ПЕДАГОГИКА
УДК 113/119:13:14
РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛООРИЕНТИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГЛОБАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Статья посвящена проблеме формирования мировоззрения личности в условиях глобализирующегося мира. Особый акцент в разрешении данной проблемы делается на функции образования, направленной на понимание человеком смысла жизни. Содержание этой функции рассматривается в контексте глобальных идей философии и педагогики космизма, служащих методологической основой формирования мировоззрения личности.
Ключевые слова: глобализация, мировоззрение личности, смыслоориентирующая функция образования, методологическая основа, философия космизма, педагогика космизма.
Мировоззрение является той основой духовного мира личности, которая обусловливает характер её отношений к окружающей действительности и к самой себе. Оно определяет социальную позицию человека. От мировоззрения людей зависит судьба конкретного общества и, в конечном итоге, судьба цивилизации. Именно поэтому проблема формирования мировоззрения личности исконно стоит в центре внимания педагогической науки и практики.
Феномен мировоззрения имеет исторический характер. Каждой эпохе соответствует определённый тип мировоззрения. Следовательно, исследование проблемы формирования мировоззрения личности в образовательном процессе сопряжено с анализом особенностей конкретного этапа развития цивилизации.
В соответствии с выводами ряда авторов (Э. В. Гирусов, В. И. Данилов-Данильян, М. А. Мунтян, В. Н. Сагатовский, А. Д. Урсул, и др.), главным фактором развития земной цивилизации в последние десятилетия XX и начала XXI в. является процесс глобализации.
В научно-философском знании естественная глобализация (в отличие от искусственной) понимается как объективная историческая тенденция развития общества, процесс интеграции человечества в единый социальный организм.
С внешней глобализацией сопряжена внутренняя глобализация, глобализация в мировоззрении человека. В соответствии с выводами современных учёных (Э. В. Гирусов, В. И. Данилов-Данильян, Г. В. Номеровская, А. Л. Пастухов, А. Л. Романович и др.), с объективной стороны происходит глобализация земных связей человека. С субъективной - осуществляется процесс принятия человеком реальности объективной взаимозависимости людей, установление личной причастности к этой глобальной взаимозависимости. Глобализацию правомерно рассматривать как мировоззренческий феномен, выражающий процесс роста личностной причастности человека к событиям взаимосвязанного, взаимозависимого мира.
Н. Г. Тарасенко
Белгородский
государственный
национальный
исследовательский
университет
e-mail:
Отличительной особенностью современного этапа развития человечества является наличие и усугубление глобальных проблем. Причины их возникновения и существования кроются в сознании человека, в несоответствии уровня развития его духовности вызовам времени. Исследователи (А. А. Бодалев В. В. Варава, Н. В. Гайдабрус, А. В. Суворов, В. П. Тугаринов, В. Э. Чудновский, и др.) указывают на то, что ситуация глобализирующегося мира радикально изменила систему мировоззренческих ценностей и установок. Для мировоззренческой ситуации характерна фрагментарность взглядов человека на мир, неопределённость идеалов, утрата единства ценностных ориентиров, основополагающих смыслов. Общепризнан вывод исследователей о том, что в современном мире человек отчуждён от реализации своего бытия как духовного и осмысляющего существа. Констатируется рост отчуждённости человека от общественных норм и ценностей, других людей, природы, наблюдается прогрессирование такого явления как самоотчуждение.
«Факт отчуждения, пишет М. В. Шугуров, - есть проявление более сложного феномена, имеющего глубокие основания в определенным образом организованном отношении человека и мира» [15, с. 87]. Известно, что степень отчуждения личности от мира и от самой себя находится в зависимости от того, насколько её мировоззренческие ценности совпадают с приоритетными ценностями, утверждаемыми в социуме.
Из анализа характерных особенностей современного этапа цивилизационного развития и состояния мировоззренческой ситуации в настоящее время следует вывод о том, что в ряду насущных задач, стоящих перед системой образования, первостепенную значимость приобретает необходимость разрешения проблемы формирования востребованного временем глобального мировоззрения личности.
