Научная статья на тему 'Структурные изменения в аграрном секторе: тенденции и закономерности'

Структурные изменения в аграрном секторе: тенденции и закономерности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Н.А. Бычков

Белорусская модель формирования рыночной инфраструктуры в аграрном секторе экономики имеет многовекторный характер и, в отличие от стран ЕЭП и других постсоциалистических государств, базируется главным образом на нормах указов и распоряжений Главы государства. В статье рассмотрены основные структурные изменения в организации аграрного бизнеса, произошедшие за последние 10 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL CHANGES IN AGRARIAN SECTOR: TENDENCIES AND REGULARITIES

The Belarusian model of market infrastructure formation in agrarian sector of economy has multivector character and as against the countries CES and others the post of the socialist states is mainly based on the norms of decrees and orders of the Head of the State. The basic structural changes in the organizations of the agrarian business which has occurred for last 10 years are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Структурные изменения в аграрном секторе: тенденции и закономерности»

УДК 631.115

СТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ: ТЕНДЕНЦИИ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ

Н. А. БЫЧКОВ, кандидат экономических наук, доцент Государственное предприятие «Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси»

STRUCTURAL CHANGES IN AGRARIAN SECTOR: TENDENCIES AND REGULARITIES

N.A. BYCHKOV, Candidate of Economics, associate professor The State Enterprise «The Institute of System Researches in Agroindustrial Complex of the National Academy of Sciences of Belarus»

Белорусская модель формирова- The Belarusian model of market

ниярыночной инфраструктуры в аг- infrastructure formation in agrarian

рарном секторе экономики имеет sector of economy has multivector

многовекторный характер и, в от- character and as against the countries

личие от стран ЕЭП и других пост- CES and others the post of the socialist

социалистических государств, бази- states is mainly based on the norms of

руется главным образом на нормах decrees and orders of the Head of the

указов и распоряжений Главы госу- State. The basic structural changes in

дарства. В статье рассмотрены ос- the organizations of the agrarian

новные структурные изменения в business which has occurred for last 10

организации аграрного бизнеса, про- years are considered in the article. изошедшие за последние 10 лет.

Введение. В аграрном секторе выработаны и установлены принципы регулирования, формы приобретения либо отчуждения имущества, включая предприятие как имущественный комплекс, субъектами предпринимательской деятельности, участия иностранных и отечественных инвесторов в приобретении объектов государственной и негосударственной собственности. Определены приоритетные формы реорганизации предприятий, включая убыточные организации, для целей привлечения инвестиций и финансового оздоровления [4].

Основная часть. В результате проводимых институциональных преобразований в системе Министерства сельского хозяйства и продовольствия по состоянию на 01.01.2012 г. функционирует 1186 сельскохозяйственных организаций, или в 2 раза меньше, чем 10 лет назад (табл. 1).

Данные свидетельствуют, что численность государственных унитарных сельскохозяйственных предприятий сократилась в целом на 51%.

При этом характерно увеличение численности районных государственных унитарных сельскохозяйственных предприятий с 2009 г. на 20 % (с 270 до 313), обусловленное главным образом преобразованием СПК с использованием административного ресурса. Отмечается устойчивая тенденция роста численности акционерных обществ и снижения численности СПК.

За период с 2001 по 2011 гг. численность сельскохозяйственных производственных кооперативов в республике сократилась с 1739 до 380, или почти в 5 раз.

В снижении численности СПК как формы хозяйствования условно можно выделить два этапа: первый - до 2010 г., когда сокращение численности организаций обусловлено главным образом проводимыми в республике мероприятиями по реорганизации кооперативов с участием внешних инвесторов (интеграторов) путем присоединения, а также продажи имущественных комплексов.

И второй этап - начиная с 2010 г. - этап преобразования СПК в открытые акционерные общества с целью привлечения инвестиций и финансового оздоровления. Достаточно отметить, что за последние два года в республике практически реорганизовано путем преобразования в ОАО около 300 СПК (табл. 2).

В силу отсутствия в республике законодательства по регулированию имущественных отношений в СПК в процессе их реорганизации на практике сложилось четыре модели преобразования в зависимости от воли государственных органов управления.

1. С выделением административным путем государственной доли в имуществе СПК (в уставном фонде ОАО) в размере не менее 90 % (Минская область) и размещением 10 % акций среди членов СПК, принимающих личное трудовое участие, и приравненных к ним лиц (пенсионеров).

2. Без выделения государственной доли имущества в уставном фонде ОАО (Витебская область) и размещения акций только среди членов СПК, принимающих личное трудовое участие, исключив приравненных к ним лиц (пенсионеров).

