Научная статья на тему 'Социально-педагогические характеристики инновационной среды компании'

Социально-педагогические характеристики инновационной среды компании Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
274
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СОТРУДНИКОВ / СРЕДОВОЙ ПОДХОД / ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ / КОМПАНИЯ / INNOVATIVE ENVIRONMENT / SOCIO-PEDAGOGICAL CHARACTERISTICS / INNOVATIVE POTENTIAL OF THE STAFF / ENVIRONMENTAL APPROACH IN EDUCATION / VITAL ACTIVITY OF A COMPANY / COMPANY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Патутина Наталия Анатольевна

Деятельность инновационного предприятия зависит от качества инновационной среды. В статье представлены различные подходы к пониманию категории «среда», принятые в философии, социологии, менеджменте. Важное место в статье занимает анализ педагогических исследований, посвященных изучению влияния среды на формирование личности. Особое внимание уделяется идеям средового подхода в воспитании. Этот подход рассматривает среду как средство воспитания, влияющее на формирование определенного типа человека. Далее автор анализирует исследования, посвященные изучению инновационной среды на макро уровне и на микро уровне. В статье акцент ставится на изучении инновационной среды как характеристики современной компании. На основе проведенного анализа дается определение инновационной среды компании с позиции социально-педагогического подхода. Автор понимает инновационную среду компании как совокупность условий жизнедеятельности организации, способствующих актуализации и реализации инновационного потенциала сотрудников. Проведенное исследование позволило автору статьи выделить ряд социально-педагогических характеристик инновационной среды компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Патутина Наталия Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The perfomance of the innovative company depends on the quality of the innovative environment. The article presents different scientific approaches to the category «environment» accepted in philosophy, sociology and management. The essential part of the article is devoted to the analysis of the pedagogical research dedicated to the role of an environment in the proceses of formation of the personality. Special emphasis is given to the ideas of the environmental approach in education. This method investigates the environment as the instrument of education that influences formation of the specific type of the individual. Further the author analyzes the research devoted to the innovative environment at the macro level and at the micro level. The article puts emphasis on the study of the innovative environment at a company. On the basis of analysis conducted the definition of the innovative environment is given from the perspective of the socio-pedagogical approach. The author interprets the innovative environment as a combination of the conditions of vital activity of a company contributing to actualization and realization of the innovative potential of the staff. The research conducted allowed the author to identify a range of the socio-pedagogical characteristics of the innovative environment of a company.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогические характеристики инновационной среды компании»

УДК 37.013.42

Патутина Наталия Анатольевна

ФГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»

Россия, Москва1

Доцент кафедры экономической теории и управления

Кандидат педагогических наук patutinaw@yandex.ru

Социально-педагогические характеристики инновационной среды компании

Аннотация. Деятельность инновационного предприятия зависит от качества инновационной среды. В статье представлены различные подходы к пониманию категории «среда», принятые в философии, социологии, менеджменте. Важное место в статье занимает анализ педагогических исследований, посвященных изучению влияния среды на формирование личности. Особое внимание уделяется идеям средового подхода в воспитании. Этот подход рассматривает среду как средство воспитания, влияющее на формирование определенного типа человека. Далее автор анализирует исследования, посвященные изучению инновационной среды на макро уровне и на микро уровне. В статье акцент ставится на изучении инновационной среды как характеристики современной компании. На основе проведенного анализа дается определение инновационной среды компании с позиции социально-педагогического подхода. Автор понимает инновационную среду компании как совокупность условий жизнедеятельности организации, способствующих актуализации и реализации инновационного потенциала сотрудников. Проведенное исследование позволило автору статьи выделить ряд социально-педагогических характеристик инновационной среды компании.

Ключевые слова: инновационная среда; социально-педагогические характеристики; инновационный потенциал сотрудников; средовой подход; жизнедеятельность организации, компания.

