Научная статья на тему 'Интенсивный путь, принципы, факторы и внутренние условия развития человека'

Интенсивный путь, принципы, факторы и внутренние условия развития человека Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
578
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕНСИВНЫЙ ПУТЬ / INTENSIVE WAY / ПРИНЦИПЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ И САМОДЕЙСТВИЯ / PRINCIPLES OF OVERCOMING AND SELF-ACTION / ФАКТОРЫ И ВНУТРЕННИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА / FACTORS AND INTERNAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF THE HUMAN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Додонова Л.П., Додонов А.П.

Аргументировано положение о том, что самодействия (телесные и умственные) есть самоначалие человека. Показано с позиций энергетической концепции естествознания, что качество самодействия является дидактическим принципом и первым условием развития человека. Выведено положение о том, что человек должен быть вечным учеником в течение всей своей жизни. Определено, что явление борения есть созидательный аспект процесса развития, в основе которого лежит принцип преодоления. Установлены внутренние условия, необходимые для роста сил, энергий человека и обусловливающие внутренний путь его развития. Выведено новое представление о человеке как о центре активности, способном осознанно создавать режим саморазвития. Как пример, выведена новая ключевая цель физической культуры, отражающая важнейший признак человека и его развития. Методико-практический аспект новой формулировки цели заключается в том, что она объясняет любому человеку смысл занятий физическими упражнениями «здесь и сейчас». Решение данной цели не ограничивают какие-либо признаки (возраст (от дошкольного до «третьего»), пол, конституция, др.), поэтому она является долговременной для каждого человека на всех уровнях организации образования («детский сад школа вуз непрерывное образование»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTENSIVE WAY, PRINCIPLES, FACTORS AND INTERNAL CONDITIONS OF THE DEVELOPMENT OF THE MAN

The work gives arguments to the thesis that self-actions (corporal and cognitive) are self-origin of a human. It has been shown, from the point of view of the power concept of natural sciences, that the quality of self-acting is a didactic principle and the first condition of a human being development. The authors state that the man should be a disciple throughout his whole life. It has been determined that phenomenon of struggle is a creative aspect of the development process that is based on the principle of overcoming. The paper works out the internal conditions that are necessary for the growth of power, energy of a human being causing the inner way of their development. A new concept of a human being as the centre of activity, who is capable of creating the regimen of self-development, has been derived. The researchers propose a new key idea of the physical culture that reflects the most important sign of the human. Methodological and practical aspect of a new statement of the idea is that it can explain anyone the meaning of the physical exercises “here and now”. The solution of this idea doesn’t restrict any signs: age from preschool to “the third age”, sex, body type, etc., and that is why it is durable for everyone at all levels of organization of education (kindergarten, school, university and “permanent education”).

Текст научной работы на тему «Интенсивный путь, принципы, факторы и внутренние условия развития человека»

Итак, если в процессе профессиональной жизнедеятельности преподаватель высшей школы сознательно выстраивает свою профессиональную жизнь в логике продвижения к гуманитаризации своей профессиональной деятельности, то с аксиологических позиций, это позволяет удерживать значимость комплексной реализации исследовательской, образовательной и культуросозидающей функций высшего образования. А, кроме того, это позволяет решать задачу «личностного вклада в культуру» (цивилизации, конкретного студента, собственную) [7].

Библиографический список

Тот факт, что становление и развитие культуры личности (человека) традиционно рассматривается как результат воспитания, определяет вывод о том, что воспитание как процесс и деятельность в высшей школе обретает вполне осязаемые очертания в жизнедеятельности преподавателя высшей школы, являясь, по сути, содержанием ее культурообразущей подсистемы, и пронизывая все виды деятельности преподавателя. Освоение же процессуальных аспектов такой трансформации становится одной из ключевых задач его непрерывного образования.

1. Кузнецов И.Ю., Кузнецова С.А. Самоопределение личности на жизненном пути. Москва: Кордис, 2003: 215.

2. Сластенин В.А. Педагогическая аксиология. Красноярск: Сибирский гос. технологический ун-т, 2008: 273.

3. Садлак Я., Ратайжак Х. Академическая свобода, инновации и ответственность: путь к «Этической глобальной системе позиционирования» в высшем образовании и науке. Высшее образование в Европе. Русская версия. 2004; Том XXIX. 4: 16 - 24.

4. Желагина Т.А. Профессиональная деформация преподавателя вуза: структура и содержание. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2002.

5. Кирьякова А.В. Ценностные ориентиры университетского образования Вестник ОГУ. 2011; 2 (121): 27 - 33.

6. Розов М. Идея университетского образования. Высшее образование в России. 2007; 6: 125 - 231.

7. Климова И.В., Карлов Г.П., Мухаметрахимова О.С., Трошкина Д.В. Духовно-нравственное развитие студентов в контексте реализации проекта «Возрастание сознания: образование, культура, духовность». Мир науки, культуры, образования. 2017; 1 (62): 15 - 17.

References

1. Kuznecov I.Yu., Kuznecova S.A. Samoopredelenie lichnosti na zhiznennom puti. Moskva: Kordis, 2003: 215.

2. Slastenin V.A. Pedagogicheskaya aksiologiya. Krasnoyarsk: Sibirskij gos. tehnologicheskij un-t, 2008: 273.

3. Sadlak Ya., Ratajzhak H. Akademicheskaya svoboda, innovacii i otvetstvennost': put' k «'Eticheskoj global'noj sisteme pozicionirovaniya» v vysshem obrazovanii i nauke. Vysshee obrazovanie vEvrope. Russkaya versiya. 2004; Tom XXIX. 4: 16 - 24.

4. Zhelagina T.A. Professional'naya deformaciya prepodavatelya vuza: struktura i soderzhanie. Tver': Tver. gos. un-t, 2002.

5. Kir'yakova A.V. Cennostnye orientiry universitetskogo obrazovaniya Vestnik OGU. 2011; 2 (121): 27 - 33.

6. Rozov M. Ideya universitetskogo obrazovaniya. Vysshee obrazovanie vRossii. 2007; 6: 125 - 231.

7. Klimova I.V., Karlov G.P., Muhametrahimova O.S., Troshkina D.V. Duhovno-nravstvennoe razvitie studentov v kontekste realizacii proekta «Vozrastanie soznaniya: obrazovanie, kul'tura, duhovnost'». Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 1 (62): 15 - 17.

