УДК 37.012.1 В.А. ПРОКОХИН
кандидат социологических наук, доцент, кафедра документоведения и педагогического образования, Орловский государственный университет О.М. ТАМБОВСКИЙ
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра документоведения и педагогического образования, Орловский государственный университет Б-таП:1от-до1@таИги
UDC 37.012.1 V.A. PROCOKHIN
Candidate of social sciences, Associate professor, Department ofdocumentation and pedagogical education,
Orel State University O.M. TAMBOVSKIY Candidate of pedagogical sciences, Department of documentation and pedagogical education, Orel State
University E-mail:[email protected]
ФИЛОСОФСКО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ PHILOSOPHICAL AND EDUCATIONAL SUBSTINATION OF THE PROBLEMS OF RUSSIAN NATIONAL SCHOOL
В статье проанализированы идеологические и методологические основы философии русского образования, определено место русской истории и культуры. Оценивается современная геополитическая ситуация в мире и философия русского образования. В качестве идей воссоздания национального образования рассматривается русский космизм и соборность, а также идея общенационального дома.
Ключевые слова: философия органического развития, концепция развития образования русской школы, русский космизм, национальное самосознание.
The article analyzes the ideological and methodological foundations of Russian philosophy of education, defines the place of Russian history and culture. The current geopolitical situation in the world and Russian philosophy of education are estimated. Russian cosmism and collegiality, as well as the idea of a national home is considered as ideas of recreating national education.
Keywords: philosophy of organic development, the concept of education of Russian school, Russian cosmism, national consciousness.
В 1899 году В.В. Розанов писал: "Кого не поразит, что так много учась, так тщательно учась, при столь усовершенствованных дидактике, методике и педагогике, мы имеем плод всего этого (новый человек) скорее отрицательный, чем положительный. Забыта именно философия русского воспитания, не приняты во внимание, так сказать, геологические пласты, коих поверхностную пленку "назема" мы, безусловно, пашем" [1, С.601]. Через сто лет положение не изменилось. Философии русского образования, основанной на учении о русском человеке как представителе великой культуры и самобытной цивилизации, о его месте и миссии в истории и в современном мире, нет и сегодня. Ее предстоит создать. Эта сложнейшая задача требует коллективных усилий по осмыслению русской истории и культуры, глубокого анализа современной ситуации, в которой оказалась Россия и русский народ, синтеза фундаментальных идей и прозрений русской философской и научной мысли. Однако уже сейчас можно с уверенностью сказать, что эта философия образования не может быть построена на базе идеологии либерального прогресса, прагматизма или экзистенциализма, как не может она принять в себя и идеологию социального экспериментаторства: именно эти направления западной философской мысли привели современное человечество на край пропасти.
Думается, что искомыми идеологическими и методологическими составляющими философии русского образования могут стать:
- философия органического развития, разработанная в трудах русских мыслителей славянофильско-почвеннического направления (А. С. Хомяков, И.В. Киреевский, Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, Ф.М. Достоевский, В.В. Розанов, И.А. Ильин), идеи русского космизма (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский) и методологические традиции русской науки (М. В. Ломоносов, Д.И. Менделеев);
- православное учение о человеке и принципах его духовно-нравственного воспитания, сформулированных в Новом Завете, трудах отцов церкви и православных святых и подвижников;
- психологическая теория личности и деятельности, разработанная отечественной психологической школой академика А. Н. Леонтьева;
- идеи русской социологической школы (академик Струмилин).
Главная задача современной философии русского образования - сформулировать цели и задачи русской школы, а также методологическую основу педагогического процесса.
