ТРОЙНОЙ ШОК
И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА1
TRIPLE SHOCK
AND ECONOMIC POLICY
DOI: 10.38197/2072-2060-2020-223-3-81-83 ВЕДЕВ Алексей Леонидович
Заведующий лабораторией структурных исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), д.э.н. Aleksey L. VEDEV
Head of Scientific Laboratory of Structural Research of RANEPA, Doctor of Economic Sciences
В рамках тройного негативного шока спад экономики неизбежен. Однако проблема низкого потенциального роста сохраняется. Кризис стимулирует изменения финансовой политики, направленные на поддержку экономического роста.
As part of a triple negative shock, a recession is inevitable. However, the problem of low potential growth remains. Crisis stimulates changes in financial policy to support economic growth.
Ключевые слова Экономическая политика, кризис, экономический рост. Keywords Economic policy, crises, economic growth.
Аннотация
Abstract
В марте 2020 года российская экономика столкнулась с тремя шоками. Во-первых, пандемия коронавируса, во-вторых, падение нефтяных цен, в-третьих, падение спроса на российский экспорт из-за снижения темпов роста мировой экономики (сегодня все международные финансовые и экономические организации прогнозируют отрицательные темпы роста мирового ВВП). Перечисленные факторы негативно воздействуют как на внутренний спрос, так и на предложение товаров и услуг. Минэкономразвития России зафиксировало рост ВВП на 1% в марте и на 1,8% в I квартале текущего года. Однако в апреле 2020 г. падение ВВП составило 12%, хотя предварительно ожидалось снижение на 20%. Особенно сильно упал объем платных услуг населению (на 37,9%), строительство жилья (на 36,5%).
1 Статья публикуется по материалам доклада, представленного на основной онлайн-сессии МАЭФ, которая состоялась 14 мая 2020 г.
Научные труды ВЭО России / 223 том
Строятся различные сценарии выхода из пандемии. В зависимости от сроков снятия режима самоизоляции падение ВВП в 2020 г. оценивается от 5 до 15%. Сохранение низких цен на нефть и темпов роста мировой экономики оценивается как свершившийся факт. Базовый прогноз, подготовленный Институтом Гайдара, предполагает выход ВВП на уровень 2019 г. не ранее 2023 г. В целом ожидается резкое падение ВВП в 2020 г. и плавный восстановительный рост в 2021-2022 гг. Темпы восстановительного роста будут зависеть от темпов роста мировой экономики, цен на нефть, а также объемов помощи государства.
Антикризисные меры проделали эволюцию от налоговых каникул и кредитов с низкими процентными ставками до осознания необходимости прямого финансирования предприятий. Возможность финансирования населения пока отрицается правительством, но дискуссия продолжается. По состоянию на конец мая 2020 г. было принято решение выделения прямого финансирования на детей в размере 10 тыс. руб. на каждого ребенка.
Представляется, что наиболее рациональной стратегией ликвидации последствий пандемии является прямое и косвенное финансирование потерь за счет общественных (государственных) средств. В качестве источников финансирования может рассматриваться ФНБ, денежная эмиссия, внешние заимствования, внутренние заимствования. Отметим также, что в текущих условиях инфляционная угроза достаточно низкая.
Одновременно с пандемией сохраняется проблема низкого потенциального роста. То, что экономика РФ растет недостаточными темпами, стало очевидно уже в конце 2019 г. Именно в тот момент возникла дискуссия о параметрах финансовой политики. Тогда Минэкономразвития в рамках материалов о среднесрочном прогнозе обозначило избыточную жесткость денежной политики и чрезмерную жесткость бюджетной политики. В рамках той дискуссии Минфин напомнил о необходимости жесткого бюджета и сохранения «макроэкономической стабильности». Центральный банк в рамках своего основного документа «Основные направление единой государственной денежно-кредитной политики» указал, что основными проблемами являются структурные диспропорции, которые выступают главными препятствиями для проведения стимулирующей денежной политики.
Сегодня в рамках тройного негативного шока риторика дискуссии об экономической политике кардинально поменялась.
