Научная статья на тему 'Проблема формирования экологического мировоззрения личности в современном образовательном процессе'

Проблема формирования экологического мировоззрения личности в современном образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
912
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ОСВОЕНИЕ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ФИЛОСОФИЯ КОСМИЗМА / ПРИНЦИПЫ ОБРАЗОВАНИЯ / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / PERSONALITY’S ECOLOGICAL WORLD VIEW / GLOBALIZATION / OUTER SPACE DEVELOPMENT / EDUCATIONAL PROCESS / PHILOSOPHY OF COSMISM / EDUCATION PRINCIPLES / EDUCATION CONTENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарасенко Надежда Григорьевна

Процессы глобализации и освоения космического пространства рассматриваются как тенденции, актуализирующие проблему формирования экологического мировоззрения личности. Аргументируется целесообразность использования глобальных идей философии русского космизма в качестве методологической основы разрешения данной проблемы в образовательном процессе. Формулируются принципы формирования экологического мировоззрения личности, характеризуются особенности отбора соответствующего содержания образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тарасенко Надежда Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF SHAPING PERSONALITY’S ECOLOGICAL WORLD VIEW IN THE MODERN EDUCATIONAL PROCESS

The processes of globalization and outer space development are considered as the tendencies which make topical the problem of shaping ecological world view of a personality. The author gives the reasons for sensible use of global ideas of the Russian cosmic philosophy as the methodological basis for the solution of the given problem during educational process. In the paper the principles of shaping a personality’s ecological world view are formulated; the specific features of selection of the corresponding content of education are characterized.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования экологического мировоззрения личности в современном образовательном процессе»

УДК 113/119:13:14

Тарасенко Надежда Григорьевна

кандидат педагогических наук, доцент, директор Центра педагогики М. Монтессори Белгородского государственного национального исследовательского университета editor@hist-edy.ru

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Процессы глобализации и освоения космического пространства рассматриваются как тенденции, актуализирующие проблему формирования экологического мировоззрения личности. Аргументируется целесообразность использования глобальных идей философии русского космизма в качестве методологической основы разрешения данной проблемы в образовательном процессе. Формулируются принципы формирования экологического мировоззрения личности, характеризуются особенности отбора соответствующего содержания образования.

Ключевые слова: экологическое мировоззрение личности, глобализация, освоение космического пространства, образовательный процесс, философия космизма, принципы образования, содержание образования.

Tarasenko Nadezhda Grigoryevna

PhD in Pedagogy, Associate Professor, Director of M.Montessori Pedagogy Center of Belgorod State National Research University editor@hist-edy.ru

THE PROBLEM OF SHAPING PERSONALITY’S ECOLOGICAL WORLD VIEW IN THE MODERN EDUCATIONAL PROCESS

The processes of globalization and outer space development are considered as the tendencies which make topical the problem of shaping ecological world view of a personality. The author gives the reasons for sensible use of global ideas of the Russian cosmic philosophy as the methodological basis for the solution of the given problem during educational process. In the paper the principles of shaping a personality’s ecological world view are formulated; the specific features of selection of the corresponding content of education are characterized.

Key words: personality’s ecological world view, globalization, outer space development, educational process, philosophy of cosmism, education principles, education content.

Определяющей тенденцией развития человечества XXI в. является ярко выраженный процесс глобализации.

Современный процесс глобализации сопряжен с появлением глобальных проблем, к числу которых относится экологическая, представляющая собой угрозу существованию человечества как планетарному сообществу людей.

Главные причины возникновения глобальной экологической проблемы кроются в духовной культуре, состоянии мировоззрения личности. Именно мировоззрение определяет характер отношений человека к окружающему миру. Поразивший общество духовный кризис обусловливает необходимость дальнейшего исследования проблемы экологизации мировоззрения человека с целью наполнения его новым ценностно-смысловым содержанием. Экологизация мировоззрения предполагает проникновение в сознание человека экологических идей, понятий, стратегий и технологий взаимодействия с природой.

