Научная статья на тему 'Труд как метод и главный фактор развития и воспитания человека'

Труд как метод и главный фактор развития и воспитания человека Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯВЛЕНИЕ ТРУДА / LABOUR PHENOMENON / МЕТОД / METHOD / ФАКТОР РАЗВИТИЯ И ПОДГОТОВКИ К БУДУЩЕМУ / FACTOR OF DEVELOPMENT AND TRAINING FOR FUTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Додонова Л.П.

The scale changes taking place today in the sociohistorical development, and their intensification show that the aggravated struggle of opposing forces is not accidental. We take these changes as a period of bifurcations, the ends of era, when the conversion of the old world occurs as a further progress of evolution. In science, the new integrity and universality are being searched in the cultural space of humanity, expressing the common feature of modernity. In these circumstances human knowledge should keep pace with the progress of the scientific and technological revolution, otherwise breach is inevitable The purpose of the study was to determine the meaning of the labour phenomenon for man’s psychophysical evolution, specifics of its manifestation in education, including the sphere of physical culture and sport and prove the statement that labour is a method and key factor of human development and training in socioeducational conditions and the component of the productive-economic sphere of the country. The analysis and synthesis of scientific-methodological literature and practice were applied to find the areas of solution of the noted problem and modernize theoretical and practical aspects of pedagogics. Based on the above, we can define the concept of «human physical culture»: human physical culture contains the combination of actions intended to transform his psychophysical characteristics using means and methods of physical culture and sport, in ontoanthropogenesis. A similar (but not identical) definition of the concept of «physical culture» is given by the authors. The difference of our definition consists in the fact that it involves limited aspects of a man as an integral object of research and indicates to the essentials: physical aspect (body) and mental aspect; the concept «spirit» expresses the essential features of culture. We describe the unity of marginal concepts («spirit» and «physical body», matter) by the category «spirit-matter». Labour is a method and key factor of human development and training and also a method and condition of its constant training for facing the tomorrow’s reality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Труд как метод и главный фактор развития и воспитания человека»

УДК: 331.1

труд как метод

и главный фактор развития и воспитания человека

Кандидат биологических наук, доцент л.П. Додонова

Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Новосибирск

2 "и

£ л а

ч—

■ о

0J и

а ■ тз с

га

^

О (U .с Н

LABOUR AS A METHOD AND KEY FACTOR OF HUMAN DEVELOPMENT AND EDUCATION L.P. Dodonova, associate professor, Ph.D. Novosibirsk teachers' professional re-training institute, Novosibirsk

Key words: labour phenomenon, method, factor of development and training for future.

The scale changes taking place today in the sociohistorical development, and their intensification show that the aggravated struggle of opposing forces is not accidental. We take these changes as a period of bifurcations, the ends of era, when the conversion of the old world occurs as a further progress of evolution. In science, the new integrity and universality are being searched in the cultural space of humanity, expressing the common feature of modernity. In these circumstances human knowledge should keep pace with the progress of the scientific and technological revolution, otherwise breach is inevitable The purpose of the study was to determine the meaning of the labour phenomenon for man's psychophysical evolution, specifics of its manifestation in education, including the sphere of physical culture and sport and prove the statement that labour is a method and key factor of human development and training in socioedu-cational conditions and the component of the productive-economic sphere of the country. The analysis and synthesis of scientific-methodological literature and practice were applied to find the areas of solution of the noted problem and modernize theoretical and practical aspects of pedagogics. Based on the above, we can define the concept of «human physical culture»: human physical culture contains the combination of actions intended to transform his psy-chophysical characteristics using means and methods of physical culture and sport, in ontoanthropogenesis. A similar (but not identical) definition of the concept of «physical culture» is given by the authors. The difference of our definition consists in the fact that it involves limited aspects of a man as an integral object of research and indicates to the essentials: physical aspect (body) and mental aspect; the concept «spirit» expresses the essential features of culture. We describe the unity of marginal concepts («spirit» and «physicalbody», matter) by the category «spirit-matter». Labour is a method and key factor of human development and training and also a method and condition of its constant training for facing the tomorrow's reality.

