УДК 371.481/482:159.922
ПРОБЛЕМА КУЛЬТИВИРОВАНИЯ НООСФЕРНОГО СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ КОНЦЕПЦИИ КОСМИЗМА М.МОНТЕССОРИ
Автор обосновывает связь разрешения проблемы культивирования ноосфер-ного сознания и развития концепции космизма М.Монтессори с позиций современного научно-философского знания. В статье раскрывается сущность космической теории известного итальянского педагога, и на основе системного подхода формулируются методологические положения отбора соответствующего содержания образования. Экстраполируя данные положения на естественнонаучную, гуманитарную и экологическую картины мира, автор делает вывод о том, что отбор содержания образования, ориентированного на культивирование ноосферно-го сознания, должен основываться на их единстве. Такое содержание образования является главным условием формирования личности, для которой характерно целостное видение Мира в масштабе Универсума и понимание себя как космопланетарного, биосоциального и социокультурного существа.
Ключевые слова: ноосферное сознание, концепция космизма
М.Монтессори, антропокосмизм, картина мира, содержание образования.
Отличительной чертой современного этапа развития цивилизации является глобальное преобразование Мира. Во-первых, идет интенсивное наращивание научнотехнической мощи социума, расширение границ и усиление степени антропогенного влияния на природу планеты Земля и околоземного космического пространства. Во-вторых, процесс интеграции человечества в единый социальный организм приобретает планетарные масштабы. Это находит свое проявление в экономике, политике, науке, искусстве, религии, во взаимодействии общественных организаций. Обозначенные тенденции общепланетарного развития наряду с большим положительным потенциалом таят в себе опасность глобальных катастроф.
В целом ряде социально-философских концепций подчеркивается, что перспективы мирового сообщества определяет ноосферный путь развития (Н.П. Антонов,
Э.В.Гирусов, Н.Н. Лукъянчиков, Н.Н. Моисеев, В.И. Субетто А.Д.Урсул и др.). Исследователи высказывают убеждение в том, что ноосферная цивилизация станет главной целью человечества в начавшемся XXI веке.
Ноосферный путь развития требует перестройки самого человека. Фактором особой значимости в определении пути развития цивилизации выступает качество сознания и мировоззрения современного человека. Начало перехода образования на ноо-сферный путь развития необходимо уже сегодня. По словам Н.Н. Моисеева, школа может стать «очагом ноосферы».
В соответствии с обозначенными тенденциями развития современной цивилизации образовательный процесс XXI века нацелен на культивирование человека, способного осознать целостность мира в его космопланетарном масштабе, найти оптимальные способы разрешения проблем социума, естественной и искусственной окружающей среды, обеспечить сбалансированный прогресс духовных и материальных космопланетарных процессов. И только при выполнении этого условия возможно дальнейшее развитие человечества.
Ноосфера — это идея, в соответствии с которой человеческий разум, став планетарной силой, преобразует весь Мир в соответствии с интересами и целями человека и природы. Формирование ноосферного сознания связано с идеями научно-философского космизма и без них теряет свои сущностные характеристики. Современными исследователями проблема становления ноосферного мировоззрения, планетарного сознания (соединившегося с космическим) характеризуется как кардинальная проблема философии [2].
В таких родственных направлениях современного научно-философского знания, как глобалистика (Н.А.Агаджанян, А.В. Гулыга, В.И. Каширин, Е.Н. Князев, А.В. Лось,
Н.Н. Моисеев, И. Пригожин А.Н. Портнов, А.Д. Урсул и др.) и ноосферология (Г.П. Аксенов, А.В. Брагин, И.В. Дмитриевская, В.П. Казначеев, М.А. Кузнецов, Н.Н. Моисеев, Г.С. Смирнов, Е.В. Ушакова и др.), аналогом «космического сознания» выступает ноо-
Н.Г. Тарасенко
Белгородский
государственный
университет
e-mail:
tarassenko@bsu. edu. ru
сферное сознание. Ноосферное сознание образуется в результате процессов космизации и глобализации общественного сознания.
Ноосферное сознание трактуется как сознание, выражающее отобранные временем формы культурного бытия. По общему признанию исследователей теоретической основой формирования ноосферного сознания являются идеи философского антропокосмизма как онтологии целостного восприятия человеком Мира и самого себя. По мнению Г.С. Смирнова, ноосферу можно определить как «онтологизорованное сознание», т.е. сознание, обращенное вовне, «вывернутое наизнанку в материю» [1, С.112].
С учетом вышесказанного построение концепции культивирования ноосферного сознания человека предполагает в качестве обязательного условия обращение к наследию тех мыслителей, для которых характерен подход к разрешению педагогических проблем с глобальных методологических позиций, с позиций философии космизма. К их числу относится известный итальянский педагог-гуманист М. Монтессори, интерес к творчеству которой заметно возрос в России с конца прошлого века.
