ТРУД
и его
эффективность
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь №26, принятым 26.01.2016 г., внесены изменения и дополнения в Директиву №3 «Экономия и бережливость - главные факторы экономической безопасности государства». Одна из задач, поставленных в документе,- обеспечить кардинальное изменение качества управления промышленным комплексом страны в целях приближения производительности труда к европейскому уровню. Мнением о том, чем обусловлены проблемы, названные в Указе, и с помощью каких приемов их можно решить, поделился профессор кафедры теории и практики государственного управления Академии управления при Президенте Республики Беларусь доктор экономических наук Петр ИВАНЦОВ.
Известно, что в результате проведения активной инвестиционной политики по модернизации производства в нашей стране накоплен существенный производственный капитал субъектов хозяйствования, который оценивается в пределах 150-200 млрд долл. Однако практика показывает, что его окупаемость оставляет желать лучшего. Так, несмотря на его стремительное наращивание, в последние годы мы не наблюдаем желаемого роста производительности труда. Это обстоятельство вызвало живую дискуссию в печати, где предлагаются различные подходы к повышению качества управления накопленным капиталом. При этом обсуждается проблема повышения ответственности управленческих кадров за использование имеющегося потенциала. Решить
ее, по нашему мнению, можно путем совершенствования управления отраслями народного хозяйства и формирования организационно-правовых структур рыночного типа, нацеленных на ответственность за конечные результаты деятельности.
- Выполнение принципиально новых качественных требований, предъявляемых
к управлению по разработке нового экономического механизма, в первую очередь предполагает объективную необходимость формирования соответствующей системы кадровой политики. Что она должна в себя включать?
- Эффективность эволюционного пути преобразований
в отечественной экономике в сложившейся ситуации невозможна без повышения ее конкурентоспособности. При этом экономические трудности нашей страны во многом связаны с рациональным использованием трудовых ресурсов в реальном секторе экономики. Так, наблюдается их дефицит в ряде отраслей и на некоторых предприятиях, тогда как в других имеется избыток. Причем основное количество вакансий сосредоточено в крупных городах, в которые идет отток рабочей силы из сел и небольших городов. Одновременно нарастает дисбаланс между спросом и предложением специалистов. В настоящее время потребности субъектов хозяйствования в кадрах определенного уровня подготовки и знаний не уравновешены с умениями и навыками
Синергия знаний
работников. Наметившаяся ситуация смягчается применением механизма межотраслевого и межрегионального перераспределения рабочей силы, а также созданием условий по формированию малого и среднего предпринимательства в республике. Но проблема все же остается. Рациональное использование трудовых ресурсов предполагает задействование в этом механизме и аппарата госуправления. Его интеллектуальное ядро составляют госслужащие. И именно от их профессионализма, от набора компетенций в рамках новых управленческих технологий зависит успех любого дела. Для повышения эффективности деятельности органов власти необходимо реализовать комплекс мер, способствующих этому процессу. Среди них организация конкурсного отбора государственных служащих, проведение онлайн-оценки их работы с помощью социальных сетей, создание банка данных кадрового резерва с соответствующими профессиональными характеристиками. Важнейшей целевой установкой должна быть ротация персонала, которая способствует обновлению состава, борьбе с коррупцией, усилению обратной связи с гражданским обществом, формированию рынка труда. Кадровая система должна быть построена так, чтобы государственные служащие не засиживались на одном месте более 6 лет. Архаичная схема управления воспитала не одно поколение руководителей, работающих по инструкции. В условиях рыночных отношений меняются взгляды на их природу, роль, сущность и значение труда. На первое место выдвигается самостоятельность, инициатива, предприимчивость, творческое мышление, готовность к разумному риску. По нашему мнению, усилить эффективное использование и координацию всех ресурсов организации, а также восприимчивость управленцев к инновациям
можно с привлечением на государственную службу научных работников на срок до 3 лет.
- Особенностью современного управления является его нацеленность на эффективное ведение хозяйства в условиях дефицита ресурсов, постепенный уход от регулирования отраслей промышленности административными методами, интенсификацию производства. Какие меры приняты по дальнейшему реформированию реального сектора экономики?
- Как показывает опыт Китая, очень эффективны форсайт-технологии управления, предполагающие формирование приоритетов и дорожных карт для социально-экономического прогнозирования. При этом необходимо учитывать такой немаловажный момент, как мотивация государственных служащих, которые в большей степени ориентированы на процесс, чем на результат. В связи с этим их основная заработная плата должна составлять не более 50%, а оставшуюся часть следует увязывать
с реализацией целевых задач. Административное (ручное) управление неэффективно в условиях огромного накопленного производственного потенциала. Это привело к разрыву между уровнем развития производительных сил и существующими производственными отношениями. По совершенствованию последних органами государственного управления проделана огромная работа. Расширена сфера функционирования организационно-правовых форм хозяйствования. Наряду с распространенным типом коммерческих организаций - ОАО, ОДО, ЗАО, ООО и другими - созданы и зарегистрированы новые формы интеграционных структур - холдинги, производственные и научно-производственные объединения, кластеры. Целью их образования
является кардинальное повышение эффективности производства и материального благосостояния руководителей, специалистов и работников на основе изменения внутрихозяйственных производственных и трудовых отношений, существенного роста производительности труда, прибыли и рентабельности организаций. Экономический механизм холдинга базируется на реализации основной функции управления -мотивации и ответственности за конечные результаты деятельности. Корпоративные интересы интегрированных в данную архитектуру производственных, перерабатывающих и торговых структур нацелены на выпуск товара с высокой добавленной стоимостью. Новые условия хозяйствования требуют кардинального улучшения внутрихозяйственных отношений, повышения личной заинтересованности кадров в конечных результатах деятельности и их материальной ответственности. Поэтому необходимо объединение существующих организаций в холдинг - высший тип кооперативно-интеграционных структур - и, следовательно, изменение внутрихозяйственного механизма для повышения эффективности деятельности акционерного общества и его предприятий. Все они должны функционировать в едином хозяйственном организме.