Наряду с глобализацией, важной особенностью жизнедеятельности современной цивилизации является интенсивное освоение космического пространства. Выход человека за пределы планеты Земля повлёк за собой значительное расширение сферы взаимодействия человека с природой, экологической ниши человечества до космопланетарных масштабов. В настоящее время околоземное космическое пространство рассматривается как глобальная составляющая природной среды, окружающей человека. В этой связи приходится говорить также о влиянии космической деятельности на околоземное космическое пространство (геокосмос), на геооболочки планеты Земля, искать пути минимизации экологического ущерба от космической деятельности человечества, формирования экологического мировоззрения.

Отмеченные нами характерные особенности развития современного человечества выступают факторами, актуализирующими проблему глобализации экологического мировоззрения личности, формирования у неё экологического космопланетарного мышления.

Разрешение этой проблемы является приоритетной задачей для современной педагогической науки и практики.

Исследование отмеченной проблемы в науке ведётся в контексте идей экологической философии и глобальной экологии. В литературе указывается на то, что, в основе экологической философии лежит идея единства человека и космоса, в ней утверждаются гармоничность и целостность природы [1]. Экологическая философия коррелирует с коэволюционной стратегией, ориен-

тированной на сотрудничество человечества с природой. Предметом глобальной экологии является изучение взаимоотношений человека и природы в планетарном масштабе [2]. Это направление экологии рассматривает экологические процессы и современные тенденции развития биосферы на глобальном уровне. Глобальная экология направляет свои усилия на координацию действий людей в масштабах всей планеты и урегулирование отношений человечества с окружающей средой с целью её сохранения.

Из сказанного следует, что в основе подхода к разрешению в образовательном процессе проблемы формирования адекватного вызовам времени экологического мировоззрения личности должны лежать синтетические глобальные идеи о единстве Мира, единстве человека с природой планеты Земля и Космоса, роли человека в обеспечении этого единства.

Современные исследователи (Ф.И. Гиренок, В.П. Казначеев, В.В. Казютинский, О.Д. Куракина, Н.Н. Моисеев, Ю.В. Олейников, А.А. Оносов, В.Н. Сагатовский, В.С. Степин, А.И Субетто, С.Г. Семенова А.Д. Урсул и др.) указывают на востребованность в современном научно-философском знании методологического потенциала философии космизма. Учёные находят целесообразным изучение и развитие социоприродных концепций русских космистов конца XIX - первой половины XX вв. (В.С. Соловьев, Н.Ф. Федоров, В.И. Вернадский, Э.К. Циолковский, А.Л. Чижевский, Н.Г. Холодный и др.). Актуальность этого направления философии объясняется тем, что философами-космистами была предпринята попытка осмысления тех проблем, которые в настоящее время приобрели статус глобальных.

Для представителей философии космизма характерно стремление осмыслить отношение человека к человеку, обществу и природе в глобальных и космических масштабах. Центральными идеями философии космизма являются идеи единства человека и космоса, космической природы человека, связи космических и земных процессов с сознанием, космического масштаба деятельности человека.

По мнению современных исследователей, использование глобальных идей философов-космистов в качестве методологической основы глобализации сознания современного человека представляет собой один из путей преодоления антропологического и экологического кризисов современности.

Фундаментальными категориями научных форм мировоззрения, в том числе и экологического, являются категории «мир», и «человек». Методологическое положение представителей философии космизма о единстве мироздания предполагает понимание целостности Мира в масштабах Вселенной. Природа в философии космизма понимается как весь окружающий человека Мир.

Главной проблематикой философии русского космизма является жизнь человечества в условиях Земли и Космоса. В качестве экологической среды существования человечества рассматривается всё сущее, Вселенная в многообразии её форм - земная природа и внеземное пространство.

Феномен жизни в философии космизма трактуется как космическое явление, органичная составляющая космопланетарной целостности, как естественный этап глобальной эволюции.