Ключевые слова: явление труда, метод, фактор развития и подготовки к будущему.

Масштаб перемен, происходящих сегодня в социально-историческом развитии (СИР), и их растущее напряжение показывают неслучайность обострения борьбы сил противоположных. Эти перемены мы рассматриваем как период бифуркаций, смену эпох, в которой происходит преобразование старого мира как дальнейшее продвижение эволюции. В науке идет поиск новой цельности и универсальности в культурном пространстве человечества, выражающих общую черту современности. В этих условиях надо, чтобы познание человека успевало за прогрессом научно-технической революции, иначе неизбежно рушение. А ведь все наоборот: доля исследовательской активности мирового научного корпуса в форме публикаций, изучающих биологию и биохимию, составляет 7,5 % (4-я в рейтинге), психологию и психиатрию - 2,87 % (12-я в рейтинге), образование - 0,4 % (23-я в рейтинге из 24), а клиническую медицину - 24,0 % (1-я в рейтинге) [3]. Состояние образования как компонента культуры называют кризисным, и оно включает актуальную проблему развития человека (ПРЧ), решение которой связано со стратегией и тактикой развития педагогической науки и образовательной практики [8, 9], определяющих в итоге развитие страны. В педагогике сегодня не используется понятие «трудолюбие», а его понимание в [5, с. 293] имеет ограничения и сужает жизненное значение. Здесь конкретно выявляется необходимость обновления методологии педагогических исследований, компонентом которой является категориально-понятийный аппарат.

Цель исследования - определить значение явления труда для психофизической эволюции человека, специфику его проявления в образовании, включающем сферу физической культуры и спорта (ФКиС), и аргументировать положение о том, что труд есть метод и главный фактор развития и воспитания человека в социально-образовательных условиях и компонент производственно-экономической сферы страны.

Методы исследования. Анализ и синтез научно-методической литературы и опыта применены для поиска областей решения названной проблемы и обновления теоретических и практических аспектов педагогики.

Результаты исследования и их обсуждение. Цивилизация (во всех ее материальных и гражданских аспектах), или обустройство жизни человека, общества, включает как часть систему образования. Всоциально-образовательных условиях цивилизации конкретного типа формируются определенные модели поведения человека (людей) и создаются общественные отношения в основных системах его (их) взаимодействий. Например, дифференциация наук, происходившая несколько столетий, утвердила соответствующий тип мышления исследователей, язык конкретной науки и доминирующие способы деятельности. Как следствие - слабость современной педагогики, которая состоит в том, что она не изучает человека как целое. В представлениях о человеке существуют и другие структурные ограничения - не учитывается факт, что человек есть часть (семьи, народа, человечества, планеты, Космоса; последний мы понимаем как материю, выраженную в рамках закона), вследствие чего не учитывается закономерность его связи с природой. Но человек есть звено, нужное в бесконечной цепи явлений действительности, так как зародился и развивается многие миллионы лет в условиях планеты. Он не сам по себе, но часть Единого Целого. Такое исключение самих себя из Единого Целого искажает теоретико-практические разработки в педагогике и других науках. Причины исключения из сознания человека этих фактов лежат в далеком прошлом, определяют неполноту нашего знания и влияют на СИР, в ходе которого человек нарушил свое сотрудничество с природой и тем нарушил великое равновесие в биосфере планеты. Последняя (как структурная часть солнечной системы) есть энергетически цельная структура, управляемая непреложными законами Космоса, обусловливающими и жизнедеятельность человека (людей). Следствием является широко распространенный факт разрушения баланса отношений в системах «человек-природа», «человек-общество», «человек-человек», «человек-культура».

