Научная статья на тему 'Акционирование колхозов: проблемы и пути их решения'

Акционирование колхозов: проблемы и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
350
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Н.А. Бычков

В процессе преобразования колхозов (сельскохозяйственных производственных кооперативов) в ОАО организации сталкиваются с рядом проблем, которыев абсолютном большинстве связаныс издержками бухгалтерского учета, накопившимися за многие годы, а такжерегулирования имущественных отношений, формирования уставного фонда и его размещения. При проведении инвентаризации в ходе подготовки организаций к акционированию объекты, создаваемые и не учитываемые в бухгалтерском учете предприятий годами, выявляются, оцениваются и восстанавливаются в учете. Много проблем возникает с правильностью применения шифров, а следовательно, и норм амортизационных отчислений. Допускаются ошибки при переоценке основных средств, часто в первичных учетных документах отсутствуют предусмотренные законодательством данные, указываются недостоверные сведения. В инвентарных карточках учетаосновныхсредств зачастуюотсутствует первоначальная стоимость (указывается восстановительная стоимость с учетом переоценок), нет сведений о произведенных капитальных вложениях (модернизациях, реконструкциях), наименования объектов недвижимости, и годы ввода не совпадают с аналогичной информацией в технических паспортах, отсутствуют характеристики объекта. Еще одной проблемой является отсутствие у колхозов документов о праве собственности на объекты недвижимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACT OF ACQUIRING SHARES OF COLLECTIVE FARM: PROBLEMS AND THEIR SOLUTIONS

During transformation process of collective farms (agricultural production co-operatives) to Open Joint Stock Company organizations are faced to several problems which in absolute majority are connected with costs of accounting which collected for many years, as well as regulation of property relations, formation of collective investment fund. At inventory realization during organizations preparation for act of acquiring shares the objects, created and negligible in accounting of the enterprises for years, are estimated and restored in the account. Many problems are arisen with correctness of codes usage, and consequently norms of capital allowances. The mistakes are admitted at revaluation of the basic means or in primary registration documents there is no data, provided by the legislation, doubtful data are specified. There is no initial cost (regenerative cost taking into account revaluations is underlined), there are no data on themade capital investments (modernizations, reconstruction), names of objects of real estate in inventory account cards of the basic means frequently, and input years don't coincide with the similar information in characteristics sheets, there are no object characteristics. One more problem is the absence at collective farms of documents on the property right to objects real estate.

Текст научной работы на тему «Акционирование колхозов: проблемы и пути их решения»

УДК631.15:656.018.4

АКЦИОНИРОВАНИЕ КОЛХОЗОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Н. А. БЫЧКОВ, кандидат экономических наук, доцент Государственное предприятие «Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси»

ACT OF ACQUIRING SHARES OF COLLECTIVE FARM: PROBLEMS AND THEIR SOLUTIONS

N.A. BYCHKOV, Candidate of Economics, associate professor The State Enterprise «The Institute of System Researches in Agroindustrial Complex of NAS of Belarus»

В процессе преобразования колхозов (сельскохозяйственных производственных кооперативов) в ОАО организации сталкиваются с рядом проблем, которые в абсолютном большинстве связаны с издержками бухгалтерского учета, накопившимися за многие годы, а также регулирования имущественных отношений, формирования уставного фонда и его размещения. При проведении инвентаризации в ходе подготовки организаций к акционированию объекты, создаваемые и не учитываемые в бухгалтерском учете предприятий годами, выявляются, оцениваются и восстанавливаются в учете. Много проблем возникает с правильностью применения шифров, а следовательно, и норм амортизационных отчислений. Допускаются ошибки при переоценке основных средств, часто в первичных учетных документах отсутствуют предусмотренные законодательством данные, указываются недостоверные сведения. В инвентарных карточках учета основных средств зачастую отсутствует первоначальная стоимость

During transformation process of collective farms (agricultural production co-operatives) to Open Joint Stock Company organizations are faced to several problems which in absolute majority are connected with costs of accounting which collected for many years, as well as regulation of property relations, formation of collective investment fund. At inventory realization during organizations preparation for act of acquiring shares the objects, created and negligible in accounting of the enterprises for years, are estimated and restored in the account. Many problems are arisen with correctness of codes usage, and consequently norms of capital allowances. The mistakes are admitted at revaluation of the basic means or in primary registration documents there is no data, provided by the legislation, doubtful data are specified. There is no initial cost (regenerative cost taking into account revaluations is underlined), there are no data on the made capital investments (modernizations, reconstruction), names of objects of real estate in

(указывается восстановительная стоимость с учетом переоценок), нет сведений о произведенных капитальных вложениях (модернизациях, реконструкциях), наименования объектов недвижимости, и годы ввода не совпадают с аналогичной информацией в технических паспортах, отсутствуют характеристики объекта. Еще одной проблемой является отсутствие у колхозов документов о праве собственности на объекты недвижимости.

inventory account cards of the basic means frequently, and input years don't coincide with the similar information in characteristics sheets, there are no object characteristics. One more problem is the absence at collective farms ofdocuments on the property right to objects real estate.