Статья подготовлена при поддержке автора Российским государственным научным фондом, проект № 13-06-00138а

125363, Москва, ул. Фабрициуса, д. 21

Степень реализации инновационного потенциала компании определяется во многом состоянием ее инновационной среды. Понятие «среда» в современной науке является неоднозначным. Синонимичными понятиями для него наиболее часто выступают такие понятия, как окружение, обстановка, условия, климат, микроклимат. [12; 13] В толковом словаре Д.Н. Ушакова представлено несколько значений понятия «среда». Так, с одной стороны, среда объясняется как окружающие тела и явления, с другой стороны, среда трактуется как «совокупность природных или социальных условий, в которых протекает развитие и деятельность человеческого общества». [15, С. 649] Еще одно значение понятия «среда» в словаре Н.Д. Ушакова связано с описанием его как социально-бытовой обстановки, в которой живет человек, окружающих условий; как совокупность людей, которые связаны общностью условий и обстановки. [15]

Категория среды активно рассматривается в рамках социальной экологии. Так, Д.Ж. Маркович пишет, что окружающая среда, включающая в себя природные и социальные компоненты, по сути, представляет собой совокупность как физических условий, так социальных образований, в которых человек живет. Говоря об общественном компоненте окружающей среды, автор отмечает, что его составляют социальные процессы и образования, окружающие человека как деятельного (общественного) существа.

Рассматривая социальный компонент окружающей среды в широком смысле, Д.Ж. Маркович подчеркивает, что он является результатом взаимодействия людей и представлен общественными отношениями, в которые вступает человек. Поэтому важным элементом среды человека в этом контексте автор называет другого человека, либо его самого по отношению к Другому. «Каждый из нас — и человек, и окружение одновременно, в зависимости от позиции наблюдения» [8, С 62] - пишет Д.Ж. Маркович, ссылаясь на слова Д. Гостушки. Такое понимание социального компонента окружающей человека среды указывает на большую роль, которую отводит автор общественным отношениям как элементу в структуре этого компонента.

Кроме этого в структуре социального компонента выделяется так же трудовая среда и поселение. Говоря о трудовой сфере, Д.Ж. Маркович пишет, что она представляет собой совокупность материальных факторов трудового процесса и межличностных отношений, формирующихся в нем. По мнению автора, между элементами трудовой среды и человеком существует взаимодействие. С одной стороны, люди создают трудовую сферу и влияют на нее, но с другой стороны, и трудовая среда, как в целом, так и посредством отдельных ее элементов, также влияет на человека. [8]

Как видим, среда в общенаучном смысле понимается как внешние условия жизнедеятельности человека социального и природного характера.

В менеджменте среда рассматривается в контексте условий функционирования организации как открытой системы. В этом смысле выделяют внутреннюю и внешнюю среду деятельности организации. Внутренняя среда рассматривается как совокупность внутренних переменных, представленных ситуационными факторами внутри организации, которые являются результатом управленческих решений. К элементам внутренней среды организации относят цели, структуру, задачи, технологии и людей. Внешняя среда рассматривается как совокупность факторов, находящихся вне организации и влияющих в определенной степени на успех деятельности компании. Исходя из степени влияния на деятельность организации, выделяют среду прямого воздействия и среду косвенного воздействия. Среда прямого влияния включает те факторы, которые, с одной стороны, непосредственно влияют на деятельность организации, а с другой - испытывают на себе влияние со стороны компании. К элементам среды прямого влияния относят поставщиков, трудовые ресурсы, учреждения государственной и муниципальной инфраструктуры, потребителей и конкурентов. Особенностью среды

косвенного воздействия является то, что ее факторы не оказывают немедленного влияния на деятельность компании, но, тем не менее, их воздействие все же сказывается на ее работе. К числу факторов среды косвенного воздействия относятся: состояние экономики, научно -технический прогресс, социокультурные и политические изменения, международные события.

[9]

Описание среды деятельности компании (внешней и внутренней) в менеджменте построено в основном в контексте выявления того, как факторы среды действуют на эффективность компании в целом. При этом не делается акцента на том, как факторы среды влияют на деятельность конкретного человека в организации (что вполне естественно с учетом предмета изучения менеджмента).

В связи с тем, что социально-педагогический взгляд на инновационный потенциал компании в качестве основного ресурса инновационной деятельности рассматривает конкретного человека, целесообразно обратиться к исследованиям, изучающим влияние среды на формирование свойств индивида. Такие работы представлены в сфере педагогических исследований, где формирование качеств человека понимается в рамках процессов воспитания и образования. Для выявления сущности среды как фактора, влияющего на социализацию человека в контексте его роли в инновационной деятельности компании, обратимся к соответствующим исследованиям в области педагогики.