Космизм М.Монтессори представляет собой своеобразную научно-философскую концепцию, основными составляющими которой являются «космическая теория» и идея «космического воспитания». Космическая теория в концепции М.Монтессори выступает в качестве методологической основы реализации идеи «космического воспитания».
Суть космизма итальянского педагога находит свое выражение в универсумном видении Мира. В «космической теории» раскрывается всеобщий синтез субстанции Универсума. Природные, социальные, духовные и искусственные системы М. Монтессори рассматривает с позиции целостности Универсума, с точки зрения универсальных законов мирового бытия.
По Монтессори, Универсум — единый мировой процесс самоизменения бытия по всеобщим законам Космоса. Это всеобщая, органичная целостность, в которой все формы и ступени неорганической, органической, социальной и искусственной природы находятся между собой в неразрывной взаимосвязи и взаимозависимости. Монтессори говорит о тотальности Мира. Согласно ее взглядам, отдельные связанные между собой компоненты Универсума являются смысловыми элементами в рамках познанных человеком систем мироздания.
В космической теории речь идет о миропорядке, об упорядоченности Космоса. По мнению Пауля Освальда «Под миропорядком Мария Монтессори понимает взаимосвязи отдельных компонентов субстанции, к чему принадлежит и человек. Взаимосвязи — это и есть сила, которая сохраняет миропорядок. Миропорядком являются собственно сами взаимосвязи» [7Д 12].
Человек в космизме М. Монтессори рассматривается как органическая часть космопланетарной организованности с выстраиваемой по ее законам бытийно-смысловой системностью. В космизме М.Монтессори мы видим широкий естественнонаучный охват реальности человека, синтетический взгляд на событие человека и природы, человека и социума, человека и Универсума.
Благодаря интеллекту, человек способен к отражению Универсума, рефлексии и познанию Вселенной. В то время как природа непроизвольно действует согласно законам «космического плана», человек способен проявлять волю, осуществлять свободный выбор, принимать решение, созидать культуру в космической событийности.
Факторами, обусловливающими активность как атрибутивное свойство Мира, выступают с позиции общей философии — естественные, природные и социальные силы, с позиции философии человека — сила добра, воля и любовь.
Социо-культурный аспект "космического воспитания" предполагает утверждение в сознании людей нового поколения мысли о том, что «каждый человек зависит от других людей, и каждый должен вносить свой вклад в существование других» [3, S.29].
М.Монтессори призывает человечество к согласию, содружеству, взаимопомощи, к гармони социальной, политической, экономической социоприродной и нравственной. По Монтессори, человек, в соответствии со своей космической миссией должен поступать сообразно законам гармонии Универсума и собственного внутреннего мира. Универсум она характеризует как активную мировую субстанцию, в которой «космические задачи» составляющих её элементов направлены на прогрессивный процесс — процесс созидания.
Согласно М.Монтессори, созидательная, ведущая к гармонии Мира деятельность людей должна стать ведущим принципом жизни.
В космической теории Мария Монтессори представляет человека как космопланетарное, биосоциальное и социокультурное существо (см. схему 1).
Схема 1
Итальянский педагог указывает на необходимость обеспечения единства материального и духовного в Универсуме, становления гармоничной экологически сбалансированной цивилизации, нормализации и совершенствования деятельности человека.
По Монтессори, благодаря тому, что человек наделен разумом, он в большей мере, чем другие живые существа предназначен для того, чтобы вершить на Земле созидательную деятельность.
М.Монтессори пишет: «Осуществление образования на основе «универсального плана», который способен гармонически соединить разум и совесть людей, — это то, что мы понимаем под «космическим воспитанием» [4, S. 26].
Цели и содержание «космического воспитания» находят свое выражение, в первую очередь, в положении космической теории М.Монтессори о всеединстве как главном принципе существования Универсума.
М.Монтессори подчеркивает, что в соответствии с идеей «космического воспитания» детям должно даваться глобальное целостное видение Мира. По Монтессори, «обучать частностям — значит вводить в заблуждение. Устанавливать связи между вещами означает передавать знания» [6, S. 90].
М.Монтессори подчеркивает необходимость и особую значимость отражения в содержании образования универсальных связей мировой субстанции. Так, например, она пишет: «Посредством универсального учебного плана новые поколения должны объединить все детали картины Мира воедино, должны связать их как различные аспекты знаний о Космосе. Астрономия, география, геология, биология, физика, химия являются только деталями общего. Их взаимосвязи — это то, что движет интерес от центра к периферии» [5, S. 27].