Статья поступила в редакцию 16.06.17

УДК 122: 572: 37.02

Dodonova L.P., Cand. of Sciences (Biology), senior lecturer, Department of Physical Education and Sports, Novosibirsk

Teacher's Upgrading and Retraining Institute, (Novosibirsk, Russia), E-mail: lp_dodonova@mail.ru

Dodonov A.P., senior lecturer, Novosibirsk Military Institute of Internal Troops n.a. General I.K. Yakovlev (Novosibirsk, Russia),

E-mail: dodonov1965@mail.ru

INTENSIVE WAY, PRINCIPLES, FACTORS AND INTERNAL CONDITIONS OF THE DEVELOPMENT OF THE MAN. The work gives arguments to the thesis that self-actions (corporal and cognitive) are self-origin of a human. It has been shown, from the point of view of the power concept of natural sciences, that the quality of self-acting is a didactic principle and the first condition of a human being development. The authors state that the man should be a disciple throughout his whole life. It has been determined that phenomenon of struggle is a creative aspect of the development process that is based on the principle of overcoming. The paper works out the internal conditions that are necessary for the growth of power, energy of a human being causing the inner way of their development. A new concept of a human being as the centre of activity, who is capable of creating the regimen of self-development, has been derived. The researchers propose a new key idea of the physical culture that reflects the most important sign of the human. Methodological and practical aspect of a new statement of the idea is that it can explain anyone the meaning of the physical exercises "here and now". The solution of this idea doesn't restrict any signs: age from preschool to "the third age", sex, body type, etc., and that is why it is durable for everyone at all levels of organization of education (kindergarten, school, university and "permanent education").

Key words: intensive way, principles of overcoming and self-action, factors and internal conditions of development of the human.

Л.П. Додонова, канд. биол. наук, доц. каф. физической культуры и спорта Новосибирского института повышения

квалификации и переподготовки работников образования, г. Новосибирск, Е-mail: lp_dodonova@mail.ru

А.П. Додонов, доц. НВИ ВВ имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России, г. Новосибирск,

E-mail: dodonov1965@mail.ru

ИНТЕНСИВНЫЙ ПУТЬ, ПРИНЦИПЫ, ФАКТОРЫ И ВНУТРЕННИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

Аргументировано положение о том, что самодействия (телесные и умственные) есть самоначалие человека. Показано с позиций энергетической концепции естествознания, что качество самодействия является дидактическим принципом и первым условием развития человека. Выведено положение о том, что человек должен быть вечным учеником в течение всей своей жизни. Определено, что явление борения есть созидательный аспект процесса развития, в основе которого лежит принцип преодоления. Установлены внутренние условия, необходимые для роста сил, энергий человека и обусловливающие внутренний путь его развития. Выведено новое представление о человеке как о центре активности, способном осознанно создавать режим саморазвития. Как пример, выведена новая ключевая цель физической культуры, отражающая важнейший признак человека и его развития. Методико-практический аспект новой формулировки цели заключается в том, что она объясняет любому человеку смысл занятий физическими упражнениями «здесь и сейчас». Решение данной цели не ограничивают какие-либо признаки (возраст (от дошкольного до «третьего»), пол, конституция, др.), поэтому она является долговременной для каждого человека на всех уровнях организации образования («детский сад - школа - вуз - непрерывное образование»).

Ключевые слова: интенсивный путь, принципы преодоления и самодействия, факторы и внутренние условия развития человека.

Известное нам знание относительно и отражает определённую ступень познания Бытия. Актуальной признана проблема развития человека, и для оптимального развития растущего человека надо выявить пути, принципы, условия, перспективы преобразования системы образования страны [1]. Учёные указывают на необходимость социокультурной модернизации любого субъекта развития [2]. Сказанное определило поиск областей решения проблемы развития человека и нижеследующую цель.

Цель исследования - аргументировать интенсивный путь, принципы, факторы и внутренние условия как основы развития человека на всех уровнях системы образования страны («детский сад - школа - вуз - непрерывное образование»).

В отечественной педагогике сосуществуют методологии, теории и концепции, в основе которых чаще встречаются эмпирические наблюдения, чем теоретические разработки. Но масштабность кризиса в образовании, в том числе и в других странах, свидетельствует о том, что теоретические представления не в полном объеме определяют сущностные аспекты проблемы развития человека (людей) и его (их) обучения. При этом основные образовательные парадигмы, реализуемые ныне в мировом образовательном процессе, имеют недостатки, которые оставляют его стратегию на уровне единичного [3]. В то же время усилиями многих ученых созданы предпосылки для разработки нового методологического подхода, построения современной теории педагогики на основах, которые не зависят от преходящих условий и ритма жизни. Методологической базой данного исследования являются теоретические концепции (системно-структурный подход, выявление инвариантов, теория устойчивости) и концепция эволюции, расширяющая границы познания.

В последние годы выросла динамика и усложнилась социальная жизнь: темп развития социума определяют смены направления и характера деятельности людей; они множат объем переживаний, смятение и сомнения, потерю уверенности в правильности и необходимости выполнять конкретную работу или старательное обучение в школе и вузе. Не все выдерживают быстроту ритма жизни. К примеру, у части молодёжи и взрослых выявляют депрессивные состояния психики [4]. В таких условиях сознание человека должно успевать за этими изменениями, тогда как в жизни многих людей зачастую этого не происходит: большая часть взрослых живет прошлым, а немалая часть молодёжи погружена в мир иллюзий интернета, вовлечена в механизацию, техницизм и другое. Чтобы устоять в условиях интенсификации и усложнения жизни, человеку необходима высокая степень разумности и умение приспосабливаться к многообразным условиям. Этому он может научиться у природы, которую он пока не превзошел своим творчеством. В то же время разумное применение достижений науки и техники вводит сознания людей в планетную жизнь и приобщает их к ней. Полагаем, что человечество проходит этап расширения сознания, которое приобретает широкий кругозор и углубляет понимание. В этом процессе проблемы личные заменяются проблемами планетного масштаба (экологическими, др.), и постепенно человек овладевает сверхличным мышлением, которое помогает ему понимать действительность и свое бытие уже с другой точки зрения. Такое мышление возможно на уровнях особенного, общего и всеобщего, которые выше единичного.

Используем расширенный взгляд на явление жизни человека, продолжающейся миллионы лет в условиях биосферы Земли, чтобы облегчить понимание процесса его сложного развития в онтоантропогенезе, взаимосвязанном с социогенезом. Явление жизни человека описывают понятием «жизнедеятельность», которая не сводится к раздельной активности его организма, включающей двигательную, или к активности его психики (мыслительной), она проявляется только как целостная реакция на какие-либо воздействия. Действительность (явление жизни человека) заключается в том, что пространственно-временные характеристики человека (и другие уровни организации психобио-систем: когорты, популиции, человечество в целом) определяют его фундаментальную целостность, и эта единая нерасчленен-ная реальность не может существовать без движения, проявляющегося в разных формах и видах. Движение есть атрибутивное свойство материи, биоматерии (психобиосистем разных уровней организации). Отсюда находим, что принцип движения (развития), следующий из закона кинезофилии (потребности в движении) и определяющий активность (мыслительную и двигательную) человека, есть основа жизни человека. В результате человек как объект изучения есть природное существо, и его психобиологические характеристики отражают результаты

развития в течение веков, поэтому опираемся на положение о том, что «прошлое является основанием будущего», и будущее трактуем как двигатель. Из положения выводим законообразную импликацию: если настоящее есть следствие прошлого, а будущее есть следствие настоящего, то время является условием, позволяющим сознанию расти и расширяться в любом возрасте и окружении, поэтому надо постоянно смотреть вперед и вверх, а не назад и вниз. Так как подготовка к будущему требует времени, то направленность на будущее должна учитывать условия высокой динамики процессов в биосфере и жизни современного социума и войти в жизнь каждого дня. Это утверждение имеет общесоциальное значение, поскольку в его основе лежат фундаментальные понятия «пространство» (здесь явление жизни человека) и «время».

