Научная статья на тему 'Основания природосообразной педагогики'

Основания природосообразной педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
411
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ / ПРИНЦИП ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ / КОНЦЕПЦИЯ ПРИРОДОСООБРАЗНОЙ ПЕДАГОГИКИ / НОВООБРАЗОВАНИЯ / ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПУТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Додонова Людмила Петровна

В основе полисистемного исследования лежат законы диалектики (противоположностей, количественных и качественных изменений, отрицания отрицания), в которых заключены определённые принципы. Автор разрабатывает новое понимание концепции природосообразной педагогики как основу двустороннего образования; обосновывает определённые новообразования, следующие из непреложных естественных законов, обусловливающих развитие человека в онтогенезе и эволюции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основания природосообразной педагогики»

РАЗДЕЛ II

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ФИЛОСОФИИ

ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.0 + 612 + 14

Додонова Людмила Петровна

Кандидат биологических наук, доцент, профессор кафедры лёгкой атлетики и лыжного спорта Новосибирского государственного педагогического университета, 1р сЗодопоуа@.таП.гц. Новосибирск

ОСНОВАНИЯ ПРИРОДОСООБРАЗНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Dodonova Ludmila Petrovna

The professor the Physical Education Faculty of the Novosibirsk State Pedagogical University, lo dodonova@mail.ru. Novosibirsk

THE NATURAL BASES OF THE PEDAGOGIC

В последние годы в специальной литературе увеличилось число публикаций, в которых обсуждается кризис концепций современного образования [1; 2; 3 и др.]. Причиной этого является «... насущная потребность системной организации целенаправленного научного поиска по ряду новых приоритетных направлений» для обеспечения развития отечественного образования, сформулированная ВАК в 2005 г. [4]. Другими словами, профессиональное педагогическое сообщество призвано искать эффективные и более короткие пути спасения Отечества, его будущего, определяемого состоянием образовательной системы и стратегией её развития.

Поиск путей и способов решения определённых проблем образования в рамках нашей полисистемной научной разработки и опытноэкспериментальной работы, реализуемой в практическом образовании в течение пятнадцати лет, мы осуществляем исходя из следующего.

Современной науке известны два пути социально-исторического развития цивилизаций: экстенсивный и интенсивный. Интенсивный путь часто рассматривается как трудный, «малопривлекательный», не дающий больших и быстрых выгод. Доминирование экстенсивного пути в течение тысячелетий обусловило эксплуатацию природных и человеческих ресурсов, которая на современном этапе достигла таких беспрецедентных масштабов (благодаря успехам научно-технической революции и др.), что на многих территориях под угрозой и среда обитания всего живого, и само выживание определённых сообществ людей и народов. Иначе говоря, на основе анализа различных аспектов деятельности и многовекового опыта людей на пути экстенсивного развития сегодня мы понимаем, что нарушение равновесия в биосфере, в её биоэнергетических процессах приводит не только к потере устойчивого развития стран и их экономик, но и запускает разновесие как механизм разрушения воздушной, водной и других сред, обусловливающих жизнедеятельность человечества, а зна-

чит, и постепенное разрушение всей биосферы, в том числе и самого человека, являющегося её частью.

В настоящее время информативными показателями, характеризующими процесс развития экономики любой страны, являются соотношения: а) занятости и безработицы населения; б) доходов и меры их снижения у работающих и других слоев населения (пенсионеров, студентов, инвалидов); в) рождаемость и смертность населения и другие. Отметим, что эти показатели выявляют противоположные явления и процессы, которые отражают оппозиционные аспекты и направленности жизнедеятельности людей в мировом сообществе.

Эти противоположности обнаруживают универсальный закон диалектики - закон единства и борьбы противоположностей, известный в ряде областей знания (физике, астрономии, химии, философии, междисциплинарном знании [5] и др.). Сущность этого закона проявляется во всём: в годовом цикле времён года, в подъёме и падении развития стран, в периодической системе химической шкалы элементов, в сущности самого человека, выявляемой через его двойственность: физические и психические признаки [6, с. 10-11; 7, с. 374-375], и его жизнедеятельности, проявляющейся в образе жизни (правильном или «искажённом» [8]); подобные примеры каждый может определить сам.

Из сказанного для нас значимо следующее: закон противоположностей, в числе других, обусловливает процесс жизнедеятельности человека (модель человека как предмета познания в его целостности представлена в [6, с. 11]) в течение всего онтогенеза. Соответственно этой двойственности, явления, обусловливающие онтогенез, выявляются по внешним признакам (физическим, которые определяют морфофункциональные свойства организма, его биохимические процессы и др.), обеспечивающим двигательные действия тела, и глубинным, внутренним (психическим, которые схематично можно разделить на: а) психофизиологические; б) высшую нервную деятельность; в) по-видимому, ещё на более высокие процессы, называемые духовными, к обсуждению которых современная наука только подошла [9; 10; др.]; заметим, о них знала античная наука [11] и тысячелетиями утверждают их существование все религии мира).

