Научная статья на тему 'Педагогические условия подготовки работников профессионального образования к преодолению сопротивлений инновационной деятельности'

Педагогические условия подготовки работников профессионального образования к преодолению сопротивлений инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
515
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОПРОТИВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМ / ПРИЧИНЫ СОПРОТИВЛЕНИЙ / УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ К ПРЕОДОЛЕНИЮ СОПРОТИВЛЕНИЙ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / RESISTANCE TO INNOVATION / REASONS FOR RESISTANCE / CONDITIONS OF PREPARATION TO OVERCOME RESISTANCE / ORGANIZATIONALPEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варзанова Мария Александровна

В статье рассматривается актуальная проблема выявления педагогических условий подготовки работников профессионального образования к преодолению сопротивлений инновационным изменениям. Проблема исследования заключается в поиске причин сопротивлений и обосновании организационно-педагогических условий, обеспечивающих готовность педагога к преодолению сопротивлений. Даются определения понятиям «сопротивление инновациям», «условие», «организационно-педагогические условия», «стимулирование», «стиль руководства», «среда», «инновационная среда». Предлагается краткая характеристика результатов собственного исследования причин сопротивления инновациям с учетом специфики педагогической деятельности. На основании отечественных исследований выявляются организационно-педагогические условия подготовки педагогов к преодолению сопротивлений в инновационной деятельности, ведущими среди которых являются стимулирование инновационной деятельности; создание инновационной среды; стиль руководства педагогическим коллективом; повышение профессионализма педагогов; диагностика состояния инновационной деятельности. Доказывается, что создание данных организационно-педагогических условий позволяет не только осуществлять процесс подготовки педагогов к преодолению сопротивлений на основе их личностных и профессиональных ресурсов, но и обеспечивать его организационными процессами и поддержкой администрации учебного заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Conditions of Training of Vocational Education Workers to Overcome Innovative Activity Resistance

The article considers the urgent problem of identification of pedagogical conditions in preparation of vocational education employees to overcome resistance of innovative changes. The problem is in finding the causes of resistance and justification of the organizational and pedagogical conditions ensuring the teacher’s readiness to overcome the resistance. The concepts of «resistance to innovation», «condition», «organizational-pedagogical conditions», «promotion», «leadership style», «environment», «innovative environment» are defined. A brief description of the results of their own research of the causes of resistance to the innovation activity is proposed, taking into account the specificity of the pedagogical activity. On the basis of national studies here are identified organizational and pedagogical conditions of teachers’ training to overcome resistance to innovation, the leading ones are: stimulation of the innovative activity; creation of the innovative environment; the style of leadership by teaching staff; increasing teachers’ professionalism; diagnostics of the condition of the innovative activity. It is proved that the creation of organizational-pedagogical conditions enables the process of training teachers to overcome resistance not only on the basis of their personal and professional resources but also to provide it with organizational processes and support of the institution administration.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия подготовки работников профессионального образования к преодолению сопротивлений инновационной деятельности»

УДК 378

М. А. Варзанова

Педагогические условия подготовки работников профессионального образования к преодолению сопротивлений инновационной деятельности

В статье рассматривается актуальная проблема выявления педагогических условий подготовки работников профессионального образования к преодолению сопротивлений инновационным изменениям. Проблема исследования заключается в поиске причин сопротивлений и обосновании организационно-педагогических условий, обеспечивающих готовность педагога к преодолению сопротивлений. Даются определения понятиям «сопротивление инновациям», «условие», «организационно-педагогические условия», «стимулирование», «стиль руководства», «среда», «инновационная среда». Предлагается краткая характеристика результатов собственного исследования причин сопротивления инновациям с учетом специфики педагогической деятельности. На основании отечественных исследований выявляются организационно -педагогические условия подготовки педагогов к преодолению сопротивлений в инновационной деятельности, ведущими среди которых являются стимулирование инновационной деятельности; создание инновационной среды; стиль руководства педагогическим коллективом; повышение профессионализма педагогов; диагностика состояния инновационной деятельности. Доказывается, что создание данных организационно-педагогических условий позволяет не только осуществлять процесс подготовки педагогов к преодолению сопротивлений на основе их личностных и профессиональных ресурсов, но и обеспечивать его организационными процессами и поддержкой администрации учебного заведения.

