Научная статья на тему 'Формирование нравственной составляющей глобально ориентированного мировоззрения личности в современном образовательном процессе'

Формирование нравственной составляющей глобально ориентированного мировоззрения личности в современном образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / ГЛОБАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / MODERN EDUCATIONAL PROCESS / НРАВСТВЕННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ГЛОБАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ / MORAL COMPONENT GLOBALLY FOCUSED PERSONALITY'S WORLD VIEW / ЭТИКА ФИЛОСОФИИ И ПЕДАГОГИКИ КОСМИЗМА / ETHICS OF PHILOSOPHY AND PEDAGOGY OF COSMISM / GLOBALLY FOCUSED PERSONALITY'S WORLD VIEW

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарасенко Надежда Григорьевна, Балабанова Галина Анатольевна

В статье акцентируется внимание на феномене глобализации как тенденции развития современной цивилизации и необходимости культивирования соответствующего мировоззрения личности. Обосновывается актуальность проблемы формирования нравственной составляющей глобально ориентированного мировоззрения личности для современной системы образования. Авторы аргументируют точку зрения, в соответствии с которой в качестве методологической основы нового типа мировоззрения способны выступить философия и педагогика космизма. В результате рассмотрения этики философии и педагогики космизма характеризуются цель, содержание и технология формирования нравственной составляющей глобально ориентированного мировоззрения личности в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тарасенко Надежда Григорьевна, Балабанова Галина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование нравственной составляющей глобально ориентированного мировоззрения личности в современном образовательном процессе»

PEDAGOGICAL SCIENCES

Moral component's shaping of globally focused personality's world view in modern educational process Tarassenko N.1, Balabanova G.2 (Russian Federation) Формирование нравственной составляющей глобально ориентированного мировоззрения личности в современном образовательном процессе Тарасенко Н. Г.1, Балабанова Г. А.2 (Российская Федерация)

'Тарасенко Надежда Григорьевна / Tarassenko Nadezhda — кандидат педагогических наук, доцент;

2Балабанова Галина Анатольевна / Balabanova Galina—старший научный сотрудник, Центр педагогики М. Монтессори, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород

Аннотация: в статье акцентируется внимание на феномене глобализации как тенденции развития современной цивилизации и необходимости культивирования соответствующего мировоззрения личности. Обосновывается актуальность проблемы формирования нравственной составляющей глобально ориентированного мировоззрения личности для современной системы образования. Авторы аргументируют точку зрения, в соответствии с которой в качестве методологической основы нового типа мировоззрения способны выступить философия и педагогика космизма. В результате рассмотрения этики философии и педагогики космизма характеризуются цель, содержание и технология формирования нравственной составляющей глобально ориентированного мировоззрения личности в образовательном процессе.

Abstract: in the article the attention is focused on a globalization phenomenon as tendencies of modern civilization's development and on necessity of shaping corresponding personality's world view. The urgency of the problem of moral component of globally focused personality's world view for the modern educational system is proved in the article. The authors argue that philosophy and pedagogy of cosmism may form methodological basis of the new type world view. Philosophical and pedagogical ethics of cosmism is considered and the purpose, the maintenance and technology of the educational process aimed at shaping of moral component of globally focused personality's world views is characterized.

Ключевые слова: глобализация, глобально ориентированное мировоззрение личности, современный образовательный процесс, нравственная составляющая глобально ориентированного мировоззрения личности, этика философии и педагогики космизма.

Keywords: globalization, globally focused personality's world view, modern educational process, moral component globallyfocused personality's world view, ethics ofphilosophy and pedagogy of cosmism.

В силу своей социальной значимости проблема мировоззрения занимает центральное место в педагогической науке и практике. Поиск подходов к её разрешению основывается, прежде всего, на том, что мировоззрение является исторической категорией, и её ценностно-смысловое наполнение обусловливается сущностными характеристиками и тенденциями определённого этапа развития человечества.

