УДК 37.012.1 ББК Ч 30/49
ТРИЕДИНСТВО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ВЕКОВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ
Белозерцев Евгений Петрович,
доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации (г. Воронеж)
Аннотация. В контексте всего происходящего в образовании и вокруг него автор рассматривает триединство как историко-культурное наследие, фактор развития, самодостаточное условие сохранения и обогащения отечественного образования.
Ключевые слова: троица, три константы, три ценности, три идеи, научно-педагогические школы отечественного образования.
THE THREE-SELF PATRIOTIC EDUCATION: EVERLASTING VALUE Belozercev E.P. (Voronezh)
Abstract. In the context of everything happening in and around it, the author looks at the three-self as historical and cultural heritage, development, maintenance and enrichment of self sufficient condition of home education.
Key words: Trinity, three constants, three values, the three ideas, scientific-pedagogical schools national education.
Соглашаюсь с теми, кто сознательно обходит оценку «слабо продуманных, а то и утопических по своей сути культурно-проектных упований властей» по поводу национального образования, и признаю - все труднее и печальнее заниматься рефлексией на тему «стремительно деградирующего российского образования». Последнее «катится под откос», потому что в стране по-прежнему нет осмысленного его содержания, нет реальной переоценка
190
ки ценностей и отсутствует интеллектуальная и нравственная потенция у элиты. Общество сегодня явно «деинтеллектуализировано» и «десоциологизировано», а руководство Мин-проса поражено бациллой не только «несменяемости», «неротируемости», но и «неадекватности». А то обстоятельство, что не только российское, но и мировое образование «застряло в прошлом», оказавшись одной из наиболее инертных социально-экономических
конструкции, не может служить ни извинением, ни утешением» [1].
Очередную реформу (которая называется теперь модернизацией) российского образования задумала и настоИчиво реализует официальная бюрократия, в чем многие усматривают прямую угрозу для безопасности государства. Изве-стныИ ученыИ из Санкт-Петербурга ГладкиИ ЮриИ Никифорович констатирует: «У большинства граждан выражение «реформа образования» вызывает подобие идиосинкразии по причине устоИчивоИ ассоциации с лечебными мерами, производимыми «ржавоИ пилоИ» и «без наркоза» [2].
В повседневноИ жизни человек погружен в многоглаголание, его сопровождают празднословие, пустословие; часто слышит бессмысленные словосочетания, что не приносит ему пользы, мешает в потоке шумов вычленить полезныИ сигнал, смысл. Кризис смысла, как замечает А.С. Панарин, в недрах глобализации, где расширяется «сфера нейтральных и средних значений». На первыИ план прорываются манипулятивно-наркотические технологии, преобразующие не саму деИствительность, а наше восприятие и ми-рочувствие, не само образование, а что думает индивид о происходящем вокруг образования. По существу, речь идет о духовном кризисе, печальным знаком которого является болезнь языка. Лексика сжимается до числа слов, необходимых для выражения убогоИ нужды ее носителя.
Писатель, наш современник Александр Ка-зинцев вынужден признать, что народ «лишают языка на бытовом, элементарном уровне. С гру-боИ, я бы даже сказал наглоИ наглядностью это проявляется в конструировании иноязычного сленга для избранных. Все эти «дискурсы» у интеллектуалов, «фьючерсы» у бизнесменов, «со-мелы» у гурманов и «даИвинг» у богатеньких бездельников создают намеренно замкнутую языковую среду, агрессивно отторгающую «социально чуждых». Любопытно, что наряду с иноязычными заимствованиями эту среду формирует назоИливое использование матерноИ лексики - выразительныИ штрих, характеризующиИ современную россиИскую элиту.
Но похищение языка не ограничивается изменением словарного состава. Те же СМИ при-
страстно пересматривают ценностно-смысловые установки языка. Все или всё, выношенное народом, как выражение его понимания жизни, добра и зла, должного и запретного, подвергается неявноИ, но жесткоИ цензуре. Часто ли Вы видите в печати слова «правда», «справедливость», «равенство», «солидарность», «социальная защита»? Да и само слово «народ» сплошь и рядом подменяется «населением», а то «электоратом».
Погруженные в соответствующую языковую практику массы теряют возможность выразить свое недовольство, боль, свои требования. Они говорят о справедливости, а пресса и социальные верхи обвиняют их в «зависти». Пробуют заикнуться о своих правах, а им наклеивают ярлык «экстремистов». Пытаются уберечь от публичного разврата детеИ - «ретрограды». Тревожатся о судьбе Родины - «национал-патриоты» и даже «фашисты». У нас отобрали слова, поставили под подозрение их смыслы, объявили опасным вековоИ опыт, в этих смыслах воплощенный Лишили возможности говорить о себе и быть услышанными» [3].
ЯзыковоИ разлад непосредственно касается и тоИ сферы, в котороИ учат, приобщают к родному слову. За последниИ десяток лет образование и все, кто имеют к нему отношение (счи-таИ - все общество!), обогатились такими новыми словами: стандарт, тест, ЕГЭ, надзор, полиция, образовательные услуги, модель, технология, конкурентоспособныИ учитель и др.
Все сложнее становится пробраться к сущности явления через предлагаемые слова. В свое время Н.Н. Страхов отметил «удивительныИ ход нашего умственного прогресса, сегодня мы забываем то, что сделано вчера, и каждую минуту чувствуем себя так, как будто за нами нет никакого прошедшего - каждую минуту готовы начинать все сызнова».
Число книг и журналов, число читающих и пишущих возрастает с каждым годом; между тем, число установившихся понятиИ, - таких понятиИ, которые получили бы ясныИ и определен-ныИ смысл для большинства, для массы читающих и пишущих, - по-видимому, не только увеличивается, а даже уменьшается.
Наблюдая, как в продолжение десятков лет на сцене нашего умственного мира фигурируют
191
все одни и те же вопросы, постоянно поднимаемые и постоянно не делающие ни шагу вперед, -как одни и те же мнения, предрассудки, заблуждения повторяются без конца, каждый раз в виде чего-то нового, - как не только статья или книга, а целая деятельность иного человека, горячо и долго работавшего над известной областью и успевшего внести в неё некоторый свет, исчезает, по-видимому, без всякого следа, и опять бесконечной вереницей появляются всё те же мнения, все те же ошибки, те же недоразумения, та же путаница и бессмыслица, - наблюдая все это, можно подумать, что мы вовсе не развиваемся, не движемся вперед, а только топчемся на одном месте, вертимся в заколдованном кругу. «Мы растем, - говорил Чаадаев, - но не зреем» [4].
Один из наиболее авторитетных педагогов В.А. Сластенин перед самым своим уходом от нас, как завещание, написал: «Наиболее чувствительный удар наносится психолого-педагогическому образованию, а, в конечном счете, массовой школе. Глубина специальной (предметной) подготовки служит безошибочным критерием профессиональной компетентности учителя. Вместе с тем, нельзя не видеть, что специфика педагогического образования, отличающая его от подготовки специалистов любого другого типа, заключается в том, что научный материал, осваиваемый будущим педагогом (факты, закономерность, понятия, теории, мировоззренческие выводы, а также аппарат «своей» науки), выполняет в его деятельности инструментальную функцию, то есть выступает в качестве средства и механизма воздействия на формирующуюся личность растущего человека, на становление его духовных потребностей и профессиональных намерений. И никакие курсы, никакие магистратуры не заменят преподавателю тонкого знания психологии школьников, профессионального владения педагогическими технологиями.
Сегодня происходит возрастание роли психолого-педагогической культуры и компетентности учителя. В этих условиях крайне важно раскрыть, например, педагогику в качестве специальной области гуманитарного знания, с присущими ему ценностями, субъект-субъектным, принципиально-диалогическим отношением к
предмету своего изучения. Без коррекции с этих позициИ содержания педагогического образования неизбежно ускорение развития ущербного, догматического мышления у студентов. Существующая сегодня определенная инфантильность по отношению к философским, духовно-нравственным основаниям педагогическоИ деятельности объясняет преимущественную ориентацию будущих специалистов на рационали-зированныИ выбор средств, приемов, форм педагогического воздеИствия, отсутствия сколь-нибудь продуманных мер, побуждающих будущих учителеИ к осмыслению образовательного процесса как сферы их морального творчества, смысложизненного, мировоззренческого самоопределения» [5].