При изучение человека как целого, главной проблемой является проблема организованной сложности, существующей как в условиях выявленных современной наукой, так и в условиях неопределённости, вызванной определёнными влияниями среды и иными причинами (например, воздействием педагогической методики на ребёнка). Сложность решаемых сегодня задач требует взаимодействия разных научных дисциплин. Поэтому общеизвестные методологические принципы (редукционизм, циклизм и структурализм) рассматриваются как дополняющие друг друга, а не исключающие [12, с. 29-31]. В нашем случае изучение человека как целого, с учётом двойственности природы его признаков, возможно при использовании принципа дополнительности. Применение данного принципа обосновано и тем, что недостаточно изучены природные зако-

ны, обусловливающие развитие качеств, свойств физической и психической организации человека [13].

Поскольку закон противоположностей является естественным и непреложным, то, как один из фундаментальных законов мироустройства природы (биосферы, человека как её части и Космоса), он и принципы, заключённые в нём, должны быть основой теоретических и практических разработок педагогики и как науки, и как учебной дисциплины.

Закон противоположностей также объясняет характер поведения отдельного человека, групп людей и т. д.. Он проявляется в их жизнедеятельности, в доминирующих моделях поведения сообществ людей. Так, в науке направленность противоположных путей движения человечества определена понятиями эволюция и инволюция, в религии — как праведный и греховный пути. Смыслы этих противоположных терминов одинаковые: первый (эволюционный, праведный) рассматривается как жизнеутверждающий, созидательный, творческий, привносящий определённые новообразования в качествах и свойствах (психических и физических) конкретного человека, значимых для его настоящей и будущей жизни; второй (инволюционный, греховный), наоборот, воспринимается как разрушающий человека, определяющий его деградацию, утрату ранее достигнутых качеств и свойств и даже ранний уход из жизни. Иначе скажем, что закон противоположностей содержит два противоположных полюса мироустройства биосферы, в том числе человека, и Космоса, чем создаются два «поля тяготения», которые, как мы предполагаем, являются некими внутренними ориентирами (осознанным или неосознанным), доминирующими в поведении конкретного человека.

Заметим, актуализация эволюционного пути не нова: он известен со времён античности и у многих народов мира его называют путём золотой середины, срединным путём. Существуют и другие формулировки. Но на текущем этапе необходимы не только философско-теоретические представления о нём, нужны также научно-методологическое обоснование этого пути в понятиях, охватывающих все три уровня познания (единичное - особенное - общее), что повысит точность прогнозов развития человека и сообществ людей, его разработка до методико-технологического уровня, внедрение в широкую практику, так как он имеет прямое отношение к развитию человека, сообществ людей, стран и человечества в целом, в том числе к развитию отечественной системы образования.

Сказанное показывает, что закон противоположностей обусловливает явления жизни любого человека и его движения (как активность на психическом и физическом планах) в течение всего онтогенеза. Под онтогенезом понимают [14, с. 128] «весь комплекс последовательных преобразований организма, начиная от стадии оплодотворённой яйцеклетки и до окончания жизненного цикла». Также известно, что этот закон индивидуального развития человека проявляется через последовательный ряд периодов (сенситивных), в течение которых организм человека и его психика чувствительны к различным внешним и внутренним воздействиям

(температурным, пищевым, двигательным, социально-психологопедагогическим и др.).

Обратим внимание на то, что основной смысл и однозначность последовательности этих периодов в жизнедеятельности каждого человека состоит в следующем: предыдущий период (достижение на его этапе определённого уровня развития физических и психических признаков) обусловливает возможный рост и достижение более высоких уровней этих признаков на последующих этапах. В возрастной физиологии эти периоды называют сенситивными (например, пубертатный период), в психологии — зонами актуального и ближайшего развития. Но различия в терминологии частных наук не меняют смысла и однозначной последовательности этих периодов. Также заметим, что преобразования, происходящие в организме и психике человека в течение этих периодов, обусловлены количественными и качественными изменениями, когда величина первых (достижение определённого порога развития признака) обусловливает качественный скачок в развитии этого признака, то есть качественно новое состояние, подчиняющееся в своём возникновении закону отрицания отрицания.

Другими словами, из закона индивидуального развития человека выведены законы диалектики - единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные и отрицания отрицания. Следовательно, диалектический процесс отражения предмета познания (человека) должен охватывать «все черты диалектической логики (всесторонность изучения предмета, установление связей и «о по сред ст-вований», учёт развития, изменения и «самодвижения», включение в логику практики как критерия истины и пр.)» [15, с. 147].

