Научная статья на тему 'Проблема формирования целостного мировоззрения личности в контексте идей философии космизма'

Проблема формирования целостного мировоззрения личности в контексте идей философии космизма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1419
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ / ИДЕИ ФИЛОСОФИИ КОСМИЗМА / ВСЕЕДИНСТВО / АКТИВНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ / НООСФЕРА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тарасенко Н. Г.

В статье обосновывается актуальность проблемы целостного мировоззрения личности для современной системы образования. Автор аргументирует правомерность выбора основополагающих идей философии космизма в качестве методологического основания разрешения данной проблемы. Методологический потенциал ведущих идей космизма раскрывается в содержании онтологической, гносеологической, аксиологической и праксеологической сторон мировоззрения. В работе определяются педагогические условия формирования целостного мировоззрения личности на основе идей философии космизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Тарасенко Н. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования целостного мировоззрения личности в контексте идей философии космизма»

УДК 113/119:13:14

ПРОБЛЕМАФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛОСТНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ИДЕЙ ФИЛОСОФИИ КОСМИЗМА

Н. Г. Тарасенко

Белгородский

государственный

национальный

исследовательский

университет

e-mail:

tarassenko@bsu.edu.ru

В статье обосновывается актуальность проблемы целостного мировоззрения личности для современной системы образования. Автор аргументирует правомерность выбора основополагающих идей философии космизма в качестве методологического основания разрешения данной проблемы. Методологический потенциал ведущих идей космизма раскрывается в содержании онтологической, гносеологической, аксиологической и праксеологической сторон мировоззрения. В работе определяются педагогические условия формирования целостного мировоззрения личности на основе идей философии космизма.

Ключевые слова: мировоззрение личности, методологическое основание, идеи философии космизма, всеединство, активная эволюция, ноосфера, образовательный процесс, содержание образования, педагогические условия.

Характерной особенностью современного этапа развития цивилизации является усиление процесса глобализации и, как следствие этого, появление наряду с положительными явлениями сверхсложных глобальных проблем, которые выступают в качестве вызовов времени, определяющих судьбу человечества. Их разрешение, обеспечение устойчивого развития человечества как планетарного феномена, благополучного будущего общества предполагает глобализацию сознания человека и целенаправленные согласованные действия населения планеты по гармонизации отношений в системе «человек-общество-природа».

Особое место в процессе обретения мировой цивилизацией устойчивого характера развития принадлежит системе образования, которая закладывает будущее человечества. По мнению современных исследователей (В. В. Казютинский, А. С. Пушкарё-ва, Ю. В.Пушкарёв, О. А. Латуха и др.), «образование находится в эпицентре глобализации. Именно здесь формируется новое поколение. От него будет зависеть реальное претворение в жизнь, как позитивных сторон глобализации, так и устранение его негативных последствий. Поэтому именно в сфере образования необходимо внимательно изучать явление глобализации, его движущие силы, его последствия, воздействовать на эти процессы. Образование в современном мире становится интегрирующим фактором и условием развития личности и всего мирового сообщества (происходит удовлетворение как индивидуальных, так и общественных потребностей)» [11, с. 404 -405].

Общепризнан вывод о том, что глобальные проблемы современности фокусируются в проблеме мировоззрения человека. Духовный кризис начала XXI века проявляется прежде всего в разрушении целостности мировоззрения личности, отчуждённости человека от Природы, Общества, Другого человека и, в конечном счёте, от самого себя. Мировоззренческая ситуация настоящего времени характеризуется фрагментарностью взглядов человека на мир, отсутствием целостности мировосприятия.

По мнению исследователей, «функционирующие формы мироотношения оказываются неспособными удержать сущностное предназначение мировоззрения человека - упорядочивания и гармонизации миров его бытия»[1, с. 38]. Выход из кризиса невозможен без преобразования мировоззрения, поскольку именно мировоззрение предполагает выбор человеком своего образа жизни. Современная эпоха в качестве ключевой отчётливо обозначила такую педагогическую проблему как формирование целостного мировоззрения личности.