В соответствии с научно-философскими исследованиями (У. Бек, Э. Валлерстайн, А. Гидденс, Р. Робертсон, Х. А. Барлыбаев, А. С. Панарин, М. А. Мунтян, А. Д. Урсул, А. И. Уткин и др.), главной характеристикой цивилизационного развития начала третьего тысячелетия является глобализация, которая представляет собой объективный и неизбежный исторический процесс. Глобализация характеризуется как новый тип и новое качество взаимосвязанности и взаимозависимости человечества. В условиях глобализирующегося мира происходят существенные преобразования во всех сферах жизнедеятельности человечества. Процесс глобализации оказывает влияние на духовный мир человека, на формирование в структуре мировоззрения личности системы ценностей и нравственных позиций.

В общефилософском плане процесс глобализации трактуется как процесс становления единого взаимосвязанного мира, процесс единения человечества в планетарном масштабе. Система образования нашей страны, отражая общенациональные интересы, учитывает общие тенденции мирового развития. Фактором особой значимости в определении пути развития цивилизации выступает качество мировоззрения современного человека. Поскольку глобальность является объективной, общепризнанной и приоритетной по степени значимости характеристикой современного этапа планетарной эволюции, то в настоящее время перед системой образования в качестве актуальной задачи выступает необходимость разрешения проблемы глобализации сознания человека,

формирования у него нового глобально ориентированного мировоззрения. Система образования со всей очевидностью выступает в качестве приоритетного фактора преобразования цивилизации.

Согласно выводам современных учёных (М. П. Арутюнян, Х. А. Барлыбаев, Э. В. Гирусов, Г. В. Номеровская, А. Л. Пастухов, А. Л. Романович, А. Д. Урсул и др.), глобализация является конституирующей моделью современного мировоззрения. Как сложное общественное явление глобализация представляет собой единство объективного и субъективного. С объективной стороны происходит глобализация земных связей человека. С субъективной - процесс принятия человеком реальности объективной взаимозависимости людей. А. Л. Пастухов рассматривает глобализацию как «мировоззренческий феномен, выражающий процесс роста личностной причастности человека к событиям взаимосвязанного, взаимозависимого мира» [1, с. 8].

Современный процесс глобализации сопряжён с появлением глобальных проблем и поразившим общество духовным кризисом. Это те факторы, которые актуализируют необходимость глобализации мировоззрения личности. По мнению зарубежных и отечественных учёных (Ж. Аттали, А. Тоффлера,

A. Швейцера, А. А. Гусейнова, В. С. Стёпина и др.), разрешение глобальных проблем и социальных противоречий требует совершенствования сознания человека, становления его в качестве одухотворяющего субъекта человеческого общества и природы, воспринимаемых им как единое целое. Согласно выводам исследователей, направленность и характер глобальных процессов, прежде всего, будут зависеть от нравственной зрелости личности.

Мировоззрение является ядром общественного и индивидуального сознания. Определяя характер отношений в системе «Человек - Мир», оно обусловливает направленность жизнедеятельности отдельной личности, направленность развития той или иной человеческой общности, человечества как планетарного сообщества.

В настоящее время идёт напряженный поиск мировоззренческого идеала, духовных ориентиров и ценностей глобализирующегося мира, путей достижения единства человеческого сообщества. В рамках исследования духовно-нравственных основ гуманистического варианта глобализации М. Л. Титаренко характеризует глобальную цивилизацию как совокупный, обобщенный мировой опыт взаимоотношений человека, общества и природы, являющийся основой международных, межцивилизационных, межкультурных и межэтнических связей, сотрудничества, взаимодействия и взаимовлияния. По утверждению учёного, «к этому опыту, как источнику жизни, силы, одухотворённости, к кладезю истории могут и должны припадать все» [2, с. 9].

