Научная статья на тему 'Теоретические основы создания инновационной среды как интегрального средства профессионального развития педагога'

Теоретические основы создания инновационной среды как интегрального средства профессионального развития педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА / СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ / СРЕДОВЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА / INNOVATION MANAGEMENT / INNOVATION / TEACHING PRACTICE / PROFESSIONAL EDUCATION ENVIRONMENT / LEARNING ENVIRONMENT / INNOVATIVE ENVIRONMENT / THE SUBJECT OF MANAGEMENT / ENVIRONMENTAL APPROACH / PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богданова Ирина Аркадьевна, Коломок Оксана Ивановна

Рассмотрено появление и развитие нового для системы образования феномена — инновационной среды; определены подходы к понятиям «инновация» и «среда», описаны уровни организации инновационной профессионально-педагогической среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical bases of creation of the innovative environment as integrated means of professional development of the teacher

Examined the emergence and development of a new education system phenomenon — an innovative environment, determined approach to the concept of «innovation» and «medium» levels described the organization of innovative vocational and educational environment.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы создания инновационной среды как интегрального средства профессионального развития педагога»

ние мультимедийных материалов, выдача заданий на курсовые работы и проекты, создание списков дополнительных источников, базы контрольных заданий и др.).

5. Применять различные формы организации самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов.

Список литературы

1. Чернышёва, С.В. О внедрении е-1еагшпя в учебный процесс медицинских вузов. С.В. Чернышёва // Известия Алтайского государственного университета» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Ы1р://тгаШ. asu.ru/2010/2-1/peda/09.ru.htm1 (дата обращения 19.11.12).

УДК 378.12:001.895 И.А. Богданова

Московский финансово-юридический университет МФЮА, филиал г. Владимир

О.И. Коломок, доктор пед. наук

Московский финансово-юридический университет МФЮА, филиал г. Волгоград

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ КАК ИНТЕГРАЛЬНОГО СРЕДСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА

В последние годы в педагогике появилась и активно развивается область научного знания инноватика. Исследователи активно ищут ответы на самые разные вопросы в этой сфере. Специалисты-практики отмечают появление и развитие нового для системы образования феномена — инновационной среды. В целях раскрытия его сущности и определения составляющих данного феномена авторы определили подходы к понятиям «инновация» и «среда». В качестве рабочих используются следующие их толкования: «функционально среда определяется как то, среди чего пребывает субъект, посредством чего формируется его образ жизни, что опосредует его развитие и осредняет личность» [1], а педагогические инновации — это осваиваемые или освоенные педагогами новшества, оказывающие воздействие на педагогический процесс.

Предлагается следующее авторское определение понятия «инновационная среда». Инновационная среда образовательного учреждения — это совокупность вводимых в образовательном учреждении новшеств, среди которых осуществляется профессиональная деятельность педагогов. Такая среда специально создается и организуется в образовательном учреждении для решения новых задач, основной функцией которой становится вооружение педагогов новыми методами и средствами обучения и воспитания обучающихся. Но инновационная среда — это не только совокупность новаций, но и совокупность специально подготовленных для решения новых задач ниш с господствующими в них позитивными стихиями, которые побуждают педагогов осваивать нововведения и использовать их в своей практике.

42

При таком подходе среда становится не только условием, но и средством достижения управленческих целей. Инновационная среда носит временный характер, отражает качественное состояние профессионально-педагогической среды и отличается тем, что она более неопределенная и неупорядоченная. При этом неопределенность не игнорируется, а разрабатываются сценарии формирования инновационной среды. Инновационная среда может иметь как положительные характеристики, так и отрицательные, в зависимости от значений ее параметров, при этом она по-разному будет влиять на ее участников.

Авторы предприняли попытку описать уровни организации инновационной профессиональнопедагогической среды, учитывая степень влияния субъекта управления на процессы формирования инновационной среды образовательного учреждения и управления ее влияниями. Инновационная профессионально-педагогическая среда может быть организованной (как средство), частично организованной и неорганизованной инновационной средой. Данная классификация позволит практическим работникам определить степень развития инновационной среды своего учреждения и начать преобразовательные действия по ее улучшению. Предполагается, что последовательное прохождение всех уровней организации инновационной среды необязательно. При надлежащем управлении возможно упорядочить ее структурные элементы и тем самым превратить ее в средство решения поставленных задач.

