Научная статья на тему '"ТРОН" И "ТРОННОЕ КРЕСЛО". К ВОПРОСУ ТЕРМИНОЛОГИИ'

"ТРОН" И "ТРОННОЕ КРЕСЛО". К ВОПРОСУ ТЕРМИНОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
150
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРОН / ТРОННОЕ КРЕСЛО / МЕБЕЛЬ / ЦАРСКОЕ ИМУЩЕСТВО / КОРПУС ПРЕДМЕТА / МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ / ОРУЖЕЙНАЯ ПАЛАТА / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РЕШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Углева Наталья Владимировна

Среди памятников мебели в отдельную группу можно выделить троны. Термин «троны» прочно вошел в современную терминологию, не отражая при этом существа понятия. Очевидно, что к «тронам» следует отнести не один предмет, а несколько, образующих единую композицию. Термин «тронное кресло» относится к типу парадной мебели, предназначенной для правящей особы, которое устанавливалось на троне или вне его - в правительственных учреждениях и официальных резиденциях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"THRONE "AND" THRONE CHAIR". TO THE QUESTION OF TERMINOLOGY

Among the artefacts of furniture in a separate group can be identified thrones. The term "thrones" is firmly embedded in modern terminology, without reflecting the essence of the concept. It is obvious that the «thrones» should include not one object, but a group that forms a single composition. The term «throne chair» is a type of ceremonial furniture designed for the ruling person, which was installed on the throne or outside it - in government facilitys and official residences.

Текст научной работы на тему «"ТРОН" И "ТРОННОЕ КРЕСЛО". К ВОПРОСУ ТЕРМИНОЛОГИИ»

ИСКУССТВО, ОБРАЗОВАНИЕ,

НАУКА

RAR УДК 930 ББК 63.3

DOI 10.34685/HI.2022.36.1.006

«ТРОН» И «ТРОННОЕ КРЕСЛО». К ВОПРОСУ ТЕРМИНОЛОГИИ

Углева Наталья Владимировна,

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела дерева и мебели Государственного исторического музея, Красная пл., 1/2 г. Москва, Россия,109012,

[email protected]

Аннотация

Среди памятников мебели в отдельную группу можно выделить троны. Термин «троны» прочно вошел в современную терминологию, не отражая при этом существа понятия. Очевидно, что к «тронам» следует отнести не один предмет, а несколько, образующих единую композицию. Термин «тронное кресло» относится к типу парадной мебели, предназначенной для правящей особы, которое устанавливалось на троне или вне его — в правительственных учреждениях и официальных резиденциях.

Ключевые слова

Трон, тронное кресло, мебель, царское имущество, корпус предмета, Московский Кремль, Оружейная палата, художественное решение

Начало составления коллекций мебели в России непосредственно связано с историей одного из значимых музеев России — с Оружейной палатой Московского Кремля. Из письменных свидетельств 1584-1725 гг. Казенного приказа, аккумулировавшего уникальные раритеты кремлевского имущества, которые в свое время лягут в основу собрания музея, становится очевидно, что во всем многообразии собранного и систематизированного по назначению материала имелась и мебель. Так, в документе архива Московской

Оружейной палаты «Записные книги и бумаги старинных дворцовых приказов» отмечается, что в числе царского имущества имеется драгоценная посуда, иконы, оружие и конская упряжь, костюм, мебель1.

Среди этих предметов находились и, так называемые, «троны». Этот термин прочно вошел в современную терминологию, отразившуюся в названиях музейных памятников («трон Бори-

1 РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. Ч. 1.

са Годунова», «трон царя Алексея Михайловича» и т.д.), что по сути является ошибочным.

Следует отметить, что это понятие возникло лишь в XIX в. в литературе (Илл. 1), связанной с описанием царского наследия, хотя в письменных источниках фигурируют другие наименования.

Илл. 1. Г.И. Семирадский. Благоверный Великий князь Александр Невский Принимает папских легатов. 1877 г. ГИМ

Так, в перечне высочайшего имущества при упоминании парадного седалища Бориса Годунова (Илл. 2) этот предмет обозначался словом «место»: «...Место персицкое оправлено золотом с каменьем с бирюзами и с винисами2 с жемчюжки подволочено3 бархатом цветными по серебряной земле внутр. и с исподу. И из нево вынята притворе бирюза большая и отдана в серебряной прикас да мелких камешков и жемчужков и во многих местех»4.