Фиксируем, как в процессе онтогенеза в рамках определённой модели поведения конкретного человека реализуются два последних закона: они обусловливают взаимосвязи причин и следствий, когда отдалённые следствия будут соответствовать всем привходящим обстоятельствам [6, с. 141], положительным, эволюционно значимым, или отрицательным, инволюционным.

Также отметим, что в законе индивидуального развития заключены общеизвестные принципы современного отечественного образования -преемственности, постепенности и непрерывности. Следовательно, и другие, ещё не выявленные, природные законы должны содержать в себе определённые принципы, которые должны быть установлены и положены в основу учебно-воспитательного процесса. Задача исследователей - выявить эти естественные законы и принципы, заключённые в них. Как частичное решение данной задачи, здесь мы вывели три закона диалектики из естественного закона развития человека и сформулировали принцип дополнительности, расширяющий границы представлений о человеке, что делает возможным ввод новых понятий, системных построений и другое.

Логика наших рассуждений обосновывает то, что стратегия системы образования (отечественной или любой другой страны) должна совпадать с эволюционной направленностью, поскольку эволюционирующей еди-

ницей является популяция людей [16, с. 82], а не отдельный человек. При этом направленность (эволюционная или инволюционная) жизнедеятельности отдельного человека определяется его личным (свободным) выбором, мерой осознанности своих предпочтений, но отдалённые последствия конкретного выбора (согласно закону причины и следствия) определяют успешность или неудачи в жизнедеятельности этого человека, в конечном счёте, её содержательность и смысл.

Из сказанного также следует, что проблемы самоорганизации, само-осознания, самодействий, саморазвития (и т. п.) человека являются глубинными, причинными, а значит, приоритетными. Они определяются потребностями человека. Эти потребности имеют двойную природу, соответственно двойственности качеств и свойств человека, и различаются на: потребности физического тела (в воздухе, воде, пище, сне, двигательной активности и др.) и потребности психики (в общении, познании, самореализации, восприятии красоты и др.). Например, некоторые из них чётко проявляются в раннем детстве как глубинная взаимосвязанность с родителями, возраст «почемучек», «это со?», «я сам», «тяге к ярким игрушкам» и др.. При этом приоритетными в процессе жизнедеятельности любого человека должны быть его высшие психические потребности (по-видимому, духовные, см. выше). Учёт этих потребностей, согласно иерархической структуре человека как целого [6, с. 11], позволит: 1) теории педагогики и другим наукам перейти к разработке общих понятий более высокого уровня и др.; 2) образовательной практике осознанно и целенаправленно смещать вектор развития на согласованный с эволюционным процессом; то есть должна корректироваться самостоятельная деятельность и отдельного человека, и конкретных коллективов образовательных учреждений (педагогов, психологов, обучающихся и их родителей) с ориентацией на критерии, эволюционно значимые, что, в конечном счёте, обусловит совершенствование тех людей, кто встал на этот путь независимо от национальности и места проживания.

В данной публикации и других наших разработках мы обосновываем концепцию природосообразной педагогики на основе природных законов как стратегию развития отечественного образования, которое должно быть двусторонним. Она должно включать: 1) разработку основ теории и методики самовоспитания, саморегулирования и т. п. (являющихся частными направлениями процесса самосовершенствования человека в течение всего онтогенеза [6, с. 103; 7, с. 375; др.]); целенаправленная, осознанная реализация этого процесса позволит каждому человеку осуществлять развитие своих способностей и потенциальных возможностей с учётом возрастных, половых и индивидуально-типологических качеств и свойств (физических и психических), а также овладевать своей профессиональной компетентностью и выполнять её корректировку, что будет реальным механизмом внутреннего «образования всю жизнь»; 2) разработку основ теории и методики обучения и воспитания, обеспечивающих развитие разносторонних качеств и свойств человека под влиянием внешних воздействий и различных условий: а) семьи; б) конкретно-

го образовательного учреждения; в) социально-производственноэкономических; г) климато-гео-эколого-космических.

Только реализация такого двустороннего образования, созданного с учётом естественных, непреложных законов и принципа дополнительности, может обеспечить гносеологическую практику, способную повысить качества образования, поскольку качество любого труда (умственного и физического) порождается предварительным знанием, обретённым извне или «пробудившимся» изнутри. Из опыта каждый труженик знает, что качество труда есть следствие собственных каждодневных усилий, действий, которые, в конечном счёте, при правильном ритме труда порождают в трудящемся радость и желание созидать.