Наиболее обобщенными в этих системах являются трудовые отношения, которые определяют область решения ПРЧ. Доказательства даны ниже. В этих отношениях происходит борьба разных сторон и ныне доминирует явление разновесия, накопившееся в ходе СИР. К примеру, сегодня в поведении многих людей хаос доминирует над порядком и методичностью их жизнеустройства и необходимо понять причину того, что с человеком происходит в реальной жизни. Считаем, она в следующем. Когда маленький ребенок попадает в большие потоки детей в организованных коллективах, то можно представить чувства, которые он испытывает, положение его духа, оказавшегося среди этих толп и не знающего, к чему и к кому устремиться. Действительно, растеряться нетрудно. Поэтому каждому человеку важно знать, куда и к кому он идет и что и кто именно будет фокусом притяжения его сознания в течение всего онтогенеза. Это торжествующее звучание суеты жизни порождают явление разновесия во внутреннем мире человека, широко распространенное сегодня, а явление равновесия практически не осознано и не утверждается им как важный каждодневный компонент его психофизического состояния, обусловленного взаимодействием психики и организма как действующего аппарата. Но именно психофизическое состояние определяет жизнедеятельность человека. Это несоответствие вызывает вопрос: как потушить триумф суеты мира сего?

Социокультурное измерение бытия человека, переосмысление проблемы человека и попытки вернуть ему чувство уверенности в себе имеют длинную историю. В современной цивилизации уже более ста лет происходят и нарастают непонятные явления, которые порождают противоречия в сознании людей. К примеру, в познании социально-образовательных процессов (СОП) еще не выработаны относительно целостные, замкнутые концептуальные системы, модели, которые могли бы обеспечить предвидение, направленное на овладение будущим устойчивым развитием образовательного процесса (ОП) [6].

Неполнота выделяемых областей решений ПРЧ требует пересмотра общего взгляда на человека, так как неоспорим факт, что живой человек есть целое, высочайшее явление Космоса, содержащее в себе синтез всех царств биосферы и вписанное в нее как часть, самодействующий и самоосознающий субъект-объект. Отсюда необходимость обновления словаря будущего, согласованного с основами жизни и ходом перемен в биосфере. Одностороннее мышление нарушает природосообразность подхода к построению модели поведения человека (людей) и к жизнеустройству общества, включающему систему образования. Как следствие - разрушение баланса отношений в названных системах отношений, породившее ПРЧ. Эта проблема существует на ступенях дошкольного, общего образования и явно проявляется в профессиональном самоопределении человека в жизненной самореализации. ПРЧ содержит взаимозависимые проблемы учебной мотивации, самоорганизации, самоопределения (личностного и профессионального) и другие. Они типичны для многих вузов страны, независимо от ведомственной принадлежности, и их масштаб содержит скрытую угрозу как самим будущим специалистам и гражданам, так и стратегии развития страны. Причиной ПРЧ также, полагаем, является факт исключения трудовой школы как компонента из практического образования.

Этнопедагогика, практическая в своей основе, в течение многовекового опыта выработала «универсальные механизмы приобщения детей к труду, к духовным и нравственным ценностям, к постижению гармонии и красоты окружающей нас природы» (В. И. Андреев, 2008). Аргументация трудовой школы в педагогике присутствует начиная с 17-18-го вв. В 19-м и 20-м вв. данное направление педагогики реализо-вывалось в разных вариантах, но с 2001 г. в рамках реформирования и обновления отечественной системы образования идея трудовой школы «не получила теоретического обоснования» [5, с. 292]. Следствием таких преобразований, считаем, является исключение из сознания ребенка (детей, подростков) значения труда как проявления его созидательной активности, самореализации и важного компонента модели его (их) поведения в течение онтогенеза. Сегодня многие понимают, что уровень образованности, профессиональных компетенций и квалификации является главным каналом социализации, а благосостояние страны, как духовное, так и материальное, зависит от основ, заложенных в сознание и модель поведения детей.

Наш поиск областей решения ПРЧ включает выявление основания развития на уровне общего и выражен задачей -вписать человека в универсальный контекст генерализирующих обобщений. Такими понятиями должны быть определенные оппозиции, диалектичность которых есть основа осмысленности понятий. Построение области решения ПРЧ

2 и

£ л а

ч—

■ о

(и и

а ■ тз с

га

^

О (и .с Н

выполняем в рамках системы «цивилизация-культура». Исходим из представления, что эта система обусловлена взаимодействием противоположных явлений материи и духа, как предельных оппозиций. Рассматриваем категорию духа, которую выражают наиболее существенные особенности культуры, опираясь на представления Н. А. Бердяева (1990): «... всякая Культура имеет духовную основу - она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями».