Далее необходимо представить механизмы создания инновационной среды.

В кибернетической модели управления, служащей для многих наук методологией познания,

управление понимается как непрерывный процесс создания условий, обеспечивающих превращение возможностей в действительность. А для того чтобы сформировать необходимые условия, нужно подобрать определенные параметры среды и «приготовить» требуемую среду, в которой система, объект ведут себя нужным образом.

Сложноорганизованным системам, к которым относятся социальные системы, нельзя навязывать пути их развития. Скорее надо понять, как способствовать их собственным тенденциям развития. Для формирования необходимых профессионально значимых отношений педагогов требуется среда с определенными параметрами. Выбор параметров среды представляет собой крайне сложную, может быть, главную задачу в процессе управления. В разных системах управляющими могут служить самые разнообразные параметры. Согласно теории средового подхода [1] среда характеризуется двумя параметрами: нишами (область возможного) и стихиями (область вероятной реализации возможностей).

Главный отличительный признак ниши составляет набор возможностей. Ниши характеризуются определенными трофическими возможностями, в содержание которых входят: объекты восприятия, интерьер кабинета, определенные фразы, на которые реагирует педагог, ощущения его при работе, чувства удовлетворения или неудовлетворения и многое другое. Можно выделить трофику эмоциональную (приводящую в движение чувства), духовную (активизирующую волю) и физическую (питающую тело). Трофические возможности могут ускорять развитие личности, поддерживать ее на определенной стадии или препятствовать ее развитию. В известном смысле можно от качества «питательного» элемента ожидать и степень сформи-рованности профессиональных установок педагога и проявление их в поведении. Набор возможностей составляет главный отличительный признак ниши. Возможности ниш — это объективные возможности среды, обещающие ее обитателям определенные блага. Возможности замечаются и ими пользуются или они не замечаются и тогда их игнорируют, но при этом они продолжают существовать. Возможности напрямую зависят от количества и качества того питательного элемента в среде (физического и духовного), которым может быть любой объект восприятия, любая информация. Трофика инновационной среды — это ее содержательная часть, которая оказывает какое-либо влияние на ее обитателей.

Трофические возможности могут препятствовать развитию индивида, пребывающего в среде, просто поддерживать его статичное состояние или ускорять развитие личности. Оптимальное сочетание трофических элементов среды обеспечивает качественный результат.

К возможностям инновационной среды относятся: возможность повышения педагогического мастерства в центрах повышения квалификации, профессиональных объединениях внутри образовательного учреждения и в городском образовательном пространстве; возможность получения новой информации, участия в различных мероприятиях — конференциях, семинарах; возможность получать необходимые педагогические и методические рекомендации; возможность получать поддержку и одобрение коллег и администрации и др.

Данные возможности сосредоточены в профессиональных нишах, в которых педагоги находят нужную информацию о новом содержании, новых методиках, смыслах и ценностях педагогической деятельности, в которых они могут обмениваться информацией, находить соратников и осуществлять с ними профессиональное общение: методические объединения, проблемные группы, педагогические мастерские, мастер-классы, стажировки и др. К трофическим нишам относятся и те организационные формы проявления педагогической активности педагогов — новаторов, которые позволяют обмениваться опытом, транслировать идеи, демонстрировать культуру организации, ее ценности, проектировать новые подходы, искать новые средства и способы ведения педагогической деятельности: проблемно- целевые семинары, научно-практические конференции, организационно-деятельностные игры и др. Профессиональные объединения различного масштаба расширяют инновационную среду образовательного учреждения. Установление горизонтальных, сетевых связей между учреждениями, отдельными группами педагогов — новое и перспективное явление в профессиональной среде; это и те информационно-методические материалы, которые разрабатываются в образовательной среде и становятся достоянием всех педагогов. К возможностям инновационной среды необходимо отнести и организуемые педагогические форумы; научно-практические конференции и семинары, центры инновационного опыта, педагогические мастерские и т. п. Таким образом, роль трофических ниш инновационной среды в управлении профессиональным развитием педагога состоит в том, что они предоставляют широкие возможности для знакомства с новшеством, его освоения, обмена опытом с другими педагогами и т. д.