В современном образовании отсутствует вышеуказанная двусторон-ность как целенаправленная системная работа, охватывающая все возрастные группы детского (дошкольников - школьников - студентов) и взрослого (профессиональные и другие группы) населения. В настоящее время степень разработанности этих двух сторон различна. Научнометодическая разработка первой стороны «внутреннего образования» (как различные теории и методики саморегулирования и др.) осуществляется психологами (отечественными и зарубежными) и преимущественно ориентирована на запросы спорта высших достижений, профессий, связанных с экстремальными условиями, психотерапевтов, работающих с людьми групп риска по определённым показаниям, и другие, хотя это направление работы должно быть реализуемо психологом в рамках расписания (отдельное занятие, урок) в течение всех лет пребывания ребёнка в условиях образовательного учреждения (детского сада и школы). Внедрение данного направления работы предполагает наличие психологометодических разработок, адекватных всем возрастным группам, и другое, В большей мере сегодня разработаны аспекты второй стороны образования - «внешнего образования», поскольку данное направление является традиционным, и современные достижения педагогики (и как науки, и как предмета обучения) являются результатом её развития в течение нескольких сотен лет. Обе эти стороны природосообразной педагогики содержат вопросы для отдельного освещения.

Таким образом, наша комплексная разработка включает: а) концепцию природосообразной педагогики как целостный способ понимания действительности посредством объединения в логическую систему (на основе принципа дополнительности) соответствующих законов, понятий, категорий; б) методологическое решение проблемы также содержит применение системного подхода, обоснование путей мобилизации ресурсов человека для решения причинных проблем, ограничивающих его развитие; в) общую схему перспектив образования на базе учёта двойственной природы человека и некоторых естественных, непреходящих законов, обеспечивающих жизнедея-тельность человека через эту двойственность; г) методическое решение проблемы апробируется в рамках нашей опытно-экспериментальной работы.

Сказанное показывает, что диалектическое мышление, законы природы должны являться фундаментом, основой теории педагогики, тогда как надстройкой в системе образования должна быть «социальная гибкость» (рис. 1), реализуемая с помощью образовательных методик и технологий, учитывающих и эту двойственность, и эти законы. Образно выражаясь, эту схему, некий эскиз, обусловленный самой природой, надо заполнять соответствующими, взаимосогласованными элементами (знаниями) и красками, обеспечивающими потребности с учётом их иерархии. Они определят гармоничное развитие разносторонних качеств и свойств каждого ребёнка, которые проявляются как его врождённые способности и потенциальные качества, свойства, обусловленные природой, и формируются как приобретённые в течение жизни человека.

На текущем этапе естественноисторического развития общества актуализирована организационно-управленческая функция науки, в том числе и в образовании. Она «призвана регулировать общественную жизнь в текущих условиях места и времени на основе освоения законов природы, социальных законов ... , равно как и общетеоретического знания о системах и структурах, его использования на благо прогресса» [5, с. 129].

Наша опытно-экспериментальная работа (ОЭР) выполняется в течение пятнадцати лет [17; 18; 19; 20; 21; 22; 23; др.]: реализуется комплексная программа, направленная на обеспечение развития участников учебно-воспитательного процесса (УВП) в условиях образовательного учреждения (ОУ). Отметим, что, с точки зрения синергетики, биосоциальные системы (человек, ОУ) являются объектом высшего уровня сложности (число участников УВП достигает тысячи и более человек, часто разобщённых интересами, уровнями квалификации и сознания, т. д.). Чтобы повысить качества деятельности большого числа участников УВП, способы управления УВП должны соответствовать сложности объекта управления.

В основе концепции, подпрограмм и технологий, созданных и применяемых в рамках нашей комплексной программы, лежат природные законы и принцип дополнительности, рассмотренные выше. Так, автором статьи разработана схема (рис. 1), которая применена в ОЭР нескольких детских садах и школах г. Новосибирска [17; 21]. Данная схема позволяет в условиях современного ОУ управлять социально-образовательной сферой как единым объектом. Это становится возможным в связи с тем, что первично мы создали единый и целостный субъект управления - единое информационное пространство. Для его создания автором статьи была сформулирована концепция организационно-функциональной целостности, обеспечившая обновление модели управления ОУ [18], участвующих в ОЭР. Концепция материализована в компьютерно-информационной технологии, которая является системообразующим фактором в ОУ [17; 21]. Эта технология - реальный компонент системы управления УВП: её основа - комплексный автомониторинг, как инструмент и новый механизм, обеспечивающий всех участников УВП комплексной динамической информацией (например, по показателям качества обучения, базовым на-

выкам, определённым психологическим признакам, профессиональным качествам учителей и др.) и создающий стандартизованное объективное единое информационное пространство в ОУ.

