Научная статья на тему 'Труд и его эффективность'

Труд и его эффективность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
153
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Римашевская Ирина

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь №26, принятым 26.01.2016 г., внесены изменения и дополнения в Директиву №3 «Экономия и бережливость главные факторы экономической безопасности государства». Одна из задач, поставленных в документе, обеспечить кардинальное изменение качества управления промышленным комплексом страны в целях приближения производительности труда к европейскому уровню. Мнением о том, чем обусловлены проблемы, названные в Указе, и с помощью каких приемов их можно решить, поделился профессор кафедры теории и практики государственного управления Академии управления при Президенте Республики Беларусь доктор экономических наук Петр ИВАНЦОВ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Efficiency of labour

Petr Ivantsov, a professor of the Chair of the state administration theory and practice, Academy of Public Administration under the aegis of the President of the Republic of Belarus, Doctor of Economic Sciences, speaks on the radical change in the national industrial complex management for to approach the European level of the labour productivity.

Текст научной работы на тему «Труд и его эффективность»

ТРУД

и его

эффективность

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь №26, принятым 26.01.2016 г., внесены изменения и дополнения в Директиву №3 «Экономия и бережливость - главные факторы экономической безопасности государства». Одна из задач, поставленных в документе,- обеспечить кардинальное изменение качества управления промышленным комплексом страны в целях приближения производительности труда к европейскому уровню. Мнением о том, чем обусловлены проблемы, названные в Указе, и с помощью каких приемов их можно решить, поделился профессор кафедры теории и практики государственного управления Академии управления при Президенте Республики Беларусь доктор экономических наук Петр ИВАНЦОВ.

Известно, что в результате проведения активной инвестиционной политики по модернизации производства в нашей стране накоплен существенный производственный капитал субъектов хозяйствования, который оценивается в пределах 150-200 млрд долл. Однако практика показывает, что его окупаемость оставляет желать лучшего. Так, несмотря на его стремительное наращивание, в последние годы мы не наблюдаем желаемого роста производительности труда. Это обстоятельство вызвало живую дискуссию в печати, где предлагаются различные подходы к повышению качества управления накопленным капиталом. При этом обсуждается проблема повышения ответственности управленческих кадров за использование имеющегося потенциала. Решить

ее, по нашему мнению, можно путем совершенствования управления отраслями народного хозяйства и формирования организационно-правовых структур рыночного типа, нацеленных на ответственность за конечные результаты деятельности.

- Выполнение принципиально новых качественных требований, предъявляемых

к управлению по разработке нового экономического механизма, в первую очередь предполагает объективную необходимость формирования соответствующей системы кадровой политики. Что она должна в себя включать?

- Эффективность эволюционного пути преобразований

в отечественной экономике в сложившейся ситуации невозможна без повышения ее конкурентоспособности. При этом экономические трудности нашей страны во многом связаны с рациональным использованием трудовых ресурсов в реальном секторе экономики. Так, наблюдается их дефицит в ряде отраслей и на некоторых предприятиях, тогда как в других имеется избыток. Причем основное количество вакансий сосредоточено в крупных городах, в которые идет отток рабочей силы из сел и небольших городов. Одновременно нарастает дисбаланс между спросом и предложением специалистов. В настоящее время потребности субъектов хозяйствования в кадрах определенного уровня подготовки и знаний не уравновешены с умениями и навыками

Синергия знаний

работников. Наметившаяся ситуация смягчается применением механизма межотраслевого и межрегионального перераспределения рабочей силы, а также созданием условий по формированию малого и среднего предпринимательства в республике. Но проблема все же остается. Рациональное использование трудовых ресурсов предполагает задействование в этом механизме и аппарата госуправления. Его интеллектуальное ядро составляют госслужащие. И именно от их профессионализма, от набора компетенций в рамках новых управленческих технологий зависит успех любого дела. Для повышения эффективности деятельности органов власти необходимо реализовать комплекс мер, способствующих этому процессу. Среди них организация конкурсного отбора государственных служащих, проведение онлайн-оценки их работы с помощью социальных сетей, создание банка данных кадрового резерва с соответствующими профессиональными характеристиками. Важнейшей целевой установкой должна быть ротация персонала, которая способствует обновлению состава, борьбе с коррупцией, усилению обратной связи с гражданским обществом, формированию рынка труда. Кадровая система должна быть построена так, чтобы государственные служащие не засиживались на одном месте более 6 лет. Архаичная схема управления воспитала не одно поколение руководителей, работающих по инструкции. В условиях рыночных отношений меняются взгляды на их природу, роль, сущность и значение труда. На первое место выдвигается самостоятельность, инициатива, предприимчивость, творческое мышление, готовность к разумному риску. По нашему мнению, усилить эффективное использование и координацию всех ресурсов организации, а также восприимчивость управленцев к инновациям

можно с привлечением на государственную службу научных работников на срок до 3 лет.

- Особенностью современного управления является его нацеленность на эффективное ведение хозяйства в условиях дефицита ресурсов, постепенный уход от регулирования отраслей промышленности административными методами, интенсификацию производства. Какие меры приняты по дальнейшему реформированию реального сектора экономики?