В условиях глобализирующегося мира человечество столкнулось с ситуацией «смыслопотери». Учёные (А. Н. Леонтьев, Б. С. Братусь, С. Л. Рубинштейн, Д. А. Леонтьев, Е. Н. Осин и др.) делают вывод о взаимосвязи отчуждения и смысло-утраты. С точки зрения исследователей, понятие смыслоутраты фиксирует субъективную феноменологию, в которой раскрываются интегральные характеристики состояния смысловой сферы индивида. Отчуждение представляет собой нарушение в структуре взаимоотношений индивида с миром. Смыслоутрата понимается как субъективное переживание отсутствия в жизни смысла и проявляется в нарушении регуляции жизнедеятельности. Смысл жизни выступает в качестве антитезы отчуждения. Современная неоклассическая философия определяет жизнь как обретение человеком смысла своего существования.
Констатируя факт существования кризиса мировоззрения личности и общества, учёные (М. П. Арутюнян, Н. И. Иконникова, Ю. А. Спиридонов, В. С. Стёпин и др.) акцентируют внимание на особой актуальности проблемы смысла жизни человека, обусловленной реалиями современности. Авторы указывают на то, что в этой ситуации с новой остротой встаёт вопрос об онтологическом положении человека в современном мире и необходимости обретения им смысла бытия.
Онтологический подход находит своё выражение в признании мировоззрения человека в качестве неотъемлемого свойства его бытия. Феноменологический подход опирается на структуру человеческого бытия и нацелен на исследование смысловой данности мира. В контексте феноменологического подхода смысловые структуры рассматриваются как онтологические.
Согласно выводам исследователей (Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова, М. А. Маниковская, Н. П. Пищулин, И. Р. Сулейманов и др.), в настоящее время существует насущная потребность в новой бытийной парадигме образовательного процесса. И. Р. Сулейманов акцентируют внимание на том, что «онтос», сущее является системообразующим началом образования [12]. По мнению автора, в онтологическом ракурсе образование - это возможность прикоснуться к бытию мироздания и имеющимся знаниям о нем. Онтологические крупнейшие минусы современного образования учёный объясняет функционированием самой системы антионтологического образования.
Учёными акцентируется внимание на том, что в эпоху глобализации образование превращается в важнейший фактор, задающий вектор развития человечества как планетарного сообщества. Онтологическая сущность образования усматривается в воспроизводстве человеческого качества бытия. В соответствии с точкой зрения исследователей, разрабатываемая в настоящее время мировоззренческая парадигма образования аутентична онтологии человека.
В рамках феноменологического подхода в центре внимания находится онто-антропологическая связь бытия и смысла. А. М. Конашкова характеризует феноменологический подход следующим образом: «Это новое онтологическое направление, развивающееся как понимание бытия в качестве смыслового горизонта, является эвристически продуктивным как на онтологическом, так и гносеологическом уровнях» [5, с. 15].
В соответствии с выводами исследователей, человек по своей природе призван осмысливать, открывать бытие. Экзистировать означает понимающе относиться к своему бытию. В процессе понимания осуществляется смыслообразование. Смысл как содержание представляет собой систему ценностей, определяющих жизнедеятельность человека. Собственно человеческим бытие становится только при условии, если оно осмыслено. Не будучи осмыслено, бытие человека уже не есть собственно человеческое бытие.
Таким образом, педагогическое исследование проблемы формирования глобального мировоззрения личности в качестве обязательного условия предполагает использование онтологического и феноменологического подходов в их единстве и взаимозависимости.
Согласно Ю. М. Малышеву, «человекомерная составляющая проблемы мироздания в своём полном объеме есть вопрос о смысле жизни, смерти, смысле, бессмысленности индивидуального существования и существования человечества. Онтологическим основанием проблемы мироздания выступает «вопрос о смысле бытия» [7, с. 14].
Основываясь на значимости смысла жизни в индивидуальном и общественном бытии человека, учёные приходят к выводу о том, что в XXI в. феномен смысла жизни должен стать одной из доминант качественной модернизации современного образовательного процесса.
«Смысл жизни» является основополагающим мировоззренческим понятием. В науке смысл жизни рассматривается как стержень мировоззрения, обусловливающий направленность и качество жизнедеятельности личности. Обращаясь к соотношению смысла жизни и мировоззрения, А. Т. Москаленко определяет мировоззрение как «форму выражения смысла жизни» [8, с. 11]. С точки зрения исследователя, адекватная идеальная "модель" смысла жизни, объективируемая в процессе совокупной человеческой деятельности, составляет основание преодоления отчуждения личности во всем объеме его разнообразных проявлений.