3. С участием отечественных инвесторов (интеграторов) - ОАО «Хатьковцы» (бывшее СПК) с участием Волковысского ОАО «Бел-лакт» (75 % - ОАО «Беллакт», 25 % - физические лица) или ОАО «Бабушкино подворье» (бывшее УП «Совхоз Забелишино») - 80 % акций принадлежит ОАО «Бабушкина крынка» и 20 % - райисполкому.

4. Реорганизация СПК в государственные унитарные сельскохозяйственные предприятия с последующим их преобразованием в акционерные общества (Гомельская, Могилевская область).

Таблица 1 - Динамика изменения численности субъектов хозяйствования крупнатоварного производства системы Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь

Организационно- Год

правовые формы 2001 2002 2003 2004 2005 2008 2009 2010 2011

Государственные унитарные предприятия - всего 665 640 604 530 458 412 368 360 342

В том числе:

республиканские 195 177 170 144 125 100 84 12 11

областные коммунальные 31 14 21 18 15 13 14 28 18

районные коммунальные 439 449 413 368 318 299 270 320 313

ОАО 2 11 65 98 101 117 144 409 428

ЗАО 17 21 39 33 27 18 17 14 15

ООО 3 3 2 1 1 Л А, Л А, Л А, 3

СПК 1739 1669 1501 1287 1106 824 750 458 380

Прочие - 8 36 29 27 18 24 19 18

Итого 2426 2352 2247 1978 1720 1361 1305 1262 1186

Таблица 2 - Динамика преобразования СПК в ОАО по областям Республики Беларусь

Показатели Всего по республике В той числе по областям

Брестская Витебская Гомельская Гродненская Минская Могилевская

Количество СПК по состоянию на 1 апреля 2009 г. - всего 732. 156 123 48 117 179 109

Из них преобразовано в ОАО на 01.01.2012 г. 29-1 2 121 - 2 165 1

В % к общему количеству СПК на 01.04.2009 г. ^9,7 и 98,3 - 1,7 92,1 0,9

Современный этап развития аграрного сектора характеризуется созданием коммерческих объединений сельскохозяйственных и иных коммерческих организаций путем их присоединения, слияния [2]. При формировании холдинговых компаний как разновидности коммерческих объединений законодатель расширил круг способов объединения организаций, включив в них: объединения организаций на основе договора доверительного управления (25 % и более акций дочерних компаний холдинга) и объединения на основе договора, в соответствии с которым управляющей компанией холдинга приобретается право по управлению деятельностью дочерних компаний холдинга.

Таким образом, в зависимости от используемого механизма объединения организаций, в основе которого лежит имущественный интерес, способы интеграции можно классифицировать на жесткие, умеренные и мягкие (рис. 1).

За период с 2004 по 2011 г. в республике реорганизовано (интегрировано) путем присоединения и продано как имущественные комплексы 80 % (более 1000) субъектов хозяйствования, в том числе в Брестской области - 100, Витебской - 210, Гомельской - 215, Гродненской - 101, Минской - 233, Могилевской области - 163.

Из общей численности реформированных хозяйств 78 % интегрировано путем присоединения к коммерческим организациям различных

Рисунок 1 - Способы интеграции субъектов хозяйствования АПК

форм собственности и сфер экономики, 8 - путем продажи предприятий как имущественных комплексов представителям частного капитала, 14 % - путем безвозмездного отчуждения, в том числе в частную собственность. В качестве интеграторов выступают: 60 % - сельскохозяйственные организации, в том числе с замкнутым циклом производства, 24 - агропромышленные организации, 16 % - промышленные и иные коммерческие организации, включая финансовые институты.

На 1 января 2012 г. в республике, по данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия, осуществляют производственно-хозяйственную деятельность 46 интегрированных формирований в цепи «производство - переработка - реализация продукции» с участием более 200 субъектов хозяйствования (рис. 2).

В качестве организаций-интеграторов выступают организации, подведомственные Департаменту по хлебопродуктам (34,8 %), птицефабрики

Рисунок 2 - Численность интегрированных формирований по регионам Республики Беларусь

(14,4), крупные животноводческие комплексы (15,2), предприятия, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию, и иные агропромышленные организации (32,6 %).

В рамках интегрированных формирований следует выделить холдинговые компании. По данным Министерства экономики Республики Беларусь, по состоянию на 18.10.2012 г. в Государственном реестре зарегистрировано 12 таких структур с участием государства.