Ключевые слова: сопротивление инновациям, причины сопротивлений, условия подготовки к преодолению сопротивлений, организационно-педагогические условия.

M. A. Varzanova

Pedagogical Conditions of Training of Vocational Education Workers to Overcome Innovative Activity Resistance

The article considers the urgent problem of identification of pedagogical conditions in preparation of vocational education employees to overcome resistance of innovative changes. The problem is in finding the causes of resistance and justification of the organizational and pedagogical conditions ensuring the teacher's readiness to overcome the resistance. The concepts of «resistance to innovation», «condition», «organizational-pedagogical conditions», «promotion», «leadership style», «environment», «innovative environment» are defined. A brief description of the results of their own research of the causes of resistance to the innovation activity is proposed, taking into account the specificity of the pedagogical activity. On the basis of national studies here are identified organizational and pedagogical conditions of teachers' training to overcome resistance to innovation, the leading ones are: stimulation of the innovative activity; creation of the innovative environment; the style of leadership by teaching staff; increasing teachers' professionalism; diagnostics of the condition of the innovative activity. It is proved that the creation of organizational-pedagogical conditions enables the process of training teachers to overcome resistance not only on the basis of their personal and professional resources but also to provide it with organizational processes and support of the institution administration.

Keywords: resistance to innovation, reasons for resistance, conditions of preparation to overcome resistance, organizational-pedagogical conditions.

В условиях модернизации в сфере образовании к педагогу предъявляются новые требования, которые во многом определяется не только уровнем его профессионально-педагогических умений, способностями к саморазвитию, самосовершенствованию, но и готовностью к преодолению сопротивлений к инновационным изменениям. Однако на практике многие преподаватели испытывают внутренние сопротивления к инновациям. В современных условиях педагогам важно быстро воспринимать и применять новые идеи, осваивать современные подходы к обучению.

Основываясь на анализе понятия «сопротивление», мы пришли к выводу, что сопротивление инновациям - это позиция неприятия со стороны участников образовательного процесса новых практик, процессов и структур, представляющих собой значительный отрыв от традиционных норм.

В процессе подготовки педагогов к преодолению сопротивлений инновационным изменениям необходимо определить условия, создание которых позволит сформировать способность оперативно реагировать на нововведения в образовательном процессе.

© Варзанова М. А., 2016

В словаре русского языка «условие» определяется как 1) обстоятельство, от которого что-нибудь зависит; 2) правила, установленные в какой-нибудь области жизни, деятельности; 3) обстановка, в которой что-нибудь происходит [13, с. 588]. Философский энциклопедический словарь дает следующие определения понятия «условие»: «то, от чего зависит нечто другое (обусловливаемое); существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), из наличия, которого с необходимостью следует существование данного явления» [17, с. 707].

С позиции системно-деятельностного подхода считается неправомерным сводить условия только к среде и обстоятельствам, так как под условиями подразумеваются как внешние обстоятельства, так и возможности самого действующего субъекта.

С целью определения условий подготовки педагогов к преодолению сопротивлений в инновационной деятельности необходимо выявить их причины. Будучи солидарны с мнением И. Ф. Прохоровой, мы выделяем две группы причин: субъективные и объективные. В соответствии с результатами проведенного нами исследования к субъективным причинам относятся следующие:

1. Личностные особенности, которые включают ориентацию на избегание неудачи, слабую способность к рефлексии, консервативность, инертность, высокую тревожность, низкий уровень притязаний. У педагогов это выражается в приверженности к уже известным формам и методам работы и отсутствии стремления осваивать новые, часто более сложные педагогические методы.