В педагогической науке влияние среды, в которой растет и живет человек, на его развитие является предметом изучения на протяжении практически всей истории педагогических научных изысканий. Б.М. Бим-Бад отмечает, что эта взаимосвязь среды и воспитания присутствует во всех педагогических системах и методах, разрабатываемых и реализуемых начиная с 18 века. Примером этого, по мнению автора, служат педагогические системы Г.В. Лейбница, Ж.Ж. Руссо, Ф. Фребеля, Дж. Дьюи, К.Н. Вентцеля, С.Т. Шацкого и др. Б.М. Бим-Бад, анализируя идеи, заложенные в этих педагогических системах, отмечает, что они отражают понимание воспитывающей и обучающей среды как среды для активного действия учащихся (Г.В. Лейбниц), условий, созданных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей (Ж.Ж. Руссо), обстоятельств, которые способствуют самостоятельному выбору ребенком занятий и образа действий, что формирует опыт, основанный на его собственных усилиях (Ф. Фрёбель). При этом, рассматривая роль среды в процессе обучения и воспитания, Б.М. Бим - Бад пишет, что воспитывающая и обучающая среда представляет собой естественную стихию учения и воспитания, которая заимствована из процессов непреднамеренной социализации и отражает окружающую детей обстановку, среду жизнедеятельности, с которой они взаимодействуют. По мнению ученого, обучающая и воспитывающая среда представляет собой постоянно расширяющую сферу деятельности человека, включающую в себя все большее богатство его связей с природой и культурными объектами (вещами, созданными человеком для человека, социальной средой). [2]

С учетом необходимости понимания сущности, специфики и направления построения инновационной среды в современной компании, актуальным для настоящего исследования является идея средового подхода в воспитании, предложенная и обоснованная Ю.С. Мануйловым.

Средовой подход в воспитании рассматривается автором как технология формирования и развития типа личности через среду, превращаемую действиями субъекта управления в средство воспитания, отражая средовое продуцирование воспитательного результата.

Основополагающим понятием в средовом подходе Ю.С. Мануйлова является категория "среда" в понимании ее как воспитательного средства. Автор определяет среду как то, «среди чего - (кого) пребывает субъект, посредством чего формируется его образ жизни, что

опосредует его развитие и осредняет личность» [6]. Ю.С. Мануйлов понимает среду как совокупность ниш и стихий, среди которых и во взаимодействии с которыми протекает жизнь детей. Ниша, будучи материальным, социальным или духовным образованием, по мнению автора, представляет собой определенное пространство возможностей, позволяющее людям удовлетворять свои потребности и опосредующее развитие индивида. Ниша понимается автором как статичный элемент среды.

Стихия, в противовес нише, рассматривается как динамичный элемент среды и понимается автором как неорганизованная сила, действующая в природной и общественной среде в виде социального движения, информационного потока, волны интереса к чему-либо. Ю.С. Мануйлов пишет, что особенность стихий состоит в том, что они способны захватить и увлечь индивида.

Исходя из понимания того, что под воздействием среды личность «осредняется», то следствием средового подхода в воспитании, с точки зрения Ю.С. Мануйлова, является определенный тип личности, который характеризует индивидуума как представителя определенной среды.

Для настоящего исследования важными являются следующие положения средового подхода:

• исходя из того, что среда типизирует индивидуумов, целью диагностики, проектирования и продуцирования воспитательного результата (результата действия среды на находящегося в ней человека) может быть адекватный ей (среде) тип личности;

• среда опосредует личность спектром возможностей, поэтому ниши, как пространства возможностей, являются важнейшими составляющими среды развития индивидуума и условием управления этим процессом;

• наличие среды с определёнными значениями ее параметров является следствием целенаправленных действий субъекта управления.

Таким образом, по мнению Ю.С. Мануйлова, подчинить влияние среды воспитательным целям и таким образом превратить ее в воспитательное средство возможно только средообразовательными действиями, порождающими, упреждающими, поддерживающими или разрушающими те или иные ниши и стихии, продуцирующие надлежащие значения жизненной среды. [7]

Средовой подход к воспитанию, предложенный Ю.С. Мануйловым, позволяет говорить о необходимости создавать определенные характеристики среды организации, способствующие решению задач инновационной деятельности. [11] Вместе с этим, существующие средовые свойства определяют возможности реализации инновационного потенциала.