Известно, что время характеризует любой процесс развития, в том числе развитие человека. Время в современном естествознании трактуют как фактор изменения, развития [5; 7]. Время связано с быстротою движения, и традиционно ход жизни измеряется количеством прошедших часов и лет. В условиях интенсификации современной жизни самой большой потерей в общественном сознании наших граждан является утрата чувства невосполнимости времени [6, с. 87]. Полагаем, что причинами такой утраты являются оторванность от природы и как бы «изъятие» самих себя из круговорота жизни планеты, неумение сотрудничать с природой и потеря созвучия с ее законами, в том числе с законами внутри человека, обусловливающими его онтогенез. Приведем лишь некоторые формы растраты времени и сил, энергий людей. Например, учёт фактора времени актуален для педагогики в связи со следующим. Это и иллюзия многих родителей о том, что главное воспитание и развитие дети получат в школе, и многолетняя перегрузка педагогов (в детских садах и школах) «бумажной» работой, не входящей в их функциональные обязанности. Это и инертность науки, путь которой в чело-векознании не выходит за пределы метода расчленения в рамках конкретно-научного подхода, порождающего "капельные исследования", которые «не дают четкой картины современного нам мира во всей широте и глубине его понимания» [1]. Это и отсутствие в обществе четкого понимания, какое общество мы строим (общество потребления или у человека есть более благородные цели жизни). Это также не восприятие общезначимых мировых идей, идеалов и ориентиров, которые задает сама жизнь, направляющая свой непрерывный поток в пространстве-времени биосферы. Как следствие, настоящее время отличается потрясением нравственности, что приводит к разобщению людей, трате энергии на недостойные цели, конфликты и бесследному исчезновению их сил / энергии, и в ответ в обществе накапливается энтропия. Еще пример, многие школы, да и детские сады имеют компьютеры, и информационно-компьютерная грамотность сегодня трактуется как приоритет практического образования. Но быстрая компьютеризация социума и школ в течение пятнадца-ти-двадцати последних лет привела к тому, что 93% «подростков постоянно не просто пользуются, но, по сути, живут в Сети», у них формируется «клиповое» мышление, растёт интернет-зависимость и другие изменения личности [1].

В связи с последним, отметим, что современная молодёжь активно вовлечена в процесс эксплуатации техники, в том числе компьютерной, которая повышает скорость перемещения и общения. В условиях высокой динамики жизни молодёжь полагает, что может воспользоваться всеми преимуществами, созданными предыдущими поколениями, без особого усилия с их стороны, и поэтому не стоит «особо напрягаться» в учебном процессе. Но тут-то любой человек и совершает серьезную ошибку, ибо, уповая на чужие усилия, он упускает время, которое есть фактор развития, и пренебрегает развитием своих способностей, которые единственно поднимут его выше «середнячка». Результатами такой позиции многих людей являются иллюзии во внутреннем мире, умственная и телесная лень, самообольщение и планы, которым не суждено сбыться как не отвечающим реальности. В то же время практика показывает, что каждый человек выявляет свою сущность по-своему. Это наблюдение согласуется с концепцией авторов [7, с. 149] о том, что человеку присуще индивидуальное пространство-время, сопряженное с протеканием всех психических процессов и качеством отражения внешнего мира, что «соотношения мировых и индивидуальных пространств и времен в онтогенезе различны». Отсюда следует: если «собственное пространство-время есть необходимый компонент целостной организации человека» [5, с. 287], то познание индивидуального пространства-времени (или самого себя)

является задачей каждого. Во многих случаях такое познание отсутствует, и это ограничивает возможности будущего человека пониманием себя от сегодня. Шаткость данной позиции может быть изменена с помощью применения правильных методов воспитания и обучения молодёжи.

В результате в обществе не принято значение времени для развития ребёнка, многие родители не смотрят в даль будущего (ребёнка и своего), и сознание копошится в непосредственной близости. Существуют и «противоречия между имеющейся потребностью в быстром развитии школы и неумением педагогов ее реализовать» [8, с. 188], и понимание некоторыми педагогами профессиональной деятельности в свете денежных интересов. Профессиональное сообщество стремится осознать эти явления, проблемы самореализации и саморазвития человека активно разрабатываются, и по данной проблематике защищены сотни диссертаций [9], но качество образования пока остается на недостаточном уровне.

Вместе с тем известно, что воспитание и обучение детского населения ограничено и совпадает с длительностью прогрессивного этапа (до 23 - 25 лет) онтогенеза: в это время эффективность влияния взрослых связана с краткостью сенситивных периодов, в течение которых определенные внешние воздействия оказываются наиболее благотворными для развития психофизических свойств иного ребёнка. В эти периоды возможны высокие темпы развития качеств, особенно в течение первого и второго детства (до 10 лет), поскольку закон сроков управляет сочетанием качеств. К примеру, развитие физических качеств (координации, равновесия, ловкости, быстроты) наиболее эффективно происходит в течение первого десятилетия. Также известно, что стереотипы поведения формируются в первые пятнадцать лет жизни ребёнка и что трудность пути зависит от привычек тела, которые позже преодолеть уже непросто. Отсюда следует формула «чем раньше, тем эффективнее воспитание и развитие», выражающая взаимосвязь закона сроков и закона причины и следствия. Иначе говоря, один закон порождает другой, поэтому понимание сроков должно определять направленность и содержание методик, технологий воспитания и обучения. Отметим и то, что сегодня модель поведения ребёнка формируется в искусственных условиях урбанизма, техницизма и компьютеризации, и эта модель как некий образец распространена и в городе, и в селе. Дополним, идущее время намного сложнее прошлого, оно приобретает иное значение, сопряженное с масштабными изменениями в биосфере и ее эволюцией, поэтому человек и общество вынуждены соотносить свое будущее с явлениями природы.

Вывод 1: в основе потерь времени и энергии, сил народа лежит слабая осознанность значения и времени, и своих способностей для жизни, и низкий уровень самоорганизации и самоуправления. В связи с масштабностью проблемы развития человека педагогика не должна оставаться в узких границах конкретно-научного познания, потому что она имеет дело с целостным человеком, и представление о нем должно удовлетворять всем сторонам его сложной сущности. Об этом писал еще К.Д. Ушинский. Поэтому педагогику нужно сделать природосообразной, и она должна найти объективное выражение своих основ в непреложных законах природы во всеобъемлющем потоке жизни и ее эволюции, частью которой является человек, человечество. Трудно устанавливаются общие законы, поскольку они не могут быть выражены одной формулой. Но особая значимость основ жизни состоит в том, что они неизменны в веках и не зависят от преходящих условий и нарастающего ритма жизни, поэтому в минуты потрясения и личного, и пространственного человек может вспомнить о них, опереться на эти основы жизни и выдержать давление обстоятельств.