- Какие задачи необходимо решить для создания холдинга?
- Для этого следует разработать финансовую, инвестиционную и производственную политику, взаимоувязанные планы перспективного развития унитарных предприятий, создать инновационную систему их управления. Нужно также сформировать единую экономическую цель в дочерних компаниях для руководителей, трудовых коллективов, собственника и государства и тем самым преодолеть экономическую
разобщенность субъектов. Важно усовершенствовать и оптимизировать их организационную структуру, нацеленную на конечные результаты труда и производство валовой добавленной стоимости, гармонизировать распределение доходов в организациях в соответствии с вложенным в производство трудом, перейти к принципиально новой системе мотивации администрации и работников предприятий для достижения единой экономической цели холдинга.
- Оправдались ли надежды на повышение эффективности функционирования народно-хозяйственного комплекса республики путем формирования новых организационно-правовых форм хозяйствования?
- К сожалению, не совсем. Зачастую результаты деятельности многих из них оказались по уровню рентабельности ниже дореформенных показателей, что предполагает пересмотр и анализ содержания выбранного инструментария. Для построения данного типа организационных структур в республике имеется соответствующая нормативно-правовая база - Закон №97-З от 28.12.2009 г. и Указ Президента №660 от 29.12.2009 г. «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь». При изучении документов видны противоречия, возникающие в процессе практического формирования новых организационно-правовых структур. В них прежде всего не изменились производственные отношения, не говоря уже об архитектуре образования холдингов, чаще всего представляющей собой механическое присоединение организаций друг к другу. Остались прежними и система управления, и ответственность и мотивация всех ее звеньев за результаты финансовой и экономической деятельности, без чего
невозможно повысить результативность имеющегося огромного производственного потенциала в отраслях народно-хозяйственного комплекса.
- Что представляет собой в идеале такое акционерное общество-холдинг?
- Это добровольное объединение по технологическому процессу дочерних компаний с заключением между ними гражданско-правового договора оказания услуг по управлению, предметом которого являются конечные результаты труда руководителя
в виде его денежного обязательства перед собственником. То есть вводится имущественная ответственность управляющего за выполнение условий договора, которая обеспечивается внесением залоговой суммы или предоставлением для этих целей своего личного имущества в иной форме. Основной целью предприятия, руководителя и трудового коллектива становится максимизация валового дохода - чистой добавленной стоимости - и ее оптимальное распределение между перечисленными участниками процесса и государством. Тем самым решается главная проблема: противоположные экономические цели трудового коллектива и предприятия становятся общими. Следует учитывать, что в новых экономических отношениях рабочая сила превращается в инвестиции, в связи с чем изменяется общественная форма труда. Этого можно достичь с помощью экономико-математической модели определения уровня ставки первого разряда работников на предприятии, скорректированного на конечные результаты его деятельности.
При создании холдинга осуществляется переход к предпринимательской деятельности по управлению его дочерними компаниями. Это принципиально изменяет мотивацию работы
руководителя. Такие структуры могут быть хорошим вариантом использования имеющегося производственного потенциала, а следовательно, повышения производительности труда и эффективности экономики в целом. Именно с этих позиций временный творческий коллектив, созданный в Академии управления при Президенте Республики Беларусь в 2000 г., начал разрабатывать и внедрять инновационный управленческий механизм в отраслях народного хозяйства республики. Наши теоретические положения были апробированы при создании локальных кластерных структур-холдингов в агропромышленном комплексе -УП «Молодово-Агро» в Брестской области, ОАО «Чечерск-Агро» в Гомельской, ОАО «Лида-Агро» в Гродненской и ОАО «Любань-Агро» в Минской области.
Наиболее показательна в этом отношении практика УП «Моло-дово-Агро». В сложных условиях финансово-экономического кризиса 2015 г. валовой доход составил около 28 млрд руб., прибыль - более 11 млрд руб. при рентабельности продаж 16,3%. Высокую эффективность обеспечивают не только количественные параметры работы коллектива, но и в большей степени - качественные. Так, в прошлом году все молоко, произведенное предприятием, было класса «Экстра», что в выручке составило 67,2%. Сумма выплаченных налогов - более 6 млрд руб., что позволяет организации выполнять свою социальную функцию перед государством в форме отчисления налогов и платежей в бюджет, социальные и страховые фонды. Аналогичные результаты функционирования инновационно-интеграционных структур нами получены и при реализации проектов в других регионах республики. СИ
Ирина РИМАШЕВСКАЯ