УДК 113/119:13:14
Тарасенко Надежда Григорьевна
кандидат педагогических наук, доцент, директор Центра педагогики М. Монтессори Белгородского государственного национального исследовательского университета [email protected]
ЗНАЧЕНИЕ КОСМИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ К.Н. ВЕНТЦЕЛЯ И ИДЕИ М. МОНТЕССОРИ О «КОСМИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ»
В РАЗРЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Раскрываются основные положения космической педагогики К.Н. Вентцеля и идеи М. Монтессори о «космическом воспитании». Обосновывается положение об отражении и развитии глобальных гуманистических идей философов-космистов в творчестве этих представителей педагогики космизма. Делается вывод о том, что основные положения педагогики космизма К.Н. Вентцеля и идеи М. Монтессори о «космическом воспитании» составляют теоретикометодологическую основу формирования мировоззрения личности в условиях глобализирующегося мира.
Ключевые слова: мировоззрение личности, глобализация, философия космизма, педагогика космизма, теоретико-методологическая основа, космическая педагогика К.Н. Вентцеля, идея М. Монтессори о «космическом воспитании».
Феномен образовательного процесса подчинен принципу историзма. Из этого закономерно следует, что современная парадигма образования должна отражать кардинальные перемены в характере развития человечества начала XXI в. и быть нацелена на формирование личности, способной отвечать вызовам времени.
В соответствии с научно-философскими исследованиями (У. Бек, Х.А. Барлыбаев, А.С. Панарин, М.А. Мунтян, А.Д. Урсул, А.И. Уткин и др.) главной характеристикой цивилизационного развития последних десятилетий XX столетия и начала третьего тысячелетия является процесс глобализации. В общефилософском плане он трактуется как процесс становления единого взаимосвязанного мира, процесс единения человечества во всемирном масштабе.
Согласно выводам современных учёных (А.В. Миронов, М.В. Ильин, В.Л. Иноземцев, У.Т. Андерсон, Н.В. Загладин, М.Г. Делягин, A.П. Федотов, А.П. Бутенко и др.), с объективной стороны происходит глобализация земных связей человека, с субъективной осуществляется процесс принятия человеком реальности объективной взаимозависимости людей, установление личной причастности к
Tarasenko Nadezhda Grigoryevna
PhD in Pedagogics, Associate Professor, Director of M. Montessori Pedagogics Center of Belgorod State University [email protected]
SIGNIFICANCE OF K. VENTSEL’S COSMIC PEDAGOGICS AND M. MONTESSORI'S IDEA ABOUT «COSMIC EDUCATION» IN SOLVING THE PROBLEM OF PERSONALITY’S WORLD
VIEW FORMATION
The main theses of K. Ventsel’s cosmic pedagogics and M. Montessori's idea about «cosmic education» are presented in the article. The thesis about reflection and development of the global humanistic ideas of philosophy of cosmism representatives in their creative work is substantiated. The author comes to the conclusion, that the main theses of K. Ventsel’s cosmic pedagogics and M. Montessori's idea about «cosmic education» make the theoretical methodological basis for a personality’s world view formation in the context of the globalizing world.
Key words: personality’s world view, globalization, philosophy of cosmism, pedagogics of cosmism, theoretical methodological basis, K. Ventsel's cosmic pedagogics, M. Montessori's idea about «cosmic education».
этой глобальной взаимозависимости. Иными словами, с внешней глобализацией сопряжена внутренняя глобализация - глобализация в мировоззрении человека.
В соответствии с современными научнофилософскими представлениями (Х.А. Барлыбаев, Э.В. Гирусов, В.И. Данилов-Данильян, Г.В. Номеровская, А.Л. Пастухов, А.Л. Романович, А.Д. Урсул и др.) глобализацию правомерно рассматривать как мировоззренческий феномен, выражающий процесс роста личностной причастности человека к событиям взаимосвязанного, взаимозависимого мира. Глобализация выступает конституирующей моделью современного мировоззрения.