Из сказанного следуют научно-методические аспекты: а) закон сроков и знание краткости сенситивных периодов определяет их значение для своевременного и должного развития ребёнка и высокие требования к профессионализму педагогов, особенно работающих с детьми в возрасте до 10 лет; б) представление ребёнка о самом себе и об окружающем его мире содержит некую сферу, подлежащую осознанию, поэтому школой, в которой он приобретает свое знание, является сама пространственная жизнь (в самом себе, семье, детском саду, школе, колледже, вузе, социуме, природе); в современном образовании доминирует внешний аспект этой жизни; в) показана проблема самопознания ребёнком своих качеств, влияющих на темпы его психофизического развития и определяющих меру его ответственности за самодействия в период обучения на всех ступенях образования («детский сад - школа - вуз - непрерывное обра-

зование»); г) эффективное использование времени прогрессивного этапа для своевременного и должного развития психофизических свойств, качеств детей есть один из рычагов повышения качества образования, а в перспективе - социального прогресса, повышения качества жизни народа и реноме страны; д) на качество образования влияет характер субъет-субъектных взаимоотношений участников образовательного процесса (педагогов, обучающихся, их родителей), и при сознательном сотрудничестве кооперация определяет значение согласования действий как экономия их сил/энергии; к примеру, опора на положения при-родосообразной педагогики при целенаправленном создании режима развития позволила МБОУ г. Новосибирска «Гимназия №4» войти в число школ «Лучшие школы России» (2014, 2015, 2016) и в группу школ, создающих инновационную педагогику («Лучшая инновационная площадка», 2016).

Таким образом, ускорение биосферных и социальных процессов требует новых научных подходов, поэтому надо создавать нарастающий ритм правильного накопления знаний, не расходящихся с непреложными законами природы.

Явление жизни человека определяют как краеугольный вопрос бытия. Показано [10], что проблема развития человека не сводится к сумме частных задач, и живой человек как целостный объект исследования выявляет принципиально новые свойства или возможности (эмерджентность) и на разных стадиях антропогенеза, и на этапах онтогенеза; наиболее наглядно различные свойства человека последовательно выявляются на прогрессивном этапе онтогенеза: сначала - телесные, затем - психо-ду-ховные. К примеру, факт крепости тела ребёнка используют как критерий оценки его психофизического развития в педиатрии. С помощью системно-структурного подхода в данном исследовании обоснована теоретико-методологическая система междисциплинарного знания о человеке как целом и выражена идея центрической модели человека как целого разными научными способами (категорией, гипотезой, моделью). Эту систему описывает «категориальная матрица», выступающая основанием природосообразной педагогики. Модернизирован смысл категории «пространство» применительно к пространственным признакам человека, который позволяет выделить три плана человеческой эволюции: физической, психической и духовной. В силу этого критерием развития становится внутренний человек, его духовность. Отсюда следует значение этой матрицы: она расширяет и углубляет прежние понятия педагогики, которые ограничивают педагогическое познание и не отвечают настоящему и будущему времени, и логически непротиворечиво совмещает понятийные аппараты естествознания и гуманитарных наук. Новизна методологического подхода природосообразной педагогики заключается в согласовании педагогического познания и современного понимания идеи саморазвивающейся материи, биоматерии (психосоциобиосистем различных масштабов: от человека до человечества).

В настоящем междисциплинарном исследовании разумность рассматривается свойством, которое должно задавать направление движения человека. Выдвинута гипотеза, объясняющая сознание главным фактором развития путем преобразования человеком своих различных качеств, свойств [11]. Эта гипотеза объясняет, каким образом необходимо решать проблему/цель развития: опираясь на разумность, человек способен выбрать направление своего движения в пространстве-времени биосферы, согласованное с действием ее законов, обусловливающих в том числе и его жизнь, и на этом пути преобразовывать свои внутренние качества и характер и обеспечивать долговременное поступательное развитие. Результатами этой части данной разработки являются новая композиция известных знаний о человеке и их переосмысление, которые согласуются с теорией изменяемости путем самосовершенствования.

Изучаем единство категорий «действительность» и «возможность». Известно [12; 237], что категория «возможность» выражает объективную тенденцию развития. Такая тенденция заложена в явлении жизни человека природой и обеспечивается действием универсального принципа «изнутри - наружу», который выведен из непреложного закона противоположностей и свойствен всем биосистемам, в том числе человеку. Его основное значение как принципа движения, создающегося на энергетической основе (греч. energeia - действие, деятельность), в побуждении к самодействиям. Например, в раннем детстве малыш проявляет самодействия через формулу «я сам». Но в условиях урбанизма, техницизма и информатизации самостоятельная активность ребёнка часто подавляется, и, как следствие,

нежелание выполнять какую-либо работу сегодня проявляют уже дошкольники. В итоге упускаются возможности его своевременного и должного развития, поскольку в силу генетического потенциала каждый годовой цикл жизни человека несет с собой новые возможности его развития и устремления в будущее. Следовательно, природой заложенные свойства человека при определенных условиях могут быть сознательно преобразованы в новые реальные качества, свойства, выражающие более высокую ступень его развития. В последние годы внимание в основном уделяется внешним психолого-педагогическим условиям, определяющим экстенсивный путь развития человека. В данной разработке аргументируем примат внутренних причин, обусловленных скрытой генетической программой развития человека, которую глаз не видит, но сознание осознает, благодаря наблюдению, опыту и достижениям науки. Другими словами, значимость явлений определяется не по их внешнему виду, а по внутренней сущности явления жизни, которую познает сознание. Отсюда следует, что путь развития человека заключается в углублении и расширении сознания, поэтому внутри себя надо найти путь развития, сопряженный с повышением уровня внутреннего психодуховного состояния, определяющего внешнюю активность, самодействия, в широком смысле, движение. Ввиду этого каждый человек должен знать, что его внутренний мир является хранилищем причин, обусловливающих соответствующие им следствия, поскольку внутреннее всегда остается с человеком, а все внешнее уходит. В итоге аргументируемое здесь представление об интенсивном пути развития человека имеет в виду, что будущие следствия/результаты можно заранее формировать в настоящем, если целенаправленно создавать нужные внутренние условия и не допускать, отталкивать противопоказанные. Такое поведение обеспечит рост лучших качеств.