Следовательно, при разрешении проблемы формирования мировоззрения личности в условиях глобализирующегося мира первостепенную значимость приобретает смыслоориентирующая функция образования, которая призвана обеспечить видение человеком его собственного смысла жизни.
Как мировоззренческое понятие смысл жизни концентрирует духовный опыт конкретно-исторического человека. Каждая историческая эпоха актуализирует вопрос о смысле жизни. В характере этой актуализации находят отражение особенности, присущие процессу развития данной эпохи. Смысл жизни имеет конкретно-историческое и индивидуально-личностное содержание.
В соответствии с выводами исследователей, глобализация выступает конституирующей моделью современного мировоззрения. Это означает, что феномен глобализации определяет содержание мировоззрения современного человека, его ценностносмысловую основу.
Система современного образования призвана формировать такой тип мировоззрения личности, на основе которого возможно установление осмысленных гармоничных взаимоотношений человека с глобализирующимся миром, разрешение глобальных проблем. Специфику смысла жизни человека в условиях глобальных проблем современности учёные усматривают в придании статуса этического критерия смысложизненному определению в выборе путей развития человека и общества [3].
В качестве методологической основы формирования мировоззрения личности в условиях глобализирующегося мира многие авторы (В. Н. Сагатовский, В. С. Стёпин, А. В. Брагин, Н. В. Башкова, Н. В. Исакова, И. Ю. Салмина, Т. А. Феньвеш и др.) избирают философию космизма. Как известно, в плеяду отечественных философов-космистов входят Н. А. Бердяев, В. И. Вернадский, В. С. Соловьев, В. Н. Муравьёв,
Н. Ф. Фёдоров, Н. Г. Холодный, К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский и др.
Особенностью этого направления знаний является глобальность - рассмотрение тех или иных проблем в масштабах всего человечества.
В соответствии с глобальными идеями философии космизма онтология мировоззрения кроется в системе отношений Мир - Человек, которые соотносятся как микро и макрокосмы.
В основе философии космизма лежит представление о неразрывном единстве личностной, социальной и космической форм бытия. Идея всеединства позволяет рассматривать мир и лежащие в его основе закономерности как единое целое. Методология космизма предполагает расширение сознания личности до космопланетарных масштабов. Природа смысла вытекает из идеи всеединства. Смысл трактуется как значение того или иного компонента мирового бытия во Всеединстве.
Идея единства Мира, целостности, взаимосвязи и взаимозависимости Человека, Человечества, природы планеты Земля и Космоса является стержневой и в содержании космической педагогики (К. Н. Вентцель, М. Монтессори).
Основываясь на философии космизма, К. Н. Вентцель и М. Монтессори предложили концепцию воспитания, направленную на достижение человеком гармонии с окружающим миром в космопланетарных масштабах. Главную цель космического воспитания известные педагоги сформулировали как становление у человека космического сознания. В ситуации мировоззренческого кризиса возможный путь к спасению они усматривают в приведении в соответствие уровня внутреннего, духовного развития людей с достигнутым человечеством уровнем внешнего, материального прогресса.
Проблема смысла жизни в философии и педагогике космизма является центральной. Она рассматривается не в узко личностном, а в космопланетарном плане. Смысл жизни основывается на понимании человеком своего существования в Универсуме.
В этом направлении знаний онтологическим основанием мировоззрения выступает принцип антропокосмизма. Принцип антропокосмизма раскрывает положение человека в космопланетарной структуре. Он дает возможность целостного видения Мира. В соответствии с этим принципом человек по своей природе космичен. Он является органичной частью Космоса, им порождённой и с ним неразрывно связанной. Всё человечество встроено во Вселенную. Включённость человека в мировой порядок обеспечивается, с одной стороны, через материальность его телесности, а, с другой стороны, через духовность, которая присуща ему как представителю человеческого рода.
Основную идею антропокосмизма Н. Г. Холодный выражает следующим образом: «Человек раз и навсегда перестает быть центром мироздания. Он становится просто одной из органических составных частей, не пользующейся никакими привилегиями ни в смысле своего положения среди других существ, ни в смысле происхождения» [14, с. 199].