- Как показывает опыт Китая, очень эффективны форсайт-технологии управления, предполагающие формирование приоритетов и дорожных карт для социально-экономического прогнозирования. При этом необходимо учитывать такой немаловажный момент, как мотивация государственных служащих, которые в большей степени ориентированы на процесс, чем на результат. В связи с этим их основная заработная плата должна составлять не более 50%, а оставшуюся часть следует увязывать

с реализацией целевых задач. Административное (ручное) управление неэффективно в условиях огромного накопленного производственного потенциала. Это привело к разрыву между уровнем развития производительных сил и существующими производственными отношениями. По совершенствованию последних органами государственного управления проделана огромная работа. Расширена сфера функционирования организационно-правовых форм хозяйствования. Наряду с распространенным типом коммерческих организаций - ОАО, ОДО, ЗАО, ООО и другими - созданы и зарегистрированы новые формы интеграционных структур - холдинги, производственные и научно-производственные объединения, кластеры. Целью их образования

является кардинальное повышение эффективности производства и материального благосостояния руководителей, специалистов и работников на основе изменения внутрихозяйственных производственных и трудовых отношений, существенного роста производительности труда, прибыли и рентабельности организаций. Экономический механизм холдинга базируется на реализации основной функции управления -мотивации и ответственности за конечные результаты деятельности. Корпоративные интересы интегрированных в данную архитектуру производственных, перерабатывающих и торговых структур нацелены на выпуск товара с высокой добавленной стоимостью. Новые условия хозяйствования требуют кардинального улучшения внутрихозяйственных отношений, повышения личной заинтересованности кадров в конечных результатах деятельности и их материальной ответственности. Поэтому необходимо объединение существующих организаций в холдинг - высший тип кооперативно-интеграционных структур - и, следовательно, изменение внутрихозяйственного механизма для повышения эффективности деятельности акционерного общества и его предприятий. Все они должны функционировать в едином хозяйственном организме.

- Какие задачи необходимо решить для создания холдинга?

- Для этого следует разработать финансовую, инвестиционную и производственную политику, взаимоувязанные планы перспективного развития унитарных предприятий, создать инновационную систему их управления. Нужно также сформировать единую экономическую цель в дочерних компаниях для руководителей, трудовых коллективов, собственника и государства и тем самым преодолеть экономическую

разобщенность субъектов. Важно усовершенствовать и оптимизировать их организационную структуру, нацеленную на конечные результаты труда и производство валовой добавленной стоимости, гармонизировать распределение доходов в организациях в соответствии с вложенным в производство трудом, перейти к принципиально новой системе мотивации администрации и работников предприятий для достижения единой экономической цели холдинга.

- Оправдались ли надежды на повышение эффективности функционирования народно-хозяйственного комплекса республики путем формирования новых организационно-правовых форм хозяйствования?

- К сожалению, не совсем. Зачастую результаты деятельности многих из них оказались по уровню рентабельности ниже дореформенных показателей, что предполагает пересмотр и анализ содержания выбранного инструментария. Для построения данного типа организационных структур в республике имеется соответствующая нормативно-правовая база - Закон №97-З от 28.12.2009 г. и Указ Президента №660 от 29.12.2009 г. «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь». При изучении документов видны противоречия, возникающие в процессе практического формирования новых организационно-правовых структур. В них прежде всего не изменились производственные отношения, не говоря уже об архитектуре образования холдингов, чаще всего представляющей собой механическое присоединение организаций друг к другу. Остались прежними и система управления, и ответственность и мотивация всех ее звеньев за результаты финансовой и экономической деятельности, без чего

невозможно повысить результативность имеющегося огромного производственного потенциала в отраслях народно-хозяйственного комплекса.

- Что представляет собой в идеале такое акционерное общество-холдинг?

- Это добровольное объединение по технологическому процессу дочерних компаний с заключением между ними гражданско-правового договора оказания услуг по управлению, предметом которого являются конечные результаты труда руководителя

в виде его денежного обязательства перед собственником. То есть вводится имущественная ответственность управляющего за выполнение условий договора, которая обеспечивается внесением залоговой суммы или предоставлением для этих целей своего личного имущества в иной форме. Основной целью предприятия, руководителя и трудового коллектива становится максимизация валового дохода - чистой добавленной стоимости - и ее оптимальное распределение между перечисленными участниками процесса и государством. Тем самым решается главная проблема: противоположные экономические цели трудового коллектива и предприятия становятся общими. Следует учитывать, что в новых экономических отношениях рабочая сила превращается в инвестиции, в связи с чем изменяется общественная форма труда. Этого можно достичь с помощью экономико-математической модели определения уровня ставки первого разряда работников на предприятии, скорректированного на конечные результаты его деятельности.

При создании холдинга осуществляется переход к предпринимательской деятельности по управлению его дочерними компаниями. Это принципиально изменяет мотивацию работы

руководителя. Такие структуры могут быть хорошим вариантом использования имеющегося производственного потенциала, а следовательно, повышения производительности труда и эффективности экономики в целом. Именно с этих позиций временный творческий коллектив, созданный в Академии управления при Президенте Республики Беларусь в 2000 г., начал разрабатывать и внедрять инновационный управленческий механизм в отраслях народного хозяйства республики. Наши теоретические положения были апробированы при создании локальных кластерных структур-холдингов в агропромышленном комплексе -УП «Молодово-Агро» в Брестской области, ОАО «Чечерск-Агро» в Гомельской, ОАО «Лида-Агро» в Гродненской и ОАО «Любань-Агро» в Минской области.

Наиболее показательна в этом отношении практика УП «Моло-дово-Агро». В сложных условиях финансово-экономического кризиса 2015 г. валовой доход составил около 28 млрд руб., прибыль - более 11 млрд руб. при рентабельности продаж 16,3%. Высокую эффективность обеспечивают не только количественные параметры работы коллектива, но и в большей степени - качественные. Так, в прошлом году все молоко, произведенное предприятием, было класса «Экстра», что в выручке составило 67,2%. Сумма выплаченных налогов - более 6 млрд руб., что позволяет организации выполнять свою социальную функцию перед государством в форме отчисления налогов и платежей в бюджет, социальные и страховые фонды. Аналогичные результаты функционирования инновационно-интеграционных структур нами получены и при реализации проектов в других регионах республики. СИ

Ирина РИМАШЕВСКАЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.