KOMAROVSKAYA Elena Petrovna, Dr.Sci.(Hist.), Cand.Sci.(Ped.), Professor of the Chair of Management in the Social Sphere, Institute of International Social-Humanitarian Relations (6 bld. 1 Antonov-Ovseenko St, Moscow, Russia, 123317; [email protected])
SIDOROV Vladimir Alekseevich, Master of Management, teacher of technical sciences, gymnasium «Jellada» in the name of St. Cyril and Methodius - UNESCO associated school (6 Koshkina St, Moscow, Russia, 115409; [email protected])
NATIONAL PUBLIC COMMITTEE «RUSSIAN FAMILY» IN THE CONTEXT OF ACTIVITIES OF INTERNATIONAL ORGANIZATIONS
Abstract. The article investigates the activities of the United Nations in support of the institution of the family and the contribution of international organizations, non-governmental non-profit organizations in this activity in the context of growing influence of the third sector in domestic and foreign models of social partnership. Keywords: National Public Committee «Russian Family», international non-profit organizations, third sector
УДК 94(470.44);94(470 +571):323
ВАСИЛЬЕВ Андрей Анатольевич — д.и.н., профессор кафедры истории, социологии политики и сервиса Саратовской государственной юридической академии (410056, Россия, г. Саратов, ул. Вольская, 1; [email protected])
СОЛОВЬЕВ Валерий Юрьевич — д.и.н., профессор; профессор кафедры истории, социологии политики и сервиса Саратовской государственной юридической академии (410056, Россия, г. Саратов, ул. Вольская, 1; [email protected])
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ И КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ (на материалах Саратовского Поволжья)
Аннотация. В статье рассматривается национальная и конфессиональная политика государства, особенности ее регионального обеспечения. В результате проведенного научного анализа авторы получили достоверный срез результативной государственной национальной и конфессиональной политики, связанный с формированием полиэтнического состава населения, особенностями его структурных изменений; выявили причины миграционных этнических процессов. Это позволило на материалах отдельного региона наблюдать качественный рост этнического самосознания, встроенный в государственную политику частичной аккультурации и смешения этносов.
Ключевые слова: этнос, конфессия, идентичность, менталитет, традиции, духовность, модернизация, научные методики
В эпоху глобализации, приоритета материальных благ и размытости системы духовных ценностей человечество стремится осознать свою самобытность и ментальную идентичность. Возможно, именно данная потребность обусловила возросший интерес к культурно-историческим этническим, религиозным и краеведческим аспектам. В современной России религиозность населения активно заполняет духовный вакуум, образовавшийся в конце XX в.: резко увеличивается число религиозных объединений, культовых зданий, повышается значимость национально-этнических факторов общественной жизни, возрождается интерес к языку, истории, обычаям, традициям этносов. Данные процессы обусловили активизацию псевдорелигиозных и деструктивных религиозных образований, в
которых этнические группы населения дискриминируются в конфессиональном и экономическом плане. Следствием этой ситуации является рост социальной напряженности, миграционная вакханалия и государственная нестабильность. В этой связи обращение к этнической и вероисповедной теме весьма интересно и актуально.
Развитие этноконфессиональных процессов на территории России нашло своеобразное преломление на территории Саратовского Поволжья, которое представляет значительный интерес для изучения. Особенностью современного этапа развития исторического знания является сочетание и взаимодействие действующих и новых методологических установок, позволяющих выделить новые грани исследуемого исторического феномена. Например, объективность научного подхода к фактам, полученным авторами в результате исторического исследования, достигалась специально организованным процессом, когда осуществлялся всесторонний и многоуровневый (по территории и временным рамкам) охват народов, населяющих Саратовскую губернию, с целью выявления этнокультурной и этнокон-фессиональной сущности и многообразия взаимосвязей с историческим миром. При этом авторы исходили из понимания того факта, что исторической науке в равной мере противопоказаны как политическая ангажированность, так и крайности объективистского подхода. Выявить разноречивые тенденции в ходе длительного этапа становления и развития национального вопроса в России вообще и Саратовском крае в частности позволил кластерный (раскладывающий) анализ. С его помощью удалось получить пространственную типологию характерных для Поволжского региона социально-экономических, культурно-бытовых и этнокон-фессиональных тенденций. Проникновение в область исторических исследований дисциплин, в частности научные контакты с этнографией, социологией, исторической и культурной антропологией, статистикой, привели к пониманию, что в кризисных ситуациях междисциплинарные связи служат условием успешного решения ряда глобальных проблем. Специфика исторического анализа для осуществления целостного всестороннего отражения объекта познания потребовала использовать новые методологические установки, например современный интеграционный подход, в рамках которого учитывался и рассматривался поступательно-стадиальный процесс развития форм жизнедеятельности этносов, вся многомерность, сложность, уникальность отдельных национальных черт и особенностей формирования традиционного общества в пространстве во всем многообразии его характеристик. Содержание темы обусловило необходимость использовать подходы социальной истории, которые способствовали пониманию образа повседневной жизни народов Поволжья, выявлению основных универсалий культуры и быта, куда вошли не только знания и духовные достижения, но и народные традиции, обряды, верования и ритуалы. Все названные методы способствовали объективному изучению прошлого и настоящего этноконфессиональной тематики. При условии избирательности использования в работе посредством истории идей можно лучше представить значимые ценности в бессознательных установках общества. С учетом данной специфики можно получить более разносторонний подход к оценке национально-культурной идентичности. С ее помощью необходимо пересмотреть многие политизированные клише, в т.ч. и о роли и месте межнационального фактора в истории нашей страны.