При этом в документе отсутствует описание формы, фиксируя лишь драгоценные материалы,

Илл. 2. Место царское золотое, присланное в дар от персидского Шаха Аббаса Хромолитографии по рисункам Ф.Г. Солнцева из издания «Древности Российского государства...» (Отд. II. М., [1846-1853])

использованные при изготовлении декора и историю его приобретения. Это следует из реестра «Выписка из статейных списков, хранящихся в архиве Министерства Иностранных дел, о вещах, поднесенных иностранными послами русским государям от царя Иоанна Васильевича Грозного до императора Петра Великого» где упоминается, что другой «трон», принадлежавший царю Алексею Михайловичу, был привезен из Ирана: «7168/1660 Великому Государю Царю Алексею Михайловичу челом ударил Кизилбашского Шахова ближнего человека5 Ихто Моделетев купчина ар-менин Захарей Сарадаров в дарех: Кресла оправлены золотом с каменьи и с алмазы и с яхонты и с земчуги. По оценке 22,58 [перечеркнуто косой линией сверху вниз слева направо] 91 20 алтын»6. Как мы видим, и в этом документе «трон» называется «креслом», отсутствуют описание формы и упоминание о других материалах, кроме драгоценных, использованных при создании предмета.

Виниса - название драгоценного камня. Словарь русского языка Х1-ХУП вв. М., 1975. Вып. 2. С. 180.

Подволочено - обито изнутри. Словарь русского языка Х1-ХУ11 вв. М., 1989. Вып. 15. С. 239.

Ближний человек - приближенный, доверенное лицо. Словарь русского языка Х1-ХУ11 веков. Вып. 1. М., 1975. С. 239.

4 РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. Ч. 1. Д. 6. Л. 52.

6 РГАДА. - Ф. 396. - Оп. 2 ч. 3. - Д. 1292. Л. - 15.

2

5

3

Особое внимание к дорогостоящему декору продиктовано назначением документа, призванного, учитывать его материальную составляющую и фиксировать источник поступления как важный факт дипломатического значения.

Издревле трон являлся смысловым акцентом парадного придворного интерьера. Его оформлению придавалось особое значение, т.к. он обращал на себя внимание внушительными габаритами и ярким убранством, таким образом подчеркивая значимость помазанника божьего, а также решая задачу репрезентативности. Он выделял особое положение венценосца среди присутствующих, наглядно транслировал легитимность его могущества.

Хотя троны нельзя впрямую отнести к государственным регалиям, тем не менее они как нельзя лучше сопрягаются с самим понятием власти, что отражено, в появлении ряда фразеологизмов: «быть на троне» — властвовать, «лишиться трона» — потерять власть, «тронная речь» — торжественное публичное выступление, «борьба за трон» — борьба за власть.

В прямом и переносном значении можно рассматривать и выражение «взойти на трон». С одной стороны, это обретение власти, с другой — описание процесса движения на ступенчатый помост под киворием к месту, где должен восседать государь.

Слово «трон» происходит от греческого «0póvoc» (tronos) и означает сиденье. Этот лаконичный термин дает представление скорее не о предмете, а об особом положении человека, который среди стоящих может восседать, чем, в первую очередь, выделяется среди окружающих.

Троны были известны с древнейших времен, что подтверждается многочисленными изображениями и сохранившимися артефактами. Наиболее ранние из них происходят из Древнего Египта, включая известный трон из гробницы Ту-танхамона. В этой колыбели цивилизации одной из наиболее почитаемых египетских богинь была Исида, имя которой истолковывается как «та, что у трона», а ее головной убор включает изображение этого предмета.

В ряде стран Европы прототипом и своеобразным руководством по изготовлению тронов послужил трон царя Израильского царства Соломона (1011-928 гг. до н.э.): «И сделал царь большой престол из слоновой кости и обложил его чистым золотом; к престолу было шесть ступеней;

верх сзади у престола был круглый, и были с обеих сторон у места сиденья локотники, и два льва стояли у локотников; и еще двенадцать львов стояли там на шести ступенях по обе стороны. Подобного сему не бывало ни в одном царстве»7.

Тот же принцип был использован при создании трона в главной резиденции византийских императоров 330-1081 гг. — в Святом дворце в Константинополе, о чем пишет И.Е. Забелин в книге «Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях»: «... около трона размещены были золотые львы и другие звери, механика которых была так устроена, что львы рыкали, а лежащие у трона звери поднимались на ноги, как скоро кто приближался к престолу во время торжественных приемов. Страху и величия для простых глаз было несказанно много. В то же время золотые птицы, сидевшие на украшениях трона и на особых деревьях, около него поставленных, пели чудесные песни»8.

