Научная статья на тему 'Этноконфессиональная составляющая общенациональной идеи и национальная безопасность России: История и современность'

Этноконфессиональная составляющая общенациональной идеи и национальная безопасность России: История и современность Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
101
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национальная идентичность / этноконфессиональная составляющая / политическая культура / семейные ценности / гражданская идентичность. / national identity / ethnoconfessional part / political culture / family values / civil identity
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Карнишина Н. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этноконфессиональная составляющая общенациональной идеи и национальная безопасность России: История и современность»

Карнишина Н.Г?

ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ И НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Ключевые слова: национальная идентичность, этноконфессиональная составляющая, политическая культура, семейные ценности, гражданская идентичность.

Keywords: national identity, ethnoconfessional part, political culture, family values, civil identity.

Проблема места и роли традиционных ценностей народа в его политической культуре актуальна для нашей страны в виду того, что Россия исторически является многонациональным государством. Общемировая тенденция интенсификации миграционных процессов, коснувшаяся и нашу страну, еще более осложнила полиэтническую структуру российского общества и неизбежно привела к усилению этнических конфликтов. В результате, при осмыслении структуры национальной идентичности народа на первый план выходит ее этническая составляющая. В свою очередь, в структуре этнической идентичности, на наш взгляд, особое место занимают семейные ценности. Состояние института семьи напрямую связано со способностью общества к собственному воспроизводству, с качеством передачи от поколения к поколению того социокультурного опыта, духовных и нравственных ценностей, без которых невозможно сохранение национальной идентичности страны в целом.

Традиционные семейные ценности - совокупность нравственных принципов, культурных, этноконфессиональ-ных традиций, обычаев и правил поведения, исторически присущих данному обществу и связанных с созданием и жизнью семьи. Следует согласиться с классификацией И.И. Белобородова, который выделил следующие традиционные семейные ценности России: единобрачие, целомудрие, супружеская верность, престиж семьи, общественное одобрение брака (через официальную регистрацию, согласие родителей и венчание), многопоколенность, иерархичность. Эти ценности исторически составляли основу брачно-семейной культуры народов России2.

При этом современная семейно-демографическая политика России, несмотря на ряд позитивных сдвигов, на наш взгляд, не отвечает целям долгосрочного развития страны и обеспечения национальной безопасности. В легальном определении понятия «национальная безопасность» введена категория «ценности», как правило, в России упускаемая из виду при обсуждении вопросов, связанных с национальной безопасностью и стратегическим планированием. В то же время, именно гражданский брак как официально зарегистрированный государственными органами союз мужчины и женщины, определяется как «традиционная ценность», в том числе в Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года3.

В условиях глобализации кризис традиционных ценностей неизбежно углубляется. Глобализация - это достаточно сложный, многосторонний процесс, который затрагивает все сферы человеческого бытия. С одной стороны, главная миссия модернизации - полноценная социализация человека и формирование нации как культурно однородного и солидарного сообщества. С другой стороны, глобализация сопровождается снижением возможности национальных элит доминировать в сферах экономики, культуры в своих странах, смещаясь на наднациональный уровень, что снижает устойчивость развития национальных государств. Среди типологических характеристик процесса модернизации следует выделить следующие: культурологические, социально-демографические, экономические, коммуникационные, административные, этноконфессиональные, политические, правовые.

В контексте проблем национальной безопасности современной России особое место занимает также социально-экономический аспект модернизации, т.к. технологическая отсталость относится к числу наиболее опасных угроз в силу ее комплексного, системного характера. Государство является основой для обеспечения всех видов безопасности (политической, экономической, социальной и др.). Ограниченные возможности государства (наличие материальных, денежных, человеческих ресурсов) порождают проблему оптимизации систем и структур безопасности при данном объеме ресурсов, которые могут быть выделены на обеспечение государственной безопасности. В условиях жестких бюджетных ограничений оптимизация распределения имеющихся ресурсов становится главной проблемой совершенствования систем и структур, обеспечивающих различные виды безопасности.