Позиция автора при разработке ПРЧ определена диалектико-материалистической методологией, отражающей сущностные основы бытия, обусловленного действием универсальных законов. В экономике педагогический труд отнесен к высшей степени сложности. Это допускает выявление новых категорий, понятий и применение совокупности методов исследования, которые позволят более адекватно отражать действительность, здесь человека (людей) как целого и его (их) развитие в космо-гео-ландшафтно-климатических и социально-культурно-психолого-педагогических условиях. Исходим из того, что космическая организованность определяет единую позицию, позволяющую каждое явление рассматривать как часть единого целого, в котором мир собственный становится частью этого целого. Отсюда родится общее понимание и человека, и того, что происходит вне его. Это основное положение всех учений древности (изучение объекта как целого) сегодня забыто, тогда как именно оно определяет диалектичность мышления исследователя, адекватную различным явлениям бытия. Известны два антипода бытия - хаос и проявленное, бытие, выраженное порядком и иерархией всех взаимодействующих царств биосферы.

Идея увеличения активности всех живых существ, включающих человека, человечество, есть ведущая форма прогрессивной эволюции [10, с. 239]. По сути, находим, что эта идея выражает универсальный закон увеличения активности (как проявление энергичности, инициативности) всего живого на планете и форма не имеет значения, но существенна лишь сама идея. Понимание мысли, стоящей за формами, сводится к тому, что природный закон увеличения активности выражает атрибутивное свойство материи (и биосистем) - движение, проявленное разными формами и видами. Жизнь устремлена вперед силою (энергией) мирового закона, и это движение выражено через колебания, пульсацию, смену волн, поэтому ритм волн есть явление законное, а их смена есть основа природных явлений. В частно-научных исследованиях идею движения описывают разными понятиями [активность, двигательная активность (ДА), опыт, труд, работа, работоспособность (физическая и умственная), деятельность, ремесла, рукоделие, творчество и др.]. Каждое из них специфично выражает интерпретации движения как режима развития. Понятий много, но едино содержание действий или труда, описываемых ими: всякая работа есть трата и восстановление энергии (или энергообмен ее разных форм и видов) человека по закону сверхвосстановления. Энергия (от греч. епе^а - действие, деятельность) является одним из основных свойств материи, биоматерии, определяющим меру ее движения. Понятие «энергии» связывает все явления природы [7, с. 1558]. Следовательно, она определяет понятия частных наук как эквиваленты и характеризует смысл труда как разумное основание жизнедеятельности.

Следовательно, явление труда включает представление об энергообмене как о своеобразном питании, полезном для сложной структурно-функциональной организации че-

ловека, ибо без пищи умирает все, что имеет тело (форму). Отсюда следует наша трактовка понятия «труд» - это способ возжжения энергетических субстратов человека, метод поддержания их в состоянии постоянного энергообмена как процесса горения, обеспечивающий преображение его психофизических качеств, свойств и в итоге их развитие в он-тоантропогенезе и соответственно в ходе СИР, в том числе в социально-педагогических условиях. Эти качества мы понимаем как формы проявления активности духа. Но качества сами по себе расти не будут, нужно сознательное их утверждение упражнением. В результате находим, что для роста энергий (сил) человека требуются внутренние условия: 1) осознание этих энергий (сил), 2) постоянное упражнение и 3) применение их в течение жизни, не ставящее границ развитию, поскольку нельзя ограничивать возможности будущего своим пониманием от сегодня. Эта трактовка согласуется с представлением, что «эволюцией движут прежде всего потоки - потоки информации, энергии, вещества - направляемые и регулируемые всей системой организованности биосферы» [10, с. 28]. Здесь выполнено главное требование к определению: предельные параметры изучаемой системы «цивилизация-культура» заданы масштабом пространства, включающего уровни организации социума от человека до человечества, социально-исторический путь которого простирается из далекого прошлого и устремляется в будущее. Отсюда следует, что понятие «энергия» описывает существенное в каждом человеке (и во всех людях), поскольку свойственно всем явлениям природы (уровень «общего»). Усмотрение согласованности целого и частей есть критерий правильного понимания [13, 25].