2. Страхи. Сюда относится страх потери, страх изменений отношений в коллективе и с руководством, страх неудачи. Так, по данным анкетирования, 48 % педагогов отмечают среди причин отказа от нововведений чувство страха перед отрицательными результатами.

3. Установки и стереотипы. Около 20 % педагогов убеждены в том, что эффективно учить можно по-старому. Как правило, это педагоги с большим стажем работы, у которых с точки зрения традиционного оценивания имеются положительные результаты обучения учащихся.

4. Отсутствие мотивации. Мы установили, что 16 % педагогов называют такую причину сопротивления, как отсутствие желания участвовать в инновационной деятельности. Часто в основе

низкой мотивации лежит низкий уровень притязаний и отсутствие материальных стимулов.

5. Неясность сути изменения. Четвертая часть педагогов считают, что слабая информированность об инновациях является серьезной причиной для сопротивления.

В ходе наблюдения и бесед с педагогами было установлено, что значимыми социально-психологическими причинами сопротивлений в инновационной деятельности являются: групповые нормы, нежелание приспосабливаться к новому социально-психологическому климату в коллективе.

В ходе исследования нами также были выявлены объективные причины сопротивлений педагогов инновационной деятельности, среди которых наиболее значимыми являются большая учебная нагрузка (40 % педагогов), отсутствие материальных стимулов (36 % педагогов), отсутствие помощи со стороны администрации (16 % педагогов).

Анализ результатов данного исследования, а также изучение литературы и опыта подготовки к инновационной деятельности позволили выделить организационно-педагогические условия, обеспечивающие готовность к преодолению сопротивлений в инновационном процессе (В. А. Беликов, Е. И. Козырева, С. Н. Павлов, А. В. Сверчков и др.).

С. Н. Павлов определяет организационно-педагогические условия как совокупность объективных возможностей обучения и воспитания населения, организационных форм и материальных возможностей, а также такие обстоятельства взаимодействия субъектов педагогического взаимодействия, которые являются результатом целенаправленного, планируемого отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов) для достижения цели педагогической деятельности [14].

Н. Стерхова и Н. Ипполитова выделяют ряд признаков, характерных для данного понятия [3]:

— данный вид условий рассматривается учеными как совокупность целенаправленно сконструированных возможностей содержания, форм, методов целостного педагогического процесса (мер воздействия), способствующих успешному решению задач педагогического процесса;

— совокупность мер воздействия, отражающая рассматриваемые условия, лежит в основе управления педагогической системой (образовательным процессом или его составляющими) в той или иной ситуации;

— указанные меры характеризуются взаимосвязанностью и взаимообусловленностью, обеспечивая в своем единстве эффективность решения поставленных образовательных задач;

— основной функцией организационно-педагогических условий является создание таких мер воздействия, которые обеспечивают целенаправленное, планируемое управление развитием целостного педагогического процесса, то есть управление процессуальным аспектом педагогической системы;

— совокупность организационно-педагогических условий подбирается с учетом структуры реализуемого процесса.

Анализ, проведенных исследований и опыта позволил сформировать перечень организационно-педагогических условий, к которым относятся:

— стимулирование инновационной деятельности;

— создание инновационной среды;

— стиль руководства педагогическим коллективом;

— повышение профессионализма педагогов;

— диагностика состояния инновационной деятельности.

Стимулирование инновационной деятельности является внешним способом развития мотивации. Согласно А. Н. Силину, стимулирование - это мера внешней поддержки, благодаря которой осуществляется воздействие на активность человека [15]. На важность соблюдения данного условия в развитии инновационной деятельности и преодолении сопротивлений указывается как в менеджменте (А. И. Пригожин, П. И. Третьяков), так и в социологии (Ю. А. Карпова) и педагогике (М. М. Поташник). В литературе описывается два вида стимулирования: материальное и моральное. Проведенное нами исследование позволило выделить материальное стимулирование как одно из основных условий подготовки к преодолению сопротивлений в инновационной деятельности. Анализ систем материального стимулирования труда ряда профессиональных учебных заведений показал, что большинство из них используют метод премирования, основанный на накоплении баллов за различные виды педагогической деятельности и профессиональные достижения. Однако инновационной составляющей отводится в них крайне незначительная роль. Также администрация применяет и методы нематериального стимулирования, заключающиеся в проведении конкурсов и конференций с награждением по их результатам грамотами и дипломами. Мы счита-