Социальная гибкость:

согласование деятельности в ОУ с биопсихически ми законами; адаптация или дезадаптация жизнедеятельности организоЕанных обучающихся

Теоретические знання

работающих

специалистов, в социальной системе (ОУ)

к

и

I

Я

в

о

рз

_а_

м

. (г-

>\ к

п і о а я

Є

г

X

I

Си

1=1

р к

І 5

и и £ § - I

1-І Си

о

ч

о м

V К

а 3

р, Й чи К

^ к гп

о -в* ь -в*

а* с* сСи

в

Метоцнческне знання:

комплексная информация о характеристиках организма и личности рзбенка (кліссов)

і?

Приоритеты (1-6) обобщенных средств управления учебновоспитательным и оздоровительным процессами в ОУ

Чтобы усилить линию достоверного познания различных признаков (физических и психических) обучающихся и педагогов (на схеме - методические знания), в нашей ОЭР осознаны и одновременно используются следующие методы, направленные на повышение эффективности управления УВП [6, с. 140; 17, с. 14]: 1) комплексный диагностический подход к решению определенных проблем школьников; 2) автоматизация управления УВП в ОУ на основе новой компьютерно-информационной технологии (комплексного автомониторинга); 3) исследовательский подход к анализу деятельности участников УВП (на разных уровнях - конкретного обучающегося и учителя (и его предмета), класса (и всех предметов в классе) и т. д. до уровня ОУ). Совокупное применение этих методов реально повышает эффективность управления УВП, которая является следствием более качественных самодействий (самоанализа, самоконтроля и др.) участников УВП [19]. Данные методы широко используются в последние годы в практическом образовании, но чаще всего разрозненно, и это снижает эффективность процессов в ОУ, в том числе и инновационных.

Использование нового механизма управления УВП позволяет своевременно корректировать педагогическую деятельность и учителям, и школьникам. Это обеспечивает, с одной стороны, повышение доли твор-

ческой составляющей (представленной как исследовательская деятельность учителей и учащихся), с другой, - поэтапно повышать интеграцию деятельности специалистов ОУ, конечным результатом которой является динамика (приросты) индивидуальных качеств и свойств (уровней развития признаков) учителей и школьников. В целом наша комплексная ОЭР ориентирована на постепенный перевод управленческой деятельности в ОУ по следующим стадиям : от аналитической к исследовательской (как реализация диагностико-технологической деятельности учителей) и структурно-функциональной целостности (как поисково-творческой деятельности учителей) на основе сочетанного применения количественных и качественных методов работы, а также междисциплинарного взаимодействия различных служб ОУ и окружающего социума. Опыт показывает, что целенаправленные взаимодействия ускоряют оптимизацию деятельности и решение ряда проблем образования в условиях ОУ [18].

Автором статьи также разработана и используется технология повышения профессиональной компетентности педагогов в условиях ОУ [17, с. 27]. В числе идей нашей ОЭР следующая: педагоги должны знать истинную природу ребёнка и действовать не вопреки её законам, а в соответствии с этими законами [17, с. 12]. Чтобы узнать ребёнка во всех отношениях, необходимо сначала увидеть «целое, а затем его части» [6, с. 140]. Поэтому на основе применения комплексной информации автомониторинга на семинарских занятиях и самостоятельно учителя используют эту информацию как средство формирования представлений об особенностях конкретного ребёнка, «портрета класса» (как реализация первого методического требования к планированию на основе наблюдения и диагностической информации), рефлексии своей педагогической практики, творческого поиска в познавательной и мотивации к исследовательской деятельности [19]. При этом интерес учителей стимулируется информацией обратной связи (о каждом ребёнке, классе, параллели и т. д.), её анализом, выводами и обобщениями, они отражают активную рефлексию педагогов и побуждают к действию (учителей и школьников). Средством дидактического воздействия в ОЭР также является графический анализ индивидуальных признаков обследуемых и их динамики, который учителя проводят в совместной деятельности с учащимися и их родителями. Таким путём апробируется поиск методического обеспечения для массового (и на основе личного интереса) педагогического творчества [17; 19].

Использование педагогами этой информации (для анализа и оценки качеств обучения по различным предметам, динамики признаков, в работе с родителями, для прохождения процедуры аттестации и др.) постепенно изменяет механизм управления УВП. Так, на основе комплексной информации автомониторинга участники УВП (педагоги, психологи, обучающиеся и их родители) своевременно корректируют самодействия, взаимодействуют, объединяют свои профессионально-интеллектуальные силы, обосновывают свои суждения в конфликтных ситуациях и др. [21]. Этим мы достигаем объединения усилий участники УВП, необходимого

как способ концентрации сил (своеобразное инвестирование) и требуемого для достижения положительных результатов в решении определённых проблем детства. Промежуточным результатом реального взаимодействия большого числа участников УВП является «отлаженность» горизонтальных и вертикальных взаимосвязей в системе управления ОУ. Отметим, что повышение уровня внутрисистемных связей — это один из признаков развития системы.