Из этой новой трактовки понятия «труд» следует, что энергия (ее формы и виды) является общим основанием дихотомии человека, отражающим его сущностные психофизические качества, свойства, уровень которых «заработан» в ходе онтоантропогенеза, а также то, что ритм насыщенного труда ценен как лучшее упражнение для поддержания состояния горения в компонентах и элементах сложной структуры человека. Скажем иначе, планомерный, напряженный, ритмичный труд, ДА есть общесистемный фактор, значимый с позиции целого, и эта трактовка объясняет понимание явления труда как метода развития и позволяет нам рассматривать изучаемую ПРЧ на уровне общего, так как охватывает ход СИР.

То есть труд, активность (ДА и умственная) выполняют функцию своего рода универсалий, являются ценнейшим сокровищем человека и определяют рост его способностей, в основании которых - различные формы и виды энергий (сил) и их рост. И за каждой способностью лежит вековой опыт длительных накоплений в онтоантропогенезе. Скажем иначе, в процессе тренировки энергии превращаются, преобразуются в способности, которые заработаны долгим и тяжким трудом, и тысячелетний опыт может разделять лиц (имеющих разную степень развития психофизических качеств), сидящих за одним столом. То есть опытность тысячелетий определяет уровень способностей человека, переданных генетически и воспитанных в семье, социуме. Но если общество намерено развиваться, то именно оно дает право определять место человека в социальном труде и строительстве. Длительное устремление по выбранному пути порождает инерцию движения, и оно становится закономерным и законным. Здесь аналогия с занятиями ФКиС: лидер тот, кто много

и качественно потрудился. При понимании глубокого смысла работы (психофизической активности) как метода пробуждения энергетики человека и поддержания ее в состоянии горения нам открывается путь поступательного восхождения. Последний обоснован в [5]. В этом случае устремление по правильному направлению будет решением ПРЧ, поскольку каждый шаг по этому пути приближает к победе. Эти доказательства обосновывают аксиологический аспект новой редакции природосообразной педагогики (НРПП), компонентом которого является труд, здесь понимаемый широко.

Явления действия (труда) и бездействия (лень, «ничегонеделание») есть антиподы. Известно [10, с. 39], что чем сложнее форма и регулирующая ее структура, тем выше в ней интенсификация внутренних потоков (информации, энергии, вещества); снижение интенсивности (мощности) потоков ведет к дегенерации формы, осложненной временными циклами и обратными связями. Другими словами, бездействие означает разложение первичного вещества и бездельник обкрадывает сам себя. Поэтому дезертиры труда и труженики - это антиподы. В силу этого лучше ошибиться в действии, чем утопать в инертности безвольного бездействия. Так, тело человека слабнет и дряхлеет без ДА и физического труда, при этом даже простое движение руки несет нервный импульс (как элемент высших психических функций) по «проводам» нервов. Иначе говоря, мускулом движет физическая (биохимическая) энергия, но на нее действует нервный импульс, уже не видимый глазу. Отметим, многие люди трудятся лишь для отдыха, но не для совершенствования. Но именно творческий труд эволюционен, поскольку требует особого (физического и психического) напряжения, сосредоточения и проявления всех основных психофизических качеств, свойств человека как элементов его сущности, поскольку активность обусловлена действием закона энерготрат и восстановлением энергетики в структурах сложной организации человека и обеспечена единовременным проявлением его психофизических качеств, свойств. То есть явление труда по своему качеству может быть разным: труд может быть совершенным, созидательным и несовершенным, разрушительным, поэтому любым трудом можно себя или поднимать, или убивать. Согласно этому понимаем, что эти противоположности объясняют различия форм и видов труда и в итоге определяют направленность жизнедеятельности (эволюционную или инволюционную) [2]. Итак, выведено, что глубинной основой явления труда служит энергия (ее различные формы и виды). Опыт разнообразной активности человека в ходе СИР показывает, что энергии человека упражняются только в делании и поэтому происходит их увеличение согласно закону сверхвосстановления. Энергия дана человеку природой, но применение ее зависит от свободной воли человека. Сама энергия - ни зло, ни добро. Злой или доброй ее делает человек, своим выбором устремляя ее силу соответственно. В таком случае каждый сначала должен понять и оценить направление своего движения в онтогенезе: куда - «вверх» или «вниз», эволюционно или инволюционно - он двигается, при этом выбор направления порождает соответствующие следствия.