Рассмотрев общие и педагогические подходы к пониманию среды и ее влияния на индивида, для выявления социально-педагогической сущности инновационной среды компании целесообразно обратиться к исследованиям, посвященным изучению различных аспектов функционирования этого организационного явления.

Следует отметить, что категория «инновационная среда» в настоящее время является достаточно активно разрабатываемой в разных научных направлениях, в таких, как социология, экономика, менеджмент, что связано с повышением научного и практического интереса в целом к инновационной проблематике. При этом следует отметить неоднозначность трактовок понятия «инновационная среда» в современных исследованиях, что во многом определяет спецификой дисциплинарных подходов к исследованию этого феномена.

Одним из широких определений инновационной среды является определение финских экономистов Сааринена и Рила, данное ими в работе «Инновационная среда: сегодня и завтра». С точки зрения авторов, инновационная среда включает в себя структуры, участников инновационного процесса (акторы), взаимосвязи и официальную операционную среду, а также инновационную культуру, вдохновляющую людей и компании создавать нечто новое, каналы обмена знаниями об инновациях и общий категориальный аппарат. Инновационная среда охватывает институты, которые вместе и по отдельности оказывают влияние на развитие и распространение новой информации и новых технологий и составляют структурную и правовую систему, на основе которой правительство строит инновационную политику. [20]

Это определение инновационной среды является очень объемным по содержательным характеристикам. Интересным является выделение авторами культурной составляющей этого феномена, выполняющей стимулирующую роль в инновационном поведении, как отдельных людей, так и компаний в целом.

Похожим образом определяется и трактуется понятие инновационной среды в русле проблематики социологии инноватики. Так, Ю.А. Карпова считает, что инновационную среду можно рассматривать как систему правовых, материальных, финансово-экономических, политических, духовных условий существования, формирования взаимодействующих индивидов, социальных групп, институтов, культур, которые обеспечивают разработку новшеств и последующую их трансформацию в нововведения. При этом инновационная среда понимается автором как организованное определенным образом социальное пространство, которое обеспечивает инновационное развитие в интересах общества и человека. Автор отмечает, что иногда инновационная среда формируется спонтанно и управление этим процессом может носить несистемный, фрагментарный характер. [4]

Данное определение также охватывает широкий круг элементов. Это, вероятно, связано с тем, что инновационная среда понимается на макроуровне - в отношении страны, региона. К тому же, как видим, автор использует понятие «инновационная среда» и «инновационное пространство» как тождественные. В этом вопросе можно выразить несогласие с автором в том плане, что среда представляет собой менее упорядоченное по влиянию образование (на что указывает и сам автор, отмечая стихийность ее формирования и фрагментарность управления).

На таком же уровне рассматривается инновационная среда в качестве объекта социологического анализа. И.Н. Шило предлагает понимать инновационную среду как саморазвивающуюся систему, представленную совокупностью различных типов субъектов инновационной деятельности и институтов, оказывающих влияние на инновационную деятельность. Опираясь на идеи средового подхода, автор указывает на то, что целью управления инновационной средой выступает достижение функционально-ценностного единства входящих в нее объектов и систем. Учитывая при этом положения институционального подхода, автор отмечает необходимость обращать внимание при конструировании инновационной среды на нормы, правила, ценности, регулирующие инновационную деятельность. [19]

Анализируя приведенные определения инновационной среды можно выразить согласие с мнением В.М. Трофимова, который отмечает, что похожие определения скорее отражают сущность инновационной системы, чем инновационной среды. [14] Это можно утверждать исходя из того, как трактуется понятие инновационной системы коллективом под руководством А.В. Барышевой. Авторы указывают на то, что инновационная система (национальная) представлена совокупностью ряда экономических субъектов, таких как институты, производящие новые знания, правовые, финансовые и социальные институты, общественные нормы и этические ценности, участвующие в создании новых знаний, их хранении,

распространении, трансформации в новые технологии, продукты и услуги, потребляемые обществом. [1]