Введение. За период с 2001 по 2010 г. численность колхозов (сельско -хозяйственных производственных кооперативов) в республике сократилась с 1739 до 458 ед., или почти в 4 раза. В снижении численности СПК как организационно-правовой формы условно можно выделить два этапа: первый - до 2010 г., когда сокращение численности организаций обусловлено, главным образом, проводимыми в республике мероприятиями по реорганизации кооперативов с участием внешних инвесторов (интеграторов) путем присоединения, а также продажи имущественных комплексов; второй - начиная с 2010 г. - активизация процесса преобразования СПК в открытые акционерные общества. Достаточно отметить, что по состоянию на 01.04. 2011 г. реорганизованы путем преобразования в ОАО более 270 колхозов (СПК) Витебской и Минской областей. В силу отсутствия законодательства по регулированию имущественных отношений в СПК и то, что фактически имущество данного юридического лица находится в системе государственного управления, на практике сложилось две модели преобразования:

с выделением административным путем государственной доли капитала в уставном фонде в размере 90 % и наделением акциями всех членов СПК, включая пенсионеров (Минская область);

без выделения государственной доли в уставном фонде и наделением акциями только лиц, принимающих личное трудовое участие (Витебская область).

Основная часть. На основании проведенных исследований и обобщения практики предлагается следующий механизм совершенствования преобразования СПК в ОАО.

Порядок преобразования. Решение о преобразовании колхоза (сельскохозяйственного производственного кооператива) в открытое

акционерное общество и о размещении акций ОАО принимается общим собранием членов СПК в соответствии с Уставом на основании действующего законодательства Указа Президента Республики Беларусь от 2 февраля 2001 г. №2 49 «О некоторых вопросах организационно-правового обеспечения деятельности колхозов» (в ред. от 15.07.2002 г. № 378,от 26.07.2004 г. №> 355, от 23.01.2009 г. № 52, от 25.06.2009 г. №> 336).

Для проведения работ по преобразованию СПК в ОАО создается комиссия. В состав комиссии включаются руководитель СПК (его заместитель), работники экономической, финансовой, юридической, кадровой и других служб СПК, представители профессионального союза. В случае если на момент преобразования СПК в ОАО государством оказывалась безвозмездная финансовая помощь, государственная поддержка в соответствии с нормативными актами, в состав комиссии включаются представители районного исполнительного комитета и других государственных органов (прокуратуры, территориального фонда имущества, управления по ценным бумагам). Председателем комиссии назначается руководитель СПК (его заместитель). Комиссия осуществляет публикацию в средствах массовой информации сообщения о преобразовании СПК в ОАО, организовывает проведение ревизии финансово-хозяйственной деятельности СПК и оформление документов, удостоверяющих возникновения права собственности на имущественный комплекс.

Регистрация предприятия как имущественный комплекс, возникновения права собственности на него. Необходимость выполнения данных действий при преобразовании СПК в ОАО вызвана тем, что при формировании уставного фонда следует обоснованно выделить долю государства либо исключить ее выделение при наличии у юридического лица свидетельства о праве собственности на имущественный комплекс. Этому обязывает и ст. 29 Закона «О хозяйственных обществах», где установлено, что вносимое в уставный фонд имущество должно принадлежать учредителям (участникам) на праве собственности.

Формирование уставного фонда ОАО. Размер уставного фонда ОАО должен определяться исходя из скорректированной балансовой стоимости активов и пассивов СПК на 1 января года, в котором проводится преобразование, на основании:

данных бухгалтерского учета и отчетности, подтвержденных актом ревизии финансово-хозяйственной деятельности;

акта инвентаризации, проведенной в соответствии с актами законодательства.

Вносимое в уставный фонд акционерного общества имущество должно быть необходимым и пригодным для использования в деятельности

этого общества. Вкладом в уставный фонд хозяйственного общества не может быть имущество, если право на его отчуждение ограничено собственником, законодательством.

Все изменения в составе и стоимости имущества СПК, произошедшие после даты, на которую определяется уставный фонд ОАО, отражаются во вступительном балансе ОАО.