Главной проблематикой философии и педагогики космизма становится жизнь всего человечества в условиях Земли и Космоса. Смысл бытия человека обусловливается закономерностями глобального эволюционного процесса, тенденциями развития
человечества как космопланетарного феномена. В соответствии с идеями космизма смысл жизни человека должен быть глубоко сопряжён со смыслом жизни всего человечества, вытекать из него и служить ему. Проблема смысла жизни решается философами-космистами в принципиально позитивном, оптимистическом плане.
Идеал концепции антропокосмизма состоит в гармоничной связи и взаимодействии человека с другим Человеком, Обществом, Природой, рассматриваемой в глобальных и космических масштабах. Условием реализации этого идеала является единение человечества в планетарную общность на основе процесса нравственной эволюции, духовного совершенствования.
В философии космизма в соответствии с этикой всеединства в процессе эволюционного развития мира в качестве смыслообразующего и целеполагающего ориентира выступает нравственное совершенствование человека. Нравственность является механизмом становления духовного единства человеческого сообщества.
В концепции антропокосмизма В. И. Вернадского этический идеал бытия всего человечества и отдельного человека выражен идеей ноосферы. Идея ноосферы раскрывает духовно-материальное единство мироздания и в контексте этого единства выявляет цели и смысл существования человечества. Ноосфера как идеальный проект развития цивилизации ориентирует человека на достижение гармонии в системе «Человек- Общество- Природа». Созидание ноосферы зависит от внутреннего мира человека, от уровня его совершенства. Достижение ноосферного идеала развития возможно при условии, если к нему будут устремлены усилия большинства людей планеты Земля.
Согласно выводам современных исследователей, именно ноосферная модель является идеалом образовательного процесса XXI века. А. Д. Урсул характеризует концепцию ноосферы как наиболее перспективную в мировоззренческом плане. По мнению учёного, на базе этой концепции должна проявиться развёрнутая теория будущего человечества [13].
В контексте принципа антропокосмизма смыслоориентирующая функция образования должна быть нацелена на создание условий для формирования глобального мировоззрения личности, ориентированной на гармоничное сосуществование человека, общества и природы в космопланетарном масштабе как на идеал бытия личности, человечества и всего мироздания. Для личности, мировоззрение которой ориентировано на достижение ноосферы как идеальный проект развития цивилизации, единство мироздания является основополагающей ценностью.
Смыслоориентирующая функция образования выступает фактором формирования глобального мировоззрения, основанного на ценностях антропокосмического, но-осферного миропонимания. В соответствии с идеями космизма устремления личности, обладающей новым типом мировоззрения, направлены на общее благо. Её ценностными ориентирами является благополучие человечества как планетарного единства, ответственность за судьбу цивилизации. Личность при этом выступает выразителем общечеловеческого социального смысла, субъектом глобального эволюционного процесса, активно содействующим гармоничному развитию мирового сообщества.
Согласно выводам исследователей, в начале XXI в. идея ноосферы может и должна стать идеальным проектом будущей социоприродной и социальной гармонии, управляемой совокупным человеческим разумом. В современных условиях, когда нарушение равновесия между природой и обществом достигло глобальных масштабов, реализацию смыслоориентирующей функции образования необходимо направить на формирование мировоззрения, ориентированного на становление социопри-родной гармонии. Обеспечение глобальной экологической безопасности невозможно без изменения системы мировоззренческих ценностей личности.
Идеал представителей философии космизма состоит в обеспечении гармоничной связи человека с природой, взаимодействии человека и Космоса. В соответствии с идеями космизма в сферу своих духовных интересов человек включает состояние природы
планеты Земля и Космоса. Экологическая составляющая глобального мировоззрения, основанного на принципе антропокосмизма и идее ноосферы, предполагает понимание человеком себя как компонента биосферы, осознание смысла своего существования в контексте космопланетарного бытия природы. Феномен жизни выступает как укоренённость в бытии и высшая ценность.
По мнению В. И. Вернадского, человек является «жителем планеты» и «должен мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в планетарном аспекте. Он, как и всё живое, может мыслить и действовать в планетном аспекте только в области жизни - в биосфере, в определённой земной оболочке, с которой он неразрывно, закономерно связан и уйти из которой он не может. Его существование есть её функция. Он несёт её с собой повсюду» [1, с. 28].