Анализ сущности космической теории М.Монтессори с позиций системного подхода позволяет сформулировать основные методологические положения, которые отражают целостность Мира, сущность человека как космопланетарного существа и его роль в сохранении гармонии Универсума и служат основой отбора содержания образования, нацеленного на культивирование ноосферного сознания:
во-первых, понимание Мира как онтологического единства, рассматриваемого в масштабах Вселенной, что означает системную целостность таких компонентов, как: неживая природа Космоса, живая природа планеты Земля, социум и культура;
во-вторых, понимание человека как космопланетарного существа, как органичной составляющей Мира-Системы;
в-третьих, понимание сознания человека как космопланетарного феномена; в-четвертых, понимание необходимости осуществления человеком созидательной деятельности по преобразованию Мира и самого себя во благо жизни на Земле;
в-пятых, воспитание гражданина Мира, ориентированного на нравственные ценности во имя мирного сосуществования человечества в общепланетарном масштабе;
в-шестых, формирование ценностного, экологически ориентированного отношения человека к живой, неживой природе, продуктам культуры, социуму и самому себе как составляющим Универсума;
в-седьмых, принятие человеком на себя ответственности за обеспечение коэволю-ционного, гармоничного развития природной и социокультурной составляющих Мира-Системы.
Реализация этих положений предполагает отбор содержания образования на основе современной целостной картины Мира. По словам М. Монтессори, благодаря тому, что в образовательном процессе предлагается целостная картина всего сущего, духовность ребенка укрепляется, а его знания становятся организованными» [5, S. 41 -42].
Современная картина Мира отражает объективную реальность в масштабе Вселенной и предполагает системное, интегрированное видение Мира в совокупности всех его элементов (см. схему 2).
Схема 2
Общенаучная картина Мира в целом — это общее научное представление о Мире, природе, обществе, человеке, в их взаимосвязи и взаиморазвитии. Общенаучная картина Мира включает в себя две формы картин Мира: естественнонаучную картину Мира и гуманитарную картину Мира.
Обратимся к естественнонаучной картине Мира.
В естественнонаучную картину Мира входят: фундаментальная космологическая, фундаментальная биологическая и частично — фундаментальная социологическая картины Мира.
Космологическая картина Мира представляет систему знаний о неорганической природе Универсума. Это знания из области таких основных наук как физика, химия, астрономия, математика (как общая наука о методе изучения природы), геология, география, и др.
Биологическая картина Мира представляет систему знаний об органической природе Универсума. Эта форма материи изучается комплексом биологических наук: микробиологией, ботаникой, зоологией, генетикой и др.
Социологическая картина Мира представляет систему знаний о социальной форме материи, о материальных, естественных основаниях социума и человека (например, о его биогенетической природе), существующих независимо от сознания человека.
Отражение в содержании образования тесной взаимосвязи всех составляющих естественнонаучной картины Мира является условием понимания человеком универсального принципа всеобщей гармонии Природы.
Перейдем к рассмотрению гуманитарной картины Мира.
Это картина, отражающая единство гуманитарно-научного и вненаучного гуманитарного знания, воссоединение наук о природе и человеке, где на первый план выдвигается проблема человека, его субъективного отношения к Миру.
Элементарной структурно-организационной единицей социальной формы материи является мыслящее и познающее живое существо — человек, составляющий основу всех социальных структур и их систем: социальных групп и слоев, государств, мировых систем. Сюда относятся, прежде всего, общие достижения социогуманитарных наук: истории, социологии, культурологии, искусствоведения, литературоведения, и т.д.
Основными формами гуманитарной картины Мира являются:
социально-культурологическая картина мира, нравственно-этическая картина мира, эстетическая картина мира, художественная картина мира.
В гуманитарной картине Мира также как и в естественнонаучной картине Мира доминирует универсальный всеобщий (Мировой) принцип гармонии. И выражается он в том, что основой гармонического существования Мира, является сам человек, его мысли, действия и поступки по отношению к социуму, природе и самому себе. Главным принципом отношения человека к Миру становится гуманизм.
Ведущими в жизни человека оказываются категории добра, красоты, любви, подкрепляемые знанием и верой. Именно поэтому при осуществлении ноосферного ("космического") образования так важно включение в содержание образования системы знаний, в основе которой лежит единая гуманитарная картина Мира.
В соответствии с положениями космической теории в содержание образования, нацеленного на культивирование «космического сознания» должен быть заложен, как мы отмечали выше, экологический принцип гармонии, без которого невозможно выживание человека в мире природы и социума.
Современная «экология» понимается как наука о системно-структурном взаимодействии в Мире. Экологическая картина мира — это картина целостного мира в его экологическом аспекте, отражающем общие закономерности системно-структурного взаимодействия предметов Мира и их сред.
Основными категориями экологической картины мира являются: «предмет мира», «окружающая среда», «экологический комплекс», «экологическая система», «экологическая закономерность».