Как известно, мировоззрение представляет собой исторически развивающийся процесс. Каждая историческая эпоха вырабатывает свои представления о мире и о назначении человека. Требования объективных условий настоящего этапа развития цивилизации побуждают к изучению феномена мировоззрения в контекстах современности и перспектив будущего развития общества. В связи с этим актуализируется проблема мировоззренческих ориентиров современного образования. Приоритетной задачей педагогических исследований является поиск методологических оснований для разрешения проблемы духовной целостности личности. На сегодняшний день востребована методология, отвечающая необходимости глобализации сознания человека.

Современные исследователи (М. П. Арутюнян, В. Н. Сагатовский, А. И. Субетто, В. Н. Финогенов и др.) указывают на актуальность в вопросе разрешения проблемы целостного мировоззрения тех философских идей, которые имеют статус глобальных, и тех методологических оснований, в которых выражено единство онтологического, антропологического и феноменологического подходов к исследованию феномена мировоззрения.

Антропологический подход нацелен на изучение онтологической природы человека, его сущностных свойств как особой формы бытия в мире. Проблема формирования нового типа мировоззрения сопряжена с центральной проблемой целостности человека как феномена бытия.

Онтологический подход к понятию мировоззрения характеризует его в качестве неотъемлемого свойства бытия человека в мире, раскрывает содержательную целостность мировоззрения.

Феноменологический подход нацелен на исследование смысловых структур как онтологических, смысловой данности мира. В рамках этого подхода акцентируется внимание на онто-антропологической связи бытия и смысла. «Это новое онтологическое направление, развивающееся как понимание бытия в качестве смыслового горизонта, является эвристически продуктивным как на онтологическом, так и гносеологическом уровнях. Речь идёт не о созерцании (что означало бы раздвоение на созерцающее существо и созерцаемое бытие), а о переживании бытия в его непосредственности, смысловой самоданности» [8, с. 15].

В контексте единства этих подходов мировоззрение предстаёт особым способом включения человека в мир, который обусловливает процесс «перехода» мира внешнего в мир внутренний, в создание жизненно значимых для человека смыслов и ценностей.

По мнению многих современных авторов (Ф. И. Гиренок, Л. В. Голованов, В. П. Казначеев, О. Д. Куракина, Н. Н. Моисеев, С. Г. Семенова, В. С. Степин, Ю. В. Олейников, и др.), методологической основой формирования мировоззрения современного человека являются идеи философии космизма. Философия космизма представляет собой стержневое направление мировой культуры. Представителями русских филосо-фов-космистов являются Н. А. Бердяев, В. И. Вернадский, В. С. Соловьев, Н. Ф. Федоров, Н. Г. Холодный, К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский и др.

Концепции каждого из представителей космизма отличаются своеобразием взглядов, определенной спецификой. Однако единой платформой этого направления знания является целостный подход к рассмотрению взаимоотношений в системе «человек - мир», которая лежит в основе феномена мировоззрения. С точки зрения современных исследователей (В. Н. Сагатовский, Н. В. Исакова, Н. В. Башкова, Г. П. Ковалева, И. Ю. Салмина, С. В. Терехов, Т. А. Феньвеш и др.), космизм является квинтэссенцией глобального мировосприятия и мироощущения, ведущие идеи космизма имеют статус глобальных.

Обратимся к анализу основополагающих идей философии русского космизма с целью, во-первых, раскрытия выраженности в них единства онтологического, антропологического и феноменологического подходов к разрешению проблемы целостного мировоззрения, во-вторых, выяснения смысла и возможностей реализации этих идей в современном образовательном процессе.

В теоретических концепциях философов-космистов основополагающую роль играет идея единства мира как гармоничного целого, обладающего способностью эволюционирования. Идея единства мира занимает особое место, как в естественнонаучном, так и в религиозно-философском направлении космизма. Эта идея чрезвычайно важна в плане рассматриваемой проблемы, поскольку в ней находит своё выражение онтологическая составляющая мировоззрения личности.