ем, что в систему материального стимулирования необходимо включить поощрение за результаты инновационной работы не только в рамках конкурсов и конференций, но и за активное участие в инновационной деятельности учебного заведения в целом. Изучение опыта работы Н. Г. Каратаевой позволило выявить средства морального стимулирования инновационной деятельности, среди которых необходимо отметить активное включение педагогов в инновационный процесс и творческое саморазвитие, продуктивность в овладении опытом эффективной инновационной деятельности, самообразование и повышение квалификации. Эффективность такого стимулирования отмечают М. М. Поташник и В. И. Загвязинский.

Вторым важным организационно-

педагогическим условием является стиль руководства педагогическим коллективом. По М. Х. Мескону, стиль руководства - это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить к достижению целей организации [11]. Анализ исследований в области менеджмента и социологии показал, что наиболее эффективным в преодолении сопротивлений инновациям является демократический стиль руководства, основные характеристики которого отмечаются многими авторами, как необходимые для преодоления сопротивлений (Г. В. Лаврентьев, Д. И. Кудрявцев, Н. Г. Каратаева). Так, Д. И. Кудрявцев отмечает, что «для верхнего эшелона управленцев вуза, приступивших к инновациям, необходимо построение единой команды» [6]. Также он указывает на важность «прозрачности» процесса изменений для каждого работника, что позволяет снять психологическое напряжение, а также получить от сотрудников идеи по улучшению способов реализации данного процесса. Вслед за М. Х. Меско-ном, Н. Г. Каратаева указывает на такие средства снижения сопротивлений, как открытое обсуждение идей, привлечение подчиненных к принятию решений, переговоры и кооптация [4]. Описанные особенности управления характерны именно для демократического стиля управления. Особенности руководства оказывают непосредственное влияние на формирование инновационной среды образовательного учреждения как еще одного необходимого условия преодоления сопротивлений инновациям.

Философский словарь дает следующее определение понятия «среда»: «физическое, интеллектуальное, моральное и социальное окружение, в котором мы живем». В современной педа-

гогике «среда» - это совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью [16].

Н. И. Николаева определяет инновационную среду как окружающие субъекта образовательного процесса материальные и духовные условия его саморазвития, определяемые внутренней средой участников инновационной деятельности и внешней макросредой, которые оказывают решающее воздействие на формирование и творческое развитие личности и одновременно изменяются под ее влиянием [12]. Важность формирования инновационной среды при подготовке к инновационной деятельности отражена в работах многих исследователей (В. А. Сластенин, Л. С. Подымова, А. М. Моисеев, Р. А. Кассина, Л. М. Курилова, И. В. Пахно). И. В. Пахно отмечает, что инновационная среда выступает как средство формирования мотивационной и поведенческой готовности к работе в инновационных условиях. Исследование среды не только как фактора, но и как средства всестороннего анализа воспитательного потенциала среды с позиций современности была предпринята Ю. С. Мануйловым. По мнению Ю. С. Мануйлова, в понятие «среда» входит все то, что окружает субъекта развития и посредством чего он реализует себя как личность [9]. И. В. Пахно утверждает, что главным условием позитивного влияния среды является ее специальная организация. Влияние инновационной среды будет позитивным, если при ее моделировании исходить из задач формирования отношений субъекта труда к деятельности, клиентам и к себе; из понимания двойственной природы инновационной среды: как источника новых возможностей и как условия их реализации в практической деятельности. Р. А. Кассина в своем исследовании делает вывод, что инновационная среда способствует формированию у педагогов активного, творческого образа жизни, проявляющегося в таких способах жизнедеятельности, как сомнение в эффективности старых, традиционных способов педагогической деятельности; согласие с новыми целями образовательного учреждения; собирание информации о новых, более эффективных способах, методах, подходах, способных обеспечить новое качество; сотрудничество в инновационной деятельности и т. п. [5]. Анализ опытно-экспериментальной работы Л. М. Куриловой показал, что инновационная среда является базовым условием эффективности инновационной деятельности, создающим атмосферу для профессионального и личностного роста педагога [7]. Изу-

