Научная статья на тему 'Триада: национальная идентичность - государственная идеология - политическая культура в современной России'

Триада: национальная идентичность - государственная идеология - политическая культура в современной России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
226
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Карнишина Наталья Геннадьевна

При анализе неэкономических факторов модернизации на первый план выходит тот факт, что современная Россия исторически является мультикультурным и поликонфессиональным обществом. Общемировая тенденция интенсификации миграционных процессов, коснувшаяся и России, еще более осложнила полиэтническую структуру российского общества. В то же время во многих странах усилились этнические конфликты. В результате в триаде цивилизационная общенациональная этническая идентичность для многих людей на первый план выходит последняя. Сохранение традиционных семейных ценностей в этой связи приобретает для России особое значение в условиях глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Триада: национальная идентичность - государственная идеология - политическая культура в современной России»

ЭКОНОМИКА, СОЦИОЛОГИЯ, ПРАВО

УДК 32/325

Н. Г. Карнишина

ТРИАДА: НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ - ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Аннотация. При анализе неэкономических факторов модернизации на первый план выходит тот факт, что современная Россия исторически является мультикультурным и поликонфессиональным обществом. Общемировая тенденция интенсификации миграционных процессов, коснувшаяся и России, еще более осложнила полиэтническую структуру российского общества. В то же время во многих странах усилились этнические конфликты. В результате в триаде цивилизационная - общенациональная - этническая идентичность для многих людей на первый план выходит последняя. Сохранение традиционных семейных ценностей в этой связи приобретает для России особое значение в условиях глобализации.

Ключевые слова: государственная идеология, национальная идентичность, семейные ценности, этнокон-фессиональная составляющая.

Анализ социокультурной составляющей модернизации целесообразно проводить, на наш взгляд, на всех уровнях - глобальном, региональном и национальном. В этой связи проблема места и роли традиционных ценностей народа в его политической культуре актуальна для нашей страны ввиду того, что Россия исторически является полиэтнокон-фессиональным государством. Общемировая тенденция интенсификации миграционных процессов, коснувшаяся и России, еще более осложнила полиэтническую структуру российского общества и привела к усилению этнических конфликтов.

В процессе миграции население, покидающее свою этническую территорию, частично теряет черты своего этноса, в то же время достаточно длительное время не приобретая устойчивых свойств вновь сложившегося общества. При этом частично разрушаются традиционные этнические ценности, внедряются поведенческие коды, несвойственные как этнической этике традиционных народов, так и современным цивилизаци-онным ценностям, особенно в условиях процесса глобализации. Сущность глобализации состоит в резком расширении и усложнении взаимосвязей и взаимозависимостей народов и государств как новой стадии общественного развития в общемировом масштабе, нового качества социальных связей и общественных процессов.

Вопросы политического характера этничности - в частности, этнических конфликтов - приобретают в современных условиях особую актуальность. Речь идет о возрастающей роли этнического фактора в социальном, политическом развитии страны. Этни-зация общественной и политической жизни чревата угрозой экстремизма. Причины этнополитических конфликтов коренятся в самой природе национальных (этнических) государств.

Глобализация неизбежно сопровождается аккультурацией этнокультурных сообществ. В результате при осмыслении структуры национальной идентичности народа на первый план выходит ее этническая составляющая.

В свою очередь, в структуре этнической идентичности, на наш взгляд, особое место занимают семейные ценности. Состояние института семьи напрямую связано со способностью общества к собственному воспроизводству, с качеством передачи от поколения к поколению того политического, культурного опыта, духовных и нравственных ценностей, без которых невозможно сохранение национальной идентичности страны в целом.

В этом плане интерес, по нашему мнению, представляют взгляды славянофилов. Славянофильская линия базируется на обосновании И. В. Киреевским ряда положений об источниках и эволюции политико-правовых институтов России. Он утверждал, что российская государственность именно через православную церковь получила от Византии не только духовное, но и государственно-правовое наследство и таким образом сохранила то, что утратил Запад, т.е. весьма специфические «соборно-имперские» черты и целостность христианской веры, опирающейся на патриархальные семейные традиции.