Система образования нашей страны, отражая общенациональные интересы, учитывает общие тенденции мирового развития. Поскольку глобальность является объективной, общепризнанной и приоритетной по степени значимости характеристикой современного этапа планетарной эволюции, в настоящее время перед системой образования в качестве приоритетной задачи выступает необходимость разрешения проблемы глобализации сознания человека, формирования у него нового типа мировоззрения.
Будучи ядром общественного и индивидуального сознания, мировоззрение определяет направленность развития той или иной человеческой общности, характер отношений с окружающим миром и направленность жизнедеятельности отдельной личности. От того, каковы будут новые отношения в системе «человек - мир», во многом зависит будущее человечества как планетарного сообщества.
Формирование системой образования мировоззрения личности в условиях глобализирующегося мира в первую очередь предполагает поиск педагогической наукой методологической основы мировоззрения нового типа. Разрешению этой задачи подчинено и наше исследование.
В качестве альтернативной реализующейся в настоящее время идеологии глобализации в отечественном и зарубежном научно-философском знании предлагается гуманизм (Э. Ласло, А. Печчеи, Э.В. Гирусов, Н.М. Мамедов, Н.Н. Моисеев, Е.В. Никанорова, А.Д. Урсул, И.Т. Фролов и др.).
Мировоззрение, созвучное альтернативному гуманистическому варианту глобализации, должно строиться на общечеловеческих ценностях, в которых представлены интересы и духовные устремления всех культур и народов мира, на системе взглядов, признающей ценность человека как личности, его право на свободное развитие и проявление своих способностей.
Глобальность и ярко выраженная гуманистическая направленность характеризуют такое направление философии как мировой космизм. В плеяду русских философов-космистов входят Н.А. Бердяев, B.C. Соловьев, Н.Ф. Федоров, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, Н.А. Умов, Н.Г. Холодный, А.Л. Чижевский и др. К числу зарубежных представителей философии космизма следует отнести А.-Л. Бергсона, Дж. Дана, Т. де Шардена, Э. Леруа и др. Концепции каждого из представителей космизма отличаются своеобразием взглядов. Однако единой платформой этого направления знания служит целостный подход к рассмотрению взаимоотношений в системе «человек - мир».
В соответствии с выводами современных авторов (Н.В. Башкова, Н.В. Исакова, И.Ю. Салмина, С.В. Терехов, Т.А. Феньвеш и др.) космизм представляет собой специфическое мировосприятие, заключающееся в осознании единства всего человечества, целесообразная деятельность которого осуществляется в общепланетарных масштабах и выходит за рамки Земли в мировое пространство. Мировой космизм - направление, в рамках которого были исследованы важнейшие проблемы человечества, спрогнозированы возможные варианты его дальнейшего развития.
Современные исследователи (М.П. Ару-тюнян, Н.В. Сагатовский, А.И. Субетто, В.Н. Финогенов, В.Н. Исакова и др.) указывают на особую методологическую значимость в плане формирования мировоззрения тех идей философии космизма, которые имеют статус глобальных. К их числу относятся такие основополагающие идеи космизма, как идея всеединства, идея единства человека и Космоса, идея активной эволюции, идея ноосферы.
По мнению Л.В. Суслова, русский космизм представляет собой «уникальный тип мировосприятия, выражающийся идеей всеединства всего сущего со Вселенной, гармонией человека и Космоса, а также необходимостью продолжения продуктивных функций сознания в целях достижения бессмертия человека и человечества» [1, с. 4]. Философия космизма открыла новые мировоззренческие горизонты.
Глобальные идеи философов-космистов нашли своё отражение и дальнейшее развитие в творчестве представителей отечественной и зарубежной педагогики космизма конца XIX - первой половины XX века (К.Н. Вентцель, М. Монтессори и др.).
В соответствии с выводами исследователей (С.А. Ан, М.В. Богуславский, И.Н. Гела-швили, Б.С. Гершунский, Б.Г. Корнетов, Н.А. Перекусихина, Г.А. Репина, М.Е. Стеклов, Т.П. Толмачева, Л.Д. Филоненко и др.) основные положения космической педагогики К.Н. Вент-целя представляют собой развитие идей русского космизма.
