Научная статья на тему 'ТРОМБОФИЛИЯ. ПОКАЗАТЕЛИ ГЕМОСТАЗА У ДЕТЕЙ С РЕАЛИЗОВАННЫМИ ТРОМБОТИЧЕСКИМИ И ГЕМОРРАГИЧЕСКИМИ ПРОЯВЛЕНИЯМИ НА ФОНЕ НАСЛЕДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ ТРОМБОТИЧЕСКОГО РИСКА'

ТРОМБОФИЛИЯ. ПОКАЗАТЕЛИ ГЕМОСТАЗА У ДЕТЕЙ С РЕАЛИЗОВАННЫМИ ТРОМБОТИЧЕСКИМИ И ГЕМОРРАГИЧЕСКИМИ ПРОЯВЛЕНИЯМИ НА ФОНЕ НАСЛЕДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ ТРОМБОТИЧЕСКОГО РИСКА Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
52
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТРОМБОФИЛИЯ. ПОКАЗАТЕЛИ ГЕМОСТАЗА У ДЕТЕЙ С РЕАЛИЗОВАННЫМИ ТРОМБОТИЧЕСКИМИ И ГЕМОРРАГИЧЕСКИМИ ПРОЯВЛЕНИЯМИ НА ФОНЕ НАСЛЕДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ ТРОМБОТИЧЕСКОГО РИСКА»

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДИАТРИИ И ДЕТСКОЙ ХИРУРГИИ

Материалы и методы. Исследование проводилось на базе ГБУЗ ТО ОКБ 2 г.Тюмени в отделении патологии новорожденных с октября 2019 по январь 2020 г, критерий включения — наличие признаков внутриутробной гипоксии — первая группа (п=32) и вторая группа — контрольная (п=12). Срок гестации в среднем составил 39,48 ± 1,23 недель. У новорожденных изучался антенатальный анамнез, особенности соматического статуса, а также визуализация вилочковой железы с определением следующих параметров: объем тимуса (V), масса тимуса (М), тимический индекс (ТИ).

Результаты исследования. Массо-ростовые показатели новорожденных в группах не имели статистически значимых различий, так, масса тела и длина тела детей в первой группе составили 3678±608г и 54,2±28 см, а во второй - 3341,8г и 51,9±2,9 см соответственно. Отягощенный антенатальный анамнез в виде осложненного течения беременности у матери имели все дети первой группы исследования. Все матери были детородного возраста. Основными антенатальными факторами риска развития антенатальной гипоксии у исследуемых детей явились перенесенная респираторная инфекция, гестоз, гестационный сахарный диабет, ВСД по гипотоническому типу, анемия легкой степени тяжести. В группе новорожденных с признаками перенесенной внутриутробной гипоксии, средние значения ультразвуковых параметров тимуса рассчитываемых параметров оказались выше, чем в группе контроля, а именно: V=19,5±7,8 М=26,3±10,6 ТИ=0,7±0,3 vs. V=16,1±10,2 М=21,7±13,7 ТИ=0,5±0,3. В нашем исследовании масса и объем тимуса у новорожденных без отягощенного антенатального анамнеза в 1,2 раза больше.

Выводы. Таким образом, внутриутробная гипоксия плода может способствовать развитию гипоплазии вилочковой железы с нарушением его функции и формированию вторичного иммунодефицитного состояния.

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ДЕФИЦИТА ВИТАМИНА D У НОВОРОЖДЕННЫХ ДЕТЕЙ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Заячникова Т.Е., Красильникова А.С.

ФГБОУ ВО ВолгГМУ Минздрава России, Волгоград.

Введение. Новорожденные и недоношенные дети - одна из наиболее уязвимых групп населения по развитию дефицита 25-гидроксихолекаль-циферола (25(ОН^). Исследования, посвященные оценке пренатальной обеспеченности витамином D новорожденных детей, немногочисленны, проведены преимущественно зарубежными авторами. В условиях г. Волгограда, расположенного на широте 48°, относящейся к зоне УФ-дефицита, подобных исследований до настоящего времени не проводилось.

Цель исследования — изучить медико-социальные факторы, определяющие низкую пренатальную обеспеченность 25(OH)D у новорожденных, жителей Волгоградской области.