© В. А. Прокохин, О.М. Тамбовский © V.A. Procokhin, O.M. Tambovskiy
На основе глубокого изучения русской истории и культуры, а также анализа современной социально-экономической, политико-правовой и культурно-образовательной ситуации в России русская философия должна выработать и обосновать, а русская школа воплотить в жизнь идеал личности русского человека, воспитать патриота-гражданина, способного стать главной силой и опорой грядущего возрождения и преображения России. При этом надо исходить из тех задач, которые предстоит решить:
- преодолеть внешнеполитический кризис Отечества и восстановить его поступательное развитие;
- выжить и победить духовно в эпоху тотального наступления на подлинную культуру, на идеалы социальной справедливости, на национальные ценности и традиции; преодолеть в себе индивидуализм, эгоизм, корысть и страсть к потребительству, активно противостоять разрушению нравственности;
- преодолеть в своем сознании либерально-прогрессистские и технократические иллюзии, пережить возможное радикальное изменение социально-политической организации мира, двойные стандарты мировой политики;
- предотвратить глобальную экологическую катастрофу и восстановить устойчивость биосферы.
Русская школа, согласно этому подходу, должна воспитывать русского православного человека. Русского -по истокам, по образу мышления и языку, по культуре и укорененности в тысячелетних народных традициях, по знанию истории своих предков и гордости за них, по русскому национальному характеру в его лучших проявлениях, по жажде и поиску справедливости, по жертвенной любви к своей земле, к своему Отечеству. Православного - по своим духовно-нравственным устоям, святости помыслов и высшему человеческому благородству, свойственному русским святым и подвижникам, взыскующим правду и исповедующим праведность.
Русская школа должна ставить перед собой самые высокие цели и самые сложные задачи, ибо результаты созидательной деятельности всегда соизмеримы с приложенными творческими усилиями.
Сегодня к глобальным проблемам человечества относятся проблемы Человека, Рода человеческого, Воспитания человека. Что касается нашего Отечества, то надо отметить, что лучшие наши сограждане, возложившие на себя повышенную ответственность за судьбу России, давно осознали необходимость иного отношения к человеку и его воспитанию. Этому всегда уделяла много внимания и русская философская мысль. В русском планетарном мышлении неизменно присутствовало гуманистическое начало (Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев, К.Э. Циолковский, П.А. Флоренский, В.И. Вернадский, А. Л. Чижевский, Ф.М. Достоевский, Н.К. Рерих, Л.Н. Толстой и др.).
Особое развитие получает учение о природе человека, философская антропология. Категория «человек» противопоставляется понятиям «общество», «природа».
В конце XIX века русская народно-демократическая мысль довольно четко формулирует систему взглядов, идей о педагогической антропологии.
К. Д. Ушинский, исходя из современных ему реалий, дал глубокий анализ и охарактеризовал перспективы новой науки. Его последователи (Н.И. Пирогов, П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев и др.) не только продолжили исследования педагогической антропологии, но привнесли и развили собственные продуктивные идеи.
В истории и культуре государства Российского есть целая плеяда не только блистательных мыслителей, но и талантливейших практиков, которые, реализуя свои великие идеи, формировали новые образовательные системы.
По праву Первоучителя вспомним преподобного Сергия Радонежского, нашего духовного наставника, создателя одной из первых школ на Руси.
М.В. Ломоносов. С именем народного просветителя и гражданина связана целая эпоха в просвещении России. Широко понимая назначение педагогики, Ломоносов считал ее неотъемлемой частью мировой и русской культуры. Детище его - первый российский университет.
Л.Н. Толстой. Достаточно было бы автобиографической трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность», исследующей «диалектику души», для того чтобы встать в ряд с великими нашими педагогами. Но Толстой формулирует идею свободного воспитания и в соответствии с ней создает свою Яснополянскую школу, разрабатывает для нее школьную, учебно-методическую литературу, которая и сегодня остается образцом.
Сегодня мы чаще, чем раньше, обращаем свой взор на уникальный пример в истории российской культуры: на жизнедеятельность воспитанников и воспитателей Царскосельского лицея. В последнее время мы узнаем о других, не менее ценных примерах из сферы образования. Так, Василеостровская гимназия Карла Ивановича Мая в Петербурге не только оставила добрую память в сердцах людей многих поколений, но благодаря высокому уровню преподавания, умело составленным программам и энтузиазму учителей дала нашему Отечеству целую плеяду выдающихся деятелей науки и культуры: Н.К. Рериха, Л.В. Успенского, В. А. Серова, А.Н. Бенуа, Д. С. Лихачева... Педагогические принципы и демократизм этой школы не утратили своей практической значимости и сегодня.