В зависимости от того, является ли управляющая компания холдинга исключительно держателем акций дочерних организаций, не занимаясь при этом самостоятельной производственной и коммерческой деятельностью, или же она занимается также какой-либо коммерческой деятельностью, выделяют два вида холдингов - чистые и смешанные.

В чистом холдинге управляющая компания (собственник), владея либо управляя контрольными пакетами акций (преобладающим долевым участием) иных участников холдинга, осуществляет только контрольные, управляющие и распределительные функции относительно деятельности других участников холдинга. Формирование таких холдингов, как правило, связано с переименованием действующих государственных объединений. Рассмотрим на примере Минской области (рис. 3).

В соответствии с решением Минского облисполкома от 16 мая 2012 г. № 610 создан холдинг «Мясомолпром», где управляющей компанией стало КУП «Минмясомолпром» путем реорганизации государственного учреждения по управлению имуществом организаций мясо-молочной отрасли «Миноблмясомолпром». В состав холдинга включены 10 хозяйственных обществ. Способ интеграции - передача акций Минской области в уставных фондах хозяйственных обществ в доверительное управление КУП «Минмясомолпром» сроком на 5 лет.

В смешанном холдинге управляющая компания, помимо управленческих и иных функций по отношению к другим участникам холдинга, осуществляет также самостоятельную производственную и коммерческую деятельность. К такому типу холдинга относится созданный в республике мини-холдинг «Могилевская молочная компания «Бабушкина крынка» (рис. 4).

ОАО «Бабушкина крынка» - организация-лидер молочной отрасли не только области, но и республики, имеет разветвленную товаропроводящую инфраструктуру в зарубежных странах. В 2011 г. доля ОАО «Бабушкина крынка» на товарном рынке Республики Беларусь по цельномолочной продукции в пересчете на молоко составляет 5,6 %, масла сливочного - 3,3 %. Более 60 % продукции, ассортимент которой составляет порядка 300 наименований, направляется на экспорт.

Хслдииг <<Мя солаадп ром»

Реорганизация Государственного учреждения по управлению имуществом организации мясо-молочной отрасли «Миноблмясомолпром»

Уп"ааляюг1ая кампгшря

КУП «И/'.игмяссг.'аяпрам»

ОАО хСлуцлий

ОАО «Бсрнсавский

ОАО «Коялчльскад .маомкзмрзамщ»

ОАО '<С[гуцкнн сыр (зделывд

ОАО «Гормолзавод № 2» г. Минска

ОАО «Борнтвскнн

МФЛвЧНЫП КОМЁТШ 51Т*

ОАО «Березе некий, сыродельный К|>мбн: пат*

ОАО «Ммлодечненскш* игдочиы^ комбинат»

ОАО

«ЛювЭДСКВЙ сыродсч 1» 15ым: «самборате

- продета акита Ммкжш оЗжастта б уставном фонде »кянггэениыл сйщес~в, гередаиЕъв: л-лрэеэнтельиое упуавге-.ние КУП «Микм* сем •■игопмъ

Рисунок 3 - Организационная структура холдинга «Минмясомолпром»

Рисунок 4 - Организационная структура холдинга «Могилевская молочная компания «Бабушкина крынка»

В 2011 г. выручка от реализации продукции составила 828 млрд руб., в том числе выручка, поступившая в виде валюты, - 516 млрд руб., или 62,3 %.

География реализации продукции обширна. Она поставляется не только во все регионы Республики Беларусь, но и на рынки России (Смоленск, Брянск, Москва, Санкт-Петербург и др.), Украины, Польши, Германии, Франции, Египта, Пакистана, Филиппин.

В состав ОАО «Бабушкина крынка» на различных этапах его реорганизации путем присоединения вошли молокоперерабатывающие предприятия Белынич, Круглого, Краснополья, Дрибина, Кировска, Костю-кович, Кричева, Быхова, Осипович. На базе реорганизованных заводов созданы обособленные и необособленные структурные подразделения ОАО в зависимости от специализации.

Основные механизмы, обеспечивающие эффективность деятельности холдинга, - это стратегическое управление (в том числе стратегическое планирование, контроль по целям и показателям), планирование деятельности структурных подразделений, разработка и контроль исполнения стандартов, выстраивание системы сквозных функций, управление инвестиционными проектами. Данные механизмы распределены между органами управления холдинга и ключевыми руководителями в соответствии с их полномочиями и сферами ответственности. Создание холдинга позволит повысить конкурентоспособность отрасли за счет использования известных брендов «Бабушкина крынка», «Веселые внучата», «Калi ласка», «Энергия жизни», создания новых брендов, определить оптимальную структуру экспорта продукции, эффективнее управлять модернизацией и техническим переоснащением производства участников холдинга, даст возможность осуществлять согласованную финансовую, инвестиционную, кредитную политику.