Разрешение проблемы формирования глобально-ориентированного мировоззрения личности предполагает поиск соответствующей методологической основы. Особая роль в культивировании мировоззрения человека принадлежит системе образования. Методологической базой разрешения проблемы мировоззрения в педагогическом процессе служит соответствующая особенностям того или иного исторического этапа научно-философская основа.

Согласно выводам современных учёных (Э. Ласло, А. Печчеи, Э. В. Гирусов, Н. М. Мамедов, Н. Н. Моисеев, Е. В. Никанорова, А. Д. Урсул, И. Т. Фролов и др.), новое мировоззрение должно быть созвучно гуманистическому варианту глобализации. Его необходимо строить на общечеловеческих ценностях, в которых представлены интересы и духовные устремления всех культур и народов мира.

С точки зрения исследователей (Э. В. Гирусов, В. П. Казначеев, В. В. Казютинский, Р. С. Карпинская, О. Д. Куракина, Ю. В. Олейников, А. И. Субетто, В. Н. Сагатовский и др.), глобальность и ярко выраженная гуманистическая направленность характеризуют такое направление философии, как мировой космизм. В плеяду русских философов-космистов входят Н. А. Бердяев, В. С. Соловьев, Н. Ф. Федоров,

B. И. Вернадский, К. Э. Циолковский, Н. А. Умов, Н. Г. Холодный, А. Л. Чижевский, и др. К числу зарубежных представителей философии космизма следует отнести Анри-Луи Бергсона, Джеймса Дана, Тейяра де Шардена, Эдуарда Леруа и др. По мнению исследователей, развитие глобальных идей космизма может способствовать преодолению современного духовного кризиса.

Космизм представляет собой специфическое мировосприятие, заключающееся в осознании единства всего человечества, целесообразная деятельность которого осуществляется в общепланетарных масштабах и выходит за рамки Земли в космическое пространство. В философии космизма идеал связи человека с обществом, природой Земли и Космоса перекликается с современными научно-философскими идеями о коэволюции. Мировой космизм является тем направлением, в рамках которого были исследованы важнейшие проблемы человечества, спрогнозированы возможные варианты его дальнейшего развития. Представление философов-космистов о достижении этого идеала созвучно концепциям современной глобалистики.

По мнению Л. В. Суслова, русский космизм являет собой «уникальный тип мировосприятия, выражающийся идеей всеединства всего сущего с Вселенной, гармонией человека и Космоса, а также необходимостью продолжения продуктивных функций сознания в целях достижения бессмертия человека и человечества» [3, с. 4]. Философия космизма открыла новые мировоззренческие горизонты. В её

73

содержании заложено глубокое осмысление исторических перспектив человеческой цивилизации в общепланетарных и космических масштабах.

Глобальные идеи философов-космистов нашли своё отражение и дальнейшее развитие в творчестве представителей отечественной и зарубежной педагогики конца XIX первой половины XX веков (К. Н. Вентцель, М. Монтессори). В соответствии с выводами представителей педагогики космизма, в процессе воспитания огромное значение имеет развитие в каждом конкретном человеке гармонии как внутри самого себя, так и гармонии с человечеством, миром живой и неживой природы планеты Земля и неживой природы Космоса.

Сущностью мировоззрения личности является его нравственная составляющая. В философии и педагогике космизма приоритетное значение имеет нравственно-аксиологический аспект мировоззрения. Философы-космисты соотносят образование с формированием духовно-нравственной целостности личности. Иными словами, взгляды представителей этого направления знаний феноменологически ориентированы. Феноменологический подход к формированию в образовательном процессе мировоззрения личности предполагает его этическое, смысложизненное измерение. Этот подход нацелен на исследование смысловой данности мира.

Этика философии и педагогики космизма ориентирует человека на высшее духовное единство с Миром. Философы-космисты придают большое значение образованию, полагая космическую этику в качестве основания воспитания у человека ответственности за весь космический порядок жизни. Этика философии космизма соотносится с современной концепцией миропорядка, которая предполагает возрождение гуманных ценностей человечества, установление всеобщего мира.