Экологический идеал философов-космистов нацелен на возвышение человека как нравственного существа. В контексте этого идеала в основе смыслоориентирующей функции современного образования должна лежать биосферная этика, которая предполагает паритетное, бережное отношение человека к Природе. Ценностной ориентацией личности становится согласованность деятельности человечества с законами биосферы, с системными закономерностями природы и общества.
Реализация смыслоориентирующей функции образования основывается на выводе о том, что в современном научно-философском знании идея ноосферы В.И. Вернадского находит своё развитие в содержании концепции ноогуманизма. Ноогума-низм характеризуется как «стремление человеческого сообщества к состоянию коэволюции с биосферой, утверждение ценности жизни во всех её проявлениях, гармоническое взаимодействие человека с природой (включая Космос) и ответственность его как единственного разумного существа на планете за жизнь на Земле» [11, с. 11].
Согласно идеям философии и педагогики космизма организация жизни человечества в соответствии с закономерностями космопланетарной эволюции не сможет осуществиться без кардинального изменения в социальной сфере.
В философии русского космизма синтезированы такие категории, как соборность, всеединство, всеобщность. Используемая в этом направлении знаний категория соборности стала воплощением стремления русского народа к всемирному единению, общности, целостности. «Необходимость такого объединения усилий вытекает уже из факта первоначальной родственности людей, обнаруживающейся в общем их происхождении, как органического типа. Но родство это, данное природой, должно во вторичной своей сознательной стадии стать трудовым и действенным, и превратить мир в одну великую работающую семью» [9, с. 209].
Соборность в философии космизма понимается как духовное единство, объемлющее весь человеческий род. Соборность противостоит индивидуально-эгоистическому началу в человеке, отчуждающему его от общей судьбы планетарного человечества.
Посредством раскрытия содержания понятий «всеединство» и «соборность» в философии космизма определяется характер гармоничных общественных отношений. Современными исследователями отмечается, что в настоящее время идея, понимаемая как идея свободного синтеза различных культур, признающая самоценность отдельных социальных субъектов (государств, народов, личностей) важна в постановке и решении тех проблем, которые принято называть глобальными.
По мнению А. Гулыги, «в основе русского космизма лежит мировоззрение, мировосприятие многонациональной народности, которая, в русской философии проявляется через попытку осмысления судьбы народа, его предназначения и места в мировом порядке» [4, 44].
М. Монтессори указывает на необходимость совершенствования у человека глубокого чувства причастности к другим людям, к мировому сообществу. «Новый гражданин нового Мира - это гражданин Универсума, который живет не только в
рамках своей национальной идентичности, но и объединяется с представителями других государств «под единым флагом человечества» [16, с. 126].
По Вентцелю, «Каждая личность может дорасти до сознания, никогда ее не покидающего, что она не только сын своих ближайших родителей, отца и матери, но и Сын Великого Творческого Космоса и Великого Творческого Человечества. И развитие в себе чувства этой Сыновности по отношению к Космосу и Человечеству есть только вопрос времени» [2, с. 9].
В соответствии с взглядами М. Монтессори, человек должен постоянно работать в направлении совершенствования своей духовности, культивирования у себя универсального (=космического) сознания. «Все люди, работающие над достижением этой цели и тем самым над достижением гармонии на Земле, образуют «La Nazione Unica», для которой существует только одно отечество - планета Земля» [17, с. 24]. Образование La Nazione Unica итальянский педагог расценивает как важнейшую предпосылку мирного сосуществования человечества.
В философии и педагогике космизма вместе с осознанием единства человеческого бытия выдвигается идея мира как единственно достойной формы человеческого существования.
К.Н. Вентцель акцентирует внимание на проблеме мирного сосуществования людей на планете Земля, необходимости устранения войн как средства разрешения конфликтов, поднимает проблему воспитания миролюбия. Как подчёркивает Б. Г. Корнетов, «педагог ставит задачу воспитания Человека, способного усовершенствовать общество на принципах добра и справедливости» [6, с. 16].