Соотношение понятий «инновационная система» и «инновационная среда» в исследованиях рассматривается по-разному. В. М. Трофимов пишет, что инновационная среда по отношению к инновационной системе является понятием более широким, что позволяет автору рассматривать инновационную систему как элемент инновационной среды. [14] Л.К. Шамина считает, что инновационная среда улучшает функционирование инновационной системы, [17] что характеризует инновационную среду как условие функционирование инновационной системы. Анализируя ряд зарубежных исследований, Н.О. Чистякова, изучая инновационную среду регионов, отмечает, что рассмотрение инновационной среды связано с характеристикой объектов окружения, в котором функционирует инновационная система, и которые влияют на развитие инновационных процессов. Кроме этого, Н.О. Чистякова делает акцент на исследованиях зарубежных ученых, которые отмечают роль формирования связей, как формальных, так и неформальных, возникающих между участниками инновационного процесса и стимулирующих его интенсивность за счет возникновения синергетического эффекта. В контексте настоящего исследования вызывает интерес представленная в публикации Н.О. Чистяковой идея китайских ученых Lu Xingqi и Zhang Hongle о том, что в инновационной среде можно выделить два уровня. Один представлен материальными объектами, такими, как здания, лаборатории, оборудование, затраты на исследования, персонал, что составляет жесткое (осязаемое) окружение. Другой уровень исследователи называют мягким (неосязаемым) окружением, представленным человеческой средой, включающей научный дух, академическую среда, стиль и атмосферу обучения, направления исследования, систему оценивания). [16]

Выше приведенные исследования рассматривают инновационную среду на уровне страны или региона, что отражает их специфику.

Для нас интерес представляет инновационная среда как характеристика компании. В этом контексте мы придерживаемся точки зрения, что данная категория отражает состояние внутренней среды компании, в то время, как характеристики внешней среды, влияющие на характер инновационной деятельности организации, в совокупности характеризуют инновационный климат. [14]

На уровне конкретного предприятия Е. Е. Лаврищева рассматривает внутреннюю инновационную среду как экономические условия, которые стимулируют и принуждают работников к созданию и использованию ресурсной и организационной базы, адекватной целям и задачам инновационного развития. Раскрывая сущность понятия, далее автор указывает, что ресурсная база представлена различными ресурсами, необходимыми для создания, внедрения и коммерческой реализации новшеств. Она отражает состояние финансовых, трудовых, информационных и материально-технических ресурсов предприятия. Организационная база формируется на основе сложившейся системы управления, организации производства и научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы. [5]

В данном определении привлекает внимание несколько аспектов. Во-первых, в отличие от определений инновационной среды, рассматривающих этот феномен на макроуровне как условия, которые способствуют эффективному функционированию инновационных систем, применительно к организационной характеристике инновационная среда рассматривается автором в отношении ее воздействия на работников. Это является важной характеристикой данной категории в русле настоящего исследования.

Другой аспект, который обращает на себя внимание в данном понимании инновационной среды - это то, что она рассматривается как фактор принуждения работников

к участию в инновационном процессе. Учитывая, что продуктивное участие в инновационном процессе предполагает принятие идеи необходимости инновационного развития компании и внутреннюю мотивацию человека, вряд ли можно согласиться с такой трактовкой роли инновационной среды в стимулировании инновационного поведения сотрудников, не умаляя при этом побудительной силы этого организационного феномена.

Привлекает внимание еще одна особенность определения - это то, что автор делает акцент на экономической ее составляющей, выделяя в этом феномене экономические условия как основополагающие инструменты побуждения (принуждения) работников, с чем можно не согласиться, так как экономические стимулы являются лишь одним из инструментов стимулирования инновационного типа поведения.

Рассматривая инновационную среду на примере образовательного учреждения, Н.И. Николаева и В.И. Гуменюк характеризуют этот феномен как материальные и духовные условия, окружающие субъекта образовательного процесса и, с одной стороны, оказывающие воздействие на его формирование и творческое развитие, с другой стороны, изменяющиеся сами под его влиянием. [10] Как видим, авторы характеризуют инновационную среду как окружение человека в организации, которое стимулирует развитие его творческих характеристик, составляющих, по мнению авторов, основу инновационного поведения человека.