В рамках бюджетной политики предполагается уже дефицит бюджета (то есть государство готово больше расходовать, нежели забирать). Налоговые льготы, прежде всего снижение социальных платежей, носят стимулирующий характер и могут быть использованы и по прошествии пандемии. Активно обсуждается возможное увеличение государственного долга, внутреннего и внешнего. С учетом потенциального таргетирования курса рубля и предельно низкого уровня процентных ставок в развитых странах внешние заимствования выглядят крайне привлекательными. По расчетам Института Гайдара, фундаментально обоснованный курс рубля к доллару США при цене на нефть 30-35 долл. за баррель составляет около 75 руб. за долл., а при 40-45 долл. за баррель - около 70 руб. за долл. Дальнейшая девальвация рубля окажет негативное влияние на инфляцию и промышленность.
Начата дискуссия о целесообразности сохранения бюджетного правила. Существующее бюджетное правило позволяло интенсивно накапливать ресурсы, но ограничивает текущие бюджетные расходы. Отметим, что текущее бюджетное правило - пятое начиная с 2004 года. Ни одно бюджетное правило не было сохранено в кризисы.
Денежная политика смягчается. Очевиден тренд на снижение процентной ставки. Возможно, что и нейтральный уровень реальной ключевой ставки будет сведен к нулю (сейчас нейтральным считается уровень в 2-3%). Снижает структурный профицит ликвидности, и с ростом кредитования нефинансовых предприятий роль кредитов Банка России возрастает. По факту осуществляется таргетирование не только инфляции, но и курса рубля. С 10 марта по 4 июня 2020 г. ЦБР продаст около 10 млрд долл. в рамках действующего бюджетного правила и сделки с акциями Сбербанка.
В конце мая 2020 г. Банк России в рамках «Обзора финансовой стабильности» [3] предупредил о временности антикризисных мер в рамках денежной политики. Здесь представляется необходимым разделить антикризисные и стимулирующие меры, дабы оставить последние в среднесрочной перспективе.
Банковская система пока достаточно устойчива. Доминирование государственных банков облегчает правительству реализацию антикризисных мер. Но и лоббистские возможности крупнейших госбанков достаточно высоки. Можно предположить их стремление сохранить высокую прибыль и переложить все риски на государство. Однако есть опасность сохранения государственной монополии на банковскую систему после завершения кризиса. То, что удобно в кризис, может стать неэффективным для посткризисного роста.
В результате потери от пандемии придется финансировать из общественных сбережений. Но принципиально важно для будущей экономической политики сформулировать ее новые параметры. Очевидно, что будет восстановительный рост. Важно его поддержать и максимально стимулировать, что позволило бы не только компенсировать потери от пандемии, но и выйти на траекторию устойчивого развития.
Библиографический список
1. Мау В.А. Экономика и политика 2019-2020 гг.: глобальные вызовы и национальные ответы //Вопросы экономики, № 3,2020.
2. Березинская О.Б, Ведев АЛ, Ставцева А.А. Потребительские цены: длительный период дезинфля-ции //Экономическое развитие России. № 11,2019.
3. Обзор финансовой стабильности, Банк России, 2020 (https://cbr.ru/Collection/Collection/File/27911/ 0FS_20-01.pdf).
References
1. V.A. Mau Jekonomika i politika 2019-2020: globalnye vyzovy i nacional'nye otvety. VoprosyJekonomiki, № 3,2020.
2. Berezinskaja O.B, Vedev A.L,StavcevaA.A.Potrebitelskie ceny:dlitel'nyjperioddezinfljacii.Jekonomicheskoe razvitie Rossii. № 11,2019.
3. Obzor finansovoj stabil'nosti, Bank Rossii, 2020 (https://cbr.ru/Collection/Collection/File/27911/0FS_20-01.pdf).
Контактная информация / Contact information
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
(РАНХиГС), 119571, г. Москва, Проспект Вернадского, д. 82.
The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), 82,
Vernadsky Prospekt, Moscow, 119571, Russiа
Ведев Алексей Леонидович / Aleksey L. Vedev
+7 (499) 956-95-57, vedev-al@ranepa.ru