Вторым элементом инновационной среды являются стихии как параметр вероятности того, что возможности среды будут замечены и реализованы.

Параметр вероятности — это набор и сочетание тех сил, которые способствуют созданию такого микроклимата в коллективе, такой эмоциональной атмосферы, которая способна увлечь индивидов, в какой-то мере программировать их действия.

43

Это та составляющая среды, которая воздействует на индивида помимо его воли, желания, такая ее качественная характеристика, которая показывает, насколько вероятно то, что среда будет воздействовать на индивида во время его нахождения в ней определенным образом, что возможности среды будут реализованы. Ю.С. Мануйлов называет эту характеристику среды стихиями. Эти силы могут быть как положительно направленные, конструктивные, способствующие развитию индивида, так и разрушающие, негативные, отрицательно влияющие на него. Этот параметр не имеет количественных выражений, может быть зафиксирована только общая направленность, движение стихии, «ее сила, фронт движения и форма проявления» [2]. Сила стихии, область ее распространения зависит от количества педагогов, охваченных данной стихией, и их формального и неформального статуса. При описании стихий удобно пользоваться характеристиками волны как физического явления. Так стихия, возникая и наличествуя в одном месте, способна распространяться далее в данной среде, захватывая другие ее элементы («меченых»), вызывая их возмущение (порождение определенных свойств, ранее не присутствующих у данного объекта). Такая аналогия вполне применима и для использования некоторых характеристик волны при описании стихии: фронт, сила и скорость распространения стихии. Так, стихии заинтересованности, эмоциональной поддержки, коллективного поиска, свободы выбора способствуют появлению и развитию новшеств в коллективе, в результате освоения которых изменяются некоторые профессионально значимые отношения к себе, своей деятельности, к обучающемуся. Атмосфера общей инертности, принуждения, нигилизма, создаваемая негативными стихиями, ведет к неприятию новации, сопротивлению преобразованиям, торможению процессов профессионального развития.

Новые ценности, отношения, формирование которых происходит в организации, становятся основой для инновационной деятельности педагогов и преобразования ими установившихся педагогических норм. Носителями этих стихий, а также основных ценностей, норм и отношений, установок, которые становятся результатом влияния инновационной среды на педагогов и обучающихся, являются отдельные педагоги — «меченые» [2]. Если фронт воздействия этих стихий достаточно широк, а их сила велика, то они способные вовлечь в инновационные преобразования других членов коллектива.

Положительные в трофическом отношении ниши необходимо создавать и поддерживать, а позитивные стихии — культивировать, поощрять, направлять. Роль стихий как параметра вероятности инновационной среды состоит в том, что положи-

44

тельные стихии способствуют реализации возможностей этой среды в направлении профессионального развития педагога. Стихии актуализируют возможности среды.

Таким образом, инновационная среда, согласно теории средового подхода, может характеризоваться управляющими поведением и сознанием педагогов, параметрами возможного и вероятного. Они взаимосвязаны, обусловливают друг друга. В процессе совершенствования характеристики данных параметров авторы будут управлять качеством инновационной среды. «Социальным сложноорганизованным системам нельзя навязывать путь их развития», необходимо более мягкое управление, учитывающее внутренние тенденции системы, каким и является управление с помощью среды. Создавая, «приготавливая» профессиональную среду с надлежащими параметрами, авторы будут обеспечивать профессиональное развитие педагога. Воздействие среды образовательного учреждения на личность состоит в том, что она оказывает на него двойственное влияние, идущее от ниш и стихий, и носит интегративный характер. Это связано с тем, что названные компоненты среды взаимосвязаны между собой и выполняют свою функцию только в единстве. Ниши и стихии представляют собой удобные обобщения, позволяющие объединять различные явления с позиции возможностей и вероятности их реализации педагогами. Эффект влияния среды интегрален благодаря взаимообогащающему воздействию ее компонентов. Для того чтобы ниши были созданы и «работали», необходимо воздействие определенных позитивных стихий, а стихии рождаются только в подготовленных для этого нишах.