Человек, в соответствии с обозначенными экологическими категориями, является предметом Мира и в процессе своей жизнедеятельности взаимодействует с такими средами обитания, как: неорганическая природа Космоса (космическая материя), органическая живая природа (биотическая материя), общество (социальная материя) и культура (искусственная материя). Будучи включенным в эти составляющие целостного Мира, человек входит в общественные, природные, социоприродные и социокультурные экологические комплексы. Наличие объективной взаимообратной связи «человек — окружающая среда» обосновывает включенность человека в экологические отношения. Это находит отражение в экологической картине мира.
Естественно-экологическая картина мира отражает картину экологического сосуществования человека в неорганической и органической природе на планете Земля и в целом в Космосе. Подблоком этой картины мира являются экологические знания об искусственных системах и их связях со средой (технологический подблок).
Естественно-экологическая картина Мира включает экологически ориентированное астрономическое и биологическое, техническое знание, экологические аспекты космонавтики и космологии.
Гуманитарная экологическая картина Мира охватывает экологическую реальность антропного и социального бытия. Эта картина Мира охватывает социальное научное знание (социальная экология человека и социальных систем в различных сферах) и этиконравственные знания. Этико-нравственный аспект экологической картины мира базируется не только и не столько на понятии целесообразности, сколько на представлении о добре и зле. На основе этической оценки человек формирует идеальную модель системноструктурного взаимодействия с Миром.
Универсальными целями-идеалами экологической картины мира являются: Истина, Добро, Любовь, Красота, Гармония, Общее Благо, Всеединство. Под нравственноэкологическим отношением следует понимать отношение взаимодействия и бесконфликтного сосуществования человека и Мира во всех его проявлениях. Через формирование целостной экологической картины мира в сознании социального субъекта обнаруживается его экзистенциальная сопричастность с Миром-Системой.
Экологическая картина мира является системообразующей в ряду других картин мира. Она объединяет естественнонаучную и гуманитарную картины мира в общую целостную картину Мира. Экологический аспект должен обеспечивать целостность всего содержания образования. Тем самым достигается целостная представленность Универсума в образовательном процессе. А это является главным требованием М.Монтессори в контексте осуществления идеи «космического воспитания».
В соответствии с идеей ноосферы, теорией космизма и представлениями современной науки отбор экологического образования должен базироваться на принципиально новом целостном, синтетическом представлении о Мире и месте в нем человека. Акцент в содержании экологического образования должен делаться на мысли о том, что человек не выступает как центр мироздания, вокруг которого и для которого все существует, а является органичной частью целостного Мира. Он — Микрокосм в системе Макрокосма. Это — духовнокосмический деятель, имеющий не только большие возможности для своей жизнедеятельности, но и несущий нравственную ответственность за эволюционные процессы на планете Земля и в Космосе.
Усвоение содержания образования, которое строится на основе единства естественнонаучной, гуманитарной и экологической картин мира задает видение Мира в его целостности и гармонии, культивирует целостное гуманистическое мировоззрение самой личности и её ценностное отношение к Миру.
Содержание образования, отобранное на основе современной целостной общенаучной картины Мира, является приоритетным условием культивирования ноо-сферного сознания человека.
Список литературы
1. Смирнов Г.С. Ноосферное сознание и ноосферная реальность. Иваново, 1998.
2. .Яковец Ю. В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. М.: Экономика, 2001.
3. Montessori, Maria: Schule des Kindes. Montessori-Erzieung in der Grundschule. Freiburg,
1996.
4. Montessori, Maria: Kosmische Erziehnung. Kleine Schriften Maria Montessoris, Bd.1, Freiburg, 1997.
5. Montessori, M.: «Kosmische Erziehung», Freiburg, 1988.
6. Montessori, M.: Von der Kindheit zur Yugend. 3 Aufl, Freiburg 1979 (a), S. 90].
7. Oswald Paul, Montessori - Werk - Brief 47/48.
PROBLEM OF CULTIVATION OF THE HUMAN'S NOOSPHERIC (GLOBAL) CONSCIOUSNESS IN THE CONTEXT OF M.MONTESSORI'S COSMIC CONCEPT
N.G. Tarassenko
Belgorod
State
University, Studenchenskaja Str. e-mail:
The author proves unity of the resolution of the problem of cultivation of Noospheric (global) consciousness and development of M.Montessori's cosmic concept based on the modern scientifically-philosophical knowledge. The article shows the essence of the cosmic theory of the famous Italian teacher, and on the basis of the system approach there are formulated methodological theses of selection of the corresponding educational content. Extrapolating the given theses to the natural-science, humanitarian and ecological world picture, the author concludes, that selection of the educational content, focused on Noospheric (global) consciousness, should be based on their unity. Such educational content is the main condition to form a person, with an integral vision of the World on a Universe scale and who sees himself as a cosmo-planetary, biological and socio-cultural being.
Key words: Noospheric (global) consciousness, M.Montessori's cosmic concept, anthropocosmism, world picture, educational contents.