В связи со сказанным, следует выделить одну из современных особенностей - усложнение способов социальной и межличностной коммуникации, когда коллективность выступает способом интеграции личности в обществе. Главный смысл перемен, происходящих в мире, стране, конкретном ОУ, мы считаем, заключён в том, чтобы характер разных взаимоотношений был не механистическим, формализованным или «показушным», а жизнеобеспечивающим многочисленные аспекты единого естественноисторического развития сообществ людей, в том числе и в рамках системы отечественного образования.

Другие примеры внедрения сказанного выше представлены следующим. Так, в течение десяти последних лет при научном руководстве автора статьи реализуется комплексная программа развития ОУ в рамках темы «Сотрудничество как условие, способ и средство развития всех участников образовательного процесса в гимназии» в условиях МБОУ «Гимназия № 4». Наша ОЭР постоянно проходит внешнюю экспертизу в разных формах и на разных уровнях: в частности, в 2006г. гимназия получила грант «Национального проекта образования» (Приложение к приказу Минобрнауки России от 15.06.2006 г. № 151 Новосибирская область, п.37 Муниципальное образовательное учреждение гимназия № 4): http: // websib.ru (Национальный проект образования). Промежуточные результаты сотрудничества нашей НИР и ОЭР и педагогического коллектива гимназии № 4 включают : а) повышение профессиональной компетентности учителей (сегодня категории учителей представлены следующим: высшая - 56%, первая - 30%, вторая - 11%); б) высокое качество обучения выпускников (в течение последних десяти лет число выпускников, поступивших в вузы, составляет 96-100%); в) рост числа проектов, разработанных и реализуемых школьниками и учителями, и другое.

Выводы: 1. Законы диалектики (противоположностей; количественных и качественных изменений, отрицания отрицания, или причин и следствий) выведены из объективно существующего закона индивидуального развития человека. Известно, что диалектическое мировоззрение позволяет видеть вещи в их целостности и вместе с тем в их многосторонности, внутренней противоречивости, составляющей источник их самодвижения и саморазвития. Из сказанного следует, что диалектический метод применим к изучению саморазвития человека и в социальнообразовательных условиях, и в естественноисторическом процессе.

Эти законы мы переносим в сферу общей педагогики как новое диалектическое основание её теории. Поэтому данные и другие (пока не выявленные) естественные законы, определяющие организацию биосистем

разного уровня (к их числу относят человека, группы, сообщества и популяции людей), должны рассматриваться как основа теорий в педагогике, психологии, физическом воспитании и спорте и других науках.

2. Показано, что естественные законы заключают в себе определённые принципы: а) законы диалектики (количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицания) - общеизвестные принципы преемственности, постепенности и непрерывности, широко используемые в теоретической и практической педагогике; б) сложность закона индивидуального развития человека обусловливает возможность применения принципа дополнительности (он является новообразованием для новой педагогики, смысл которой в том, что она должна учитывать двойственную природу человека).

3. Обоснован принцип дополнительности, заключённый в законе индивидуального развития человека, как новый аспект основания теоретической и практической педагогики, опора на который позволит дополнить их новым структурным элементом - компонентом «внутреннего образования», что определит долговременную стратегию развития отечественного образования как природ о сообразного. Разработка и внедрение компонента «внутреннего образования» определит переориентацию познания в науках о человеке с экстенсивного пути на интенсивный, что имеет самостоятельное эпистемологическое значение.

4. Ранее нами сформулировано понимание двойственности структурной организации человека [6; 7; др.], которая проявляет физические и психические признаки как единое целое, как взаимосвязанные компоненты. Эта двусторонняя организация человека, обусловленная природой, определяет необходимость создавать двустороннее образование. Поэтому мы обосновываем концепцию природосообразной педагогики на основе природных законов как стратегию развития отечественного образования, которое должно быть двусторонним : 1) «внутреннее образование» как психолого-педагогическое направление: его содержание должно решать причинные проблемы- самодисциплины, самоконтроля, самоорганизации, самовоспитания, саморегулирования и т. п.; данное направление является новообразованием, привносящим принципиальные и системные изменения в отечественную и мировую педагогику на основе естественных законов; 2) «внешнее образование» как психолого-педагогическое направление, призванное решать проблемы внешнего обустройства образовательного процесса: создания организационных, материально-технических и других условий, а также обеспечивать методическую и технологическую составляющие УВП, создавать положительный психологопедагогический «климат» в условиях ОУ; данное направление является традиционным, поскольку траектория его развития исчисляется сотнями лет.