Рассматривая структуру и функции инновационной среды, так же в большей мере применительно к образовательному учреждению, А.О. Карпов отмечает, что инновационная среда характеризуется тем, что способствует изменениям. Интересным для нашего исследования представляется мнение автора о том, что инновационная среда включает психическое, физическое и конструктивное наполнение, а также способность инновационной среды стать творческим пространством при условии, что она нацелена на интеллектуальное производство. [3]

Достаточно подробное описание влияния среды на инновационные характеристики человека в организации приводит Р.Г. Шангараев на примере влияния инновационной среды образовательного учреждения на аспирантскую деятельность. Автор выделяет в структуре среды ряд составляющих, оказывающих на его взгляд, влияние на аспирантскую деятельность (в том смысле, что сущность этой деятельности составляет творческий процесс и люди, занимающиеся этой деятельностью, изначально не относятся к категории инновационно инертных людей). Так, Р.Г. Шангараев считает, что организационными факторами, стимулирующими человека к новшествам, выступают условия труда, например, свобода в принятии решений, гибкость в регламентации труда, современное техническое оснащение, содержательность труда, формы организации трудовой деятельности. Кроме этого, по мнению автора, важную роль играет система требований к работнику, предъявляемая организацией. Автор отмечает, что одну из главных ролей играет спрос на новаторство внутри организации, а также система стимулирования инновационной активности сотрудников. [18] Несмотря на то, что в качестве объекта анализа влияния среды на инновационную деятельность внутри организации автором выбран достаточно частный случай (к тому же аспирантская деятельность представляет собой учебную, а не трудовую деятельность), можно согласиться с тезисом о том, что названные элементы среды могут выполнять стимулирующую роль по отношению к инновационному поведению членов организации. При этом можно сказать, что автор, характеризуя инновационную среду организации, в определенной мере касается вопросов ценностной характеристики ее элементов, что в большей мере отражает воздействие организационной культуры на свойства составляющих среду компонентов.

Таким образом, анализ исследований, посвященных проблеме инновационной среды, показал, что эта категория рассматривается как на уровне стран и регионов и в этом контексте

понимается как окружение, влияющее на характер деятельности инновационной системы, а также как характеристика компании, при этом инновационная среда понимается как условия, оказывающие влияние на инновационные характеристики человека как члена организации.

В контексте настоящего исследования инновационная среда компании понимается как совокупность условий жизнедеятельности организации, способствующих актуализации и реализации инновационного потенциала сотрудников.

Проведенный анализ позволяет выделить ряд характеристик инновационной среды компании, актуальных с точки зрения социально-педагогического понимания этого феномена:

• инновационная среда способствует формированию определенного типа поведения сотрудников, формированию (раскрытию) их инновационных характеристик;

• инновационная среда активизирует инновационный потенциал компании, элементы которого составляют основу ниш инновационной среды;

• инновационная среда компании включает в себя материальные и идеальные компоненты;

• инновационная среда характеризуется системой связей между субъектами инновационного процесса;

• инновационная среда меняется под воздействием инновационного поведения членов организации;

• инновационная среда оказывает на членов организации стихийное и относительно контролируемое влияние, а целенаправленная реализация инновационного потенциала членов организации требует специальных действий и целенаправленных усилий.

Таким образом, при формировании инновационной среды компании целесообразно опираться на положения средового подхода в воспитании. Исходя из этого, в контексте определения социально-педагогических основ формирования инновационной среды компании, представляется необходимым реализация следующих направлений деятельности:

• описания (понимания) характеристик субъектов инновационного процесса, которые должны быть сформированы инновационной средой (что может быть одним из показателей сформированности самой инновационной среды);

• определение состава (спектра) возможностей среды компании, стимулирующих развитие компетенций инноваций субъектов инновационного процесса (личностного инновационного потенциала) и создающих условия для их актуализации;

• определение адекватной структуры инновационной среды компании и управление статичными и динамичными ее характеристиками;

• совершенствование системы коммуникаций инновационной среды компании.

ЛИТЕРАТУРА

1. Барышева А.В., Балдин К.В., Галдицкая С.Н., Ищенко М.М., Передеряев И.И. Инновации. Учебное пособие. /Под общей редакцией д.э.н., проф. А.В. Барышевой. - М.: Дашков и К, 2007. - 382с.