Как видно из методологического анализа, исторический синтез создает возможность гипотетически моделировать эпоху относительно бесконфликтного сосуществования и обнаружить природу традиционного российского социума. Многомерное понимание методологических аспектов значительно быстрее приводит исследователей к установлению научной объективности в определении истины по национальным и конфессиональным проблемам государственной политики. Вот почему многие российские исследователи так остро ставят вопрос о сохранении национального начала как подлинно научной методологии познания, как надежного ключа к постижению культурно-ценностной, художественной истины и адекватного отображения действительности в сознании [Васильев, Соловьёв 2011].
Саратовское Поволжье всегда отличалось высоким уровнем религиозного сознания населения, однако конфессиональная ситуация в регионе характеризовалась снижением влияния официального православия и ростом популярности старообрядчества и активной деятельностью ряда неправославных конфессий. На протяжении не одной сотни лет территория Саратовского края являлась регионом интенсивных контактов между представителями различных культур и этносов, что постепенно формировало ее многонациональную и поликонфессиональную структуру. По мнению авторов, это стало одной из наиболее характерных черт губернии, определяющих ее неповторимый этнокультурный облик. Вместе с тем Саратовское Поволжье никогда не являлось национальной окраиной Российской империи, ибо великороссы очень быстро стали количественно преобладающим народным ядром, вокруг которого происходило развитие социально-экономической, общественно-политической, культурной и духовной жизнедеятельности.
Чтобы представить характер протекавших на территории Саратовского Поволжья этноконфессиональных процессов, требуется скрупулезный анализ эволюции структуры населения. При этом необходимо отметить, что организация исследовательского процесса затрудняется недостаточной систематизацией наличествующих материалов, слабой статистической базой данных ранних исторических периодов формирования населения Поволжья, неоднородностью территориальных границ, фактическим отсутствием достоверных данных о конфессиональной принадлежности населения в советский период. С целью преодоления подобных препятствий авторы разработали специальную методику, которая позволила увидеть серьезные сдвиги в составе населения, объективно отражающие различия в динамике и демографической специфике этносов. В то же время было выяснено, что остроту национальному вопросу придает импульс роста именно тех этноконфес-сиональных групп, к которым существует более сложное отношение, вызванное взаимным расхождением культур и внутрисемейных установок. Таким образом, в первом приближении на основе современного статистического метода детализации структурных сдвигов в этноконфессиональном составе населения были выявлены перспективы совершенствования национальной политики. До последнего времени в исследованиях этноконфессиональной проблематики сравнительно-исторический метод применялся к обособленным общественным устройствам и укладам. Относительно узкие временные рамки существования последних скрывали долгосрочные тенденции в развитии. Поэтому авторы предложили фундаментальные проблемы несогласованности исторического поиска определять как через разницу длительности исследуемых периодов, так и исходя из смыслового наполнения индикаторов этноконфессиональной динамики. Смыкание исторических периодов в единый динамический ряд позволило оценить долгосрочный эффект взаимодействия между государством и обществом. Необходимо отметить, что этноконфессиональная структура зависела от ситуации в стране и регионе в целом. Так, изменение баланса между городом и селом неизбежно сказывалось на расселении различных этнических и этноконфессиональных групп по территории губернии. Урбанизация привела к смене идентичности многих людей, что было особенно характерным для представителей автохтонных этносов региона, бывших «волжских инородцев», которые в переписях стали относить себя к русским [Есиков, Есикова 2013: 12-13]. Очевидно, что подобные изменения сказываются на характере межэтнических и межконфессиональных отношений, т.к. этот регион находится в пределах так называемой европейской принимающей зоны, привлекательной для мигрантов из целого ряда регионов России и СНГ. Все вышеперечисленное с учетом некоторого оттока населения в экономически более развитые регионы заставляет говорить о замещении местного, преимущественно русского населения представителями других этнических групп. Этническая идентичность теснейшим образом переплетается с конфессиональной, поэтому в условиях Саратовского Поволжья можно говорить о складывании этноконфессиональных групп населения. Например, абсолютное большинство великороссов, большинство украинцев и белорусов на протяжении столетий являлись приверженцами православия. Со временем в той или иной степени добровольно в православие