Рассмотрим сущностное содержание положений космической педагогики К.Н. Вент-целя и идеи М. Монтессори о «космическом воспитании» с целью подтверждения их глобального и гуманистического характера, что способно придать им статус теоретикометодологического основания формирования мировоззрения личности в условиях глобализирующегося мира.
В центре философско-
антропологических воззрений К.Н. Вентцеля стоит идея целостности мира и органической включенности в него человека. Согласно Вентцелю, человек неотделим от процессов космического развития. В космической педагогике человек рассматривается учёным как неотъемлемая органичная часть человечества и Космоса. Космическая антропология К.Н. Вентцеля акцентирует внимание на космическом измерении человека. По мнению педагога, человек - это некий универсум, отражающий в себе всю Вселенную.
К.Н. Вентцель пишет: «Человечество есть дитя Космоса. Космосом оно вызвано к жизни. А каждый отдельный человек есть член Человечества или сын Человечества, хотя в то же время он является и сыном Кос-
моса. Но сыном Космоса каждый отдельный человек является тем в большей степени, чем в большей степени он сознает свою сынов-ность. Только люди, обладающие Космическим сознанием, могут быть названы воистину сынами Космоса, ибо только они наиболее полным и совершенным образом служат выразителями и представителями Космоса на Земле и среди Человечества» [2, л. 15].
По Вентцелю, связь человека с Космосом осуществляется через его связь со всем Человечеством. Осознать в полной мере нерасторжимое единство человека с Космосом способен лишь человек, обладающий космическим сознанием. Идеал космической педагогики К.Н. Вентцеля состоит в воспитании гражданина Космоса.
Согласно аргументации К.Н. Вентцеля, если правомерно говорить о воспитании человека «в качестве члена человеческого общества, то является совершенно правомерным говорить о воспитании человека в качестве члена Космоса, как гражданина Вселенной» [3, л. 91-92].
В творчестве К.Н. Вентцеля идея космического воспитания тесно связана с идеей свободного воспитания творческой личности. К.Н. Вентцель характеризует космическое сознание как «желание достигнуть все расширяющейся и углубляющейся, и поднимающейся на все большую высоту гармонии внутри самого себя, внутри собственного сознания, а также цельности, единства и гармонии внутри Космоса и Человечества» [4, л. 19].
К.Н. Вентцель указывает на то, что цельность, единство и гармония «между тобой и Космосом, между тобой и человечеством ведёт к установлению цельности, единства и гармонии внутри твоего собственного сознания, твоего мышления, твоих чувствований, целей твоей жизни и твоей волевой деятельности» [2, л. 8-9].
Мировоззренческой основой космической педагогики является также идея восходящего характера творческой эволюции человечества. Будущее человечества К.Н. Вент-цель связывает с творческой эволюцией Человека, Человечества и Космоса, которые представляют собой элементы единой системы. В соответствии с воззрениями К.Н. Вент-целя достижение гармонии Человека с Человечеством и Космосом основано на процессе самосовершенствования личности.
К.Н. Вентцель считает, что процесс самосовершенствования приведет каждого человека к становлению космического сознания. Он пишет: «...придет время, и мы осознаем в полной и совершенной степени свое родство с Космосом, свое сыновство и обретем Косми-
ческое сознание и выявим его в жизни. Никто из нас не может быть исключен. Углубим и расширим свое сознание, и оно приведет нас к наиболее полному и совершенному познанию нашего «Я», нашей тесной связи и родства с Космосом и Человечеством, и из глубин нашей душевной жизни, как яркие звезды, нам начнут светить Творческий Космос и Творческое Человечество. Они озарят перед нами все вещи, мы найдем их в самих себе, и наша жизнь сделается единой и Целостной Творческой жизнью Космоса и всего Человечества» [4, л. 15об.].
К.Н. Вентцель акцентирует внимание на том, что воспитание человека, обладающего космическим сознанием, предполагает глубокую нравственную основу. Ученый считает нравственность человека приоритетной составляющей космического сознания. Он пишет: «Невозможно совершить злое, порочное, преступное тому, кто слился всецело и безраздельно с Творческим Космосом, кто преодолел свою отдельность и обособленность, кто не противополагает больше себя Творческому Космосу, Человечеству и составляющим его людям, а рассматривает себя как составляющего с ними одно целое. У такого человека исчезли всякие поводы и мотивы для совершения зла» [2, л. 19].