Педагогическое образование - дело государ-ственноИ важности; по отношению к нему можно судить об уровне государственного мышления и о патриотичности государственных му-жеИ. Все, кто искренне заинтересованы в даль-неИшем развитии отечественного образования, размышляют о наших вековечных ценностях, обращаются к истинным смыслам русских понятиИ. И таких не мало!
А.А. Гагаев, доктор философских наук, профессор Мордовского государственного университета (г. Саранск), П.А. Гагаев, доктор педагогических наук, профессор Института развития образования (г. Пенза) в последние годы большое внимание уделяют педагогически значимым концептам в сознании учащих и учащихся совре-менноИ школы.
В трудах наших современников отчетливо сформулировано положение о связи нравственного и умственного развития человека с опытом его переживания своих первых впечатлениИ, опытом, преобразующимся в те или иные личностные смыслы. В их понимании концепт есть образ, содержательныИ аналог переживаемого человеком смысла. Концепт как умозрительныИ феномен удерживает в себе то, что составляет ценностно-понятиИную основу личностного образования - смысл; есть выражение зрелого личностного образования, целостность - внутренне собранная на некоеИ ценностно-гносео-логическоИ основе; он несет в себе память о личностном характере постигаемого; наконец,
192
есть инструмент для понимания, фиксирования, корректирования, прогнозирования тех или иных смыслов, переживаний в психическом бытии индивида. Опора на концепты позволяет направлять нравственное и когнитивное развитие индивида, что позволяет индивиду осваивать определенный культурный опыт - опыт эмоционально-ценностного отношения и опыт понимания и преобразования тех или иных реалий человеческого бытия.
Культурная идентификация объясняется, во-первых, общим статусом русской культуры, во-вторых, общей архетипичностью нравственного и когнитивного развития человека, в-третьих, общим тактом по отношению к людям и стране, с которыми и в которой осуществляется процесс воспитания юного поколения.
Авторы называют концепты, которые показаны воспитаннику современной отечественной школы. К числу первостепенно значимых в педагогическом отношении они относят следующие концепты: русская история и русская социальная мысль, русское православие, русская литература, русское искусство, русское естествознание, русская религиозная философия, русская экономическая мысль. В их единстве и явлена вся умозрительная полнота русской цивилизации - её антропология, онтология, аксио-гносе-ология и психология [6].
В начале XXI века, к сожалению, мы все еще нуждаемся в такой философии образования, которая могла бы стать методологией новой, более совершенной наукой образования - педагогики. Мы сегодня остро нуждаемся в педагогике, способной размышлять о развивающемся человеке, находящемся в сложном, противоречивом мире.
Сегодня в педагогической науке формируется направление, которое можно обозначить так: теория и практика преодоления деформаций, мифов, откровенной лжи в образовании. С защитой некоторых исследований появляется определенная надежда.
В начале 2011 года в Тульском госпедунивер-ситете состоялась защита докторского исследования Надточего И.О. «Онтологические и методологические основания современной философской этики». Сказана правда: философия потеря-
ла этику, образование - и то, и другое. Как вернуть нравственную философию в образование? Ответить должны и педагоги, однако им самим нужно дообразовываться. Настоящая проблема! Однако автор видит пути её преодоления.
В этом смысле данная работа имеет стратегический для образования смысл, поскольку в ней и показывается, и доказывается два принципиальных тождества: во-первых, тождество этики и философии, что необходимо для адекватного понимания природы философского знания; во-вторых, тождество философской этики и образования, что необходимо для понимания смысла и значения самого института образования. Это реальная программа, внедрение которой в современный образовательный процесс сможет значительно оздоровить его, избавив как от традиционных недостатков, так и от новых, связанных с технократической утопией, которая сегодня буквально овладела массами. Философский смысл образования и заключается в том, чтобы человек научился понимать и чувствовать человеческое в человеке. И это происходит без ущерба профессиональному росту специалиста, а, наоборот, способствует ему.
Важным аспектом работы является методологическая новизна, заключающаяся в том, каким образом использовать духовно-нравственный и интеллектуальный потенциал философской этики в современном образовательном процессе. Это действительно важная и достаточно сложная проблема, поскольку философия, в отличие от других гуманитарных дисциплин, обладает особенным свойством, делающим затруднительным её преподавание. В силу неформализуемости философии, её особого метафизического статуса, можно обучить истории философии, но не самому процессу философствования. А для становления полноценной личности, что предполагается образованием в качестве основных задач, необходимо умение не просто самостоятельного и критического мышления, но и размышления над высшим и предельным. Иными словами, необходима нравственная рефлексия. И это одна из самых сложных задач образовательного процесса, который страдает именно из-за отсутствия серьезной этической составляющей.
193
Автор совершенно справедливо указывает на объективные сложности, связанные с данным практическим моментом преподавания философии, и больше ставит вопросов, чем дает ответов. Вполне закономерно в этой связи выглядит обращение к тем аспектам философского наследия В.П. Фетисова, которые связаны именно с данной сложностью. Здесь мы выходим на огромную задачу философско-педагогического характера, без разрешения которой вряд ли можно говорить о выходе из кризиса современного образования. Ставка на технологизм, информативность, прагматизм в современном образовании совершенно бессильна решить сложные мировоззренческие проблемы, стоящие перед современным человеком. Неумение человека размышлять над своей бытийной ситуацией -основной изъян образования. Мы готовим профессионалов, но не воспитываем полноценных личностей. Это может привести к самым печальным последствиям, что уже и происходит.
Обращение автора к вопросу национального самосознания в системе этического образования и нравственного воспитания выглядит вполне логичным и закономерным. Национальное самосознание есть категория, без которой немыслимо становление гражданского сознания. И новаторство данной работы заключается в том, что развитие национального самосознания автор пытается осуществить средствами философской этики. Это выглядит на первый взгляд несколько неожиданно. Однако здесь имеет место расширение традиционного круга тем философской этики за счет введения в нее такой важной составляющей, как национальное самосознание. Этика как практическая философия учит людей уважительно относиться к своим национальным святыням и ценностям, причем без ущерба к другим народностям и культурам. Это особенно важно и актуально в современном глобализирующемся обществе, которое становится всё более нечутким к ценностям национального характера.
Таким образом, можно резюмировать: в работе раскрывается одновременно философский смысл образования и образовательный смысл философии, этот прикладной аспект в работе носит фундаментальный характер, поскольку
осуществляет междисциплинарный синтез высшего порядка. Нам действительно давно необходимо возвращать образованию человеческое лицо. Сделать это представляется возможным только посредством этики или, выражаясь современным языком, этизацией образования. В этом один из важнейших смыслов данной работы, в которой последовательно раскрываются разные грани этики: научная этика, религиозная этика и, наконец, философская этика. Тем самым, показывается глубина и, в определенном смысле, неисчерпаемость этики, что соответствует неисчерпаемости самого человека. А это крайне важно для педагогики, которую необходимо возвращать в подлинно человеческое русло. Данная работа в значительной мере способствует этому.
По мере чтения текста оппонента сопровождало вопрошание Игоря Олеговича: «Как сохранить абсолютность морали в эпоху господства относительного?» и сформировался собственный вопрос: «как сохранить абсолютную ценность отечественного образования в эпоху исторического беспамятства и подмены культуры цивилизацией?». Мы сообща приближаемся к моменту истины, когда начинаем понимать, что нам навязывают ценности, находящиеся не в центре нашей истории, культуры и философии, а прозябающие на периферии общественного сознания.
На помощь нашим вопрошаниям, нашим проблемам, судя по результатам исследования, приходит этика, нравственная философия. Особая заслуга представленного исследования в том, что образовательному сообществу представлена Воронежская философско-педагогическая школа.