По словам русского ученого-космиста А.Л. Чижевского: «Жизнь... в значительно большей степени есть явление космическое, чем земное. Она создана воздействием творческой динамики Космоса на инертный материал Земли. Она живет динамикой этих сил, и каждое биение органического пульса согласовано с биением космического сердца - этой грандиозной совокупности туманностей, звезд, Солнца и планет» [3, с. 33]. Согласно Чижевскому, существует закономерная, неразрывная связь природы Земли и природы Солнца. А.Л. Чижевский указывает на то, что психическая, интеллектуальная, и социальная деятельность человека зависит от космических факторов.

«Биосфера, - по мнению В.И. Вернадского, - не может быть понята в явлениях, на ней происходящих, если будет упущена эта ее резко выступающая связь со строением всего космического механизма» [4, с. 14].

В соответствии с глобальными идеями философии космизма онтология мировоззрения кроется в системе отношений Мир - Человек, которые соотносятся как микро и макрокосмы. Философия космизма отражает представление о том, что существование человека на Земле - продукт деятельности всего Космоса, всей глобальной эволюции. Эволюция планеты Земля рассматривается представителями этого направления знания как единый космический, геологический, биогенный и антропогенный процесс. Согласно философии космизма, человек является биосферным, планетарным, солярным и космическим существом. Он обладает разумом и волей, является активным субъектом в системе «общество-природа». Космисты указывают на такую возможность человека как возможность свободного доопределения мира. При этом природа также играет роль действующего субъекта и воздействует на такой объект как человек.

Н.Г. Холодным разрабатывается концепция антропокосмизма. Антропокосмизм характеризуется учёным как новое миропонимание, отличное от антропоцентризма, где человек рассматривается в качестве центра мироздания и акцент делается на привилегированном положении человека в мире. Характеризуя основную идею антропокосмизма, Н.Г. Холодный пишет: «Человеческий микрокосм - органическая часть всего великого мирового целого, нераздельно с ним связанная и ему же обязанная своим существованием. Нет и не должно быть никаких границ между миром человека и всей остальной Вселенной, и поэтому нельзя противопоставлять их друг другу» [5, с. 199]. Все, что разъединяет человека и общество, человека и природу, Н.Г. Холодный относит к антропоцентрическим процессам (эгоизм, честолюбие, пессимизм, нетерпимость и т.п.), а все процессы, ведущие к единению человека с окружающей его социальной и природной средой, учёный характеризует как антропокосмические.

В соответствии с разработанной Н.Г. Холодным концепцией антропокосмизма необходимо восстановление естественных гармоничных взаимоотношений человека с природой в космопланетарном масштабе. По мнению ученого, «в антропокосмическом отношении к природе самое характерное - это постоянное ощущение человеком своей органической, неразрывной и действенной связи с ней, со всем космосом. Эта связь распространяется на все стороны человеческого существа и имеет двусторонний характер в том смысле, что человек, разнообразные и сложные воздействия со стороны окружающей природы, и сам в то же время может влиять и влияет на нее различными способами» [6, с. 338-339].

Ученые-космисты убеждены в том, что достижение гармонии в системе «общество-природа» связано с разумом человека. В творчестве философов-космистов человек предстаёт как мыслящая, активная, творческая, преобразующая часть Мира. Мировой порядок, имманентный космосу, включает человека как участника этого самоорганизующегося порядка.

Однако человек рассматривается ими как существо далеко несовершенное, но вместе с тем сознательно-творческое, призванное преобразовывать не только внешний мир, но и собственную природу. Представители космизма характеризуют современные им взаимоотношения человека и природы как дисгармоничные и осуществляют поиск возможных путей восстановления экологического равновесия.

Идеал представителей этого направления знания состоит в гармоничной связи человека с природой Земли и Космоса. Условием реализации избранного ими идеала является единение человечества в планетарную общность.

В.И. Вернадским выдвигается идея о ноосфере. Понятие ноосферы используется учёным для обозначения будущего этапа в развитии биосферы, перспективы экосоциального развития человечества. Учение о биосфере и превращении ее в ноосферу - сферу разума - открыло новую возможность осмысления и разрешения экологических проблем.