За период с 2002 по 2011 г. в республике реформировано в сельском хозяйстве свыше 360 объектов государственной собственности. Направления реформирования: преобразование в открытые акционерные общества, реорганизация путем присоединения, слияние с коммерческими организациями различных форм собственности, продажа предприятий как имущественных комплексов внешним инвесторам.

С момента провозглашения формирования социально ориентированной рыночной экономики существенно изменились принципы и механизм приватизации государственного имущества, в частности:

1. С 1 января 2014 г. отменяется льготная продажа акций работникам предприятий по цене на 20 % ниже номинальной стоимости.

2. До 30 июня 2013 г. ограничен срок обращения ИПЧ «Имущество» для приобретения акций ОАО, созданных до 2011 г.

3. С 1 января 2011 г. прекращается обмен акций на чеки «Имущества» акционерных обществ, создаваемых в процессе преобразования унитарных предприятий с 2011 г.

4. В контексте текущего момента следует отметить и отход от принципа плановости приватизации объектов государственной собственности (Декрет № 8 от 10.09.2012 г.).

Исследования показывают, что государство не стремится к доминированию в уставных капиталах всех хозяйственных обществ, создаваемых в процессе разгосударствления и приватизации, а только в тех, которые представляют стратегические интересы страны. Если же приоритетным становится решение различных государственных и общественных задач, что невозможно без обеспечения должного контроля за использованием имущества, то, как правило, избирается такая форма вовлечения имущества в гражданский оборот, как создание на его основе новых юридических лиц - унитарных предприятий и государственных корпораций.

Фермерские хозяйства являются одной из доминирующих организационно-правовых форм в структуре численного состава организаций аграрной отрасли и самыми массовыми представителями малого агробизнеса. По состоянию на 1 января 2012 г. в республике функционировало 2338 хозяйств. Располагая 1,4 % сельскохозяйственных угодий в данном секторе экономики, по результатам за 2011 г. в них произведено 1,3 % продукции сельского хозяйства республики, в том числе зерна - 1,3 %, картофеля - 3,1, овощей - 12,8 %. Стратегия развития фермерских хозяйств направлена на максимальное вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемого либо неэффективно используемого государственного имущества, развитие кооперации в сфере снабжения ресурсами, сбыта произведенной продукции и других форм обслуживания.

Заключение. Исследования показывают, что в сфере аграрного производства сложились следующие направления формирования рыночной инфраструктуры:

1. Осуществление процессов объединения организаций на основе реорганизации путем присоединения, слияния предприятий, доверительного управления, продажи имущественных комплексов при жестком контроле и участии государства.

2. Преобразование объектов государственной (негосударственной) собственности в хозяйственные общества для целей привлечения инвестиций.

3. Создание и развитие рыночной инфраструктуры на основе частной собственности на имущество, в том числе путем продажи, аренды неиспользуемого либо неэффективно используемого государственного

имущества либо безвозмездного его отчуждения в частную собственность в целях развития малого и среднего бизнеса. По оценкам специалистов, стоимость указанного имущества в отраслях АПК оценивается примерно в 1 трлн бел. руб.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Бычков, Н.А. Совершенствование механизма функционирования организаций АПК / Н.А. Бычков; науч. ред. В.Г. Гусаков. - Минск: Беларус. наву-ка, 2009. - 386 с.

2. Реорганизация предприятий АПК: теория, методология, практика / Н.А. Бычков [и др.]; под ред. В.Г. Гусакова. - Минск: Ин-т системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2011. - 248 с.

3. Бычков, Н. Теоретико-методологические основы интеграции предприятий как имущественных комплексов / Н. Бычков // Аграрная экономика. - 2011. -№ 3 - С. 14-19.

4. Бычков, Н.А. Регулирование имущественных отношений в процессе рыночных преобразований агропромышленного комплекса / Н.А. Бычков; под ред. В.Г. Гусакова. - Минск: Ин-т системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2012. - 294 с.

Информация об авторе

Бычков Николай Александрович - кандидат экономических наук, доцент, заведующий отделом организации аграрного бизнеса Государственного предприятия «Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси». Информация для контактов: тел. (раб.) 8 (017) 212-18-07, (моб.) (+37529) 763-45-17.

Материал поступил в редакцию 12.11.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.