Для обозначения мира как структурно организованного и упорядоченного целого в концепциях космизма используется понятие «Космос». В религиозно-философском и естественнонаучном направлениях космизма Мир - это Космос, трактуемый как всё сущее. Методологическое положение русских философов о космическом единстве мироздания предполагает понимание целостности мира в масштабах Вселенной.

Для первого направления космизма онтологическим принципом, связующим Космос является идея всеединства, для второго - универсальные космические законы.

В философии В. С. Соловьева всеединое выступает абсолютной единораздельной целостностью бытия. Идея всеединства позволяет рассматривать мир и лежащие в его основе закономерности как единое целое, как единство всего во всём. По Соловьеву, «первенство бытия принадлежит не отдельным частям, а целому, безусловное первоначало и источник всякого бытия есть абсолютная целостность всего сущего, т. е. Бог» [13, с. 355]. В.С. Соловьев говорит о единстве идеального и материального, материального и духовного мира. Это положение представляет принципиальную значимость в плане разрешения проблемы формирования целостного мировоззрения, поскольку указывает на неразрывную связь его онтологической и гносеологической сторон.

На основе исследования концепции всеединства Г. Ф. Гараева приходит к следующему заключению: «В. С. Соловьёв отождествлял принцип всеединства с принципом целостности, утверждающим, что каждый предмет есть лишь выделившаяся часть целого, которое включает независимое от какого-то данного предмета бытие других явлений, предметов, процессов, с которыми он связан и взаимодействует» [6, с. 307].

Представители естественнонаучного космизма стоят на позиции признания единства Вселенной, утверждая, что все разнообразие предметов и явлений природы, общества и человеческого сознания - суть проявления целостной всемирной субстанции: «Всё порождено Вселенной, она начало всех вещей, от неё всё и зависит» [16, с. 308].

В идее о единстве человека и Космоса выражена установка на онто-антропологическую составляющую мировоззрения личности, определяющую место человека в Мире как космо-планетарной целостности. В соответствии со взглядами представителей философии космизма человек включён в мировой порядок. Он рассматривается как органичная часть Космоса, которая подчиняется законам всеобщей целесообразности. Н. А. Бердяев пишет: «Человек - малая вселенная, микрокосм -вот основная истина познания человека и основная истина, предполагаемая самой возможностью познания. Вселенная может входить в человека, им ассимилироваться, им познаваться и постигаться потому только, что человек не дробная часть вселенной, а цельная малая вселенная» [2, с. 29].

Согласно космизму, человек гармонично связан с природой Космоса и образует с ней неразрывное единство и эта связь представляет собой самый значимый аспект целостности мира. «Неразрывная связь человека и космоса является одним из проявлений целостности мира. Судьба существа зависит от судьбы Вселенной, с другой стороны, судьба Вселенной зависит от космического разума, то есть от разума человечества» [17, с. 226].

Понимание единства человека и космоса нашло своё отражение в мировоззренческой категории антропокосмизма. Антропокосмизм характеризуется Н. Г. Холодным как новое миропонимание, отличное от антропоцентризма, где человек рассматривается в качестве центра мироздания и акцент делается на привилегированном положении человека в мире. Характеризуя основную идею антропокосмизма,

Н. Г. Холодный пишет: «Человеческий микрокосм - органическая часть всего великого мирового целого, нераздельно с ним связанная и ему же обязанная своим существованием. Нет и не должно быть никаких границ между миром человека и всей остальной Вселенной, и поэтому нельзя противопоставлять их друг другу» [l8, С. 199]. Все, что разъединяет человека и общество, человека и природу, Н. Г. Холодный относит к антропоцентрическим процессам (эгоизм, честолюбие, пессимизм, нетерпимость и т. п.), а все процессы, ведущие к единению человека и с окружающей его социальной и природной средой, ученый характеризует как антропокосмические.