Одно из первых свидетельств об облике московских тронов имеется в описании путешествия Г.Г. Паэрле, побывавшего в начале XVII в. на официальном приеме Лжедмитрия I, который восседал «на высоких креслах из чистого серебра с позолотою, под балдахином; двуглавый орел с распущенными крыльями, вылитый из чистого золота, украшал сей балдахин; под оным внутри было Распятие, так же золотое, с огромным восточным топазом, а над креслами находилась икона Богоматери, осыпанная драгоценными каменьями. Все украшения трона были из литого золота; к нему вели три ступени; вокруг его лежали четыре льва серебряные, до половины вызолоченные, а по обеим сторонам, на высоких серебряных ножках, стояли два грифона, из коих один держал государственное яблоко, а другой обнаженный меч»9.

7 Книга III Царств. Гл.10. Стб. 18-10. [электронный ресурс] URL: http://bible.ucoz.com/publ/tretja_kniga_carstv/ tretja_kniga_carstv_glava_10/14-1-0-319 (дата обращения 05.04.2017).

http://bible.ucoz.com/publ/tretja_kniga_carstv/tretja_kniga_ carstv_glava_10/14-1-0-319

8 И.Е. Забелин. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. Книга первая. Государев двор. М. 1990. С. 181.

9 Сказания современников о Дмитрии Самозванце. 2-е

изд. В 5 ч. Ч. 2. / [под. ред. Н. Устрялова]. СПб.: Тип. Им-

ператорской Российской Академии, 1832-1837. С. 38.

Еще одно описание кремлевского трона составлено посетившим Москву в 1634 г. в период правления Михаила Федоровича Адамом Олеа-рием10. По его воспоминаниям, первый русский царь «. сидел ... в кафтане, осыпанном всевозможными драгоценными камнями и вышитом крупным жемчугом. Трон великого князя сзади у стены поднимался от земли на три ступени, был окружен четырьмя серебряными и позолоченными колонами или столбиками, толщиною в три дюйма; на них покоился балдахин в виде башенки, поднимающийся на три локтя в вышину. С каждой стороны балдахина стояло по серебряному орлу с распростертыми крыльями11 (Илл. 3).

Илл. 3. Тромонин К.Я., Грачов А. Прием послов голштин-ских царем Михаилом Федоровичем в Грановитой палате в 1634 году. ( с гравюры XVII в.). Изд. К. Тромонин, первая половина XIX в.

Впрочем, в это время готовили как раз трон гораздо более великолепный и роскошный на который было отпущено 800 фунтов сере-

10 Адам Олеарий (нем. Adam Olearius; Адам Ольшле-44 гель, 1599-1671) - немецкий путешественник и ученый,

издавший в 1656 г. «Описание путешествия Голштинско-го посольства в Московию и Персию».

11 Приведенные описания находят реминисценции с Двойным троном, ныне находящимся в собрании Музеев Московского Кремля, приписывающимся работе Мастерских Московского Кремля 1682-1684 гг. и выполненном для коронации царей Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича.

бра и 1100 дукатов для позолоты: его со всеми расходами на него ценили в 25000 талеров. Три года над ним работали немцы и русские, причем самым видным мастером в этом деле был житель Нюрнберга Исаия Цинкгрэфф»12.

Наряду с такими конструктивно сложными, составлявшими иногда масштабные декоративные композиции, существовали и троны, воплотившие в себе другие черты соломонов-ского. Их создатели особое внимание уделяли не столько окружающему убранству, сколько непосредственно корпусу предмета. К таковым предметам можно причислить тронное кресло, изготовленное в середине VI в. по заказу византийского императора Юстиниана Великого для Архиепископа Максимиана и находящееся ныне в собрании Архиепископского музея в Равенне. В форме и отделке этого предмета нашло материальное воплощение изречение царя Соломона, уже приведенного выше, где указано, что «престол из слоновой кости .верх сзади у престола был круглый.». Действительно, спинка предмета выгнута, вверху имеет округлое завершение, а корпус отделан костяными пластинами с изображениями Иоанна Крестителя, четырех Евангелистов, сюжетов из Ветхого и Нового Заветов, зооморфных персонажей в обрамлении растительного орнамента.