При определении размера уставного фонда ОАО в стоимость активов, принимаемых к расчету, включаются внеоборотные и оборотные активы.

При определении размера уставного фонда ОАО из стоимости активов, принятых к расчету, исключаются:

целевое финансирование (кроме средств, не подлежащих возврату и подлежащих зачислению на счета учета источников собственных средств);

доходы будущих периодов в части доходов, полученных в счет будущих периодов;

стоимость объектов социальной и инженерной инфраструктуры общего пользования, объектов финансового лизинга, объектов критического износа, то есть самортизированных на 70 % и более (по решению общего собрания членов СПК);

долгосрочные и краткосрочные кредиты, краткосрочная задолженность по налогам и сборам, другие виды краткосрочной задолженности;

заблокированные по состоянию на 1 января 1992 г. во Внешэкономбанке СССР средства в иностранных валютах в сумме, отраженной в активе баланса предприятия;

стоимость иного имущества по решению общего собрания членов СПК. При формировании уставного фонда ОАО, создаваемого с участием других, кроме членов СПК, учредителей ОАО, в уставный фонд акционерного общества могут вноситься денежные средства и (или) иное имущество, принадлежащее юридическим и физическим лицам, в том числе иностранным.

Размер неденежного вклада другого учредителя определяется на дату формирования уставного фонда ОАО. При внесении другим учредителем имущества в виде неденежного вклада в уставный фонд ОАО стоимость такого имущества подлежит экспертизе достоверности оценки имущества, вносимого в виде неденежного вклада.

Определение размера вклада другого учредителя в уставный фонд ОАО и порядок его внесения осуществляются в соответствии с законодательством и на основании договора о совместной деятельности по созданию ОАО.

Размер уставного фонда должен быть не менее 400 базовых величин и ниже стоимости чистых активов с целью исключения возможных

финансовых рисков, регистрации объектов недвижимости и установления их рыночной стоимости.

Размещение акций ОАО. Решение о распределении акций принимается общим собранием членов СПК. В соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь (ст. 107-109), Примерным уставом (п. 20, 23, 25) собственником имущества является юридическое лицо. Право распоряжаться имуществом СПК принадлежит только СПК - его органам управления (ст. 22 Указа №2 49). В состав акционеров ОАО включаются: члены СПК, в том числе временно выбывшие из СПК на основании п. 18 Примерного устава колхоза (сельскохозяйственного производственного кооператива), утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 2 февраля 2001 г. № 49 «О некоторых вопросах организационно-правового обеспечения деятельности колхозов»; другие учредители ОАО.

Между членами СПК на акции распределяется сумма скорректированных чистых активов по следующим вариантам: пропорционально доли члена СПК в уставном фонде СПК в соответствии со списком членов СПК, в котором указаны их доли; в случае отсутствия списка членов СПК с указанием долей, акции распределяются пропорционально стажу работы и коэффициента трудового участия членов СПК; кроме того, члены СПК получают дополнительные пакеты акций пропорционально принадлежащим им долям в уставном фонде либо долевом фонде СПК.

Другим учредителям ОАО, кроме членов СПК, передаются акции на сумму внесенного в уставный фонд ОАО вклада.

В случае размещения акций пропорционально стажу работы и коэффициента трудового участия предлагается упрощенный методологический подход определения коэффициента трудового участия членов СПК. Он состоит в следующем:

1. Определяется трудовой стаж (лет) работы каждого члена в кооперативе на момент преобразования.

2 . За три последних года с момента принятия решения о преобразовании определяется сумма оплаты труда каждого члена СПК (включая доплаты, премии, натуральную оплату труда и все выплаты из фонда материального поощрения).

3. Рассчитываются коэффициенты трудового участия (КТУ-1, КТУ-2, КТУ-3) путем деления годовой заработной платы каждого члена кооператива на среднегодовую заработную плату одного среднесписочного работника за соответствующий год. Затем определяется средний коэффициент трудового участия за три последних года по каждому участнику.

4. За коэффициент трудового участия для ассоциированных членов кооператива (пенсионеров) берется их индивидуальный коэффициент для начисления пенсий, но не менее 0,3.

5. Для определения трудового стажа в условных единицах фактический стаж работы члена в кооперативе умножается на коэффициент трудового участия.

Размер коэффициентов корректировки трудового участия принимаются по решению общего собрания членов СПК индивидуально по каждому члену в зависимости от соблюдения трудовой и производственной дисциплины, достигнутых показателей производства, эффективного использования основных фондов и др.