Представление об интенсивном пути развития человека аргументируем и с другой точки зрения [11], которое соответствует сущности принципа относительности [13, с. 396]. Так, в настоящее время в системах отношений «человек - природа», «человек - общество», «человек - человек», «человек - культура» доминирует явление разновесия, длительно накапливавшееся в социально-историческом процессе. Находим первопричину широкого распространения этого явления, ею является рассогласованность между взаимозависимыми аспектами человека: внешним, представленным организмом, телом, и внутренним, психическим аспектом. Взаимодействие этих аспектов выявляет противоположение, которое лежит внутри человека и выражает борьбу биологического и психосоциального в нем. В данном исследовании доказано, что именно это противоречие определяет движущие силы и источник развития человека на всех этапах онтогенеза и по генетической линии в антропогенезе. Но существует подмена понятий. В общей педагогике принято, что движущими силами и источником развития человека является противоречие между новыми потребностями, порожденными деятельностью, и возможностями их удовлетворения, названными внутренними и внешними противоречиями [14, с. 22, 52]. Авторская трактовка движущих сил и источника развития человека переносит основание развития внутрь него, именно соотношение психических и телесных свойств, качеств определяет степень успешности самодействий. Наглядным примером может служить каждый соревнующийся спортсмен, мобилизующий свою волю для достижения цели. Отсюда следует, что для каждого человека актуальна проблема совершенствования своих способностей, глубина которых в психических и физических свойствах, качествах. То есть, чтобы в человеке побеждало психосоциальное («высокое, верх»), необходимо диалектическое «снятие», изменение человеком самого себя (а не покорения природы или других) путем развития жизнеспособных элементов (качеств, свойств) для того, чтобы обеспечить переход на более высокую ступень развития (последовательно на каждом этапе онтогенеза и по генетической линии). Осознание данной проблемы как приоритетной выявляет путь развития - для каждого человека этот путь лежит внутри него, а различные (социальные, педагогические и др.) условия, средства и механизмы в социальной и образовательной среде могут повышать эффективность развития в случае их использования этим человеком. Интенсивный путь делает возможным преобразование потенциальных качеств человека в актуальное и ближайшее развитие, тогда как экстенсивный путь, доминирующий сегодня, имеет ограничения, порождает непонимание и отсутствие смысла (зачем мне нужно напрягаться, ведь все хорошо) и, в итоге, часто сопровождается потерей времени,

сил, дезориентацией и даже утратой уровня развития каких-либо качеств, свойств.

Кроме того, в исследовании разрабатываем понятие «энергия», описывающее сущностные признаки каждой психобио-системы. Доказано, что энергия человека обусловливает внутренний путь, движущие силы и источник развития человека [15]. С позиций энергетической концепции естествознания аргументировано, что труд есть основа жизни и преуспеяние духа, труд есть главная форма активности, метод и основной фактор воспитания и развития человека. Из этого обобщения на уровне «всеобщего» выведены положения. Например, положение о том, что человек должен быть вечным учеником в течение всей своей жизни, тогда путь совершенствования на основе самопознания может дать лучшие результаты при использовании универсального критерия гармонии для самооценки (и внешней оценки) деятельности на разных уровнях (человека, группы людей и т. д.). Иначе говоря, доказана объективность тезиса о значении труда и обоснована его полезность для развития человека на основе общепринятого в естествознании научного факта («энергия воедино связывает все явления природы» [16, с. 1558]), допускающего проверку на достоверность с позиций концепции эволюции. Данная аргументация обеспечивает выход за рамки традиционных педагогических трактовок и понятия «деятельность», и объект исследования (здесь человека как целое и его развитие). В исследовании также учтено, что энергия (ее разные виды и формы) «подарена» человеку природой, она имеет значение основы и правдивого основания жизнедеятельности каждого человека во все времена, поэтому она есть единое основание развития всех людей.

Таким образом, аргументировано, что широко понимаемый процесс труда (физического и умственного) имеет вневременное значение для развития телесности и различных энергий человека. С точки зрения бытия труд самодавлеющий необходим, так как без него человечество существовать не может, и нет достижений без трудов и усилий, поэтому народы строят свою судьбу с опорой на самодействия. Показано, что на прогрессивном этапе существует однонаправленная последовательность выявления свойств человека: сначала телесных, затем - психодуховных. В бинарной оппозиции «психодуховность - телесность» эта очередность определяет сначала доминанту двигательной активности детей, которая достигает пика к 9-10 годам. Для адекватного развития психофизических свойств, качеств детей необходим должный объем и разнообразие двигательных действий. Например, с первых дней жизни ребёнок овладевает телесностью через внутреннюю борьбу и преодоление несогласованности работы мышц. Борьба и преодоление дают ему продвижение и радость победы над собой, которую он чувствует, но сказать о ней пока не может. Каждое преодоление создает цепь полезных следствий, поэтому борьба с собой нужна человеку как средство, чтобы преодолеть в себе прошлое и усилить себя настоящего. То есть трудность овладения (здесь своим телом) определяет возможность победы, поэтому трудность есть условие успеха. Этот успех выявляется в способностях стоять на своих ногах и двигаться своей силой, и эти способности есть условие самореализации человека, которое обойти нельзя. Другими словами, ходить в пеленках неудобно и ребёнок заменяет тесные условия жизни в кроватке, он расширяет пределы пространства жизни, активизируя свои двигательные и познавательные способности. В данном примере ясно видно, что расчет на чужие силы чреват полным провалом в будущем, поскольку возможности теряются из-за нежелания управлять собой. И эта активность малыша уже есть опыт преодоления самого себя, и его надо выявлять в течение всей жизни, поэтому без борьбы нет победы. Отсюда выводим принцип преодоления своих несовершенств, обусловливающего новые способности с помощью самодействия. Находим смысл преодоления: он в том, чтобы иные желания или ощущения были под контролем воли, сосредотачивающей все силы на определенной задаче, потому что контроль воли объединяет силы в человеке, как линза собирает лучи в своем фокусе. Это значит, что явление борения есть созидательный аспект процесса развития, в основе которого лежит принцип преодоления.

Следовательно, чтобы человек поддерживал состояние борения постоянно на всех этапах онтогенеза, необходимы и полезны препятствия, преодоление которых обеспечивает преображение его психофизических качеств, свойств и их развитие, в том числе в социально-педагогических условиях. Но качества сами по себе расти не будут, нужно сознательное их утверждение упражнением. В результате находим, что для роста сил,

энергий человека требуются внутренние условия [15]: 1) осознание своих сил, энергий (их разных форм и видов); 2) постоянное упражнение, так как каждая способность растет при упражнении; 3) применение их в течение жизни, не ставящее границ развитию, поскольку нельзя ограничивать возможностей будущего своим пониманием от сегодня. Когда эти условия не соблюдаются, то, как следствие, развитие каких-то качеств нарушается. В итоге, если исходить из того, что человек есть целое сложное существо, обладающее тремя структурно-функциональными планами (физическим, психическим и духовным), то на каждом из них должны решаться свои особые задачи. Это значит, что процесс преодоления должен идти последовательно и постепенно, начиная с малого, на телесном, эмоционально-чувственном и мыслительном уровнях. Отсюда выводим смысл пути развития: он в том, чтобы через преодоление несовершенств улучшались конкретные качества человека, и все на этом пути сводится к работе, которую он ведет над собой, и ее характеру (созидательному или разрушительному).