В мае 2011 года в Ленинградском государственном университете им. А.С. Пушкина проходила защита кандидатского исследования Сеченой К.А. на тему «Смыслы понятия «любовь к детям» в отечественной педагогике XX века» (научный руководитель - кандидат философских наук, доктор педагогических наук, профессор Мосолов В.А.). Тема, содержание, состоявшаяся дискуссия - все составляющие как вызов всему происходящему в образовании. Нельзя сказать, что не звучит слово «любовь», в последнее время оно
194
даже часто употребляется. Мы теперь слышим, как герои кинофильма говорят с американским акцентом: «Я тебя люблю». Любовь заменяется словом «секс», а какой видовой ряд сопровождает сакральное слово «любовь»! ? Любовь - целомудрие, жертва, единство, общение, община, соборность, коллектив. У современного молодого человека понятие «любовь» размывается, оскверняется, разрушается.
Автору удалось показать: потому, как относились к данному понятию, как видели его в контексте актуальных конкретных исторических задач, можно судить не только о самих педагогических воззрениях на это понятие, его теоретическом статусе и смыслах, но и специфике педагогических стратегий и даже об образовательной политике государства в целом. Дан интереснейший исторический обзор и проведен анализ современной педагогической литературы, что позволил обнаружить три основных подхода к применению понятия «любовь к детям» в категориальном аппарате современной педагогики: первый подход выражен в категорическом отрицании теоретического статуса данного понятия; второй развивают авторы, склонные видеть обеднение понятийного аппарата педагогики без обращения к понятию «любовь к детям»; третий никак не озвучивает и специально не аргументирует, зачастую полностью обходит вниманием данное понятие.
Автор признаёт необходимость конкретизации понятия «любовь к детям»; сохранения данного понятия как крайне важной метафоры для оценки личностно-профессиональных качеств учителя, имея в виду, что педагогика отчасти есть искусство. «Любовь к детям» - метафора, которая при современной потребности, строго научных основаниях и точном операциональном категориальном аппарате педагогики, должна находиться в положении своеобразной ценностно-смысловой компоненты.
К проблеме любви вообще, т. е. не только к детям, должно всё более усиливаться научно-исследовательское внимание, ибо слишком «нелюбовным» становится современный мир, слишком много в нём ориентации на выгоду, расчёт, «использование человека как средства, а не как цели». Природу сохраняют, руководству-
ясь зачастую не любовью к ней, а простым опасением за своё здоровье, материальное благополучие и комфорт.
Думается, что интерес к изучению любви должен выйти далеко за пределы проблематики половых отношений и глубже проникнуть в философскую экзистенциальность и онтологию любви, психологию, педагогику, политологию, культурологию и другие гуманитарные науки. Сегодня, например, много говорят о гуманизме, а ведь он ущербен без любви и максимума уважения к человеку. Так называемая «толерантность» ни в какое сравнение не идет с любовью к ближнему как моральным идеалом. Этот идеал, конечно, труднодостижим, зато само стремление к нему возвышает человека и одухотворяет общественную жизнь.
Сущность нынешнего кризиса образования можно понять, разобравшись с факторами, обстоятельствами, причинами внутреннего и внешнего характера. Как те, так и другие предполагают большой труд для своего понимания, а еще больше усилий - для преодоления кризиса.
Не правы те, кто утверждает: кризис порожден внешними причинами и потому может быть преодолен только внешними средствами. Ошибаются те, кто полагаются только на внутренние резервы образования, ведь потеряны стратегические ориентиры развития государства.
Правы и не ошибаются те, кто считает, понимает, делами своими утверждает следующие тезисы: реформы в любой стране только тогда будут успешными, когда они соответствуют сущности и логике развития данной страны. Всякие другие реформы обрекают страну, общество, человека на бедствия, унижения, нищету и вымирание: образование исторически, культурно, генетически связано с государством, обществом, человеком; каждый народ имеет, должен иметь только ему принадлежащее образование. Образование национально по содержанию и характеру и государственно по мере ответствования за него.
Как видим, стратегическая задача состоит в том, чтобы возродить, воссоздать, восстановить культурный, образованный слой, фундаментальная ценность которого - православие.
195
Российскому обществу еще предстоит осмыслить, понять все трагические последствия секуляризованной России, секуляризованного образования, секуляризованного человека. При этом мало иметь в виду, что доминирующая сегодня так называемая демократическая и либеральная интеллигенция настойчиво продолжает прежнюю линию - поиск антироссийской модели устройства нашего общества.
Реформы последних лет, так называемые инновации в образовании и педагогике, продолжают, углубляют процесс секуляризации: образование для человека без духовной составляющей; педагогика без связей с идеями святоотеческой педагогики и опытом народной. Ложь продолжается.
Предложить вариант развития российского общества, принятого большинством граждан, можно только в одном-единственном случае -выстроить траекторию развития современного общества как органически продолженное развитие предыдущей истории и культуры. И только в этой системе координат может быть правильно сформулирована идеология, содержание и технология совершенствования современного российского образования.
Мы имеем богатейшее наследие святых отцов церкви, любомудров, религиозных философов, ученых различных отраслей знаний. Оно, к великому сожалению, существует объективно независимо от нас, не узнанное большинством и не полюбившееся многим из нас.
Наследие может быть каким угодно разнообразным и богатым, но если мы о нем лишь знаем и помним, но не обращаемся к нему, не востребуем, оно, даже будучи осовременено яркими обложками и красивыми словами, все равно будет лежать мертвым грузом. Жизнь, культура, образование, которые нам предшествовали, становятся живой традицией лишь тогда, когда мы в них действительно нуждаемся.
Как-то в свое время Павел Флоренский с сожалением говорил в том смысле, что современные ученые выстраивают тюрьму из терминов. Наши современники - ученые продолжают и довольно интенсивно эту тенденцию - научный зуд по производству «этаких словечек», не задумываясь о последствиях: чем больше новых
понятий придумывает человек, тем более он дробит слово, загоняет себя на зону, удаляясь все дальше и дальше от Истины.
Попытаемся через слово приблизиться к образу и смыслу нашей отечественной школы.
Русский писатель Сергей Шуртаков задался вопросом: «Любит ли русский человек Троицу?» и размышляет об этом.
Древние пили три раза в честь трех граций. Миром управляют трое - Юпитер, Нептун и Плутон. При жертвоприношениях ходили три раза вокруг жертвенника. Три - символ гармонии.
Данное утверждение не что иное, как напоминание об исторической связи времен; любимое всеми число «три», как число особое, сохранялось, жило в веках, прежде, чем дошло до нас.
Если же говорить о русских, то с незапамятных времен самым ходячим, чаще других повторяемым, было у нас нечетное число «три». Начало всех начал троичность Бога (Бог-отец, Бог-сын, Бог-дух святой), на чем стоит сама наша христианская вера.
«И еще не умея читать, русич уже слышал сказки, в которых довольно часто речь шла о трех братьях: старший был самым умным, средний и так, и сяк, младшего же все считали за дурака, а он потом оказывался всех умнее: все-то ему, пусть не с первого, с третьего раза удавалось. Научился русич грамоте - сам стал читать, как народный богатырь из Мурома Илья тридцать лет и три года на печке лежал, силу копил, но уж потом-то в борении врагами родной земли не имел себе равных. У Пушкина тоже из морской пучины выходят на берег не двадцать два, не пятьдесят пять, а именно тридцать три богатыря, в чешуе златой горя. Да и Балду - как не вспомнить: нанятый попом работник запросил не совсем обычную плату за свой труд - всего-то три щелчка по лбу. Однако щелчки оказались такими, что поп пожалел, что погнался за дешевизной.
Строилась изба или дом. И не так-то просто было вздымать бревна на верхние венцы сруба - подъемных кранов еще не было. Помогала артельная песня «Дубинушка», в которой были такие слова: ой, дубинушка, ухнем!, ой, зелена, сама пойдет - сама пойдет, подернем -подернем да ухнем. При повторе слов «подер-
нем - подернем» - бревно двигалось в нужном направлении, а с третьим «Ухнем!» оно уже укладывалось на уготовленное ему место...