Следующей центральной идеей космизма, имеющей приоритетное значение для разрешения проблемы целостного мировоззрения, является идея активной эволюции. Это идея о космической природе человека и его сознания, о воплощенности в человеке Вселенной в ее развитии и существовании, о предназначении человека. Идея активной эволюции задает качественно новый, соответствующий требованиям современности тип мироотношения.

В соответствии с этой идеей мир как гармоничное целое обладает способностью непрерывного эволюционирования. Эволюция представляет собой проявление космической организованности структуры природы и её процессов. Возникновение и развитие человека рассматривается представителями космизма как определённая фаза процесса универсальной космической эволюции. Человек понимается не только как сознательный субъект исторического процесса, но как эволюционирующее, вселенское и универсальное, творчески себя превосходящее существо. Эволюция трактуется как восхождение от высших материальных форм жизни к высшим, духовным. В идее активной эволюции раскрывается космическая природа сознания человека, указывается на связь сознания с космическими и земными процессами. То есть, согласно этой идее, человек в процессе эволюции закономерно появляется не просто как материальное тело, а как духовное существо. Разум, сознание человека и его духовный мир представляют собой космические явления. Таким образом, в идее активной космической эволюции утверждается единство материального и духовного в Мире.

Связь человека с Космосом выражается не только в его телесной «встроенно-сти» в Мир, но и в способности человека осознать единство Вселенной, в возможности познания и преобразования всеединого мира. Индивидуальность - это «определенный образ всеединства, некоторый определенный способ восприятия и усвоения себе всего другого» [13, с. 114]. По Соловьёву, разум - это способность постичь всеединое идеально, в понятии. Разум для Соловьева является той точкой, в которой сосредоточено духовное начало в человеке. Из неё он выходит как духовное существо. Благодаря разуму человек себя осуществляет. Размышляя о связи человека с миром, Н. А. Бердяев пишет: «Судьба микрокосма и макрокосма нераздельны, вместе они падают и поднимаются» [4, с. 90].

В естественнонаучной концепции космизма (В. И. Вернадский) эволюция человека связывается с идеей ноосферы как сферы разума, которая является высшим идеалом разумной организации взаимодействия человека с Природой. В. И. Вернадский говорит о неизбежности «наступления времени, когда человечество должно строить свои отношения с природой на научной основе, а наука, призванная помочь человечеству овладеть теми процессами, которые до сих пор протекали стихийно, постепенно начнёт пронизывать всю деятельность общества, включая его взаимоотношения с природой» [5, с. 484].

По Вернадскому, приближение к ноосферному идеалу требует от человека научиться мыслить и действовать «не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств или союзов, но и в планетарном аспекте» [5, с. 35].

В философии космизма именно человеку как духовному существу отводится огромная роль в преобразовании мироздания. Вместе с тем указывается на несовершенство духовной природы человека. С точки зрения космистов, человек представляет собой далёкое от идеала существо. Отсутствие у него стремления к самосовершен-

ствованию грозит цивилизации непредсказуемыми катастрофическими последствиями. Философами-космистами настойчиво проводится мысль о необходимости дальнейшего развития человека ко всё большей целостности. Целостность человек обретает через совершенствование себя. Совершенствуя себя, человек совершенствует человечество как планетарное единство и Природу, рассматриваемую в космопланетарном масштабе. Человек в философии космизма характеризуется как субъект, обладающий потенцией «бесконечного совершенства», как существо, могущее «в сознании и в жизни своей вместить абсолютную истину» [14, с. 506].

Необходимость духовного совершенствования человека обусловлена объективным процессом эволюционного космо-планетарного развития. В соответствии с философией космизма, человек наделён особым идеальным онтологическим статусом, он призван познавать и одухотворять Мир. Активная эволюция предполагает конструктивное вмешательство людей в естественную среду для снятия природных и социальных противоречий. Идея ноосферы ориентирует на духовное измерение всей системы отношений человека с Миром.

В философии космизма идеалом человека выступает духовная творческая свободная личность, осознавшая свою ответственность перед Космосом и человечеством, постоянно стремящаяся к обретению максимального единства и гармонии с ними.