Из сказанного следует, что нужно думать не об удобствах молодежи, а о лучшем вооружении ее к жизненной борьбе, которая есть непреложный закон противоположений, действующий на всех уровнях (от микро- до макро- и ме-гауровней). Борьба есть основа существования и продвиже-

ния. Возвращаясь к факту нарушения баланса отношений в основных системах человека, находим противоположение, лежащее внутри человека и выраженное борьбой биологического и психосоциального в нем. Эти противоположения определяют движущие силы и источник развития человека (ДСиИРЧ) на всех этапах онтоантропогенеза. Применение этих сил происходит или по инерции (как все), или целенаправленно (знаю, зачем).

В результате наше понимание значения действий или труда в следующем. Труд нужен для пробуждения и развития энергий (сил) человека, и их увеличение нуждается прежде всего в упражнении. В делании упражняются энергии человека. Упражнения требуют и мускулы, и мысли. Тогда, мы находим, цель всех трудов - в том, чтобы приобрести нужные качества, то есть цель не в самих трудах, но в том опыте, знании и развитии способностей, которые приносят человеку его земные труды. Их развитие не может произойти сразу, поэтому важным (2-м) условием роста является ритм постоянства, чтобы не свести на нет весь предшествующий труд. Постоянно растущий опыт обогащает, и упражнения во всяком труде полезны тем, что дают особые силы как раскрытие способностей (заложенных в нем природой), которые есть неотъемлемая собственность человека. Согласно закону движения нельзя ограничивать действие этих энергий случайными порывами: только постоянный, системный или ритмичный труд (умственный, физический, включающий ДА, и др.) настраивает ток этих энергий (сил). Поэтому на прогрессивном этапе особенно полезны различные действия детей в областях ФКиС, культурно-художественной и трудовой школе, чтобы своевременно подготовить опорно-двигательный аппарат человека (фило-онтогенетически наиболее зрелый в этот период) и заложить стереотип правильной модели поведения ко времени, когда надо уже действовать «по-взрослому». Обмен энергий в человеке основан на ритме (биоритмах) как непреложном законе, и нельзя останавливать действие этих энергий в нас, так как остановка разрушает обмен веществ и ток энергий и в итоге приводит к полному разложению. Последнее объясняет пагубность лени, бездействия, тем более с раннего возраста. К примеру, проблема качества образования, заявленная уже в 21-м веке, не решена, поскольку, чем бы ни занимались несовершенные люди, результаты их деятельности совершенными не будут, и мы не достигнем постоянного роста качества труда без усовершенствования качеств самого человека. А ведь сегодня широко распространена игра в деятельность, или ее имитация, которую детское население копирует как норму поведения, и часто декларацией остается системно-деятельностный подход нового Госстандарта образования. Названные причины определяют и проблему кадров (в образовании, управлении и т. д.).

Таким образом, труд есть ценность каждого человека, и его смысловое значение в развитии его психофизических качеств, свойств и рост качества труда имеет эволюционную значимость, поскольку обеспечивает поступательность онтоантропогенеза и соответственно СИР [2]. Из непреложного закона движения также следует, что способности, проявляемые в чем бы то ни было, не даются даром и каждое усилие приносит свой плод, зрелость которого возможна при определенных условиях. Сказанное обосновывает положение (4): оправданно стремление выполнять всякую работу наилучшим образом, и всякий созидательный труд будет осмыслен. Уточним, смысл этих дел не в самих делах, но в том, что