чение результатов исследований Р. А. Кассиной, А. С. Сиденко, Л. В. Голодновой позволило сделать вывод о том, что формирование инновационной среды становится более эффективным при создании творческих групп по актуальным проблемам образования [1, 5].

Другим средством формирования инновационной среды является презентация результатов инновационного опыта работы педагогов, которая может проводиться как на педагогических советах, так и на методических объединениях. Большим потенциалом в создании среды обладают научно-практические конференции, позволяющие делиться инновационным опытом не только в рамках учебного заведения, но и с привлечением педагогов из других образовательных организацией. Организация и проведение городских конференций делает организационную среду более открытой, что также положительно влияет на преодоление сопротивлений педагогов.

В основе реализации всех вышеперечисленных условий лежит уровень профессионализма педагогов. Г. В. Лавреньтев и Н. Б. Лаврентьева выделяют уровень квалификации как один социально-психологических факторов успешного внедрения инноваций [8]. Д. И. Кудрявцев подчеркивает, что способность к изменениям связана с более высоким уровнем образования, более широкой квалификацией, способностью переобучаться, уровнем творчества и инновационности персонала. Вслед за Р. Л. Кричевским мы считаем, что для успешного проведения инновационной политики важны образовательный уровень работников и наличие специальной системы подготовки и переподготовки кадров, которая должна включать курсы повышения квалификации и стажировку. Согласно Концепции обновления системы повышения квалификации работников общего образования, повышение квалификации будет значительно эффективнее при обучении не отдельного педагога или руководителя, а большой группы (лучше всего коллектива) педагогов конкретной организации. Такой подход позволит решить проблему преодоления сопротивления персонала инновациям, внутренней интеграции, опираясь на инициативу педагогов и внешние привлеченные ресурсы, в связи с тем, что она опирается на групповые ресурсы. Большое значение при этом приобретает возможность выбора педагогом направления повышения квалификации и индивидуализация его обучения. Все это позволит активизировать творческий поиск педагога и повысит уровень информированности в области инноваций. Таким обра-

зом, повышение профессионализма педагогов является важным организационно-педагогическим условием их подготовки к преодолению сопротивлений инновациям.

Необходимость постоянного контроля изменения уровня подготовки педагогов к преодолению сопротивлений обусловливает следующее организационно-педагогическое условие - диагностику состояния инновационной деятельности образовательной организации. Мониторинг включает различные средства: психологическое тестирование психолого-педагогических условий, анкетирование педагогов по результатам проведения различных мероприятий, включенное наблюдение за педагогическим коллективом в ходе инновационной деятельности, изучение особенностей управления. Результаты диагностики являются основанием для рефлексии результатов подготовки и корректировки дальнейшей деятельности.

Данный перечень организационно-педагогических условий не исчерпывает всех возможных условий, однако определяет ключевые из них.

Таким образом, создание данных организационно-педагогических условий позволяет осуществлять процесс подготовки педагогов к преодолению сопротивлений не только на основе их личностных и профессиональных ресурсов, но и обеспечивать его организационными процессами и поддержкой администрации учебного заведения.

Библиографический список

1. Голоднова, Л. В., Сиденко, А. С., Сиденко, Е. А. Инновационная среда образовательного учреждения как необходимое условие введения федеральных государственных стандартов [Текст] / Л. В. Голоднова, А. С. Сиденко, Е. А. Сиденко // Международный журнал экспериментального образования. - 2012. - № 12. - С. 69-71.

