Научная статья на тему 'Трофическая ниша полилога культур в образовательной среде'

Трофическая ниша полилога культур в образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРОФИЧЕСКАЯ НИША / ПОЛИЛОГ КУЛЬТУР / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОБРАЗ ЖИЗНИ / ОПЫТ "ЧУЖОГО" / СТИХИИ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ФЕНОМЕНОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончарова Наталья Юрьевна

В данной статье говорится о том, что современный мир, меняясь, вносит коррективы и в образовательную среду. Образование как социальный институт занимается выдачей «кодов» и «паролей», которые интерпретируют «Чужую» культуру. Проблема понимания стихии вопрошания к «Своей» и «Чужой» культуре может быть решена посредством построения в образовании трофической ниши полилога культур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трофическая ниша полилога культур в образовательной среде»

УДК 101.1::316

Гончарова Наталья Юрьевна

аспирант кафедры философии и теологии

Нижегородского государственного педагогического

университета им. Козьмы Минина,

учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 81

natalja. [email protected]

Natalia Yu. Goncharova

the graduate student of chair of philosophy and

theology of the Nizhny Novgorod state pedagogical

university of Kozma Minim, the teacher of history

and social science of MBOU SOSh No. 81

natalja. [email protected]

Трофическая ниша полилога культур в образовательной среде

Trophic niche discussion of cultures in the educational environment

Аннотация. В данной статье говорится о том, что современный мир, меняясь, вносит коррективы и в образовательную среду. Образование как социальный институт занимается выдачей «кодов» и «паролей», которые интерпретируют «Чужую» культуру. Проблема понимания стихии вопрошания к «Своей» и «Чужой» культуре может быть решена посредством построения в образовании трофической ниши полилога культур.

Ключевые слова: трофическая ниша, полилог культур, образовательная среда, образ жизни, опыт «Чужого», стихии социокультурных феноменов.

Annotation: In this article goes on to say that the modern world, changing, making adjustments and in the educational environment. Education as a social institution is engaged in granting of «code» and «password» who interpret the «Alien» culture. The problem of understanding the elements of asking to «Own» and «Alien» culture can be solved by building in education trophic niche discussion of cultures.

Keywords: trophic niche, the discussion of cultures, educational environment, way of life, the experience of an «Alien» elements of socio-cultural phenomena.

Бытие образованного человека в социуме определяется его способностью к развитию и самосовершенствованию через освоение социального опыта. Реалии современного мира привели к тому, что в основе социального опыта теперь лежит не столько деятельность по присвоению новых знаний и умений, а сколько те действия, которые прививают человеку:

- культурную идентичность;

- социальную компетентность;

- толерантность.

Актуальным становится рассмотрение образовательной среды, так как современная социальная реальность её значительно меняет. Современное образование становится «понимающим», так как, во-первых, должно учить читать

1

смыслы «Своего» и «Чужого», находя в нём скрытые контексты, которые были актуальны в момент написания источника, и являются востребованными до сих пор. Во-вторых, образование должно подготовить интерпретатора к деятельности по пониманию и принятию контекста источника, а не к «слепому» заимствованию чуждых идей.

Деятельность - процесс и результат осмысленного понимающего поведения человека, а универсальные учебные действия являются составляющими образа жизни обучающегося, считает Е.В. Боровская [2, с. 59]. Образование должно строить новую модель учебных действий обучающихся, основой для которой будет понимающее поведение человека, которое и формирует его образ жизни.

Образ жизни, в концепции средового подхода Ю.С. Мануйлова и в исследованиях Е.В. Боровской - это условие становления личности. На наш взгляд, в основу образа жизни должен быть положен полилог как социально значимая форма со-бытия культур. По мнению Ю.С. Мануйлова, со-бытие - не источник информации, а канал получения и передачи информации, а также способ жизнеобеспечения, жизнестроения, жизнетворчества человека. Событие предстаёт как со-бытие, что, согласно словарю живого великорусского языка В.И. Даля, означает пребывание вместе в одно и то же время.

«Образ жизни предполагает со-бытийный характер явлений, процессов... несёт в себе бытийный потенциал» [1, с. 69], полилог культур - это новая форма межкультурного взаимодействия, которая несёт в себе со-бытийный потенциал культур, т.е. смягчает социальную конфликтность между культурами в обществе.

Именно понимающее образование ведёт к появлению полилога. Полилог как в со-бытие культур, так и в образовательной среде, которая понимается нами, как подсистема социокультурной среды, совокупность исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций, то есть целостность специально организованных педагогических условий развития личности, является связующим звеном между культурами и средой их взаимодействия.