Традиционные семейные ценности - совокупность нравственных принципов, культурных (в том числе религиозных) традиций, обычаев и правил поведения, исторически присущих данному обществу и связанных с созданием и жизнью семьи. Следует согласиться с классификацией И. И. Белобородова, который выделил следующие традиционные семейные ценности России: единобрачие, целомудрие, супружеская верность, престиж семьи, общественное одобрение брака (через официальную регистрацию, согласие родителей и венчание), ранняя брачность, многопоколенность, иерархичность, нерушимость брака, многодетность. Эти ценности исторически составляли основу брачно-семейной культуры народов России [1, с. 24-25].

При этом современная семейно-демографическая политика России, несмотря на ряд позитивных сдвигов, не отвечает целям долгосрочного развития страны и обеспечения национальной безопасности. В легальное определение понятия «национальная безопасность» введена категория «ценности», как правило, в России упускаемая из виду при обсуждении вопросов, связанных с национальной безопасностью и стратегическим планированием [2]. В то же время именно гражданский брак как официально зарегистрированный государственными органами союз мужчины и женщины определяется как «традиционная ценность», в том числе в Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 г.

Кризис семьи выявляется на основе анализа комплекса наиболее репрезентативных показателей, включая количество семей, браков и разводов, абортов, внебрачных дето-рождений и т.д. Количество семей в России с 2002 по 2010 г. (по данным переписей населения) уменьшилось на 2 %: с 41,7 млн до 40,7 млн. Согласно среднему варианту прогноза, сделанного Департаментом по экономическим и социальным вопросам ООН, население России за XXI в. снизится до 117 млн человек, т.е. на 20 % по сравнению с 2000 г. При этом его доля в мировом населении снизится до 1 % (по сравнению с 4 % в середине XX в. и 2 % в 2015 г.) [3].

В условиях глобализации кризис традиционных ценностей неизбежно углубляется. Глобализация - это достаточно сложный, многосторонний процесс, который затрагивает все сферы человеческого бытия. Она сопровождается снижением возможности национальных элит доминировать в сферах экономики, культуры в своих странах, смещаясь на наднациональный уровень, что уменьшает устойчивость развития национальных государств. Приобретая ярко выраженный этнический характер, национальное государство стремится сплотить государствообразующую нацию и таким образом противодействовать негативным для себя последствиям глобализации [4, с. 171]. По данным А. В. Костиной, в середине 1990-х гг. около 90 % европейцев идентифицировали себя прежде всего со своей национально-этнической общностью или со своим регионом проживания [5, с. 125].

Применительно к современной России все эти тенденции проявляются в полной мере. В условиях переходного периода в стране идет противоречивый процесс этно-

Вестник Пензенского государственного университета № 3 (17), 2017

социокультурной интеграции при сохраняющейся тенденции дезинтеграции постсовет-сткого государства. Кроме того, имперский опыт, умноженный на советскую национальную политику, еще более осложнил процессы формирования гражданской идентичности россиянина в постсоветский период. Поэтому для государственной идеологии России этнополитика является основой сохранения полиэтнокультурной целостности народа.

Исследователи называют несколько факторов, определяющих взаимовлияние государственной идеологии и национальной идентичности в условиях модернизации в России. Во-первых, это имперский опыт страны с политикой «центр - национальные окраины» и православием как государственной религией [6, с. 14]. Во-вторых, общие демографические тенденции сокращения доли русского этноса в стране и связанная с этим этноконфессиональная составляющая. В-третьих, это современная тенденция к увеличению миграционных потоков.