Выделение доли государства в уставных фондах ОАО в процессе преобразования СПК. Выделение государственной доли капитала в уставных фондах ОАО, создаваемых в процессе преобразования сельскохозяйственных производственных кооперативов, может производиться в соответствии со следующими нормативными документами:

положение «О порядке предоставления из республиканского бюджета финансовой помощи», утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 28 марта 2006 г. №2 182 (в ред. указов Президента Республики Беларусь от 12.05.2009 г. №> 241 и от 09.10.2010 г. №> 525);

аналогичные положения, утвержденные областными и районными Советами народных депутатов (при наличии);

Указ Президента Республики Беларусь от 20 июня 2011 г. № 256 «О дополнительных мерах по реализации государственных программ в области сельского хозяйства».

По каждому преобразуемому СПК, если ему оказывалась государственная поддержка в соответствии с вышеперечисленными документами, органам государственного управления необходимо принимать:

постановление Совета Министров Республики Беларусь (в случае, если оказывалась финансовая помощь, либо выдавались кредиты для финансирования государственных программ агропромышленного комплекса из республиканского бюджета);

решение местных исполнительных и распорядительных органов (оказание финансовой помощи, либо выдача кредитов для финансирования государственных программ из местных бюджетов).

Заключение. Изучение особенностей регулирования имущественных отношений в негосударственном секторе экономики АПК показывает, что в процессе преобразования СПК в ОАО четко обозначилась позиция государственной власти относительно принадлежности и прав

собственности на имущество колхозов (СПК). Министерство экономики считает, что неделимые фонды СПК (основные и оборотные средства) формировались практически за счет дотаций государства и шефской помощи государственных предприятий, а поэтому количество акций, передаваемых членам СПК, должно определяться из размера долевого фонда и номинальной стоимости одной акции. Передаваемые членам СПК акции должны распределяться между ними пропорционально принадлежащим им долям в долевом фонде, но не менее одной акции. Оставшиеся акции передаются соответственно в республиканскую или в коммунальную собственность. В случае продажи предприятий как имущественных комплексов СПК, средства от продажи поступают в бюджеты различных уровней, минуя интересы собственников - членов СПК.

Исследования показывают, что применительно к колхозам полного тождества между понятием имущество и собственности нет. Собственность (в объективном смысле) - это то, что, во-первых, имеет принадлежность определенному субъекту, а во-вторых, присвоено по установленным нормам. Имущество же может быть никем не присвоено. Применительно к СПК как объекту негосударственной формы собственности это означает, что в современных условиях основным регулятором имущественных отношений в процессе реорганизации СПК либо продажи имущественных комплексов выступает государство. Не случайно в начале 90-х годов, чтобы уйти от сплошной приватизации государственной собственности в сельском хозяйстве, значительная часть совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий республики решениями областных советов народных депутатов была безвозмездно преобразована в колхозы (ныне СПК). Это позволило власти на всех уровнях, включая и международные организации, заявить о многообразии форм собственности и хозяйствования в сельском хозяйстве. Прикрываясь юридической оболочкой негосударственного юридического лица, с точки зрения системы иерархии государственного управления субъектами хозяйствования, основой которого являются имущественные интересы, таким образом колхоз был декларирован объектом коммунальной собственности.

Список литературы

1. Бычков, Н.А. Как дать хозяина селу / Н.А. Бычков // Человек и экономика. - 1993. - №№ 10. - С. 12.

2. Бычков, Н.А. О некоторых аспектах акционирования сельскохозяйственных предприятий / Н.А. Бычков // Новая земля. - 1995. - № 6. - С. 3-4.

3. Бычков, Н.А. Методика определения государственной доли капитала в имущественной собственности колхозов / Н.А. Бычков // Человек и собственность. - 1995. - № 4. - С. 6.

4. Бычков, Н.А. Реформирование колхозов: реальность и перспективы / Н.А. Бычков // Человек и собственность. - 1995. - №№ 5. - С. 3.

5. Бычков, Н.А. Проблемы акционирования колхозов / Н.А. Бычков // Человек и собственность. - 1996. - № 12. - С. 8.

6. Реорганизация предприятий АПК: теория, методология, практика / Н.А. Бычков [и др.].; под ред. В.Г. Гусакова. - Минск: Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2011. - 248 с.

Информация об авторе

Бычков Николай Александрович - кандидат экономических наук, доцент, заведующий отделом организации аграрного бизнеса Государственного предприятия «Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси». Информация для контактов: тел. (раб.) (+37517) 212-21-00.

Дата поступления статьи - 7 октября 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.