Для раскрытия данного положения необходимо обратиться к средовому подходу Ю.С. Мануйлова. Исследователь определяет среду как то, среди чего-(кого) пребывает субъект, посредством чего формируется его образ жизни, что опосредует его развитие и осредняет личность. Понимание среды и образа жизни человека основано на методологических позициях средового подхода. Л.И. Новикова считала, что среда - это все то, что нас окружает, на что мы реагируем, от чего зависит наше настроение, самочувствие, что влияет на наши взгляды, ценностные ориентации, поведение. По мнению академика, среда определяет практически всё: и ценностные установки, и эмоциональный настрой, и поведенческую активность. Концепция, разработанная Ю.С. Мануйловым, а также исследования Е.В. Боровской, Л. И. Новиковой позволяют по-новому оценить значение среды для социума.

Пребывать «среди» означает находиться рядом, наряду, между, в середине, в центре чего-либо. «Посредствовать» означает способствовать чему-либо: побуждать, помогать, позволять, порождать и т.д. [3] Посредствовать к интерпретации должен полилог культур, по-особому выстроенный в образовательной среде и представленный в виде ниши.

««Ниша» - ограниченное пространство возможностей, которые опосредуют развитие индивидуума; возможностей каким-либо образом со-бытовать с окружением (будем называть первичными или событийными возможностями) и возможностей что-либо иметь и уметь вследствие этого (соответственно вторичными или трофическими возможностями). Трофика в переводе с греческого - это то, что питает» [3]. Трофика среды, в педагогическом смысле, представляется нам субстратом, состоящим из отдельных компонентов (ощущений, представлений, образов, смыслов и т.д.), «питающих» личность человека [7]. Трофика ниши полилога культур обусловлена тем, что она является питательной средой для мягкого и корректного взаимодействия культур в обществе.

В концепции средового подхода Ю.С. Мануйлова среда обладает трофикой, которая производна от содержания действия, и способна питать разум, чувства и волю человека. Среда - это источник питания, которая длительное время может оставаться неизменной, но тип питания в среде может меняться [3].

На наш взгляд, понимающее образование [6] - это основная среда, которая ведёт к появлению трофической ниши полилога культур. Трофика полилога культур выступает связующим звеном между стихиями социокультурных феноменов.

Феномены, инварианты культуры и общества - это те изменения, которые человек привносит в своё бытие. Изменяясь, бытие человека сталкивается с опытом «Чужого», так как всё более частыми становятся в современном обществе контакты с иной культурой, что ведёт к обмену опытом между культурами и возникновению инновации в области науки и техники. Опыт «Чужого» - это особый опыт, который подразумевает встречу с иным человеческим сознанием, где «Чужой» - это не свой, принадлежащий другим. Человек, приблизившись к всеобщему через трофическую нишу полилога культур, выстроенную в образовательной среде, сможет урегулировать взаимоотношение «Своего» и «Чужого» в современном обществе.

Ниша полилога культур наполнена стихиями: вопрошания, труда, творчества, поиска, доброжелательности, заинтересованности, отторжения. Трофическая ниша полилога культур в образовании не ведёт к принятию чуждых социокультурных феноменов, напротив, она высвечивает разницу между культурами, ведёт к пониманию «Иного» и в некоторых случаях к его типизации.

В полилоге культур типизация не является способом свести всё к одному виду, напротив, она должна приводить к высветлению множества индивидуальных различий, с которыми ниша полилога культур при помощи образования должна познакомить общество. Главным является не заимствование «Иной» культуры, а понимание её стихий социокультурных феноменов.

Ранее стихийность равнялась спонтанности и хаосу. На самом деле, как показывают исследования в области самоорганизующихся систем, хаос важен и незаменим. «За кажущимся хаосом обнаруживается порядок закона роста». Синергетика говорит о животворящем хаосе, хаосе становления, из которого возникает порядок, о хаосе как сферы еще не оформившегося.. Ю.С. Мануйлов пишет: «Наступает понимание, . и . в зонах неустойчивости возникает хаос, но

его следует рассматривать как цену, уплачиваемую за возможность создать порядок...» [4].

Ниша полилога культур, наполненная социокультурными стихиями, приводит к социальному плюрализму, который ведёт к появлению в интерпретации множества контекстов, и, как результат, происходит мягкая интерпретация чужих стихий социокультурных феноменов. «Мягкая» интерпретация заключается в том, что объект понимания может быть интерпретирован в нескольких контекстах. Классическая «сильная интерпретация» предпочитает использовать содержательную стратегию «понимания лучше» (т.е. снятие неопределённости путём обращения к историческим и психологическим контекстам произведения), а «мягкая интерпретация» заинтересована в разработке возможностей стратегии «понимания иначе» [5, а 38 - 39].