2 "и

£ л а

ч—

■ о

0J и

а ■ тз с

га

^

О (U л Н

они дают сознанию и как обогащают его опытом. Положение (4) согласуется с гипотезой (3) в [2]. Через ритмичный труд человек может выражать в нем энергии (силы) своей сущности. В условиях урбанизма заполнение времени занятиями художествами, ремеслами, танцами, движением, играми и другим приобщает детей к деланию, рукоделию (правило «руками и ногами»), которые мы понимаем как средство сосредоточения, а формула «труд в поте лица» есть символ напряжения человеческого аппарата. Сосредоточенный или интересный труд тем и хорош, что хотя бы на время собирает мысли, чувства и действия на одном предмете, затрудняя их привычное блуждание, порождающее явление разновесия во внутреннем мире человека. К примеру, кто стремится к совершенству, ведет поиск, напрягает волю и внимание, тот повышает качество труда, которое обновляет воображение человека. Следствием качества труда будет твердость сознания ребенка, которое в детстве необходимо утвердить. Словом, качество труда достигается, если введены в действие все уровни (физический, умственный и нравственный) сложной структурно-функциональной организации человека, поэтому труд также есть фактор воспитания. Ввиду этого воспитание, в том числе физическое, касается всей сущности человека, всего его характера. Отсюда следует наша трактовка понятия «воспитания»: оно есть внесение основ этики в детское сознание с возможно ранних лет, закладывающих правила поведения как ядро в модели образа жизни человека, согласованного с законами природы, управляющими процессами в его организме и психике.

В силу этого из положения (4) также следует, что разнообразный труд для человека (и ребенка) есть основание, на котором прочно возводится «дом его жизни», он есть насущная необходимость, непреложное условие и средство его развития и преуспеяния на всех этапах он-тоантропогенеза. Поэтому решение проблемы качества (труда, образования и др.) возможно при условиях осознания каждым положения (4) и его применения. Например, мастер (на все руки или какой-либо специальности) становится таковым не сразу, способности и таланты человека заработаны его трудом и рядом долгих усилий, и бессмысленна зависть к его достижениям. Ввиду сказанного способности и таланты имеют глубокие корни как звено в цепи, уходящей в глубь сущности человека быть может, многих тысячелетий по генетической линии Из обоснования полезности (целесообразности) труда и объяснения его общего смысла следует положение (5) в каждый труд должно быть внесено начало его полной сознательности. Это актуализирует задачу повышения уровня сознания детского населения о полезности труда для каждого и на его основе восстановления баланса отношений в системе «человек-культура труда», включающей действия в сфере ФКиС. Например, занятия ФКиС во втором десятилетии и старше в большой мере зависят от длительности предыдущего опыта в данной сфере, уровня осознания полезности ДА и воли при ее реализации.

Из сказанного выводим нашу трактовку понятия «физическая культура человека» (ФКЧ): ФКЧ содержит совокупность действий, направленных на преображение его психофизических характеристик методами и средствами ФКиС, в онтоантропогенезе. Похожее (но не тождественное) определение понятия «физическая культура» приводят авторы [4].

Отличие нашего определения в следующем. Оно охватывает предельные аспекты человека как целостного объекта исследования и указывает на существенное: физический аспект (тело) и психический аспект («вершина» которого, считаем, есть дух); понятие «дух» выражает наиболее существенные особенности культуры (см. выше). Единство предельных понятий («духа» и «физического тела», материи) мы описываем категорией «духо-материя», выведенной в [2].

Выводы. Труд есть метод и главный фактор развития и воспитания человека, а также средство и условие его постоянной подготовки к встрече с действительностью (космо-гео-климато-биосферной, культурно-цивилизационно-эко-номической, социально-образовательной) завтрашнего дня.

Литература

1. Додонова Л.П. Закон противоположностей, как основа взаимодействия и развития биосоциальных систем / Л.П. Додонова // Современная онтология-III: Категория взаимодействия. Материалы междунар. науч. конф. «Современная онтология-III: категория взаимодействия». - СПб.: Издательский дом С.-Петерб. ун-та, 2009. - С. 371-379.