2. Бим-Бад Б.М. Обучение и воспитание через непосредственную среду: теория и практика // Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии Университета РАО. - 2001. - № 3. - С. 28-48.

3. Карпов А.О. Инновационная среда: структура и функции //Народное образование. - 2012. - №5. - С. 191-200.

4. Карпова Ю.А. Инновационная среда как объект социологии инноватики: проблема управления //Инновации. - 2008. - №10. - С.45-48.

5. Лаврищева Е.Е. Внутренняя инновационная среда предприятия: структура и возможность оценки //Вестник Ивановского государственного университета. -2009. - № 3. - С.28-34.

6. Мануйлов Ю.С. Концептуальные основы средового подхода в воспитании [Электронный ресурс] // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова. - Т.14. - Серия: «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика» . - 2008. - № 1. - Режим доступа: http://sreda-lab.narod.ru/index/0-11

7. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании как технология. - Костанай, 1997.

8. Маркович Д.Ж., Жуков В.И., Бганба-Церера В.Р. Социальная экология: Учебное пособие. - М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1998. - С. 62.

9. Мескон М.Х., Альбберт М., Хедоури Ф. основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело, 2002. - 704 с.

10. Николаева Н.И., Гуменюк В.И. Организационно-педагогические условия формирования инновационной среды //Современные проблемы науки и образования. - 2001. - №2. - 15 - 23.

11. Патутина Н.А. Обусловленность корпоративного образования характеристиками культурной среды организации// Управление корпоративной культурой. - 2012. -№2. - С. 128-137.

12. Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин [Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа: http://www.trishin.ru/

13. Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык, 2011,

14. Трофимов В. М. К вопросу о понятиях «инновационная среда» и «инновационный климат» в современной экономической науке [Электронный ресурс]//Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права (электронный журнал). - 2011. - №6. - Режим доступа: http://elibrary.ru/download/92854440.pdf

15. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. - М.: Аделант, 2013. - 800 с.

16. Чистякова Н.О. Анализ основных теоретических подходов к исследованию инновационной среды региона //Вестник науки Сибири. - 2011. - № 1. - С. 447 -456.

17. Шамина Л.К. Вопросы формирования благоприятной инновационной среды в стране //Вестник Челябинского государственного университета. Экономика. -2007. - Вып. 11. - № 10 (88). - С. 50-55.

18. Шангараев Р.Г. Среда как фактор формирования инновационного человека //Экономика образования. - 2011. - № 2. - С. 86-90.

19. Шило И.Н. Инновационная среда как объект социологического анализа //Вестник Тюменского государственного университета. - 2012. - №8. - С. 114-119.

20. Saarinen J., Rilla N., Loikkanen T., Oksanen J. Innovation environment today and tomorrow - ZEF Solutions Ltd, 2006.

Рецензент: Киселёва Ольга Олеговна, доктор педагогических наук, профессор кафедры философии и социально-гуманитарных наук Санкт-Петербургской государственной академии ветеринарной медицины.

Natalia Patutina

Moscow City Teacher Training University

Russia, Moscow patutinaw @yandex.ru

Socio-pedagogical characteristics of the innovative environment of a company

Abstract. The perfomance of the innovative company depends on the quality of the innovative environment. The article presents different scientific approaches to the category «environment» accepted in philosophy, sociology and management. The essential part of the article is devoted to the analysis of the pedagogical research dedicated to the role of an environment in the proceses of formation of the personality. Special emphasis is given to the ideas of the environmental approach in education. This method investigates the environment as the instrument of education that influences formation of the specific type of the individual. Further the author analyzes the research devoted to the innovative environment at the macro level and at the micro level. The article puts emphasis on the study of the innovative environment at a company. On the basis of analysis conducted the definition of the innovative environment is given from the perspective of the socio-pedagogical approach. The author interprets the innovative environment as a combination of the conditions of vital activity of a company contributing to actualization and realization of the innovative potential of the staff. The research conducted allowed the author to identify a range of the socio-pedagogical characteristics of the innovative environment of a company.

Keywords: innovative environment; socio-pedagogical characteristics; innovative potential of the staff; environmental approach in education; vital activity of a company; company.