1 Карнишина Наталья Геннадьевна - д.и.н., профессор кафедры История Отечества, государства и права Пензенского государственного университета. E-mail: karnishins@mail.ru

2 Белобородов И.И. Традиционные семейные ценности: в теории и на практике. По итогам круглого стола, посвященного

культуре русской семьи. - http://riss.ru/actions/22040

3

Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». - http://www.rg.ru/2015/12/31/nac-bezopasnost-site-dok.html

Следует согласиться с мнением А.П. Кочеткова о том, что национальное государство, «... приобретая ярко выраженный этнический характер, стремится сплотить государствообразующую нацию и, таким образом, противодействовать негативным для себя последствиям глобализации»1.

Показателен, на наш взгляд, тот факт, что в результате проведенных в середине 1990-х гг. исследований было выяснено, что около 90% европейцев идентифицировали себя прежде всего со своей национально-этнической общностью или со своим регионом проживания2. Применительно к современной России все эти тенденции проявляются в полной мере. В условиях переходного периода в стране идет противоречивый процесс этносоциокультурной интеграции при сохраняющейся тенденции дезинтеграции постсоветского государства. Кроме того, имперский опыт, умноженный на советскую национальную политику, еще более осложнил процессы формирования гражданской идентичности россиянина в постсоветский период. Поэтому для государственной идеологии России этнополитика является основой сохранения полиэтнокультурной целостности народа.

В этой связи распространение в современном мире такого явления, как религиозный экстремизм еще раз доказывает необходимость исследования этноконфессиональной составляющей национальной идеи в контексте национальной безопасности страны в мультикультурном пространстве. Религиозный экстремизм - это приверженность к крайним взглядам в исповедуемой лицом или группой лиц религии, сопутствующее неуважение и нетерпимость к представителям других религий, применение на данной почве насилия, нарушения прав и свобод граждан Российской Федерации в части их религиозных прав и чувств, насильственное принуждение к исповедованию той или иной религии.

Для Российского государства проблема религиозного и национального экстремизма как социального явления существует достаточно долгое время. События экстремистской направленности, которые стали следствием распада СССР, представляют собой одну из форм проявления экстремизма в России в конкретных исторических условиях. До 80-х гг. ХХ в. явления политического, национального и религиозного экстремизма в нашей стране якобы практически отсутствовали. Декларировалось юридическое и практическое равенство всех наций и народностей и т.п. В тот период в жестко централизованном советском государстве межнациональные отношения не вызывали тревогу. Однако развал Союза, начавшийся процесс перестройки, гласность и суверенизация национально-территориальных образований обнажили многие пороки коммунистического режима, его национальной политики и разбудили дремлющие межнациональные разногласия. Как следствие, многие современные проблемы экстремизма в России являются наследием советской политики и кризисных дестабилизирующих процессов конца 80-90х гг.

Экстремизм во всех его проявлениях является одной их основных проблем, дестабилизирующих устойчивое развитие любого современного общества. На практике экстремизм проявляется преимущественно в сфере политических, национальных, конфессиональных, общественных отношений.

Исследователи выделяют несколько факторов, определяющих взаимовлияние государственной идеологии и национальной идентичности в условиях модернизации в современной России. Во-первых, это имперский опыт страны с политикой «центр-национальные окраины» и православием как государственной религией. Во-вторых, общие демографические тенденции в стране, связанные с сокращением доли русского этноса и связанный с этим дисбаланс в эт-ноконфессиональной составляющей. В-третьих, это современная тенденция к увеличению миграционных потоков.

Для стран, имеющих имперское прошлое, характерна сложность и нелинейность развития как государства, так и общества. При доминирующей роли государства в имперский период русской истории ассимиляция присоединенных территорий проходила в форме целенаправленного воздействия на этносоциальные общности. Уже на начальной стадии становления великорусского этноса наряду с формированием этнокультурной общности имело место частичное сохранение этнокультурных особенностей, свойственных населению территорий, образовавших Российское государство. Политика империи, направленная на унификацию всего имперского пространства, сопровождавшаяся насильственной аккультурацией и ассимиляцией населения, которые зачастую принимали форму его массовых переселений с одной территории на другую, давала только временный и поверхностный эффект гомогенизации имперского пространства, так как неизбежно усиливала развитие центробежных тенденций, вызывающих распад империи3.