2. Додонова Л.П. Философско-методологические аспекты природосоо-бразной педагогики / Л.П. Додонова // Теория и практика физ. культуры.

- 2013. - № 11.- С. 94-99.

3. Маршакова-Шайкевич И.В. Тематический спектр исследовательской активности России: библиометрический анализ / И.В. Маршакова-Шайкевич // Вестник Российской Академии наук. - 2007. - Т. 77. - № 9. - С. 811-818.

4. Назаров Ю.Н. К проблеме развития теоретико-познавательных основ наук о физической культуре / Ю.Н. Назаров, Е.В. Федотов // Теория и практика физ. культуры. - 2013. - № 3. - С. 17-21.

5. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. - 528 с.

6. Сачков Ю.В. Фундаментальные науки как стратегический ресурс / Ю.В. Сачков // Вопросы философии. - 2007. - № 3. - С. 76-89.

7. Советский энциклопедический словарь. / Гл. ред. А.М. Прохоров. 4-е изд.

- М.: Сов. энциклопедия, 1988. - 1600 с.

8. Терегулов Ф.Ш. Образование третьего тысячелетия / Ф.Ш. Терегулов // Сибирский педагогический журнал. - 2004. - № 2. - С. 3-14.

9. Фельдштейн Д.И. Проблемы повышения качества диссертационных исследований по педагогическим и психологическим наукам / Д.И. Фельдштейн // Вестник спортивной науки. - 2013. - № 1. - С. 3-9.

10. Шугрин С.М. Космическая организованность биосферы и ноосферы / С.М. Шугрин. - Новосибирск: Сиб. предприятие РАН «Наука», 1999. - 496 с.

References

1. Dodonova, L.P. The law of opposites as a basis of interaction and development of biosocial systems / L.P. Dodonova // Proceedings of the internar. scient. conf. "Modern ontology-III: category of interaction". - St.Petersburg: Publ. h-se of St.Petersburg un-ty, 2009. - P. 371-379. (In Russian)

2. Dodonova, L.P. Philosophical-methodological aspects of nature conformable pedagogics / L.P. Dodonova // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2013.

- № 11. - P. 94-99. (In Russian)

3. Marshakova Shaykevich, I.V. The subject range of research activities in Russia: bibliometric analysis / I.V. Marshakova-Shaykevich // Vestnik Rossiyskoy Akademii nauk. - 2007. - V. 77. - № 9. - P. 811-818. (In Russian)

4. Nazarov, Yu.N, Fedotov, E.V. On the problem of development of theoretical and epistemological grounds of sciences on physical culture / Yu.N. Nazarov, E.V. Fedotov // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2013. - № 3. - P. 17-21. (In Russian)

5. Pedagogical encyclopedic dictionary / Ed.-in-chief B.M. Bim-Bad; Editorial Board: M.M. Bezrukikh, V.A. Bolotov, L.S. Glebova et al. Moscow: Bol'shaya rossiyskaya entsiklopediya, 2008. - 528 P. (In Russian)

6. Sachkov, Yu.V. Fundamental sciences as a strategic resource / Yu.V. Sachkov // Voprosy filisofii. - 2007. - № 3. - P. 76-89. (In Russian)

7. Soviet Encyclopedic Dictionary / Ed.-in-chief A.M. Prokhorov. 4th ed. -Moscow: Sov. entsiklopediya, 1988. - 1600 P. (In Russian)

8. Teregulov, F.Sh. Education of the third millennium / F.Sh. Teregulov // Sibirsky pedagogichesky zhurnal. - 2004. - № 2. - P. 3-14. (In Russian)

9. Feldstein, D.I. Problems of improvement of the quality of pedagogical and psychological theses / D.I. Feldstein // Vestnik sportivnoy nauki. - 2013. - № 1. - P. 3-9. (In Russian)

10. Shugrin, R.M. Space organization of biosphere and noosphere / R.M. Shugrin.

- Novosibirsk: Nauka, 1999. - 496 P. (In Russian)

Информация для связи с автором:

lp_dodonova@mail.ru

Поступила в редакцию 8.10.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.