К примеру [17], авторское толкование понятия «физическая культура человека», выведенное как видовое, операционально связано с предельной категорией «духо-материя (физическое тело человека)». Из этой категории выведена новая трактовка цели физической культуры - человек должен овладеть своим телом, по сути, энергиями, неотделимыми от его телесности и хранящимися в человеческом аппарате и подчиняющимися его воле путем самосовершенствования. Новая формула отличается от традиционной цели, содержащейся в программах физического воспитания следующим. Так, новая цель каждому ребёнку объясняет, зачем он должен сотрудничать с самим собой, она дает ему четкий адрес, куда направлены его действия и понимание, зачем нужно выполнять любые упражнения. Этим новая формула снимает противоречие во внутреннем мире ребёнка, которое в следующем. На этапе первого и второго детства ребёнок интуитивно чувствует потребность самодействий под давлением силы закона кинезофилии, и он подчиняется ему через проявление своей активности; на этом этапе это примат двигательной, а не умственной деятельности, поэтому в данном возрасте у детей нет проблемы мотивации к занятиям физической культурой. Но традиционная формулировка цели (повысить двигательную активность, укрепить здоровье, др.) вводит ребёнка в заблуждение, нарушает, «раздваивает» его ощущения и мысли; последние часто расходятся с указаниями педагога, которые ребёнок рассматривает как ограничение свободы его самодействий. Еще пример: новая цель побуждает ребёнка к самодействию и активизирует его внутренние, по сути, причинные силы, в итоге определяющие двигательные умения, навыки (или умение управлять своим телом) и развитие психофизических способностей. Логика выражения традиционной цели отражает следственные признаки, результаты (крепкое здоровье, др.) и закрепляет в мышлении ребёнка малую полезность этих занятий, так как большинство детей класса имеют 1-ю и 2-ю группы здоровья и не считают, что здоровье является главным для них «здесь и сейчас». Следствием такого заблуждения является нежелание выполнять учебную нагрузку на уроках физической культуры многими школьниками старших классов. В этот период ослабевает давление закона кинезофилии, определяющего рефлекторность физической активности ребёнка в течение первого десятилетия его жизни, и происходит снижение мотивации к данному виду деятельности. Но, чтобы созидательная активность не снижалась, дети должны знать смысл и умственного, и физического труда для своего психофизического развития. Активность без цели бессмысленна, поэтому для каждого человека актуальна цель - познать себя, изучить соотношение двуполюсности своих свойств, качеств; отсюда следует задача заботы о своих положительных качествах, устанавливающих ступень развития. Применение новой цели не ограничивают какие-либо признаки (возраст (от дошкольного до «третьего»), пол, конституция, др.), поэтому она является долговременной для каждого человека в течение всей жизни. Новая формулировка цели физической культуры и спорта и ее новый смысл имеют принципиальное значение для развития человека и его будущего, так как его самодействия (физические и умственные) и качество их выполнения сопряжены с процессами самоорганизации, саморазвития и самоуправления человека.

Рассмотрим примеры выявления человеком своих свойств, качеств в финальной фазе прогрессивного этапа онтогенеза, поскольку этот период значим для будущего детей. Чтобы повысить социальную укорененность системы образования, полагаем, надо углубить смысл деятельности педагогического сообщества

и понять проблему качества образования не как автономный вопрос, а как задачу поэтапной подготовки детского населения к самостоятельной социально-профессиональной деятельности в условиях усложнения жизни социума и ускорения мировых процессов. В этом случае трактовка проблемы развития человека видна в свете проблемы самоуправления ребёнком самодействий, сопряжена напрямую с реальной жизнью, выбором пути, а испытания, экзамены предстают для самого ученика как вехи в процессе его жизнедеятельности, имеющем структурно-временную единицу. Этой единицей является годовой цикл активности человека как психобиосистемы, которая, при определенных внутренних условиях, может дать возможность поступательного развития; одним из таких условий является ритм самодействий человека. В таком случае значение способностей, которые он будет развивать в условиях системы образования, становится для него понятным и нужным, а за фрагментарностью, мозаичностью он увидит систему изложения знаний не как рутину и однообразие, но в спирали разнообразных положений, значимых для его устремления в будущее и осознанной созидательной активности.

Наглядным примером сказанного может служить подготовка молодёжи, обучающейся в военном вузе [18]. Так, гео-ландшафт-но-климатические, материально-технические и социально-психологические условия, в которых предстоит действовать будущим командирам, характеризуются высокой маневренностью сил и средств, напряженностью и скоротечностью, быстрыми и резкими изменениями обстановки, усилением роли человеческого фактора. Все это требует от военных высоких психофизических качеств, способности выдерживать огромные психические и физические нагрузки, поэтому сознанию курсантов необходимо успевать за этими изменениями и даже предвидеть их. То есть они должны быть подготовлены к самостоятельным действиям в сложных и быстро меняющихся условиях. Такая подготовка сознания курсантов возможна через активизацию мыслительной деятельности, развитие их умственных (в рамках каких-либо дисциплин учебного плана) и других способностей. Поэтому главным фактором является развитие самостоятельности мышления и самодействий курсантов, поскольку развитие индивидуальных качеств, свойств не может быть вызвано извне. Такая подготовка реализуется с помощью применения различных современных технологий, которые обеспечивают соответствие используемой модели управления образовательной деятельностью современным научным требованиям управления сложными многоуровневыми системами, в числе которых человек, группа (ы) людей. Последние являются психобиосистемами высшего уровня сложности [6, с. 173]. В результате, в системе управления обучением изменяется соотношение его функций - курсанты постепенно повышают умения и навыки самоуправления, влияющего на качество их обучения. Примерами решения проблемы самоуправления человеком себя с помощью применения управленческого подхода являются и обучение курсантов в других военных вузах [19], и подготовка спортсменов [20].

В итоге, учитывая специфику деятельности спортсменов и курсантов, офицеров, находим, что главными условиями успеха на пути самореализации выступают постоянство устремления и преодоления трудностей, а также определенная степень биполярного мышления, которое сопряжено с изменчивостью условий деятельности, с событиями, происходящими как внутри, так и вовне человека.

Вывод 2: обосновано, что самодействия нужно понять с позиций энергетической концепции естествознания; в этом случае широкая трактовка понятия «труд» как основы жизни и преуспеяния духа согласуется с пониманием труда как главной формы активности на уровне бытия и объясняет его как основной фактор и метод воспитания и развития. Показано, что основное значение принципа движения, создающегося на энергетической основе, в побуждении к самодействиям. Иначе говоря, важно значение, а не форма, поэтому самодействия важнее всего. Учитываем и то, что размышление, толкование и диалог также побуждают к самодействиям. Отсюда следует истинность положения о том, что самодействия (телесные и умственные) есть самоначалие.