Нравственное воспитание является принципиально значимой составляющей космической педагогики. В космической педагогике точкой отсчета в формировании нравственной составляющей мировоззрения личности является осознание ею своего места и предназначения в мире, понимание смысла существования отдельного человека и человечества в целом в контексте идеи эволюции Вселенной.

В соответствии с этикой философии и педагогики космизма в качестве условия успешного материального прогресса выступает нравственное совершенствование человечества. Согласно положениям космической педагогики К. Н. Вентцеля, нравственность существует на трех уровнях: личность -человечество - Вселенная. Она носит всепронизывающий и всеохватывающий характер: все отношения людей до межконтинентальных проникнуты нравственными принципами, подвержены нравственной оценке. По Вентцелю, нравственная регуляция отношений в системе «человек - Мир» должна осуществляться посредством ориентации человека на идеалы гуманизма, категории добра и справедливости.

В плане формирования нового типа мировоззрения личности современные исследователи (Н. В. Сагатовский, А. И. Субетто, В. Н. Финогенов, В. Н. Исакова и др.) указывают на особую методологическую значимость тех идей философии космизма, которые имеют статус глобальных. К их числу относятся идея единства мира, идея единства человека и Космоса, идея активной эволюции, идея ноосферы.

В контексте глобальных идей представителями космизма исследуются проблемы иерархии ценностей и смысла жизни. Смысл существования человека связывается с повышением его статуса как сотрудника и сотворца космической жизни. Реализация в системе образования глобальных идей философии и педагогики космизма предполагает ориентацию образовательного процесса на новые смыслы, в соответствии с которыми человек в сферу своих ближайших духовных интересов включает состояние человечества, планеты Земля и Космоса, берет на себя моральную ответственность за обеспечение устойчивого развития земной цивилизации.

Осознание важности нравственного смысла эволюции человека является целеполагающим в философском и педагогическом направлении космизма. Смысл жизни понимается как беспредельное познание, совершенствование и служение общему благу. Нравственная составляющая мировоззрения личности предстаёт ресурсом развития человечества как планетарной общности.

В соответствии с этикой космизма, нравственная составляющая мировоззрения личности сопряжена с понятием «любовь», в котором находит своё выражение единство Мира.

Любовь в представлениях космистов - это онтологический акт, нацеленный на единство мира. В понимании Тейяра де Шардена любовь выступает универсальной движущей космической силой. По В. С. Соловьёву, любовное взаимодействие (сигизия) должно объять отношение индивида к большему, чем он сам, целому: к народу, обществу, человечеству и, наконец, ко всей Вселенной. «Установление истинного любовного... отношения человека не только к его социальной, но и к его природной и всемирной среде, -считает философ, - эта цель сама по себе ясна» [4, с. 109].

В концепции антропокосмизма В. И. Вернадского этический идеал бытия всего человечества и отдельного человека выражен идеей ноосферы. Идея ноосферы раскрывает духовно-материальное единство мироздания и в контексте этого единства выявляет цели и смысл существования человечества. Ноосфера как идеальный проект развития цивилизации ориентирует человека на достижение гармонии в системе

74

«Человек - Общество - Природа». Созидание ноосферы зависит от внутреннего мира человека, от уровня его совершенства. Для личности, мировоззрение которой ориентировано на достижение ноосферы как идеальный проект развития цивилизации, единство мироздания является основополагающей ценностью.

В концепции ноосферы В. И. Вернадский развивает идею о неразрывной связи человека и Космоса как достраивания природного духовным и последующем развитии природного под влиянием духовного. В соответствии с этой идеей важнейшим условием формирования ноосферы является духовно-нравственное совершенствование человека и одухотворение всей его деятельности. По Вернадскому, приближение к ноосферному идеалу требует от человека научиться мыслить и действовать «не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств или союзов, но и в планетарном аспекте» [5, с. 35]. По Вернадскому, становление ноосферной цивилизации предполагает ориентацию образовательного процесса на ноосферные общечеловеческие ценности. В системе образования В. И. Вернадский видит важный фактор «сознательного направления организованности ноосферы» [6, с. 155].