REFERENCES

1. Barysheva A.V., Baldin K.V., Galdickaja S.N., Ishhenko M.M., Perederjaev I.I. Innovacii. Uchebnoe posobie. /Pod obshhej redakciej d.je.n., prof. A.V. Baryshevoj. -M.: Dashkov i K, 2007. - 382s.

2. 2Bim-Bad B.M. Obuchenie i vospitanie cherez neposredstvennuju sredu: teorija i praktika // Trudy kafedry pedagogiki, istorii obrazovanija i pedagogicheskoj antropologii Universiteta RAO. - 2001. - № 3. - S. 28-48.

3. Karpov A.O. Innovacionnaja sreda: struktura i funkcii //Narodnoe obrazovanie. - 2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- №5. - S. 191-200.

4. Karpova Ju.A. Innovacionnaja sreda kak ob#ekt sociologii innovatiki: problema upravlenija //Innovacii. - 2008. - №10. - S.45-48.

5. Lavrishheva E.E. Vnutrennjaja innovacionnaja sreda predprijatija: struktura i vozmozhnost' ocenki //Vestnik Ivanovskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2009. -№ 3. - S.28-34.

6. Manujlov Ju.S. Konceptual'nye osnovy sredovogo podhoda v vospitanii [Jelektronnyj resurs] // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A.Nekrasova. -T.14. - Serija: «Pedagogika. Psihologija. Social'naja rabota. Juvenologija. Sociokinetika» . - 2008. - № 1. - Rezhim dostupa: http://sreda-lab.narod.ru/index/0-11

7. Manujlov Ju.S. Sredovoj podhod v vospitanii kak tehnologija. - Kostanaj, 1997.

8. Markovich D.Zh., Zhukov V.I., Bganba-Cerera V.R. Social'naja jekologija: Uchebnoe posobie. - M.: Izd-vo MGSU «Sojuz», 1998. - S. 62.

9. Meskon M.H., Al'bbert M., Hedouri F. osnovy menedzhmenta: Per. s angl. - M. : Delo, 2002. - 704 s.

10. Nikolaeva N.I., Gumenjuk V.I. Organizacionno-pedagogicheskie uslovija formirovanija innovacionnoj sredy //Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. -2001. - №2. - 15 - 23.

11. Patutina N.A. Obuslovlennost' korporativnogo obrazovanij a harakteristikami kul'turnoj sredy organizacii// Upravlenie korporativnoj kul'turoj. - 2012. - №2. - S. 128-137.

12. Slovar' sinonimov ASIS. V.N. Trishin [Jelektronnyj resurs]. - 2013. - Rezhim dostupa: http://www.trishin.ru/

13. Slovar' sinonimov russkogo jazyka. Prakticheskij spravochnik. — M.: Russkij jazyk, 2011,

14. Trofimov V. M. K voprosu o ponjatijah «innovacionnaja sreda» i « innovacionnyj klimat» v sovremennoj jekonomicheskoj nauke [Jelektronnyj resurs]//Izvestija Irkutskoj gosudarstvennoj jekonomicheskoj akademii (Bajkal'skij gosudarstvennyj universitet jekonomiki i prava (jelektronnyj zhurnal). - 2011. - №6. - Rezhim dostupa: http://elibrary.ru/download/92854440.pdf

15. Ushakov D.N. Tolkovyj slovar' sovremennogo russkogo jazyka. - M.: Adelant, 2013.

- 800 s.

16. Chistjakova N.O. Analiz osnovnyh teoreticheskih podhodov k issledovaniju innovacionnoj sredy regiona //Vestnik nauki Sibiri. - 2011. - № 1. - S. 447 - 456.

17. Shamina L.K. Voprosy formirovanija blagoprijatnoj innovacionnoj sredy v strane //Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Jekonomika. - 2007. - Vyp. 11. - № 10 (88). - S. 50-55.

18. Shangaraev R.G. Sreda kak faktor formirovanija innovacionnogo cheloveka //Jekonomika obrazovanija. - 2011. - № 2. - S. 86-90.

19. Shilo I.N. Innovacionnaja sreda kak ob#ekt sociologicheskogo analiza //Vestnik Tjumenskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2012. - №8. - S. 114-119.

20. Saarinen J., Rilla N., Loikkanen T., Oksanen J. Innovation environment today and tomorrow - ZEF Solutions Ltd, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.