Материалы и методы. При финансовой поддержке РФФИ и Администрации Волгоградской области (проект № 19-413-340010) методом имму-нохимического анализа (UniCel DxI600 Beckman coulter, США) проведено исследование уровня 25(OH)D в сыворотке пуповинной крови у 156 новорожденных, в том числе у 85 (54,5%) детей, родившихся на сроках гестации 23-36 недель, у 71 (45,5%) на 37-41 неделях. Недостаточность витамина D, определялась при концентрации 25(OH)D 21-30 нг/мл, дефицит — менее 20 нг/мл.

Результаты. Среднее значение уровня 25(ОН) D в пуповинной крови составило 17,7±7,6 нг/мл, в том числе у недоношенных детей — 11,6±3,9 нг/мл, у доношенных — 26,5±6,2 нг/мл, (p=0,04). Риск развития дефицита 25(OH)D у недоношенных в 1,67 раза выше, чем у доношенных новорожденных (ОШ 1,67, 95%, ДИ=0,88-3,20). Дефицит 25(OH)D в пуповинной крови достоверно коррелировал с такими критериями как: низкий социально-экономический статус семьи (р=0,01), зимне-весенний сезон при рождении (р=0,01), курение матери во время беременности (р=0,04), отсутствие дотации витамина D во время беременности, возраст матери старше 30 лет (р=0,04), гипертензивные состояния у матери до и во время беременности (р=0,001), хронические заболевания пищеварительной системы матери (р=0,02), индекс массы тела матери более 35 кг/м2 (р=0,01), низкий гестационный возраст (р=0,001), фето-плацентарная недостаточность (р=0,02).

Заключение. Как у недоношенных, так и доношенных новорожденных, жителей Волгоградской области, выявлена низкая пренатальная обеспеченность 25(OH)D, обусловленная рядом ключевых медико-социальных факторов, что диктует необходимость разработки и реализации комплексна мер, направленных на профилактику дефицита витамина D у детей.

ТРОМБОФИЛИЯ. ПОКАЗАТЕЛИ ГЕМОСТАЗА У ДЕТЕЙ С РЕАЛИЗОВАННЫМИ ТРОМБОТИЧЕСКИМИ И ГЕМОРРАГИЧЕСКИМИ ПРОЯВЛЕНИЯМИ НА ФОНЕ НАСЛЕДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ ТРОМБОТИЧЕСКОГО РИСКА Ильина А.Я., Мищенко А.Л., Мартынов А.А., Ахалова Е.А., Рыгалова А .Д., Баринова А. С., Соловьева И. В. ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, Москва ГБУЗ «ГКБ» №52ДЗМ, Москва.

Введение. Проблема тромбофилии в педиатрии остается актуальной в связи с современным представлением о врожденных факторах тромботического

РОССИЙСКИЙ ВЕСТНИК ПЕРИНАТОЛОГИИ И ПЕДИАТРИИ, 2020; 65:(4) ROSSIYSKIY VESTNIK PERINATOLOGY IPEDIATRII, 2020; 65:(4)

Раздел 4. ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК И ПАТОЛОГИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

рисках как триггеров реализации тромботических и геморрагических осложнений у родившихся детей.

Цель исследования — выявить особенности коагу-лограммы у детей с реализованными тромбозами и с внутричерепными кровоизлияниями.

Материалы и методы исследования. Грудные дети с врожденными факторами тромботического риска (с полиморфизмами генов системы гемостаза) от женщин с наследственной тромбофилией. I группа (п=25) дети с тромбозами II группа (п=25) дети с внутричерепными кровоизлияниями.

Результаты. У детей I группы показатели коа-гулограммы вначале демонстрировали высокий потенциал свертывания крови с повышенными показателями протромбина (ПТ) по Квику (19%) и Д-димеров (77%) — как реализация потенциала свертывания крови. Далее, на фоне снижения АТ III (84%) при нормальном ПТ (50%) или при небольшом снижении ПТ (29%) констатировался относительно выраженный потенциал свертывания крови и тром-боцитоз. У детей обеих групп отмечалось как повышение (18%), так и снижение ПТ (21%). При этом показатель АТ III был снижен (12%) — персистирую-щее его потребление, или повышен (21%) — спонтанная компенсация/проводимая терапия СЗП. Пост-тромботическую ситуацию отражали повышенные Д-димеры (66%) и тромбоцитоз (70%), что можно объяснить реализованным локальным тромбозом при отсутствии потребления тромбоцитов. В обеих группах снижение фибриногена (16%) было связано с его потреблением в ходе тромбогенеза, а повышение (16%) — с повышенной гемостатической готовностью и/или с наличием скрытых или явных инфекционных триггеров тромботической реакции.