2. Байбородова, Л. В. Индивидуализация образовательного процесса в педагогическом вузе: монография [Текст] / Л. В. Байбородова, И. Г. Харисова. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2011. -134 с.

3. Ипполитова, Н., Стерхова, Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация [Электронный ресурс] / Н. Ипполитова, Н. Стерхова // General and Professional Education. - 2012. - № 1. -С. 8-14. - Режим доступа: http://genproedu.com/paper/2012-01/full_008-014.pdf

4. Каратаева, Н. Г. Психологические барьеры преподавателей на пути педагогических инноваций [Текст] / Н. Г. Каратаева // Вестник Воронежского государственного технического университета. -2013. - № 3-2. - С. 149-153.

5. Кассина, Р. А. Инновационная среда образовательного учреждения как интегральное средство профессионального развития учителя [Текст] / Р. А. Кассина. - Нижний Новгород, 2006. -196 с.

6. Кудрявцев, Д. И. Сопротивление управленческим инновациям вузовской организации в условиях модернизации образования [Текст] / Д. И. Кудрявцев. - Ростов н/Д., 2012. - 40 с.

7. Курилова, Л. М. Инновационная деятельность преподавателей педагогического колледжа как фактор развития их профессионально-педагогической компетентности [Текст] : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. / Курилова Людмила Михайловна. -Ярославль, 2003. - 264 с.

8. Лаврентьев, Г. В., Лаврентьева, Н. Б., Неудахина, Н. А. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов [Текст] / Г. В. Лаврентьев, Н. Б. Лаврентьева, Н. А. Неудахина. - Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2002. - 185 с.

9. Мануйлов, Ю. С. Средовой подход в воспитании [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Мануйлов Юрий Степанович. - М., 1997. - 193 с.

10. Маракушина, И. Г. Психологические аспекты проблемы сопротивления инновациям в сфере образования [Текст] / И. Г. Маракушина // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. - 2011. - № 5. - С. 141-147.

11. Мескон, М., Альберт, М., Хедоури, Ф. Основы менеджмента [Текст] / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М. : Дело, 1997. - 704 с.

12. Николаева, Н. И., Гуменюк,

B. И. Организационно-педагогические условия формирования инновационной среды [Электронный ресурс] / Н. И. Николаева, В. И. Гуменюк // Современные проблемы науки и образования. -2011. - № 2. - Режим доступа: http ://whoonline.ru/ru/article/view?id=4610

13. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: ок. 53000 слов [Текст] / С. И. Ожегов ; под общ. ред проф. Л. И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М. : ООО «Издательство Оникс», 2007. - 640 с.

14. Павлов, С. Н. Организационно-педагогические условия формирования общественного мнения органами местного самоуправления [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / С. Н. Павлов. - Магнитогорск, 1999. - 23 с.

15. Силин, А. Н. Социальный менеджмент [Текст] : учеб. Пособие / А. Н. Силин. - М. : Университетская книга, 2009. - 176 с.

16. Современный словарь по педагогике [Текст] / Сост. Е. С. Рапацевич. - Мн. : Современное слово, 2001. - 927 с.

17. Философский энциклопедический словарь [Текст] / под ред.: Л. Ф. Ильичева, П. Н. Федосеева,

C. М. Ковалева, В. Г. Панова. - М. : Сов. энциклопедия, 1983. - 840 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Golodnova, L. V., Sidenko, A. S., Sidenko, E. A. Innovacionnaja sreda obrazovatel'nogo uchrezhdenija kak neobhodimoe uslovie vvedenija federal'nyh gosudarstvennyh standartov [Tekst] / L. V Golodnova, A. S. Sidenko, E. A. Sidenko // Mezhdunarodnyj zhurnal jeksperimental'nogo obrazovanija. - 2012. - № 12. - S. 69-71.

2. Bajborodova, L. V. Individualizacija obrazovatel'nogo processa v pedagogicheskom vuze: monografja [Tekst] / L. V Bajborodova, I. G. Harisova. -Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2011. - 134 s.