В большой части, в большом ходу у нас всегда было это словечко. И если листать страницы нашей отечественной истории, - не сосчитать, сколько подтверждений этому отыщется».
Заканчивает свои размышления писатель утвердительным ответом: «Да, русский любит Троицу, он любит и гениальное изображение Троицы Андреем Рублевым, и прекрасный праздник начала лета, который празднуется в пятидесятый день Воскресения Христова, когда вся наша русская природа цветет и благоухает.
А ещё любит русский и тройку (словечко того же корня - символа Гармонии), любит повторять вслед за великим писателем Николаем Гоголем, гениально олицетворившим нашу Россию необгонимой тройкой, такие слова: «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, косясь, постораниваются и дают дорогу другие народы и государства» [7].
Известно, что становление догмата о Пресвятой Троице происходило в дискуссии представителей различных богословских точек зрения, которая привела в конце концов к единому мнению. Признается совершенно разумной следующая формулировка догмата о Троице, которая точно следует Символу веры: "Лица Троицы составляют единое Божество, в котором каждое Лицо в свою очередь является Богом". Известны логические свойства Троицы: триеди-ность, единосущность, нераздельность, соприс-носущность, специфичность, взаимодействие. Следует преклоняться перед величием отцов Церкви, которые смогли создать безупречную логику триединости, не обращаясь к рациональной сфере человеческого бытия.
В сочинениях, связанных с Троицей, можно обнаружить ряд интересных мыслей о той роли, которую играют триады в нашей жизни. Приводятся примеры пространства (три измерения), времени (прошедшее, настоящее, будущее), существование трех грамматических лиц, троичность жизни разума (тезис, антитезис, синтез).
А вот мнение всемирно известного ученого нашего современника Бориса Раушенбаха, академика РАН, профессора, действительного члена Международной Академии астронавтики, лауреата Ленинской премии и премии Демидова, Героя Социалистического труда. Он поставил перед собой цель показать, что формальная логика допускает существование триединых объектов, по своей логической структуре аналогичны« Троице, и при этом никаких антиномий не возникает.
Несмотря на резкое расхождение со сложившимися привычными взглядами, Борис Викторович Раушенбах убедительно доказал свою позицию. Математический объект, полностью соответствующий шести свойствам Троицы, действительно существует и широко используется в математике, механике, физике и других науках. Это самый обычный вектор с его тремя ортогональными составляющими; конечный вектор имеет начало в ортогональной системе декартовых координат, и его составляющие направлены по осям.
Насколько точно логические свойства соответствуют одноименным свойствам Троицы, можно убедиться, прочитав книгу Бориса Раушенбаха «Пристрастие» (М. - 1997). Проведенный анализ показал: логическая структура Троицы и вектора с его тремя ортогональными составляющими полностью совпадают, что доказывает их изоморфность; совокупность шести свойств, приводящая к логически безупречной триединости, является необходимой. Вот что по этому поводу пишет Б. Раушенбах: «Математическая модель триединости не была придумана специально для согласования ее с логической структурой Троицы. Даже если она и была специально придумана, то доказательная сила от этого не уменьшилась бы. Однако она была не придумана, а обнаружена в математике, и это может говорить о многом. Вектор, как известно, лежит в основе многих естественных наук. Вектором является сила, скорость, ускорение, механический момент, на векторах держится учение об электричестве и магнетизме и т. д. Но это означает, что триединость буквально пронизывает всю природу. Эта свойственная природе триединость не есть что-то фор-
197
мально-правильное, но мало кому нужное. Люди постоянно опираются на то, что при известных условиях монада и триада одно и то же. При общих теоретических рассуждениях нередко пользуются понятием монады, например, говорят о силе, действующей на конструкцию, но когда возникает необходимость расчета этой конструкции на прочность, то для осуществления таких расчетов приходится переходить к триаде - к трем составляющим этой силы. Когда самолету в воздухе нужно совершить некоторый маневр, то к его корпусу необходимо приложить соответствующий механический момент, но практически делают это, приложив эквивалентную совокупность трех моментов с помощью трех рулей (высоты, направления и элеронов). Подобных примеров можно было бы привести сколько угодно».
Рассмотрим один из таких примеров. Непрерывная череда природных катастроф на исходе второго тысячелетия все чаще заставляет нас вспоминать страшные картины кары Господней, описанные в Апокалипсисе. Даже неполный перечень стихийных бедствий только за последнее время позволяет поверить в то, что начинают сбываться мрачные прогнозы о необратимых изменениях климата и экологии на нашей планете. В фантастических «достижениях» науки и техники видят причины природных катаклизмов уже не только представители церкви, но и многие ученые. Воистину теперь мы не можем ждать милости от природы... после всего того, что с ней сделали. Общепризнанно разрушительное антропогенное воздействие на атмосферу и биосферу Земли. Чего стоят одни только испытания ядерного оружия с помощью подземных и подводных взрывов.
Свою теорию их прямой взаимосвязи с возникновением землетрясений и с изменением климата выдвинул российский ученый - геолог и планетолог Геннадий Кочемасов. По мнению ученого, на нашей планете отчетливо прослеживаются три пары тектонических узлов (точек), прочно взаимосвязанных друг с другом невидимыми нитями. Малейшая разбалансированность (уменьшение или увеличение напряжения) между этими точками чревата глобальными тектоническими и атмосферными подвижками со &
198
всеми вытекающими отсюда природными сюрпризами.
Три пары тектонических точек, от взаимодействия которых зависят погодные явления на земном шаре: Памиро-Гиндукушский высокогорный узел («Крыша мира») и остров Пасхи (аборигены называют его «Пуп земли»); на экваторе лежит вторая пара узлов - острова Сан-Паулу и Новая Гвинея; третья пара противостоящих узлов находится вблизи полярных кругов - Берингов пролив (место «встречи» континентов и океанов) и остров Буве (Южная Атлантика).
Многолетние размышления о научной и практической педагогике, а особенно анализ диссертаций, монографий, учебных пособий, защищенных и опубликованных в последние годы, позволяют заметить высокую степень субъективизма, личных пристрастий, симпатий или антипатий, что приводит к довольно вольному обращению с содержанием и количеством важных категорий как закономерности, принципы, да и других педагогических понятий. По нашему мнению, в деле образования каноническим подходом может быть и должна стать трие-диность. В работе со студентами, аспирантами и коллегами пришел к выводу о самодостаточности триады для понимания истории образования, сегодняшнего состояния и его перспектив.
Обращение к древнерусской и великорусской традиции духовного воспитания и просвещения человека, которое вершилось в русле святоотеческого предания и в атмосфере христианских ценностей, позволяет соединить достижения духовной культуры православной России с европейским просвещением и образованностью нового и новейшего времени.
Деятельность трех поколений русских религиозных мыслителей России Х1Х-ХХ вв. связана с ее культурным ренессансом, говоря словами поэта, они соединили «столетий позвонки». Действительно, любомудры и старшие славянофилы обратились к древнерусской и великорусской традиции духовного воспитания и просвещения человека, которая вершилась в русле святоотеческого предания и в атмосфере христианских ценностей. Отмечая достоинства культуры России
XVIII века, они подметили и главный ее недостаток: секуляризм мировоззрения образованных верхов, одностороннее увлечение просветительством западноевропейского образца и забвение традиционного для российского культурного самосознания религиозно-церковного миросозерцания. Именно они сделали первый шаг в направлении соединения достижений духовной культуры православной России Х^-Х^Н веков с европейским просвещением и образованностью нового и новейшего времени. Основы оригинальной отечественной философии образования до сих пор еще не освоены исследователями для определения границ и смысла парадигмы российской педагогической мысли.
Триединство отечественного образования -три урока, три тенденции, три функции, три принципа, три константы, три ценности, три идеи - естественным путем, гармонично соединяет святоотеческое и светское наследие [8].