Правильность полученных выводов подтверждает факт выявления каждым ребёнком ценного качества самодействия (или меры готовности к действию), которое он проявляет через формулу «я сам» в раннем возрасте, и важно не подавить его устремления на всех этапах развития. Отсюда ясно, что только самодействия человека позволяют ему овладеть источником своих внутренних сил (различных энергий), поэтому качество самодействия также есть универсальный принцип и первое ус-

ловие развития каждого человека. Значение качества самодействия подтверждают и критерии оценки психофизического развития и его динамики, применяемые в педиатрии.

Таким образом, с позиций энергетической концепции естествознания аргументировано, что первой ступенью психофизического развития каждого ребёнка является овладение телесностью и степенью сознания. В силу этого принцип самодействия приобретает статус дидактического принципа. Обоснование данного принципа распространяется на любого человека, в том числе на всех участников образовательного процесса (педагогов, обучающихся, их родителей), поскольку в его основе лежит энергия разных форм и видов, «подаренная» человеку природой, поэтому принцип самодействия выступает как универсальный дидактический принцип.

Рассмотренные аспекты являются элементами и компонентами пространственных характеристик человека как целого, поэтому они входят в состав понятия «пространство» как части. Применяем авторскую трактовку понятия «пространство» [10]: пространственные характеристики человека понимаем как иерархическую многоуровневую систему, состоящую из совокупности взаимозависимых подсистем, каждая из которых характеризуется качественно особым состоянием. Из этого понятия выводим новое представление о человеке как о центре активности, способном осознанно создавать режим саморазвития, привлекая элементы, нужные ему для самореализации и творчества, и не допуская, отталкивая противопоказанные. В этом толковании использована логика многомерного целого как новый тип мышления, особенностью которого является обобщение уже достигнутого знания и введение новых понятий. Здесь также применено «биполярное» или «синтетическое» познавание, учитывающее биполярность действительности (явления жизни человека как целого). Режим саморазвития понимаем как восхождение психодуховности и кооперирование активности человека с силами законов эволюции, а не противодействие им. В основании данного представления о человеке лежат исходные объективные факты и информация, достоверность которых общепринята в естествознании. Из этих исходных данных выведены и предлагаемое представление о человеке как целом, и теоретические положения, имеющие практическое значение для всех людей (разных возраста, пола, др.). Кроме того, новое представление согласуется с «идеей увеличения активности живых существ как ведущей формы прогрессивной эволюции» [5, с. 239] и концепцией индивидуального пространства-времени [7, с. 154].

Библиографический список

Выводим методико-практические аспекты воспитания и обучения. При формировании качества самодействия надо использовать различные системы, подходы, методы, средства и условия. Их применение, в последовательности влечения обучающихся, обеспечит детям накопление опыта и восполнение качеств, наиболее ближние для них, воспринимаемых «здесь и сейчас». Объясняем это тем, что уклонение от существа устремления, потребностей ребёнка вводит его в заблуждение, снижает его активность и даже дает нежелание выполнять иную работу. В силу этого социально-педагогическая гибкость самодействий педагога, его методика, технология должна постоянно корректироваться с учетом ненасилия воли детей с помощью естественного вовлечения в процесс образования по их индивидуальным особенностям в широком диапазоне применяемых упражнений, методов, подходов, форм организации. Использовать широкий диапазон педагогических мер необходимо, поскольку явление насыщения обеспечивает развитие, новые возможности растут на понимании проявленного, в итоге время уплотняет знания и все приходит в свое время.

Выполненное теоретико-практическое обоснование адекватно для всех уровней образования («детский сад - школа -вуз - непрерывное образование»).

Из сказанного ясно, что долговременная стратегия развития человека, людей должна быть согласована с направленностью движения непреложных законов природы, действующих как в организме человека, так и в его психике. Общий смысл такого развития состоит в постепенных преобразованиях, опирающихся на законы, обусловливающие онтогенез человека, людей. Приведенное объяснение повышает осознание значимости, смысловой и содержательной сущности настоящего этапа развития общества в онтоантропогенезе, и согласуется с законообразной импликацией (см. выше), описывающей пространственно-временные координаты, определяющие эволюцию живого, частью которого является человек. Чтобы обеспечить поступательное (эволюционное) развитие человека, людей и системы образования страны как стратегию, необходимо также учитывать совокупность различных факторов, относительно однообразно воздействующих на всех участников образовательного процесса в течение многих поколений и полезных для каждого человека и всего населения страны. Такая стратегия вводит человека и поколения людей в динамику историко-социального процесса не только отдельной страны, но и всего человечества как единой психосоциобиологической системы.

1. Фельдштейн Д.И. Проблемы психолого-педагогических наук в пространственно-временной ситуации XXI века. Сибирский учитель. 2013; 1 (86): 5 - 17.

2. Вербицкая Л.А. Ориентировать образование России в будущее. Профессиональное образование. Столица. 2013; 12: 2 - 6.

3. Додонова Л.П. К проблеме взаимодействия образования и культуры. Материалы международной научно-практической конференции. 16 - 17 декабря, Новосибирск: Издательство ООО «БАК», 2009: 530 - 533.

4. Штемберг А.С. Социальный стресс и психологическое состояние населения России. Часть 2.1. Россия на рубеже XX и XXI вв.: суициды как основной индикатор и последствие социально-психологического кризиса общества. Пространство и Время. 2014; 3 (17): 209 - 219.

5. Шугрин С.М. Космическая организованность биосферы и ноосферы. Новосибирск: Сибирское предприятие РАН «Наука», 1999.

6. Абдеев РФ. Философия информационной цивилизации. Москва: ВЛАДОС, 1994.

7. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. Москва: Медицина, 1981.

8. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. Москва: ИЧП «Издательство Магистр», 1997.

9. Единый электронный каталог РГБ. Available at: http:www.rsl.ru/ru/s97/s339

10. Додонова Л.П. Проблема представления человека как целого и ее междисциплинарное решение. Ценности и смыслы. 2016; 2 (42): 36 - 53.

11. Додонова Л.П. Философско-методологические аспекты природосообразной педагогики. Теория и практика физической культуры. 2013; 11: 94 - 99.

12. Советский энциклопедический словарь. Москва: Советская энциклопедия, 1988.

13. Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы. Москва: ТЕРРА-Книжный клуб; Республика, 2000.

14. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. Москва: Айрис-пресс, 2008.

15. Додонова Л.П. Труд как метод и главный фактор развития и воспитания человека. Теория и практика физической культуры. 2014; 3: 100 - 104.

16. Советский энциклопедический словарь. Москва: Советская энциклопедия, 1988.

17. Додонова Л.П. Универсальный принцип, факторы и условие развития человека. Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 10 - 11 ноября, Тюмень: «Вектор Бук», 2016: 306 - 311.

18. Додонов А.П. ИКТ как инструмент повышения качества обучения. Сибирский учитель. 2016; 1 (104): 73 - 75.

19. Шарухина Т.Г. Управленческий подход к обучению курсантов вузов внутренних войск МВД России. Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2015; 12 (130): 322 - 327.

20. Кизько А.П. Состояние и перспективы совершенствования системы управления подготовкой спортсменов. Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2016; 4 (134): 120 - 126.