Согласно концепции К.Н. Вентцеля, нравственность существует на трех уровнях: личность - человечество - Вселенная и является эффективным способом разрешения проблем во взаимоотношениях индивидуального и всеобщего, личностного и космического.
Достижение гармонии в системе Человек - Человечество - Космос предполагает становление нравственного самосознания человека на основе идей и принципов антропокосмизма, на основе уяснения человеком универсального смысла бытия. По убеждению К.Н. Вентцеля, нравственность человека выступает в качестве приоритетной составляющей космического сознания человека.
Концепция космизма М. Монтессори эв-ристична. Известный итальянский педагог предвидит исторически закономерное нарастание процессов глобализации как тенденции социального развития, становления человечества как планетарного единства.
Характеризуя особенности развития мировой цивилизации первой половины XX в., Мария Монтессори указывает на особую роль интеграционных процессов в материальной и социально-духовной жизни человеческого сообщества. «Это, - пишет она, - проявляется в том, что сегодня люди обмениваются не только продуктами своего материального произ-
водства, но и мыслями, открытиями, всеми другими результатами интеллектуальной деятельности. Одно сегодня совершенно ясно -человечество действительно объединилось» [5, с. 149].
Отмечая нарастание интеграционных процессов, М. Монтессори указывает на появление глобальных проблем, разрешение которых под силу только единому человеческому сообществу.
Актуально для сегодняшнего дня звучат слова М. Монтессори о том, что кризисная ситуация, в которой оказалась цивилизация, подвела людей к пониманию необходимости искать дорогу к своему спасению. Ключ к спасению человечества педагог видит в организации «космического воспитания».
Исследователи творчества известного итальянского педагога (П. Освальд, Г. Шульц-Бенеш, Г. Людвиг, Х. Хольтштиге, Р. Фишер, Л. Кратохвил, Э. Экерт, Ф. Хаммерер, Г. Ха-берль и др.) акцентируют внимание на глобальном и глубоко гуманистическом характере теоретико-методологического подхода М. Монтессори к педагогическому процессу. С точки зрения ученых, «космическая теория» М. Монтессори и её идея о «космическом воспитании» представляют собой фундаментальную основу современного образовательного процесса.
Как считают исследователи (П. Освальд, Г. Шульц-Бенеш, Х. Хольтштиге и др.), идея «космического воспитания» вытекает из «космической теории» М. Монтессори.
Сама Мария Монтессори пишет: «Чтобы дать представление о том смысле, который мы вкладываем в понятие “космическое воспитание”, необходимо обратиться к истокам этой проблемы, то есть к космической теории» [5, с. 147]. Космическую теорию она характеризует как «краеугольный камень воспитания» [6, Б. 42].
В центр своей космической теории она ставит категорию «Вселенная». Вселенная рассматривается ею как всеобщий, единый онтологический объект. «Космическая теория», - поясняет Монтессори, - проистекает из видения Вселенной как целостной чарующей действительности, способной ответить на все вопросы» [6, S. 41].
По Монтессори, Вселенная - это космическое органичное единство, целое, в котором все элементы материи находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимодействии: «Земля, звезды, камни, все формы жизни в тесной связи друг с другом образуют единое целое; и эти связи настолько тесны, что мы не можем постичь природу камня, не поняв хотя бы что-то о большом Солнце! Без знания большого Универсума мы не сможем прояснить сути ни одного предмета, которого каса-
емся, ни атома, ни клетки» [6, S. 42].
В плане исследования проблемы формирования мировоззрения личности особую значимость имеет антропологический аспект космической теории М. Монтессори, раскрывающий вопрос о месте и роли человека в мироздании, о смысле основной функции человека в Космосе, а также о самом качестве этой функции.