Три константы русского образования. Благодаря усилиям трех поколений русских религиозных философов, в истории России хорошо просматриваются характерные черты отечественного воспитания, которые можно сгруппировать в три "константы". Под константами предлагаем подразумевать постоянные, практически неизменные при тех или иных преобразованиях черты, которые делают явление русского воспитания целостным и позволяют увидеть его природу в самых общих чертах.
Первая константа - духовность - особое внимание русского человека к сфере абсолютного, вечного. Суть ее в том, что русский человек хочет действовать "во имя чего-то абсолютного", пренебрегая временным, конечным. Духовность - это понятие, описывающее внутреннее состояние человека, его отношения с Богом, миром и людьми. Верное в самом общем виде, это объяснение корректируется двумя другими понятиями - "православие" и "русская этническая целостность". Только такое триединство позволяет точно соотнести духовность с нашей историей и современностью и понять суть взаимодействия и отторжения, которые наблюдаются сейчас в жизни нашего общества.
Вторая константа - открытость - способность русской культуры и образования откры-
ваться внешним влияниям, впитывать зарубежные ценности, духовно обогащаться и преобразовывать их, сохраняя свою неповторимость и единственность. По существу, это - отрицание самоценности национальной принадлежности, фальшивой национальной спеси. Это готовность бескорыстно соединиться с каждым, кто приемлет святыни и православные нормы народной жизни.
Третья константа - традиционность - опора на народную культуру, педагогику, эмпирически сложившийся порядок образования человека. Если «открытость» можно сравнить с внешним дыханием, то в данном случае речь идет о дыхании внутреннем, о постоянном обращении к собственной истории и культуре, основам народной организации жизни.
Три ценности русского образования. Образование во все времена и для всех народов -абсолютная ценность. В трудные периоды жизни России общественное сознание обращается к образованию - образованности как безусловной ценности. И самообразование имеет ряд ценностей.
Культурно-исторический опыт показывает, что российское общество является носителем безусловных ценностей в образовании. Здесь первое место занимает семья - основа родового строительства нации, «первичное лоно человеческой культуры», «духовный очаг», школа «духовно-религиозной, национальной и отечественной традиции» (И. Ильин), институт первоначального воспитания любви, соборности, единения и общежития, авторитета и дисциплины.
Семья - первый, естественный священный союз, строящийся на любви, вере, надежде и свободе. Человек учится в нем первым совместным движениям сердца, поднимается от нег к дальнейшим формам духовного единения - Родине и Государству. Семья - составная и решающая часть образования, и вместе с тем она не может заменить школу. Основная задача семьи состоит в приобщении ребенка ко всем сферам духовного опыта, с тем чтобы его нежное и восприимчивое сердце научилось отзываться на всякие явления мира и поступки людей.
Школа призвана содействовать укреплению семьи, разъясняя детям духовное единство поко-
199
лений, семья же помогает авторитету учителя и деятельности школы в деле образования. Единое семейно-школьное воспитание обеспечивается узаконенной связью семьи со школой и ответственностью родителей за нравственное и духовное воспитание детей.
Предназначение школы в том, чтобы духовный опыт ребенка гармонично вошел в более широкий контекст социокультурного окружения и служил доброму делу в обществе. Школа - это среда, в которой происходит сохранение и передача духовного опыта и культурного наследия народа; она - условие формирования национального самосознания.
В истории отечественного образования известны различные типы школ. И сегодня развиваются школы крупных и малых городов, поселковые, сельские (малокомплектные и малочисленные), земские, казачьи, военные, национальные, гимназии, лицеи и др. Вне зависимости от типа российская школа обладает тремя ценностями.
Первая. Школа стремится быть единой (но не единообразной) в том смысле, что она воспроизводит опыт народа как целое, обеспечивает детям равенство стартовых возможностей, контролирует разницу социального положения родителей. В такой школе дети изначально равны и воспитываются как говорящие на языке одной культуры.
Вторая. Школа преодолевает отчуждение человека от труда. Ведь учение - один из видов деятельности, позволяющий приобщать молодое поколение преимущественно к трудовому образу жизни россиян. Следовательно, школа должна быть сориентирована на общество созидателей духовных и материальных ценностей и разумного потребления.
Третья. Общеобразовательная школа стремится передать учащимся целостное знание, стоящее на фундаменте культуры и науки и дающее личности ответственную свободу мысли. Базовые знания (гуманитарные, естественные по содержанию и разносторонние по характеру) позволяют сформировать основы мировоззрения и национального самосознания, способствуют духовно-нравственному становлению человека. Выпускник школы овладевает системой &
200
образов, символов и смыслов и содействует повышению общего образовательного уровня населения, возрождению интеллектуального потенциала страны.
Школа, сберегающая и культивирующая эти три ценности, поможет сформировать соборную личность, живущую на основе Закона и Благодати, она может выступить в роли единителя народа.
Образования нет без Учителя, с именем которого всегда связывались победы и поражения. Он олицетворял на Руси мудрость, которая жила в общественном сознании и оказывала огромное духовно-нравственное влияние на все общество. Не случайно именно к Первоучителю - Сергию Радонежскому - пришел за советом и благословением перед решающим сражением князь Московский Дмитрий.
Учитель - гражданин и профессионал, ему дано право быть духовным наставником, ведущим в будущее. Учитель не может быть вне политики, но в силу особого общественного статуса ему не позволительны ошибки в выборе политических предпочтений, и поэтому он должен иметь сложившееся и устойчивое мировоззрение. В выборе точных гражданских и профессиональных ориентиров ему помогут высшие национально-государственные интересы, смысл и природа образования, предназначение собственной профессии.
Целостный образ Учителя складывается исключительно в историческом контексте: XVIII-
XIX вв. - монашество - старчество - пастырство;
XX в. - организатор жизни детей - пропагандист партии - общественный деятель; начало XXI в. -гражданин - интеллигент - профессионал.
Вот почему об Учителе нельзя говорить всуе. В конечном итоге он не работает, он (Учитель) служит человеку, образованию, России.
Три идеи русского образования. Перечисление тех, кто принимал участие в разработке идей русского образования, может потрясти воображение. В этом ряду богословы и философы, гуманитарии и естественники, писатели и поэты, теоретики и практики - все вместе - мыслители России.
Есть все основания утверждать, что в истории и культуре есть идеи, которые позволяют
построить национальное образование. Назовем лишь три, представляющие в интегрированном виде основные направления россиИскоИ обще-ственноИ мысли.
Идея вселенского предназначения человека. Данная идея вырастает из философии общего дела Н. Федорова, метафизики всеединства В. Соловьева, лучистого человечества Э. Циолковского, поиска солнечного смысла истории А. Чижевского, учения о сфере разума (ноосфера) В. Вернадского, сферы духа (пневматосферы) П. Флоренского, розы мира Д. Андреева и др. И она, идея вселенского предназначения человека, помогает понять отечественные истоки целостного миропонимания.
На фоне идеИных споров, мировоззренчес-коИ полифонии в середине XIX века возникает феномен русского космизма. «В русском космизме обычно выделяются три течения: научно-философское (естественно-научное), религиозно-философское, художественно-философское (поэтически-художественное)».
Научно-философские идеи космизма развивались В.И. Вернадским, Н.А. Умовым, К.Э. Циолковским, Н.Г. Холодным, А.Л. Чижевским. В трудах этих ученых осознается потребность в разработке новоИ картины мира.
Религиозно-философское направление русского космизма связано, прежде всего, с именем Н.Ф. Федорова, мысли которого отражают мироощущение неразрывности человека и космоса, смысла существования человека за пределами земноИ жизни, конечности земного пути че-ловеческоИ цивилизации. Предметом особого рассмотрения может являться тема космизма в истории русскоИ философии. Ее мотивы встречаются у В.В. Розанова, Вл.С. Соловьева, П.А. Флоренского.