Эти два направления образования должны быть взаимосвязаны отношениями дополнительности, то есть с позиций современной теории систем совокупность двух процессов (внутреннего и внешнего образования) предполагает внутреннюю дополнительность и взаимозависимость

системных принципов. Например, структурное единство системы отечественного образования возможно в случае её соответствия структурнофункциональной организации природных, биологических систем. Двустороннее образование - это структурная аналогия природным явлениям и законам. Создание гносеологической практики, эффективное направление развития личности и коллектива возможно с опорой на всеобщие структурные законы.

5. Использовано сочетание диалектического и общенаучного подходов к проблеме развития системы образования, как проблемы организованной сложности, на пути, независимом от национальности и места проживания людей. Даны обоснования эволюционного пути как долговременной стратегии развития отечественного образования, смысл которого состоит в постепенных преобразованиях на основе учёта природных законов, действующих как в организме человека, так и в его психике. Эта стратегия включает создание двустороннего образования, учёт природных законов, следующих из них принципов и методов образования (воспитания и самовоспитания, обучения и саморазвития и самосовершенствования), соответствующего природным биосистемам, способным к самоорганизации и саморазвитию. Признаком гносеологиической практики нового типа является «поиск особых устойчивых, сохраняющихся сущностей..., выражающих природу как изменяющуюся, пребывающую в непрерывном движении» [5, с. 245],

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Ыаталов, Г. Г., С чего начать модернизацию образования? [Текст] / Г. Г. Ната-лов // Теория и практика физической культуры. - 2003. - №12. - С. 2 - 12.

2. Ищенко, Т. Н., Диалектика, как средство определения и решения задач дидактики [Текст] / Т. Н. Ищенко II Образование и культура в развитии современного общества: Материалы международной научно-практ. конф. Часть I / Научный редактор

B.А. Беловолов. ~ Новосибирск: Изд. ООО «БАК», 2009. — С. 191 - 195.

3. Додонова, Л. П., К проблеме взаимодействия образования и культуры [Текст] / Л. П. Додонова // Образование и культура в развитии современного общества: Материалы международной научно-практ. конф. Часть I / Научный редактор В.А. Беловолов, — Новосибирск: Изд. ООО «БАК», 2009. - С. 530 - 533.

4. Фельдштейн, Д. И., Приоритетные направления развития психологопедагогических исследований / Д. И. Фельдштейн II Бюллетень ВАК МО РФ. - 2005. -№6. - С. \ - 11.

5. Сороко, Э. М., Золотые сечения, процессы самоорганизации и эволюции систем: Введение в общую теорию гармонии систем [Текст] / Э. М. Сороко. Изд. 2-е. - М.: КомКнига, 2006.- 264 с.

6. Додонова, Л. П., Методы соматотипирования в возрастной и конституциональной антропологии [Текст]: учебное пособие / Л. П. Додонова. - Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2006. - 160 с., ил.

7. Додонова, Л. П., Закон противоположностей, как основа взаимодействия и развития биосоциальных систем [Текст] / Л. П. Додонова II Современная онтология - III: Категория взаимодействия. Материалы международной науч. конф. «Современная онтология - Ш: категория взаимодействия». - СПб.: Изд-кий дом С.-Петерб. ун-та, 2009. —

C. 371 -379.

8. Додонова, Л. П., К вопросу определения сущности понятия «здоровый образ жизни» [Текст] / Л. П. Додонова // Формирование здорового образа жизни населения:

Сб. материалов IY Всеросс. научн, - практ. конф. - Тюмень: Изд-во «Вектор Бук», 2006.

- С. 21-23.

9. Сагатовский, В. H., Философия антропокосмизма в кратком изложении: Курс лекций [Текст] / В.Н. Сагатовский. — СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2004.-232 с.

10. Корольков, А. А., Духовная антропология [Текст] / A.A. Корольков. - СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. - 324 с.

11. Реале, Дж., Антисери Д., Западная философия от истоков до наших дней. I. Античность. / Дж. Реале, Д. Антисери. - ТОО ТК «Петрополис»., 1994. - 336 с.

12. Шугрин, С. М., Космическая организованность биосферы и ноосферы [Текст]

/ С. М. Шугрин. - Новосибирск: Сиб. предприятие РАН «Наука», 1999. -496 с.

13. Додонова, JI. П., Природные явления и законы, определяющие изменения признаков у лиц с различными соматотипами на этапе роста и развития [Текст] / JI. П. Додонова // Актуальные вопросы антропологии: Сб. научных трудов. Выпуск 4. -Минск: «Беларуская навука», 2009. - С. 86 - 94.

14. Хрисанфова, E. H., Перевозчиков И. В., Антропология [Текст]: Учебник. / E. Н. Хрисанфова, И. В. Перевозчиков - 3-е изд. М.: Изд-во МГУ: Изд-во «Высшая школа», 2002.-400 с.