Основой духовного совершенствования человека, которое ведёт его к гармоничному единению с миром, философия космизма считает космическую этику. Фило-софы-космисты подчеркивают приоритет нравственно-психического преобразования человечества. По их мнению, вектор эволюционного развития человека должен быть направлен к осуществлению высших этических идеалов.

Этические идеалы космизма основываются на представлении философов о всеединстве, месте и назначении человека, роли человека в коэволюционном процессе человечества, природы планеты Земля и Космоса. Осуществление личностью процесса самосовершенствования должно опираться на знание законов Космоса.

Космическая этика ориентирует человека на высшее духовное единство с Миром. В соответствии с этикой космизма единство Мира находит своё выражение в понятии «любовь». Любовь в представлениях космистов - это онтологический акт, нацеленный на единство мира. По В. С. Соловьёву, «Благо есть единство всего или всех, т. е. любовь как желаемое («единство существенное»)»; «Истина есть та же любовь, то есть единство всего, но уже как объективно представляемое; то есть единство идеальное»; «Наконец красота есть та же любовь (т.е. единство всех), но как проявленная или ощутимая: это есть единство реальное» [12, с. 102]. Особое значение в реализации жизненной задачи человека - установлении всеединства В.С. Соловьёв придаёт нравственным чувствам. Если разум и слово, с его точки зрения, являются необходимыми формальными условиями включения человека в процесс становления всеединства, то нравственные чувства задают уже определенное содержание его деятельности в этом процессе. По убеждению В.С. Соловьева, в нравственности мы находим реальные переживания действительности, против которых, бессильны всякие отвлеченные рассуждения.

Согласно В. С. Соловьёву, любовное взаимодействие (сигизия) должно объять отношение индивида к большему, чем он сам, целому: к народу, обществу, человечеству и, наконец, ко всей Вселенной. «Установление истинного любовного...отношения человека не только к его социальной, но и к его природной и всемирной среде, - считает философ, - эта цель сама по себе ясна» [15, с. 101].

Значимость понятия «любовь» для формирования мировоззрения и духовного мира человека в целом подтверждают и современные исследователи. По мнению А. И. Зеличенко, «любовь составляет сердцевину духовности» [7, с. 156]. В. И. Мурашов рассматривает это понятие как педагогическую категорию: «Развитие сердца как органа любви - ведущий принцип духовно развивающегося российского образования III тысячелетия» [10, с. 34].

В этике космизма основной акцент делается на проблеме должного отношения микрокосма (человека) к макрокосму (объективному миру). В ней проявляется стремление утвердить этику универсальной ответственности и любви. В соответствии со взглядами космистов, высшая воля человека - это воля к разумному и высоконравственному самоосуществлению. По Бердяеву, «творчество - нравственный долг человека, им он окупает грехи низшей природы и помогает эволюции [3, с. 209].

Смысл существования человека связывается с повышением его статуса как созидательно-деятельного участника космического эволюционного процесса. В соответствии с космической этикой, поступки личности оцениваются, исходя из общечеловеческих целей планетарного и космического масштабов. Космизм предполагает универсализацию нравственных ценностей. Проблема смысла жизни в творчестве философов-космистов рассматривается не в узко личностном, а в космо-планетарном плане. Смысл жизни человека в творчестве философов-космистов раскрывается как служение общему благу. Благо трактуется в качестве всеобщего основания космического бытия. Содержание процесса духовного совершенствования человека обусловлено значением этого процесса для гармонизации его отношений с Миром. Этика гуманизма и универсальной ответственности выступают как смыслообразующие и целеполагающие ориентиры духовно-нравственного совершенствования человека.

Следует заметить, что философы-космисты придают большое значение образованию, полагая космическую этику в качестве основания воспитания у человека ответственности за весь космический порядок жизни. С точки зрения О. Д. Куракиной, «русский космизм - это определённая ориентация целой культуры, в частности, Российской, в основе которой лежит мировоззрение живого нравственного Всеединства» [9, с. 9].