Художественно-философское направление в русском космизме представлено В.А. Левитиным, В.Ф. Одоевским, С.П. Дьячковым. В нем отражены поиски связеИ между истиноИ и смыслом человеческого существования. Связи бытия, реализующие смысл бытия, составляют «космос» истории. Такое понимание характерно и для Ф.М. Достоевского, Вл.С. Соловьева, А. Платонова, М. Врубеля, П. Филонова и многих других.
Каждое из течений было занято поисками сознания, способного удержать распадающийся мир человека. Часто эти поиски влияют друг на друга, осуществляется их взаимопереход, и каждое течение находит свои особые формы для выражения всеобщих проблем человечества и универсальных кодов, и смыслов бытия. В любом случае осуществляется прорыв к «философии света и радости».
Разумная человеческая деятельность становится главным и определяющим фактором развития сферы взаимодействия природы и общества. Смысл бытия человека в том, чтобы духовно и материально выйти во «Вселенную». Слово Вселенная не имеет дословных аналогов в других языках. По мнению русских, космос - абстрактный термин, а вселенная своеобразна, очеловечена, это то место, куда еще предстоит вселиться всем вместе. Космос для русского человека - Вселенная, а сам он гражданин этой Вселенной. Известен факт, когда Афанасий Холмогорский в своих грамотах Соловецкому монастырю называл вселенной землю Московского государства, гражданином которого он себя считал.
Корни русского космизма в своей целостности и прозрачности уходят вглубь мифологического сознания. Многие темы русского космизма так или иначе связаны с тем, что А.П. Афанасьев называл «поэтическим воззрением славян на природу».
Интерес к месту человека во Вселенной, его связи с окружающим миром, к проблеме человека перед лицом вечности, человека как представителя всего человечества прослеживается в русской поэзии и литературе с начала XIX в. (Глинка, Тютчев, Баратынский, Фет, Одоевский).
Русская литература выразила задолго до науки, до теоретической философии чувство планетарного сознания, безраздельной слитности человека с миром. Это видение Тютчева: «И мы летим, сияющей бездною со всех сторон окружены», Фета: «Я ль несся к бездне полуночной / Иль сонмы звезд ко мне неслись».
В свою очередь философские идеи русского космизма отразились в литературе. Особенно велико влияние на творчество ряда русских поэтов XX в. (В.В. Хлебникова, В.В. Маяковского,
201
Н.А. Заболоцкого) идей Н.Ф. Федорова, изложенных в «Философии общего дела». Эти идеи оказались поразительно созвучными мироощущениям поэтов, остро воспринимавших трагический разрыв природного и человеческого миров, быстротечности, мгновенности жизни отдельного человека и безмерности его космического предназначения, осознание бессмысленности смерти и ее неизбежности.
В XX столетии осознание неразрывности человека и окружающего мира в целостной системе взаимосвязей, выбор естественного и отвержение механического, чуждого живому духу народа - нашло выражение в поэтическом творчестве С. Есенина. Причем философия его творчества питалась не идеями академических философских школ, а духовными традициями русского народа (народная философия и мифология, запечатленная в фольклоре).
Человек у Есенина - неотъемлемая часть природного мира, и поэтому все, что совершается с человеком и обществом (война, революция, наступление техники), оценивается с точки зрения жизни природы. Характер народно-философской поэзии С. Есенина определило восприятие разрушающихся уклада, быта, традиций крестьянской жизни, органически связанной с природой (см.: С.В. Тарасов. Философия русского космизма. Краткий очерк истории и теории. Пособие для учителя. СПб., 1996).
Наш современник Н.Н. Моисеев - действительный член Российской Академии наук, Российской сельскохозяйственной академии и Международной Академии астронавтики - развивает идею вселенского предназначения человека. Он обращает внимание на то, что в наши дни настал переломный период в истории человеческой цивилизации, природные ограничения вторгаются в нашу повседневную жизнь и требуют новых мировоззренческих установок. Естественник, он видит человека как составную часть Природы. По его мнению, общество, политика - все это, в некотором смысле, вторичное, лишь некий способ существования Человека. Если человек не найдет нужного ключа в своих взаимоотношениях с Природой, то он обречен. Каковы бы и были политика, демократия, государственное устройство!
Думается, под влиянием идеи вселенского предназначения человека в научный оборот введены два новых понятия - «глобальный» и «планетарный». Глобальный (от латин. - шар) - охватывающий весь земной шар, всеобщий, то есть включающий в себя проблемы, которые интересуют или затрагивают интересы всего мирового сообщества.
Что такое планетарное мышление? Имеющиеся современные публикации позволяют утверждать следующее: это - принципиально новый взгляд на мир, его проблемы и возможные пути их разрешения; борьба за выживание человечества, сохранение природы, рациональное использование космоса, путь к всеобщему миру и благоденствию: отказ от устаревших стереотипов и догм, от всех видов эгоизма и переход к новому мышлению, направленному на осознание целостности взаимосвязанного и взаимообусловленного мира.
Итак, планетарное мышление - это тоже глобальное мышление, но по своему объему оно сверхглобальное, ибо выходит за рамки нашей планеты Земля. Как глобальное, так и планетарное мышления принципиально новые фундаментальные понятия, являющиеся всеобщими в наше время, выходят за пределы традиционного мышления, которое ограничивалось пространством отдельной личности, социальной группы, какой-то системы, общества, нации.
Что означает идея вселенского предназначения человека для образования? Предназначение современного образования - содействовать формированию глобального и планетарного мышления, восстановить естественную связь человека с природой, возродить духовно-чувственное познание, расширить миропонимание человека до космического уровня.
Идея национального дома. Идея настолько замечательная, насколько и многогранная. В.И. Даль считает, что национальный - народный или народу свойственный.
И.А. Ильин рассматривает проблему истинно национального в связи только с духовным пониманием Родины: «ибо национализм есть любовь к духу своего народа, и притом именно к его духовному своеобразию. Тот, кто говорит о родине, разумеет духовное единство своего
народа. Он разумеет нечто такое, что остается сущим и объективным, несмотря на гибель единичных субъектов и на смену поколений. Родина есть нечто единое для многих».
С.Н. Булгаков подчеркивает, что по отношению к проблеме национального можно судить о характере общего мировоззрения, общефилософского миропонимания. В своих размышлениях он исходит из конкретной действительности, которая переживается в опыте. «Мы сознаем себя членами нации, потому что мы реально принадлежим к ней, как живому духовному организму. Эта наша принадлежность совершенно не зависит от нашего сознания; она существует и до него, и помимо него, и даже вопреки ему».
Сознание национальности и воля к ней, считает он, «предполагает для своего существования некоторое бытийственное ядро личности, как питательную, органическую среду, в которой они возникают и развиваются, конечно, получая затем способность воздействовать и на самую личность».
По мнению С.Н. Булгакова, необходимо в связи с фундаментальным понятием рассмотреть и другие: национальный дух, национальная вера, национальный мессианизм, национальный аскетизм и эгоизм, национальная культура. Он верит, что национальное сознание и чувство можно как воспитывать, так и извращать. Он предупреждает: «Национальность есть хотя и органическая, но не высшая форма человеческого единения, ибо она не только соединяет, но и разъединяет».
Почему человеку для проявления его человечности нужен именно национальный дом? Нация и ее истоки, ее история и культура содержат в себе как условие своего существования святыни, ценности, нравственные человеческие отношения.
Святость - это вера, любовь, верность, самопожертвование. Святыня есть системообразующая сила, благодаря которой созидается, пестуется всякий здоровый человек и всякое здоровое общество, всякая здоровая система. Без святости трудно воспитать человека. Без святости нельзя создать семью.
Давным-давно Авва Дорофей (монах, а затем настоятель монастыря в Сирии, умер в 620 г.)
оставил нам наследие - душеспасительные наставления о созидании душевного дома добродетелей.