В контексте ноосферной идеи природу, человеческое общество, научную мысль и нормы нравственности следует рассматривать в их нерасторжимой целостности. Ноосферная идея воплощает в себе образ построения гармоничного Мира, системы «человек-природа-общество». В творчестве В.И. Вернадского ноосфера предстаёт как закономерный этап социальноэкологического развития человеческой цивилизации. Иными словами, речь идёт о ноосферном векторе развития цивилизации как условии её устойчивого развития.

В концепциях экосоциального развития философами-космистами сформулирован этический идеал, основу которого составляет положение о необходимости достижения всеобщей целостности и гармонии, заботливого отношения человека к природе планеты Земля и Космоса. Реализация этого идеала предполагает достижение такого уровня духовного развития личности, который выводит её на космопланетарный уровень ответственности.

Ответственность человека сопряжена с его свободой. Свобода выражается в возможности самостоятельного принятия решения, осуществления сознательных действий и поступков, основывающихся на доброй воле и направленных на сохранение социоприродной целостности в космопланетарных масштабах.

Изложенное подтверждает правомерность вывода современных исследователей о том, что теоретические воззрения философов-космистов соответствуют тенденциям развития современного экологического знания, и указывает на то, что эти воззрения могут служить методологическим базисом формирования экологического мировоззрения личности в условиях глобализирующегося мира.

С нашей точки зрения, разрешение проблемы глобализации экологического мировоззрения личности на основе идей философии космизма предполагает построение образовательного процесса в соответствии с принципами космопланетарного единства Мира, глобального эволюцио-

низма, антропокосмизма, ноосферогенеза, гуманизма, творческой активности, свободы, гармонии, универсальной ответственности. Принцип гармонии выражается в том, что фактором гармоничного существования Мира, является сам человек, его мысли, действия и поступки по отношению к социуму, природе и самому себе.

Единство глобальных мировоззренческих идей философии космизма как методологическая основа глобализации экологического мировоззрения личности обусловливает необходимость отбора содержания образования с позиций не только системности, но и холизма. Как известно, холистический метод постижения действительности основан на восприятии реальности как целостной системы, познании Мира в целом. На положения холизма следует ориентироваться как на подход, нацеленный на описание гармонии Мира в масштабах Вселенной.

Использование системного подхода и положений холизма при отборе содержания образования обусловливают опору на общенаучную картину Мира, включающую в себя системную научнофилософскую, естественнонаучную и гуманитарную картины мира.

Системная научно-философская картина отражает онтологическую целостность Мира. Она раскрывает всеобщий синтез объектов и явлений мировой субстанции, выявляет универсальные характеристики всего сущего, представляет собой универсальную модель Мира. Отбор содержания экологического образования на основе универсальной модели Мира нацелен на представление о единстве Мира как Метасистемы. Усвоение учащимися этого содержания образования обеспечивает понимание Мира как Системы Систем - органичной взаимосвязи и взаимозависимости в рамках единого целого неорганической природы Космоса, неорганической природы планеты Земля, биосферы, социума и культуры.

Единство естественно-экологического и гуманитарно-экологического компонентов содержания образования осуществляется на основе интеграции естественнонаучной и гуманитарной картин мира. Интеграцию в данном контексте следует рассматривать в качестве главного способа организации экологического содержания образования, осуществляемого в соответствии с мировоззренческо-методологическим положением о космопланетарном единстве Мира.

Естественно-экологическая составляющая содержания образования отражает картину экологического существования человека в биосфере и его сосуществование с неорганической природой планеты Земля и Космоса. В рамках этой составляющей биосфера выступает одновременно как земным, так и космическим объектом. Этот компонент содержания образования обусловливает определение учащимися места и роли во Вселенной как отдельного человека, так и всего человечества.

Социогуманитарная составляющая экологического содержания образования нацелена на становление нравственно-экологического и эстетико-экологического аспектов экологического мировоззрения. В контексте глобальных идей философии космизма она направлена на культивирование у личности новой системы ценностей, основанной на понимании жизни как космического явления. Суть этой составляющей экологического содержания образования выражается в положении о том, что на определенном этапе своего развития жизнь становится фактором космического масштаба, оказывающим не только позитивное, но и негативное влияние на существование планеты Земля и Космоса. Именно поэтому человек несёт универсальную ответственность за гармоничное сосуществование с космопланетарной средой.