В космической теории человек рассматривается как органическая часть космопланетарной организованности. М. Монтессори указывает на объективное всеединство макро- и микрокосмов. Человека она считает органической составляющей Космоса, его особой системной частью. Согласно взглядам М. Мон-тессори, человек включен в «космический план». Итальянский педагог относит его к «большим космическим силам», вовлеченным в движение Вселенной. Человека она называет «королем Вселенной» [7, S. 46]. Философия М. Монтессори отражает представление о том, что существование человечества на Земле - продукт деятельности всего Космоса и жизнь каждого конкретного индивида имеет вселенную значимость.
М. Монтессори говорит о том, что человек присоединяется к эволюции и привносит в процесс творения мира «новый элемент духа» [8, S. 36]. «Преобразующую функцию» человека она рассматривает в масштабах Вселенной и интерпретирует её как «космическую задачу».
Проблему снижения уровня морали по мере развития цивилизации М. Монтессори объясняет тем, что «был совершен огромный внешний, но не внутренний прогресс человечества» [9, S. 81].
Итальянский педагог пишет: «Человек для выстраивания своей линии поведения в отношениях с окружающей средой должен быть подготовлен иначе» [10, S. 21,25]. Необходимо воспитание у молодых людей «новой ориентации сознания и способности вести человечество к гармоничному единству» [8, S. 12, 26].
Посредством воспитания человеку должна быть оказана помощь в том, чтобы он занял «творческо-созидательное место в истории». Благодаря этому его «действия по преобразованию Мира» правомерно будет определить как «космическую миссию» [10, S. 12, 23].
По мнению Л. Кратохвила, концепция «космического воспитания» позволяет реконструировать всю педагогику М. Монтессори в некую «космическую» и потому «универсальную теорию обучения» в смысле мировоззренческой подготовки новых поколений посредством усиления научно-теоретической стороны педагогического процесса, т.е. его
философии [11, S. 73].
Леопольд Кратохвил приходит к выводу о том, что понятие «космическое» в педагогических воззрениях М. Монтессори определяет процессы обучения и воспитания с точки зрения их основы, принципа, сущности, онтологии - учения о бытии, в котором исследуются всеобщие универсальные характеристики мировой субстанции, ее структура, закономерности развития.
Космическая теория М. Монтессори демонстрирует ее стремление к созданию модели цельного глобального мировоззрения. Цели и содержание «космического воспитания» находят свое выражение в первую очередь в положении космической теории М. Монтессо-ри о всеединстве как главном принципе существования Вселенной.
Как пишет Хильдегарт Хольтштиге, «под ориентацией на целостность понимается видение универсального, гармоничного порядка Космоса» [12, S. 63].
Размышляя над целями, содержанием и технологией образовательного процесса, итальянский педагог считает, что все они должны быть «устремлены к одной центральной идее, обладающей в наивысшей степени благородной силой воодушевления, к “космическому плану”» [6, S. 35-36].
М. Монтессори пишет: «Осуществление образования на основе “универсального плана”, который способен гармонически соединить разум и совесть людей, - это то, что мы понимаем под “космическим воспитанием”» [8, S. 12, 26-27].
М. Монтессори подчеркивает, что в соответствии с идеей «космического воспитания» у человека следует формировать целостное видение Мира в масштабах Вселенной. По Монтессори, «обучать частностям - значит вводить в заблуждение. Устанавливать связи между вещами означает передавать знания» [13, S. 90].
Воплощение идеи «космического воспитания» в педагогическом процессе предполагает взгляд на Мир как космопланетарную целостность, обоснование тезиса о необходимости содействия гармонии Мира, представления о системных взаимодействиях неорганической, органической, социальной природы и культуры.
Согласно размышлениям М. Монтессо-ри, приоритетной целью «космического воспитания» является разрешение в образовательном процессе проблемы «самосозидания человека, построение его внутреннего духовного Космоса» [6, S. 31].
Возможность сохранения постоянного единства внутреннего мира человека на всех
этапах его развития Монтессори видит в «центрировании мысли человека на Универсуме» [10, S12, 45].
М. Монтессори не разделяет, а глубоко связывает рациональную и нравственную сферы мировоззрения личности человека.