Именно оформлением корпуса было знаменито тронное кресло, изготовленное для царя Алексея Михайловича в 1673 г. часовым мастером Оружейной палаты Петром Высот-цким. Оно находилось в подмосковном дворце в Коломенском и имело возможность к трансформации, что описывает И.Е. Забелин в книге «Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях»: «подле царского места поставлены были львы, которые, яко живые, рыкали, двигали глазами и зияли устами. Туловища их были медные, оклеенные барановыми кожами под львиную стать. Механика, приводившая в движение их пасти и глаза и издававшая львово рыкание,

12 АдамОлеарий. Описание путешествия Голштинско-го посольства в Московию и Персию. Глава IV (Книга I, глава 7) [электронный ресурс] URL: http//litresp.ru/ сhitat/ru/%D0%9Е/olearij-adam/opisanie-putreshestviya-golshtinskogo-posoljstva-v-moskoiyu-i-persiyu. (дата обращения 01.04.2020).

помещалась в особом чулане, в котором устроен был стан с мехами и с пружинами...13.

Такое зрелище подобно театральному действу производило колоссальное впечатление, вызывало удивление, восторг и благоговение. Таким образом достигался результат эффектного представления государя, а также демонстрировало незаурядные достижения отечественных мастеров.

Подводя итог, следует дать определение понятиям «трон» и «тронное кресло».

В энциклопедиях и словарях русского языка слово «трон» трактуют как «государев престол., царские кресла»14, не выделяя тронное кресло в отдельное понятие. Таким образом, в современной повседневной речи эти слова являются синонимами и подразумевают конкретный вид мебели царского или императорского обихода, предназначенный для использования во время официальных церемоний. Тем не менее, существует значительная разница между этими двумя терминами. Очевидно, что к «тронам» следует отнести не один предмет, а сооружение, объединяющее возвышение со стоящим на нем креслом, увенчанным иконой (в более позднее время — портрет монарха), над которыми укреплялась сень. На этом же помосте иногда находились один или несколько столов и осветительные приборы.

Термин «тронное кресло» относится к типу парадной мебели, предназначенной для правящей особы. Оно устанавливалось на троне или вне его, находилось в помещениях правительственных учреждений и официальных резиденций.

Внешний облик трона и тронных кресел имел большое значение. Известно, что трон никогда не бывает пуст: либо на нем восседает монарх, либо он, следуя византийской христианской трактовке, является многогранным божественным символом. Трон можно отнести и к государственным символам. Ожидая парадного выхода самодержца, взгляды присутствующих обращались к предназначенному для него месту.

13 И.Е. Забелин. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. Книга первая. Государев двор, или дворец. М.: Книга. 1990. С.186.

14 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Олма-Пресс. 2004.

Именно оно первым «встречало» гостей и содействовало экспрессии торжественного приема. С этого предмета начиналось знакомство с государем, поэтому в его художественное решение был включен знаковый ряд образов, являвшийся своеобразным информационным превью, облеченным в художественный образ, воспринимавшийся непосвященными лишь декоративными элементами. Однако их значение было крайне важным не только для формирования яркого запоминающегося облика, но и для сохранения сакральной идеи.

Учитывая особую роль трона, в его художественное решение всегда включался ряд знаковых образов, являвшихся своеобразным информационным кодом, который непосвященными воспринимался как декор. Значение этих образов было крайне важным не только для формирования яркого запоминающегося облика, но и для сохранения сакральной идеи. С течением времени семантическое значение из основополагающего стало менее значимым, уступив первенство ярко выраженной пышной парадности и богатству отделки, которая, однако включала в репертуар декоративного строя общепринятые символы.

Одним из наиболее часто встречающихся персонажей в декоре тронных кресел являлся грифон — зооморфный образ, соединявший тело льва, голову и крылья орла. Согласно древневосточной традиции, грифон обладавший невероятной силой, был хранителем сокровищ. В христианстве грифон отождествлялся с двойственной природой Христа: птица соответствовала его божественному происхождению, а лев соотносился с земным началом. В геральдической трактовке грифон обычно означал бдительность и отвагу. Именно благодаря этим качествам он появился на фамильном гербе рода Романовых.