Ниша полилога культур - это совокупность стихий, которые способны инициировать, культивировать, утверждать образ жизни, создавать новые возможности и условия реализации воспитательного потенциала образовательной среды. В трофической нише полилога культур, выстроенного образованием, происходит конфликт «Своей» культуры и «Чужих» культур, но для корректной и мягкой интерпретации и построения границ без агрессии необходимы:

- открытость социального со-бытия культур, представленного в трофике полилога. Создание ситуации «открытости» к «полилогу культур», готовности людей принять «Иное» одна из задач образования;

- выход культуры из «Своего безопасного дома», немое созерцание ею мира, который лежит за границей - содержит в себе сущность монолога культур;

- открытость одной социокультурной реальности многим - представляет собой условие ниши полилога, весьма специфически происходит трансформация диалога в полилог, и что происходит в данном случае с отношением «Свой -Чужой», происходит ли трансформация в этом не тождественном соотношении. Монолог, диалог отражают социокультурные феномены в образовании, при этом «одомашнивает Иное», знакомит с «Чужим» и ещё более раскрывает потенциал «Своего»;

- рассмотрение себя в отношении «Я и Ты» снимает социальную конфликтность со-бытия культур в образовательной среде, делая социум открытым и готовым к сотрудничеству;

- поиск грани того, где кончается стихия вопрошания к «Чужому» и начинается стихия вопрошания к «Иному».

Трофическая ниша полилога культур наполнена стихиями, каждая из которых имеет в своей основе социальное «колебание», со-прикасание, со-бытие множества культур. Стихия - это движение, которое несёт в себе познание, которое может принимать спонтанный характер. Спонтанная интерпретация - это отражение современного мира - времени постмодерна. Постмодерну свойственна синергетика, в которой присутствует множество неустойчивых конструкций и процессов, но в совокупности своей из хаоса синергетики рождается порядок и спокойная интерпретация существующих социокультурных феноменов.

Спонтанность, открытость, возможность стихийного познания, нелинейное движение в культурах приводит их в полилог культур, ниша которого - стихии, отражающие социокультурные феномены каждой отдельно взятой культуры.

Стихия «Своего» и «Чужого», вопрошая, друг к другу встречаются, и местом встречи является трофический полилог культур, которой особо выстроен в образовании, как социальном институте. Образовательной среде, которая строит такой полилог культур, не нужно избегать социальной конфликтности, так как конфликтность внутри стихий в трофике полилога культур не несёт отрицательной коннотации, и является, на наш взгляд, вполне приемлемым процессом. Важным является управление и провоцирование их возникновения, попытки погасить их или волну ими поднятую стихией (ями) образованием. Образование способно регулировать полилог культур и осуществлять контроль над конфликтом внутри каждого полилога культур.

Каждую культуру (в том числе и свою собственную), как социальный институт, нужно рассматривать как открытую. Осознание этой открытости -необходимое условие межкультурного взаимопроникновения и взаимоперетекания, которое выражается в полилоге культур. Полилог культур - это та социальная ниша, которая необходима образованию для того, чтобы культуры взаимодействуя в нише полилога, научились вопрошать, слушать и слышать друг друга, тогда культура является понимающей, следовательно, понимающим становится и образование.

Трофическая ниша полилога культур играет в образовательной среде ключевую роль, она:

- помогает снизить конфликтность культурологических и социологических противоречий в различных интерпретациях видения образа жизни, как форме со -бытия культур;

- даёт возможность инициировать, культивировать, утверждать образ жизни;

- ведёт к пониманию стихий, которые в ней бытуют, это приближает человека к пониманию «Своего» и «Чужого» образа жизни;

- помогает осваивать социальные нормы как средства социальной регуляции поведения «Своей» и «Чужой» культуры;

- создаёт картинность образования, которая возникает по причине сочетания различных видений мира, выраженных в социальном плюрализме.

Образовательная среда должна предвидеть глубину социальных конфликтов, смягчая формы взаимодействия между культурами, пока это возможно. Одной из форм смягчения социально-культурной конфликтности должна стать трофическая ниша полилога культур. Образование как основная среда бытия трофической ниши полилога культур, должна помочь выстроить комфортный и безопасный «дом» на границе между «Своим» и «Чужим», на грани, где стены создаются и разрушаются.

Образование должно научить балансировать на грани между «Своей» и «Чужой» культурой, привить чувство меры и гармонии в культурном со-бытие. Задача образования, как социокультурной среды, заключается в том, чтобы выстроить трофическую нишу полилога культур и наполнить её стихиями социокультурных феноменов.