Однако прогрессивные идеи и новаторская практика XIX века не стали достоянием всего общества, государство не востребовало их. Образовательные реформы свелись к подражанию Западу, к отказу чиновных «просветителей» от русских национальных основ, от опыта русского учительства и его стремлений к созданию собственной полноценной школы. Эта политика вызывала протест таких выдающихся отечественных мыслителей, как К. Д. Ушинский и В.В. Розанов.
Исходя из этого основными идеями воссоздания национального образования могут быть следующие:
Первая идея. Идея русского космизма. Авторы:
Н.Ф. Федоров, философия общего дела; В.С. Соловьев, метофизика единства; К.Э. Циолковский, «лучистое человечество», А.Л. Чижевский, солнечный смысл истории; В.И. Вернадский, сфера разума (ноосфера); П.А. Флоренский, сфера духа (пневматосфера), Д.Л. Андреев, «роза мира». Всех их объединяет одна идея, которую они пестовали и обогащали, - идея особого вселенского предназначения человека. Смысл бытия человека они видели в том, чтобы духовно и материально вселиться в свой дом. Вот почему русский термин «Вселенная» не имеет полных аналогов в других языках.
Что значит идея космизма для национальной школы? Образование - это сфера, которую можно представить в пространстве. Каждое «Я» имеет внутренний мир в виде множества расширяющихся сфер: культурно-исторической, социальной, эмоционально-образной, интеллектуальной. Все они чрезвычайно сложно и тесно переплетены, подвижны, гибки, эластичны и образуют в совокупности то, что можно назвать пространством человека.
Каждый предмет внешнего мира также имеет свое пространство, взаимодействуя с которым «Я» познает этот предмет.
Развитие (начало движения) сферы (сфер) находится в точке, имеющейся в каждом «Я» изначально. Развитие сферы (сфер) внутреннего мира происходит тогда, когда «Я» через собственную деятельность входит в соответствующие пространства внешнего мира: наблюдает за природой, слушает музыку, учится, работает на земле и т.д.
Расширяя свой внутренний мир, «Я» одновременно проникает и во внешний, познает его, ориентируется в нем. Всечеловеческое качество -рефлексия - позволяет «Я» познавать и свой внутренний мир, его устройство и возможности.
Таким образом, сущность образования заключается в работе человека над смыслом и взаимодействием окружающего и находящегося внутри него пространств. Внутренний мир обогащается внешним, внешний дополняется внутренним. Предназначение человека состоит в том, чтобы выявить и реализовать в себе такое содержание, так заполнить свое внутреннее пространство, чтобы оно стало внешним. Одновременно происходит и обратный процесс: внешнее пространство обогащается внутренней сущностью человека. Внутренний и внешний мир сливаются воедино и представляют единое многомерное пространство. В последние годы в научный оборот введены два новых понятия - глобальный и планетарный.
Глобальный означает «охватывающий весь земной шар, всеобщий, то есть включающий в себя проблемы, которые интересуют или затрагивают интересы всего мирового сообщества».
Планетарный - относящийся к Земле как части Солнечной системы. Планетарное мышление - принципиально новый взгляд на мир, его проблемы и возможные пути их разрешения; борьба за выживание человечества, сохранение природы, рациональное ис-
пользование космоса, путь к всеобщему миру и благоденствию; отказ от устаревших стереотипов, догм, всех видов эгоизма и переход к новому мышлению; мышление, направленное на решение планетарных проблем, то есть выходящее за рамки одной планеты Земля; мышление, направленное на осознание целостности взаимосвязанного и взаимообусловленного мира.