В современном научно-философском знании (Л. И. Плотникова, Н. П. Пищулин, Г. С. Смирнов, А. Д. Урсул и др.) ноосфера трактуется как идеальный проект социоприродной и социальной гармонии, управляемой человеческим разумом. Авторы указывают на объективную необходимость формирования ноосферного сознания личности как духовно-нравственной основы единения человечества. Ноосферное мировоззрение рассматривается как механизм перехода к устойчивому развитию человечества. Личность, обладающая ноосферным мировоззрением, осознаёт своё неразрывное единство со всем человечеством как планетарным образованием, с природой Земли и Космоса, нацеливает свою жизнь на содействие гармоничному единству в системе «человек - общество - природа Земли и Космоса». Главным критерием единства человека с Миром выступает экологический и нравственный императивы.

В философии космизма в качестве экологической ниши человечества рассматривается всё естество, всё сущее, Вселенная в многообразии её форм - и земная природа, и внеземное пространство. Глубинным основанием экологической этики космизма является благоговение человека перед гармонией жизни.

Представители космизма характеризуют современные им взаимоотношения человека и природы как дисгармоничные и осуществляют поиск возможных путей восстановления экологического равновесия. У философов и педагогов-космистов чётко выражена идея преобразующего гуманистического отношения человека к природе Земли и Космоса. Они полагают, что человек должен привносить в природу нравственное начало и нести нравственную ответственность за сохранение её гармонии. В. И. Вернадский определял ноосферу как закономерный этап социально-экологического развития человеческой цивилизации.

Размышления Марии Монтессори над проблемами экологии составляют органичную часть ее «космической теории» и свидетельствуют о том, что взгляд автора на Мир охватывает не только масштабы Земли, а обращен ко всему Универсуму. Суть экологически ориентированного сознания итальянский педагог видит в построении человеком своей жизнедеятельности на основе законов, гармонизирующих отношения в системе «Человек - Природа - Цивилизация».

К. Н. Вентцель отмечает родство идеи Космоса и идеи Природы. По Вентцелю, «Космос - та же природа, только взятая во всей ее целостности» [7, с. 162]. «Ребенок, - пишет К. Н. Вентцель, - сначала охватит сознанием знакомый уголок природы, почувствовав себя его частью, затем осознает себя как единое целое с Землей как планетой, всем Космосом» [Там же]. В соответствии с воззрениями педагога, непосредственное восприятие природы является одним из самых мощных стимулов развития чувства единства и цельности с Мирозданием, а также осознания ответственности за свои поступки по отношению к природе окружающего мира.

Воззрения представителей космизма созвучны выводам современных учёных. Так, например, Н. Н. Моисеев убеждён в том, что «общество не может выжить без знаний того дома, в котором оно живет, то есть без знаний об окружающем мире. Но они теряют всякий смысл, если общество не в состоянии согласовать свое поведение с законами этого мира и их следствиями» [8, с. 5].

В соответствии со взглядами философов и педагогов-космистов, космопланетарная организация жизни человечества не сможет осуществиться без кардинального изменения в социальной сфере. В этом направлении философско-педагогических знаний разрабатывается идея единства человечества. Для представителей космизма характерно осознание общности человеческого рода и его исторических судеб. Философия и педагогика космизма предполагают осознание своего неразрывного единства со всем человечеством. Этика космизма - это этика солидарности и взаимопомощи. Положение о единстве общества и личности в космизме обусловливает важность осознания историческим субъектом необходимости культивирования в себе чувства солидарности и достижения общественного единства.