были обращены многие представители автохтонных народов страны, т.к. в дореволюционной России конфессиональная принадлежность была одним из основных идентификаторов подданных империи. Анализ статистических материалов доказывает, что у большинства населения Поволжья сохранялась связь между этнической и конфессиональной принадлежностью. Однако определить конфессиональную принадлежность ряда народностей сложно ввиду ограничений, накладываемых на распространение неправославных верований. В результате сформировалась группа «отпавших от православия», которые встречались среди «волжских инородцев» — чувашей, татар, мордвы. Сходная тенденция проявилась в советский период, когда официальная статистика старалась показать «победу атеизма», в то время как значительная часть населения заявляла о принадлежности к тому или иному вероисповеданию. Одним из знаковых явлений новейшей истории стало резкое возрастание численности и доли мусульман в населении мира — с 13% в 1915 до 26% в 2015 г. В связи с этим Саратовский край, в котором проживают народы, традиционно исповедующие ислам и на территорию которого прибывают мигранты из Закавказья, Кавказа и Средней Азии, сталкивается с необходимостью адаптации к меняющимся этнокультурным и этнорелигиозным условиям. В РФ около 62% населения заявляют о приверженности православию, 6,7% — исламу, 0,3% — буддизму, 0,2% — иудаизму, 1,8% — прочим конфессиям, 15% — атеизму. Положение в Саратовской губернии в целом укладывается в эту схему за исключением возрастающей роли ислама в связи с миграционными и демографическими процессами [Марков, Левашов 2013]. В данной ситуации учет объективных социально-демографических процессов является одной из наиболее сложных и насущных проблем, с которыми сталкиваются администрации различных уровней. В связи с этим необходимо обеспечить управление инструментами непрерывного мониторинга ситуации, позволяющими делать прогнозы и формировать стратегии развития территорий на различных уровнях. Вместе с тем многослойный и внутренне разнородный характер региональных социально-демографических процессов, среди которых одним из наиболее острых является национальный, ставит вопрос о поиске своего рода параметров стабильности системы, которые позволят в достаточной степени снизить уровень ее сложности, нивелировав роль индивидуальных свойств, искажающих общую картину на макроуровне. Такого рода «параметрами порядка» можно считать социальные группы, соотношение между которыми в значительной степени определяет «образ» системы общественных отношений, оказывающий влияние на все ее уровни. Изучение такой структуры в динамике будет способствовать адекватной оценке характера развития общества, а также позволит анализировать взаимосогласованность социальных процессов с политикой администрации, выявляя причинно-следственные связи и закономерности. Подобная постановка вопроса также позволит отследить прямые и обратные связи в системе «власть — общество».
Для сегодняшнего момента необходимым условием является рассмотрение динамики социальных групп в относительно длительной временной перспективе. Это позволит добиться более обоснованных и точных выводов, выявить не замеченные ранее факторы, а также отодвинуть «горизонт предвидения» при прогнозировании социальных изменений. Объективно существующие общественные и экономические циклы разной длительности при краткосрочном горизонте (в пределах до 20 лет) зачастую искажаются и не вскрывают сущность наиболее фундаментальных процессов. Отсюда возникает обоснованная потребность в максимизации продолжительности рассматриваемого периода. Все вышеизложенное справедливо и при исследовании динамики этноконфессиональной структуры населения. Вопрос о соотношении индивидуальной свободы и обусловленности поведения человека принадлежностью к той или иной большой социальной группе до сих пор не закрыт, однако представляется очевидным, что этническая и конфессиональная идентичности в значительной степени определяют поведенческие и мировоззренческие аспекты жизнедеятельности. В связи с этим взаимодействие администраций с этноконфессиональными группами населения является одним из важнейших аспектов внутренней государственной политики страны. Поиску путей
решения национальных и тесно связанных с ними конфессиональных проблем необходимо уделять большее внимание, что неизбежно ставит вопрос о поиске научной основы для разработки мероприятий в этой проблемной области. В связи с этим исследование динамики этноконфессиональной структуры является важным направлением работы для исследователей, т.к. позволяет обогатить фундаментальную науку и внедрить достижения последней непосредственно в практику государственной политики. Так, появится возможность более четкого выполнения прогностической функции, и станет реальным более глубокий мониторинг ситуации. Кроме того, значительно усилится теоретическая и методологическая основа формирования комплексных исторических, социологических, политологических исследований этноконфессиональной проблематики, учитывающих сложный и нелинейный характер взаимодействия объективных законов развития общества и государственного управления. Историческая наука может быть значительно обогащена за счет возможности «нанизывания» исследований по этно-конфессиональным проблемам в отдельных регионах и различных периодах на общий «каркас», включающий одну из основ любого гуманитарного исследования — эволюцию социума. Детализация данной модели на общие черты, формирующие каркас общества, и специфические проявления, обусловленные конкретно-историческими условиями, дает принципиально новые аналитические возможности [Снычёв 1996].