Глобальное и планетарное мышление как принципиально новые фундаментальные понятия, являющиеся всеобщими, целостными, системными, порождены реальными процессами, происходящими в наше время, но выходят за пределы традиционного мышления, которое ограничивалось пространством отдельной личности, социальной группы, какой-то системы, общества, нации, религии и т. п.
Глобальное и планетарное предназначение современного образования - восстановить естественную связь человека с природой, возродить духовно-чувственное познание, расширить миропонимание до космического уровня.
Вторая идея. Идея соборности. Соборность, по В.И. Далю, - сносить, свозить, созывать в одно место, стаскивать и соединять, совокуплять, приобщать одно к другому [2, С.51]. Идея соборности уходит своими корнями во времена древние - митрополит Иларион («Слово о Законе и Благодати»), Сергий Радонежский. В XVI-XVII веках в России для совета и принятия решения по важнейшим государственным делам проходило собрание светских и духовных чинов - Собор. Существовало несколько Соборов: Земский, Вселенский, Поместный.
Что значит для русской школы соборность? Единение множества "Я", жизнедеятельность которых сосредоточена в образовании: единение вокруг общего дела, для достижения главного смысла и предназначения системы при сохранении единства индивидуального и коллективного: каждый сохраняет свою самоценность, сохраняет свое "Я", остается самим собой, но вносит в совместную жизнедеятельность личное, персональное. То есть, соборность для образования - это взаимное духовное, душевное обогащение; условие, принцип функционирования системы образования.
Третья идея. Идея национального дома. Национальный - «народный или народу свойственный» (В.И. Даль). Но почему человеку для проявления его человечности нужен именно национальный дом? Нация и ее истоки, ее история и культура нравственны по самой своей природе, ибо содержат в себе как условие своего существования святые человеческие отношения.
Святость - это вера, любовь, верность, самопожертвование. Святыня есть системообразующая сила, благодаря которой созидается, пестуется всякий душевно здоровый человек и всякое здоровое общество, всякая здоровая система. Без святости нельзя воспитывать человека, создать семью, построить систему образования, общество, государство. Вся наша история доказывает: подлинные человеческие ценности зреют только на древе нации и непременно связаны с национальными интересами.
Нравственность - это состояние взаимосочувствия всему миру, но, прежде всего, - своему народу: сочувствия к своим близким, начиная с членов своей семьи, родичам, землякам, сослуживцам, наконец к своему народу. Без ответного сочувствия невозможно взаимосочувствие, когда чувство свободы наступает естественно и обязательно, ибо свобода есть в точности состояние человека, находящегося среди своих. Однокоренное слово "свободы" - "свой". В древнерусской культуре понятие свободы тесно связано с понятием правды и справедливости.
Идея национального дома для русской школы означает возвращение к собственной истории и культуре, возвращение к традициям реально существовавшего воспитательного действа на Руси. Народная педагогика, этнопедагогика. Родительская педагогика. Разные назва-
ния одного явления, содержание, формы и методы которого определялись целесообразностью хозяйствования людей, их бытом, непосредственным вседневным общением. В XIX веке в России довольно серьезно изучалась народная педагогика. Д.И. Писарев, Л.Н. Толстой, Н.П. Чернышевский, К. Д. Ушинский не раз отмечали, что народная педагогика есть прикладная философия, что система воспитательных взглядов народа формируется на основе его миросозерцания, его миропонимания, его национального самосознания.
Все это говорит о том, что необходимость философско-образовательной парадигмы современной школы звучит сегодня как важный фактор развития Российской Федерации в плане целостного, суверенного государства, пропагандирует идеи общечеловечности и великих ценностей мира.
Библиографический список
1. РозановВ.В. Сумерки просвещения. М.: Педагогика, 1990. 624 с.
2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русский язык, 1980/81. Т. 1, 1У
References
1. Rozanov V.V. Twilight of Enlightenment. M .: Pedagogika, 1990. 624 p.
2. Dal'V.I. Explanatory Dictionary of the Russian language. M .: Russkii yazik, 1980-81. Vol.1, 1U.