Для В. С. Соловьева, человечество как единое существо было осуществлением заложенного в человеке стремления к соборности. Соборность трактуется философом как стремление человека к собиранию, собранности организма как целого в его единстве. По Соловьёву, соборность представляет собой естественный процесс объединения как собирания духа, не подразумевающий какого-то насильственного

75

вмешательства. Соборность основывается на процессе культурного синтеза на основе общих проблем и целей человечества, его общей судьбы. Согласно Соловьёву, соборность предполагает слияние индивидуального и социального.

П. А. Флоренский понимает соборность как стремление людей к единству через нравственное совершенство. «Живя, - пишет он, - мы соборуемся сами с собой - и в пространстве, и во времени, как целостный организм собираемся воедино из отдельных взаимоисключающих - по закону тождества -элементов, частиц, клеток, душевных состояний и пр. Подобно мы собираемся в семью, в род, в народ и т. д., соборуясь до человечества и включая в единство человечности весь мир» [Цит. по 9, с. 24]. Согласно выводам современных исследователей, через термин «всеединство» и понятие «соборность» в философии космизма определяются гармоничные общественные отношения.

В философии и педагогике космизма вместе с осознанием единства человеческого существования утверждается идея мира как единственно достойной формы человеческого существования. К. Н. Вентцель акцентирует внимание на проблеме мирного сосуществования людей на планете Земля, необходимости устранения войн как средства разрешения конфликтов, поднимает проблему воспитания к миру. Как подчёркивает Б. Г. Корнетов, К. Н. Вентцель «ставит задачу воспитания Человека, способного усовершенствовать общество на принципах добра и справедливости» [10, с. 16].

По мнению Марии Монтессори, историческую тенденцию к социальному единению человечество должно принять как ценность и прилагать усилия к своему сближению. Согласно Монтессори, «новый гражданин нового Мира - это гражданин Универсума, который живет не только в рамках своей национальной идентичности, но и объединяется с представителями других государств «под единым флагом человечества» [11, с. 126]. В соответствии с положениями космизма, нравственная регуляция отношений в системе «человек - Мир» должна осуществляться посредством ориентации человека на идеалы гуманизма, категории добра и справедливости.

Рассмотрение этических основ философии и педагогики космизма свидетельствует об их актуальности в разрешении проблемы культивирования нравственной составляющей глобально ориентированного мировоззрения личности в современном образовательном процессе.

Разрешение данной проблемы нацеливает педагогический процесс на то, чтобы в качестве мировоззренческого идеала формировать у нового поколения стремление к достижению гармоничного взаимодействия с другим Человеком, Обществом, Человечеством как планетарной общностью, Природой, рассматриваемой в глобальных и космических масштабах. Формирование нравственной составляющей глобально ориентированного мировоззрения личности в контексте этики космизма предполагает реализацию в образовательном процессе идеи ноосферы, поскольку она являет собой проекцию единства Мира на цели и смысл существования всего человечества и отдельного человека.

В содержании образования, ориентированного на культивирование нравственной составляющей глобально ориентированного мировоззрения личности, в статусе доминанты должен выступать универсальный (Мировой) принцип гармонии. Данный принцип выражается в том, что фактором гармоничного существования Мира является сам человек, его мысли, действия и поступки по отношению к социуму, природе и самому себе.

Отбор содержания образования, на основе которого разрешается проблема формирования нравственной составляющей глобально ориентированного мировоззрения личности, необходимо нацелить на обеспечение понимания учащимися:

- Мира как метасистемы, составляющими которой является неживая природа Космоса, неживая природа планеты Земля, живая природа планеты Земля, социум и культура;

- человека как органичной созидающей части этой метасистемы, единства Макро и Микрокосмов;

- значимости социальной и социоприродной гармонии в масштабе космопланетарного пространства;

- сущности категорий Истина, Добро, Любовь, Справедливость, Добрая воля;

- необходимости в ориентации человека на общечеловеческие нравственные ценности, на мирное сосуществование человечества в космопланетарном пространстве;

- норм и способов мирного сосуществования в рамках планетарного человеческого сообщества;

- необходимости в экологически ориентированном ответственном отношении человека к неживой природе Космоса, живой природе планеты Земля, продуктам культуры, социуму и самому себе как составляющим Мира-Системы;

- необходимости осуществления человеком созидательной деятельности по преобразованию Мира и самого себя с целью разрешения глобальных проблем и обеспечения устойчивого развития планетарной цивилизации.