Заключение. Диагностически значимыми показателями коагулограммы для определения тромбоза или геморрагических проявлений у данных детей наряду с ПТ явились АТ III и Д-димеры на фоне повышенного содержания тромбоцитов. Динамика установленных показателей вначале отражала высокий потенциал свертывания (тромбоз) с последующей реализацией геморрагических проявлений (внутричерепные кровоизлияния), тем самым патогенетически объясняя развитие различных клинических проявлений у детей.

ВЛИЯНИЕ ЖЕВАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ПРАВИЛЬНУЮ ПОСТАНОВКУ ЗВУКОВ У ДЕТЕЙ ПЕРВЫХ ЛЕТ ЖИЗНИ

Кешишян Е.С., Сахарова Е. С., Алямовская Г.А ФГАОУ ВО РНИМУ им Н.И.Пирогова ОСП НИКИ педиатрии им Ю.Е. Вельтищева, Москва. .

Актуальность. Задержка или замедление темпов прироста речевого развития у ребенка раннего воз-

раста вызывает тревогу врачей неврологов, нейрофизиологов и логопедов-дефектологов . По мировым данным около 25% детей, посещающих детский сад, нуждаются в помощи логопеда против 4% в 1970-х годах, определяя необходимость пересмотра нормативов в сторону увеличения возраста формирования экспрессивной речевой функции. Среди причин задержки развития речи выделяют первичные и вторичные. Вторичные или системные выявляются у детей при неврологических, инфекционных и генетических заболеваниях, тугоухости, психических и поведенческих расстройствах, дефектах строения губ, зубов, твердого и мягкого неба, повреждения голосовых связок (например, из-за длительного применения интубационной трубки при ИВЛ) и требуют комплексного лечения.

Среди первичных причин предполагают: недостаточную подвижность языка, губ, слабость лицевых мышц и мышц дна ротовой полости семейные формы поздний старт созревания центра речи педагогические проблемы — отсутствие внятной речи и контакта, чрезмерный поток информации — интенсивное обучение, гиперопека в общении с ребенком.

Цель исследования — оценить значимость позднего начала жевания (переход на пищу общего стола) в формировании речи к 36 месяцам жизни у неврологически здоровых детей.

Материалы и методы: проведено анкетирование 100 семей с набором вопросов, включающих длительность грудного вскармливания, возраста введения прикорма и перехода на пищу общего стола, введения кусочковой пищи. Все дети к возрасту 36 мес были здоровы, не имели отклонений в неврологическом статусе, показатели их развития — моторного, познавательного и коммуникативного соответствовали норме при оценки по шкале КАТ-КЛАМС и Гриффитс. Понимаемая речь и выполнение тестов, соответствовали возрасту у всех детей.

Результаты и обсуждение: Проведена корреляция между следующими параметрами — нарушение становление речевой функции к 36 месяцам жизни, длительность грудного вскармливания, возраст ведения прикорма, сроки использования пюре-образной пищи, перехода на общий стол, проблемы вскармливания (срыгивания, поперхивания, снижение аппетита), статистически значимых различий не выявлено.

Однако, у 24 (25%) детей выявлены отклонения от стандартных критериев формирования речи, из них выраженные (30 эквивалентов слов активного словарного запаса, предложения из 2-3 эквивалентов слов) установлены у 8 детей. У 21 (87.5%) ребенка этой группы и у всех 8 вышеуказанных детей отмечались сложности вскармливания, нарушения жевательной функции, поздний переход к твердой пищи, длительное сосание через соску жидкой и твердой пищи (или грудное вскармливание более 1.5 лет).

РОССИЙСКИЙ ВЕСТНИК ПЕРИНАТОЛОГИИ И ПЕДИАТРИИ, 2020; 65:(4) ROSSIYSKIY VESTNIK PERINATOLOGIII PEDIATRII, 2020; 65:(4)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.