15. Кондаков, Н. И., Логический словарь-справочник [Текст] / Н. И. Кондаков. -М.: «Наука», 1975. — 720 с.

16. Северцов, А. С., Теория эволюции [Текст]: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению 510600 «Биология» / А. С. Северцов. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. - 380 с.

17. Додонова, Л. П., Управление процессами в образовательном учреждении на основе компьютерно-информационной технологии: Препринт [Текст] / Л. П. Додонова. -Новосибирск, 2000. - 53 с.

18. Додонова, Л. П., О необходимости организационно-функционального обновления модели управления в образовательном учреждении [Текст] / Л. П. Додонова// Материалы международного симпозиума: Через образование — к культуре мира, взаимопониманию и устойчивому развитию. - Новосибирск, 2000. - С. 150 - 155.

19. Додонова, Л. П., Фактор информации как побудительный мотив к инновационной деятельности педагогов-практиков [Текст] / Л. П. Додонова// Материалы III международной научно-практ. конф.: Актуальные вопросы безопасности, здоровья при занятиях спортом и физической культурой. — Томск, 2000. - С. 20 - 24.

20. Додонова, Л. П., Исследовательская деятельность педагогов-практиков в условиях образовательного учреждения [Текст] / Л. П. Додонова // Материалы научно-практ. конф.: Методические и прикладные аспекты подготовки специалистов физической культуры.— Новосибирск, 2001. - ч. 2. - С. 244 - 248.

21. Додонова, Л. П., Использование автомониторинга учебно-воспитательного процесса для обеспечения устойчивого развития современного образовательного учреждения [Текст] / Л. П. Додонова // Сб. учебно-методических разработок: Модернизация образования: опытно-экспериментальная работа в гимназии № 4. - Новосибирск, 2004. — С. 5 - 11.

22. Додонова, Л. П., Использование методологии цело-частных соотношений как основы для устойчивого развития современного образовательного учреждения [Текст] / Л. П. Додонова // Профессионализм и культура личности: опыт междисциплинарного исследования: По материалам IY Всероссийского гуманитарного форума (с международным участием) «Сибирские Афины». — Томск: Изд-во НТЛ, 2007. -С. 15-78.

23. Додонова, Л. П., Онтологическая основа инноваций в образовании [Текст] / Л. П. Додонова // Философия образования. - 2008. №1 [22]. - С. 357 - 361.

24. Смышляева, Л. Г. Возможности современных образовательных технологий для реализации компетентности о-ор иен тированных андрагогических программ [Текст] / Л. Г. Смышляева // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 4. - С. 55 - 64.

25. Валеева, М. А. Использование интерактивных методов обучения как условие становления социально-профессионального опыта студента [Текст] / М. А. Валеева //

Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 4. - С. 88 - 98.

26. Батракова, С. Н. Личностное смыслосозидание как проблема образовательного процесса [Текст] / С. Н. Батракова // Сибирский педагогический журнал. - 2009. -№4.-С. 133 - 139.

27. Апарина, Л. А. Оценка универсальных компетенций специалиста [Текст] / Л. А. Апарина // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 3. - С. 35 - 42.

28. Фатеев, В. А. Концептуальные основы формирования субъектной позиции будущего учителя в процессе реализации личностно-ориентированного похода в обучении [Текст] / В. А. Фатеев // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 3. - С. 24 - 35.

29. Валеев, А, С. Творческо-технологическая лаборатория профессионального развития будущих учителей технологии и предпринимательства [Текст] / А. С. Валеев // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 4. - С. 41 - 55.

30. Лупанова, Н. А. Влияние социальной компетентности педагога на формирование готовности учащихся и студентов к профессиональному самоопределению в информационном поле деятельности [Текст] / Н. А. Лупанова II Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 3. - С. 49 - 59.

31. Кульгина, Л. А. Интегративная основа качества процессов и результатов обучения студентов вуза [Текст] / Л. А. Кульгина // Сибирский педагогический журнал.

- 2009. - № 2. - С. 65 - 75.

32. Ахметова, М. Н. Опыт организации сотворчества преподавателей и студентов в процессе подготовки к проектированию и реализации педагогических технологий [Текст] / М. Н. Ахметова // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 1. - С. 18-59.

33. Субетто, А. И. Онтология компетентности ого подхода в образовательной сис-темологии [Текст] / А. И. Субетто // Сибирский педагогический журнал. — 2009. - № 1. -С. 100-126.

34. Терегулов, Ф. Ш. О соотношении обучения и развития в формирующем образовании [Текст] / Ф. Ш. Терегулов // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 1. -

С. 127-142.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.