References

1. Fel'dshtejn D.I. Problemy psihologo-pedagogicheskih nauk v prostranstvenno-vremennoj situacii XXI veka. Sibirskij uchitel'. 2013; 1 (86): 5 - 17.

2. Verbickaya L.A. Orientirovat' obrazovanie Rossii v buduschee. Professional'noe obrazovanie. Stolica. 2013; 12: 2 - 6.

3. Dodonova L.P. K probleme vzaimodejstviya obrazovaniya i kul'tury. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 16 - 17 dekabrya, Novosibirsk: Izdatel'stvo OOO «BAK», 2009: 530 - 533.

4. Shtemberg A.S. Social'nyj stress i psihologicheskoe sostoyanie naseleniya Rossii. Chast' 2.1. Rossiya na rubezhe XX i XXI vv.: suicidy kak osnovnoj indikator i posledstvie social'no-psihologicheskogo krizisa obschestva. Prostranstvo i Vremya. 2014; 3 (17): 209 - 219.

5. Shugrin S.M. Kosmicheskaya organizovannost'biosfery inoosfery. Novosibirsk: Sibirskoe predpriyatie RAN «Nauka», 1999.

6. Abdeev R.F. Filosofiya informacionnoj civilizacii. Moskva: VLADOS, 1994.

7. Bragina N.N., Dobrohotova T.A. Funkcional'nye asimmetrii cheloveka. Moskva: Medicina, 1981.

8. Slastenin V.A., Podymova L.S. Pedagogika: innovacionnaya deyatel'nost'. Moskva: IChP «Izdatel'stvo Magistr», 1997.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Edinyj 'elektronnyj katalog RGB. Available at: http:www.rsl.ru/ru/s97/s339

10. Dodonova L.P. Problema predstavleniya cheloveka kak celogo i ee mezhdisciplinarnoe reshenie. Cennostiismysly. 2016; 2 (42): 36 - 53.

11. Dodonova L.P. Filosofsko-metodologicheskie aspekty prirodosoobraznoj pedagogiki. Teoriya ipraktika fizicheskojkul'tury. 2013; 11: 94 - 99.

12. Sovetskij 'enciklopedicheskijslovar'. Moskva: Sovetskaya 'enciklopediya, 1988.

13. Rassel B. Chelovecheskoe poznanie: ego sfera i granicy. Moskva: TERRA-Knizhnyj klub; Respublika, 2000.

14. Kodzhaspirova G.M. Pedagogika vshemah, tablicah i opornyh konspektah. Moskva: Ajris-press, 2008.

15. Dodonova L.P. Trud kak metod i glavnyj faktor razvitiya i vospitaniya cheloveka. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. 2014; 3: 100 - 104.

16. Sovetskij 'enciklopedicheskijslovar'. Moskva: Sovetskaya 'enciklopediya, 1988.

17. Dodonova L.P. Universal'nyj princip, faktory i uslovie razvitiya cheloveka. Materialy XIV Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. 10 - 11 noyabrya, Tyumen': «Vektor Buk», 2016: 306 - 311.

18. Dodonov A.P. IKT kak instrument povysheniya kachestva obucheniya. Sibirskij uchitel'. 2016; 1 (104): 73 - 75.

19. Sharuhina T.G. Upravlencheskij podhod k obucheniyu kursantov vuzov vnutrennih vojsk MVD Rossii. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2015; 12 (130): 322 - 327.

20. Kiz'ko A.P. Sostoyanie i perspektivy sovershenstvovaniya sistemy upravleniya podgotovkoj sportsmenov. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2016; 4 (134): 120 - 126.

Статья поступила в редакцию 03.07.17

УДК 378

Azizova N.A., Ph.D. (Culturology), leading specialist, Department of Educational Projects, Institute of Biomedical Problems, Peoples' Friendship University of Russia (Moscow, Russia)

Gotskaya A.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Scientific and Educational Activities Department, Institute of Biomedical Problems, Peoples' Friendship University of Russia (Moscow, Russia)

Khramova T.Yu., Cand. of Sciences (Psychology), leading specialist, Department of Educational Projects, Institute of Biomedical Problems, Peoples' Friendship University of Russia (Moscow, Russia)

CONTINUOUS EDUCATION AS A FACTOR OF INCREASING THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF SPECIALISTS IN THE SPHERE OF CHILDREN'S REST AND HEALTH IMPROVEMENT. The scientific article provides an analysis of final works performed by specialists in the sphere of children's rest and health improvement. These works have been performed in the learning process at the refresher courses on the basis of Peoples' Friendship University of Russia (PFUR). The authors describe the contents of the terms "competence" and "continuous education". The paper identifies the main components of professional competence.

Key words: continuous education, professional competence, organization of children's rest and health improvement, refresher courses.

Н.А. Азизова, д-р культурологии, ведущий специалист отдела образовательных проектов Института медико-биологических проблем ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», г. Москва, E-mail:him2310@yandex.ru

А.И. Готская, канд. пед. наук, начальник управления по научной и образовательной деятельности Института медико-биологических проблем ФГАОУ ВО «(Российский университет дружбы народов», г. Москва, E-mail:annygot@gmail.com

Т.Ю. Храмова, канд. психол. наук, главный специалист отдела образовательных проектов Института медико-биологических проблем ФГАОУ ВО «(Российский университет дружбы народов», г. Москва, E-mail: khramova-ty@list.ru

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ДЕТСКОГО ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ

Исследование выполнено в рамках государственного контракта № 09.033.11.0024 на выполнение работ (оказание услуг) для государственных нужд от 18.07.2016 г. «Шифр: 2016-03.01-09-033-Ф-30.002. Обновление содержания и технологий сопровождения образовательных программ для организаций, осуществляющих отдых детей и их оздоровление».

В представляемой научной статье представлен анализ итоговых работ, выполненных специалистами сферы детского отдыха и оздоровления в процессе обучения на курсах повышения квалификации при поддержке «Российского университета дружбы народов» (РУДН). Авторы охарактеризовали понятия «компетентность» и «непрерывное образование», а также выявили основные составляющие профессиональной компетентности.

Ключевые слова: непрерывное образование, профессиональная компетентность, организация детского отдыха и оздоровления, курсы повышения квалификации.

Одним из ключевых компонентов в обеспечения устойчивого и эффективного развития человеческого капитала и социально-экономического развития Российской Федерации является непрерывное образование взрослых. Согласно Концепции непрерывного образования: «Непрерывное образование - это целостный, продолжающийся всю жизнь процесс, в котором важная роль отводится интеграции как индивидуальных, так и социальных аспектов человеческой личности и её деятельности»

[1]. В свою очередь, в рамках Концепции развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года «использование термина «непрерывное образование взрослых» выходит за рамки нормативно закрепленного понятия образования в течение всей жизни, право на которое обеспечивается всеми видами образования (общим образованием, профессиональным образованием, дополнительным образованием и профессиональным обучением)» [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.