Все компоненты в их взаимовлиянии, взаимодействии, детерминации тесно связаны с образом жизни педагогов, который определяется в конечном итоге средой. Поэтому кратко остановимся на характеристике образа жизни педагогов в инновационной среде.

Человек реализует (проявляет) себя через образ жизни, который можно рассматривать как способ бытия или совокупность способов деятельности, общения и отношения, а также способов формирования и развития личности [3]. Принятие определенных ценностных установок, сформи-рованность профессионально значимых отношений можно обнаружить при наблюдении за способами бытия педагогов. Событие, как способ бытия, имеет сложную структуру и объединяет феномены с морфемой со-. Приставка со- указывает на взаимодействие субъектов — участников образовательного процесса, в отличие от воздействия. Рассмотрим возможные способы бытия педагога в инновационной среде через его деятельность (таблица).

Общие проблемы профессионального образования Возможные способы бытия педагогов как составляющие их образа жизни в инновационной среде

Интеллектуальная составляющая Эмоционально-чувственная составляющая Коммуникативная составляющая

Сомнение (в правильности устоявшихся, стандартных педагогических подходах, нормах, установках) Сопоставление (мнений, воззрений, установок) Соотношение (целей, способов их достижений) Созерцание (продвижений в своей деятельности, деятельности своих коллег, результатов в обучении и воспитании обучающихся) Сосредоточение (на осваивании определенной новации) Соизмерение (достигнутых новых результатов с предыдущими) Созидание (нового стиля деятельности, новых технологий и т. п.) Сопереживание (коллегам по освоению новации) Сочувствие (при неудачах) Сохранение (основных традиций, установок) Сотрудничество (в инновационных преобразованиях) Сообщение (о ходе и результатах инновационных преобразований) Согласие (друг с другом в основных подходах) Соблюдение (этических норм и правил) Соперничество (в мастерстве и результатах) Сопротивление (мнениям другого человека)

Образ жизни педагога или способствует включению педагога в профессиональную среду, или «выталкивает» из нее, делает сторонним наблюдателем или активным «сопротивленцем». В целом, проанализировав концептуальные положения средового подхода, авторы пришли к выводу о возможности и оправданности его использования в качестве методологической основы управленческой деятельности, направленной на создание инновационной среды как средства профессионального развития педагога. Роль среды в данном аспекте заключается в том, что она оказывает влияние на педагога с помощью таких ее составляющих, как ниши и стихии. Степень воздействия среды на личность педагога зависит как от качества самой среды, так и ее восприятия педагогами, обусловленного особенностями их образа жизни. Восприятие педагогом среды вариативно. Позитивные изменения в профессиональном развитии педагогов будут в случае, если среда имеет положительные характеристики и педагоги воспринимают ее положи-

тельно, т. е. ведут образ жизни, ориентированный на принятие ценностей среды. Отрицательное воздействие среды возможно в случае, если она будет иметь отрицательные характеристики, а человек воспринимает ее положительно. Это влияние носит комплексный, интегральный характер, так как компоненты среды связаны между собой, взаимообусловлены влиянием друг на друга, в ней обеспечивается взаимопроникновение, взаимодействие частей между собой.

Список литературы

1. Мануйлов, Ю.С. Воспитание средой (сборник статей разных лет) / Ю.С. Мануйлов. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2003. — 120 с.

2. Мануйлов, Ю.С. Соотношение понятий «пространство» и «среда» в контексте управленческой практики / Ю.С. Мануйлов // Материалы научно-практической конференции. — Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2004. — С. 15-18.

3. Марков, Ю.Г. Функциональный подход в современном научном познании / Ю.Г. Марков. — Новосибирск: Наука, 1982. — 156 с.

УДК 378.147 Е.В. Матвеева

З.С. Сазонова, доктор пед. наук

Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)

ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНОЙ ТЕХНИКИ

В

структуре рыночной экономики любой стра- на спрос, представляющий собой денежное вы-

ны неотъемлемой ее частью наряду с произ- ражение потребностей населения. Постиндустри-

водством различных товаров является производ- альное общество принято называть «сервисным».

ство разнообразных услуг, поскольку реагирует Если раньше степень развития сферы услуг зави-

-------------------------- 45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.