В содержании глобальных идей философии космизма заложено глубокое осмысление исторических перспектив человеческой цивилизации в общепланетарных и космических масштабах. Учёные-космисты указывают на то, что только рассмотрение человека и общества как органичной части Универсума, подчиняющегося законам всеобщей целесообразности, сможет стать гарантией будущего всего человечества.
В соответствии с идеями философии космизма, смысл жизни обусловлен значением человека для истории мировой цивилизации. Основной акцент в определении общественного идеала философы-космисты ставят на проблеме должного отношения микрокосма (человека) к макрокосму (объективному миру). Общественный идеал рассматривается философами и педагогами-космистами в качестве важнейшего фактора развития человечества. Единение человечества в планетарную общность является условием реализации этого идеала.
Идеал русских мыслителей связан с представлением о гармоничных отношениях между народами и культурами, где будут утверждены равноправные отношения. В философии и педагогике космизма ставится вопрос о необходимости организации всего человеческого бытия на разумных гуманистических основаниях.
В русском космизме феномен общественного идеала сопряжен с этикой универсальной ответственности и любви. По Соловьеву, как отмечают исследователи (Г. С. Агачева, С. Г. Семенова), любовное взаимодействие (сигизия) должно объять отношение индивида к большему, чем он сам, целому: к народу, обществу, человечеству и, наконец, ко всей Вселенной.
Смысл существования человека в концепциях космистов связывается с повышением его статуса как сотрудника и сотворца космической жизни. Смысл жизни понимается как беспредельное познание, совершенствование и служение общему благу. Способом выживания и эволюционного развития человечества выступает процесс нравственного преображения человека.
С точки зрения К. Н. Вентцеля, основой космического сознания является нравственность человека. «Невозможно совершить злое, порочное, преступное тому,- пишет К. Н. Вентцель, - кто слился всецело и безраздельно с Творческим Космосом, кто преодолел свою отдельность и обособленность, кто не противополагает больше себя Творческому Космосу, Человечеству и составляющим его людям, а рассматривает себя
как составляющего с ними одно целое. У такого человека исчезли всякие поводы и мотивы для совершения зла» [2, с. 19]. К.Н. Вентцель указывает на то, что человек должен быть человеколюбив, гуманен и альтруистичен.
По мнению М. Монтессори, глубокое преклонение перед единением людей на Земле призвано стать доминирующим чувством новых поколений. Они должны испытывать чувство гордости за то, что принадлежат к человечеству. «Человек должен восприниматься как священное существо мироздания, как самое большое чудо природы; необходимо, чтобы каждый шаг на поприще образования пробуждал у человека чувство любви и благодарности за все те преимущества, которые даёт ему жизнь. Используя тот или иной предмет, мы всегда должны осознавать то, что в него вложен труд другого человека. Кусочек хлеба, горстка риса, платье, дом, транспорт - все дано нам людьми. Мысль об усилиях этих людей, о жертвах, принесенных ими во благо других, всегда должно быть актуальна для нашего сознания.... Вредить человечеству означает быть слепым и варварски невежественным» [10, с. 151].
В настоящее время идёт напряженный поиск общественного идеала, духовных ориентиров и ценностей, путей достижения единства человеческого сообщества, выхода их общемирового экологического и нравственного кризиса. Идеал связи человека с обществом, природой Земли и Космоса, сформулированный в философии и педагогике космизма, находится в полном соответствии с современными научно-философскими идеями о коэволюции. Представление философов космизма о путях достижении этого идеала созвучно концепциям современной глобалистики.
В силу своей актуальности концептуальные идеи философов-космистов представляют собой неоценимый теоретический и практический потенциал для современного образовательного процесса, для подготовки людей, обладающих востребованным в условиях глобализации новым типом мировоззрения.
Исходя из вышесказанного, правомерно сделать следующие выводы.
В разрешении насущной для современной педагогики проблемы формирования глобального мировоззрения личности определяющей становится смыслоориентирующая функция образования, реализация которой основывается на методологии философии и педагогики космизма, единстве онтологического и феноменологического подходов. Организуемая педагогом активная познавательная деятельность опосредует связь человека с глобализирующимся миром, задает процесс смыслообразования, является средством постижения субъектом смысла жизни. Личностный смысл выражается в виде ценностных ориентаций человека. Постигнутый в образовательном процессе смысл ориентирует субъекта в мире. Смыслоориентирующая функция образования служит становлению смысла жизни как единства личного и общественного, как субъективного должного.