Принципиальная значимость идеи активной эволюции для исследования целостности духовного бытия человека состоит в том, что в ней выражено единство антропологической, онтологической и феноменологической составляющих мировоззрения личности.

Вышеизложенное приводит к выводу о том, что основополагающие идеи философии русского космизма - идея всеединства, идея о единстве человека и Космоса, идея активной эволюции, идея ноосферы - обладают тем методологическим потенциалом, использование которого может стать эффективным условием формирования целостного, востребованного на современном этапе исторического развития мировоззрения личности. Целостный характер нового типа мировоззрения, формируемого на основе идей космизма, задаётся глобальным характером этих идей и выраженностью в единстве их содержания онтологического, антропологического и феноменологического подходов к исследованию духовного мира человека.

Онтологическая сторона нового типа мировоззрения предполагает опору образовательного процесса на модель мироздания как метасистему, отражающую современное научно философское видение мира в масштабах Вселенной. Непрерывно эволюционирующими и неразрывно связанными между собой составляющими этой метасистемы являются неорганичная космопланетарная система, биосфера, социум, культура. Имманентная принадлежность человека к природной и социокультурной составляющим мироздания понимается как среда и условие его жизнедеятельности в качестве телесно-духовного существа.

Гносеологическая составляющая этого типа мировоззрения предполагает познание Мира как эволюционирующей метасистемы и действия в ней универсальных законов бытия в контексте собственной имманентной включённости в космопланетарное бытие.

Аксиологическая сторона мировоззрения, формируемого на основе идей космизма, находит своё выражение в таких ценностях как феномен жизни; единство космопланетарных, биосоциальных и социокультурных условий существования индивида

и человечества в целом; благополучие, толерантность, творчество; свобода, возможность духовного развития и самореализации.

Праксеологическая сторона нового типа мировоззрения характеризуется наличием ценностных ориентаций и установок на нравственное и ответственное отношение к миру, на обретение максимального единства и гармонии с ним, на созидательную деятельность, совершенствующую и гармонизирующую мир, на постоянное духовное самосовершенствование.

Основополагающими характеристиками востребованного на сегодняшний день целостного мировоззрения личности являются: глобальность, космичность, ноосфер-ность, прогностичность, гуманизм, экологичность.

Формирование в образовательном процессе целостного мировоззрения личности на основе идей космизма возможно при следующих условиях:

1. Осуществление отбора и конструирования содержания образования на основе складывающейся в настоящее время системной научно-философской картины мира, в которой стираются границы между наукой и философией. Системная научнофилософская картина мира раскрывает всеобщий синтез объектов и явлений Вселенной. В ней представлено единство систем Универсума: природной, социальной, духовной и искусственной. В рамках данной картины мира знания о Вселенной, природе Земли, обществе и человеке предстают перед учащимися как единая система, что обусловливает формирование целостного миропонимания личности.

2. Организация формирования интеллектуально-когнитивной стороны мировоззрения на основе системного, интегративного характера процесса познания. Системное мышление рассматривает объект мира во взаимосвязи всех его характерных черт, во взаимосвязи различных уровней, внутренних и внешних отношений и его целостной сущности. Законы существования объекта действительности рассматриваются как выражение всей системы его взаимодействий в космо-планетарном пространстве. Познание мира предполагает рассмотрение его как метасистемы - системы систем. Познавательный процесс ориентируется на единство аналитической и синтетической форм мышления, на моделирование как способ познания, на развитие у учащихся способности видеть целое раньше его частей.

3. Введение в содержание мировоззрения новых смыслов, формирование ценностного ряда, ориентирующего личность на гармонизацию своих отношений с миром и обеспечение ноосферного вектора развития. Ориентация процесса образования на формирование мировоззрения как иерархически выстроенную систему глубинносмысловых целостных гуманистических представлений о мире, на становление миропонимания, которое позволяет индивиду усваивать общую морально-этическую основу ответственной созидательной жизнедеятельности. Формирование в сознании учащихся наряду с реалистичной моделью идеализированной модели мира, которая дает представление о том, каким должен быть мир в идеале и как нужно относиться к миру, чтобы приблизиться к этому идеалу.