Для стран, имеющих имперское прошлое, характерна сложность и нелинейность развития как государства, так и общества. При доминирующей роли государства в имперский период русской истории ассимиляция присоединенных территорий проходила в форме целенаправленного воздействия на этносоциальные общности. Уже на начальной стадии становления великорусского этноса наряду с формированием этнокультурной общности имело место частичное сохранение этнокультурных особенностей, свойственных населению территорий, образовавших Российское государство. Политика империи, направленная на унификацию всего имперского пространства, сопровождавшаяся насильственной аккультурацией и ассимиляцией населения, которые зачастую принимали форму его массовых переселений с одной территории на другую, дает только временный и поверхностный эффект гомогенизации имперского пространства, так как неизбежно усиливает развитие центробежных тенденций, вызывающих распад империи. Государственная этнополитика выступила системообразующим фактором по отношению к социокультурным характеристикам российского общества, формируя отчасти новую политическую культуру. Применительно к русскому государству целесообразно, на наш взгляд, выделять этноконфессиональный фактор, так как этническая и конфессиональная компоненты здесь тесно переплетены и укрупнены преимущественно в этносы христианско-православной и исламской конфессиональной принадлежности. Ее суть - в резком расширении и усложнении взаимосвязей и взаимозависимостей народов и государств, это -новая стадия общественного развития в общепланетарном масштабе, новое качество социальных связей и общественных процессов, ставшее возможным благодаря достижениям науки и техники.

Возрастание этнической сегментации российского общества происходило весь постсоветский период и имело под собой объективные причины политического, экономического, конфессионального характера. Опора в государственной идеологии на объединяющие возможности нации явилась вполне закономерным результатом политики национального государства. Отчуждение ряда представителей этносов, мигрантов от общегосударственной идеологии, носит этнокультурный характер. В основе лежит обособление носителей иных конфессиональных и культурных традиций и ценностей, исповедуемых этническим большинством данного общества. Ход миграционных процессов также ведет к поляризации российского общества по этническим характеристикам. Учет этносоциокультурного компонента крайне важен при анализе процессов формирования гражданской идентичности в современной России.

Новая интегративная государственная идеология, базирующаяся на общечеловеческих ценностях, с учетом особенностей политической культуры страны может стать инструментом самоидентификации с Россией всех этносов как с общим политически, социально и культурно организованным домом. Наиболее предпочтительным сценарием развития этнополитических процессов на постсоветском пространстве, на наш взгляд,

является путь этнополитической интеграции различных наций в едином многонациональном государстве.

Комплексная государственная семейно-демографическая политика в идеологическом отношении должна строиться на признании, защите и пропаганде традиционных ценностей в соотношении с состоянием общества и особенностями его политической культуры с опорой на такие «идентификационные интеграторы, как государство, народ, цивилизация» [7].

Библиографический список

1. Белобородов, И. И. Традиционные семейные ценности: в теории и на практике. По итогам круглого стола, посвященного культуре русской семьи / И. И. Белобородов. - URL: http://riss.ru/acti0ns/22040/ (дата обращения: 10.08.2016).

2. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». - URL: http://www.rg.ru/2015/12/31/nac-bezopasnost-site-dok.html (дата обращения: 18.02.2016).

3. Козырева, П. М. Российская молодежь: семья, брак и сексуальность / П. М. Козырева, Ю. П. Ле-жнина // Россия и Китай: молодежь XXI века : монография ; отв. ред.: М. К. Горшков, Ли Чунлинь, З. Т. Голенкова, П. М. Козырева. - М. : Новый хронограф, 2014. - 198 с.

4. Кочетков, А. П. Национальное государство в условиях глобализации / А. П. Кочетков // Общественные науки и современность. - 2014. - № 4. - С. 167-173.

5. Костина, А. В. Этнокультурный ренессанс начала XXI в. / А. В. Костина // Культура на рубеже XX-XXI вв.: Глобализационные процессы. - М., 2005. - С. 121-129.

6. Карнишина, Н. Г. Западные губернии Российской империи: проблемы государственно-правового устройства / Н. Г. Карнишина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2012. - № 3. - С. 14-20.

7. Багдасарян, В. Э. Устойчивость института семьи как фактор национальной безопасности России / В. Э. Багдасарян. - URL: http://rusrand.ru/docconf/ustojchivost-instituta-semi-kak-faktor-natsionalnoj-bezopasnosti-rossii (дата обращения: 12.08.2016).

Карнишина Наталья Геннадьевна, доктор исторических наук, профессор, кафедра «История Отечества, государства и права», Пензенский государственный университет. E-mail: karnishins@mail.ru

УДК 32/325 Карнишина, Н. Г.

Триада: национальная идентичность - государственная идеология - политическая культура в современной России / Н. Г. Карнишина // Вестник Пензенского государственного университета. -2017. - № 3 (17). - С. 3-6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.