Чтобы найти себе защиту во время ненастий, человеку необходимо построить в душе дом добродетелей. Как же созидается душевный дом? Авва Дорофей считает, что строить душевный дом необходимо сразу с четырех сторон, одновременно укрепляя его отовсюду. Он предупреждает, если мы будем заботиться только об одной стороне, то не получим никакой пользы. Как бы мы ни радовались ее величию и красоте, если хоть однажды подует ветер, то он повалит ее, ибо она одна не имеет связи с другими стенами. И другое - никто не может себе устроить защиты от ненастий, холодов из одной стены.
Авва Дорофей предлагает такую последовательность строительства душевного дома: вначале должно быть положено основание, т. е. вера; строительным материалом служат добродетели; человек должен строить здание равномерно, потому что все добродетели взаимосвязаны между собой; скрепляющим материалом, подобно извести, в строительстве чувственного дома служит смирение; связующим элементом, соединяющим одну добродетель с другою, является рассуждение. Оно придает всему и большую красоту; «краеугольные камни» - терпение и мужество; верх дома, его кровля - любовь, которая составляет совершенство добродетелей.
Хотя дом и готов, искусный зодчий обязательно придаст ему красоту. «Искусен тот зодчий, кто разумно совершает добродетели. Каждую добродетель человек должен совершать так разумно, чтобы усвоить ее себе и обратить в навык».
Без святости нельзя построить систему образования, общество, государство. Всякая история доказывает: подлинные человеческие ценности зреют только на древе нации и непременно связаны с национальными интересами.
Нравственность - это состояние взаимосочувствия со всем миром, но прежде всего, со своим народом; сочувствия к членам своей семьи, а далее - представителям своего рода, своим землякам, коллегам и т. д. Без ответного сочувствия невозможно взаимосочувствие.
203
И тогда чувство свободы наступает естественно и обязательно, ибо свобода есть, в точности, состояние человека, находящегося среди своих. Однокоренное слово у «свободы» -«свой». В древнерусской культуре понятие свободы тесно связано с понятием правды и справедливости (О.А. Платонов).
Что означает идея национального дома для образования? Возвращение к собственной истории и культуре, как размышления о пользе возвращения к традициям в контексте современных социокультурных обстоятельств.
Педагогика есть прикладная философия любого народа. Система воспитательных взглядов народа формируется на основе его миросозерцания, его миропонимания, его национального самосознания. Развитие индивидов зависит от бытия людей, т. е. всей совокупности их жизнедеятельности.
Основные педагогические идеи многовекового опыта воспитания детей остаются и по сей день актуальными. Кто скажет, что нам этого не нужно? Совместная жизнедеятельность (сотрудничество) воспитателей и воспитанников в решении общих задач. Установление взаимной зависимости (заботы) в общем деле взрослых и детей, в воспитании существенных личностных качеств - ответственности, воли, совестливости, милосердия. Духовное обогащение, выраженное в служении людям, возвышение духовных потребностей людей. Организация воспитания смышленых ребятишек в приобщении к труду взрослых умельцев, к ремеслу, к деловому общению. Серьезное отношение взрослых к детской игре, разработка этих игр, различных соревнований, создание развивающих игрушек.
Однако не будем заниматься идеализацией, в народной педагогике прошлого были и очевидные слабые моменты: стабильность подчас оборачивалась консервативностью, здравый смысл - предрассудками, санкции - жестокостью, разрядка - дикими оргиями и т. п.
Идея соборности. Идея соборности уходит своими корнями во времена древние, в дохристианскую Русь. Однако стержнем и основой русской соборности является православная вера. Митрополит Иларион и его «Слово о Законе и благодати», Сергий Радонежский, его жизнь и
деяния. Истоками соборности стали так же крестьянская община, артели и другие социально-исторические институты, возникавшие в Отечестве. В XVI-XVII вв. в России для совета и принятия решения по важнейшим государственным делам проходило собрание светских и духовных чинов - Собор.
По авторитетному мнению Митрополита Иоанна, русская соборность, «собранность» вокруг церкви, сознание духовной общности народа, общее служение, общий долг - понятия одного ряда. Истоки их - в стремлении к христианской святыне как к национальному идеалу. «Соборность - это единство народа в исполнении христианского долга и самопожертвовании, в стремлении посильно приблизиться к Богу, «обожиться», «освятиться», воплотить в себе нравственный идеал Православия».
Соборность, по В.И. Далю, - сносить, свозить, сзывать в одно место, стаскивать и соединять, совокуплять, приобщать одно к другому, скоплять.
С.Н. Булгаков связывает особое состояние души - соборность - с инстинктом национальности, который в процессе сознания переживается как некоторое глубинное, мистическое влечение к своему народу, что в конечном итоге рождает «крылья души». Соборность, по С.Н. Булгакову, - натуральное единство, нахождение себя в единстве с другими; переживание соборности - реальный выход из себя; «всякое чувство соборности человек переживает как некоторый эротический пафос, как любовь, которая дает любящему особое ясновидение относительно любимого. ... И то, что происходит в индивидуальной любви, бывает и с любовью к родине, из которой и родится вера в национальное призвание».
И.О. Лосский утверждал, что «соборность означает сочетание свободы и единства многих людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолютным ценностям».
Современный исследователь данного феномена Е.С. Троицкий убежден в том, что соборность является одним из главных понятий русской философии, православного богословия, нашего национального идеала - Русской идеи; соборность объединяет комплекс многообраз-
ных взаимосвязей и отношений: человек - нация, человек - природа, человек - личное «Я».
Он подчеркивает двуединую природу нашей соборности: «...полюбовное единство плюс свобода - проистекает на исторически сложившейся двойственной сущности социальных компонентов русской национальной психологии. Это очень ценные черты нашего национального характера, во-первых; вызванные к жизни общиной, артелью коллективизм, взаимопомощь и солидарность. Во-первых, особенности, генетически восходящие к свойственному нам подвижничеству и предприимчивости».
Как видим, идея соборности рождается из особого понимания и предназначения человека и национального дома, поэтому эта идея как бы скрепляет две предыдущие, являясь их венцом.
Что означает соборность для образования? Единение множества «Я», жизнедеятельность которых сосредоточена в образовании; единение вокруг общего дела, для достижения главного смысла и предназначения системы - сохранения единства индивидуального, коллективного и общественного: каждый сохраняет свою самоценность, свое «Я», остается самим собою, вносит в совместную жизнедеятельность свое личное, персональное, обогащает ее.
Соборность для образования - это взаимное духовное, душевное обогащение как условие успешного функционирования и развития каждого индивида, каждого субъекта, каждого человека.
В качестве заключения. Триединство самодостаточно для понимания феномена образования. Триединство как фактор развития образования можно увидеть в научно-педагогических школах современной России.
Сосредоточение безусловных ценностей историко-культурного наследия обнаруживается в научно-педагогических школах России. Концентрированная реализация наследия происходит в жизнедеятельности научной школы. Сами научно-педагогические школы рассматриваются как явление образовательное, просветительное, учительное, воспитательное, фундаментальное, глобальное, как историко-культурное, духовное наследие.
Понятие «школа» из лексики педагогического знания. Школа в науке - явление педагогичес-
кое. Известные признаки научной школы позволяют выделить те из них, которые подчёркивают педагогическую направленность. Так, например, большинство называют лидера - наставника - учителя; указывают на то, что школа занимается обучением, воспроизводством молодых учёных, в процессе которого устанавливаются определённые общение и отношения. К этому следует добавить, что в школе устанавливаются определённые связи между учителем и учениками, между участниками научного сообщества; происходит передача и приобретение соответствующего опыта, системы знаний, овладение методами изучения образования. Вот почему в последние годы широко используется термин «научно-педагогическая школа».
Научно-педагогическая школа - историко-культурный и социально-педагогический феномен, который призван решать комплекс задач научной деятельности по совершенствованию системы образования в их единстве и взаимообусловленности; обеспечить профессиональное воспитание нового поколения научно-педагогических кадров - носителей общей и профессиональной культуры. Смысл, цель, конечный результат научно-педагогической школы - развивающийся человек, проявляющий готовность наряду с получением новых знаний, участвовать в «производстве» научно-педагогической культуры в следующих поколениях системы образования.