Литература:

1. Боровская Е.В. Событийный потенциал образа жизни ребёнка / Е. В. Боровская // «Событийность в образовательной и педагогической деятельности». - Научно-методическая серия «Новые ценности в образовании» / Под редакцией Н.

5

Б. Крыловой и М. Ю. Жилиной. Научный редактор серии Н. Б. Крылова. 2010. Выпуск 1 (43). - С. 69 - 75.

2. Боровская Е.В. Универсальные учебные действия как составляющие образа жизни школьника / Е. В. Боровская // Педагогика и психология развития современного детства: материалы Международной научно-практической конференции 11-12 ноября 2011 г. / Под общ. ред. Т.Т. Щелиной. В 3-х частях. Ч. 2. - Арзамас: АГПИ, 2011. - 384 с.

3. Мануйлов Ю.С. Концептуальные основы средового подхода в воспитании // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова. 2008 г. Т.14, Серия: «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика», № 1. [Электронный ресурс]. URL: http://sreda-lab.narod.ru/index/0-11 (дата обращения 04.06.2013).

4. Мануйлов Ю.С. О стихии, стихийности и стихиальности в образовании // Стихии, стихийность и стихиальность в образовании: сборник научных статей/Под ред.: Ю.С. Мануйлова (отв. ред.), И.И. Сулимы, Е.В. Орлова, Е.М. Кузьминой. - Москва - Н.Новгород, 2007. [Электронный ресурс]. URL: http://sreda-lab.narod.ru/index/0-13 (дата обращения 04.06.2013).

5. Нестеров А.Ю. Интерпретация, её стратегии и проблема недостаточной определённости значения / А.Ю. Нестеров // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социологи. Политология. 2011. № 4 (16). - С. 38 - 39.

6. Сулима И.И. Педагогическая герменевтика: Монография. - Нижний Новгород: Нижегородский юридический институт МВД РФ, 2000. - 255 с.

7. Фефелова О.Е. Представление о здоровье как трофический компонент среды обитания современного ребёнка // Проблемы формирования здоровье сберегающей среды в образовательном пространстве региона: материалы Приволжской межрегиональной научно-практической конференции (Нижний Новгород, 28-29 октября 2008 г.) Н.Новгород, 2010. [Электронный ресурс]. URL: http://vospitanie.fo.ru/page/Фефелова_О.Е._Представление_о_здоровье_как_трофи ческийкомпонентсредыобитаниясовременного_ребёнка (дата обращения 06.03.2014).

Literature:

1. Borovskaya E.V. Event-related potential lifestyle child / E. C. Borovskaya // «Newsworthiness in educational and pedagogical activity». - Scientific-methodical series «New values in education» / edited by N. B. M. Krylova and Y. U Gilina. Scientific editor of the series N. B. Krylov. 2010. Issue 1 (43). - P. 69 - 75.

2. Borovskaya E.V. Universal learning activities as part of life of a pupil / E. C. Borovskaya // Pedagogics and psychology of the development of modern childhood: materials of International scientific-practical conference on 11-12 November 2011 / Under the General editorship T.T Shelina. In 3 parts. PM 2. - Arzamas: ASPI, 2011. -384 p.

3. Manuilov YU.S. Conceptual basis of the environmental approach in education // Vestnik of the Kostroma state University. N.A. Nekrasov. 2008 T, Series: «Pedagogics. Psychology. Social work. Juvenile studies. Sociokinetics », № 1. [Electronic resource]. URL: http://sreda-lab.narod.ru/index/0-11 (date of access 04.06.2013).

4. Manuilov US ABOUT the elements of spontaneity and stihialnost in education // the Element of spontaneity and stihialnost in education: collection of scientific articles/ edited by: YU.S. Manuilov (resp. as amended), I.I. Sulima, E.V. Orlov, E.MKuzmina. -Moscow - N. Novgorod, 2007. [Electronic resource]. URL: http://sreda-lab.narod.ru/index/0-13 (date of access 04.06.2013).

5. Nesterov A. Interpretation, its strategy and the problem of insufficient certainty values / A. Nesterov // Herald of Tomsk state University. Philosophy. Sociologists. Political science. 2011. # 4 (16). - P. 38 - 39.

6. Sulima I.I. Pedagogical hermeneutics: a Monograph. Nizhny Novgorod: Nizhny Novgorod law Institute of MIA of the Russian Federation, 2000. - 255 p.

7. Fefelova O.E. Understanding of health as a trophic component of the habitats for the modern child // Problems offorming of health reduces environment in educational space of the region: materials of Volga interregional scientific-practical conference (Nizhny Novgorod, October 28-29, 2008) N. Novgorod, 2010. [Electronic resource]. URL: http://vospitanie.fo.ru/page/Developer (date of access 06.03.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.