4. Нацеленность образовательного процесса на воспитание духовной, творческой, свободной личности, осознающей ответственность перед собой, человечеством и Природой в её космопланетарном масштабе. Установка образовательного процесса на решение основного вопроса свободы - свободу обладать собственной картиной мира, соединенной с ответственным мышлением. При этом собственная картина мира основывается на осознании укоренённости собственного «Я» в Мире как метасистеме, представляющей собой неразрывное единство Природы Космоса и планеты Земля, человечества и культуры.

Список литературы

1. Арутюнян М. П. Мировоззрение: онтологический и методологический подходы: ав-тореф. дис. ... д-ра филос. наук. Хабаровск, 2006. - 42 с.

2. Бердяев Н. А. Макрокосм и микрокосм // Феномен человека. - М.: Высшая школа, 1993- - С. 28 - 58.

3. Бердяев Н. А. Самопознание. М.: Книга, 1991. - 448 с.

4- Бердяев Н. А. Философия творчества культуры и искусства. В 2-х ч. Т. 1. - М.: Искусство, 1994. - 542 с.

5. Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. М.:Наука, 1988. - 520 с.

6. Гараева Г. Ф. Софийный идеализм как историко-философский феномен. - М.: Диалог-МГУ, 2000. - 384 с.

7. Зеличенко А. И. Психология духовности. - М.: Изд-во Трансперсонального института, 1996. - 400 с.

8. Конашкова А. М. Методологические основания феноменологической онтологии: архитектоника смысла бытия: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Екатеринбург, 2007. - 28 с.

9. Куракина О. Д. Русский космизм как социокультурный феномен. - М.МФТИ, 1993. -132 с.

10. Мурашов В. И. Духовность отечественного образования как интегральный ресурс российских реформ // Школа духовности. - 1998, №4. - С. 23 - 41.

11. Пушкарёва Е.А., Пушкарёв Ю.В., Латуха О.А. Российское образование в контексте инновационного становления глобальной организации социокультурного пространства // Проблемы логики социокультурной эволюции и философия Западной Сибири. - Бийск: БГПУ им. В.М. Шукшина, 2007. - 590 с.

12. Соловьёв В.С. Собрание сочинений. СПб. ТЛИ. - 440 с.

13. Соловьев В.С. Собрание сочинений: В 10 т. 2-е изд. СПб., б/д. Т.3. - 430 с.

14.Соловьёв В.С.Сочинения в 2-х т. Т. 2. М.: Мысль, 1988. - 822 с.

15. Соловьёв В.С. Смысл любви // Русский космизм. Антология философской мысли. М.: «Педагогика-Пресс», 1993 - 368 с.

16. Циолковский К.Э. Воля Вселенной // Грёзы о земле и небе: Научно-фантастические произведения. - Тула: Приок. кн. изд-во, 1986. - 448 с.

17. Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной. - Калуга: Золотая аллея, 2001. - 384 с.

18.Холодный Н.Г. Избр. труды. - Киев: Наук. думка, 1982.- 444 с.

PROBLEM OF CULTIVATION OF THE WHOLE PERSONAL VIEWS IN THE CONTEXT OF COSMISM PHILOSOPHY IDEAS

N.G.Tarassenko

BelgorodNational Research University

e-mail:

tarassenko@bsu.edu.ru

The urgency of the whole problem of whole personality’s world views for a modern educational system is proved in the article.

The author gives reasons for the right choice of basic ideas of cosm- ism philosophy as the methodological basis of the solution of the given problem.

Methodological potential of main ideas of cosmism is revealed in the content of ontological, gnoseological, axiological and practical world views components.

In the article pedagogical conditions of cultivation of the whole per- sonal views on the basis of cosmism philosophy ideas are defined.

Key words: personality’s world view, methodological basis, ideas of cosmism philosophy, unity of all essentials, active evolution, noosphere, educational process, content of education, pedagogical conditions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.