В оформлении тронов не менее часто встречались изображения львов — маски, рельефы, скульптуры. По утверждению одного из известнейших ученых, исследующих символику, Д. Холла, «Лев — традиционное символическое животное в религиозном и светском искусстве со многими приписываемыми ему значениями. В средние века он был символом Воскресения, поскольку, согласно бестиариям, детеныши, когда рождались, в течении трех дней прибывали мертвыми, пока отец не возвращал их к жизни

посредством своего дыхания в их лица... Лев является атрибутом Кибелы (одной из четырех частей свет), а также гордыни, гнева и холерического темперамента (одного из четырех темпераментов)»15. Этот персонаж традиционно соотносится с монаршей властью, образом Христа, неисповедимым Божьем промыслом и многими другими христианскими догмата-

ми16.

Значительно реже в декоре тронных кресел встречается изображение лебедя, несмотря на то, что оно было известно с древнейших времен. Известно, что именно скульптуры лебедей были использованы в качестве боковых сторон одного из наиболее ранних из известных парадных кресел русских князей — трона XIV в.17 князя Московского, Новгородского и Великого князя Владимирского Симеона Гордого. В дальнейшем в декоративное оформление, как правило, включалось изображение лишь головы этой грациозной птицы, завершавшей линию подлокотника. В знаковой системе русского фольклора лебедь соотносится и с женским началом, в то время как в античной мифологии — с мужским. Христианская же трактовка связывает лебедя главным образом с Распятием и последними словами Христа, проводя аналогию с предсмертным криком этой птицы.

Также с христианской символикой корреспондируется и образ орла (Илл. 4).

Кроме знака Евангелиста Иоанна он служил знаком Воскресения, справедливости, божественной любви и многих других добродетелей. Орел — одна из древнейших геральдических фигур, которая олицетворяла основные качества, связанные с безграничной властью, победой, величием. В художественном решении тронной мебели часто использовалось скульптурные изображения этой царственной птицы — как облика в целом, так и ее цепких лап в качестве опор.

15

16

Д. Холл. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М.: Крон-прес. 1997. С. 331.

Белова О.В. Славянский бестиарий.М.: Индрика. 2001. С. 159-162.

Попова З.П. Русская мебель XVI-XVII веков. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М. 1973. С.79

Илл. 4. . Тронное кресло императора Николая I из Сената в Санкт-Петербурге. ГИМ.

Илл. 5. Тронное кресло императора Александра I из Сената в Москве. ГИМ.

Кроме зооморфных персонажей в оформлении тронных кресел широко использовались растительные элементы. Наиболее распространенные среди них — ветви лавра как атрибут победы и виноградная лоза или виноград как один из важнейших христианских символов, который отождествлен с евхаристическим вином, христианской верой и образом Христа: «Я есмь истинная виноградная лоза.»18.

На протяжении веков декоративный строй тронных кресел традиционно включал герб страны и ее регалии — корону, скипетр и державу. Знаки монархической власти венчали спинку кресла, подчеркивая его особую значимость в ряду других предметов меблировки, а также могли декорировать и корпус предмета (Илл. 5).

В настоящее время о русских тронах можно судить по различным свидетельствам и описа-

ниям из архивных документов, воспоминаниям современников, изображениям. Сохранился и ряд объектов материальной культуры. Тронные кресла — одна из интереснейших страниц истории мебельного производства, именно поэтому крайне важно в контексте ее изучении и популяризации использовать правильную терминологию, четко определяющую конкретные понятия культурного наследия.

Список литературы

1. Белова О.В. Славянский бестиарий.М.: Индрика. 2001.

2. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка.М.: Олма-Пресс, 2004.

3. Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. Книга первая. Государев двор, или дворец. М.: Книга. 1990.

4. Холл Д. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М.: Крон-прес. 1997.

18 «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода.» Евангелие от Иоанна, 15:1-17.

"THRONE "AND" THRONE CHAIR". TO THE QUESTION OF TERMINOLOGY

Ugleva Natalia Vladimirovna,

PhD, senior researcher of the Department of wood and furniture

State historical museum, Krasnaya PL.,%, Moscow, Russia, 109012,

[email protected]

Abstract

Among the artefacts of furniture in a separate group can be identified thrones. The term "thrones" is firmly embedded in modern terminology, without reflecting the essence of the concept. It is obvious that the «thrones» should include not one object, but a group that forms a single composition. The term «throne chair» is a type of ceremonial furniture designed for the ruling person, which was installed on the throne or outside it — in government facilitys and official residences.

Keywords

Throne, throne chair, furniture, royal property, the body of the subject, Moscow Kremlin, Kremlin Armoury, decoration.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.