Государственная этнополитика явилась системообразующим фактором по отношению к социокультурным характеристикам российского общества, формируя отчасти новую политическую культуру. Применительно к русскому государству целесообразно, на наш взгляд, выделять этноконфессиональный фактор, так как этническая и конфессиональная компоненты здесь тесно переплетены и укрупнены преимущественно в этносы христианско-православной и исламской конфессиональной принадлежности.

Возрастание этнической сегментации российского общества происходило весь постсоветский период и имело под собой объективные причины политического, экономического, конфессионального характера. Опора в государственной идеологии на объединяющие возможности единой нации явилась вполне закономерным результатом политики национального государства. Отчуждение ряда представителей этносов, мигрантов от общегосударственной идеологии базируется на отчуждении этнокультурного свойства. В основе лежит обособление носителей иных конфессиональных и культурных традиций ценностям, исповедуемым этническим большинством данного общества. Ход миграционных процессов также ведет к поляризации российского общества по этническим характеристикам. Учет этносоцио-

1 Кочетков А.П. Национальное государство в условиях глобализации // Общественные науки и современность. - М., 2014. -№ 4. - С. 171.

2 Костина А.В. Этнокультурный ренессанс начала XXI в. // Культура на рубеже ХХ-ХХ1 вв.: Глобализационные процессы. -

М., 2005. - С. 125.

3

Карнишина Н.Г. Статус Великого княжества Финляндского в составе Российской империи в оценках дореволюционных ученых-юристов // История государства и права. 2010. - № 15. - С. 27.

культурного компонента крайне важен при анализе процессов формирования гражданской идентичности в современной России.

Новая интегративная государственная идеология, базирующаяся на общечеловеческих ценностях, с учетом особенностей политической культуры страны может стать инструментом самоидентификации с Россией всех этносов как с общим для всех политически, социально и культурно организованным домом. Комплексная государственная семейно-демографическая политика в идеологическом отношении, на наш взгляд, должна строиться на признании, защите и пропаганде традиционных ценностей в соотношении с состоянием общества и особенностями его политической культуры с опорой на такие «идентификационные интеграторы, как государство, народ, цивилизация»1.

В настоящее время главные угрозы Российской Федерации исходят из внутригосударственного сегмента и, прежде всего, определяются социально-экономическими аспектами. В экономике ключевыми становятся вопросы обеспечения энергетической и продовольственной безопасности России, а также сохранения государственного контроля над стратегически важными ресурсами. Особую роль при этом играет разграничение прав собственности Федерации и ее субъектов. Крайне остро для экономической безопасности РФ стоит проблема взаимоотношений с международными финансовыми организациями, на которые приходится не только большая часть долгов РФ, но и основная масса инвестиций в российскую экономику. Весьма актуальными являются вопросы обеспечения технологической безопасности и защиты интеллектуальной собственности. Сохраняют актуальность и вопросы перераспределения собственности, связанные с ними социальные проблемы и обеспечение общественной безопасности, а также вопросы управления миграционными потоками и демографическая политика. Динамизм экономических процессов, обострение конкурентных отношений, нестабильность экономических институтов, финансовое напряжение и сложность рефор-мационных преобразований в условиях модернизации постоянно воспроизводят кризисные ситуации, чреватые угрозами национальной безопасности страны, особенно в ее реальном секторе, что в свою очередь выводит на первый план задачи обеспечения защищенности жизненно важных интересов граждан, общества и государства, национальных ценностей и образа жизни от внешних и внутренних угроз.

На сегодняшний день, на наш взгляд, по-прежнему остается открытым вопрос о соотношении национальных целей и триады «средства-методы-условия» их достижения, лежащих в основе государственной политики Российской Федерации в целях обеспечения ее национальной безопасности.

1 Багдасарян В.Э. Устойчивость института семьи как фактор национальной безопасности России. - http://rusrand.ru/docconf/ ustojchivost-instituta-semi-kak-faktor-natsionalnoj-bezopasnosti-rossii

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.