В содержании образования должны найти отражение знания из космической экологии, геоэкологии и экобиологии, выступающие нравственно-экологическими ориентирами исполнения человеком своей миссии во Вселенной.

Применительно к отбору экологического содержания образования в контексте глобальных мировоззренческих идей космизма особое место занимает астрономия. Она объединяет все области знаний естественнонаучного и гуманитарного циклов. Интегративная картина Вселенной выступает для личности в качестве своеобразной схемы единства Мира, которая позволяет осознать космопланетарный статус биосферы, место человечества в миропорядке.

Экологические знания из области физики и химии помогают учащимся понять природу единства биосферы со всеми объектами и явлениями Земли и Космоса.

Геоэкологический аспект содержания образования должен опираться на результаты исследований тех учёных, которые предмет географии рассматривают как составляющую Универсума, неразрывно связанную со всеми другими его компонентами. Так, по мнению В.А. Шальнева, основой теоретических и методологических положений современной географии должны выступать глобалистика, синергетика и в целом - системология [7].

Автор вводит понятие «геоверсум». По характеристике В.А. Шальнева, геоверсум, как общий объект географии, представляет собой географическую действительность, часть планеты Земля,

сложную систему, возникшую и развивающуюся в пространственно-временных параметрах Космоса и Солнечной системы, но ограниченную от них средой своего геопространства, своей системой оборота энергии, вещества и информации.

Географическую оболочку Земли (или природную среду) А.Д. Потапов характеризует как «область сложного взаимопроникновения атмосферы, гидросферы, литосферы и биосферы, сложного взаимодействия проявляющихся в них земных и космических сил» [8, с. 77].

Биологическая составляющая экологического содержания образования призвана обеспечивать понимание тех космопланетарных процессов и явлений, которые лежат в основе возникновения и существования жизни на планете Земля. В содержание этой составляющей необходимо включение знаний: о живом как компоненте Универсума; о целостности биосферы и её роли в космопланетарной системе; о человечестве как компоненте живого на планете Земля; о роли и функциях человека как биосоциального, космопланетарного существе в биосфере и в процессе взаимодействия биосферы с остальной мировой субстанцией.

При обновлении экологического содержания образования следует ориентироваться на интегрирующую роль таких мировоззренческих универсалий как нообиогеосфера, нообиогеоценоз, но-осферная личность [9]. Смыслы этих универсалий в условиях процесса глобализации выступают для человека в качестве мировоззренческих ориентиров.

В эстетической составляющей экологического содержания образования важны знания о проявлении эстетических категорий «Красота», «Гармония», «Прекрасное» в природе планеты Земля и Космоса, в обществе, во внутреннем мире человека и в его отношениях со всеми составляющими Мира-Системы.

Таким образом, можно заключить, что образовательный процесс, который в своих целях, принципах, содержании и технологии опирается на глобальные идеи философии космизма как на методологическую основу, будет способен обеспечить эффективное разрешение проблемы формирования экологического мировоззрения личности в условиях глобализирующегося мира.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Данилова В.С., Кожевников Н.Н. Экологическая картина мира // Вестник Северо-Восточного федерального уни-

верситета им. М.К. Амосова. 2009. № 3. Т. 6.

2. Никаноров А.М., Хоружая Т.А. Глобальная экология. М., 2003.

3. Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. М., 1973.

4. Вернадский В.И. Биосфера. М., 1960.

5. Холодный Н.Г. Избранные труды. Киев, 1982.

6. Холодный Н.Г. Мысли натуралиста о природе и человеке // Русский космизм: Антология философской мысли.

М., 1993.

7. Шальнев В.А. История и методология общей географии. Ставрополь, 2000.

8. Потапов А.Д. Биология. М., 2000.

9. Данилова В.С. Основные закономерности формирования ноосферы. М., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.