Этноконфессиональные проблемы всегда являлись определяющими при формировании общественных процессов страны. Особую роль при этом играли многонациональные и поликонфессиональные регионы, такие как Поволжье. Стабильность этноконфессиональных отношений на длительном историческом пути российской государственности имеет базовые принципы, такие как стремление мирно жить с соседями и необходимость поставить на службу Родине уникальную многона-циональность. Это ценностное этнокультурное мировоззрение должно правильно использоваться государственной властью. По мнению авторов, важнейшей составляющей в этом отношении должна стать грамотная социокультурная политика не только центральных, но и региональных властей. Опыт системы решения этнокон-фессиональных проблем в разные исторические периоды дает возможность повышения эффективности национальной политики в настоящем и будущем. В связи с этим важным представляется сопоставление динамики этнической структуры населения Российской империи, СССР и современной Российской Федерации на общегосударственном и региональном уровнях. Это позволит рассматривать основные этапы развития российского общества, а также основные события истории в тесной взаимосвязи с изменениями этноконфессиональной структуры населения. Преодоление указанных разрывов и установление соответствия между данными, а также обеспечение сравнимости критериев оценки структуры населения возможно на основе междисциплинарного подхода с применением методов таких научных дисциплин, как история, социология, психология, статистика и этнография. Авторы полагают, что для получения возможности сравнительного анализа эффективности национальной политики необходимо использовать универсальные статистические методы сопоставления и смыкания рядов динамики. В этом случае устраняется проблема неоднородности исторических периодов, совершенно разных политических систем, устремлений и ценностей населения.
В современном обществе обилие информации преобразовывается в плюрализм точек зрения на те или иные события и процессы. Поэтому очень важно, чтобы изучение этнической и религиозной специфики формирования современной структуры социума базировалось на богатом историческом опыте. Известно, что мыслительная форма постижения явлений объективной реальности в условиях многонациональной страны должна соотноситься с циклами модернизации и особой мировоззренческой установкой, исходящей из традиционных культурных ценностных ориентиров и форм жизнедеятельности. Если подобная взаимосвязь установлена, то использование современных специальных методик, как правило, благотворно отражается на взаимопонимании людей различных конфессий и этнической принадлежности. В будущем же данный фактор будет способствовать вос-
питанию культуры межнационального и межконфессионального общения, снижению социальной напряженности в обществе.
Статья подготовлена в рамках конкурса (грант) РГНФ. Проект № 15-31-14003/15 «Региональные аспекты формирования российской нации».
Список литературы
Васильев А.А., Соловьёв В.Ю. 2011. О некоторых моментах современного исторического воспитания и формирования русской самоидентичности. — Власть. № 1. С. 85-88.
Есиков С.А., Есикова М.М. 2013. Крестьянская община (земельное общество) в общественно-политической жизни в 1920-е годы (на материалах Тамбовской губернии). Тамбов: Изд-во ТГТУ. 80 с.
Марков В.А., Левашов Д.Е. 2013. Статистические методы исторического исследования трансформации сословно-конфессионального состава населения: гендер-ный и территориальный аспекты. — Наука и общество. № 1. С. 37-46.
Снычёв И. 1996. Тайны беззакония. — Пастырь добрый. Труды митрополита Иоанна. СПб.
VASIL'EV Andrei Anatol'evich, Dr.Sci.(Hist.), Professor of the Chair of History, Sociology of Politics and Service, Saratov State Academy of Law (1 Vol'skaya St, Saratov, Russia, 410056; [email protected]).
SOLOV'EV Vasilii Yur'evich, Dr.Sci.(Hist.), Professor of the Chair of History, Sociology of Politics and Service, Saratov State Academy of Law (1 Vol'skaya St, Saratov, Russia, 410056; Soloviev [email protected])
MODERN TECHNIQUES OF HISTORICAL KNOWLEDGE IN THE STATE NATIONAL AND RELIGIOUS POLICIES (on materials of the Saratov region)
Abstract. The article is related to the ethnic and religious policies of the state, especially to its regional security. Modern historical stage was marked by a crisis of ideas and concepts. On the result of scientific analysis the authors have got authentic slice of effective national and state religious policy associated with the formation of a multi-ethnic composition of the population, especially its structural changes; and identified the causes of migration of ethnic processes. This allows observing the qualitative growth of ethnic consciousness for a particular region, embedded in the public policy of partial acculturation and mixing of ethnic groups.
Keywords: ethnicity, confession, identity, mentality, traditions, spirituality, modernization, scientific methods