3. Ippolitova, N., Sterhova, N. Analiz ponjatija «pedagogicheskie uslovija»: sushhnost', klassifikacija [Jelektronnyj resurs] / N. Ippolitova, N. Sterhova // General and Professional Education. - 2012. - № 1. -S. 8-14. - Rezhim dostupa: http://genproedu.com/paper/2012-01/full_008-014.pdf

4. Karataeva, N. G. Psihologicheskie bar'ery prepodavatelej na puti pedagogicheskih innovacij [Tekst] / N. G. Karataeva // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. - 2013. -№ 3-2. - S. 149-153.

5. Kassina, R. A. Innovacionnaja sreda obrazovatel'nogo uchrezhdenija kak integral'noe sredstvo professional'nogo razvitija uchitelja [Tekst] / R. A. Kassina. - Nizhnij Novgorod, 2006. - 196 s.

6. Kudijavcev, D. I. Soprotivlenie upravlencheskim innovacijam vuzovskoj organizacii v uslovijah modernizacii obrazovanija [Tekst] / D. I. Kudijavcev. -Rostov n/D., 2012. - 40 s.

7. Kurilova, L. M. Innovacionnaja dejatel'nost' prepodavatelej pedagogicheskogo kolledzha kak faktor razvitija ih professional'no-pedagogicheskoj kompetentnosti [Tekst] : dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08. / Kurilova Ljudmila Mihajlovna. - Jaroslavl', 2003. - 264 s.

8. Lavrent'ev, G. V., Lavrent'eva, N. B., Neudahina, N. A. Innovacionnye obuchajushhie tehnologii v

professional'noj podgotovke specialistov [Tekst] / G. V. Lavrent'ev, N. B. Lavrent'eva, N. A. Neudahina. -Barnaul : Izd-vo Alt. un-ta, 2002. - 185 s.

9. Manujlov, Ju. S. Sredovoj podhod v vospitanii [Tekst] : dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.01 / Manujlov Jurij Stepanovich. - M., 1997. - 193 c.

10. Marakushina, I. G. Psihologicheskie aspekty problemy soprotivlenija innovacijam v sfere obrazovanija [Tekst] / I. G. Marakushina // Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. - 2011. -№ 5. - S. 141-147.

11. Meskon, M., Albert, M., Hedouri, F. Osnovy menedzhmenta [Tekst] / M. Meskon, M. Al'bert, F. Hedouri. - M. : Delo, 1997. - 704 s.

12. Nikolaeva, N. I., Gumenjuk, V. I. Organizacionno-pedagogicheskie uslovija formirovanija innovacionnoj sredy [Jelektronnyj resurs] / N. I. Nikolaeva, V. I. Gumenjuk // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. - 2011. - № 2. - Rezhim dostupa: http://whoonline.ru/ru/article/view?id=4610

13. Ozhegov, S. I. Slovar' russkogo jazyka: ok. 53000 slov [Tekst] / S. I. Ozhegov ; pod obshh. red prof. L. I. Skvorcova. - 24-e izd., ispr. - M. : OOO «Izdatel'stvo Oniks», 2007. - 640 s.

14. Pavlov, S. N. Organizacionno-pedagogicheskie uslovija formirovanija obshhestvennogo mnenija organami mestnogo samoupravlenija [Tekst] : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk / S. N. Pavlov. - Magnitogorsk, 1999. - 23 s.

15. Silin, A. N. Social'nyj menedzhment [Tekst] : ucheb. Posobie / A. N. Silin. - M. : Universitetskaja kniga, 2009. - 176 s.

16. Sovremennyj slovar' po pedagogike [Tekst] / Sost. E. S. Rapacevich. - Mn. : Sovremennoe slovo, 2001. - 927 s.

17. Filosofskij jenciklopedicheskij slovar' [Tekst] / pod red.: L. F. Il'icheva, P. N. Fedoseeva, S. M. Kovaleva, V. G. Panova. - M. : Sov. jenciklopedija, 1983. - 840 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.