По ее мнению, в образовательном процессе необходимо все в большей и большей мере использовать силу «космического воспитания». Знание законов мироздания должно стимулировать процесс развития детей и «прорастать» в них готовностью к нравственному поведению с тем, чтобы все более гармоничным становилось единство их разума и совести.
В соответствии с идеей «космического воспитания» «человек должен постоянно работать в направлении совершенствования своего внутреннего мира, культивирования у себя универсального (=космического) сознания» [6, S. 24]. По Монтессори, все люди, работающие над достижением этой цели и тем самым над достижением гармонии на Земле, образуют «La Nazione Unica», для которой существует только одно отечество - планета Земля. Образование La Nazione Unica итальянский педагог расценивает как важнейшую предпосылку мирного сосуществования человечества.
«Новый гражданин нового Мира - это гражданин Вселенной, который живет не только в рамках своей национальной идентичности, но и объединяется с представителями других государств “под единым флагом человечества”» [14, S. 126].
Изложенное даёт основание сделать вывод о том, что философско-
антропологические и педагогические воззрения К.Н. Вентцеля и М. Монтессори глубоко созвучны гуманистическим глобальным идеям философии космизма. Космическая педагогика К.Н. Вентцеля и идея М. Монтессори о «космическом воспитании» актуальны для современного образовательного процесса, поскольку они нацелены на глобализацию сознания человека, формирование у него нового востребованного временем типа мировоззрения. В плане мировоззренческой подготовки новых поколений космическая педагогика К.Н. Вентцеля и идея М. Монтессори о «космическом воспитании» позволяют определить их как некую универсальную теорию образовательного процесса, которая может служить теоретико-методологической основой формирования мировоззрения личности, что делает необходимым развитие идей этих педагогов с позиций современного научнофилософского знания.
Реализация в системе образования рас-
крытых в данной статье положений педагогики космизма предполагает развитие космического самосознания личности, ориентацию образовательного процесса на новые смыслы, в соответствии с которыми человек в сферу
своих ближайших духовных интересов включает состояние человечества, планеты Земля и Космоса, берет на себя ответственность за обеспечение устойчивого развития земной цивилизации.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. СусловЛ.В. Нравственные основания русского космизма: автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 1999.
2. Вентцель К.Н. Дневник // Научный архив РАО. Ф. 23. Оп. 1. Ед. хр. 16.
3. Вентцель К.Н. Проблема космического воспитания. Научный архив РАО. Ф. 23. Оп. 1. Ед. хр. 30.
4. Вентцель К.Н. Заметки о космическом воспитании. Научный архив РАО. Ф. 23. оп. 1. Ед. хр. 16.
5. Основополагающие идеи педагогики Монтессори. Из письменного наследия и сферы практической деятельности Марии Монтессори: пер. с нем. / сост. П. Освальд, Г. Шульц-Бенеш; под ред. Н.Г. Тарасенко, М.Н. Костиковой. Белгород, 1999.
6. MontessoriM. Kosmische Erziehung. Freiburg, 1988.
7. Montessori M. Das Kreative Kind // Der absorbierende Geist, 4 Aufl., Freiburg, 1978.
8. Montessori M. Kosmische Erziehnung. Kleine Schriften Maria Montessoris. Freiburg, 1997. Bd.1.
9. Montessori M. Frieden und Erziehung. Die Bedeutung der Erziehung fuer die Verwirklichung des Friedens. Freiburg,
1973.
10. Montessori M. Uber die Bildung des Menschen. Freiburg, 1966.
11. Kratochwil L. Die pädagogische Bedeutung der Dimension des Kosmischen Erziehung im Werk Maria Montessoris // Die “Kosmische Erziehung” Maria Montessoris. Münster, 1999.
12. Holtstiege H. Montessori - Pädägogik und soziale Humanitat. Perspektiven für das 21. Jahrhundert. Freiburg, 1994.
13. Montessori M. Von der Kindheit zur Yugend. 3 Aufl. Freiburg, 1979.
14. Grundgedanken der Montessori-Pädagogik. hergst. Paul Oswald und Günter Schulz-Benesch. Freiburg ,1996.