Наши размышления об опыте создания, функционирования и развития научно-педагогических школ позволяют утверждать: настоящая школа есть среда, понимаемая как местные, исторические, культурные, социальные, духовные, профессиональные, материальные и др. условия, в которых учёный - будущий учёный, преподаватель - будущий преподаватель живёт, интеллектуально трудится, общается, выстраивает отношения, т. е. реализует свою жизнедеятельность. Более полно и конкретно: научно-педагогическая школа есть культурно-образовательная среда как средоточие феноменов культуры (интеллектуальный труд, ритуал, обряд, творчество, наука, общение, отношение); системы непрерывного педагогического образования, сущностью которой является социальная ситуация развития учё-
205
ного-будущего учёного, преподавателя-будущего преподавателя; традиций и инноваций.
Содержание деятельности научно-педагогических школ самодостаточно описывается через триединство исследовательских задач.
Владимир Сергеевич Ильин - целостность человека; целостность образования; целостность профессионально-педагогической деятельности.
Зинаида Ивановна Васильева - нравственная сущность учащего и учащегося; нравственность образования; нравственность профессионально-педагогической деятельности.
Виталий Александрович Сластенин - триады непрерывного педагогического образования (НПО: тело - душа - дух учителя; теория - методология - практика; цель - содержание - технология; довузовский - вузовский - послевузовский этапы).
Педагогика - гуманитарная наука о Человеке и его образовании - располагает достаточным потенциалом для спокойного, бесконфликтного совершенствования отечественного образования, соединяя позвонки традиций и инноваций.
Для этого нам, всем вместе, необходимо пройти через сознательно исковерканные понятия, извращенные замыслы, изощренную ложь к забытым или забываемым словам русского языка, имеющим сакральное значение для всего общества, будущего отечества, ибо эти слова про вековечные ценности нашего образования.
P.S.: Статья была написана и сдана в редакцию, после чего появились в СМИ материалы международной общественной организации «Всемирный Русский Народный Собор (ВРНС)».
XV Всемирный Русский Народный Собор проходил 25-26 мая 2011 года в Храме Христа Спасителя с обсуждением чрезвычайно важной и ответственной темы: «Базисные ценности -основа общенациональной идентичности». 26 мая по результатам дискуссии Собор принял итоговый документ.
«Вера. Вера в Бога, забота о сохранении религиозных традиций народов, воплощение этих традиций в делах. Верность убеждениям и нравственно обоснованным жизненным принципам, в том числе у нерелигиозных людей.
Справедливость, понимаемая как политическое и социальное равноправие, справедливое
распределение плодов труда, достойное вознаграждение и справедливое наказание, должное место каждого человека в обществе, а нации в системе международных отношений.
Мир (гражданский, межнациональный, межрелигиозный) - мирное разрешение конфликтов и противоречий в обществе, братство народов, взаимное уважение культурных, национальных, религиозных особенностей, неконф-ронтационное ведение политических и исторических дискуссий.
Свобода. Личная свобода, ограниченная личной нравственной ответственностью. Ее раскрытие в служении ближним и Отечеству. Самостоятельность, независимость, самобытность народа.
Единство разных национальностей, социальных слоев, политических и мировоззренческих групп в работе на благо страны и всех живущих в ней людей. Взаимообщение разнообразных культур. Гармоничное сочетание духовных устремлений и материальных интересов личности и общества.
Нравственность - личная и общественная. Верность неизменным нравственным нормам как залог благополучия человека и общества. Приоритетная поддержка обществом и государством добросовестного поведения, как в личной жизни, так и в жизни общества и государства. Жизнеспособные государство и общество не могут быть нравственно нейтральными.
Достоинство. Признание уникальной ценности каждого человека. Нравственное умение отличать достойное от недостойного.
Честность как критерий личной и общественной морали. Совестливость, следование нравственному началу в душе как образ жизни.
Патриотизм. Любовь к Отечеству и народу, к родной земле, к ее культуре, уважение к ее истории, к свершениям прежних поколений. Общенациональное самосознание. Готовность трудиться ради Родины.
Солидарность - способность разделить с другим бремя его забот, его трудности, его болезни, его скорби. Общенациональная солидарность как сила, связывающая народ, обеспечивающая единство нации, ее целостность, ее жизнеспособность.
206
Милосердие - деятельное сострадание к ближним, помощь людям, нуждающимся в духовной, социальной и иной поддержке.
Семья как союз мужчины и женщины, в которой воспитываются дети. Любовь и верность. Забота о младших и старших. Поддержка семьи через социальную политику, образование и культуру.
Культура и национальные традиции. Уважение к наследию предков, открытость и уважение к культуре и взглядам других. Забота о культуре общения, чистоте русского языка и других языков Русского мира.
Благо человека. Духовное и материальное благополучие человека как основной приоритет социального развития. Соблюдение прав и свобод человека.
Трудолюбие - деятельное стремление к благу общества и ближнего. Неприятие коррупции, коммерциализации человеческих отношений, паразитического и эгоистического образа жизни.
Самоограничение и жертвенность - отказ от потребительского отношения к ближним и к окружающему миру. Способность жертвовать личным ради блага Отечества и народа» [9].
На соборе был особо представлен взгляд ответственного секретаря Патриаршего совета «Экономика и этика» П.А. Шашкина под примечательным названием «Триада XXI века».
«Вера - приоритет духовного над материальным, идеал самоотвержения личности ради общего блага при безусловном уважении неотъемлемых прав и свобод человека. Верность высшей правде и вечным нравственным нормам как основа общенациональной идентичности.
Родина - приоритет стратегического государственного и общественного интереса над частным, конъюнктурным интересом. Идеал жертвенного служения ближним и своей стране. Ведущая социальная и политическая роль государства как воплощения народного суверенитета.
Свобода - утверждение прав и личного достоинства человека в неотъемлемой связке с его
нравственноИ ответственностью перед Богом и обществом. Развитие гражданского общества как залог развития личности и установления соци-альноИ справедливости»[10].
30 мая 2011 года в Санкт-Петербурге на заседании Священного Синода было заслушано сообщение СвятеИшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, главы ВРНС, о проведении в Москве 25-26 мая с.г. XV Всемирного Русского Народного Собора. СвященныИ Синод отметил высокиИ организационныИ уровень форума, постановил принять к сведению Соборное слово XV ВРНС и документ «Базисные ценности - основа общенациональноИ идентичности», указал на важность его популяризации и широкого обсуждения с представителями государства и общества.
Дело за мирянами, а в особенности за теми, кто служит Отечеству в образовании.
Примечания:
1. Гладкий, Ю.Н. Гуманитарная география. Научная экспликация / Ю.Н. ГладкиИ. - СПб, 2010. -С.605.
2. Там же. - С. 615.
3. Казинцев, А. Возвращение масс. Дневник современника / А. Казинцев. - М.: «Наш современник», 2010.- С. 23-24.
4. Страхов, Н.Н. Критическая статья об И.С. Тургеневе и Л.Н. Толстом / Н.Н. Страхов. - СПб., 1885.- С. 484.
5. Сластенин, В.А. Педагогическое образование: вызовы XXI века / В.А. Сластенин. - М., 2010. -С. 5-6.
6. Гагаев, А.А. О педагогически значимых концептах в сознании воспитанника современноИ школы / А.А. Гагаев, П.А. Гагаев // Берегиня.777. -Сова. - 2009. - №1. - С. 157-162.
7. Шуртаков, Семен. Любил ли Бог Троицу? / Семен Шуртаков // Роман-журнал XXI век. - 2009. -№12. - С. 110-112.
8. Подробно см.: Белозерцев, Е.П. Образование: историко-культурныИ феномен. Курс лекциИ / Е.П. Белозерцев. - СПб, 2004. Здесь раскроем смысл трех единств - константы, ценности, идеи.
9. http: //www.patriarhia.ru
10. http: //www.patriarhia.ru
207