Реализация смыслоориентирующей функции предполагает направленность современного образовательного процесса на получение субъектом целостного знания, целостное видение человеком мира в его космопланетарном пространственновременном масштабе, понимание себя как неотъемлемой части мироздания, как субъекта глобального эволюционного процесса.
Содержание смыслоориентирующей функции образования должно быть представлено такими, трактуемыми с позиций современного научно-философского знания, понятиями, как:
всеединство, антропокосмизм, ноосфера, гуманизм, соборность, любовь, миролюбие, универсальная ответственность.
В основе смысложизненных установок личности, обладающей глобальным мировоззрением, лежит переживание ею своей причастности к мировому бытию, стремление к духовно-нравственному самосовершенствованию, диалог с природным и социальным миром как способ обнаружения смысла.
В условиях глобализирующегося мира смыслом жизни личности является содействие обеспечению благополучия человечества, принятие на себя моральной от-
ветственности за гармонизацию социальных и социоприродных отношений в системе «Человек - Человечество - Природа Земли и Космоса».
1.Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. М., 1991. - 270 с.
2. Вентцель К. Н. Заметки о космическом воспитании. Научный Архив РАО. Ф.23, оп. 1. ед. хр. 16.
3. Гайдабрус Н. В. Смысл жизни человека в условиях глобальных проблем современности. автореф. ... канд. филос. наук. Пенза 2005. - 26 с.
4. Гулыга А. Русская идея и ее творцы, М.: Соратник, 1995. - 306 с.
5. Конашкова А. М. Методологические основания феноменологической онтологии: архитектоника смысла бытия: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Екатеринбург, 2007. - 28 с.
6. Корнетов Б. Г., Богуславский М.В. Космическая педагогика К. Вентцеля // Свободное воспитание: пед. альманах. - 1993 -Вып. 2. - С. 14 - 19.
7. Малышев Ю. М. Феномен мироздания и его отражение в современной науке. Санкт-Петербург 2007. Реф. - 31 с.
8. Москаленко А. Т. Смысл жизни и личность - Новосибирск: Наука, 1989. - С. 11 - 38.
9. Муравьёв В. Н. Всеобщая производительная математика // Русский космизм: Антология философской мысли. М.: Педагогика Пресс, 1993. - 368 с.
10. Основополагающие идеи педагогики Монтессори. Из письменного наследия и сферы практической деятельности Марии Монтессори. Сост. Пауль Освальд, Гюнтер Шульц-Бенеш. Пер. с нем. Под ред. Н. Г. Тарасенко, М. Н. Костиковой Белгородский государственный университет, 1999. - 222 с.
11. Сикорская Г. П. Основные методологические подходы к содержанию экологического образования // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2009. № 9(66). - С. 11-22.
12. Сулейманов И. Р. Феномен образования в контексте онтологии человека: автореф. дис....канд. филос наук:-Казань. 2006. - 22 с.
13. Урсул А. Д. Введение в социальную экологию: учеб. пособие. Ч. II. М.: Луч, 1994. - 255 с.
14. Холодный Н. Г. Избранные труды. - Киев: Наукова думка, 1982.- 444 с.
15. Шугуров М. B. Человек: бытие и отчуждение. Опыт антропологической герменевтики. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1999. - 376 с.
16. Grundgedanken der Montessori-Pädagogik. hergst. Paul Oswald und Günter Schulz-Benesch. Freiburg 1996. - S. 199
17. Montessori, M.: «Kosmische Erziehung», Freiburg, 1988. - S. 190.
Список литературы
REALIZATION OF MEANINGS FUNCTION OF EDUCATION AS THE CONDITION OF SHAPING GLOBAL PERSONALITY’S WORLD VIEW
Belgorod National Research University
e-mail:
N. G. Tarassenko
Paper is devoted a problem of shaping personality’s world view in the conditions of the globalized world. The special accent in the permission of this problem becomes on value education’s function which is directed on person’s understanding of the life’s meaning. The maintenance of this function is considered in a context of philosophy and pedagogies of cosmism, forming a methodological basis of shaping personality’s world view.
Keywords: globalization; personality’s world view; philosophy of cosmism; pedagogy of cosmism; meaning’s function of education.