Эффективность технологий образовательного процесса, направленного на культивирование нравственной составляющей глобально ориентированного мировоззрения личности, выражается в формировании у учащихся установки:

- на образ жизни, содействующий приближению человечества к социальной и социоприродной гармонии;

- на реализацию принципа универсального гуманизма, лежащего в основе коэволюции человечества, природы планеты Земля и Космоса;

- на ноосферный вектор как условие устойчивого развития планетарной цивилизации.

Мы полагаем, что культивирование в образовательном процессе нравственной составляющей мировоззрения на положениях этики философии и педагогики космизма, будет содействовать тому, чтобы смысл жизни личности был сопряжён с обеспечением благополучия человечества, принятием на себя моральной ответственности за гармонизацию социальных и социоприродных отношений на планете Земля.

Литература

1. Пастухов А. Л. Глобализация в мировоззрении человека (онтогносеологический аспект) Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Челябинск, 2005. 23 с.

2. Титаренко М. Л. Россия: безопасность через сотрудничество. Восточно-азиатский вектор. М.: Памятники исторической мысли, 2003. 405 с.

3. Суслов Л. В. Нравственные основания русского космизма. Автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 1999. 22 с.

4. Соловьёв В. С. Смысл любви // Русский космизм. Антология философской мысли. М.: «Педагогика-Пресс», 1993. 368 с.

5. Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. 520 с.

6. Вернадский В. И. Биосфера / Биосфера и ноосфера. М.: Айрис-пресс, 2003. С. 32-183.

7. Вентцель К. Н. Свободное воспитание. Сб. избр. трудов. М.: АПО, 1993, С. 170.

8. Моисеев Н. Н. Кризис современного образования // Наука и жизнь, 1998. № 6. С. 2-8.

9. ГулыгаА. Русская идея и ее творцы, М.: Соратник, 1995. 306 c.

10. Корнетов Б. Г. Космическая педагогика К. Вентцеля / Б. Г. Корнетов, М. В.Богуславский // Свободное воспитание: пед. Альманах, 1993. Вып. 2., С. 14-19.

11. Grundgedanken der Montessori-Pädagogik. Hergst. Paul Oswald und Günter Schulz-Benesch. Freiburg 1996, 199 s.

Improving higher education using information technology Fargieva Z.1, Mal'sagov M.2, Agieva M.3, Agieva Z.4 (Russian Federation) Совершенствование высшего образования с использованием информационных технологий Фаргиева З. С.1, Мальсагов М. Х.2, Агиева М. Т.3, Агиева З. М.4 (Российская Федерация)

'Фаргиева Зульфия Султангиреевна / Fargieva Zulfiya — преподаватель; 2МальсаговМухарбекХасанович /MalsagovMuharbek - доцент, кандидат физико-математических наук; 3АгиеваМовлатхан Тугановна /AgievaMovlathan - доцент, кандидат технических наук, кафедра математики и ИВТ, физико-математический факультет; 4Агиева Зарина /Agieva Zarina - магистрант, технолого-педагогический факультет, Ингушский государственный университет, г. Магас

Аннотация: в статье рассмотрено, какую роль играют информационные технологии в образовании, какие образовательные технологии необходимо использовать для повышения качества образования. Какие средства ИКТ применяются в современной системе образования.

Abstract: the article considers the role played by information technologies in education, what educational technologies should be used to improve the quality of education. What ICT tools are used in the modern education system.

Ключевые слова: ИКТ, образование, интернет, информационные технологии. Keywords: ICT, education, Internet, information technology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.