интересы, но при этом понимающие, что большинство существующих проблем могут быть решены только на пути согласования индивидуальных позиций, достижения баланса потребностей при уважении своих международных обязательств норм и принципов международного права.

Расширение ЕС, ведущее к завершению создания Малой Европы, позволяет некоторым чиновникам Евросоюза требовать от России подчинения малоевропейским урегулированиям. Однако, считает автор, такой путь ведет в никуда. Россия концентрируется, набирает силы и не собирается идти в услужение к кому-либо. Она может признать лишь те урегулирования, которые достигнуты при ее участии и согласии. Евросоюз нуждается в России не меньше, чем Россия в Евросоюзе. Здесь В.Н. Лихачев цитирует высказывание Романо Проди о том, что европейская история не может состояться без России, но для этого необходимо, чтобы никто не претендовал на «право» командовать Россией.

При соблюдении принципа равноправия у общеконтинентального сотрудничества есть широкие перспективы. «В современных условиях, - отмечает автор, - речь должна идти о подготовке новой модели отношений России и Евросоюза. Ее суть - переход к интеграционному взаимодействию. Областями такого приложения сил и ресурсов сторон уже сегодня выступают отдельные сферы -энергетика, космос, наука, техника, культура. Их перечень будет объективно расширяться по мере реализации санкт-петербургских договоренностей (май 2003 г.) о создании четырех общих пространств: экономического; свободы, безопасности и правосудия; в

области внешней безопасности; научных исследований и образования, включая культурные аспекты» (с. 158). Вопрос о создании Большой Европы встает на повестку дня. Объективным толчком к ускорению общеконтинентальных процессов стала возникшая в 2003 г. франко-германо-российская тройка, сделавшая невозможным повторение в Европе холодной войны в любой форме. Брюсселю предстоит подтягиваться к уровню сотрудничества, достигнутому совместно Парижем, Берлином и Москвой. Участие Мадрида в недавней встрече тройки в Париже показывает, что идея преодоления внутриконтинентальных перегородок завоевывает умы европейских политиков.

Завершая книгу, В.Н. Лихачев отмечает, что «в век глобализации, ускоренного процесса НТР (Интернет, факс, компьютер и т.д.) человеческий фактор был и остается главным в современной дипломатии. Его наличие - одновременно политическая, гуманитарная, психологическая и методологическая основа решения всех без исключения проблем начала XXI в. И, естественно, фундамент укрепления и оптимизации диалога между Россией и ЕС, который имеет международное измерение, напрямую связан с формированием мирового и европейского порядка в соответствии с основными принципами международного права и Устава ООН» (с. 584-585). В сложном механизме внешней политики великой державы нет «мелких винтиков», от отдачи сил каждым зависит общий успех.

Европейская политика России все больше принимает форму развития отношений с членами Евросоюза, а также самим Евросоюзом как участником глобальной международной системы. Это не единственное направление российской политики, но одно из ее наиболее важных направлений. В контексте нарастания элементов «мирового беспорядка» в международных отношениях, вызванного непредсказуемостью политики Соединенных Штатов, остающихся наиболее мощным их фактором, формирование Большой Европы приобретает стабилизирующую функцию глобального характера. Развитие действительно партнерских отношений в масштабах всего континента становится делом не только официальных властей России, но и российского общества в целом.

В.М. Соломатина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.